Научная статья на тему 'Формирование социальных стереотипов инвалидности'

Формирование социальных стереотипов инвалидности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2142
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / АТТИТЮДЫ / ИНВАЛИДНОСТЬ / ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Домбровская Анна Юрьевна

В статье анализируются сформированные в общественном сознании социальные стереотипы инвалидности. Основные результаты исследования сформулированы в ряде антиномий, характеризующих аттитюды населения о людях с ограниченными возможностями: их образе, социальной позиции, стратегии социального поведения. Данные и выводы исследования могут быть использованы в деятельности средств массовой информации, социальных служб, общественных объединений инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование социальных стереотипов инвалидности»

УДК 316.644:316.344.6

ДОМБРОВСКАЯ А.Ю. Формирование социальных

стереотипов инвалидности

В статье анализируются сформированные в общественном сознании социальные стереотипы инвалидности. Основные результаты исследования сформулированы в ряде антиномий, характеризующих аттитюды населения о людях с ограниченными возможностями: их образе, социальной позиции, стратегии социального поведения. Данные и выводы исследования могут быть использованы в деятельности средств массовой информации, социальных служб, общественных объединений инвалидов.

Ключевые слова: социальные стереотипы, аттитюды, инвалидность, люди с ограниченными возможностями.

Заявленный предмет социологического анализатребует рассмотрения с нескольких сторон: во-первых, изучение массово-коммуникационного дискурса инвалидности посредством количественно-качественного анализа медиа-сообщений о людях с ограниченными возможностями; во-вторых, анализ мнения инвалидов о возможностях информационной поддержки и влияния средств массовой информации на их социальную адаптацию с помощью массового опроса; в-третьих, исследование формирования социальных стереотипов инвалидности в общественном сознании методом фокусированного группового интервью. Названные направления социологического анализа осуществлялись в течение 5 лет (2004-2008 гг.). В данной статье отражены наиболее важные результаты этого исследования.

Основные выводы количественно-качественного контент-анализа региональной прессы (использована сплошная выборка выпусков трех региональных газет за период с 1 января 2004 года по 1 января 2007 года, изучались все публикации, в которых имелось упоминание об инвалидах) таковы:

- количественная репрезентация статей об инвалидах достаточно высока (выявлено 245 сообщений, статей и проч. материалов об инвалидах за анализируемый период), особенно возрастает количество материалов прессы о людях с ограниченными возможностями в период декады инвалидов (в декабре);

- наиболее распространенные типы публикаций - консультативный и инфор-

мационно-справочный. Практически отсутствуют наиболее действенные с точки зрения формирования социального поведения инвалидов превентивные, биографические материалы;

- в абсолютном большинстве статей (61%) объектом становятся обезличенные социальные структуры, вырабатывающие либо осуществляющие социальные меры в отношении инвалидов. Другими словами, при освещении проблем инвалидов сами инвалиды уходят на задний план, описывается не их жизнь, социальное поведение, а меры поддержки в их отношении, осуществляемые различными организациями и учреждениями социальной защиты;

- нередко журналисты формируют представление об инвалидах как о социальной группе, единственной проблемой которой является получение социальной помощи;

- нередко проблема инвалидности является для журналистов своеобразной "приманкой" для читателей. Так, были выявлены публикации, в которых есть упоминание об инвалидах, связанных со скандальными, сенсационными или криминальными событиями ("Инвалидность колдуну не помеха"1, "Сделал "Авторитета" инвалидом"2, "Бабушка-терминатор"3, "Лучше быть калекой, чем сиротой"4). Такая лексика отнюдь не формирует позитивное конструктивное отношение общества к этой категории населения;

- исследованные нами материалы газет позволяют говорить о формируемом ими образе немощных инвалидов, людей, не способных самостоятельно решить свои про-

блемы. Последние рассматриваются как объекты, пассивные получатели помощи.

Таким образом, при достаточно высоком удельном весе публикаций об инвалидах возникает вопрос их содержания. Необходимо изменить ракурс освещения проблем людей с ограниченными возможностями в сторону активизации их образа, трансляции позитивного опыта преодоления инвалидами жизненных ограничений.

Получив представление о формируемом средствами массовой информации образе инвалида, автор предпринял массовый опрос людей с ограниченными возможностями на предмет их мнения о влиянии массовой информации на их социальную адаптацию (20052006 гг, выборка репрезентативна по группе, возрасту и району проживания, N=363).

Главным итогом анализа данных опроса явилась установленная зависимость уровня активности экономического и политического поведения инвалидов от степени активности их информационного поведения. Данная зависимость была выявлена в ходе эмпирической типологизации видов социальной адаптации инвалидов (метод К-средств пакета SPSS for Windows Release 11.0.1 (15 Nov 2001).

Для первого типа социальной адаптации характерны следующие признаки:

- неосознанность важности получения прикладной информации;

- неготовность изменить свое поведение в соответствии с транслируемой средствами массовой информации оптимальной моделью социального поведения в условиях ограничений здоровья;

- низкая информированность о возможностях получения социальной помощи;

- пассивная стратегия экономического поведения, заключающаяся в установке на получение помощи от государства как на единственную возможность улучшения своего материального положения, и неготовность использовать свои личные и деловые качества, ресурсы в экономическом поведении, пессимизм в экономическом самочувствии;

- аполитичность, сочетающая неучастие в деятельности политических партий; выражение аполитичных взглядов, фактическое отсутствие политических симпатий, выражение безразличия к политике областной администрации.

Таким образом, пассивность в обращении с информацией, получаемой из СМИ, сочетается с экономической и политической пассивностью представителей данной модели социальной адаптации. Данные респонденты не готовы применять активные способы преодоления жизненных ограничений.

Основной задачей средств массовой информации как фактора социальной адаптации данной категории инвалидов является оказание помощи в осознании возможности использования информационного ресурса для решения жизненных задач.

Второй тип социальной адаптации характерен для инвалидов среднего возраста со средним общим образованием. Этот тип социальной адаптации реализуют 36,6% респондентов.

Второй тип социальной адаптации инвалидов отличается:

- осознанием практической пользы сведений из СМИ;

- невладением навыком применения информации из СМИ;

- средним уровнем готовности изменить свое поведение в соответствии с транслируемой средствами массовой информации оптимальной моделью социального поведения в условиях ограничений здоровья;

- низкой информированностью о возможностях получения социальной помощи;

- неудовлетворенностью своим родом занятий, материальным положением и степенью своей социальной адаптации;

- критическим отношением к политике власти и недоверием главе администрации области.

Представители данного типа социальной адаптации - так называемые "отчаявшиеся" инвалиды, понимающие на уровне подсознания личную бесперспективность и ожидающие от СМИ подтверждения своих негативных ожиданий относительно внутренней и внешней жизни страны.

Таким образом, главной задачей средств массовой информации как фактора социальной адаптации этой категории инвалидов является развитие навыка практического использования информационного ресурса для решения жизненных задач.

Третий тип социальной адаптации инвалидов является наиболее распростра-

№ 2 2009 г.

ненным. Его придерживаются 44,9% респондентов. Такая распространенность этого типа адаптационного поведения может объясняться тем, что он характерен для молодых опрошенных, а их доля в соответствии со статистическими данными в выборке весьма значительна.

Для третьего типа социальной адаптации характерны следующие признаки:

- осознание важности получения прикладной информации;

- готовность изменить свое поведение в соответствии с транслируемой средствами массовой информации оптимальной моделью социального поведения в условиях ограничений здоровья;

- средняя информированность о возможностях получения социальной помощи;

- владение развитым навыком практического использования сведений из СМИ;

- высокая экономическая активность, уверенность в собственных силах, способность самостоятельно улучшить качество своей жизни. В целом их экономическая активность являет собой стратегию активной социально-экономической адаптации к жизни в условиях ограниченных возможностей здоровья;

- высокая политическая активность ее представителей, проявляющаяся в участии в деятельности политических партий и высокой избирательной активности, хорошем политическом самочувствии, выражающемся в одобрении деятельности органов государственной власти.

Обобщая анализ данного типа социальной адаптации инвалидов, подчеркнем, что высокий уровень активности в использовании практической информации, высокая экономическая и политическая активность сочетаются у его носителей с хорошим экономическим, политическим самочувствием и высокой социальной адаптацией к жизни в условиях физических ограничений.

Данный тип социальной адаптации инвалидов представляется нам оптимальной стратегией жизни людей с ограниченными возможностями здоровья. Это тот эталон социально оправданного поведения в условиях ограниченных возможностей здоровья, который призваны транслировать и формировать средства массовой информации.

Обращение к фокусированному групповому интервью продиктовано необходимо-

стью проверки выводов, полученных посредством количественно-качественного контент-анализа медиа-текстов об инвалидах, а также более глубокого анализа стратегий формирования социальных стереотипов инвалидности в общественном сознании.

В ходе исследования было опрошено 8 фокус-групп (из них две фокус-группы были составлены из людей с ограниченными возможностями, имеющими видимые дефекты внешности (отсутствие конечностей, передвижение на инвалидной коляске и проч.). В соответствии с обязательными требованиями к процедуре отбора участников фокусированного группового интервью соблюдался принцип однородности состава группы по возрастному, образовательному, профессиональному признакам и уровню дохода.

Результаты анализа транскрибированных текстов интервью представим в виде ряда противоречивых суждений людей об инвалидах и их проблемах, будем называть эти противоречивые представления антиномиями. Начнем с антиномий в беседах фокус-групп, состоящих из людей, не имеющих инвалидности.

Первая антиномия. Участники фокус-групп в одних случаях говорят об инвалидности как о возможности получения/увеличения размера пенсии, в других - как о не-ком "клейме", "ярлыке", препятствующем или затрудняющем социальную интеграцию людей с ограниченными возможностями. Однако чаще всего имеет место непонимание проблемы дискриминационности термина "инвалид" и связанной с ним установки на "естественное освобождение", а, по сути, исключение людей, имеющих инвалидность, из общественной жизни.

Вторая антиномия. Этот парадокс был выявлен при обсуждении участниками фокус-группы следующих двух вопросов: "Как бы вы вели себя в отношении коллеги/одно-группника, имеющего инвалидность и видимый дефект внешности?" и "Насколько реальными вы представляете себе романтические отношения с человеком, имеющим инвалидность и видимый дефект внешности?". Было установлено, что в отношении коллеги или одногруппника-инвалида участники фокус-группы склонны проявлять нетребовательность и некритичность к его работе/поведению. Совершенно иная ситуа-

ция с потенциальными романтическими отношениями с инвалидом - такую возможность респонденты усматривают только в исключительном случае, например, в случае необыкновенных душевных или иных качеств человека с ограниченными возможностями. Очевидна глубоко заложенная в сознании людей дискриминация по физическому признаку - тех качеств, которых достаточно для построения романтических отношений людям, имеющим типичную внешность, недостаточно для нетипичных людей - к ним повышенные требования, они "должны удивить, покорить, обескуражить".

Третья антиномия. Заключается в одновременном осознании необходимости создания доступной городской среды для инвалидов и предположении о том, что лучшее решение проблем инвалидов - их совместное проживание, деятельность и общение в рамках неких "ниш" для инвалидов. Участники фокус-групп выражают уверенность в том, что людям с видимыми дефектами внешности комфортнее с себе подобными. Однако, полагаем, что это объясняется эффектом проекции. Доказательство тому - ответы участников фокус-группы на вопрос "Как вы чувствовали бы себя в присутствии человека-инвалида, имеющего нетипичную внешность?". Большинство реакций было связано с предположением о возможном ощущении неловкости и незнания, как себя вести.

Четвертая антиномия.

Переходя к результатам фокусированного группового интервью с людьми, имеющими инвалидность, отметим, что беседа была построена вокруг трех центральных тем: пси-хо-социальное самочувствие, наиболее острые жизненные проблемы и необходимые участникам фокус-группы виды помощи.

Отвечая на первый вопрос, люди с ограниченными возможностями описывали, как правило, свои психологические ощущения от пребывания в общественных местах и рассказывали о тех ресурсах, которые помогают им, несмотря на физические ограничения, адаптироваться в обществе. Эти рассуждения, на наш взгляд, также могут быть представлены рядом антиномий.

Первая антиномия. Семья рассматривается участниками фокус-групп с двух сторон: или как главный жизненный ре-

сурс, или (в случае отсутствия постоянного родительского внимания) как то, вопреки чему удалось приспособиться к ограничениям здоровья.

Вторая антиномия. Люди с ограниченными возможностями, с одной стороны, заявляют о необходимости равного к ним отношения в общественных местах ("без унизительных взглядов сочувствия и проявления жалости"), с другой - демонстрируют явную установку на свое "особое положение" в общественных местах: транспорте, на дороге, очереди и проч.

Третья антиномия. Размышляя о самых необходимых видах помощи, люди с ограниченными возможностями называют, прежде всего, материальную поддержку, улучшение медицинского обслуживания и решение жилищных проблем, то есть имеют явную установку на пассивные виды помощи. В то же время эти же информанты демонстрируют высокую степень неудовлетворенности тем стереотипным образом инвалида, который сформировался под влиянием средств массовой информации, образом недееспособного, немощного человека, ориентированного на иждивенческую жизненную позицию.

Сопоставление основных результатов исследования с помощью методов количественно-качественного контент-анализа материалов прессы об инвалидах, анкетирования людей с ограниченными возможностями и фокусированного группового интервью с населением позволяет говорить о явном недопонимании, расстоянии между жизненными пространствами инвалидов и остальных людей. Рассматриваемая проблема имеет две стороны. Одна заключается в том, что общественность лишена культуры отношения к людям, имеющим инвалидность. Другая - в том, что сами люди с ограниченными возможностями в силу стереотипности общественного сознания имеют в большинстве своем низкую самооценку, недостаточный уровень амбиций и пассивную социальную адаптацию.

1Цыпленков С. Инвалидность колдуну не помеха // Орловская правда, 02.02.2005.

2 Сделал «Авторитета» инвалидом // Орловская правда, 03.07.2006.

3 Чеховская, А. Бабушка-терминатор // Орловский меридиан, 17.03.2004.

4 Ермакова, Н. «Лучше быть калекой, чем сиротой» // Орловский вестник, 04.10.2005.

№ 2 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.