ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
УДК 339.56.055
JEL F13, О24
DOI 10.26425/1816-4277-2022-10-115-124
«
Влияние сотрудничества со странами Большой семерки» в сфере торговли товарами на национальную экономику России
Глебова Анна Геннадьевна
Д-р экон. наук, проф. Департамента мировых финансов ORCID: 0000-0002-9449-6013, e-mail: nauka_rf@mail.ru
Гилядова Анна Альбертовна
Студент, ORCID: 0000-0001-9815-2317, e-mail: anna.gilyadova@bk.ru
Мартакова Екатерина Андреевна
Студент, ORCID: 0000-0003-3465-489X, e-mail: 79250415711kate@gmail.com
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия
Ключевые слова
Внешняя торговля России, «Большая семерка», тенденции экспорта, структура экспорта, экономические санкции, «коронакризис», доходы от нефти, зависимость от нефтегазовых доходов, «голландская болезнь»
Аннотация
Предмет исследования — внешнеторговый товарооборот между Россией и странами «Большой семерки» (США, Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Великобритания), в частности, его структура. Цель работы — выявить степень влияния сотрудничества с рассматриваемыми в работе странами в сфере торговли товарами на национальную экономику России. Теоретико-методологической основой и информационной базой исследования являются труды российских и зарубежных авторов, посвященные вопросам взаимодействия России и стран «Большой семерки». В процессе написания статьи авторы также обращались к официальным источникам, в частности, к данным, представленным Федеральной таможенной службой России, Федеральной службой государственной статистики (Росстат), Министерством финансов Российской Федерации. Сделаны выводы, что сотрудничество со странами «Большой семерки» в сфере внешней торговли в целом эффективно для России. Однако следует отметить, что Россия активно реализует экспортно-направленную политику, основными товарами которой являются нефть и нефтепродукты, что, несомненно, способствует повышению темпов развития экономики, притоку иностранного капитала и увеличению размера валового внутреннего продукта. Но по причине введенных санкций, а также зависимости России от нефтегазовых доходов, следует направить вектор развития в прочие отрасли, уделить особое внимание развитию отечественного производства и диверсифицировать экономику. Полученные результаты могут применяться для прогнозирования экономического положения страны на мировой арене, анализа дальнейшего взаимодействия Российской Федерации с ключевыми торговыми партнерами и оценки реализуемости эффективного партнерства.
Для цитирования: Глебова А.Г., Гилядова А.А., Мартакова Е.А. Влияние сотрудничества со странами «Большой семерки» в сфере торговли товарами на национальную экономику России// Вестник университета. 2022. № 10. С. 115-124.
© Глебова А.Г., Гилядова А.А., Мартакова Е.А., 2022.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
ECONOMICS: PROBLEMS, SOLUTIONS AND PROSPECTS
The impact of Russia's cooperation with the G7 countries in the sphere of trade in goods on the national economy of Russia
Anna G. Glebova
Dr. Sci. (Econ.), Prof. of the World Finance Department ORCID: 0000-0002-9449-6013, e-mail: nauka_rf@mail.ru
Anna A. Gilyadova
Student, ORCID: 0000-0001-9815-2317, e-mail: anna.gilyadova@bk.ru
Ekaterina A. Martakova
Student, 0000-0003-3465-489X, e-mail: 79250415711kate@gmail.com
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
Keywords
Russia's foreign trade, G7, export trends, export structure, economic sanctions, corona crisis, oil revenues, dependence on oil revenues, Dutch disease
Abstract
The subject of the study is the foreign trade turnover between Russia and the G7 countries (USA, Canada, France, Germany, Italy, Japan, Great Britain), in particular, its structure. The purpose of the work is to identify the degree of influence of Russia's cooperation with the countries considered in the work in the field of trade in goods on the national economy of Russia. The theoretical and methodological basis and information base of the study are the works of Russian and foreign authors devoted to the issues of interaction between Russia and the G7 countries. While writing this article the authors also referred to official Russian sources, in particular, to the data provided by the Federal Customs Service of Russia, the Federal State Statistics Service (Rosstat), and the Ministry of Finance of the Russian Federation. It is concluded that Russia's cooperation with the G7 countries in the sphere of foreign trade is generally effective for Russia. However, it should be noted that the Russian Federation is actively implementing an export-oriented policy, the main products of which are oil products, which undoubtedly contributes to the increase in the rate of economic development, the inflow of foreign capital and the increase in gross domestic product. But due to the imposed sanctions, as well as dependence of the Russian Federation on oil and gas revenues, it is necessary to direct the vector of development to other industries, pay special attention to the development of domestic products and diversify the economy. The results obtained in this paper can be used for forecasting the economic position of the country in the global arena, analyzing the further interaction of the Russian Federation with its key trading partners, and assessing the feasibility of an effective partnership.
For citation: Glebova A.G., Gilyadova A.A., Martakova E.A. (2022) The impact of Russia's cooperation with the G7 countries in the sphere of trade in goods on the national economy of Russia. Vestnik universiteta, no. 10, pp. 115—124.
© Glebova A.G., Gilyadova A.A., Martakova E.A., 2022.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос внешней торговли является ключевым для развития как национальной, так и мировой экономики. Экспортно-импортные отношения считаются приоритетным направлением внешней политики и для Российской Федерации (далее — РФ) в том числе. Ситуация на внутреннем рынке РФ, уровень благосостояния граждан и степень профицита государственного бюджета напрямую зависят от эффективности внешнеторговых отношений.
В статье проанализированы основные показатели торговли товарами для России и государств-партнеров, являющихся членами «Большой семерки» (США, Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Великобритания), обозначены ключевые позиции в структурном разрезе поставок групп товаров в Россию и за рубеж, а также даны характеристики, демонстрирующие влияние проводимой внешнеторговой политики России на состояние ее национальной экономики. Проблема считается актуальной, так как от того, насколько успешным является выход России на мировой рынок, и того, какие отношения она способна выстроить с наиболее развитыми странами в ближайшем будущем, зависят уровень доходов страны, предприятий и отдельных граждан, развитие промышленного сектора, потенциал свободной конкуренции и другие ключевые вопросы.
В связи с поставленной целью в работе выполняются следующие задачи:
— раскрываются аспекты, влияющие на рост и падение показателей внешней торговли России;
— выявляются причины, воздействующие на тенденции общих объемов экспортируемых и импортируемых товаров (учитывая их структурный анализ);
— на основе аналитических данных выводятся факторы, обосновывающие положительное/отрицательное влияние экспортно-направленной внешней политики на функционирование и состояние внутреннего рынка страны;
— описываются торговые отношения России с некоторыми членами «Семерки», а также конкретные проблемы, возникающие в торговых взаимоотношениях между Россией и ее зарубежными партнерами;
— оцениваются перспективы улучшения обстановки в области внешней политики и эффективность применения выработанных методик.
В своем исследовании авторы опирались на труды российских ученых и экспертов, занимающихся проблемами международного торгово-экономического сотрудничества России, таких как М.В. Азжеу-рова [1], С.А. Беляев [2], А.Г. Глебова [3; 4], Ж.В. Ивановская [4], И.В. Лукашенко [4], А.А. Рябченко [5], Е.Б. Стародубцева [6], Д.И. Ушкалова [7]. Обзор этих публикаций показал наличие интереса академического сообщества к вопросам влияния международного торгового сотрудничества на национальную экономику России.
ДИНАМИКА ОБЪЕМА ТОВАРООБОРОТА И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИХ В РАМКАХ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И СТРАН «БОЛЬШОЙ СЕМЕРКИ»
Россия, как активный участник мировой торговли, находится в условиях зависимости от внешних факторов, влияющих на динамику экспорта и импорта, а также на тренды изменения структуры товарных рынков на мировой арене. В результате наблюдения за тенденциями роста и спада мировых экономических показателей, а также анализа позитивного и негативного влияния экспортно-импортных отношений на национальную экономику страны, можно определить ряд эффективных мер по содействию торгово-экономическому развитию.
Результаты действующей в Российской Федерации экспортной и импортной политики включают в себя конкретные значения, описывающие величину поставок нефтегазовых и прочих продуктов в отдельные страны, а также объем и доли доходов, получаемых от реализации этой деятельности. Чтобы дать им более полную и подробную характеристику, следует детально рассмотреть торговые отношения России с наиболее развитыми странами, в число которых входят страны «Большой семерки», для чего стоит обратиться к статистическим данным [8].
«Большая семерка» («Группа семи», англ. G7, Group of Seven) на сегодняшний день является неформальным объединением экономически развитых государств, в число которых входят Великобритания, Италия, Канада, США, Германия, Япония и Франция. Участники «Группы семи» являются ключевыми партнерами для России в сфере обмена товарами. И хотя абсолютным лидером по поставкам экспорта
и импорта из и в Россию является Китай, все государства «Семерки», за исключением Канады, входят в топ-15 стран, с которыми Российская Федерация осуществляет внешнюю торговлю (рис. 1). Так, например, Германия находится на втором месте в рейтинге по показателю внешней торговли со всеми странами мира, занимая при этом первое место среди стран-участниц «Большой семерки». Соединенные Штаты и Италия, в свою очередь, занимают пятое и седьмое места в общемировом рейтинге соответственно.
Китай Германия Нидерланды
Беларусь
!р Соединенные
^ Штаты Америки р
•с
Турция Италия
Республ
И Корея
Соединенное 0 Королевстсво
Казахстан Польша Франция Япония
1-1-1-1-1
0 30 60 90 120 150
Товарооборот, млрд. долл. США В Оборот В Экспорт I Импорт
Составлено авторами по материалам исследования
Рис. 1. Товарооборот России с основными партнерами с января 2021 г. по декабрь 2021 г.
В целом, товарооборот между Россией и странами «Семерки» показывает положительные результаты. Особенно это было очевидно в «досанкционные» времена.
К основным плюсам торговых отношений между Россией и странами «Большой семерки» можно отнести:
— взаимное устранение или снижение тарифов и квот;
— устранение различных барьеров для успешной торговли;
— объединение экономик стран в единую торговую рыночную площадку;
— выход государств на новые рынки;
— получение новых возможностей для участников рынка.
Безусловно, продолжение торговых отношений со странами «Семерки» очень важно для экономики России, особенно в свете событий последних лет, по праву называющихся историческими. В первую очередь, это пандемия коронавируса, поразившая сферу экономики, здравоохранения, культуры и прочего не только в России, но и во всем мире. Ключевым аспектом стоит считать и риск возрастающих санкций со стороны Запада, влияющих как на финансово-экономическое, так и на социально-политическое состояние страны, и влекущих за собой приостановку деятельности многих зарубежных компаний на российском рынке, затрудненное положение участников банковской сферы, рост инфляции, безработицы и так далее. И хотя существующее положение России как участника мирового рынка можно без сомнения назвать сложным, важно понимать, что и в прошлом отношения России с ведущими экономиками мира (включая «Группу семи») были далеко не простыми.
ВЛИЯНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ НА ТОРГОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И СТРАН «БОЛЬШОЙ СЕМЕРКИ»
Начиная с 1991 г. торговые отношения между Россией и странами «Большой семерки» постепенно развивались, набирая обороты с каждым годом в отношении экспорта и импорта продукции вплоть до 2014 г., когда Россия была исключена из «Большой восьмерки» в результате украинского кризиса. Страны «Семерки» не приняли политику Российской Федерации в украинском вопросе, что привело к введению ряда ограничительных мер. С марта 2014 г. началось поэтапное введение санкций в отношении России [5].
Так как внешняя торговая деятельность России является важнейшей составляющей экономики страны — доход, получаемый от экспорта товаров и услуг, формирует существенную часть федерального бюджета, а в зависимости от импорта находятся многие отрасли — то снижение товарооборота, естественно, сказалось на национальной экономике государства.
Данные Федеральной службы государственной статистики [9] и Федеральной таможенной службы России [10], демонстрируют, что в 2014 г., как и в 2008 г., когда мир испытывал экономический кризис, товарооборот России показал значительные снижения, а его объемы опустились до локальных минимумов (рис. 2). Общий товарооборот РФ со всем миром упал к 2015 г. на 134,8 млрд долл. США (31,1 %), а со странами «Большой семерки» в частности — на 37,25 млрд долл. США (30 %) по сравнению с предыдущим годом.
Год
—■— Мир —■— Страны G7
Составлено авторами по материалам исследования Рис. 2. Экспортные отношения Российской Федерации со всем миром и странами «Большой семерки»,
1995-2021 гг., млрд долл. США
Следует отметить, что сокращение стоимостных объемов экспорта России началось еще до начала давления условий пандемии на функционирование российской экономики — в январе 2020 г. — и было связано со снижением цен на нефть. Максимальные темпы снижения российского экспорта наблюдались в мае 2020 г. (в отличие от мировой торговли, показавшей наиболее глубокое падение в апреле) и составили 34,1 % (в апреле — 31,5 %). На фоне роста цены на нефть в июне отставание от показателей предыдущего года замедлилось, однако в июле-августе вновь обнаружило тенденцию к росту под действием ценового фактора.
Очевидно, что кризис, вызванный пандемией коронавируса («коронакризис»), в мировой торговле оказал масштабное влияние на экономики всех стран. Для решения проблем, вызванных пандемией, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, мировая общественность попыталась разработать скоординированные и синхронизированные глобальные программы финансового и денежно-кредитного стимулирования национальных экономик [3]. Наблюдаемый рост экспорта российских товаров в 2021 г. во многом объясняется правительственной поддержкой борьбы с мировым «коронакризисом».
Однако ситуация кардинально изменилась в 2022 г. Российская Федерация столкнулась с новыми пакетами экономических и финансовых санкций, в том числе и со стороны стран «Большой семерки», российский рынок покинули многие зарубежные компании, в связи с чем внешний товарооборот России существенно сократился на неопределенный промежуток времени.
Можно отметить, что введенные санкции способствуют росту локализации российского производства (этот феномен сейчас называют импортозамещением), российские компании начали производить те товары и услуги, которые раньше предоставляли зарубежные поставщики. Таким образом были разработаны проекты, замещающие систему передачи межбанковских платежей SWIFT (англ. Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications), открыты новые сети быстрого питания и прочее. Развитие пострадавших отраслей будет и в дальнейшем поддерживаться государством и являться приоритетным направлением для экономики России [11].
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПОРТА НЕФТЕГАЗОВЫХ ПРОДУКТОВ ДЛЯ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
По данным Федеральной таможенной службы России [12], экспорт из РФ за 2021 г. составил 491,2 млрд долл. США, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 46 %. В основном экспортировались минеральные продукты, доля которых составила 43,7 %, из которых 6 % были направлены в Германию. 8,9 % составляет экспорт товаров, относящихся к «скрытому разделу», где 18% поставок — в Германию и 9 % — в Италию. 6 % от общего экспорта занимают драгоценности, большая часть из которых была направлена в Англию (55 %) и в США (8 %). «Прочие товары» также были поставлены в Италию (19 %) и Германию (11 %) (рис. 3).
- 2,0 %
2,4 % 2,5 % 3,4 %
5,3 %
5,8 %
6,4 %
7,9 %
43,7 %
Минеральные продукты Металлы и изделия из них Скрытый раздел Драгоценности Прочие товары Продукция химической промышленности Машины, оборудование и аппаратура Продукты растительного происхождения Древесина и изделия из нее Пластмассы, каучук и резина Остальные
11,7 %
Составлено авторами по материалам исследования
Рис. 3. Основные товары, экспортируемые из России в 2021 г.
Среди всех экспортируемых Россией товаров преобладающую часть занимают минеральные продукты, в число которых на 96,4 % входят нефть и нефтепродукты. При этом из 8 стран, являющихся лидерами по поставкам вышеуказанной продукции из России, 4 страны входят в состав «Большой семерки». Германия, Япония, Италия и США занимают 3, 5, 7 и 8 места соответственно.
По данным Министерства финансов Российской Федерации [13], в структуре поступлений в федеральный бюджет (табл. 1) доля нефтегазовых доходов в 2021 г. составила 35,8 %, ненефтегазовых — 64,2 %. Ненефтегазовые доходы выросли на 20,4 % и составили 16,2 трлн руб. Это было вызвано ростом поступлений налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций и так далее.
Нефтегазовые доходы выросли в 1,7 раза и составили 9,056 трлн руб. Это обусловлено увеличением поступлений налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, вывозных таможенных пошлин на нефть, налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья. Среди нефтегазовых доходов доходы от экспорта составили 24,56 % в 2021 г.
Таблица 1
Структурный разрез доходов в бюджет Российской Федерации
Доходы в федеральный бюджет Доля доходов по годам, %
2020 2021
Нефтегазовые доходы
Доля нефтегазовых доходов от всех 27,97 35,82
Ненефтегазовые доходы
Доля доходов, связанных с импортом 20,03 18,68
Доля доходов, связанных с внутренним производством 33,44 32,17
Прочие 18,56 13,33
Итого 100 100
Составлено авторами по материалам исследования
Около трети доходов Россия получает от нефти и газа, они являются основными экспортными продуктами. Все это указывает на экспортно-направленную внешнеторговую политику России. Существуют различные теории и взгляды, какая внешнеторговая политика наиболее эффективна и рентабельна, и, в частности, возникают разногласия по проблемам негативного воздействия экспортно-ориентированной политики.
Приверженцы теории экспортно-ориентированной политики говорят о том, что данное направление способствует дальнейшей специализации экономики, достижению положительного эффекта [14]. Конечно, для достижения такого результата требуется в необходимой мере развитое и конкурентоспособное производство, обеспеченное квалифицированными специалистами, современными и качественными технологиями и оборудованием, перспективными управленческими стратегиями и другими преимуществами, способствующими результативному выходу отечественных компаний на мировой рынок. В поддержку данной теории можно предоставить тот факт, что объем выпускаемой продукции непосредственно влияет на объем экспорта государства. Таким образом, увеличение внутреннего валового продукта стимулирует рост производительности, способствует экономии затрат, повышает эффективность экспорта.
Одной из теорий, поднимающих проблемы негативного влияния экспортно-ориентированной политики, является теория «ресурсного проклятия» или «голландской болезни» [15]. Основная мысль теории заключается в том, что большинство стран с достаточными запасами природных ресурсов (нефть, газ, уголь) развиваются медленнее стран, близких по характеристикам, но немного уступающих по запасам природных ресурсов. Причина в том, что некоторые страны используют свои природные запасы не так эффективно, как другие виды капиталов. В таком случае немаловажен курс обменной валюты, так как его рост приводит к уменьшению объема экспорта товаров других типов.
Россия, обладая одним из самых крупных запасов ископаемых в мире, является примером проявления «голландской болезни» [16]. Несмотря на то что большую часть бюджета характеризуют доходы от сырьевых ресурсов, присутствует и немалый вес, принадлежащий добывающей промышленности, которая преобладает над другими отраслями экономики и оказывает негативное влияние на внутренний рынок вследствие того, что обрабатывающий сектор развивается значительно медленнее добывающего.
Для устойчивого развития России следует уменьшать свою зависимость от нефтегазовых доходов, так как они составляют большую часть поступлений в бюджет. Преобладающая роль энергоносителей, а не конечных товаров, является негативным аспектом в российском экспорте. Однако у страны пока отсутствуют четкие планы по замене нефти и газа. Более того, на сегодняшний день не существует сформулированной позиции о том, как можно было бы стимулировать отказ от торговли сырьем.
Сотрудничество со странами «Большой семерки» в целом эффективно для России, так как оно является источником большого объема поступлений в бюджет. Однако для минимизации рисков, в связи с тенденцией к сокращению использования нефтяной продукции и последующим уменьшением потребления данного сырья, следует направить вектор развития национальной экономики России в сферы, не связанные с нефтью и газом [17]. Поэтому по планам российского правительства, к 2024 г. на нефтегазовые доходы будет приходиться менее трети бюджета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внешнеторговые отношения имеют огромное значение для экономики России. Быть поставщиком товаров на международный рынок — значит демонстрировать миру свои возможности, цели и результаты, позиционировать себя как партнера, с которым следует выстраивать долгосрочные торговые отношения. Участники «Большой семерки» по праву считаются одними из наиболее значимых торговых партнеров России, в эти страны десятки лет вывозились большие объемы минеральной продукции, драгоценных металлов и так далее. Россия, между тем, активно принимала из стран «Семерки» товары из области высоких технологий, химическую продукцию, транспорт.
Члены «Группы семи» — наиболее развитые страны с высоким уровнем экономики и совокупным валовым внутренним продуктом (далее — ВВП) в 40 % от мирового объема. Большая часть участников имеет перспективы осуществлять активное торгово-экономическое сотрудничество с Россией в том случае, если будет применено двустороннее партнерство и взаимная заинтересованность стран.
Эффективное сотрудничество России со странами «Большой семерки» в области внешней торговли, экономики и политики, хотя и не кажется в полной мере реализуемым, имеет большое значение для партнеров с обеих сторон. Для России взаимодействие с такими партнерами, как Германия, Великобритания, США, Япония и другими, является возможностью реализовывать свое производство и свою продукцию на мировом рынке. Для обеспечения конкурентоспособности российским предприятиям следует улучшать качество производимого товара, внедрять новые технологии, поддерживать высокую квалификацию российских специалистов. Для стран, входящих в состав «Большой семерки», хорошие отношения с Россией способствуют более успешной торговле в больших объемах, с большим доходом и меньшими издержками от экспорта и импорта.
Стремление страны наращивать объем экспорта, а также активная реализация экспортно-направленной политики способствуют стимуляции производства товаров, а следовательно, повышают темпы развития экономики и размер ВВП, содействуют более крупному притоку иностранного капитала в страну. Экспорт является важным источником поступлений в федеральный бюджет, он укрепляет позиции национальной валюты, является инструментом повышения конкурентоспособности среди отечественных предприятий.
Главным направлением российского экспорта, конечно, является продукция топливно-энергетического комплекса (нефть, природный газ, нефтепродукты), металлургическая и химическая промышленность, драгоценные металлы.
Российская Федерация осуществляет активное стимулирование экспорта и обеспечение свободной конкуренции для участников рынка, применяя различные методы поощрения, например льготы, субсидии, антидемпинговые меры. Однако учитывая, что Россию относят к числу стран, проявляющих «голландскую болезнь», можно рекомендовать переориентацию политики страны с преимущественно внешнеторговой на внутреннюю, использование национальных капиталов в полной мере, развитие отечественного производства и постепенный отход от пропорциональной зависимости бюджета от поставок минеральной продукции за рубеж.
Библиографический список
1. Азжеурова М.В. Тенденции развития российского экспорта. В кн.: Миколайчик И.Н. (отв. ред.) Приоритетные направления регионального развития: материалы II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием, Курган, 25 февраля 2021 г. Курган: Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева; 2021. С. 13-17.
2. Беляев С.А. Тенденции развития внешней торговли России в условиях пандемии коронавируса. Азимут научных исследований: экономика иуправление. 2021;10-3(36):59-62. https://doi.org/10.26140/anie-2021-1003-0012
3. Глебова А.Г. Правительственная поддержка борьбы с мировым коронакризисом. В кн.: Максимцев И.А., Горбашко Е.А., Шубаева В.Г. (научн. ред.) Архитектура финансов: вызовы новой реальности: материалы XI Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22—26 марта 2021 г. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет; 2021. С. 408-411.
4. Glebova A.G., Ivanovskaya Zh.V., Lukashenko I.V. Reorientation of world financial and economic interests from West to East: the place of Russia. Journal of Economy and entrepreneurship. 2020;12(125):162-166. https://doi.org/10.34925/ EIP.2021.125.12.031
5. Рябченко А.А. Россия и «Group of Seven»: история, перспективы, угрозы взаимодействия. В кн.: Актуальные вопросы управления: вызовы и перспективы устойчивого развития: материалы международной научно-практической конференции, Краснодар, 6 мая 2020 г. Краснодар: ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ-филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2020. С. 293-298.
6. Стародубцева Е.Б. «Сделано в России» — новые возможности развития экспорта России. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика иуправление. 2020;6-1:172—185.
7. Ушкалова Д.И. Внешняя торговля России в новых условиях. Журнал Новой экономической ассоциации. 2020;1(45) :199—207. https://doi.org/10.31737/2221-2264-2020-45-1-10
8. Федеральная таможенная служба России. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации: бюллетень. http://stat.customs.gov.ru/documents (дата обращения: 10.08.2022).
9. Федеральная служба государственной статистики. Внешняя торговля. https://rosstat.gov.ru/folder/11193 (дата обращения: 10.08.2022).
10. Федеральная таможенная служба России. Итоги внешней торговли с основными странами. https://customs.gov.ru/ folder/511 (дата обращения: 10.08.2022).
11. Правительство Российской Федерации. Меры Правительства по повышению устойчивости экономики и поддержке граждан в условиях санкций.. http://govemment.ru/sanctions_measures/ (дата обращения: 10.08.2022).
12. Федеральная таможенная служба России. Экспорт России важнейших товаров, январь-декабрь 2021. https://customs.gov ru/statistic/eksport-rossii-vazhnejshix-tovarov (дата обращения: 10.08.2022).
13. Министерство финансов Российской Федерации. Краткая информация об исполнении федерального бюджета. https://minfin.gov.ru/ru/statistics/fedbud/execute/ (дата обращения: 10.08.2022).
14. Helpman E., Krugman P Market structure andforeign trade: Increasing returns, imperfect competition, and the international economy. Cambridge, MA: MIT Press; 1985. 283 p.
15. Полтерович В., Попов В., Тонис А. Экономическая политика, качество институтов и механизмы «ресурсного проклятия». М: Издательский дом ГУ ВШЭ; 2007. 102 с.
16. Довыденко В.А. Влияние внешней торговли на экономику страны (на примере России). Современное общество и власть. 2017;3(13):194—196.
17. Соколов М.М. Нефтегазовые доходы бюджета и их влияние на развитие Российской экономики. Вестник Института экономики Российской академии наук. 2020;5:125-137. https://doi.org/10.24411/2073-6487-2020-10061
References
1. Azzheurova M.V Trends in the development of Russian exports. In: Mikolaychik I.N. (ed.) Priority directions of regional development : proceedings of the II All-Russian (National) Scientific and Practical Conference with international participation, Kurgan, 25 February 2021. Kurgan: Maltsev Kurgan State Agricultural Academy Publ. House; 2021. pp. 13—17.
2. Belyaev S.A. Trends in the development of Russia's foreign trade in the context of the coronavirus pandemic. Azimuth of scientific research: Economics and Management. 2021;10-3(36):59—62. https://doi.org/10.26140/anie-2021-1003-0012
3. Glebova A.G. Government support for the fight against the global coronacrisis. In: Maksimtsev I.A., Gorbashko E.A., Shu-baeva VG. (scientific ed.) Architecture of Finance: Challenges of a New Reality: Proceedings of the XI International Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, 22—26 March 2021. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University of Economics; 2021. P. 408—411.
4. Glebova A.G., Ivanovskaya Zh.V, Lukashenko I.V Reorientation of world financial and economic interests from West to East: the place of Russia. Journal of Economy and entrepreneurship. 2020;12(125):162—166. https://doi.org/10.34925/ EIP.2021.125.12.031
5. Ryabchenko A.A. Russia and the "Group of Seven": history, prospects, threats of interaction. In: Topical issues of Management: Challenges and Prospects of Sustainable development: Materials of the International scientific and Practical conference, Krasnodar, 6 May 2020. Krasnodar: Federal State Budgetary Institution Russian Energy Agency of the Ministry of Energy of Russia, Krasnodar Central Research Institute (branch of the Federal State Budgetary Institution "REA" of the Ministry of Energy of Russia); 2020. P. 293—298.
6. Starodubtseva E.B. "Made in Russia" — new opportunities for the development of Russian exports. Scientific notes of the Vernadsky Crimean Federal University. Economics and management. 2020;6-1:172—185.
7. Ushkalova D.I. Foreign trade of Russia in new conditions. Journal of the New Economic Association. 2020;1(45):199—207. https://doi.org/10.31737/2221-2264-2020-45-1-10
8. Russian Federal Customs Service. Customs statistics of foreign trade of the Russian Federation: bulletin. http://stat.customs.govru/ documents (accessed 10.08.2022).
9. Russian Federal State Statistics Service. Foreign trade. https://rosstat.gov.ru/folder/11193 (accessed 10.08.2022)
10. Russian Federal Customs Service. Results of foreign trade with major countries. https://customs.gov.ru/folder/511 (accessed 10.08.2022).
11. Government of the Russian Federation. Government measures to increase the stability of the economy and support citizens in the face of sanctions. http://government.ru/sanctions_measures / (accessed 10.08.2022).
12. Russian Federal Customs Service. Russia's exports of the most important goods, January—December2021. https://customs.gov.ru/ statistic/eksport-rossii-vazhnejshix-tovarov (accessed 10.08.2022).
13. Ministry of Finance of the Russian Federation. Summary of the execution of the federal budget. https://minfin.gov.ru/ru/statis-tics/fedbud/execute (accessed 10.08.2022).
14. Helpman E., Krugman P. Market structure andforeign trade: Increasing returns, imperfect competition, and the international economy. Cambridge, MA: MIT Press; 1985. 283 p.
15. Polterovich V, Popov V., Tonis A. Economic policy, the quality of institutions and the mechanisms of the "resource curse". Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics; 2007. (In Russian).
16. Dovydenko VA. The impact of foreign trade on the country's economy (on the example of Russia). Modern society and government. 2017;3(13):194—196.
17. Sokolov M.M. Oil and gas budget revenues and their impact on the development of the Russian economy. Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2020;5:125-137. https://doi.org/10.24411/2073-6487-2020-10061