Научная статья на тему 'Влияние соотношения масс подвижных балок и металла на величину волновых процессов в многодвигательном гидроприводе холодильников МНЛЗ'

Влияние соотношения масс подвижных балок и металла на величину волновых процессов в многодвигательном гидроприводе холодильников МНЛЗ Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
34
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛНОВЫЕ ПРОЦЕССЫ / ГИДРОПРИВОД ХОЛОДИЛЬНИКА МНЛЗ / ПОДВИЖНЫЕ БАЛКИ / ВОЛНЫ НАПРЯЖЕНИЯ / WAVE PROCESSES / HYDRAULIC ACTUATOR OF THE CCM COOLER / MOVING BEAMS / STRESS WAVES

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Савельев А.Н., Козлов С.В., Булатов И.А., Прохоренко О.Д.

В работе проанализировано влияние соотношения масс металла и подвижных балок холодильников при разных скоростях их передвижения на величину волновых процессов в гидроприводе. Наибольшее значение давления в гидроприводе подвижных балок соответствует 34 МПа и возникает при отношении массы металла к массе подвижных балок 1,12 и скорости взаимодействия масс 0,7 м/с. По величине волновое давление значительно может привышать статическое давление в гидроприводе холодильника, а значит обязательно должно учитываться при конструировании приводов холодильников МНЛЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Савельев А.Н., Козлов С.В., Булатов И.А., Прохоренко О.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of the mass ratio of movable beams and metal on the magnitude of wave processes in a multi-motor hydraulic drive of a continuous casting machine

The influence of the mass ratio of metal and mobile beams of collers at different speeds of their movement on the magnitude of wave processes in the hydraulic drive is analyzed in the paper. The highest value of pressure in the hydraulic drive of movable beams corresponds to 34 MPa and occurs when the ratio of the mass of the metal to the mass of the movable beams is 1.12 and the speed of interaction of the masses 0.7 m/s. The magnitude of the wave pressure can significantly increase the static pressure in the hydraulic drive of the cooler, and therefore must necessarily be taken into account when designing the drives of the CCM coolers.

Текст научной работы на тему «Влияние соотношения масс подвижных балок и металла на величину волновых процессов в многодвигательном гидроприводе холодильников МНЛЗ»

УДК 621.3.016:621.565

А.Н. Савельев, С.В. Козлов, И.А. Булатов, О.Д. Прохоренко Сибирский государственный индустриальный университет

ВЛИЯНИЕ СООТНОШЕНИЯ МАСС ПОДВИЖНЫХ БАЛОК И МЕТАЛЛА НА ВЕЛИЧИНУ ВОЛНОВЫХ ПРОЦЕССОВ В МНОГОДВИГАТЕЛЬНОМ ГИДРОПРИВОДЕ ХОЛОДИЛЬНИКОВ МНЛЗ

Для последней стадии охлаждения металла на машинах непрерывного литья заготовок применяются холодильники с подвижными и неподвижными балками. К металлу, расположенному на холодильнике, подводятся подвижные балки, которые поднимают его в вертикальной плоскости, перемещают в горизонтальной и затем опускают на новое место, расположенное от прежнего на один шаг холодильника. В течение такого цикла перемещения металла по холодильнику привод последнего испытывает ряд резко меняющихся нагрузок. Это приводит к возникновению в приводе динамических процессов разной частоты и разного вида [1 - 3]. Возникающие в оборудовании динамические воздействия провоцируют появление в них волновых процессов, которые, складываясь с низкочастотными колебательными составляющими нагрузки, приводят к критическим ситуациям и, как результат, выходу оборудования из строя [4, 5]. Все эти процессы зависят от изменения внешней технологической нагрузки [6, 7] и от скоростных параметров взаимодействия подвижных балок холодильника с металлом [8].

В настоящей работе на основе математической модели волновых процессов, возникающих

в гидроприводе холодильников МНЛЗ в результате ударного взаимодействия металла с подвижными балками, анализируется влияние конструктивных параметров подвижных балок на величину динамических нагрузок в их приводе.

Оценка волновой части динамического процесса в рассматриваемом приводе может быть выполнена на основе модели, представленной в работе [9]. Основой модели является двойной волновод с распределенными массами, взаимодействующий с расположенным над волноводом металлом (рис. 1).

Математическая модель волнового процесса в работе [9] построена следующим образом. В приводе подвижных балок холодильника при передаче энергии от делителя потока (рис. 1) к подвижным балкам холодильника в момент их соприкосновения с металлом ступенчато возрастает дополнительная нагрузка. Эта нагрузка определяет не только усилие, действующее на подвижные балки, но и скорость их движения и всех элементов передаточного механизма привода. В результате действия низкочастотных динамических процессов [10 - 12] происходит многократно повторяющийся продольный по элементам привода удар с относительной скоростью у0 (рис. 2, а).

Рис. 1. Процесс перехода от реальной конструкции привода холодильника к расчетной схеме [9]

У0, м/с 0,060 0,055 0,050 0,045 0,040 0,035 0,030 0,025 0,020 0,015 0,010

0,005 0

а

20

40 60

80 г, с

б

I II III IV

I

I

к

А

777" 777" '777" 777

Рис. 2. Низкочастотная скоростная характеристика: а - динамического процесса взаимодействия металла с подвижными балками холодильника, полученная на основе математической модели динамического процесса в приводе холодильника [11 - 13]; б - схема организации в приводе волнового процесса под действием низкочастотных колебаний металла на подвижных балках холодильника

Такое взаимодействие подвижных балок с металлом вызывает каскад следуемых друг за другом волн напряжений. Так, при взаимодействии массы металла с подвижными балками с относительной скоростью у01 формируется первая волна напряжений (рис. 2, б, I). При этом относительная скорость у01 уменьшается и приближается к нулю. Однако в приводе балок холодильника разность скоростей подвижных балок и металла определяется не только взаимодействием этих элементов, но и зависит от ряда других внешних и внутренних условий, и через время Аг возникнет новая разность скоростей у02, которая формирует вторую упругую волну (рис. 2, б, II). Затем появляется третья упругая волна (рис. 2, б, III) и т.д. При этом, если встречаются две и большее количество упругих волн, то общее напряжение в этой точке определяется по принципу суперпозиции волн (рис. 2, б, IV). Во взятом за основу в настоящей работе методе кривая изменения относительной скорости взаимодействующих подвижных балок холодильника с металлом представлена в виде дискретных вели-

чин с временным шагом Аг. Последний при этом значительно меньше по величине периода низкочастотных колебаний относительной скорости взаимодействия масс металла и подвижных балок.

Расчет построен таким образом, что в конце каждого шага в зависимости от величины скорости взаимодействия подвижных балок и металла в приводе балок формируется новая волна напряжений. После того, как волна пройдет несколько раз вдоль стержня, теряя при каждом проходе свою энергию, значение ее становится незначимым и в дальнейшем расчете не учитывается. Определение напряжения в материале от каждой волны характеризуется следующими условиями. В силу того, что удар между подвижными балками и металлом осуществляется на плоскости, его в каждый момент времени ? можно рассматривать как линейное взаимодействие двух масс. Одна из этих масс соответствует приведенной массе элементов одного из двигателей привода холодильников и представлена в виде стержня 2 с приведенными характеристи-

ками упругости и плотности их материалов (рис. 1). Вторая масса - это масса охлаждаемого на холодильнике металла, приходящаяся на один двигатель привода холодильника, которая в расчетной схеме рис. 1 представлена в виде единой массы 1. Между первой и второй массами в момент их контакта происходит удар. Известно, что в том случае, когда в некоторой точке упругой среды производится какое-то возмущение, то из этой точки во все стороны начинают исходить упругие волны [6, 7, 10]. На расстоянии от центра возмущения эти волны можно рассматривать как плоские. При исследовании продольных колебаний в стержне 2 (рис. 1) используется гипотеза плоских сечений, где рассматриваются только продольные колебания. Волна в стержне возникает в результате взаимодействия масс т охлаждаемого металла и стержня, которые двигаются со скоростями Ум и Ус. Считая, что произведен один акт взаимодействия массы т со стержнем с относительной скоростью У0 = Ум — Ус, прикладывая при этом нагрузки, действующие на элементарный участок стержня и применяя принцип Даламбера, получим дифференциальное уравнение баланса сил. После ряда математических преобразований получается известное уравнение Сен-Венана, которое и описывает движение одной волны напряжений в стержне [7, 8]:

д2$

Их2 " а2

= 0,

(1)

Е

где а = — ; Е - приведенный модуль упругости Р

материала стержня; р - приведенная плотность материала стержня; $ - смещение рассматриваемого поперечного участка вдоль оси х.

Для решения уравнения Сен-Венана в данном случае используется метод разрывных функций [13]. В основе этого решения лежит уравнение деформации слоя материала в стержне:

ложном направлении. Для использования уравнения (2) нужно выбрать вид функций / и ф так, чтобы выполнялись начальные и граничные условия. Решение этой задачи согласно методу, изложенному в работе [13], приводит к следующему.

При 0 < г < 21 функция f '(г) определяется выражением

/'(х ) =

^ е" ;

а

(3)

здесь аргумент г соответствует пути, пройденному упругой волной в стержне (может принимать любые значения).

Зная функцию f (г) для значения г < 21,

можно определить изменение усилий и скоростей в любом сечении стержня: начиная с первого момента удара и до тех пор, пока а1 < 21 — х, т.е. пока до данного сечения не дойдет отраженная от опоры волна деформации.

При at < 21 — х функция f ^ + х — 21 ) = 0, и выражение для перемещений имеет вид 4 = f (at — х).

Соответственно скорости (у) и деформация (е) в любом сечении определятся так:

V = д$ = ^'(а — х) ;

в = д$ = —f'(at — х) . дх

Подставляя сюда значение f '(г), по формуле (3) найдем, что при х < at < 21 — х имеем

V = Уое

V —7И—х)

в = — — е 1

a

(4)

$ = f (at — х ) + ф( at + х).

(2)

Физический смысл уравнения (2) сводится к

следующему. Первое слагаемое ^ = f (at — х)

представляет волну деформации, движущуюся вдоль стержня в направлении оси х со скоро-

стью a = Е. Точно так же второе слагаемое

$2= ф(at + х) представляет волну деформации, движущуюся с той же скоростью в противопо-

Пока волна деформации не дошла до опоры, скорости и деформации в любом сечении оказываются связанными простым соотношением

V = —aв . Однако эти функции являются разрывными; на фронте волны скорость скачкообразно изменяется от нуля до V(), а деформация -

от нуля до —V0/a . Таким образом, деформация стержня, возникающая в нем в первый момент удара, полностью определяется скоростью удара и не зависит от массы ударяющего груза.

Выше описан лишь первый этап удара, когда имеется только прямая волна деформации, идущая по стержню сверху вниз и обратно. Для построения функции Г ( z) следующего интервала

изменения аргумента 2/ < z < 4/ нужно подставить в правую часть исходного уравнения

найденное выше значение функции Г (z) для

0 < z < 21. В этом случае получим для интервала 21 < z < 4/ уравнение вида [9]:

Г ''(z )+а / ' (z )д-2 ^ 7 У ' / у ' а/

-а( z-21)

(5)

Произвольная постоянная при интегрировании этого уравнения определяется из условия, что скорость груза, а значит и скорость конца стержня (2 = 0), не могут изменяться скачкообразно, т.е. выражение

д ауау га - 2/)]

Я ) ,д0

представляет собой непрерывную функцию. Это условие удовлетворяется, если разрывы функции Г' ^) будут в точности повторяться при изменении аргумента на 21. Так как при 2 = 0 функция Г' ^) скачком по высится на величину у0 /а, то этот же скачок повторится и при 2 = 21, 2 = 4/, 2 = 61 и т.д. В частности, при 2 = 2/ функция Г' ^) с определяемого формулой (3) значения

Г-(2/ )др

а

,-2а

должна увеличиться:

Г'-(2/)д( V0)(').

Последнее значение Г ) и является начальным условием для интегрирования уравнения (5), интегрируя которое, получим для интервала 2 / < z < 4 /

Г (z )д ^ ^ /^ II - 2а

а а I /

z - 2/

-а( г-2/)

Аналогично находим для интервала 4 / < z < 6 / :

Г'(z )д е Т /II - 2а ^ а а I /

z - 2 /

-а( z-2)

1 - 2а:

:-4 / /

I

Таким образом, шаг за шагом конструируется функция Г' ^) для любых значений аргумента.

Далее можно интегрированием получить функцию Г' ^), которая является непрерывной:

при 0 < ! < 2/

V/ /

Г (! )д^ /

а а

1 - е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

при 2/ < ! < 4/

Г ( ! )Д

а а

при 4/ < ! < 6/ уЛ /

í

1 - е /

1 / 2а

£-2/ /

а(!-2/)'

а!

Г^д^--е ' /|1/2а

а а

1 / 2а2

z - 2 /

z - 2

и т.д.

Зная функцию Г), можно найти перемещение х. Продифференцировав по 2 выражение (4), находим деформацию

в д-^ д-[ Г'(аг - z) / Г'(аг / z - 2/)].

Расчет нагрузок в зоне делителя потока, где встречаются волнопроводы двух двигателей подвижных балок, можно по вышеописанному методу определить суммарное волновое давление в делителе потока. Составленная по вышеописанному методу программа позволяет моделировать картину нагружения делителя потока многодвигательного привода в зависимости от скоростных параметров зоны контакта подвижных балок с металлом при многократном процессе их взаимодействия. Для учета многообразия волновых потоков необходимо знать характер принудительного изменения разности относительных

скоростей У0, подвижных балок и металла.

Скоростные характеристики в зоне контакта подвижных балок холодильника с металлом в представленном расчете получены путем рассмотрения динамики низкочастотных колебаний элементов привода, выполненного в работах [11 - 13]. В них весь привод представлен в виде дискретной восьмимассовой динамической модели с упругими связями и зазорами в связях. Математическое описание восьмимассовой динамической модели позволяет получить скоростные параметры взаимодействия подвижных балок холодильника и охлаждаемого на нем металла. Пример таких скоростных параметров одного из вариантов взаимодействия подвижных балок и металла [12, 13] приведен на рис. 2, а. Характер волнового давления в зоне делителя потока от одного волнового канала показан на рис. 3, а.

Результаты расчета давления, возникающего в гидроприводе от волн напряжений при взаимодействии охлаждаемого на холодильнике ме-

талла различной массы с подвижными балками холодильника, показаны на рис. 3, б. Волновая составляющая нагрузки при статическом давлении в гидроприводе подвижных балок холодильника в 16 МПа от одного волновода в делителе потока гидропривода составляет порядка 17 МПа. При наложении волн напряжений от двух волноводов в делителе потока давление удваивается (34 МПа). Это давление при соотношении масс металла и подвижных балок х]/х3 = 1,12 и скорости подвода подвижных балок к металлу 0,7 м/с в исследуемом диапазоне масс и скоростей является максимальным и составляет 34 МПа. Минимальное волновое давление наблюдается при соотношении масс металла и подвижных балок х1/х3 = 2,3 и скорости контакта балок с металлом 0,3 м/с. Полученные в работе результаты позволяют обоснованно принимать скоростные и весовые параметры привода подвижных балок холодильников МНЛЗ.

Pmax, МПа 11 10 9

8

7 6 5 4 3 2 1

0

50 100 150 200 250 300 350 400 ^ мкс

Рмакс, МПа 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

а

0,5 м/с

. 0,3 м/с

1,12

1,70

2,29 х1/х3

Рис. 3. Давление, возникающее в гидроприводе от волн напряжений при взаимодействии охлаждаемого на холодильнике

металла различной массы с подвижными балками холодильника: а - пример характера изменения давления волны напряжений в зоне делителя потока от одного волнового канала; б - характер изменения давления от скоростных и весовых параметров

Выводы. Проанализировано влияние соотношения масс металла и подвижных балок холодильников при разных скоростях их передвижения на величину волновых процессов в гидроприводе. Наибольшее значение давления в гидроприводе подвижных балок соответствует 34 МПа и возникает при отношении массы металла к массе подвижных балок 1,12 и скорости взаимодействия масс 0,7 м/с. По величине волновое давление может значительно превышать статическое давление в гидроприводе холодильника, а значит обязательно должно учитываться при конструировании приводов холодильников МНЛЗ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Савельев А.Н., Савельев Н.В. Анализ нагрузок во вкладыше универсального шпинделя привода прокатной клети // Изв. вуз. Черная металлургия. 2007. № 10. С. 57 - 59.

2. Савельев А.Н., Савельев Н.В., Локтева Н.А. Визуальная оценка динамических процессов в шарнирах головок универсальных шпинделей // Изв. вуз. Черная металлургия. 2011. № 4. С. 50 - 55.

3. Савельев А.Н., Савельев Ан. Н. Исследование динамики движения полосы в установившейся стадии прокатки // Изв. вуз. Черная металлургия. 1982. № 10. С. 71 - 74.

4. Савельев А.Н., Савельев Н.В. Экспериментальная оценка динамических нагрузок в зоне трения вкладышей универсального шпинделя прокатного стана // Изв. вуз. Черная металлургия. 2002. № 8. С. 51 - 53.

5. Савельев А.Н., Савельев Н.В., Локтева Н.А. Метод расчета давления в зоне контакта лопасть - вкладыш универсального шпинделя с

учетом происходящих в ней волновых процессов // Изв. вуз. Черная металлургия. 2011. № 4. С. 50 - 55.

6. Динамика машин и управление машинами: Справочник / В.К. Асташев, В.И. Бабитский и др. Под ред. Г.В. Крейнина. - М: Машиностроение, 1988. - 240 с.

7. Волновая динамика машин / Под ред. К.В. Фролова, Г.К. Сорокина. - М: Наука, 1991. -188 с.

8. Манжосов В.К. Модели продольного удара. -Ульяновск: УлГТУ, 2006. -160 с.

9. Савельев А.Н., Козлов С.В., Живаго Э.Я., Прохоренко О Д. Формирование математической модели продольных колебаний, возникающих в многодвигательном гидроприводе холодильников МНЛЗ // Вестник СибГИУ. 2018. № 2 (24). С. 58 - 64.

10. Савельев А.Н., Козлов С.В., Анисимов Д.О. Особенности формирования динамических моделей многодвигательных гидроприводов холодильников МНЛЗ // Вестник СибГИУ. 2016. № 2 (16). С. 28 - 31.

11. Савельев А.Н., Козлов С.В., Винокуров Н.Е. Динамические нагрузки, воздействующие на элементы многодвигательного гидропривода холодильника МНЛЗ // Изв. вуз. Черная металлургия. 2018. Т. 61. № 2. С. 149 - 155.

12. Расчет на прочность в машиностроении. Т. III. Инерционные нагрузки. Колебания и ударные нагрузки. Выносливость. Усталость: Справочник / Под ред. С.Д. Пономарева. -М.: Машгиз, 1959. - 1123 с.

© 2019 г. А.Н. Савельев, С.В. Козлов, И.А. Булатов, О.Д. Прохоренко Поступила 25 января 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.