УДК 621.3.016:621.565
А.Н. Савельев, С.В. Козлов, И.А. Булатов, О.Д. Прохоренко Сибирский государственный индустриальный университет
ВЛИЯНИЕ СООТНОШЕНИЯ МАСС ПОДВИЖНЫХ БАЛОК И МЕТАЛЛА НА ВЕЛИЧИНУ ВОЛНОВЫХ ПРОЦЕССОВ В МНОГОДВИГАТЕЛЬНОМ ГИДРОПРИВОДЕ ХОЛОДИЛЬНИКОВ МНЛЗ
Для последней стадии охлаждения металла на машинах непрерывного литья заготовок применяются холодильники с подвижными и неподвижными балками. К металлу, расположенному на холодильнике, подводятся подвижные балки, которые поднимают его в вертикальной плоскости, перемещают в горизонтальной и затем опускают на новое место, расположенное от прежнего на один шаг холодильника. В течение такого цикла перемещения металла по холодильнику привод последнего испытывает ряд резко меняющихся нагрузок. Это приводит к возникновению в приводе динамических процессов разной частоты и разного вида [1 - 3]. Возникающие в оборудовании динамические воздействия провоцируют появление в них волновых процессов, которые, складываясь с низкочастотными колебательными составляющими нагрузки, приводят к критическим ситуациям и, как результат, выходу оборудования из строя [4, 5]. Все эти процессы зависят от изменения внешней технологической нагрузки [6, 7] и от скоростных параметров взаимодействия подвижных балок холодильника с металлом [8].
В настоящей работе на основе математической модели волновых процессов, возникающих
в гидроприводе холодильников МНЛЗ в результате ударного взаимодействия металла с подвижными балками, анализируется влияние конструктивных параметров подвижных балок на величину динамических нагрузок в их приводе.
Оценка волновой части динамического процесса в рассматриваемом приводе может быть выполнена на основе модели, представленной в работе [9]. Основой модели является двойной волновод с распределенными массами, взаимодействующий с расположенным над волноводом металлом (рис. 1).
Математическая модель волнового процесса в работе [9] построена следующим образом. В приводе подвижных балок холодильника при передаче энергии от делителя потока (рис. 1) к подвижным балкам холодильника в момент их соприкосновения с металлом ступенчато возрастает дополнительная нагрузка. Эта нагрузка определяет не только усилие, действующее на подвижные балки, но и скорость их движения и всех элементов передаточного механизма привода. В результате действия низкочастотных динамических процессов [10 - 12] происходит многократно повторяющийся продольный по элементам привода удар с относительной скоростью у0 (рис. 2, а).
Рис. 1. Процесс перехода от реальной конструкции привода холодильника к расчетной схеме [9]
У0, м/с 0,060 0,055 0,050 0,045 0,040 0,035 0,030 0,025 0,020 0,015 0,010
0,005 0
а
20
40 60
80 г, с
б
I II III IV
I
I
к
|Е
А
777" 777" '777" 777
Рис. 2. Низкочастотная скоростная характеристика: а - динамического процесса взаимодействия металла с подвижными балками холодильника, полученная на основе математической модели динамического процесса в приводе холодильника [11 - 13]; б - схема организации в приводе волнового процесса под действием низкочастотных колебаний металла на подвижных балках холодильника
Такое взаимодействие подвижных балок с металлом вызывает каскад следуемых друг за другом волн напряжений. Так, при взаимодействии массы металла с подвижными балками с относительной скоростью у01 формируется первая волна напряжений (рис. 2, б, I). При этом относительная скорость у01 уменьшается и приближается к нулю. Однако в приводе балок холодильника разность скоростей подвижных балок и металла определяется не только взаимодействием этих элементов, но и зависит от ряда других внешних и внутренних условий, и через время Аг возникнет новая разность скоростей у02, которая формирует вторую упругую волну (рис. 2, б, II). Затем появляется третья упругая волна (рис. 2, б, III) и т.д. При этом, если встречаются две и большее количество упругих волн, то общее напряжение в этой точке определяется по принципу суперпозиции волн (рис. 2, б, IV). Во взятом за основу в настоящей работе методе кривая изменения относительной скорости взаимодействующих подвижных балок холодильника с металлом представлена в виде дискретных вели-
чин с временным шагом Аг. Последний при этом значительно меньше по величине периода низкочастотных колебаний относительной скорости взаимодействия масс металла и подвижных балок.
Расчет построен таким образом, что в конце каждого шага в зависимости от величины скорости взаимодействия подвижных балок и металла в приводе балок формируется новая волна напряжений. После того, как волна пройдет несколько раз вдоль стержня, теряя при каждом проходе свою энергию, значение ее становится незначимым и в дальнейшем расчете не учитывается. Определение напряжения в материале от каждой волны характеризуется следующими условиями. В силу того, что удар между подвижными балками и металлом осуществляется на плоскости, его в каждый момент времени ? можно рассматривать как линейное взаимодействие двух масс. Одна из этих масс соответствует приведенной массе элементов одного из двигателей привода холодильников и представлена в виде стержня 2 с приведенными характеристи-
ками упругости и плотности их материалов (рис. 1). Вторая масса - это масса охлаждаемого на холодильнике металла, приходящаяся на один двигатель привода холодильника, которая в расчетной схеме рис. 1 представлена в виде единой массы 1. Между первой и второй массами в момент их контакта происходит удар. Известно, что в том случае, когда в некоторой точке упругой среды производится какое-то возмущение, то из этой точки во все стороны начинают исходить упругие волны [6, 7, 10]. На расстоянии от центра возмущения эти волны можно рассматривать как плоские. При исследовании продольных колебаний в стержне 2 (рис. 1) используется гипотеза плоских сечений, где рассматриваются только продольные колебания. Волна в стержне возникает в результате взаимодействия масс т охлаждаемого металла и стержня, которые двигаются со скоростями Ум и Ус. Считая, что произведен один акт взаимодействия массы т со стержнем с относительной скоростью У0 = Ум — Ус, прикладывая при этом нагрузки, действующие на элементарный участок стержня и применяя принцип Даламбера, получим дифференциальное уравнение баланса сил. После ряда математических преобразований получается известное уравнение Сен-Венана, которое и описывает движение одной волны напряжений в стержне [7, 8]:
д2$
Их2 " а2
= 0,
(1)
Е
где а = — ; Е - приведенный модуль упругости Р
материала стержня; р - приведенная плотность материала стержня; $ - смещение рассматриваемого поперечного участка вдоль оси х.
Для решения уравнения Сен-Венана в данном случае используется метод разрывных функций [13]. В основе этого решения лежит уравнение деформации слоя материала в стержне:
ложном направлении. Для использования уравнения (2) нужно выбрать вид функций / и ф так, чтобы выполнялись начальные и граничные условия. Решение этой задачи согласно методу, изложенному в работе [13], приводит к следующему.
При 0 < г < 21 функция f '(г) определяется выражением
/'(х ) =
^ е" ;
а
(3)
здесь аргумент г соответствует пути, пройденному упругой волной в стержне (может принимать любые значения).
Зная функцию f (г) для значения г < 21,
можно определить изменение усилий и скоростей в любом сечении стержня: начиная с первого момента удара и до тех пор, пока а1 < 21 — х, т.е. пока до данного сечения не дойдет отраженная от опоры волна деформации.
При at < 21 — х функция f ^ + х — 21 ) = 0, и выражение для перемещений имеет вид 4 = f (at — х).
Соответственно скорости (у) и деформация (е) в любом сечении определятся так:
V = д$ = ^'(а — х) ;
в = д$ = —f'(at — х) . дх
Подставляя сюда значение f '(г), по формуле (3) найдем, что при х < at < 21 — х имеем
V = Уое
V —7И—х)
в = — — е 1
a
(4)
$ = f (at — х ) + ф( at + х).
(2)
Физический смысл уравнения (2) сводится к
следующему. Первое слагаемое ^ = f (at — х)
представляет волну деформации, движущуюся вдоль стержня в направлении оси х со скоро-
стью a = Е. Точно так же второе слагаемое
\Р
$2= ф(at + х) представляет волну деформации, движущуюся с той же скоростью в противопо-
Пока волна деформации не дошла до опоры, скорости и деформации в любом сечении оказываются связанными простым соотношением
V = —aв . Однако эти функции являются разрывными; на фронте волны скорость скачкообразно изменяется от нуля до V(), а деформация -
от нуля до —V0/a . Таким образом, деформация стержня, возникающая в нем в первый момент удара, полностью определяется скоростью удара и не зависит от массы ударяющего груза.
Выше описан лишь первый этап удара, когда имеется только прямая волна деформации, идущая по стержню сверху вниз и обратно. Для построения функции Г ( z) следующего интервала
изменения аргумента 2/ < z < 4/ нужно подставить в правую часть исходного уравнения
найденное выше значение функции Г (z) для
0 < z < 21. В этом случае получим для интервала 21 < z < 4/ уравнение вида [9]:
Г ''(z )+а / ' (z )д-2 ^ 7 У ' / у ' а/
-а( z-21)
(5)
Произвольная постоянная при интегрировании этого уравнения определяется из условия, что скорость груза, а значит и скорость конца стержня (2 = 0), не могут изменяться скачкообразно, т.е. выражение
д ауау га - 2/)]
Я ) ,д0
представляет собой непрерывную функцию. Это условие удовлетворяется, если разрывы функции Г' ^) будут в точности повторяться при изменении аргумента на 21. Так как при 2 = 0 функция Г' ^) скачком по высится на величину у0 /а, то этот же скачок повторится и при 2 = 21, 2 = 4/, 2 = 61 и т.д. В частности, при 2 = 2/ функция Г' ^) с определяемого формулой (3) значения
Г-(2/ )др
а
,-2а
должна увеличиться:
Г'-(2/)д( V0)(').
Последнее значение Г ) и является начальным условием для интегрирования уравнения (5), интегрируя которое, получим для интервала 2 / < z < 4 /
Г (z )д ^ ^ /^ II - 2а
а а I /
z - 2/
-а( г-2/)
Аналогично находим для интервала 4 / < z < 6 / :
Г'(z )д е Т /II - 2а ^ а а I /
z - 2 /
-а( z-2)
1 - 2а:
:-4 / /
I
Таким образом, шаг за шагом конструируется функция Г' ^) для любых значений аргумента.
Далее можно интегрированием получить функцию Г' ^), которая является непрерывной:
при 0 < ! < 2/
V/ /
Г (! )д^ /
а а
1 - е
при 2/ < ! < 4/
Г ( ! )Д
а а
при 4/ < ! < 6/ уЛ /
í
1 - е /
1 / 2а
£-2/ /
а(!-2/)'
а!
Г^д^--е ' /|1/2а
а а
1 / 2а2
z - 2 /
z - 2
и т.д.
Зная функцию Г), можно найти перемещение х. Продифференцировав по 2 выражение (4), находим деформацию
в д-^ д-[ Г'(аг - z) / Г'(аг / z - 2/)].
Расчет нагрузок в зоне делителя потока, где встречаются волнопроводы двух двигателей подвижных балок, можно по вышеописанному методу определить суммарное волновое давление в делителе потока. Составленная по вышеописанному методу программа позволяет моделировать картину нагружения делителя потока многодвигательного привода в зависимости от скоростных параметров зоны контакта подвижных балок с металлом при многократном процессе их взаимодействия. Для учета многообразия волновых потоков необходимо знать характер принудительного изменения разности относительных
скоростей У0, подвижных балок и металла.
Скоростные характеристики в зоне контакта подвижных балок холодильника с металлом в представленном расчете получены путем рассмотрения динамики низкочастотных колебаний элементов привода, выполненного в работах [11 - 13]. В них весь привод представлен в виде дискретной восьмимассовой динамической модели с упругими связями и зазорами в связях. Математическое описание восьмимассовой динамической модели позволяет получить скоростные параметры взаимодействия подвижных балок холодильника и охлаждаемого на нем металла. Пример таких скоростных параметров одного из вариантов взаимодействия подвижных балок и металла [12, 13] приведен на рис. 2, а. Характер волнового давления в зоне делителя потока от одного волнового канала показан на рис. 3, а.
Результаты расчета давления, возникающего в гидроприводе от волн напряжений при взаимодействии охлаждаемого на холодильнике ме-
талла различной массы с подвижными балками холодильника, показаны на рис. 3, б. Волновая составляющая нагрузки при статическом давлении в гидроприводе подвижных балок холодильника в 16 МПа от одного волновода в делителе потока гидропривода составляет порядка 17 МПа. При наложении волн напряжений от двух волноводов в делителе потока давление удваивается (34 МПа). Это давление при соотношении масс металла и подвижных балок х]/х3 = 1,12 и скорости подвода подвижных балок к металлу 0,7 м/с в исследуемом диапазоне масс и скоростей является максимальным и составляет 34 МПа. Минимальное волновое давление наблюдается при соотношении масс металла и подвижных балок х1/х3 = 2,3 и скорости контакта балок с металлом 0,3 м/с. Полученные в работе результаты позволяют обоснованно принимать скоростные и весовые параметры привода подвижных балок холодильников МНЛЗ.
Pmax, МПа 11 10 9
8
7 6 5 4 3 2 1
0
50 100 150 200 250 300 350 400 ^ мкс
Рмакс, МПа 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
а
0,5 м/с
. 0,3 м/с
1,12
1,70
2,29 х1/х3
Рис. 3. Давление, возникающее в гидроприводе от волн напряжений при взаимодействии охлаждаемого на холодильнике
металла различной массы с подвижными балками холодильника: а - пример характера изменения давления волны напряжений в зоне делителя потока от одного волнового канала; б - характер изменения давления от скоростных и весовых параметров
Выводы. Проанализировано влияние соотношения масс металла и подвижных балок холодильников при разных скоростях их передвижения на величину волновых процессов в гидроприводе. Наибольшее значение давления в гидроприводе подвижных балок соответствует 34 МПа и возникает при отношении массы металла к массе подвижных балок 1,12 и скорости взаимодействия масс 0,7 м/с. По величине волновое давление может значительно превышать статическое давление в гидроприводе холодильника, а значит обязательно должно учитываться при конструировании приводов холодильников МНЛЗ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Савельев А.Н., Савельев Н.В. Анализ нагрузок во вкладыше универсального шпинделя привода прокатной клети // Изв. вуз. Черная металлургия. 2007. № 10. С. 57 - 59.
2. Савельев А.Н., Савельев Н.В., Локтева Н.А. Визуальная оценка динамических процессов в шарнирах головок универсальных шпинделей // Изв. вуз. Черная металлургия. 2011. № 4. С. 50 - 55.
3. Савельев А.Н., Савельев Ан. Н. Исследование динамики движения полосы в установившейся стадии прокатки // Изв. вуз. Черная металлургия. 1982. № 10. С. 71 - 74.
4. Савельев А.Н., Савельев Н.В. Экспериментальная оценка динамических нагрузок в зоне трения вкладышей универсального шпинделя прокатного стана // Изв. вуз. Черная металлургия. 2002. № 8. С. 51 - 53.
5. Савельев А.Н., Савельев Н.В., Локтева Н.А. Метод расчета давления в зоне контакта лопасть - вкладыш универсального шпинделя с
учетом происходящих в ней волновых процессов // Изв. вуз. Черная металлургия. 2011. № 4. С. 50 - 55.
6. Динамика машин и управление машинами: Справочник / В.К. Асташев, В.И. Бабитский и др. Под ред. Г.В. Крейнина. - М: Машиностроение, 1988. - 240 с.
7. Волновая динамика машин / Под ред. К.В. Фролова, Г.К. Сорокина. - М: Наука, 1991. -188 с.
8. Манжосов В.К. Модели продольного удара. -Ульяновск: УлГТУ, 2006. -160 с.
9. Савельев А.Н., Козлов С.В., Живаго Э.Я., Прохоренко О Д. Формирование математической модели продольных колебаний, возникающих в многодвигательном гидроприводе холодильников МНЛЗ // Вестник СибГИУ. 2018. № 2 (24). С. 58 - 64.
10. Савельев А.Н., Козлов С.В., Анисимов Д.О. Особенности формирования динамических моделей многодвигательных гидроприводов холодильников МНЛЗ // Вестник СибГИУ. 2016. № 2 (16). С. 28 - 31.
11. Савельев А.Н., Козлов С.В., Винокуров Н.Е. Динамические нагрузки, воздействующие на элементы многодвигательного гидропривода холодильника МНЛЗ // Изв. вуз. Черная металлургия. 2018. Т. 61. № 2. С. 149 - 155.
12. Расчет на прочность в машиностроении. Т. III. Инерционные нагрузки. Колебания и ударные нагрузки. Выносливость. Усталость: Справочник / Под ред. С.Д. Пономарева. -М.: Машгиз, 1959. - 1123 с.
© 2019 г. А.Н. Савельев, С.В. Козлов, И.А. Булатов, О.Д. Прохоренко Поступила 25 января 2019 г.