рецепторов представляют собой своего рода защиту от поступления в нервные центры большого потока измененных импульсов с периферии [5, 10].
Таким образом, даже при АГ I ст. отмечаются реактивные и деструктивные нарушения со стороны рецепторного аппарата артерий мягкой оболочки мозга, которые отчетливо проявляются при использовании гистохимических методов. Надо полагать, что обнаруженные изменения рецепторного аппарата мозговых сосудов неблагоприятно отражаются на процессах кровообращения в мозге. Измененные приборы посылают в сосудодвигательные центры извращенные данные о состоянии кровотока, на основе которых, в свою очередь, по эфферентным волокнам поступает неверная информация к сосудистой стенке, что усугубляет и без того нарушенную регуляторную функцию нервного аппарата. Подтверждением этому может служить хорошо известный клиницистам факт нарушения барорецепторного рефлекса при АГ, снижение которого часто расценивается в качестве пускового звена в патогенезе гипертонической болезни [1, 12].
Литература
1. Бойцов С. А. Что мы знаем о патогенезе артериальной гипертензии // Артериальная гипертензия. - 2004. -Т. 6, №5. - С. 20-29.
2. Лупа X. Основы гистохимии. - М.: Мир, 1980. - 343 с.
3. Мотавкин П.А., Пиголкин Ю.И., Каминский Ю.В. Гистофизиология кровообращения в спинном мозге. - М.: Наука, 1994. - 233 с.
4. Мотавкин П. А., Черток В.М. Гистофизиология сосудистых механизмов мозгового кровообращения. - М.: Медицина, 1980. - 200 с.
5. Мотавкин П.А., Черток В.М. Иннервация мозга // Тихоокеанский медицинский журнал. - 2008. - №3. -С.11-23.
6. Цырлин В.А. Бульбарный вазомоторный центр
- морфофункциональная и нейрохимическая организация // Артериальная гипертензия. - 2003. - Т.3, №9. - С. 77-81.
7. Черток В.М., Пиголкин Ю.И. Иннервация пиальных артерий разного диаметра человека при атеросклерозе // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1990. - Т. 90, № 12. - С. 43-46.
8. Черток В.М., Афанасьев А.А., Коцюба А.Е. Применение автоматизированной системы анализа изображений Allegro MC для морфометрических исследований // Морфология. - 2003. - Т. 124, №4. - С. 88-93.
9. Норе В.Т., Vincent S.R. Histochemical characterization of neuronal NADPH-diaphorase // J. Neurochem. Cytochem.
- 1989. - Vol. 37. - P. 653-661.
10. Motavkin P. A., Lomakin A.V., Pigolkin Y.I. et al. Receptor glomeruli and their ultrastructural organization in the arteries and pia mater of the human brain and spinal cord // Neuroscience and Behavioral Physiology. - 1990. - Vol. 20, №5. - P. 471-475.
11. Patel K.P., Li Y.-F. and Hirooka Y. Role of nitric oxide in central sympathetic outflow // Experimental Biology and Medicine. - 2001. - Vol.226. - P. 814-824.
12. Spyer K.M. Neural organisation and control of the baroreceptor reflex // Rev. Physiol., Biochem. and Pharmacol.
- 1981. - Vol. 88. - P. 123-124.
Координаты для связи с автором: Коцюба А.Е. — тел.: 8(4232)-42-97-78.
□□□
УДК 591.481.1 : 616 - 092.9 Е.М. Литвинцева, Б.Я. Рыжавский
ВЛИЯНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КРЫСЯТ В «ЧУЖИХ» ПОМЕТАХ НА НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ИХ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Дальневосточный государственный медицинский университет,
680000, ул. Муравьева-Амурского, 35, тел./факс: 8(4212)-32-63-93, г. Хабаровск
Условия развития на ранних этапах постнатального онтогенеза, как и условия пренатального развития, оказывают существенное влияние на органогенез головного мозга [2, 7]. Установлено, что введение в неонатальном периоде ряда гормонов, физраствора, изменение условий питания отражаются на данном процессе [7-9]. Показано также, что воспитание крысят в чужих пометах отражается на ряде параметров развития у них таких органов, как сердце, почки, надпочечники. При этом может изменяться степень предрасположенности к такой
патологии, как генетически обусловленная гипертензия [1, 3, 4, 10, 11].
Изучение последствий воспитания крыс «приемными» матерями технически возможно, так как крысы вскармливают чужих крысят. При этом возникает возможность для целого ряда сопоставлений между своими и приемными крысятами, воспитанными в одних и тех же пометах, а также между братьями и сестрами, воспитанными своей и «приемной» матерью. В настоящей работе данные вопросы исследовались применительно
к некоторым показателям развития головного мозга крыс.
Материалы и методы исследования
В работе было исследовано потомство 4,5—5,5- месячных беспородных интактных белых крыс, содержавшихся одновременно в условиях одного вивария, получавших корм и воду ad libitum. Изучались животные следующих групп: 1) опытная группа — исследовано 4 искусственно созданных помета (47 крысят), которые были образованы из пометов средней величины (число крысят 8-10), в которые были добавлены по 4-6 «приемных» крысенка, при этом в пометах оставалось по 5-9 «родных» крысят; 2) контрольная группа — 2 естественных помета, в которых было 11 и 13 крысят. Каждый помет содержался с матерью, в клетке стандартного размера. В 40-дневном возрасте определяли массу тела крысят, животных де-капитировали, на электронных весах определяли массу мозга и его полушария, гонад, надпочечников. Из собственно теменной доли правого полушария готовили кри-остатные срезы толщиной 20 мкм. Они монтировались на покровные стекла, и на них, в строго стандартизированных условиях, проводили реакции на НАДН- и НАДФН-дегидрогеназы (НАДН-Д, НАДФН-Д) по З. Лойда и др. [5]. Учитывая влияние активности эндокринных желез на развитие мозга [7], в работе изучались также некоторые показатели состояния гонад и коры надпочечников. Из левых надпочечников готовили криостатные срезы толщиной 20 мкм, проходящие через центральную часть органа. На них проводили реакции на 3Р-гидроксисте-роиддегидрогеназу (ГСДГ) по [5]. Активность НАДН- и НАДФН-дегидрогеназ, ГСДГ определяли по оптической плотности (при ^=530 нм) продуктов реакции (25 кл. в каждой локализации в каждом случае) на аппарате «Ме-кос». Статистический анализ проведен с помощью программы Statistica 6.
Результаты и их обсуждение
Как видно из табл. 1, крысята из экспериментальных пометов в возрасте 40 сут отличались меньшей массой тела. Масса головного мозга и полушария у крысят из этих пометов также были несколько меньшими, чем у животных из естественной группы, но различия не были статистически достоверны. Масса семенников у животных 1 группы была достоверно меньше, чем у животных 2 группы. В то же время, активность НАДФН-, НАДН-дегидрогеназ в мозге не имела достоверных межгруппо-вых различий (табл.1). Масса надпочечников, яичников, активность ГСДГ в надпочечниках крыс также не различалась.
Крысы опытной группы отличались меньшей активностью ГСДГ в клетках семенников и большей в теко-цитах полостных фолликулов в яичниках, меньшими толщиной коры надпочечника, диаметрами полостных фолликулов и извитых семенных канальцев, то есть отставали по показателям физического и полового развития. При учете пола животных сравниваемых групп было установлено, что как самки, так и самцы опытной группы имели статистически достоверные меньшие массы тела, надпочечников, толщину коры надпочечника. При этом самки опытной группы имели достоверно меньший диаметр овариальных фолликулов, а самцы — меньший
Резюме
Исследовали влияние воспитания крыс у приемных матерей в пометах, составленных из «своих» и «приемных» крысят, на ряд показателей развития головного мозга, надпочечников и гонад в 40-дневном возрасте. Исследованы 47 крысят из 4 «смешанных» пометов. Контрольная группа (2 помета, 24 крысенка) воспитывалась в своих пометах. Установлено, что крысята из опытной группы отличались меньшей активностью 3Р-гидроксистероиддегидрогеназы (ГСДГ) в семенниках и большей в яичниках, меньшими толщиной коры надпочечника, диаметрами фолликулов и извитых семенных канальцев. Самки контрольной группы имели большую активность НАДФН-дегидрогеназы в нейронах гиппокампа. Активность ГСДГ в гонадах у самцов экспериментальной группы была меньшей, а у самок большей. Дальнейший анализ показал, что внутри опытных пометов активность НАДФН- и НАДН-дегидрогеназ в нейронах неокортекса II и V слоя и гиппокампа в мозге «приемных» крысят была существенно большей, чем у «родных».
Ключевые слова: мозг, развитие, гистохимия.
Ye.M. Litvintseva, B.Ya. Ryzhavskii
EFFECT OF KEEPING OF INFANT RATS IN OTHER LITTERS ON SOME INDICES OF BRAIN DEVELOPMENT
Far Eastern State Medical University, Khabarovsk Summary
We have studied the effect of upbringing of rats by fostermothers in litters consisted of «own» and «adopted» infant rats on a number of indices of brain development, adrenals and gonads at the age of 40 days. 47 infant rats from 4 «mixed» litters were investigated. Control group rats (2 litters, 24 infant rats) were brought up in their own litters. It was found, that infant rats from experimental group showed smaller activity of 3P-hydroxysteroiddehydrogenase (GSDG) in testis and larger one in ovaries, smaller thickness of adrenal cortex, smaller diameters of follicles and convoluted somniferous tubules. Females in the control group had larger activity of NADPH-dehydro-genase in hippocampus neurons. Males in experimental group had smaller activity of GSDG and females in the same group had larger one as compared with the control group. Further study has shown that within experimental litters NADPH - and NADH-dehydrogenase activity in neocortex II neurons and Vth layer and hippocampus in brain of «adopted» infant rats was considerably higher than that in «own» infant rats.
Key words: brain, development, histochemistry.
диаметр семенных канальцев. Активность НАДФН-дегид-рогеназы в нейронах гиппокампа была большей у самок контрольной группы, активность ГСДГ в исследованных клетках гонад у самцов экспериментальной группы была меньшей, а у самок большей, чем в контрольной.
На следующем этапе работы были сопоставлены показатели, характеризовавшие «своих» и «приемных» крысят в опытной группе (табл. 2). Достоверных отличий по массе тела и изучавшихся органов, а также по
Влияние содержания крысят в «чужих» пометах на показатели развития мозга, гонад и надпочечников 40-дневных животных
Показатели Опытные пометы (1) Контрольные пометы (2) Контрольные пометы Опытные пометы
самцы (п=13) (3) самки (п=11) (4) самцы (п=26) (5) самки (п=21) (6)
Масса: - тела, г 63±4* 81±2 82±3 78±3 67±5* 59±5*
- мозга, мг 1434±14 1481±11 1503±16 1454±11 1457±19 1405±21
- полушария, мг 523±9 547±9 555±10 535±15 536±10 507±14
- надпочечника, мг 9±0,4 10,4+0,4 10±0,6 11±0,7 9±0,5 9±0,8*
- семенника, мг 282±30* 462±13 462±13 282±31* -
- яичника, мг 15±0,8 19±1,5 - 19,0±1,5 - 15±0,8*
Активность НАДФН-Д, усл. ед.: - II слой 0,393±0,016 0,416±0,014 0,406±0,024 0,426±0,017 0,394±0,025 0,392±0,019
- V слой 0,387±0,017 0,396±0,01 0,387±0,022 0,405±0,006 0,384±0,025 0,392±0,022
- гиппокамп 0,388±0,010 0,436±0,018 0,398±0,029 0,472±0,016 0,386±0,015 0,391±0,014*
НАДН-Д, усл.ед. - II слой 0,404±0,011 0,445±0,012 0,454±0,017 0,437±0,018 0,416+0,016 0,390±0,015
- V слой 0,409±0,019 0,389±0,011 0,406±0,015 0,375±0,017 0,395±0,023 0,428±0,033
- гиппокамп 0,405±0,018 0,421±0,015 0,440±0,021 0,404±0,022 0,380±0,015 0,433±0,034
Активность ГСДГ, усл. ед.: - надпочечники: - клубочковая зона 0,543±0,02 0,537±0,036 0,535±0,051 0,539±0,053 0,549±0,028 0,537±0,031
- пучковая зона 0,556±0,0212 0,551±0,029 0,560±0,046 0,544±0,038 0,573±0,026 0,534±0,035
- сетчатая зона 0,574±0,018 0,518±0,028 0,504±0,042 0,531±0,041 0,569±0,02 0,582±0,032
семенники: - клетки Лейдига 0,491±0,018* 0,602±0,027 0,602±0,027 - 0,491±0,018* -
яичники: - текоциты фолликулов 0,622±0,025* 0,558±0,009 - 0,558±0,009 - 0,622±0,025*
- толщина коры надпочечника, мкм 725±12* 793±11 815±21 773±9 736±16* 711±17*
- диаметр наибольшего фолликула, мкм 403±12* 456±20 - 456±20 - 403±12*
- диаметр семенного канальца, мкм 207±9* 245±9 245±9 - 207±9* -
Примечание. * — отличия достоверны при сравнении групп 1 и 2, 3 и 5, 4 и 6.
показателям активности ГСДГ, толщине коры надпочечника, диаметрам канальцев и фолликулов выявлено не было.
В то же время активность НАДФН-дегидрогеназы в нейронах неокортекса II и V слоя и гиппокампа, связанная преимущественно с внемитохондриальными процессами окисления, синтезом в клетке различных соединений [6], в мозге «приемных» крысят была существенно большей, чем у «родных». Активность НАДН-дегидрогеназы, отражающая в основном интенсивность окисления в митохондриях [6], также была большей в нейронах неокортекса и гиппокампа у «приемных» животных.
Сравнение указанных показателей у братьев и сестер, воспитывавшихся в «своих» и «чужих» пометах, показало уменьшение у «чужих» крысят массы тела, надпочечников и гонад. Значения активности НАДФН- и НАДН-дегидрогеназ у «чужих» крысят были существенно большими.
Таким образом, крысята, воспитывавшиеся в «смешанных» пометах (опытная группа), отличались от контрольных массой тела, семенников, активностью ГСДГ в гонадах, толщиной коры надпочечника, диаметрами фолликулов и извитых семенных канальцев. В пометах, состоящих из «своих» и «чужих» крысят, последние отличались по активности НАДФ- и НАДН-дегидрогеназ. Крысята, являвшиеся братьями и сестрами, воспитанные своей и «приемной» матерью, отличались по показателям массы тела, надпочечников и гонад, а также активностью
НАДФ- и НАДН-дегидрогеназ. Вышеизложенное свидетельствует о том, что воспитание крысят в «чужих» пометах существенно влияет на такие важные показатели состояния мозга, как активность НАДФ- и НАДН-дегид-рогеназ в нейронах неокортекса и гиппокампа. Можно полагать, что эти особенности могут отражаться на физиологических характеристиках мозга подобных животных.
Литература
1. Амстиславский С.Я., Маркель А. Л., Якобсон Г.С. Повышение артериального давления у приемных матерей крыс линии НИСАГ и Вистар: эффект перекрестного воспитания потомства // Российский физиологический журнал им И.М. Сеченова. - 1999. - Т. 85, №12. - С. 1496-1502.
2. Дмитриева Н. И., Кассиль В. Г. Влияние некоторых факторов среды на развивающийся мозг // Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. - 1982. - Т. 83, №9. - С. 84-89.
3. Коростышевская И. И., Максимов В.Ф., Маркель А.Л. и др. Особенности строения миокарда у крыс с наследственной гипертензией, вскормленных нормотензив-ными самками // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. - 2001. - Т. 132, №9. - С. 330-332.
4. Лазарев В.А., Якобсон Г.С., Маркель А. Л. и др. Сте-реоморфометрическое исследование органов-мишеней у крыс с наследственной артериальной гипертензией в разные периоды постнатального онтогенеза при изменении
Влияние условий воспитания крысят на показатели развития мозга, гонад и надпочечников в 40-дневном возрасте
Показатели «Свои» (n=29) (1) «Чужие» (n=18) (2) «Овои» «Чужие»
самцы (n=17) (3) самки (n=12) (4) самцы (n=9) (5) самки (n=9) (б)
Масса: - тела, г б2±5 б5±5 б7±б 55±7 бб±8 б4±8
- мозга, мг 1418±20 1459±19 1442±25 1383±31 1485±25 1434±2б
- полушария, мг 513±12 540±11 531±15 487±1б 547±9 533±21
- надпочечника, мг 9±0,б 10±0,7 9,2±0,7 8,4±1 9,4±0,8 10,4±1,2
- семенника, мг 283±39 281±51 283±39 281±51
- яичника, мг 15±1 14,4±1,3 - 15±1 - 14,4±1,3
Активность НАДФН-Д, усл. ед.: - II слой 0,330±0,013 0,483±0,01б* 0,317±0,017 0,348±0,02 0,508±0,02* 0,450±0,021*
- V слой 0,323±0,013 0,479±0,02* 0,312±0,015 0,339±0,023 0,491±0,033* 0,4б2±0,018*
- гиппокамп 0,35б±0,012 0,434±0,011* 0,348±0,015 0,3б8±0,2 0,443±0,018* 0,422±0,008*
НАДН-Д, усл.ед.: - II слой 0,3б5±0,013 0,457±0,01* 0,372±0,018 0,355±0,02 0,481±0,01* 0,430±0,014*
- V слой 0,353±0,01б 0,479±0,031* 0,351±0,024 0,357±0,02 0,4б1±0,035* 0,498±0,053*
- гиппокамп 0,343±0,011 0,474±0,028* 0,339±0,013 0,348±0,019 0,435±0,019* 0,509±0,05*
Активность ГСДГ, усл. ед.: надпочечники: - клубочковая зона 0,5бб±0,033 0,519±0,022 0,549±0,043 0,590±0,057 0,548±0,037 0,489±0,022*
- пучковая зона 0,5б5±0,034 0,54б±0,024 0,5б0±0,042 0,573±0,0б2 0,592±0,024 0,500±0,037
- сетчатая зона 0,551±0,017 0,б04±0,033 0,550±0,017 0,552±0,03б 0,597±0,043 0,б11±0,054
семенники: - клетки Лейдига 0,481±0,03 0,504±0,015 0,481±0,03 - 0,504±0,01б -
яичники: - текоциты фолликулов 0,б24±0,042 0,б20±0,033 - 0,б24±0,042 - 0,б20±0,033
- толщина коры надпочечника, мкм 713±1б 738±17 72б±18 б91±31 751±30 72б±19
- диаметр наибольшего фолликула, мкм 420±17 389±15 420±17 389±15
диаметр семенного канальца, мкм 210±12 203±12 210±12 - 203±12 -
Примечание. * — отличия достоверны при сравнении групп 1 и 2, 3 и 5, 4 и б.
условий вскармливания // Морфология. - 2005. - Т. 128, №4. - С. 85-90.
5. Лойда 3., Госсрау Р., Шиблер Т. Гистохимия ферментов. Лабораторные методы. - М.: Мир, 1982. - 272 с.
6. Нейрохимия. М. [под ред. И.П. Ашмарина, П.В. Стукалова]. - М.: Изд-во Ин-та биомедицинской химии РАМН, 1996. - 470 с.
7. Рыжавский Б.Я. Развитие головного мозга: отдаленные последствия влияния некомфортных условий. - Хабаровск: Изд-во Дальнев. гос. мед. ун-та, 2006. - 232 с.
8. Рыжавский Б. Я. Влияние введения производных тестостерона беременным крысам на головной мозг их однодневного потомства // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. - 2002. - Т. 134, №11. - С. 590-592.
9. Рыжавский Б. Я., Николаева И. В. Влияние введения преднизолона и физраствора новорожденным крысам на
показатели развития их мозга в 30- и 40-дневном возрасте // Дальневост. мед. журнал. -2008. - №3. - С. 92-94.
10. McCarty R. Development of the hypertensive
phenotype: role of maternal environment. Handbook
of Hypertension. V. 19. Development of Hypertensive Phenotype: Basic and Clinical studies. Eds McCarty R., Blizard D. A., Chevalier R.L. Amsterdam. Elsevier Sci. -1999. - 712 р.
11. Vallee M., Mayo W., Dellu F. et al. Prenatal stress induces high anxiety and postnatal handling induces low anxiety in abult offspring: correlation with stress-induced corticosterone secretion // J. Neurosci. - 1997. - Vol. 17, №7.
- P. 2626-2632.
Координаты для связи с авторами: Литвинцева Е. М.
— e-mail: [email protected]
□□□