Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СОБЫТИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА НА РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РФ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА'

ВЛИЯНИЕ СОБЫТИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА НА РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РФ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
260
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЕНИЕ / ИСТОРИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / ЛОКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / ИСТОРИОГРАФИЯ / ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Анашкина Д.С.

Статья посвящена актуализации региональных и локальных исследований, комплексному изучению родного края. Историческое краеведение является одним из источников обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков. В плане изучение краеведческого движения в контексте регионального подхода важнейших исторических событий, особый интерес представляют события Отечественной войны 1812 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE EVENTS OF THE PATRIOTIC WAR OF 1812 ON THE REGIONAL DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION FROM THE POINT OF VIEW OF THE HISTORICAL AND LOCAL LORE APPROACH

The article is devoted to the actualization of regional and local research, a comprehensive study of the native land. Historical study of local lore is one of the sources of enrichment with knowledge about the native land, fostering love for it and the formation of civic concepts and skills. In terms of the study of the local history movement in the context of the regional approach of the most important historical events, the events of the Patriotic War of 1812 are of particular interest.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СОБЫТИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА НА РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РФ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА»

DOI 10.46566/2225-1545_2021_89_458

Анашкина Д.С.

Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского

Российская Федерация, г. Калуга

ВЛИЯНИЕ СОБЫТИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА НА РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РФ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИСТОРИКО-

КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА

Аннотация: Статья посвящена актуализации региональных и локальных исследований, комплексному изучению родного края. Историческое краеведение является одним из источников обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков. В плане изучение краеведческого движения в контексте регионального подхода важнейших исторических событий, особый интерес представляют события Отечественной войны 1812 года.

Ключевые слова: краеведение, история, региональная история, локальная история, историография, историческое краеведение, Отечественная война 1812 года.

Anashkina D.S.

Kaluga State University K.E. Tsiolkovsky Russian Federation, Kaluga

THE IMPACT OF THE EVENTS OF THE PATRIOTIC WAR OF 1812

ON THE REGIONAL DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION FROM THE POINT OF VIEW OF THE HISTORICAL

AND LOCAL LORE APPROACH

Resume: The article is devoted to the actualization of regional and local research, a comprehensive study of the native land. Historical study of local lore is one of the sources of enrichment with knowledge about the native land, fostering love for it and the formation of civic concepts and skills. In terms of the study of the local history movement in the context of the regional approach of the most important historical events, the events of the Patriotic War of 1812 are of particular interest.

Key words: local history, history, regional history, local history, historiography, historical local history, Patriotic history of 1812.

Историческая проблематика исследования Наполеоновских войн довольно серьезно отразилась на состоянии российского общества, что, в свою очередь, привело к росту национального самосознания и вызвало

колоссальный патриотический подъем. Самые основополагающие события Отечественной войны 1812 года явились важнейшим фактором в процессе формирования российской самобытности, а также оказали преобладающее влияние на межнациональное, конфессиональное и культурное развитие, как в столице, так и в провинции нашей страны.

Актуальность исследования обозначенного явления в рамках исторического краеведения обусловлена нарастанием глобальных процессов регионализации. В первую очередь причиной становится общегосударственная ориентация на субъекты федерации и значимая необходимость изучения их специфики с целью определения стратегии развития.

Отсутствие конкретных локальных исследований исторических объектов и процессов обусловило кризис исторической науки. Современное становление и развитие исторической науки в основном связано с переходом от глобальных к региональным и локальным исследованиям, включающим в научный оборот новый фактический материал по истории регионов России.

В связи с этим научный анализ локальных структур придает российскому историческому познанию многогранность и глубину, а также помогает преодолеть схематизированное восприятие прошлого. Региональный подход, включая всесторонний охват реальности, уважение к прошлому, к человеческой личности способствует процессу гуманизации, возвращению к общечеловеческим ценностям.

Исходя из этого, курс исторического краеведения выступает основным источником обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских представлений и навыков в среде учащихся различных категорий. В связи с этим, можно сформулировать цель настоящего исследования, которая заключается в анализе влияния событий Отечественной войны 1812 г. на развитие регионов РФ с позиции историко-краеведческого подхода.

Общеизвестно, что общество способно ставить и решать масштабные национальные задачи только тогда, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. И они открываются там, где хранят уважение к

родному языку, к самобытным культурным ценностям, к каждой странице

" " 20 нашей отечественной истории, а также, к памяти своих предков20.

Первоочередной задачей изучения регионального аспекта изучаемого периода военных событий выступает знакомство с малой родиной, а также открытие ее новых страниц культуры, литературы, судеб многих людей, которые посвятили своей малой родине частицу души,

20 Белоусов, С.В. Отечественная война 1812 г. как фактор формирования российской нации: региональный аспект / С.В. Белоусов // Творческое наследие В.О. Ключевского в истории, культуре и литературе: материалы VI Международ. науч. конф., посвящ. 175-летию со дня рождения выдающегося историка В.О. Ключевского (Пенза, 29-30 сентября 2016 г.). - Пенза: Изд-во ПГУ, 2016. - С.19

реализовали талант, усердно и самозабвенно работали на ее благо. Поэтому, историческое краеведение предполагает всестороннее изучение родного края, позволяет строить педагогический процесс на основе высшей наглядности: на непосредственном восприятии изучаемых объектов.

Следует отметить, что определенные представления об Отечественной войне 1812 года активизируют педагогический процесс. Это качественно повышает и стимулирует потребность в исследовании, познании и укреплении интереса к общеисторической науке.

Курс исторического краеведения имеет цель всестороннего целеполагающего интереса к изучению родного края и позволяет организовать педагогический процесс на основе восприятия изучаемых объектов, т.е. с позиции наглядности.

Педагогический процесс во многом активизируют представления об

Отечественной войне 1812 года, повышая потребность в исследованиях,

" 21

знаниях, а также усиливая их научный интерес21.

Особого внимания заслуживает определение историческая память -это комплекс передаваемых из поколения в поколение исторических сведений, мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого. Историческая помять в своем содержании подразумевает избирательный и творческий характер, а, по мнению, по мнению О.Б. Леонтьевой22 - является особенно актуальной в период серьезных социокультурных перемен, ломки традиционных стандартов и стереотипов мышления. Исследователь отмечает, что смысл любого исторического события и смысл деятельности любого исторического персонажа могут подвергнуться радикальному переосмыслению даже при жизни одного и того же поколения.

Всем нам известно - Отечественная война 1812 года стала огромным испытанием для нашей Родины, что привело к единству всего общества через взаимодействие государства, армии и народа. Военное противостояние России и Франции (времен Наполеона Бонапарта) в отечественной исторической науке именуется как Отечественная война 1812 года. Это обусловлено тем, что в ряду многих причин победы всенародный подъем русского народа, безусловно, выделяется как основная.

Исторический процесс увековечения памяти об основных военных событиях начался в первые месяцы боевых действий и благодаря мерам как государственных, так и общественных институтов23.

21 Арторг, Ф. Порядок времени, режимы историчности / Ф. Арторг // Неприкосновенный запас. - 2008. -№ 3(59). - С. 24.

22 Леонтьева, О.Б. Историческая память и образы прошлого в российской культуре XIX - начала XX в. / О.Б. Леонтьева. - Самара: Книга, 2011. - С. 273-279

23 Там же, С. 281

На полях сражений и в тылу российским обществом инициировался процесс увековечивания тех событий, очевидцами которых они стали.

Война с Наполеоном способствовала становлению символа славы русского государства, оружия и патриотизм народа. Славные боевые страницы истории - актуальные и по сей день - сформировались как ведущий ориентир для последующих поколений российского общества. События 1812 года представляют одно из центральных событий в истории России, оставившие глубокий след в мировоззрении российского общества, тем самым, создавая и развивая значительный образовательный потенциал.

В декабре 1812 г., после тяжелого и длительного отступления, Великая армия Наполеона Бонапарта покинула территорию Российской империи. Величайший поход полководца закончился полным поражением французов окончательным распадом армии, и как следствие - концом политической и военной карьеры Наполеона24.

В честь двухсотлетней годовщины победы в Отечественной войне в декабре 2012 года было организовано большое количество мероприятий общероссийского и регионального масштаба. Теперь мы все в ожидании следующей знаменательной даты в общественной жизни нашей страны -это грядущий 210 юбилей.

Описание масштабных боевых событий Отечественной войны 1812 года, а также повседневной жизни населения в тылу страны можно отследить в трудах российских исследователей - В. М. Безотосного25, А.И.Попова26 и др.

Мы с интересом прослеживаем внешнеполитическую ситуация, подоплеку зарождения континентальной войны, собственно кампанию 1812 года, оккупацию Москвы, отступление французов. Ведущая и основная роль войны в конструировании национальной памяти была обусловлена исторической политикой государства, нашедшей отражение в

27

нормативных текстах27.

Таким образом, современное образование в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта, предусматривает изучение истории родного края в контексте регионального подхода. Краеведческий материал становится обязательной и неотъемлемой частью

24 Белоусов, С.В. Отечественная война 1812 г. как фактор формирования российской нации: региональный аспект / С.В. Белоусов // Творческое наследие В.О. Ключевского в истории, культуре и литературе: материалы VI Международ. науч. конф., посвящ. 175-летию со дня рождения выдающегося историка В.О. Ключевского (Пенза, 29-30 сентября 2016 г.). - Пенза: Изд-во ПГУ, 2016. - С.21

25 Безотосный, В.М. Эпоха 1812 г. Исследования. Источники. Историография / В. М. Безотосный. - М.: Изд. Гос. ист. музея, 2004. - 384 с.

26 Попов, А.И. О характере войны 1812 года / А.И. Попов // Эпоха 1812 года. Исследования. Источники. Историография. I: Сборник материалов. К 190-летию Отечественной войны 1812 г.- М., 2002. - №132. -С. 229-246.

27 О порядке и форме празднования по учебному ведомству 100-летнего юбилея Отечественной войны // Русская школа. - 1912. - № 3. - С. 6-8

в изучении истории России и собственно военных событий 1812 года. Следует помнить, что историческое краеведение в современном понимании, безусловно, служит принципом обучения и воспитания на материалах изучения регионов.

Этому посвящены методики краеведческой работы С.О. Шмидта

«Краеведение»28, Г.Е. Корниловой «Историческое краеведение»29 и др.

Следует указать, что краеведческая работа - это не только исключительно

уроки по истории, она также планируется и реализуется в форме

факультативных, элективных занятий, внеклассной и внешкольной работе

педагога. Из этого следует, что курс исторического краеведения выступает

в роли важного средства, направленного на повышение качества знаний,

которые обеспечивают возможность формирования у учащихся научного

мировоззрения, нравственного воспитания личности и развитие интереса к

истории своей малой Родины. Наиболее важные особенности

современного школьного исторического краеведения - это и общественно" 30

полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер30.

Каждый из нас в должной степени проявляет интерес к тому миру, в котором он живет. Ведь именно в этой жизни содержится множество тайн исторического прошлого, а также немаловажное значение имеют культура и традиции народов, архитектурные памятники, жизнь и деятельность отдельных лиц (населения в целом) и. т. д.

И мы, и наши потомки и будущие поколения все больше интересуется вехами и событиями прошлого. Историки и исследователи не просто детально анализировать каждый год какой-либо исторической ситуации, но также каждый день и каждый час, предпринимая пытки определить место человека в контексте такого значимого исторического события. Таким событием по праву определяется Отечественная война 1812 года.

Изучение исторического прошлого нашей Родины в контексте региональных данных и местного материала, дает возможность найти ответы на многие вопросы современности, а также выявить перспективы дальнейшего развития региона.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что историческое краеведение в своей основе представляет отрасль научного направления и включает научно-популяризаторскую деятельность определенной проблематики. Основная цель исторического краеведения сводится к детальному изучению прошлого и настоящего какого-либо региона, края,

28 Краеведение в России. История, современное состояние, перспективы развития / С. О. Шмидт. - М.: АНО ИЦ «Москвоведение», 2004. - 304 с.

29 Корнилова, Е.Г. Историческое краеведение / Е.Г. Корнилова. - Екатеринбург: УрГПУ, 2005. - 240 с.

30 Попов, А.И. О характере войны 1812 года / А.И. Попов // Эпоха 1812 года. Исследования. Источники. Историография. I: Сборник материалов. К 190-летию Отечественной войны 1812 г.- М., 2002. - №132. -С. 231

определенной местности во всем многообразии тематики. Оно также призвано оценить значимость прошедших событий Отечественной войны 1812 года на определенной территории, а также судьбы связанных с ней людей и др. Указанное обстоятельство придает региону историзм и открывает в его прошлом определенно новые явления и события, которые представляют значительную историческую ценность.

Использованные источники:

1. Арторг, Ф. Порядок времени, режимы историчности / Ф. Арторг // Неприкосновенный запас. - 2008. - № 3(59). - С. 19-38

2. Безотосный, В.М. Эпоха 1812 г. Исследования. Источники. Историография / В. М. Безотосный. - М.: Изд. Гос. ист. музея, 2004. - 384 с.

3. Белоусов, С.В. Отечественная война 1812 г. как фактор формирования российской нации: региональный аспект / С.В. Белоусов // Творческое наследие В.О. Ключевского в истории, культуре и литературе: материалы VI Международ. науч. конф., посвящ. 175-летию со дня рождения выдающегося историка В.О. Ключевского (Пенза, 29-30 сентября 2016 г.). - Пенза: Изд-во ПГУ, 2016. - С.17-23.

4. Корнилова, Е.Г. Историческое краеведение / Е.Г. Корнилова. -Екатеринбург: УрГПУ, 2005. - 240 с.

5. Краеведение в России. История, современное состояние, перспективы развития / С. О. Шмидт. - М.: АНО ИЦ «Москвоведение», 2004. - 304 с.

6. Леонтьева, О.Б. Историческая память и образы прошлого в российской культуре XIX - начала XX в. / О.Б. Леонтьева. - Самара: Книга, 2011. - 448 с.

7. О порядке и форме празднования по учебному ведомству 100-летнего юбилея Отечественной войны // Русская школа. - 1912. - № 3. - С. 6-8

8. Попов, А.И. О характере войны 1812 года / А.И. Попов // Эпоха 1812 года. Исследования. Источники. Историография. I: Сборник материалов. К 190-летию Отечественной войны 1812 г.- М., 2002. - №132. - С. 229-246.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.