Научная статья на тему 'Влияние СМИ на формирование моделей маскулинности и фемининности'

Влияние СМИ на формирование моделей маскулинности и фемининности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1198
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ / СЕМЬЯ / GENDER / GENDER ROLES / FAMILY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Федосеева Ирина Александровна

В статье обозначено влияние СМИ на формирование моделей женственности и мужественности. Представлен анализ влияния СМИ в советский и постсоветский периоды. Рассмотрены роли мужчины и женщины с точки зрения СМИ. Проанализировано влияние СМИ на изменение института семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF MASS MEDIA ON FORMATION OF FEMININITY AND MASCULINITY MODELS

An influence of mass media on formation of femininity and masculinity models is designated in the article. The analysis of influence of mass media during the Soviet and Post-Soviet periods is presented. Roles of man and woman from the point of view of mass media are surveyed. The influence of mass media on the change in family institute is analyzed.

Текст научной работы на тему «Влияние СМИ на формирование моделей маскулинности и фемининности»

№ 2 - 2013 г. 13.00.00 педагогические науки

УДК 371.684/.687:159.922.1

ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ МАСКУЛИННОСТИ И ФЕМИНИННОСТИ

И. А. Федосеева

ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»

(г. Новосибирск)

В статье обозначено влияние СМИ на формирование моделей женственности и мужественности. Представлен анализ влияния СМИ в советский и постсоветский периоды. Рассмотрены роли мужчины и женщины с точки зрения СМИ. Проанализировано влияние СМИ на изменение института семьи.

Ключевые слова: гендер, гендерные роли, семья.

Федосеева Ирина Александровна — кандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана факультета психологии ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», e-mail: [email protected]

Глобальные цивилизационные перемены, происходящие во всем мире, затрагивающие политические и социальные отношения, экономические и финансовые структуры, формы организации жизнедеятельности людей, меняют в целом традиционный мир. Ярким представителем идеологического воздействия являются средства массовой информации, особенно телевидение, распространяющие свои модели поведения, навязывая свои эталоны, образцы жизнеустройства, которые при длительном восприятии оказывают существенное влияние на духовный мир человека. Статистический «средний» гражданин Российской Федерации нерегулярно читает газеты, но ежедневно смотрит передачи домашнего экрана.

Проследим трансформацию женской модели поведения за последнее столетие в преломлении телевизионного транслирования. Сегодня все яснее осознается, что к началу XXI века статус женщины изменился кардинальным образом. Крепкая семья с традиционными патриархальными взглядами являлась не только индикатором устойчивости общества, но и основным экономическим показателем [1]. Классической моделью семейного счастья, где мужчине отводится доминирующая роль, а женщине — хранительницы очага являются «Тихий Дон», «Вечный зов», «Однажды двадцать лет спустя» и др. В указанных фильмах основное предназначение женского счастья — это материнство. На вопрос о своей профессиональной принадлежности главная героиня фильма «Однажды двадцать лет спустя» актриса Н. Гундарева отвечает: «Я просто — мама» [2]. Женщина спокойно растит детей, стоит у плиты, социальное материнство высоко почитается в обществе. Она уверена в завтрашнем будущем своих детей.

В советский период кинематографией отдельно выделяется группа женщин, названных по их политической ориентации и характеру общественной работы: комсомолки,

революционерки, коммунистки, делегатки. Вырисовывается образ женщины —

работницы и руководителя, — обустраивающей под руководством партии новый быт. В качестве ценностной доминанты выступает профессиональная деятельность, сопряженная с идеологической направленностью. Героини фильмов «Холодное лето 53 года», «Цемент» не желают выполнять традиционную роль жены, матери, хозяйки. Они ориентированы на партийную работу, социалистическое строительство, штудируя по ночам классиков марксизма-ленинизма. Главная героиня романа «Цемент» Даша Чумалова, которая становится советским руководителем, отдает дочь в детский дом, питается в столовой, занимается восстановлением завода. Семейный очаг подчинен реализации глобальных проблем государственной важности. Созвучна с ними по идейной убежденности группа рабочих профессий: доярок, ткачих, трактористок, для которых профессиональная принадлежность, содержащая аксиологическую компоненту, является новым общественным лицом. Эти женщины приносят в жертву семью, любовь, личную жизнь. Жертвенность является частью их общественной миссии, одной из главных гендерных ролей.

В середине прошлого столетия наблюдается перелом в репрезентации женственности и мужественности. Советскому идеалу женщины-труженицы противопоставляется облик нежной, привлекательной, доброй женщины. Эстрадная поэзия, кинематография, советская литература возносят женщину на пьедестал как идеал красоты, любви, очарования. В фильмах «Летят журавли», «Застава Ильича», «Когда деревья были большими», «Девочка ищет отца» женский персонаж вновь ассоциируется с семейным счастьем, становится центром притяжения мужчины, горизонтом мужского самоосуществления. Фиксируется установка на возвышенную любовь, духовную и физическую гармонию.

Конец прошлого столетия ознаменовался изменениями представлений о женственности. В обществе пересматриваются традиционные взгляды на женщину как домашнюю хозяйку, жену, мать. Популярными становятся такие профессии как женщина-полицейский, бизнес-леди, депутат парламента, топ менеджер корпорации. Героини фильмов, сериалов: «Леди Мэр», «Русский бизнес-2», «Девичья охота», «КГБ в смокинге» выступают в роли сильных, умных женщин с ярко выраженными маскулинными чертами характера. Принимая мужскую роль, женщина берется за самые ответственные участки, самостоятельно расширяя границы гендерного и социального поведения, ставя под угрозу идентичность мужчины. Главные изменения касаются модели женского поведения. Облик главных героев ориентируется на западную моду, в которой подчеркивается женская сексуальность, кокетливость, акцентируются черты «природной женственности», появляется возможность дистанцироваться от моральных табу с отстаиванием ценностей «свободной» любви [3].

Таким образом, конец прошлого столетия охарактеризовался разнообразной палитрой женского поведения: контракт «работающей матери» с совокупностью черт

маскулинности и фемининности, модель «домашней хозяйки» с ярко выраженными чертами женственности; бизнес-леди с формулой успешности и самодостаточности; феминистски, представительницы этнических и сексуальных меньшинств, сознательно отказывающихся от материнства; сексуализированная женственность с использованием сексуальности в качестве товара и др.

Радикальная ломка гендерных стереотипов в кино, массовой литературе начинает активизироваться в 90-е годы. Анализ исследований, в том числе в области

кинематографии, свидетельствует о том, что жанры литературы, кино приобретают конкретного адресата. Для домохозяек издаются многочисленные «женские», «дамские» романы, ориентированные на большую красивую любовь. Появляются «женские детективы» (А. Марининой) с образом интеллектуалки-эксперта, направленные на возможность самореализации. Их дополняют романы Л. Милевской, Д. Донцовой, В. Платовой, героини которых публичную жизнь позиционируют как причуду их частной жизни и как свободный выбор. Появляется большая продукция литературы Т. Поляковой, Л. Улицкой, Т. Москвиной, открыто артикулирующей гендерную проблематику, жанр которых очень разнообразен. Здесь можно назвать жанр триллер («Кровь нерожденных»), роман-исповедь («Смерть — это все мужчины»), семейные повествования («Медея и ее дети», «Генеле-сумочница», «Веселые похороны») и др. Одновременно присутствуют и традиционные модели с ярко выраженной характеристикой сильного мужчины и преданной скромной женщины. Это такие фильмы, как «Ворошиловский стрелок», «Московская сага», «Благословите женщину» и др.

Что касается «кризиса маскулинности», то середина 90-х годов ознаменовалась чертами некоторого «мачизма», которые в разной степени присутствуют у главных героев Ю. Латыниной, В. Доценко и др. («Охота на Изюбря», «Бригада», «Глухарь» и др.). Неизменным остается образ «бандита», представленный в боевиках, который отвоевывает себе место в красивой жизни. Не менее популярен типаж бойца, защитника слабых, борца за справедливость. Ярко выраженные черты маскулинности сосредоточены в фигуре бизнесмена, вступающего в схватку с правоохранительными органами, бандитами.

Исходя из вышеизложенного материала, можно говорить о том, что в культуре всегда существует множество образов, множество вариантов репрезентации. В соответствии с государственной политикой, запросом определенных групп, их представлениях о гендерных отношениях конструируются модели маскулинности и фемининности, транслируемые в социальные институты, влияющие на социальное воспитание.

Продолжая дальнейший анализ содержания материалов Российского телевидения, можно констатировать, что, по мнению социологов, значительная часть рекламного контента (47 %) представляет неполную семью, чаще всего это «матери-одиночки». Полная однодетная семья в рекламных сюжетах занимает второе место (27 %). Семья с двумя детьми — третье место (12 %). Однодетная семья, представляющая отца с ребенком, — 10,6 % [4]. Таким образом, согласно результатам рекламного видеоматериала семья, как наивысшая ценность общества, представлена либо как неполная, либо однодетная, образуемая в результате развода или внебрачного рождения. Рассуждая по этому поводу, укажем, что в условиях «открытости» России реклама отражает реальную картину состояния дел. Однако с точки зрения семьи как жизненной ценности, способствующей самоутверждению человека, материалы СМИ представляют данный институт в ином свете, отражая атмосферу отчуждения, недоброжелательности, агрессии, насилия.

Далее, основу российской семьи составляют такие принципы как сострадание, любовь, взаимопомощь, жертвенность. Представляя в материалах СМИ конфликтные семьи, не желающие создавать тепло, уют, любовь, в массовом сознании людей формируется неоднозначное отношение к семье от отчуждения до раздражения и неприятия. Такое информационно-идеологическое влияние способствует не повышению престижа семьи, а направлено на формирование антисемейного образа жизни.

Как видим, в мировом образовательном пространстве просматривается тенденция, ведущая к формированию новых принципов и закономерностей в системе гендерных отношений. Классическая модель института семьи, семейного воспитания, имеющая

четкие критерии, обозначенные государством и поддерживаемые церковью, претерпевает изменения. Каждое государство с учетом менталитета, традиций, обычаев выстраивает свою модель (модели) воспитания мужественности и женственности.

Список литературы

1. Егорычев А. М. Теоретические основания интеграции этнокультурных традиций в системе образования / А. М. Егорычев. — Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2006.

— 315 с.

2. Здравомыслова Е. А. История и современность: гендерный порядок в России. Гендер для «чайников» / Е. А. Здравомыслова, А. А. Темкина. СПб. : Питер, 2006.

— 260 с.

3. Михеева А. Р. Дороги к семье, которые выбирают женщины / А. Р. Михеева // Потолок пола : сб. науч. и публицистических статей / Под ред. Т. В. Барчуновой. — Новосибирск, 1998. — 229 с.

4. Петрова Л. Н. Социальные традиции как фактор развития семейной политики России. Социология демографии, семьи и гендерных отношений / Л. Н. Петрова // Всероссийский социологический конгресс «Социология в XXI веке» : сб. статей. — М. : Изд-во «Спутник+», 2008. — 159 с.

INFLUENCE OF MASS MEDIA ON FORMATION OF FEMININITY AND MASCULINITY MODELS

I. A. Fedoseyeva

FSBEIHPE «Novosibirsk State Pedagogical University» (Novosibirsk c.)

An influence of mass media on formation of femininity and masculinity models is designated in the article. The analysis of influence of mass media during the Soviet and Post-Soviet periods is presented. Roles of man and woman from the point of view of mass media are surveyed. The influence of mass media on the change in family institute is analyzed.

Keywords: gender, gender roles, family.

About authors:

Fedoseyeva Irina Aleksandrovna — candidate of pedagogical sciences, assistant professor, deputy dean of psychology faculty at FSBEI HPE «Novosibirsk State Pedagogical University», e-mail: [email protected]

List of the Literature:

1. Egorychev A. M. Theoretical bases of integration of ethnocultural traditions in an education system / A. M. Egorychev. — Novosibirsk: Publishing house of SB RAS, 2006. — 315 P.

2. Zdravomyslova E. A. History and present: gender order in Russia. Gender for «teapots» / E. A. Zdravomyslova, A. A. Temkina. SPb. : St. Petersburg, 2006. — 260 P.

3. Mikheyeva A. R. Roads to family which choose women / A. R. Mikheyeva // The limits of gender: col. scien. and publ. articles / Under the editorship of T. V. Barchunova. — Novosibirsk, 1998. — 229 P.

4. Petrov L. N. Social traditions as factor of development of family policy of Russia. Sociology of demography, family and gender relations / L. N. Petrov // the All-Russian sociological congress «Sociology in the XXI century»: col. articles. — M: Publishing house «Satellite +», 2008. — 159 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.