Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩЕГО АГРЕГАТА НА ЕГО МЕХАНИЧЕСКИЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОЭФФИЦИЕНТЫ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ'

ВЛИЯНИЕ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩЕГО АГРЕГАТА НА ЕГО МЕХАНИЧЕСКИЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОЭФФИЦИЕНТЫ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
67
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обработка почвы / почвообрабатывающий агрегат / закономерность / механический коэффициент полезного действия / энергетический коэффициент полезного действия / soil tillage / tillage unit / dependence / mechanical efficiency / energy efficiency

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Джабборов Н.И.

Повышение коэффициента полезного действия машинно-тракторных агрегатов, обеспечивающих энергоэффективность технологий возделывания сельскохозяйственных культур является актуальной задачей. Целью настоящих исследований является исследование и оценка влияния скоростных режимов работы почвообрабатывающих агрегатов на их механический и энергетический коэффициенты полезного действия. Объектом исследований являлся универсальный комбинированный почвообрабатывающий агрегат блочно-модульной структуры УКПА-2,4 в агрегате с трактором класса тяги 1,4 для поверхностной обработки почвы. Предметом исследований являлись закономерности изменения тягового сопротивления, тяговой мощности, механического и энергетического КПД почвообрабатывающего агрегата от его скорости движения. При проведении исследований применялись методы математического моделирования, анализа и обобщения экспериментальных данных. Научную новизну работы представляют выявленные закономерности изменения механического и энергетического КПД почвообрабатывающего агрегата. В статье приведены графические и эмпирические зависимости исследуемых показателей почвообрабатывающего агрегата. Установлено, что при работе почвообрабатывающего агрегата МТЗ-920+УКПА-2,4 для поверхностной обработки почвы на различных скоростных режимах работы (от 1,47 до 2,20 м/с), в рациональных пределах изменения степени использования мощности 0,80-0,95, энергетический КПД изменяется от 0,11 до 0,18, то есть на 64 %. При этом, механический КПД агрегата увеличивается от 0,288 до 0,559, то есть на 94 %. Энергетический КПД почвообрабатывающего агрегата в пределах изменения скоростей от 1,47 до 2,20 м/с на 62-68 % меньше, чем механический КПД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Джабборов Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF TRAVELLING SPEED OF A TILLAGE UNIT ON ITS MECHANICAL AND ENERGY EFFICIENCY

Increasing the efficiency of tractor/implement systems that provide the energy efficiency of farm crop cultivation technologies is an important issue of today. The study aimed to estimate how the operational speeds of tillage units affect their mechanical and energy efficiency. The study object was a universal combined tillage unit of block-modular structure UKPA-2.4 teamed with a tractor of 1.4 drawbar category for surface tillage. The study subject was the variation regularities of traction resistance, traction power, mechanical and energy efficiency of the tillage unit depending on its travelling speed. The research applied the methods of mathematical modelling, analysis and generalisation of theoretical and calculated data. The scientific novelty of research was manifested by the variation regularities of mechanical and energy efficiency of the tillage unit. The article presents graphical and empirical dependences of the studied parameters of the tillage unit. The study revealed that during the operation of MTZ-920 + UKPA-2.4 tillage unit at the operational speeds from 1.47 to 2.20 m/s, within the rational variation limits of the degree of power utilization 0.80-0.95, the energy efficiency varied from 0.11 to 0.18 or by 64%. At the same time, the mechanical efficiency of the unit increased from 0.288 to 0.559 or by 94%. The energy efficiency of the soil-cultivating unit within the speed variation range from 1.47 to 2.20 m/s was 62% to 68% smaller than the mechanical efficiency.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩЕГО АГРЕГАТА НА ЕГО МЕХАНИЧЕСКИЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОЭФФИЦИЕНТЫ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ»

5. Popov V.D., Maksimov D.A., Morozov Yu.L. et al. Tehnologicheskaja modernizatsija otraslej rastenievodstva APK Severo-Zapadnogo federal'nogo okruga [Technological modernization of crop production sectors in the agro-industrial complex of the North-Western Federal District]. Saint-Petersburg: SZNIIMESH. 2014: 288. (In Russian)

6. Basnet C.B., Foulds L.R., Wilson J.M. Scheduling contractors' farm-to-farm crop harvesting operations. International Transactions in Operational Research. 2006. No. 13 (1), pp. 1-15.

7. Vindis P., Stajnko D., Lakota M., Mursec B. Comparison of efficiency of single-row and self-propelled harvester on small farms. Actual Tasks on Agricultural Engineering, 2012. Vol 40, pp. 311-320.

8. Valge A., Sukhoparov A., Papushin E. Grass forage transportation process modeling. Proc.19th Int. Sci. Conf. "Engineering for Rural Development". 2020. Vol 19: 1201-1207 (In English).

9. Bueno J., Amiama C., Pereira J. M. Discrete event simulation model for the harvest cycle of silage corn. Proc. VII Congreso Iberico De Agroingeneria y Ciencias Horticolas: Innovar y Producir Para El Futuro. Madrid. Spain. 2014, pp. 1064-1068.

10. Edwards G., S0rensen C.G., Bochtis D.D., Munkholm L.J. Optimised schedules for sequential agricultural operations using a Tabu Search method. Computers and Electronics in Agriculture, 2015. Vol.117, pp. 102-113.

11. Dobrinov A.V. Povyshenie effektivnosti zagotovki izmel'chennogo sena v usloviyakh Severo-Zapada RF putem optimizatsii tekhnologicheskikh protsessov i formirovaniya adap-tivnykh tekhnologii [Improving the efficiency of harvesting chopped hay in the North-West of the Russian Federation by optimizing technological processes and developing adaptive technologies]. Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata tekh-nicheskikh nauk [Author's Abstract of Cand. Sci. (Enginering) Thesis]. Saint Petersburg: SZNIIMESH. 2003: 19 (In Russian)

12. Valge A.M. Ispol'zovanie sistem Excel i Mathcad pri provedenii issledovanij po mekhanizatsii sel'skokhozyajstvennogo proizvodstva (Metodicheskoe posobie) [Application of Excel and Mathcad in research related to mechanisation of agricultural production/ Guidance manual]. SPb.: GNU SZNIIMESKH Rossel'khozakademii, 2013: 200 (In Russian)

13. Venttsel E.S. Issledovanie operatsii [Operations research]. Moscow: Sovetskoe radio, 1972: 532 (In Russian)

14. Kudryavtsev E.M. Kompleksnaya mekhanizatsiya, avtomatizatsiya i mekhanovooruzhennost' stroitel'stva [Complex mechanization, automation and degree of construction work mechanisation]. Moscow: Stroiizdat, 1989: 246 (In Russian)

УДК 631.311:51-74

ВЛИЯНИЕ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩЕГО АГРЕГАТА НА ЕГО МЕХАНИЧЕСКИЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОЭФФИЦИЕНТЫ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ

82

Джабборов Н.И., д-р техн. наук

Институт агроинженерных и экологических проблем сельскохозяйственного производства (ИАЭП) - филиал ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, Санкт- Петербург, Россия

Повышение коэффициента полезного действия машинно-тракторных агрегатов, обеспечивающих энергоэффективность технологий возделывания сельскохозяйственных культур является актуальной задачей. Целью настоящих исследований является исследование и оценка влияния скоростных режимов работы почвообрабатывающих агрегатов на их механический и энергетический коэффициенты полезного действия. Объектом исследований являлся универсальный комбинированный почвообрабатывающий агрегат блочно-модульной структуры УКПА-2,4 в агрегате с трактором класса тяги 1,4 для поверхностной обработки почвы. Предметом исследований являлись закономерности изменения тягового сопротивления, тяговой мощности, механического и энергетического КПД почвообрабатывающего агрегата от его скорости движения. При проведении исследований применялись методы математического моделирования, анализа и обобщения экспериментальных данных. Научную новизну работы представляют выявленные закономерности изменения механического и энергетического КПД почвообрабатывающего агрегата. В статье приведены графические и эмпирические зависимости исследуемых показателей почвообрабатывающего агрегата. Установлено, что при работе почвообрабатывающего агрегата МТЗ-920+УКПА-2,4 для поверхностной обработки почвы на различных скоростных режимах работы (от 1,47 до 2,20 м/с), в рациональных пределах изменения степени использования мощности 0,80-0,95, энергетический КПД изменяется от 0,11 до 0,18, то есть на 64 %. При этом, механический КПД агрегата увеличивается от 0,288 до 0,559, то есть на 94 %. Энергетический КПД почвообрабатывающего агрегата в пределах изменения скоростей от 1,47 до 2,20 м/с на 62-68 % меньше, чем механический КПД.

Ключевые слова: обработка почвы, почвообрабатывающий агрегат, закономерность, механический коэффициент полезного действия, энергетический коэффициент полезного действия.

Для цитирования: Джабборов Н.И. Влияние скорости движения почвообрабатывающего агрегата на его механический и энергетический коэффициенты полезного действия // АгроЭкоИнженерия. 2021. №1(106). С.82-91

EFFECT OF TRAVELLING SPEED OF A TILLAGE UNIT ON ITS MECHANICAL AND

ENERGY EFFICIENCY

N.I. Dzhabborov, DSc (Engineering)

Institute for Engineering and Environmental Problems in Agricultural Production (IEEP) - branch of FSAC VIM, Saint Petersburg, Russia

Increasing the efficiency of tractor/implement systems that provide the energy efficiency of farm crop cultivation technologies is an important issue of today. The study aimed to estimate how the operational speeds of tillage units affect their mechanical and energy efficiency. The study object was a universal combined tillage unit of block-modular structure UKPA-2.4 teamed with a tractor of 1.4 drawbar category for surface tillage. The study subject was the variation regularities of

traction resistance, traction power, mechanical and energy efficiency of the tillage unit depending on its travelling speed. The research applied the methods of mathematical modelling, analysis and generalisation of theoretical and calculated data. The scientific novelty of research was manifested by the variation regularities of mechanical and energy efficiency of the tillage unit. The article presents graphical and empirical dependences of the studied parameters of the tillage unit. The study revealed that during the operation of MTZ-920 + UKPA-2.4 tillage unit at the operational speeds from 1.47 to 2.20 m/s, within the rational variation limits of the degree of power utilization 0.80-0.95, the energy efficiency varied from 0.11 to 0.18 or by 64%. At the same time, the mechanical efficiency of the unit increased from 0.288 to 0.559 or by 94%. The energy efficiency of the soil-cultivating unit within the speed variation range from 1.47 to 2.20 m/s was 62% to 68% smaller than the mechanical efficiency.

Key words: soil tillage, tillage unit, dependence, mechanical efficiency, energy efficiency.

For citation: Dzhabborov N.I. Effect of travelling speed of a tillage unit on its mechanical and energy efficiency. AgroEkoInzheneriya. 2021. No. 1(106): 82-91. (In Russian)

Введение

Технологический процесс обработки почвы является одним из самых энергоемких. На почвообработку

затрачивается около 35-40 % от всей совокупной энергии в технологиях возделывания сельскохозяйственных

культур. В этой связи, повышение энергоэффективности технологий в растениеводстве путём энергосбережения и повышения коэффициента полезного действия технических средств является актуальной задачей.

Затраты энергии на почвообработку прямо пропорциональны значениям механического и энергетического

коэффициента полезного действия (КПД) почвообрабатывающих агрегатов.

Отечественными и зарубежными учеными продолжаются исследования по решению проблемы повышения КПД тяговых и тягово-приводных машинно-тракторных агрегатов.

Исследованиями автора работы [1] обоснован основной критерий

эффективности работы машинно-

тракторного агрегата (МТА) в форме тягового КПД трактора. Выявлена связь тягового КПД трактора между его массой и силой инерции.

Авторы работы [2] в результате исследований пришли к выводу, что необходимо разработать математическую модель для расчёта мощности двигателя через коэффициент полезного действия трактора. В данной статье авторы изложили теоретические предпосылки разработки математической модели тягового КПД трактора.

В условиях Ленинградской области авторами статьи [3-4] были проведены экспериментальные исследования по оценке работы почвообрабатывающего агрегата блочно-модульной структуры УКПА-2,4 по тяговому КПД тракторов классов 1,4 и 2. Ими предложены способы повышения тягового КПД тракторов для соответствующих классов тяги. Выявлены закономерности изменения тягового КПД тракторов от скоростных и нагрузочных режимов их функционирования.

На основе исследований

потенциальной тяговой характеристики трактора авторами работы [5] получена аналитическая математическая модель удельного тягового усилия, оптимального по тяговому КПД.

В работе [6] изложены методика, математические модели и алгоритм получения механического КПД трансмиссии тракторов ДТ-75М и МТЗ-80/82 при его

испытании в эксплуатационных условиях во время трогания с места под определенной нагрузкой. По результатам исследований авторы работы пришли к заключению, что исследованные тракторы отвечают требованиям нормативно-технической и эксплуатационной документации.

В статье [7] изложена методика расчета оптимальной тяговой

характеристики тракторов с минимальной эксплуатационной массой, рассчитанной с учетом номинальных тяговых усилий и коэффициентов использования силы тяжести тракторов. Авторы пришли к выводу, что оптимальная тяговая характеристика соответствует минимальной

эксплуатационной массе трактора и его максимальной энергонасыщенности.

Взаимосвязь производительности агрегата с коэффициентом использования тяговой мощности, номинальной мощности двигателя и условным тяговым КПД трактора рассмотрена в работе [8]. Авторами упомянутой статьи выявлены

закономерности изменения тягово-мощностных показателей трактора.

Проведены исследования по оценке возможности повышения эффективности почвообрабатывающих агрегатов путём использования рациональных параметров и характеристик тракторов классов тяги 3-5 с применением балласта [9]. Автором установлено, что применение на тракторе сдвоенных колес улучшает параметры его тяговой характеристики, при этом тяговая мощность трактора увеличивается в среднем на 6 %. Предложены пути улучшения эксплуатационных показателей колёсных тракторов с колесной схемой 4х4.

С применением методологии системного подхода к ступенчатому дифференцированию и рациональному распределения по осям эксплуатационной массы авторами работы [10] разработаны модели и алгоритм оптимизации массы и энергетических параметров трактора в составе тягового почвообрабатывающего

агрегата. Предложенная система

оптимизации позволяет существенно улучшить реализацию потенциальной тяговой характеристики энергонасыщенных тракторов.

В статье [11] изложены результаты исследований по обоснованию

рациональных эксплуатационных

показателей тягово-динамической

характеристики колесного трактора тягового класса 5 т с колесной схемой 4х4 на основе вариации балластирования и применения сдвоенных и одинарных колёс. Предложены пути адаптации колесных тракторов к конкретным условиям их функционирования и зональным технологиям обработки почвы.

В работе [12] показано, что процесс преобразования подводимой энергии рабочим органом служит показателем оценки расхода энергии, идущий на деформацию обрабатываемого почвенного пласта. Рассмотрены составляющие понятия КПД агрегата для пассивных, активных и комбинированных рабочих органов. Авторами установлено, что доля удельных затрат энергии, расходуемой на рыхление почвы может достигать 35-40 % от всех энергозатрат на обработку почвы.

Важность обоснования скоростных и нагрузочных режимов работы МТА с целью повышения эффективности их

функционирования отмечена в работе [13]. Для повышения эффективности

технологических процессов и технологий в растениеводстве авторы предлагают визуализировать их в виде карт потока производства процесса, которые

представляют собой информационно-контрольные карты, обеспечивающие легкий контроль и корректировку хода и качества выполнения механизированных работ [13]. В информационно-контрольной карте

приводятся степень загрузки трактора (или двигателя), рациональные пределы скорости движения и нагрузки трактора, показатели качества и другая важная информация о процессе.

С учетом рассмотренных публикаций, исследование механического и

энергетического КПД

почвообрабатывающих агрегатов

представляется актуальной задачей, так как их повышение позволяет повысить энергоэффективность обработки почвы.

Материалы и методы

Цель исследований -

совершенствование математических моделей для определения механического и энергетического КПД и влияние на них

установившихся скоростных режимов функционирования тяговых

почвообрабатывающих агрегатов.

При проведении исследований применялись методы математического моделирования, анализ и обобщение экспериментальных данных.

В качестве примера, в разделе результаты и обсуждение, приведены данные по почвообрабатывающему агрегату МТЗ-920+УКПА-2,4 для поверхностной обработки почвы (рисунок 1).

Рис. 1. Общий вид почвообрабатывающего агрегатаМТЗ-920+ УКПА-2,4 для поверхностной

обработки почвы

Агрофон - поле из-под картофеля.

Условия, при которых проводились исследования:

Тип почвы: дерново-подзолистый, средний суглинистый.

Рельеф, град.: 1,0-1,5, волнистый. Состояние поверхности почвы: гребнистое.

Влажность почвы, %:

- в слое 0 - 10 см: 19 - 22 %;

- в слое 10 - 20 см: 22 - 25 %. Относительная влажность воздуха -

75-80%.

Предшествующая культура -картофель.

Экспериментальные данные обрабатывались по методике, изложенной в работе [14].

Результаты и обсуждение

При выполнении технологического процесса без отдачи энергии, на привод

МТА

механизмов и машин, механический и

коэффициенты МТА можно

цМТА

энергетический полезного действия определить следующими зависимостями:

КдУу

„МТА _ х1м —

цМТА _ 3,604-Ка-7р

(2)

где Иа — полезное сопротивление агрегата (тяговое усилие трактора), необходимое для выполнения технологического процесса, кН;

Ур — скорость движения агрегата, м/с;

^ен — номинальная мощность двигателя,

кВт;

— степень использования мощности двигателя;

ат — энергосодержание дизельного топлива, МДж/кг;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ст — часовой расход топлива на установившемся режиме работы, кг/ч.

Исследуем влияние скорости движения на механический и энергетический КПД МТА на примере почвообрабатывающего агрегата УКПА-2,4 в агрегате с трактором класса тяги 1,4 для поверхностной обработки почвы.

На рисунке 1 показаны зависимости тягового сопротивления и тяговой мощности от скорости движения почвообрабатывающего агрегата МТЗ-920+УКПА-2,4.

кН

кВт

35

30

25

20

15

10

Нкр

К

1,47

1.80

2.20 V

Р ■ м/с

Рис. 2. Графические зависимости тягового сопротивления и тяговой мощности почвообрабатывающего агрегата МТЗ-920+УКПА-2,4 (степень использования мощности двигателя Л^ = 0,90, глубина обработки почвы Лсм = 14 см)

С повышением рабочей скорости почвообрабатывающего агрегата от 1,47 до 2,20 м/с его тяговое сопротивление Яа увеличивается от 10,58 до 13,73 кН.

В этих же пределах изменения скорости агрегата тяговая мощность Ыкр возрастает от 15,55 до 30,21 кВт.

Закономерности изменения тягового сопротивления и тяговой мощности почвообрабатывающего агрегата МТЗ-920+УКПА-2,4 для поверхностной обработки почвы описываются

эмпирическими зависимостями:

Яя = —7, 69718У^ + 32, 56371Ур — 20, 65582, (3)

Мкр = —9, 56725Ур + 55,19399Ур — 44,91130. (4)

Эмпирические зависимости (3) и (4) справедливы в диапазоне изменения скоростей движения почвообрабатывающего агрегата Ур = 1,47 — 2,20 м/с.

На рисунке 3 представлены зависимости механического и

энергетического КПД от скорости движения почвообрабатывающего агрегата МТЗ-920+УКПА-2,4 для поверхностной обработки почвы.

Рис. 3. Графические зависимости механического ц 3 ТА и энергетического ц 3 ТА КПД от

скорости движения почвообрабатывающего агрегата МТЗ-920+ УКПА-2,4 для поверхностной обработки почвы (при фиксированном значении степени использования мощности двигателя Д-243 Я^ = 0' 9 0 и глубины обработки почвы /1см = 1 4 см)

Экспериментальные данные

свидетельствуют о том, что с повышением скорости движения от 1,47 до 2,20 м/с механический КПД

почвообрабатывающего агрегата

увеличивается от 0,288 до 0,559. При этом энергетический КПД агрегата

изменяется от 0,110 до 0,180.

Функциональные зависимости

МТА МТА

механического и энергетического

КПД от скорости движения почвообрабатывающего агрегата МТЗ-920+УКПА-2,4 для поверхностной обработки почвы можно представить в следующем виде:

1$ТА = _ о, 1 7 7 9 7 + г, 0 2 44 1 - о, 83 3 29,

Пэ

МТА _

0, 01027+ 0,1 3 3 60_ 0, 06418.

(5)

(6)

Эмпирические зависимости (5) и (6) справедливы в диапазоне скоростей движения почвообрабатывающего агрегата = 1,47 - 2,20 м/с.

Как видно из рис. 3, при работе почвообрабатывающего агрегата МТЗ-920+УКПА-2,4 для поверхностной обработки почвы на различных скоростных режимах работы, при рациональных пределах изменения степени использования мощности энергетический

КПД изменяется на 64 %. При этом,

механический КПД ЦмТА возрастает на 94 %.

Энергетический КПД

почвообрабатывающего агрегата в

пределах изменения скоростей от 1,47 до

2,20 м/ч на 62-68 % меньше, чем механический КПД .

С учетом сказанного можно заключить, что скоростной режим работы МТА оказывает большое влияние на значения их коэффициента полезного действия. Для увеличения КПД следует научно обосновать рациональные

скоростные режимы работы МТА с учетом выполнения агротехнических требований к технологическим процессам.

Математические выражения (1) и (2) могут быть применены для исследования и оценки КПД тяговых МТА в различных условиях их функционирования.

Выводы

Предложены усовершенствованные математические модели (1) и (2) для определения и анализа механического и энергетического КПД тяговых машинно-тракторных агрегатов.

Пользуясь выражениями (1) и (2), можно дать оценку влияния скорости и нагрузки на значения КПД тяговых МТА и обосновать пути повышения их эффективности функционирования.

Выявлены закономерности изменения тягового сопротивления, тяговой мощности,

механического и энергетического КПД почвообрабатывающего значительное

влияние на КПД почвообрабатывающего агрегата.

Представляется актуальным

дальнейшее исследование влияния нагрузки на КПД МТА на основе математических моделей (1) и (2), а также разработка методики комплексной оценки нагрузки и скорости на КПД тяговых и тягово-приводных МТА.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Андреева Е.В. Теоретическое исследование влияния массы колесного трактора на его тяговый КПД //Инженерно-техническое обеспечение АПК. 2010. № 4. С 1039.

2. Хафизов К.А., Хафизов Р.Н., Нурмиев А.А., Галиев И.Г. Теоретические предпосылки создания математической модели тягового КПД трактора // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2019. Т. 14. № 3 (54). С. 116121.

3. Джабборов Н.И., Добринов А.В., Лобанов А.В., Федькин Д.С. Оценка работы почвообрабатывающего агрегата по тяговому КПД трактора // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 2012. № 3. С. 29-30.

4. Джабборов Н.И., Добринов А.В., Лобанов А.В., Федькин Д.С. Оценка КПД трактора в агрегате с универсальным комбинированным почвообрабатывающим агрегатом блочно-модульной структуры // Труды ГОСНИТИ. 2013. Т. 111. № 1. С. 110-116.

5. Костюченко В.И. Удельное тяговое усилие колесного трактора, оптимальное по тяговому КПД // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Машиностроение. 2011. № 31 (258). С. 49-53.

6. Хабардин С.В., Шишкин А.В. Результаты определения механического КПД трансмиссии при тяговых испытаниях тракторов в процессе трогания с места под

нагрузкой // Вестник ИрГСХА. 2013. № 56. С. 128-134.

7. Самсонов В.А., Лачуга Ю.Ф. Оптимизация тяговой характеристики сельскохозяйственного трактора // Тракторы и сельхозмашины. 2017. № 11. С. 49-56.

8. Лахович А.Е., Кецко В.Н. Эффективность комплектования мобильных машинно-тракторных агрегатов на базе тракторов «Беларус» // Конструирование, использование и надежность машин сельскохозяйственного назначения. 2018. № 1 (17). С. 213-218.

9. Журавлёв С.Ю. Улучшение эксплуатационных свойств колёсных 4х4 сельскохозяйственных тракторов // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2020. № 4 (84). С. 127-132.

10. Селиванов Н.И., Васильев И.А. Реализация потенциальных возможностей колесных тракторов высокой мощности // Вестник КрасГАУ. 2018. № 6 (141). С. 119125.

11. Селиванов Н.И., Журавлев С.Ю. Адаптация параметров колесного трактора к зональным технологиям почвообработки // Вестник КрасГАУ. 2018. № 4 (139). С. 116120.

12. Капов С.Н., Орлянский А.В., Кожухов А.А., Бобрышов А.В., Лиханос В.А., Мирошникова В.В. Энергетическая оценка обработки почвы // Вестник аграрной науки Дона. 2018. № 3 (43). С. 8-16.

13. Джабборов Н.И., Ахмадов Б.Р., Федькин Д.С. Методика разработки карт потока производства технологических процессов // Доклады Таджикской академии сельскохозяйственных наук. 2013. № 2 (36). С. 59-63.

14. Валге А.М., Джабборов Н.И., Эвиев В.А. Основы статистической обработки

экспериментальных данных при проведении исследований по механизации

сельскохозяйственного производства с примерами на STATGRAPHICS и EXCEL (под ред. А.М. Валге). Санкт-Петербург: изд-во ИАЭП; Элиста: изд-во КалмГУ, 2015.140 с.

REFERENCES

1. Andreeva E.V. Teoreticheskoe issledovanie vliyaniya massy kolesnogo traktora na ego tyagovyi KPD [Theoretical study of the influence of the mass of a wheel tractor on its tractive efficiency]. Inzhenerno-tekhnicheskoe obespechenie APK. 2010. No. 4: 1039. (In Russian)

2. Khafizov K.A., Khafizov R.N., Nurmiev A.A., Galiev I.G. Teoreticheskie predposylki sozdaniya matematicheskoi modeli tyagovogo KPD traktora [Theoretical background of creating a mathematical model of tractor traction efficiency]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2019. vol. 14. No. 3 (54): 116-121. (In Russian)

3. Dzhabborov N.I., Dobrinov A.V., Lobanov A.V., Fed'kin D.S. Otsenka raboty pochvoobrabatyvayushchego agregata po tyagovomu KPD traktora [Estimation of tillage unit operation by tractor traction efficiency]. Mekhanizatsiya i elektrifikatsiya sel'skogo khozyaistva. 2012. No. 3: 29-30. (In Russian)

4. Dzhabborov N.I., Dobrinov A.V., Lobanov A.V., Fed'kin D.S. Otsenka KPD traktora v agregate s universal'nym kombinirovannym pochvoobrabatyvayushchim agregatom blochno-modul'noi struktury [Estimation of tractor efficiency teamed with a universal combined tillage unit of block-modular structure]. Trudy GOSNITI. 2013.vol. 111. No. 1: 110-116. (In Russian)

5. Kostyuchenko V.I. Udel'noe tyagovoe usilie kolesnogo traktora, optimal'noe po tyagovomu

KPD [Wheel tractors drawbar pull optimum for drawbar efficiency]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Mashinostroenie. 2011. No. 31 (258): 49-53. (In Russian)

6. Khabardin S.V., Shishkin A.V., Rezul'taty opredeleniya mekhanicheskogo KPD transmissii pri tyagovykh ispytaniyakh traktorov v protsesse troganiya s mesta pod nagruzkoi [Results of determining the mechanical efficiency of the transmission during traction tests of tractors in the process of making a move under the load]. VestnikIrGSKhA. 2013. No. 56: 128-134. (In Russian)

7. Samsonov V.A., Lachuga Yu.F. Optimizatsiya tyagovoi kharakteristiki sel'skokhozyaistvennogo traktora [Optimization of traction characteristics of agricultural tractor]. Traktory i sel'khozmashiny. 2017. No. 11: 4956. (In Russian)

8. Lakhovich A.E., Ketsko V.N. Effektivnost' komplektovaniya mobil'nykh mashinno-traktornykh agregatov na baze traktorov "Belarus" [Efficient completing of a mobile machine and tractor unit based on "Belarus" tractors]. Konstruirovanie, ispol'zovanie i nadezhnost' mashin sel'skokhozyaistvennogo naznacheniya. 2018. No. 1 (17): 213-218. (In Russian)

9. Zhuravlev S.Yu. Uluchshenie ekspluatatsionnykh svoistv kolesnykh 4x4 sel' skokhozyaistvennykh traktorov [Improvement of operational properties of

wheeled 4x4 agricultural tractors]. Izvestiya Orenburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2020. No. 4 (84): 127-132. (In Russian)

10. Selivanov N.I., Vasiliev I.A. Realizatsiya potentsial'nykh vozmozhnostei kolesnykh traktorov vysokoi moshchnosti [Implementation of potential opportunities of high power wheeled tractors]. Vestnik KrasGAU. 2018. No. 6 (141): 119-125. (In Russian)

11. Selivanov N.I., Zhuravlev S.Yu. Adaptatsiya parametrov kolesnogo traktora k zonal'nym tekhnologiyam pochvoobrabotki [The adaptation of the parameters of a wheeled tractor to zonal technology]. Vestnik KrasGAU. 2018. No. 4 (139): 116-120. (In Russian)

12. Kapov S.N., Orlyanskii A.V., Kozhukhov A.A., Bobryshov A.V., Likhanos V.A., Miroshnikova V.V. Energeticheskaya otsenka obrabotki pochvy [Energy assessment of

tillage]. Vestnik agrarnoi nauki Dona. 2018. No. 3 (43): 8-16. (In Russian)

13. Dzhabborov N.I., Akhmadov B.R., Fed'kin D.S. Metodika razrabotki kart potoka proizvodstva tekhnologicheskikh protsessov [Method of developing the production flow charts in technological processes]. Doklady Tadzhikskoi akademii sel'skokhozyaistvennykh nauk. 2013. No. 2 (36): 59-63. (In Russian)

14. Valge A.M., Dzhabborov N.I., Eviev V.A. Osnovy statisticheskoj obrabotki ehksperimental'nyh dannyh pri provedenii issledovanij po mekhanizacii sel'skohozyajstvennogo proizvodstva s primerami na STATGRAPHICS i EXCEL [Fundamentals of statistical processing of experimental data for research in mechanisation of agricultural production with examples in STATGRAPHICS and EXCEL]. Saint Petersburg; Elista: Kalmyk Univ. Publ., 2015: 140. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 631.117

ИССЛЕДОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ ИНФРАКРАСНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ НА ГОРИЗОНТАЛЬНУЮ ПЛОСКОСТЬ

И.Н. Шаблыкин Э.А Папушин канд. техн. наук

В.А. Юнин канд. техн. наук Я.С. Соловьёв

Институт агроинженерных и экологических проблем сельскохозяйственного производства (ИАЭП) - филиал ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, Санкт-Петербург, Россия

В отличие от других методов консервации, инфракрасная (ИК) сушка позволяет получить «живой продукт», т.е. продукт, сохраняющий все биологически ценные свойства растительных продуктов. В статье приведены исследования по влиянию интенсивности инфракрасного излучения на горизонтальную плоскость. Для этого рассчитывалась величина излучения зеркальной ИК-лампы, приходящая на горизонтальную плоскость в зависимости от высоты расположения излучателя. Получена модель изменения в виде полинома изменения температуры поверхности от удалённости от центра проекции излучения на горизонтальную плоскость после воздействия в течение 5 и 10 минут. На основании полученных результатов можно сделать вывод, что для ИК-лампы мощностью 250 Вт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.