влияние системы профессионального образования на состояние и развитие трудовых ресурсов дальневосточного федерального округа
INFLUENCE OF THE VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM ON THE DEVELOPMENT OF THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT LABOR RESOURCES
ПОЛУЧЕНО 17.12.16 ОДОБРЕНО 23.12.16 ОПУБЛИКОВАНО 17.02.17 ОПАРИНА Н.Н.
Канд. социол. наук, доцент, старший преподаватель кафедры управления персоналом факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва
OPARINA N.N.
Candidate of Social Sciences, Associate Professor, Senior Lecturer, Human Resources Management Department, Faculty of State and Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow
УДК 377 DOI 10.12737/24691 ПАНОВА Е.А.
Доцент кафедры управления персоналом факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва
PANOVA E.A.
Associate Professor, Human Resources Management Department, Faculty of State and Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow
e-mail: [email protected]
e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье представлена характеристика текущего состояния профессионального образования Дальневосточного федерального округа, дается дифференцированный по внутренним регионам анализ степени соответствия количества и направлений подготовки вузов и ссузов этого округа стратегии Российского государства по приоритетному развитию Дальнего Востока.
Проанализированы состав выпускников, реалии и перспективы их трудоустройства. Определены потребности работодателей в квалифицированных кадрах по конкретным специальностям, в особенности на территориях опережающего социально-экономического развития, дана оценка эффективности государственной политики привлечения и закрепления молодежи в регионе. Выявлены наиболее острые проблемы в сфере системы образования, их влияние на состояние и развитие трудовых ресурсов. Определены общие направления дальнейшего развития системы профессионального образования Дальневосточного региона.
Статья базируется на результатах исследования состояния трудовых ресурсов Дальневосточного федерального округа и территорий опережающего развития в 2014-2015 гг., проводившегося преподавателями факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова.
Ключевые слова: Дальневосточный федеральный округ, трудовые ресурсы, система профессионального образования, высшие учебные заведения, средние специальные учебные заведения, трудоустройство выпускников, молодежная политика.
Abstract
In this article the authors reflected the current state of vocational education and the influence of all the problems of the system on the state of the labor force. The quantity, quality and education areas of the high schools and colleges have been analyzed, the number of graduates, the realities and possibilities of their employment, the needs of employers for skilled workers in specific professions, government policies in attracting and retaining young people in the region and so forth.
The article focuses on identifying the main challenges and constraints of professional education and determining the strengths and capabilities of the system development in the region.
The article presents the results of research conducted by the lecturers of the Faculty of Public Administration Lomonosov Moscow State University. The study was devoted to the analysis of the labor resources of the Far Eastern Federal District and the territories of priority development in the 2014-2015.
Keywords: Far Eastern Federal District, labor resources, vocational education, higher education institutions, secondary specialized educational institutions, employment of graduates, youth policy.
События, происходящие в геополитической сфере, экономической и социальной системах страны в последние годы, поставили перед российским руководством сложные вызовы. Рост структурной безработицы, сокращение производства в отдельных отраслях промышленности, сложности в социально-экономическом состоянии моногородов, сокращение численности населения восточных регионов страны — эти и другие обстоятельства требовали активных управленческих решений и действий. Одним из таких стратегических управленческих решений явилось формирование государственной политики по приоритетному использованию политического и социально-экономического по-
тенциала Дальнего Востока. Реализации этой политики препятствует острая нехватка квалифицированных трудовых ресурсов, количество и качество которых прямо зависит от системы профессионального образования Дальнего Востока.
Целью данной статьи является выявление достоинств и недостатков системы профессионального образования, существующей в Дальневосточном федеральном округе, определение наиболее острых проблем в подготовке трудовых ресурсов, а также общих путей их решения.
Усиливающие миграционные процессы, прежде всего перемещение трудоспособной части населения в другие реги-
оны и, частично, в соседние страны, создают серьезные риски на пути реализации планов государства по созданию в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) десятков тысяч новых квалифицированных рабочих мест в компаниях — резидентах территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР). Согласно данным официальных служб, на Дальнем Востоке уже несколько лет стабильно наблюдается критическая нехватка рабочих кадров: до 70% вакансий — это рабочие специальности. Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости РФ М. Паршин отметил, что по состоянию на конец 2015 г. во всех службах занятости Дальневосточного федерального округа находилось около 170 тыс. вакансий рабочих мест [11]. Эффективное осуществление планов по модернизации предприятий или созданию новых производств невозможно без соответствующего кадрового обеспечения. Наличие достаточного количества трудовых ресурсов, профиль и уровень их профессионально-квалификационных компетенций — ключевой фактор успешности реализации социально-экономического потенциала ТОР ДФО.
Аналитические материалы Росстата зафиксировали современное состояние трудовых ресурсов, при котором 56% занятого населения имеют высшее или среднее профессиональное образование (29% — высшее образование и 27% — среднее профессиональное образование). За последние 10 лет доля занятого населения с высшим профессиональным образованием увеличилась на 4%, со средним профессиональным образованием сократилась на 4%. При этом в структуре занятого населения высока доля лиц, не имеющих никакого профессионального образования (24,7%). В структуре экономически активного населения с высшим профессиональным образованием 24,7% составляют лица, получившие специальности по направлению «экономика и управление», 17,8% — по направлению «образование и педагогика», 11,4% — гуманитарные науки, 6,4% — здравоохранение. В структуре экономически активного населения со средним профессиональным образованием пятую часть составляют лица, получившие диплом по специальности «экономика и управление», 13% — здравоохранение, около 10% — транспортные средства, образование и педагогика [23].
Наблюдается диспропорция в специальностях, полученных выпускниками вузов, и потребностями работодателей, а также значительный объем неквалифицированной рабочей силы, которая не может быть использована во многих инвестиционных проектах.
Такого рода негативные явления достаточно ярко проявляются и в трудовых ресурсах Дальнего Востока. Например, среди трудоспособного населения Амурской области 25% имеют высшее образование, 24% — среднее профессиональное образование. При этом около 8% трудоспособного населения не имеют полного среднего образования [24].
Более сложная ситуация в Еврейском АО: 22,5% трудоспособного населения имеют высшее образование, 23% — среднее профессиональное образование, более 9% — неполное школьное образование [22].
Входящая в Дальневосточный регион Магаданская область в связи с многолетним массовым оттоком трудоспособного населения испытывает кадровый голод практически во всех отраслях экономики. Спрос на рабочую силу на регистрируемом рынке труда области в пять раз превышает ее предложение [20]. Уровень образования занятого населения Магаданской области снизился: сократилась доля работников с высшим образованием на 1% и на 14% — со средним профессиональным образованием, а доля занятых, не имеющих специального образования, возросла вдвое. Значительно выросла и доля имеющих рабочие специальности
(начальное профобразование), их основное место приложения труда — предприятия горнодобычи [21].
Несколько иная ситуация наблюдается в более развитых регионах. В Приморском крае доля экономически активного населения с высшим образованием составляет 29%, со средним профессиональным образованием — 25%, с неполным средним образованием — 4% [28].
В Республике Саха (Якутия) значительная часть трудоспособного населения (29,9%) имеет высшее образование, 25,3% трудоспособного населения — среднее профессиональное образование, 23,5% — начальное профессиональное образование [11].
Об относительно высоком качестве трудовых ресурсов в Хабаровском крае свидетельствует высокий уровень образования. По доле занятых в экономике региона, имеющих высшее профессиональное образование (33%),край занимает 1-е место в ДфО[25].
Если же анализировать текущее состояние системы профессионального образования, то следует отметить неуклонный процесс сокращения как количества образовательных учреждений, так и количества выпускников, в особенности, по рабочим специальностям.
Статистика выпуска квалифицированных кадров в Дальневосточном регионе показывает, что численность студентов, обучающихся по программам квалифицированных рабочих кадров и служащих, в период с 2005 по 2014 г. уменьшилась с 73, 9 тыс. человек до 37,7 тыс. [19], при том, что число профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, практически не изменилось — 132 организации в 2005/2006 учебном году против 133 — в 2014/2015 учебном году [19].
Число образовательных организаций высшего профессионального образования на Дальнем Востоке с 2005 по 2015 г. сократилось на 23% — с 49 до 38 единиц. При этом численность студентов, обучающихся в них по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, уменьшилась практически на 36% — с 319,5 тыс. студентов в 2005/2006 учебном году до 204,5 тыс. студентов в 2014/2015 учебном году. Данную тенденцию сокращения студентов вузов и в меньшей степени ссузов можно связать с процессами активного выезда населения из регионов Дальнего Востока, происходящими в последние десятилетия.
Система образования выполняет для трудовых ресурсов не только функцию обеспечения их достойным уровнем оплаты труда, но и влияет на уровень миграционных процессов, происходящих среди молодых специалистов, их удержание и закрепление. Сами студенты в качестве основного мотива получения высшего образования указывают высокооплачиваемую работу (47,6%), а основными возможностями, которые дает высшее образование, считают хорошую профессию (49,9%) и диплом, предоставляющий определенное положение в обществе (47,7%). При этом основной критерий выбора места работы для дальневосточного студенчества — большая зарплата (67,8%), а только после этого — интересная работа (66,5%).
Размышляя о реализации карьерных планов, дальневосточная молодежь указывает на затруднительность их воплощения на территории региона. Отвечая на вопрос о неотъемлемых условиях комфортной жизни и работы, респонденты из 12 предложенных условий на первое место поставили доступность жилья (75,7% — три четверти ответивших), на второе место — высокую заработную плату (73,3%). «Возможности для профессионального и карьерного роста» заняли в ответах студентов третье место (66,9%), на четвертом месте — «безопасность жизнедеятельности» (39,2%), на пятом — «условия для образования и развития детей» (38,8%),
на шестом — «возможности трудоустройства по специальности» (35,%) [25].
Доступность возможностей для саморазвития и самоактуализации по полученной в учебном заведении профессии (специальности) является фактором, определяющим позицию выпускников в вопросе: «остаться в регионе или переехать на другое место жительства». Однако сегодня в модели «получение образования — получение возможностей — привлекательность региона» дальневосточная молодежь часто не видит для себя перспектив достойного трудоустройства в регионе.
Окупаемость государственных инвестиций в высшее профессиональное образование на Дальнем Востоке — еще одна проблемная зона. Положительные изменения в количестве выделенных бюджетных мест, несомненно, происходят. За 2013—2015 гг. численность бюджетных мест сокращена по гуманитарному профилю на 17%, экономике и управлению — на 24%, образованию и педагогике (за счет сокращения заочной формы) — на 12%. Зато увеличено по естественнонаучному и физико-математическому профилю на 30%, инженерно-техническому — на 12%, здравоохранению — на 6% [19]. В 2015 г. количество бюджетных мест в ведущих вузах Дальнего Востока существенно увеличилось. Так, в Дальневосточном государственном университете путей сообщения в 2015 г. число бюджетных мест возросло на 12%, достигнув 1555 единиц. Дальневосточный федеральный университет на очных программах бакалавриата, спе-циалитета и магистратуры предлагает будущим абитуриентам 4183 бюджетных места (на 11 больше, чем в 2015 г.) [17]. Однако, как показывает статистика, ведущаяся на регулярной основе Министерством образования и науки РФ, процент трудоустройства выпускников вузов ДФО в 2014 г. составлял в среднем 76%. Заметим, что диапазон показателя трудоустройства выпускников от 70 до 80% оказался характерен практически для всех округов России [18].
Если посмотреть на данные в разрезе эффективности региональной образовательной системы вузов ДФО, то очевидно прослеживается тенденция более успешного трудоустройства выпускников инженерно-технических специальностей относительно гуманитарных. Например, статистика по вузам Хабаровского края свидетельствует, что по специальности «юриспруденция» из выпускников 2013 г. оказались трудоустроенными в 2014 г. только 65,8%, а по специальности «машиностроение» — 86,9%. Самый высокий показатель трудоустройства выпускников в данный период относится к специальности «химические технологии» (95,3%), самый низкий — к специальности «изобразительное и прикладные виды искусств» (58,8%) [7]. В целом, тенденция к востребованности экономикой Дальнего Востока выпускников с высшим профессиональным образованием инженерно-технического профиля набирает все большие обороты год от года. Несмотря на тенденцию к построению диалога между работодателями, образовательными учреждениями и профильными органами государственной власти в определении наиболее востребованных экономикой направлений подготовки выпускников ссузов и вузов, в данной области все еще существует ряд сложностей. В первую очередь речь идет о проблемах с формированием заказа на специальности вузов. Контрольные цифры приема, которые получают ежегодно все вузы региона, составляются во многом на основе данных статистики и службы занятости, а они не всегда дают реальную картину на рынке труда. В итоге складывается несколько деформированный прогноз потребности в специалистах.
Следует также отметить проблему соответствия направлений подготовки выпускников вузов потребностям компа-
ний-резидентов ТОР Дальнего Востока. При этом на основе сравнения направлений подготовки вузов и ссузов региона с данными таблицы новых профессий, включенных в Атлас новых профессий [4], разработанный Агентством стратегических инициатив, можно утверждать, что вузы и ссузы ДВФО способны подготовить специалистов по широкому спектру специальностей в соответствии с потребностями государства и самих обучающихся. В то же время видны и «белые пятна» в области подготовки специалистов по транспорту и логистике, управлению складскими хозяйствами, металлургии и пр.
Мощные преобразования, которые запланированы в экономике региона, нашли отражение в развитии системы образования. Анализ состояния сети высшего образования позволил выделить ряд крупнейших вузов на территории ДФО, масштабы деятельности которых в определенной степени соответствуют уровню задач, стоящих перед Дальневосточным федеральным округом. Максимальный масштаб деятельности по Приморскому краю реализует Дальневосточный федеральный университет с численностью обучающихся 33 тыс. человек и 468 направлениями подготовки [17].
Если в целом говорить о системе подготовки высококвалифицированных трудовых ресурсов Дальнего Востока, у нее есть все возможности для подготовки достаточного количества выпускников — жителей ДФО, обладающих компетенциями требуемого профиля и уровня. Основные проблемы состояния трудовых ресурсов лежат в сфере вопроса удержания и сохранения на Дальнем Востоке подготовленных кадров. Без улучшения ситуации с востребованностью вчерашних выпускников и расширения возможностей их профессионально-карьерной самореализации, вузы ДФО так и будут готовить специалистов для других регионов России.
Одним из эффективных вариантов решения данной проблемы представляется, на наш взгляд, усиление глубины участия компаний — потенциальных работодателей в совершенствовании образовательных процессов и профессиональной ориентации студентов. Например, компании-работодатели могут предоставлять возможности целевого обучения для студентов, прохождение ими практики и стажировок, написания практико-ориентированных дипломов и магистерских диссертаций, обеспечивать участие профессионалов-практиков в учебном процессе и пр. Мост для диалога между профильными государственными структурами, вузами и организациями-работодателями должен строиться на паритетных началах, учете реальных стратегических планов и потребностей работодателей в кадрах. Как показывает анализ, более активно, чем на уровне вузов, процесс взаимного диалога и усиления постоянного сотрудничества выстроен в ДФО на уровне ссузов.
Как уже отмечалось, для Дальнего Востока в последние несколько лет характерно сохранение стабильно высокого числа учреждений среднего профессионального образования. Более того, ссузы все больше приближаются к реальным потребностям организаций-работодателей через создание новых и перепрофилирование действующих специальностей.
В ссузах в соответствии с изменениями в экономике вводятся новые направления подготовки, в связи с созданием новых производственных объектов (в том числе и в рамках ТОР) осуществляется технологическая модернизация. У многих учреждений среднего специального образования есть договоренности с вузами о программах ускоренного обучения. Например, в Амурской области к 2018 г. ожидается увеличение численности обучающихся по программам среднего профессионального образования на 5% [16]. Согласно Указу № 599 Правительства Хабаровского края «О мерах
по реализации государственной политики в области образования и науки» планируется к 2020 г. увеличить на 55% долю занятого населения в возрасте от 25 до 65, прошедшего повышение квалификации и профессиональную подготовку [16].
По итогам анализа трудоустройства выпускников ссузов Дальнего Востока наиболее востребованными являются профессии, связанные с транспортом и связью, воспроизводством и переработкой лесных ресурсов, горнодобывающей промышленностью, строительством и машиностроением и другими техническими специальностями.
Осуществленный нами сопоставительный анализ основных сфер деятельности якорных (ведущих) резидентов — работодателей ТОР ДВФО, таких как транспортно-логис-тические услуги, нефтеперерабатывающая и металлургическая промышленность, свинокомплексы и т.д., показывает, что предприятиям ТОРов требуется наибольшее количество именно квалифицированных рабочих кадров, что составляет порядка 70% от общего числа необходимого персонала. Однако по состоянию на конец 2015 г. возможности системы среднего профессионального образования (СПО) не закрывали потребности работодателей по многим специальностям, в особенности в ТОР.
Как вузы, так и ссузы ДФО наращивают объем необходимых и востребованных специальностей, однако по некоторым специальностям нет перспективы удовлетворения потребностей работодателей, при этом ТОРам основной объем специалистов понадобится уже в 2017—2018 гг. Система образования, особенно на уровне прикладных специальностей, получаемых в ссузах, перестраивается медленнее, чем происходит реализация инвестиционных проектов. Модернизация производства идет более быстрыми темпами, чем развитие профобразования, что приводит к недостаточному уровню соответствия компетенций выпускников средних специальных образовательных учреждений требованиям рынка труда. Образовательные организации пока недостаточно активно работают на опережающие структурные изменения высокотехнологичных предприятий, существует дисбаланс между потребностями инновационной, ориентированной на модернизацию экономики, с одной стороны, и профессиями и специальностями, а также количеством студентов, по которым традиционно готовят в учреждениях среднего профессионального образования — с другой.
Острые проблемы в состоянии профессионально-квалификационного потенциала трудовых ресурсов ДФО во многом связаны с существующим разрывом между государственной политикой по формированию рабочих кадров (недостаточная целостность и системность государственной политики) и реальными количественными и качественными потребностями производственных организаций и регионов в целом; отсутствием выстроенной системы диалога между учебными заведениями высшего и среднего образования, органами государственной власти и работодателями в части качественного и количественного прогноза потребности в квалифицированных рабочих кадрах, а также организации их подготовки.
По результатам проведенного исследования можно отметить некоторые проблемы трудоустройства выпускников в регионе. Это неуверенность выпускников в возможностях трудоустройства и достойной заработной плате; миграционные процессы, охватывающие и студентов региона; отъезд лучших выпускников лучших вузов региона за рубеж или в Москву и Санкт Петербург; сложность трудоустройства по избыточным профессиям, в основном гуманитарным (юристы, экономисты); проблемы укомплектования руководящих позиций (управляющих директоров, региональных
директоров и менеджеров среднего звена) в связи с переездом высококвалифицированных управленцев в иные регионы и пр.
Отметим слабые места системы образования: недостаточно развитые программы исследований потребностей работодателей (а не только работников) со стороны Минобразования России; недостаточный уровень окупаемости бюджетных мест в образовательных учреждениях в связи с невозможностью или ограниченностью дальнейшего трудоустройства по полученной специальности; медленная переориентация вузов на новые специальности; недостаточные объемы подготовки менеджеров с уже полученной профильной технической подготовкой; недостаточный уровень развития дистанционного образования, которое важно в связи с неравномерной территориальной распределенностью учреждений образования; недостаточные темпы освоения запрашиваемых работодателями новых специальностей из-за дефицита подготовленных преподавательских кадров; недостаток практических навыков у выпускников; устаревание научно-технической базы учреждений образования, что имеет значение для современных технических специальностей. Следует также назвать проблемы в области личностного развития и мотивации выпускников, такие как недостаточно развитые коммуникативные компетенции и компетенции, необходимые для работы в команде, неразвитость стратегического и системного мышления. Эти и некоторые другие причины приводят, в частности, к завышенным ожиданиям выпускников при трудоустройстве и невысокой мотивированности к труду на рабочем месте.
Однако наблюдаются и позитивные сдвиги в деятельности системы профессионального образования Дальнего Востока и, как результат, в состоянии трудовых ресурсов. В отношении закрепления квалифицированных кадров можно отметить замедление оттока высококвалифицированных специалистов; создание новых рабочих мест, в том числе в ТОР; квотирование рабочих мест для выпускников; четкое планирование потребностей работодателей в ТОР. В системе образования происходят значительные улучшения: развиваются сильные технические, медицинские и морские вузы; появились мощные объединенные вузы (ДВФУ, СВФУ, ТОГУ и пр.), сократилось количество филиалов вузов; повышается качество образования; обновляется профессиональный кадровый состав, включающий и зарубежных преподавателей; улучшается научно-техническая база крупных вузов и ссузов; растет объем научных и прикладных исследований, реализуемых на их базе; расширяется выбор специальностей, в том числе современных и самых новых профессий; нарабатывается опыт реализации совместных обучающих программ с зарубежными и отечественными работодателями; появился целевой набор студентов; в ссузах расширяется количество новых специальностей, центров прикладных квалификаций; повышается квалификация преподавателей СПО; внедряется дуальная образовательная модель, основанная на взаимодействии с работодателями; появилось значительное количество специальностей по наиболее востребованным профессиям. Активизировалась и работа с молодежью: внедряются государственные и корпоративные программы профориентации; более последовательно реализуется молодежная политика в регионе; у граждан формируется привлекательный имидж технических и рабочих специальностей и пр.
Следует также отметить, что в 2015 г. Правительством РФ и Министерством по развитию Дальнего Востока было создано Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке. В планах Агентства — наращивание темпов привлечения кадров и продолжение формирования резерва кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего
Востока. До конца 2016 г. на предприятия региона планируется трудоустроить 4060 человек. В числе приоритетных задач — внедрение системы рейтингования учреждений профессионального образования, аккредитация при Агентстве поставщиков кадровых услуг, проведение отраслевых исследований рынка труда. Несомненным достижением Агентства является создание постоянно обновляемого навигатора наиболее востребованных профессий, консолидирующего информацию о новых проектах и действующих предприятиях, их потребностях в квалифицированных работниках и возможностях получения данной квалификации в системе образования Дальнего Востока [14].
Назрела необходимость целенаправленной системной работы всех государственных и коммерческих институтов с целью удержания в регионе трудовых ресурсов, в первую очередь молодежи. Государственная молодежная политика должна отвечать вызовам времени и целям реализации инвестиционных проектов.
На основе изложенного можно сделать общий вывод о том, что система профессионального образования региона по темпам развития несколько отстает от темпов развития Дальневосточного региона в целом и от запросов государственной политики по его приоритетному развитию. Тем не менее критический порог снижения числа выпускников, а также миграции квалифицированных трудовых ресурсов региона преодолен. Последовательная реализация в последние годы основных направлений совершенствования системы профессионального образования даст положительные результаты и приведет к общему улучшению состояния трудовых ресурсов Дальнего Востока.
литература
1. Андреева О.А. Содействие занятости населения в Приморском крае [Электронный ресурс] / О.А. Андреева, Е.В. Еле-нева. — URL: http://www.scienceforum.ru/2015/951/8324
2. Андреева О.Н. Молодые специалисты-выпускники и студенты-практиканты: требования, предъявляемые работодателями [Текст] / О.А. Андреева // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. — 2014. — № 4 (69) — С. 78-84.
3. Атлас востребованных рабочих профессий, разработанный АСИ [Электронный ресурс] // URL: http://www.trud22.ru/ gosuslugi/education/atlas/atlas1/rab_spec/ (дата обращения: 16.09.2016).
4. Атлас новых профессий, разработанный АСИ [Электронный ресурс] // URL: http://atlas100.ru/catalog/ (дата обращения: 12.09.2016).
5. Выпускники ДВГУПС уверены в своем будущем [Электронный ресурс] // URL: http://www.dvgups.ru/images/main/ files/0tdeli/0P0iTS/%D0%92%D1%8B%D0%BF%D1% 83%D1%81%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0 %B8%20%D0%94%D0%92%D0%93%D0%A3%D0%9F% D0%A1%20%D1%83%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B5 %D0%BD%D1%8B%20%D0%B2%20%D1%81%D0%B2% D0%BE%D0%B5%D0%BC%20%D0%B1%D1%83%D0% B4%D1%83%D1%89%D0%B5%D0%BC.pdf (Дата обращения 28.09.2016).
6. Иванова М. Поступление в ссузы — учреждения среднего профессионального образования — с 2013 года проходит без экзаменов [Электронный ресурс] // URL: http://dv-obrazovanie.ru/ obrazovanie_dv/34171 /postuplenie_v_ssuzy_ uchrezhdeniya_srednego_professionalnogo_obrazovaniya_ s_2013_goda_prokhodit_bez_e/
7. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования 2015 года [Электронный ресурс] // // URL:http://indicators.miccedu.ru/
monitoring/2015/material.php?type=2&id=11102 (дата обращения: 12.09.2016).
8. Коуров В.Ф. Статистический анализ состояния высшего образования на Дальнем Востоке России [Текст] / В.Ф. Коуров // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». — 2014. — Т 5. — № 4. — С. 150-154.
9. КузнецоваН.В. Проблемы социально-экономического развития Дальнего Востока (тезисы доклада) [Электронный ресурс] / Н.В. Кузнецова // URL: http://dkcenter.ru/ analitics/detail.php?id=132
10. КуликН.И. Прогнозирование потребностей в рабочей силе для зон опережающего экономического развития Чукотского автономного округа [Текст] / Н.И. Кулик // Экономика и управление. — 2012. — № 7 (92). — С. 96-99.
11. Максимова Т.Н. Занятость и безработица в Республике Саха (Якутия) [Текст] / Т.Н. Максимова // Материалы конференции «Развитие человеческого капитала на Дальнем Востоке», 14-15 апреля 2015 г., Владивосток.
12. Мищук С.Н. Миграционное обеспечение рынка труда южных регионов Дальневосточного федерального округа [Текст] / С.Н. Мищук, Е.В. Данченко // Региональная экономика: теория и практика. — 2011. — № 11 — С. 28-34.
13. На Дальнем Востоке определили лучшие базовые заведения для подготовки электромонтажников [Электронный ресурс] // URL: http://hcfe.ru/news1/na-dalnem-vostoke-opredelili-luchshie-bazovye-zavedeniya-dlya-podgotovki-ehlektromontazhnikov/ (дата обращения: 28.09.2016).
14. Навигатор профессий, актуальных для Дальнего Востока в 2016-2021 гг. [Электронный ресурс] // URL: http://www. hcfe.ru/work-in-dfo/navigator/ (дата обращения: 26.10.2016).
15. Опубликован перечень наиболее актуальных профессий и компетенций на Дальнем Востоке [Электронный ресурс] // URL: http://www.hcfe.ru/news1/opublikovan-perechen-naibolee-aktualnyh-professij-i-kompetencij-na-dalnem-vostoke/ (дата обращения: 20.09.2016).
16. Отчет о ходе выполнения планов — графиков мероприятий по достижению индикаторов (показателей), определенных указами Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597, 599 за I квартал 2016 г. [Электронный ресурс] // URL: http://edu27.ru/ files/documents/15387_otchet_o_hode_vipolneniya_planov_ grafikov_.doc (дата обращения: 22.10.2016).
17. Официальный сайт Дальневосточного федерального университета [Электронный ресурс] // URL:https://www.dvfu. ru/news/admission/4436_budget_places_offers_of_the_ university_for_admission_in_2016/ (дата обращения: 28.09.2016).
18. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http://graduate.edu.ru/booklet#/?year=2014&board=9 (дата обращения: 30.09.2016).
19. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks. ru/free_doc/doc_2015/region/reg-pok15.pdf (дата обращения: 16.09.2016).
20. Постановление от 31 октября 2013 г. № 1051-па «Об утверждении государственной программы Магаданской области «Трудовые ресурсы Магаданской области» на 20142017 годы» [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd. ru/document/460206766 (дата обращения: 24.10.2016).
21. Социальный атлас российских регионов [Электронный ресурс] // URL: http://www.socpol.ru/atlas/portraits/ magadan.shtml (дата обращения: 24.10.2016).
22. Статистический ежегодник Еврейской автономной области 2015 года (по данным Федеральной службы государственной статистики) [Электронный ресурс] // URL: http://evrstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/evrstat/ resources/adf8698046451fd6bbafff843e8e3539/%D0%A1%D 0%A2%D0%90%D0%A2%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%
98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%99 +%D0%95%D0%96%D0%95%D0%93%D0%9E%D0%94% D0%9D%D0%98%D0%9A+%D0%95%D0%92%D0%A0% D0%95%D0%99%D0%A1%D0%9A%D0%9E%D0%99+%D 0%90%D0%92%D0%A2%D0%9E%D0%9D%D0%9E%D0 %9C%D0%9D%D0%9E%D0%99+%D0%9E%D0%91%D0 %9B%D0%90%D0%A1%D0%A2%D0%98+2014.pdf (дата обращения: 24.10.2016).
23. Тенденции на рынке труда (аналитический материал подготовлен по итогам обследований населения по проблемам занятости) [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks. ru/bgd/regl/B11_04/IssWWW.exe/Stg/d03/2-rin-trud.htm (дата обращения: 10.08.2016).
24. Труд и занятость в Амурской области в 2011 году (Статистический сборник по каталогу № 2.2) [Электронный ресурс] // URL: http://irbis.amursu.ru/DigitalLibrary/%D0%A 1%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82% D0%B8%D0%BA%D0%B0/62.pdf (дата обращения: 24.10.2016).
25. Трудовые ресурсы Хабаровского края [Электронный ресурс] // URL: http://invest.khv.gov.ru/O-Habarovskom-krae/ Naselenie/Trudovye-resursy (дата обращения: 13.09.2016).
26. Тюрина Ю.А. Высшее образование как механизм закрепления молодежи в Дальневосточном регионе [Электронный ресурс] / Ю.А. Тюрина // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1-1. — URL: http://cyberleninka. ru/article/n/vysshee-obrazovanie-kak-mehanizm-zakrepleniya-molodezhi-v-dalnevostochnom-regione
27. Чемезова А.А. Тенденции и проблемы трудовых ресурсов в Республике Саха (Якутия) [Текст] / А.А. Чемезова, П.Н. Егоров // Интерактивная наука. — 2016. — № 5. — С. 85-88.
28. Шестак С.А. Определение структуры рынка труда Приморского края и тенденций его развития до 2017 года [Текст] / С.А. Шестак, О.И. Шестак (дата обращения: 24.10.2016).
references
1. Andreeva O.A., Eleneva E.V. Sodeystvie zanyatosti naseleniya v Primorskom krae [Promoting employment in the Primorsky Territory]. Available at: http://www.scienceforum.ru/2015/ 951/8324.
2. Andreeva O.N. Molodye spetsialisty-vypuskniki i studenty-praktikanty: trebovaniya, pred"yavlyaemye rabotodatelyami [Young professionals, graduates and student interns: requirements for employers]. Tamozhennaya politika Rossii na Dal'nem Vostoke [Customs policy of Russia in the Far East]. 2014, I. 4 (69), pp.78-84.
3. Atlas vostrebovannykh rabochikh professiy, razrabotannyy ASI [Atlas sought-collar occupations, developed ASI]. Available at: http://www.trud22.ru/gosuslugi/education/atlas/atlas1/rab_ spec/ (accessed 16 September 2016).
4. Atlas novykh professiy, razrabotannyy ASI [Atlas of new professions, developed ASI]. Available at: http://atlas100.ru/catalog/ (accessed 12 September 2016).
5. Vypuskniki DVGUPS uvereny v svoem budushchem [FESTU Graduates confident about their future]. Available at: http:// www.dvgups.ru/images/main/files/Otdeli/ (accessed 28 September 2016).
6. Ivanova M. Postuplenie v SSUZy — uchrezhdeniya srednego professional'nogo obrazovaniya — s 2013goda prokhodit bez ek-zamenov [Admission to Secondary schools — secondary vocational education institution — goes without examination since 2013]. Available at: http://dv-obrazovanie.ru/obrazovanie_ dv/34171/postuplenie_v_ssuzy_uchrezhdeniya_srednego_pro-fessionalnogo_obrazovaniya_s_2013_goda_prokhodit_bez_e/
7. Informatsionno-analiticheskie materialypo rezul'tatam provedeni-ya monitoringa deyatel'nosti obrazovatel'nykh organizatsiy vysshe-go obrazovaniya 2015goda [Information-analytical materials on the results of the monitoring activities of educational institutions of higher education in 2015 year]. Available at: http:// indicators.miccedu.ru/monitoring/2015/material.php? type=2&id=11102 (accessed 12 September 2016).
8. Kourov V.F. Statisticheskiy analiz sostoyaniya vysshego obrazovaniya na Dal'nem Vostoke Rossii [Statistical analysis of the state of higher education in the Far East of Russia]. Elektronnoe nauchnoe izdanie «Uchenye zametki TOGU» [Electronic scientific publication "Scientists notes PNU"]. 2014, V. 5, I. 4, pp. 150-154.
9. Kuznetsova N.V. Problemysotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Dal'nego Vostoka (tezisy doklada) [Problems of social and economic development of the Far East (abstracts)]. Available at: http://dkcenter.ru/analitics/detail.php?id=132.
10. Kulik N.I. Prognozirovanie potrebnostey v rabochey sile dlya zon operezhayushchego ekonomicheskogo razvitiya Chukot-skogo avtonomnogo okruga [Forecasting manpower requirements for zones of advancing the economic development of the Chukotka Autonomous District]. Ekonomika i upravlenie [Economy and Management]. 2012, I. 7 (92), pp. 96-99.
11. Maksimova TN. Zanyatost' i bezrabotitsa v Respublike Sakha (Yakutiya) [Employment and unemployment in the Republic of Sakha (Yakutia)]. Materialy konferentsii «Razvitie cheloveche-skogo kapitala na Dal'nem Vostoke», 14—15aprelya 2015 g.g. Vladivostok [Proceedings of the conference "Development of human capital in the Far East", 14-15 April 2015 in Vladivostok. ].
12. Mishchuk S.N., Danchenko E.V. Migratsionnoe obespechenie rynka truda yuzhnykh regionov Dal'nevostochnogo federal'nogo okruga [Migration of the labor market to ensure southern regions of the Far Eastern Federal District]. Regional'naya ekonomika: teoriya ipraktika [Regional economy: theory and practice]. 2011, I. 11, pp. 28-34.
13. Na Dal'nem Vostoke opredelili luchshie bazovye zavedeniya dlya podgotovki elektromontazhnikov [In the Far East have identified the best places for the basic training of electricians]. Available at: http://hcfe.ru/news1 /na-dalnem-vostoke-opredelili-luchshie-bazovye-zavedeniya-dlya-podgotovki-ehlektromontazhnikov/ (accessed 28 September 2016).
14. Navigator professiy, aktual'nykh dlya Dal'nego Vostoka v 20162021 gg. [Navigator professions relevant to the Far East in the 2016-2021 biennium]. Available at: http://www.hcfe.ru/work-in-dfo/navigator/ (accessed 26 October 2016).
15. Opublikovan perechen' naibolee aktual'nykh professiy i kompe-tentsiy na Dal'nem Vostoke [Published list of the most relevant professions and competencies in the Far East]. Available at: http://www.hcfe.ru/news1/opublikovan-perechen-naibolee-aktualnyh-professij-i-kompetencij-na-dalnem-vostoke/ (accessed 20 September 2016).
16. Otchet o khode vypolneniya planov — grafikov meropriyatiy po dostizheniyu indikatorov (pokazateley), opredelennykh Uka-zami Prezidenta RFot 07maya 2012g. № 597, 599, z,a Ikvartal 2016 goda [Progress Report on the implementation of the plans — schedules activities to achieve the indicators (indicators) defined by Presidential Decree dated May 07, 2012 № 597, 599, for the I quarter 2016]. Available at: http:/edu27. ru/files/documents/15387_otchet_o_hode_vipolneniya_ planov_grafikov_.doc (accessed 22 October 2016).
17. Ofitsial'nyy sayt Dal'nevostochnogo federal'nogo universiteta [The official website of the Far Eastern Federal University]. Available at: https://www.dvfu.ru/news/admission/4436_ budget_places_offers_of_the_university_for_admission_ in_2016/ (accessed 28 September 2016).
18. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii [The official website of the Ministry of Education and
Science of the Russian Federation]. Available at: http://gradu-ate.edu.ru/booklet#/?year=2014&board=9 (accessed 30 September 2016).
19. Ofitsial'nyy sayt Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki [The official website of the Federal Service of State Statistics]. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/region/ reg-pok15.pdf (accessed 16 September 2016).
20. Postanovlenie ot 31 oktyabrya 2013goda N 1051-pa «Ob utverzh-denii gosudarstvennoy programmy Magadanskoy oblasti «TRU-DOVYE RESURSYMAGADANSKOY OBLASTI» na 2014-2017 GODY» [Resolution of October 31, 2013 N 1051-pa «On approval of the state program of the Magadan region» MANPOWER Magadan Region» 2014—2017»]. Available at: http://docs.cntd. ru/document/460206766 (accessed 24 October 2016).
21. Sotsial'nyy atlas rossiyskikh regionov [Social Atlas of Russian Regions]. Available at: http://www.socpol.ru/atlas/portraits/ magadan.shtml (accessed 24 October 2016).
22. Statisticheskiy ezhegodnik Evreyskoy avtonomnoy oblasti 2015 goda (po dannym Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki) [Statistical Yearbook of the Jewish Autonomous Region in 2015 (according to the Federal State Statistics Service)]. Available at: http://evrstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/evrstat/re-sources/.pdf (accessed 24 October 2016).
23. Tendentsii na rynke truda (analiticheskiy material podgotovlen po itogam obsledovaniy naseleniya po problemam zanyatosti) [Trends in the labor market (analytical material prepared on the basis of population employment survey)]. Available at: http://
www.gks.ru/bgd/regl/B11_04/IssWWW.exe/Stg/d03/2-rin-trud.htm (accessed 10 August 2016).
24. Trud i zanyatost' v Amurskoy oblasti v 2011 godu (Statisticheskiy sbornikpo katalogu № 2.2.) [Work and employment in the Amur region in 2011 (Statistical Yearbook Catalogue № 2.2.)]. Available at: http://irbis.amursu.ru/DigitalLibrary.pdf (accessed 24 October 2016).
25. Trudovye resursy Khabarovskogo kraya [Manpower Khabarovsk Krai]. Available at: http://invest.khv.gov.ru/O-Habarovskom-krae/Naselenie/Trudovye-resursy (accessed 13 September 2016).
26. Tyurina Yu.A. Vysshee obrazovanie kak mekhanizm zakrepleni-ya molodezhi v Dal'nevostochnom regione [Higher education as a mechanism to secure the youth in the Far East]. Sovre-mennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2015, I. 1-1. Available at: http:// cyberleninka.ru/article/n/vysshee-obrazovanie-kak-mehamzm-zakrepleniya-molodezhi-v-dalnevostochnom-regione.
27. Chemezova A.A., Egorov P.N. Tendentsii i problemy trudovykh resursov v Respublike Sakha (Yakutiya) [Trends and Issues of labor resources in the Republic of Sakha (Yakutia)]. Inter-aktivnaya nauka [Interactive science]. 2016, I. 5, pp. 85—88.
28. Shestak S.A., Shestak O.I. Opredelenie struktury rynka truda Primorskogo kraya i tendentsiy ego razvitiya do 2017goda [Determining the structure of the labor market of Primorsky Krai and trends of its development until 2017]. (Accessed 24 October 2016).
работы
по менеджменту
Питер Друкер
классические работы по менеджменту
М.: Альпина пАблишер, 2017,218 с.
Книга состоит из 15 выдающихся работ Друкера, которые объединяет призыв к менеджерам не столько заботиться о производительности, сколько об эффективности, и фокусироваться на тех немногих вопросах, от которых действительно зависит работа компании.
Труды Питера Друкера, ставшего классиком при жизни, не только не утратили научной актуальности, но и продолжают приносить практическую пользу руководителям всего мира. Лейтмотив всех работ Друкера — призыв фокусироваться на тех немногих вопросах, от которых действительно зависит успешность компании. Именно это обеспечивает эффективность бизнеса, менеджмента, принятия решений, инноваций. Масштабность и точность видения, глубина анализа и афористичный язык делают взгляды автора убедительными и увлекательными, а читательский труд — радостным и легким.
Барри Пирсон, Нил Томас
mba в кармане. практическое руководство по развитию ключевых навыков управления
М.: Альпина Паблишер, 2017,352 с.
Книга «MBA в кармане» — это квинтэссенция знаний и навыков, которые необходимы менеджеру и предпринимателю, чтобы добиться успеха в карьере и бизнесе. Она освещает практические приемы и методы работы в таких ключевых областях, как развитие бизнеса, личное совершенствование и искусство управления. Написанный признанными европейскими экспертами, этот курс дает уникальную возможность в кратчайший срок получить знания, необходимые для успешного ведения бизнеса.