Научная статья на тему 'Влияние системы менеджмента качества в процессе формирования квалифицированных специалистов'

Влияние системы менеджмента качества в процессе формирования квалифицированных специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние системы менеджмента качества в процессе формирования квалифицированных специалистов»

Татаринова М.В.

ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В настоящее время большинство бизнес-структур (предприятия, организации, фирмы и компании) не удовлетворены качеством специалистов, выпускаемых учебными заведениями. С точки зрения бизнесменов сейчас предоставляются образовательные услуги некачественные, следовательно, неэффективные. Согласно средним статистическим данным до 38 % вновь принятых на работу нуждаются в переобучении. Все это начинает сказываться на сотрудничестве между бизнес-структурами и вузами: до 58% предприятий сворачивают свои долгосрочные формы сотрудничества по вопросам организации практики и целевой подготовки специалистов.

Вопросы качества представляют особый интерес для общества и работодателей, вкладывающих средства в обучение, так как они должны знать, насколько эффективно используются вложенные ими средства и целесообразно ли дальнейшее инвестирование. Общество поставляет вузам потребителей. Вуз, как непроизодственная организация, предоставляет образовательные услуги своим потребителям - студентам, и предлагает готовый продукт - квалифицированного специалиста - потенциальным работодателям. Бизнес-структуры определяют спрос на выпускников вузов, именно там этот продукт будет доводиться до уровня компетентного работника с навыками и опытом. Такое распределение ролей и ответственности предполагает, что вуз должен в первую очередь сам наладить систему управления образовательной деятельностью, гарантирующую потребителю стабильное получение квалифицированных специалистов. При этом вуз должен просчитывать заранее и предвосхищать ожидания потребителей, убеждая, что без его способных квалифицированных специалистов будет трудно развивать производство и бизнес для устойчивого развития территории.

Одним из путей решения данной проблемы является заключение договоров с вузами на подготовку квалифицированных кадров и совместное взаимодействие и участие в проводимых вузами научно-практических конференциях, «круглых столах», в работе попечительского совета, в образовательном процессе - производственном обучении, курсовом и дипломном проектировании, итоговой государственной аттестации, в участии по внешней оценке деятельности. Данное взаимодействие работодателей с вузами дает возможность предприятиям приобрести молодых специалистов, а вузам — обеспечить конкурентоспособность выпускника на рынке труда.

Производственная подготовка выпускников — это учебно-ознакомительная и производственная практика студентов на предприятиях отрасли. Как правило, оказание услуг по проведению производственного обучения осуществляется на договорной основе между предприятием и вузом, качество которых должен контролировать и обеспечивать вуз. Но в силу ряда обстоятельств, предприятия не всегда идут навстречу учебному заведению, предполагая, что кратковременное пребывание студента на производстве требует отвлечения от производственного процесса специалиста-производственника и обеспечения безопасности студенту на производстве. Иногда процесс производственного обучения носит чисто формальный характер, что напрямую влияет на качество производственной подготовки выпускаемых специалистов и на несоотвествие требованиям работодателей к компетентности выпускника. Поэтому, прогнозируя свои потребности в квалифицированных кадрах, работодатель, вступивший в отношения с вузом, должен также управлять производственным процессом обучения в соответствии с договорными обязательствами. Для этого со стороны учебного заведения должен быть разработан механизм взаимодействия и распределения ответственности на всех этапах производственного обучения. В результате участия работодателей в производственном обучении, предприятие получает подготовленных к работе в производственных условиях специалистов, теоретические знания которых сочетаются с опытом работы на производстве, что обеспечивает требования стандарта серии ИСО в части обеспечения предприятия квалифицированным персоналом.

Одним из положительных примеров является взаимодействие Большекаменского института экономики и технологий (филиал ДВГТУ) с такими ведущими предприятиями городского округа ЗАТО Большой Камень, как ФГУП ДВЗ «Звезда», ЗСО «Восток» в описанной процедуре системы менеджмента качества на основе стандартов серии ИСО по управлению производственным обучением, как одной из составляющих учебного процесса.

Требования стандартов серии ИСО дополняют требования к качеству образовательной услуги, упорядочивают процессы деятельности вуза, помогают обеспечить системное управление всеми составляющими, влияющими на конкурентоспособность вуза в условиях рыночной экономики,

и создают условия для достижения долгосрочных конкурентных преимуществ. Без системного отслеживания СЛОЖНО определить внутренние факторы, которые могут рассматриваться как сильные, так слабые стороны деятельности (SWOT-анализ), оценить их важность и установить, какие из них требуют развития, а какие могут стать основой конкурентных преимуществ.

Стандарты серии ИСО основываются на понимании того, что любая работа выполняется с помощью процессов. Каждый процесс имеет вход (ресурсы) и выход. Процесс сам по себе является преобразованием, которое добавляет ценность предоставляемой образовательной услуги. У каждого процесса есть владелец - лицо, несущее за него ответственность. Общее руководство качеством достигается через управление процессами по двум направлениям: через структуру и работу самого процесса; через качество образовательной услуги или информации, протекающей внутри структуры.

В основе процесса управления качеством в БИЭТ используется цепочка действий, известная как цикл Деминга или цикл PDCA: Р - планирование (plan); D - их реализация(с1о); С - проверка результатов (check); А - анализ и необходимая корректировка (act).

Суть управления на основе процессного подхода состоит в объединении работ (функций), выполняемых отдельными структурными подразделениями, и в измеримости конечного результата.

Например, образовательный процесс имеет на входе в качестве исходной информации требования и ожидания потребителей, а на выходе - готовую образовательную услугу (в процессе обучения студент постепенно приобретает знания, умения и навыки, становится квалифицированным специалистом). По отношению потребителя к предоставленной образовательной услуге можно судить об эффективности процесса и качестве образовательной услуги, принять решение о дальнейшем совершенствовании процесса.

Управление на основе процессного подхода помогает решить и такую важную проблему, как согласование деятельности всех участвующих подразделений, как напрямую, так и косвенно влияющих на протекающих процесс. Раньше каждое подразделение отвечало только за одну сторону функционирования процесса и поэтому имело ограниченный взгляд на процесс в целом, что отражалось на качестве подготовки квалифицированного специалиста. Например, образовательный процесс состоит из нескольких основных подпроцессов: отбор абитуриентов, теоретическое и производственное обучение, учебно-организационная, воспитательная и методическая деятельность, аттестация выпускников, взаимодействие после обучения. Но основной процесс может быть эффективным только при условии взаимодействия с обеспечивающими подпроцессами (управление кадровыми, информационными и техническими ресурсами, управление инфраструктурой и производственной средой). Указанные подпроцессы охватывают все виды деятельности и являются важными точки зрения стандартов серии ИСО. Доказать потребителям обеспечение качества можно путем предоставления прямых доказательств в управлении образовательной деятельностью. Для этого необходимо проведение мониторинга. Суть мониторинга - определение числа показателей, отражающих состояние системы.

Главной задачей мониторинга является изучение результативности процесса. Одна из задач мониторинга - выделение показателей и критериев, способных охарактеризовать образовательный процесс (качество условий образования, качество реализации образовательного процесса, качество результатов образования). Методом повторных замеров накапливается и анализируется информация в динамике. Например, анализ эффективности организации учебного процесса в рамках мониторинга качества проводится по таким направлениям, как входной контроль абитуриентов, информационно-методическое обеспечение, производственное обучение, курсовое и дипломное проектирование, промежуточная аттестация, оценка качества деятельности преподавателя, итоговая государственная аттестация.

Таким образом, постоянное проведение мониторинга протекающих процессов внутри вуза, позволит:

- правильно оценить направления и причины отклонения в работе;

выявить не отдельные несоответствия, а получить достоверную информацию для выявления проблем в реализации процесса и его закономерностей для дальнейшего улучшения;

- оценить свое положение среди других вузов.

Качество подготовки квалифицированных специалистов будет повышаться, если вузы начнут внедрять систему менеджмента качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.