Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ШУМА НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ВЛИЯНИЕ ШУМА НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
137
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF NOISE ON THE NERVOUS SYSTEM IN PRESCHOOL CHILDREN

The noise factor affects the nervous system of children. On chronic action of noise at an intensity of 65—75 db the latent period of the. conditioned reflexes to noise and auditory stimuli lengthens considerably. The experimental findings obtained show that the lot intended for the building of a preschool institution must be chosen with due regard for the determined values of noise on the site of the future building. Preschool institutions must be situated in such a way that the noise intensity on the children’s play ground should not exceed 40 db.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ШУМА НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ние ацетилхолина и активности холинэстеразы в цельной крови; отсутствие изменений содержания 17-нейтральных кетостероидов и ректальной температуры тела; незначительное увеличение температуры облучаемого участка, можно полагать, что облучение инфракрасной радиацией малой интенсивности (0,2 кал/см2/мин) полезно для организма. Однако необходимы дальнейшие исследования в этой области и соответствующие наблюдения над людьми.

ЛИТЕРАТУРА

Анненков Г. Вопр. мед. хим., 1958, № Стр. 27.— Дульдиер А Н. В кн.: Гигиена и физиология труда, производственная токсикология, клиника профессиональных заболеваний. Киев, 1963, в. 2, стр. 157. — Зайдшнур И. А. В кн.: Физические факторы внешней среды. М., 1950, стр. 282. — Капланский С. Я- Вестн. АМН СССР, 1962, № 9, стр. 10. — Манухин Б. Н., Митрополитанская Р. Л. В кн.: Тиоловые соединения в медицине. Киев, 1959, стр. 72. — Н а в р о ц к и й В. К. Гиг. и сан., 1960, № 6, стр. 29. — П а ш к е в и ч у с Г. Тезисы докл. научной сессии, посвященной вопросам аллергии (25-—26 мая 1962 г.). Каунас, 1962, стр. 32. — Цел ух А. В. Гиг. труда, 1960, № 7, стр. 39. — Эпштейн М. М., Бога цк а я Л. H.¡ Ш и ■ голь М. Б. В кн.: Тиоловые соединения в медицине. Госмедиздат УССР. Киев, 1959, стр. 60.

Поступила 25/V 1965 г.

CHANGES OF THE IMMUNOBIOLOGICAL REACTIVITY OF THE BODY UNDER THE EFFECT OF SMALL INTENSITY INFRARED RADIATION

Yu. S. Molchanov

A long-term irradiation of animals with infrared radiation at an intensity of 0.2 cal/cm2/min caused a considerable augmentation of the immunobiologica! reactivity of the body, that manifested itself in an increase of the phagocitic activity of the blood neutrophiles and the titre of agglutinins after the typhoid fever vaccination. There was a slight rise in the acetylcholine content and the cholinesterase activity. The globulin faction of the blood serum was increased at the expense of ai- and a2-globulin protein and the< albumin fraction was diminished. The SH-group content fell. However, no changes were noted in the content of 17-neutral ketasteroids.

УДК 612.821.1.014.45-053.4 + 613.954:613.164

ВЛИЯНИЕ ШУМА ИА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

X. В. Сторощук

Кафедра общей гигиены Львовского медицинского института

Исследованию влияния шума на детский организм уделяется незаслуженно мало внимания, хотя есть все основания полагать, что шумовой фон окружающей детей среды оказывает влияние на формирование их нервно-психической устойчивости.

Изучая размещение детских дошкольных учреждений на территории жилых кварталов Львова с учетом шумового фона, мы попытались исследовать функциональное .состояние центральной нервной системы 52 детей (28 девочек и 24 мальчика) в зависимости от него. Используя для этого телехронорефлексометр «ТХР»-56-М, мы изучали речедвига-тельные условные рефлексы на основе предварительной речевой инструкции согласно методике В. П. Протопопова, описанной Е. А. Рушкевич. В частности, определяли латентный период двигательной реакции на звуковые и световые раздражители, учитывали время отыскивания деть-

ми цветных картинок, указанных исследователем, на специально подготовленных корректурных таблицах.

Для наблюдения были подобраны 2 группы воспитанников детских комбинатов с круглосуточным режимом в возрасте 6—б'/г лет. Одна группа детей (31 человек) находилась во время исследований в «шумных» условиях. Кроме обычного шумового фона, создаваемого в процессе разговоров, обучения и игры детей, на них воздействовал также уличный шум. Здание детского комбината было расположено в 10 м от

Рис. 1. Уровни звукового давления шума в жилых помещениях детских комбинатов. 1 — допустимые уровни звукового давления в октавных полосах для жилищ согласно индексам ПС-30 для дневного и ПС-25 для ночного времени (Санитарные нормы допустимых уровней шума в жилых домах № 337-60); 2 — уровни звукового давления в «шумных» условиях; 3 — уровни звукового давления о «тихих> условиях в дневное время.

частоты октавных

полос (6гц)

Средние

районной магистрали с интенсивным транспортным движением. Средний суммарный уровень шумового фона в жилых помещениях и на открытой территории земельного участка колебался в пределах 65—75 дб.

Другая группа детей (21 человек) проводила время в более «тихих условиях». Средний суммарный уровень шумового фона, которому подвергались они внутри помещений и на земельном участке, колебался в пределах 40—55 дб.

Уровни звукового давления шума, действию которого подвергались дети обеих групп в закрытых жилых помещениях, приведены на рис. 1. Следует указать, что ночью звуковое давление не превышало допустимых уровней согласно индексу ПС-25. Прочие условия — режим дня, питание, освещение, температурно-влажностный режим — были в обоих детских комбинатах одинаковыми.

Исследование проводили ежедневно на протяжении 10 дней с 10 до 12 часов. Кроме того, над 13 детьми вели дополнительные наблюдения 2 раза в день: утром в 10 часов и после обеда в 17 часов. Для выведения средней величины латентного периода рефлекса у каждого ребенка де-

лали не менее 10—15 измерений каждый раз. За весь период исследования произведено 15 870 измерений латентного периода и зафиксировано 673 случая времени отыскивания детьми картинок на корректурных таблицах.

Анализ полученных данных латентного периода условных рефлексов на световой и звуковой раздражители по обеим группам детей представлен в табл. 1.

Таблица 1

Средние величины латентного периода (в м/сек) на световой и звуковой раздражитель у детей в зависимости от воздействия шума различных

интенсивностей

Интенсивность шумового фона, влияющего на детей (в дб) Латентный период реакции на световой раздражитель (М ± т) Р Латентный период реакции на звуковой раздражитель (М ± т) Р

40 — 55 229,6 + 9,6 < 0,01 222,1 + 9,2 < 0,01

65 — 75 282,7 + 11,0 268,9 ± 8,0

Установлено, что более продолжительный латентный период условных рефлексов на световой и звуковой раздражители наблюдается в группе детей, находившихся под воздействием шумового фона интенсивностью 65—75 дб.

Более длительный латентный период условных рефлексов в ответ на звуковые и световые раздражители у детей, подвергавшихся более интенсивному воздействию шума, отмечался на протяжении всех дней исследования. Статистическая достоверность различий указывает на тесную зависимость ответных реакций организма от степени интенсивности шума, влияющего на него.

Обследование группы детей 2 раза в день (утром и после обеда) позволило установить, что средние величины латентного периода на звуковой раздражитель к концу дня чаще всего удлинялись в «шумных» условиях, нежели в «тихих». Данные этих наблюдений представлены в табл. 2.

Таблица 2

Динамика изменений латентного периода на протяжении дня

Интенсивность шумового фона (в дб) Раздражитель Число случаев изменения латентного периода в конце дня Без изменений

увеличение уменьшение

абс. абс. % абс. К

50 — 55 65 — 75 Звуковой 19 28 45,2 63,7 22 16 52,4 36,3 1 2,4

Определение при альтернативном варьировании достоверности различий между увеличением и уменьшением изменений латентного периода на звуковой раздражитель показало с достаточной степенью достоверности (Р<0,05), что воздействие шума приводит к сдвигам рефлекторных реакций организма детей.

Удлинение латентного периода под воздействием шума наблюдали и другие авторы, изучавшие влияние шума на организм в условиях производства и в эксперименте (А. А. Аркадьевский; П. Р. Вайнштейн; Э. П. Орловская; Г. Л. Осипов и И. Л. Карагодина; К. Шредер, и др.). Все эти авторы считают такие изменения следствием снижения подвиж-

ности корковых процессов в результате торможения и уменьшения работоспособности клеток коры головного мозга. Этими изменениями можно объяснить и некоторые сдвиги при отыскивании исследованными нами детьми картинок в различных условиях шумового фона. Результаты этой части исследований приведены на рис. 2 и в табл. 3.

Разница во времени оказалась статистически достоверной в каждый день исследования. Следовательно, при длительном воздействии шума образование определенных навыков, необходимых для выполнения задачи, происходит в «тихих» условиях быстрее, чем в «шумных».

Полученные нами данные свидетельствуют о том, что шумовая нагрузка не является безразличной для детского организма. Увеличение латентного периода рефлекса у детей, а также времени, необходимого для решения определенной задачи, есть результат нарушения регу-ляторных функций центральной нервной системы, вызванного продолжительным влиянием шума. Следует подчеркнуть, что изменения обнаружены в натурных условиях при воздействии шума средних интенсивностей (65—75 дб) и низких частот. Это дает нам основание присоединиться к мнению тех авторов

Таблица 3

Время (в сек.), затраченное детьми на отыскивание картинок в зависимости

от воздействия величины интенсивности шума (средние данные)

Интенсивность шумового фона (в дб) Время, затраченное детьми на отыскивание картинок (М ±т) Р

40—55 65 — 75 29,0 + 1,0 33,5 ± 1 ,2 < 0,01

12 3 <г 5 6 7 8 9 /О лень исследования

Рис. 2. Суточный ход колебаний времени, затраченного

на работу с корректурными текстами.

/ — колебания времени в «шумных» условиях; 2—колебания времени в «тихих» условиях.

(В. И. Пальгов; И. Л. Карагодина), которые рекомендуют на селитебной территории суммарный уровень шума от 40 до 65 дб. При этом детские дошкольные учреждения должны размещаться с учетом того, чтобы уровень шума на территории детских площадок не превышал 40 дб. При выборе места для сооружения зданий детских дошкольных учреждений нужно руководствоваться предварительными данными измерений интенсивности шума на улицах, территории квартала и земельном участке предполагаемого строительства. Если участки, изолированные от источников шума, отсутствуют, то до утверждения проекта строительства должны быть предусмотрены мероприятия, направленные на уменьшение шумового фона до 40 дб.

ЛИТЕРАТУРА

Аркадьевский А. А. Гиг. и сан., 1960, № 9, стр. 21. — Вайнштейн П. Р. В кн.: Доклады научной конференции по итогам работы за 1956 г. Ин-т радиационной гигиены. Л., 1957, стр. 57. — Кар а годи на И. Л. Гиг. и сан., 1961, № 2, стр. 8.— Орловская Э. П. Врач, дело, 1961, № 5, стр. 120. — Осипов Г. Л., Караго-д и н а И. Л. В кн.: Звукоизоляция жилых и общественных зданий. Под ред. Никольского В. Н. М., 1961, стр. 43. — Пальгов В. И. Коммунальный шум. Кшв, 1964.— Рушкевич Е. А. Ж- высш. нерв, деят., 1956, т. 6, в. 6, стр. 913. — Шредер К. В кн.: Борьба с шумами и действие на организм. Л., 1958, стр. 49.

Поступила 3/V 1965 г.

EFFECT OF NOISE ON THE NERVOUS SYSTEM IN PRESCHOOL CHILDREN

Kh. V. Storoschyuk

The noise factor affects the nervous system of children. On chronic action of noise at an intensity of 65—75 db the latent period of the-conditioned reflexes to noise and auditory stimuli lengthens considerably. The experimental findings obtained show that the lot intended for the building of a preschool institution must be chosen with due regard for the determined values of noise on the site of the future building. Preschool institutions must be situated in such a way that the noise intensity on the children's play ground should not exceed 40 db.

УДК 616.1/.4 + 613](092 Здекауер)

Н. Ф. ЗДЕКАУЕР (К 150-летию со дня рождения)

Проф. А. И. Штрейс (Ленинград)

Крупный клиницист-терапевт, руководитель терапевтической клиники Петербургской медико-хирургической академии, популярный практический врач, почетный член многих научных обществ, профессор Н. Ф. Здекауер по истечении 25 лет работы в академии, в 1863 г., еще полный сил и энергии, оставил профессуру и всецело отдался общественной санитарной деятельности, которой и посвятил более 30 лет своей долгой жизни.

В 60-х годах он руководил осуществлением мероприятий по борьбе с эпидемиями оспы и холеры в Петербурге и его окрестностях, деятельно помогал устройству первых в России гигиенических выставок, живо интересовался гигиеническими вопросами, активно участвовал в работе Медицинского совета и, наконец, был учредителем и бессменным председателем Русского общества охранения народного здравия. Таков необычный для врача-клинициста путь Николая Федоровича Здекауера, заслуги которого перед общественной гигиеной в нашей стране нельзя не отметить в связи с исполнившимся в апреле 1965 г. 150-летием со дня его рождения.

Н. Ф. Здекауер специально интересовался больничной гигиеной. В 1857 г. по поручению Медико-хирургической академии он изучил устройство лучших новейших клиник и больниц Парижа, Лондона, Берлина, Вены и других крупных центров Европы. Результаты наблюдений были изложены им в подробном обстоятельном отчете Эта работа по сути дела представляла собой руководство по больничной гигиене. Особо следует отметить прогрессивный характер высказываний Н. Ф. Здекауера по разным вопросам больничной гигиены, подчеркиваемую им

1 Военно-меднцинскнй журнал, 1859, № 75, стр. 89—150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.