Научная статья на тему 'Влияние схемы транспортного обслуживания на финансовые показатели деятельности предприятий пищевой промышленности'

Влияние схемы транспортного обслуживания на финансовые показатели деятельности предприятий пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАЦИОННЫЙ ЦИКЛ / OPERATING CYCLE / ФИНАНСОВЫЙ ЦИКЛ / FINANCIAL CYCLE / ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА / CURRENT ASSETS / СХЕМА ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / SCHEME OF TRANSPORTATION SERVICES / РАЗДЕЛЬНАЯ ДОСТАВКА / SEPARATE DELIVERY / ТЕХНОЛОГИЯ VMI / VMI TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюрин А. Ю.

В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи между уровнем транспортного обслуживания и финансовыми показателями деятельности компании. На примере предприятий пищевой промышленности определяются пути выбора транспортных схем доставки сырья и готовой продукции, способствующие повышению эффективности функционирования внутрифирменного капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effect of Transportation Services Scheme on Financial Performance of Enterprises of Food Industry

The article examines interrelation between the level of transportation services and financial performance of the company By the example of food industry the author shows the ways of choosing transportation schemes for the delivery of raw materials and finished products which improve efficiency of the company's capital functioning

Текст научной работы на тему «Влияние схемы транспортного обслуживания на финансовые показатели деятельности предприятий пищевой промышленности»

скорость поставок

и оборот капитала

влияние схемы транспортного обслуживания на финансовые показатели деятельности

предприятий пищевой промышленности

_Аннотация

В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи между уровнем транспортного обслуживания и финансовыми показателями деятельности компании. На примере предприятий пищевой промышленности определяются пути выбора транспортных схем доставки сырья и готовой продукции, способствующие повышению эффективности функционирования внутрифирменного капитала.

Роль транспорта в хозяйственной деятельности предприятия постоянно возрастает в связи с развитием и расширением транспортных коридоров, в том числе и международных, в связи с изменением структуры закупок сырья у поставщиков и сбыта при доставке готовой продукции потребителям.

Наилучшим вариантом эксплуатации транспорта будет считаться тот, при котором уровень запасов сырья, незавершенного производства и готовой продукции на предприятии будет минимальным, будет снижаться продолжительность операционного и финансового циклов. Их уменьшение позитивно влияет на эффективность функционирования капитала предприятия.

Факторы, влияющие на продолжительность финансового цикла

Рассмотрим факторы, влияющие на продолжительность финансового цикла с целью поиска путей его сокращения. Продолжительность финансового цикла зависит от времени произ-

Тюрин А.Ю.

канд. экон. наук,

доцент кафедры

автомобильных

перевозок

Кузбасского

государственного

технического

университета,

г. Кемерово

[email protected]

водственного цикла и периодов оборота дебиторской и кредиторской задолженности:

где

Т = Т + Т

1 финц 1 прц +

одз

- Т

± П'

(1)

Т

финц

- продолжительность финансового

ап ^

Ключевые слова:

операционный цикл, финансовый цикл, оборотные средства, схема транспортного обслуживания, раздельная доставка, технология VMI

цикла в днях, то есть период оборота капитала, авансированного в финансово-хозяйственную деятельность предприятия; Тпрц - продолжительность производственного цикла, то есть период оборота капитала, находящегося в форме запасов, незавершенного производства и готовой продукции; одз - период оборота дебиторской задолжен-сти;

окз - период оборота кредиторской задолженности.

Из приведенной формулы следует, что путями сокращения времени финансового цикла являются:

- сокращение продолжительности производс-енного цикла;

уменьшение периода оборота дебиторской задолженности;

- увеличение периода оборота кредиторской задолженности.

Продолжительность производственного цикла определяется по формуле:

Т = Т + Т + Т

1 прц 1 онп ' 1 озап ' 1 огп

(2)

где

Тонп - период оборота незавершенного производства, то есть время нахождения капитала, авансированного в незавершенное производство непосредственно в производственном процес се;

Тозап - период оборота запасов, то есть время нахождения капитала в виде запасов на складе; Тогп - период оборота готовой продукции, то есть время нахождения капитала в виде готовой, но не реализованной продукции. Таким образом, сократить продолжительность производственного цикла позволяет уменьшение периода оборота запасов; периода оборота незавершенного производства и периода оборота готовой продукции.

Сокращение периодов оборота дебиторской и кредиторской задолженности

Рассмотрим аналитическое выражение определения периода оборота дебиторской задолженности, с тем, чтобы выявить факторы его определяющие, при влиянии на которые можно добиться сокращения промежутка времени нахождения капитала в виде дебиторской задолженности:

Тодз = ТкДЗср/ Вн , (3)

где

Тк - продолжительность календарного периода в днях;

ДЗср - средняя за период дебиторская задолженность;

Вн - выручка от реализации за период товаров. Период оборота дебиторской задолженности может быть сокращен за счет увеличения выручки от реализации и путем сокращения величины среднего остатка дебиторской задолженности в результате проведения активной работы с дебиторами. Рассмотрим аналитическое выражение определения периода оборота кредиторской задолженности, с тем, чтобы определить пути его увеличения.

Токз = Тк КЗср/ С , (4)

где

КЗср - средний за период остаток кредиторской задолженности;

С - себестоимость проданных за период товаров, продукции, работ, услуг. Таким образом, путями увеличения периода оборота кредиторской задолженности являются снижение себестоимости и разумная политика погашения кредиторской задолженности на конец анализируемого периода, с возможным, без негативных последствий, отдалением сроков погашения.

Другие факторы, влияющие на транспортные расходы

Рассмотрим аналитическое выражение определения периода оборота запасов, с тем, чтобы определить пути его снижения.

Keywords:

operating cycle, financial cycle, current assets, scheme of

transportation services, separate delivery, VMI technology

про

.сократить _продолжи-_тельность где

Т = Т

1 озап 1 к

Зср / Вн

(5)

изводственного цикла позволяет уменьшение

ериода оборота запасов, периода

_оборота

..незавершенного „производства гериода оборота _готовой продукции

Зср - средняя за период стоимость запасов. Аналогичным образом определяются периоды оборота незавершенного производства и готовой продукции:

Тонп Тк НПср В,

н> Тогп Тк ГПср вн

(6)

где

НПср - средняя за период стоимость незавершенного производства; сред

товой

Г 'МШГА^

казатели

бестоимости, в которых заложены транспортные расходы по доставке сырья на производство. Помимо этого, если предприятие само осуществляет доставку готовой продукции потребителям, то транспортные сходы по сбыту про ыручке.

Дополнительно интенсивность и ритмичность ввоза и вывоза товаров на предприятие оказывает влияние на уровень запасов сырья и готовой продукции на складах, то есть на параметры, входящие в формулы 5 и 6. Следовательно, существует тесная взаимосвязь между уровнем транспортного обслуживания на стадиях закупок и сбыта и финансовыми показателями деятельности предприятия. В случае расширения транспортного обслуживания на стадии сбыта увеличивается охват большего количества потребителей, растет выручка и, следовательно, снижается продолжительность финансового цикла. Между тем при увеличении количества потребителей растут и транспортные расходы по доставке продукции потребителям. Следовательно, важно найти компромиссное решение между выбором необходимого количества потребителей и схемой транспортного обслуживания с учетом оптимальных маршрутов доставки сырья и готовой продукции.

При выборе транспортной схемы обслуживания учитываются ограничения на провозную способность парка транспортных средств, степень загрузки подвижного состава для конкретного груза с учетом его сохранности при штабелировании в автомобиле и при перевозке.

Помимо этого накладываются ограничения на время доставки продукции потребителям, время нахождения автомобиля на маршруте и учитываются другие условия и требования, влияющие на функционирование системы «поставщики - транспорт - потребители».

Алгоритм транспортного обслуживания

Рассмотрим алгоритм транспортного обслуживания на примере взаимодействия поставщиков и потребителей с предприятиями пищевой промышленности.

Для некоторых предприятий пищевой промышленности (например, для хлебопекарной и молочной подотраслей) характерен короткий цикл от момента производства до момента реализации готовой продукции, необходимость быстрого транспортного обслуживания потребителей. На стадии сбыта с учетом ограниченности емкости складских площадей и неравномерности спроса возникает потребность в нескольких завозах продукции одному потребителю в сутки, либо поставках продукции на период (неделю). Так как размер заказа заведомо меньше грузоподъемности (грузовместимости) автомобиля, то возникает задача организации развоза (доставки) товаров различным потребителям за один транспортный цикл.

Для построения маршрута доставки продукции потребителям необходимо решить хорошо известную задачу коммивояжера для замкнутых циклов работы автотранспорта с ограничением по грузоподъемности автомобиля.

Существуют разновидности задачи маршрутизации, которые учитывают временные ограничения обслуживания клиентов, возможность

...существует

тесная взаимосвязь между уровнем транспортного обслуживания на стадиях закупок и сбыта и финансовыми показателями деятельности предприятия

одновременного завоза и вывоза продукции, дозагрузки транспортных средств на маршрутах и т.д.

Классическим примером построения маршрута развоза продукции потребителям мелкими партиями является эвристический метод Кларка-Райта, которой дает относительно неплохие результаты за приемлемое время решения задачи. Однако он не учитывает возможность нескольких завозов (вывозов) одному потребителю в течение периода планирования поставок продукции (за сутки) и плохо работает, когда размер заказа находит-я в пределах 40-85% от грузоподъемности томобиля.

...важно наити компромиссное решение между

выбором

необходимого _количества

потребителей _и схемой

транспортного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_обслуживания

_с учетом

оптимальных

доставки сырья и готовой

продукции

Уменьшение расходов на логистику

Применение метода раздельной доставки, когда размер заказа дробится и доставляется потребителям несколькими рейсами автомолями различной грузоподъемности, поз-ляет сократить транспортные расходы по доставке товаров потребителям, улучшить загрузку автомобилей, и, как следствие, снизить средний уровень запасов у потребителей за счет частных и мелких поставок заказанной продукции.

Использование частых поставок уменьшает стоимость разовой покупки продукции и при определенных условиях может сократить средний уровень дебиторской задолженности. Если сбытовая сеть довольно сложная, включает оптовых и мелкооптовых покупателей, распределительные склады и т.д., которые управляются поставщиком (предприятием), то применение частых поставок снизит уровень запасов в каждом звене сети и, следовательно, уменьшит расходы на распределительную логистику. Соответственно уменьшается средний уровень готовой продукции у предприятия. Таким образом, сокращается период оборота дебиторской задолженности и продолжительность производственного цикла за счет сокращения периода оборота готовой продукции.

Если поставщик (предприятие) эффективно сотрудничает с поставщиками верхнего уровня, для которых он является потребителем, и используется технология VMI (Vendor Managed Inventory), то частые поставки сырья на предприятие также способствуют снижению среднего уровня запасов и еще большему снижению продолжительности производственного цикла.

В конце концов, осуществляется снижение продолжительности финансового цикла, уменьшается уровень оборотного капитала, повышается эффективность деятельности предприятия.

Литература

1. Финансовый менеджмент: учеб. / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 415 с.

2. Логистика: учеб. / В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова; под ред. В.И. Сергеева.- М.: Эксмо, 2008. - 944 с.

3. Моисеева Н.К. Экономические основы логистики: учеб. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 528 с.

использование частых поставок уменьшает стоимость разовой покупки продукции и при определенных условиях может сократить средний уровень дебиторской задолженности

Tyurin A.Yu.

Cand. of Econ. Sci, Associate professor, Chair of Road Transportation, Kuzbass State Technical University, Kemerovo

Effect of Transportation Services Scheme on Financial Performance of Enterprises of Food Industry

Abstract

The article examines interrelation between the level of transportation services and financial performance of the company. By the example of food industry the author shows the ways of choosing transportation schemes for the delivery of raw materials and finished products which improve efficiency of the company's capital functioning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.