Научная статья на тему 'Влияние сферы культуры на социально-экономическое развитие региона'

Влияние сферы культуры на социально-экономическое развитие региона Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
7861
657
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА КУЛЬТУРЫ / РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИСТОРИКОКУЛЬТУРНЫЕ РЕСУРСЫ / SPHERE OF CULTURE / REGION / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / HISTORICAL AND CULTURAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сарычева П. В.

В статье охарактеризована сфера культуры и ее место в национальной экономике. Научно обоснована важность сферы культуры как качественного фактора социально-экономического развития региона. Проанализированы преимущества государственно-частного партнерства в реализации экономического механизма функционирования сферы культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF CULTURE SPHERE ON SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF REGION

In this article, the culture sphere and its place in the national economy are characterized. The importance of the culture sphere as a qualitative factor of socio-economic development of a region is scientifically proved. Advantages of state and private partnership in implementing of the economic mechanism of functioning the culture sphere are analyzed.

Текст научной работы на тему «Влияние сферы культуры на социально-экономическое развитие региона»

ВЛИЯНИЕ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

П. В. САРЫЧЕВА

В статье охарактеризована сфера культуры и ее место в национальной экономике. Научно обоснована важность сферы культуры как качественного фактора социально-экономического развития региона. Проанализированы преимущества государственно-частного партнерства в реализации экономического механизма функционирования сферы культуры.

Ключевые слова: сфера культуры, регион, социально-экономическое развитие, историкокультурные ресурсы.

Россия, представляя собой модель сложного территориального, социально-культурного, хозяйственного образования, решает важнейшую задачу объединения огромного разнообразия хозяйствующих субъектов в единое целое и поддержание его. Это возможно на основе естественных связующих элементов, определяемых конкретными жизненными ситуациями и реализуемых главным образом через культуры. В данном случае «культура» понимается как один из базовых регуляторов, определяющих социальноэкономическое развитие региона. Как носитель человеческого капитала, культура включает в себя способности людей, используемые и реализуемые ими как в производственной деятельности, так и вне сферы производства. Развитие культуры находит свое выражение в создании качественно новых материальных и духовных ценностей, являющихся не просто продуктом производства, но, прежде всего результатом творческой деятельности людей, обладающих специфическими, порой уникальными, неповторимыми способностями. В этом смысле культура должна рассматриваться как сфера деятельности людей - работников этой сферы, принимающих непосредственное участие в производстве общественного продукта и национального дохода. Это означает, что развитие экономики создает не только предпосылки и условия для развития культуры, но также само развитие экономики в определенной степени зависит от культуры. Из этого следует, что уровень культуры, в основе которого лежат творческие способности ее деятелей, работа исполнителей, материально-вещественные и финансовые ресурсы, которыми располагают институты культуры, выступают опосредованными факторами производства

валового внутреннего продукта и национального дохода. Обеспечивая производство духовных ценностей, культура выступает в качестве фактора развития творческих способностей людей. В силу этого она играет такую же роль в экономике страны, как и образование. На основе ее развития происходят активизация человеческих сил и культурных ресурсов, повышение квалификации производителей материальных и духовных благ, совершенствование навыков труда.

Важнейший принцип определения роли культуры в регионе заключается в понимании амбивалентности культуры, ее многозначности, много-уровневости ее смыслов и содержаний. Ни один феномен культуры не является монофункциональным, но несет в себе целый комплекс различных социальных функций; ни одно культурное явление не обладает лишь одним смыслом и непосредственным содержанием, а представляет собой совокупность различных смыслов и содержаний как актуального, так и мемориального характера. С этим связаны особая необходимость многоуровневого подхода к регуляции социокультурных процессов в регионе.

Регион - это целостная социально-экономическая система, которая имеет единую структуру, включающую физико-географическую, экономическую, политико-административную, этническую, социокультурную, правовую и политическую составляющие, соответствующие им социальные институты, при определяющей роли институтов управления в организации жизни региона. То есть регион - это сложное и комплексное явление, представляющее собой целостную, пространственно организованную форму жизнедеятельности как системы, которой присущи относительная

обособленность, целостность, комплексность, структурированность, подчиненность единой цели, связи с внешней средой [2]. Социально-экономическое развитие региона - это особый вид государственной политики, направленный на государственное регулирование развитием территории. Целью управления социально-экономическим развитием региона является достижение эффективного и равномерного распределения всех ресурсов территории. Она может быть достигнута на основе формирования механизма управления всеми экономическими и социокультурными процессами, протекающими в регионе. Новые социально-экономические реалии, диверсификация культурной жизни принесли понимание того, что культура выступает качественным фактором экономического развития. Особую значимость это понимание приобретает в регионах, обладающих высоким потенциалом культурного и природного наследия, потому что в условиях рыночной экономики существует угроза реализации на данной территории ряда промышленных проектов, дающих прибыль на первом этапе, но имеющих гибельные последствия для сохранности исторических и природных богатств. Планы перспективного устойчивого развития подобных регионов должны опираться на такую модель хозяйствования, которая позволила бы обеспечить рост экономического потенциала региона и бережное использование культурного и природного наследия. Регуляция вышеназванного процесса, несомненно, ложится на культуру и культурную политику, как инструмент устойчивого развития. Устойчивое развитие региона предполагает стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы и обеспечивающее непрерывный прогресс общества в экономической, социальной и экологической сферах.

В современном мире культура все активнее используется как инструмент геополитической борьбы за мировое и региональное господство, политической и экономической экспансии. Одним из значимых факторов, повышающих конкурентоспособность той или иной территории является ее культурное наследие, культурная среда, культурная атмосфера, набор культурных благ, которые территория может предложить сейчас или в будущем. При этом важно обеспечить преемственность между самобытным историко-культурным наследием и современной культурой в сфере интеллектуально-духовной и повседневной деятельности населения, и это важнейшая задача культурной политики, осуществление которой представляется в данном контексте весьма акту-

альным. При эффективной реализации политики, ориентированной на применение интегрирующей функции сферы культуры, которая способна объединить население, его различные слои и группы на основе осознания общих ценностей, целей и экономических интересов, единства исторической судьбы, культурно-исторических корней, риск деградации и разрушения культурного наследия будет минимизирован, а для совершенствования и развития культурного потенциала будут созданы необходимые предпосылки. Так среди основных целей Федеральной целевой программы «Культура России (2006-2011 гг.)» можно выделить:

- обеспечение сохранности историко-культурного наследия;

- формирование единого культурного пространства;

- создание условий для создания и развития культурного потенциала нации;

- создание условий для адаптации сферы культуры к рыночным условиям [3].

Важным фактором, способствующим достижению этих целей является создание институтов государственно-частного партнерства, которое поможет сохранить и приумножить культурноисторический потенциал региона, и одновременно огородить сферу культуры от жестких рыночных влияний, предотвратить разрушение отрасли в конкурентной среде.

В современных экономических условиях, характеризующихся общим нарастанием процессов глобализации, ростом территориальной и социальной мобильности населения в Российской Федерации наиболее динамично развиваются именно те регионы, которые способны создать благоприятный инвестиционный климат. В этом смысле представление о культуре постепенно теряет свою музейную ценность и становится экономическим ресурсом региона. Таким ценным фактором социально-экономического развития региона могут стать его историко-культурные ресурсы (ИКР), играющие важную роль в организации культурной жизни населения, в удовлетворении его культурных потребностей. В ИКР входят такие виды ресурсов: памятники истории; историко-архитектурные памятники; памятники современной архитектуры; уникальные сооружения культуры и спорта; традиционные промыслы и ремесла; памятники народного творчества. ИКР имеют высокую познавательную ценность и в своей совокупности характеризуют историко-культурный потенциал поселения, местности, региона [2, с. 176-179]. Активное использование ИКР в сфере культурного туризма является идеальной стартовой площадкой

для развития малого бизнеса в регионе. Предпринимательство в области культуры это новое измерение деятельности, которое позволяет культуре в целом отмежеваться от своего «затратного» статуса и претендовать на роль важнейшего ресурса регионального развития. Поистине уникальным ресурсом для социально-экономического развития региона является духовное пространство, своеобразный культурный и духовный климат. Он формируется благодаря поддержанию особой интеллектуальной культуры, интенсивному, творческому приобщению к культурным ценностям, особому стилю жизни, коммуникаций, общения. Во многих в туристическом плане привлекательных регионах и городах культурные объекты выполняют роль центрального градообразующего архитектурного ансамбля, а вокруг культуры строится идеология жизни города. Причем при наличии богатого культурного потенциала становятся возможными перспективы развития городов в качестве центров не только туризма, но также науки, образования, коммуникации, бизнеса. Так, в Центрально-Черноземном районе насчитывается 11514 объектов культурного и исторического наследия (Воронежская область - 2693; Белгородская область - 2131; Курская область - 4219; Липецкая область - 1136; Тамбовская область -1335 объектов культурного наследия, в том числе 702 памятника археологии, 609 памятников истории и архитектуры и 24 памятника монументального искусства) [6]. Они являются важным активом современных регионов, которые могут приносить прибыль и существенно влиять на их экономическое развитие. Планы социально-экономического развития городов и регионов порой оказываются малореальными, если в них не закладываются проекты, ориентированные на сохранение и преумножение культурного достояния. В целях создания региональной инфраструктуры, обеспечивающей привлечение инвестиций и сопровождение инвестиционных проектов, в январе 2010 г. в г. Тамбове начало свою работу «Агентство регионального развития». Среди регионов России Тамбовская область по итогам 2009 г. занимает 56-е по инвестиционному потенциалу (в 2008 г. -61 место) [5]. Таким образом, за последние годы наблюдается рост инновационного потенциала в регионе. В настоящее время сфера культуры готова к осуществлению качественных изменений для последующего эффективного функционирования на региональном уровне. Активное внедрение инноваций в сфере культуры Тамбовской области может обеспечить устойчивый экономический доход. Перенос акцента с традиционного

представления о «ресурсах для культуры» на «культуру как ресурс» является важнейшим фактором роста инвестиционной привлекательности Тамбовского региона.

Основа культурной революции XX столетия состоит в постепенном осмыслении культуры не как системы самоочевидных и самодостаточных образцов, а в восприятии ее как фактора, оказывающего управляемое влияние на все процессы социально-экономической жизни региона. Исследователи, работающие в области региональной экономики, отмечают, что начало XXI в. характеризуется процессом роста конкуренции регионов: «регионы вступают друг с другом в конкуренцию за инвестиции и новые рабочие места и, в конечном счете, - за высокий жизненный стандарт и перспективы социально-экономического развития» - отмечают авторы [1]. Принципиальные позиции современной экономики, на которых в существенной мере основываются конкурентные преимущества той или иной территории, уже сейчас определяются не только разного рода налоговыми стимулами, которые для развития сферы культуры предоставляет государство или местные органы самоуправления, но также местными культурными особенностями, образом жизни, качеством и комфортностью среды. Помимо тех конкурентных преимуществ, которые предоставляет странам и регионам высокоразвитая сфера культы, участие в ней государства объясняется также наличием внешних положительных эффектов. Они находят свое проявление, к примеру, в повышении общего уровня культуры населения, что, в частности, позитивно воздействует на производительность труда. По сути производство культурных благ является одним из важных факторов роста производительности труда в материальном производстве. Кроме того, с точки, зрения государственной вовлеченности: в реализацию экономического механизма функционирования сферы культуры, важно, что она обладает ярко выраженным, свойством общественной значимости, поскольку необходима не только для отдельного потребителя, но, и для общества в целом [4]. При этом культурное наследие и значительная часть производимых в сфере культуры продуктов и услуг являются общественными благами коллективного потребления. Они не выступают в качестве объектов соперничества. Изменения полезных свойств продуктов при их потреблении не происходит, а значит становится возможным, их неоднократное и совместное использование.

Достижение ключевых целей и задач стран и регионов, в частности, создание благоприятных

условий для социально-экономического развития региона, влияние на глобальное информационное пространство, завоевание устойчивых позиций на мировых рынках крайне затруднительно без использования культурных ресурсов и культурного потенциала. Поэтому в настоящее время в регионах идет широкий поиск направлений территориального развития, что стимулирует отработку новых целей, задач, методов культурной политики на местах. При этом цели регулирования культурной сферы либо размыты и в условиях кризиса невыполнимы, либо, по существу, являются лишь конкретными задачами. Перспективные цели федерального и регионального развития, увязанные с социокультурной практикой, невозможно получить в готовом виде извне. Они могут быть определены самим федеральным и региональным сообществом и отрефлексированы представителями власти, общественных организаций, интеллектуальной элитой.

В постиндустриальную эпоху сфера культуры может осуществить роль катализатора развития кризисных регионов, повышения их инвестиционной привлекательности. В настоящее время культуре, как инструменту социально-экономического развития региона, не уделяется должного внимания, в обществе еще не утвердилось понимание культуры как одного из основных факторов социально-экономического развития региона и России в целом.

Литература

1. Дмитриев Ю. Д., Кретинин В. А., Максимов С. А. Направления и механизмы обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона. Владимир, 2004. С. 151.

2. Калинникова И. О. Управление социально-экономическим потенциалом региона: учеб. пособие. СПб., 2009. С. 8-9.

3. Культура России 2006-2011 гг.: федер. целевая программа: утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 8 дек. 2005 г. № 740, Постановлением Правительства от 14 янв. 2009 г. № 23. URL: http:// www.archives.ru

4. Мельвиль Е. Х. Правовые и экономические модели деятельности в сфере культуры и творческого предпринимательства: учеб. пособие. М., 2010. C. 6-7.

5. URL: www.arrto.ru/content.php?contentid=89

6. URL: www.tambov/gov.ru/cult/7172.htm.

* * *

INFLUENCE OF CULTURE SPHERE ON SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF REGION

P. V. Sarycheva

In this article, the culture sphere and its place in the national economy are characterized. The importance of the culture sphere as a qualitative factor of socio-economic development of a region is scientifically proved. Advantages of state and private partnership in implementing of the economic mechanism of functioning the culture sphere are analyzed.

Key words: sphere of culture, region, socio-economic development, historical and cultural resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.