ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ 2020*66(5)
Социальные аспекты здоровья населения / Social aspects of Population Health '
13.11.2020 г.
DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-5-3
Закоркина Н.А.
ВЛИЯНИЕ СЕЗОННЫХ ФАКТОРОВ НА ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет»
Резюме
Актуальность. Неблагоприятная тенденция потерь здоровья педагогов определяется ростом запущенных форм заболеваний и влиянием сезонных факторов.
Цель работы. Изучить влияние сезонных факторов на динамику первичной заболеваемости педагогов общеобразовательных учреждений.
Методы. Изучение заболеваемости проводилось по данным обращаемости педагогов за медицинской помощью и данным медицинских осмотров. Для определения сезонно действующих факторов использовался индекс сезонных колебаний.
Результаты. Уровень заболеваемости педагогов, проживающих в г. Омске, имел четкую тенденцию к ухудшению по следующим нозологическим формам: анемия, сахарный диабет, ожирение, болезни периферической нервной системы (невриты, невралгии и т.д.), болезни глаз (миопия), болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением, ишемическая болезнь сердца от 1,3 до 3,6 раза (р<0,05), причем большинство из этих форм выявлены во время медицинских осмотров.
В структуре первичной заболеваемости первые три ранговых места занимали болезни органов дыхания, кровообращения, эндокринной системы и обмена веществ.
Суммарный удельный вес первых трех групп вышеперечисленных нозо-логий в формировании патологий составил около 65%, причем, отмечено увеличение средней продолжительности временной нетрудоспособности от 3 до 15 дней.
Кроме того, отмечено влияние сезонных факторов на уровень первичной заболеваемости при болезнях, характеризующихся повышенным кровяным давлением, сахарным диабетом, анемией, что связано с цикличностью учебного процесса и датой проведения медицинских осмотров.
Выводы. 1.Ухудшение состояния здоровья педагогов обусловлено ростом первичной заболеваемости отягощенных форм заболеваний, в том числе ише-мической болезни сердца, сахарным диабетом, анемией, ожирением, а также увеличением продолжительности дней временной нетрудоспособности при данных нозологических формах.
2. Установлены сезонные факторы риска, связанные с цикличностью учебного процесса.
Область применения результатов. Полученные данные могут быть использованы при разработке и реализации региональных целевых профилактических программ.
Ключевые слова: заболеваемость, нозологические формы, педагоги, сезонность, нетрудоспособность.
Контактная информация: Закоркина Наталья Аркадьевна, email: [email protected]
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Закоркина Н.А. Влияние сезонных факторов на заболеваемость педагогов общеобразовательных учреждений на территории Омской области Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2020; 66(5):3. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1196/30/lang.ru/ DOI: 10.21045/20715021-2020-66-5-3
Zakorkina N.A.
INFLUENCE OF SEASONAL FACTORS ON MORBIDITY OF TEACHERS OF GENERAL EDUCATION INSTITUTIONS IN THE OMSK REGION
Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia
Abstract
The unfavorable trend of loss of health of teachers is determined by the growth of neglected forms of diseases and the influence of seasonal factors.
Purpose. To study the influence of seasonal factors on the dynamics of primary morbidity of teachers of general educational institutions.
Methods. The study of the incidence was carried out on the data of the appeal of teachers for medical care and data of medical examinations. The seasonal oscillation index was used to determine seasonal factors.
Results. The incidence of teachers living in Omsk had a clear tendency to worsen in the following nosological forms: anemia, diabetes, obesity, peripheral nervous system diseases (neuritis, neuralgia, etc.), eye disease (myopia), diseases characterized by high blood pressure, coronary heart disease from 1.3 to 3.6 times (p<0.05), most of these forms are detected during medical examinations.
In the structure of primary morbidity, the first three rank places were occupied by diseases of the respiratory, circulatory, endocrine system and metabolism.
The total share of the first three groups of the above nosologies in the formation of pathologies was about 65%, and there was an increase in the average duration of temporary incapacity from 3 to 15 days.
In addition, the effect of seasonal factors on the level of primary morbidity in diseases characterized by high blood pressure, diabetes, anaemia, which is associated with the cyclicality of the educational process and the date of medical examinations.
Conclusions. 1. The deterioration of the health of teachers is due to an increase in primary morbidity, aggravated forms of diseases, including coronary heart disease, diabetes, anaemia, obesity, as well as an increase in the duration of days of temporary incapacity in these nosological forms.
2. Seasonal risk factors associated with the cyclicality of the learning process have been identified.
Scope of application. The data can be used in the development and implementation of regional targeted prevention programs.
Keywords: morbidity;nosological forms; teachers; seasonality; disability.
Corresponding author: Zakorkina N.A., email: [email protected] Acknowledgments. The study had no sponsorship. Conflict of interests. The author declare no conflict of interest. For citation: Zakorkina N.A. Influence of seasonal factors on morbidity of teachers of general education institutions in the Omsk region. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia / Social aspects of population health [serial online] 2020; 66(5):3. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1196/30/lang.ru/ DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-5-3. (In Rus).
Введение
В последние десятилетия отмечается неблагоприятная тенденция потерь здоровья не только детей и подростков, но и обучающих их педагогов. Это свя-
зано с увеличением заболеваемости, изменением выявленной патологии за счет роста запущенных форм болезни [1-4].
В целом хронические заболевания в возрастном интервале 45 лет и старше имеют до 80% педагогов[5]. Кроме того, ввиду отсутствия государственной статистической отчетности по заболеваемости населения, связанного с его профессиональной деятельностью в рамках МЗ РФ, систематически анализировать динамику заболеваемости лиц, работающих в сфере образования, не представляется возможным.
Также в разрабатываемых профилактических программах социально-экономического развития учитывается узковедомственный характер, что как правило, не может влиять на улучшение показателей потерь здоровья [6-10].
Цель работы. Изучить влияние сезонных факторов на динамику первичной заболеваемости педагогов общеобразовательных учреждений.
Материал и методы
Изучение заболеваемости проводилось по данным обращаемости педагогов за медицинской помощью и данным медицинских осмотров. За период с 2006 по 2008 гг. изучено 883 случая, с 2016 по 2018 гг. 987 случаев заболеваний.
Для исключения влияния сезонных факторов при анализе внутригодовой динамики первичной заболеваемости отдельных нозологических форм использовался индекс сезонных колебаний, который включает 4 этапа:
1. рассчитываются показатели первичной заболеваемости для каждого месяца изучаемого года: среднемесячный показатель делится на число дней в данном месяце, в результате получается среднедневной показатель;
2. суммируются среднедневные показатели первичной заболеваемости каждого календарного месяца за все годы изучаемого периода, полученная сумма делится на число лет изучаемого периода, что необходимо для устранения временно действующих причин;
3. суммируются 12 среднедневных месячных показателей и делятся на 12, в результате чего получается среднедневной среднегодовой показатель;
4. рассчитывается индекс сезонных колебаний путем деления каждой из 12-ти среднедневных месячных к общей годовой средней и выражается в процентах. Если индекс сезонных колебаний ниже 100%, это означает, что в данном месяце сезонно действующие факторы влияют меньше, чем в среднем за год, и если больше 100%, можно говорить об их влиянии [11].
Результаты
Уровень заболеваемости педагогов, проживающих в г. Омске, имел четкую тенденцию к ухудшению за период с 2016-2018 гг. по отношению к 20062008 гг. по следующим нозологическим формам: анемия, сахарный диабет, ожирение, болезни периферической нервной системы (невриты, невралгии и т.д.), болезни глаз (миопия), болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением, ишемическая болезнь сердца, причем большинство из этих форм выявлены во время медицинских осмотров.
В целом среднегодовой темп прироста первичной заболеваемости среди педагогов за 10-летний период составил от 3,1% до 26% (табл.1.)
Таблица 1
Среднегодовые показатели первичной заболеваемости педагогов по классам, группам болезней и отдельным заболеваниям за 2006-2008 и 20162018 гг.
Классы и отдельные болезни Первичная заболеваемость на 100 работающих
за 2006-2008 за 2016-2018
Болезни крови и кроветворных органов анемии 2.4 4,0
Болезни эндокринной системы, расстройства питания, нару- 2,4 8,7
http://vestnik.mednet.ru/content/view/1196/30/ 6
шения обмена веществ и иммунитета сахарный диабет ожирение 10,1 13,2
Болезни нервной системы болезни периферической нервной системы 1,1 3,1
Болезни глаза и его придаточного аппарата миопия 2,0 3,0
Болезни уха и сосцевидного отростка отит хронический 2,0 1,9
Болезни системы кровообращения болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением ишемическая болезнь сердца 9,0 3,8 14,7 6,2
Болезни органов дыхания Фарингит, ларингит, синусит, ринит 25,4 19,6
Болезни органов пищеварения гастрит и дуоденит болезни желчного пузыря болезни поджелудочной железы 2,4 2,7 1,0 2,2 2,8 1,1
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани артрозы остеопороз 3,2 4,8 2,4 5,0
Болезни мочеполовой системы мочекаменная болезнь 2,9 1,9
Травмы и отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин 7,0 5,3
В распределении ранговых мест классов болезней в структуре первичной
заболеваемости изменений не наблюдается, первые три ранговых места занимали болезни органов дыхания, кровообращения, эндокринной системы и обмена веществ. Четверное ранговое место принадлежит болезням нервной системы и органов чувств, в то время как в 2006-2008 гг., они занимали 7 место.
Суммарный удельный вес первых четырех групп вышеперечисленных но-зологий в формировании патологий составил около 75% (табл.2).
Таблица 2
Структура среднегодовых показателей первичной заболеваемости педагогов, проживающих в г. Омске за 2006-2008 и 2016-2018 гг.
Класс заболевания 2006-2008 2016-2018
удельный вес, % ранг удельный вес, % ранг
Болезни органов дыхания 32,4 1 26,1 1
Болезни органов пищеварения 7,0 6 6,8 6
Травмы и отравления 8,3 5 4,7 7
Болезни нервной системы и органов чувств 4,8 7 8,9 4
Болезни мочеполовой системы 3,2 8 3,0 8
Болезни кровообращения 19,8 2 21,4 2
Болезни костно-мышечной системы 9,4 4 7,3 5
Болезни эндокринной системы и обмена веществ 12,4 3 18,3 3
Прочие 2,7 - 3,5 -
При обращении работников образования в медицинские учреждения выявлены болезни органов дыхания, травмы и отравления, во время проведения медицинских осмотров - остальные классы заболеваний, только острые неотложные состояния заставляют педагогов обращаться за медицинской помощью. На диспансерном учете состоит небольшое количество педагогов (до 25 из данной выборки), что способствует при медицинских осмотрах выявлению запущенных форм хронических заболеваний.
Увеличение средней продолжительности временной нетрудоспособности также свидетельствует о формировании хронической запущенной патологии болезней крови, кроветворных органов, эндокринной, сердечно-сосудистой, систем (табл.3).
Таблица 3
Среднегодовые показатели средней продолжительности временной нетрудоспособности педагогов по основным классам болезней, дни
Классы болезни 2006-2008 2016-2018
1 Болезни эндокринной системы 24,9 30,3
2 Болезни крови и кроветворных органов 25,1 28,3
3 Болезни нервной системы 10,9 7,2
4 Болезни органов кровообращения 20,3 35,4
5 Болезни органов дыхания 15,5 10,2
6 Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани 16,3 14,8
7 Болезни мочеполовой системы 12,3 12,8
8 Травмы и отравления 21,4 23,8
Для определения сезонно действующих факторов использовали индекс сезонных колебаний (табл.4).
В целом удельный вес случаев, вызванных влиянием сезонных факторов, составил: при болезнях, характеризующихся повышенным кровяным давлением 22,4%; при сахарном диабете 20,1%, при анемии 10,3% (рис.1).
кровяным давлением
Рис. 1 Внутригодовая динамика первичной заболеваемости отдельных нозологических форм за 2016-2018 гг. (по индексам сезонных колебаний)
Влияние факторов риска на первичную заболеваемость у педагогов связано с цикличностью учебного года (май, июнь, декабрь), с датами проведения медицинских осмотров (январь-март, октябрь-ноябрь), с интенсивной подготовкой к ЕГЭ, ГИА и т.д.
Таблица 4
Сезонная динамика среднемноголетней первичной заболеваемости педагогов на территории Омской области за период
Месяц Уровни среднегодовой первичной заболеваемости на 100 работающих
анемия сахар ный диабет болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением ларингит, ринит, фарингит гастрит, дуоде нит миопия ишеми че- ская болезнь сердца
Январь 5,4135,0* 7,4-85,1 20,2-137,4 20,1-104,1 1,8-81,8 1,6-53,3 4,1-66,1
Февраль 0,922,5 2,3-27,4 15,4-101,8 23,2-118,4 2,2-100,0 2,0-66,7 5,2-83,9
Март 4,2105,0 2,6-29,9 14,0-95,2 20,1-102,6 3,0-136,4 2,1-70,2 6,0-96,8
Апрель 1,025.0 10,3118,4 14,7-100,0 20,0-102,0 3,2-145-5 3,1103,3 8,9-143,5
Май 0,820,0 11,3129,9 18,1-123,1 19,6-100,0 2,8-127,3 3,0100,0 8,4-135,5
Июнь 5,1127,5 12,2140,2 19,2-130,6 18,3-93,4 2,8-127,3 3,0100,0 5,8-93,5
Июль 3,280,0 10,8124,1 14,0-95,2 14,1-71,9 0,9-40,9 1,0-36,7 3,2-51,6
Август 3,895,0 10,1116,1 10,1-68,7 12,1-61,7 1,1-50,0 0,8-26,7 3,8-61,3
Сентябрь 2,870,0 8,3-95,4 8,4-57,1 13,1-66,8 1,8-81,8 2,0-66,7 5,0-80,6
Октябрь 4,0100,0 8,2-94,3 13,2-89,8 19,0-96,5 1,5-68,2 4,0133,3 6,2-100,0
Ноябрь 4,1102,5 8,7-100,0 17,1-116,3 23,0-117,3 1,6-72,7 5,0166,7 7,0-112,9
Декабрь 4,3107,5 9,0-103,4 18,3-124,5 24,0-122,4 2,0-90,9 4,4146,7 7,0-112,9
Среднегодовой 4,0 8,7 14,7 19,6 2,2 3,0 6,2
*1-я цифра - уровни 2-я цифра - индекс сезонных колебаний.
Обсуждение
Показатель среднемноголетней первичной заболеваемости анемией не имел четкой сезонности. Наряду с подъемом данного показателя в январе, марте, июне (наивысший уровень на 35,0% выше среднегодового определялся в январе, в июне на 27,5%), отмечалось также его превышение в ноябре и декабре на 2,5% и 7,5% соответственно.
"Г"» и
В целомудельный вес случаев анемий, вызванных влиянием сезонного характера, составил 10,3%.
Показатель заболеваемости сахарным диабетом имел ярко выраженный сезонный подъем в теплое время года с апреля по август (с наивысшим подъемом в июне на 40,2%), и незначительным подъемом данного показателя в декабре на 3,4%.
Сезонные колебания, вызванные первичной заболеваемостью сахарным диабетом у педагогов, определили 20,1%.
Уровень болезней, характеризующихся повышенным кровяным давлением, имел прежде всего подъем в холодное время года (январь, февраль, ноябрь, декабрь) до 37,4% выше среднегодового показателя, а также в летнее время (июне) до 30,6% аналогичного показателя.
В целом сезонные колебания определили 22,4% данной нозологической формы.
Показатель заболеваемости органов дыхания был выше среднегодового показателя в декабре, марте, апреле. Удельный вес сезонно действующих факторов составил 7,9%.
Среднемноголетний показатель первичной заболеваемости органов пищеварения (гастрит, дуоденит) имел ярко выраженный подъем с марта по июнь. Наивысший уровень на 45,5% отмечался в апреле. Удельный вес сезонных колебаний составил 6,3%.
Миопия не характеризовалась сезонным подъемом. Уровень первичной заболеваемости достигал наибольших значений с октября по декабрь, превышая среднегодовой показатель на 33,3-66,7%, также подъем отмечен в апреле.
Влияние сезонных факторов также не отмечено на заболеваемость ише-мической болезнью сердца.
Существующие в настоящее время статистические данные не позволяют представить более объективные тенденции изменений здоровья педагогов: во-первых, отсутствует государственная отчетность по отраслям производства, во-вторых, утвержден ограниченный перечень исследований при медицинских осмотрах, в-третьих, на этапах сбора информации отсутствует единая электронная база, нередки случаи потери медицинской документации.
Выводы
1.Ухудшение состояния здоровья педагогов за период с 2016 по 2018 гг. по отношению к периоду с 2006 по 2008 гг. обусловлено ростом
• первичной заболеваемости (среднегодовой темп прироста по отдельным нозологическим формам составил от 3 до 26%);
• отягощенных форм заболеваний, что сопровождалось увеличением ишемической болезни сердца в 1,6; сахарным диабетом 3,6; анемией 1,7;ожирением 1,3 раз;
• продолжительности дней временной нетрудоспособности при болезнях крови, кроветворных органов, эндокринной, сердечно-сосудистой систем.
2. Установлены сезонные факторы риска - заболеваемость педагогов анемией, сахарным диабетом, состояний, характеризующихся повышенным кровяным давлением, была выше в конце полугодия или учебного года.
Библиография
1. Ахмерова С.Г. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. Москва: Арсенал образования. 2010. 159 с.
2. Танирбергенова А.А. О заболеваемости преподавателей медицинского высшего учебного заведения. Вестник КазНМУ 2013; (2) с. 124126
3. Лободин В.Т., Лавречинова Г.В., Лободина С.В. Как сохранить здоровье педагога: метод. пособие. Москва: ЛИНКА ПРЕСС; 2005. с.120-123
4. Надеина Л.Е. Анализ профессиональной заболеваемости педагогов. Вестник Донецкого педагогического института, 2018; (2):135-136
5. Ахмерова С.Г. Профессиональные заболевания педагогов. Справочник руководителя образовательного учреждения 2012; (8):22-23
6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. Москва: АРТИ; 2003. с. 148-152
7. Кучма В.Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей: руководство для медицинских и педагогических работников образовательных и лечебно-профилактических учреждений санитарно-эпидемиологической службы. Москва: ГЭОТАР-Медиа; 2005. С. 401-404
8. Онишина В.В. Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения школьников: курс лекций. Москва: ПАПО; 2006; 126 с.
9. Марченко М.О. Система работы «Школы здоровья». Справочник руководителя образовательного учреждения. 2009; (10):67-73
10.Степанова М.И. О гигиенической экспертизе образовательных технологий. В сб.: Образование и воспитание детей и подростковб гигиенические проблемы. Материалы всероссийской конференции с международным участием, 22-24 октября. Москва. 2002. С. 329
11.Готвальд Р.Н., Стасенко В.Л. Применение методов математической статистики при проведении эпидемиологического анализа. Долматов В.В., редактор. Омск. 2002. 80 с.
References
1. Akhmerova S.G. Professional'naya deyatel'nost' i zdorov'e pedagoga [Professional activity and health of the teacher]. Moscow: Arsenal obrazovaniya; 2010. 159 p. (In Russian).
2. Tanirbergenova A.A. O zabolevaemosti prepodavateley meditsinskogo vysshego uchebnogo zavedeniya [On the morbidity of teachers in higher educational medical university]. Vestnik KazNMU 2013; (2):124-126. (In Russian).
3. Lobodin V.T., Lavrechinova G.V., Lobodina S.V. Kak sokhranit' zdorov'e pedagoga: metodicheskoe posobie [How to protect teacher's health. Methodical guide]. Moscow: LINKA PRESS; 2005. p.120-123. (In Russian).
4. Nadeina L.E. Analiz professional'noy zabolevaemosti pedagogov [Analysis of professional diseases in teachers]. Vestnik Donetskogo pedagogicheskogo instituta 2018; (2):135-136. (In Russian).
5. Akhmerova S.G. Professional'nye zabolevaniya pedagogov [Professional diseases of teachers]. Spravochnik rukovoditelya obrazovatel'nogo uchrezhdeniya 2012; (8):22-23. (In Russian).
6. Smirnov N.K. Zdorov'e-sberegayushchie obrazovatel'nye tekhnologii v rabote uchitelya i shkoly [Health-saving educational technologies in the work of teachers and schools]. Moscow: ARTI; 2003. p. 148-152. (In Russian).
7. Kuchma V.R. Mediko-profilakticheskie osnovy obucheniya i vospitaniya detey: rukovodstvo dlya meditsinskih i pedagogicheskikh rabotnikov obrazovatel'nykh i lechebno-profilakticheskikh uchrezhdeniy sanitarno-epidemiologicheskoy sluzhby [Medical and prevention basis for teaching and parenting the children. Guide for medical and pedagogical workers of educational and health institutions of sanitary and epidemiological service]. Moscow: GEOTAR-Media; 2005. p. 401-404. (In Russian).
8. Onishina V.V. Zdorov'e-sberegayushchie tekhnologii v protsesse obucheniya shkol'nikov: kurs lektsiy [Health-saving technologies in the process of schoolchildren teaching. A course of lectures]. Moscow: PAPO; 2006; 126 p. (In Russian).
9. Marchenko M.O. Sistema raboty «Shkoly zdorov'ya» ["Healthy Schools" the system of work]. Spravochnik rukovoditelya obrazovatel'nogo uchrezhdeniya 2009; (10):67-73. (In Russian).
10.Stepanova M.I. O gigienicheskoy ekspertize obrazovatel'nykh tekhnologiy [On the hygienic examination of educational technologies]. In: Obrazovanie i vospitanie detey i podrostkov: gigienicheskie problemy [Education and parenting children and adolescents: hygienic problems]. Materialy vserossiyskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, 22-24 oktyabrya. Moscow. 2002. p. 329. (In Russian).
11.Gotval'd R.N., Stasenko V.L. Primenenie metodov matematicheskoy statistiki pri provedenii epidemiologicheskogo analiza [Application of mathematical statistics methods in epidemiological analysis]. Dolmatov V.V., editor. Omsk. 2002. 80 p. (In Russian).
Дата поступления: 28.09.2020