Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОЙ СПЛОЧЕННОСТИ И ГИБКОСТИ НА ПОКАЗАТЕЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ'

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОЙ СПЛОЧЕННОСТИ И ГИБКОСТИ НА ПОКАЗАТЕЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект / семейная сплоченность / семейная гибкость / подростковый возраст / стили родительского воспитания / emotional intelligence / family cohesion / family flexibility / adolescence / parenting styles

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Митина Галина Владимировна, Мендель Олеся Петровна, Шаяхметова Эльвира Шигабетдиновна

В статье представлен анализ влияния семейной сплочённости и гибкости на показатели эмоционального интеллекта подростков. В исследовании приняли участие 70 подростков, а также 70 родителей подростков. Было выявлено, что пол оказывает влияние на эмоциональный интеллект подростков. Юноши в большей степени, чем девушки способны контролировать внешние проявления своих эмоций. Уровень сплоченности и гибкости семей подростков оказывает влияние на эмоциональный интеллект подростков. У мальчиков наиболее развитые показатели эмоционального интеллекта отмечаются при воспитании их в семьях с разделенным уровнем сплоченности и структурированном типе гибкости. Менее развитые при разделенном уровне сплоченности и хаотичном типе адаптивности. У девочек наиболее высокая способность к осознанию собственного эмоционального состояния наблюдается при воспитании их в семье с разделенным уровнем сплоченности и гибкой адаптивностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Митина Галина Владимировна, Мендель Олеся Петровна, Шаяхметова Эльвира Шигабетдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents an analysis of the influence of family cohesion and flexibility on the indicators of emotional intelligence of adolescents. The study involved 70 teenagers, as well as 70 parents of teenagers. Gender has been found to influence the emotional intelligence of adolescents. Boys are more able than girls to control the external manifestations of their emotions. The level of cohesion and flexibility of adolescents' families influences the emotional intelligence of adolescents. In boys, the most developed indicators of emotional intelligence are observed when they are raised in families with a divided level of cohesion and a structured type of flexibility. Less developed with a divided level of cohesion and a chaotic type of adaptability. Girls have the highest ability to understand their own emotional state when they are raised in a family with a shared level of cohesion and flexible adaptability.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОЙ СПЛОЧЕННОСТИ И ГИБКОСТИ НА ПОКАЗАТЕЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ»

Психология

УДК 159.9

кандидат философских наук, доцент Митина Галина Владимировна

Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа); преподаватель Мендель Олеся Петровна

Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа); доктор биологический наук, профессор Шаяхметова Эльвира Шигабетдиновна

Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа)

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОЙ СПЛОЧЕННОСТИ И ГИБКОСТИ НА ПОКАЗАТЕЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье представлен анализ влияния семейной сплочённости и гибкости на показатели эмоционального интеллекта подростков. В исследовании приняли участие 70 подростков, а также 70 родителей подростков. Было выявлено, что пол оказывает влияние на эмоциональный нтеллект подростков. Юноши в большей степени, чем девушки способны контролировать внешние проявления своих эмоций. Уровень сплоченности и гибкости семей подростков оказывает влияние на эмоциональный интеллект подростков. У мальчиков наиболее развитые показатели эмоционального интеллекта отмечаются при воспитании их в семьях с разделенным уровнем сплоченности и структурированном типе гибкости. Менее развитые - при разделенном уровне сплоченности и хаотичном типе адаптивности. У девочек наиболее высокая способность к осознанию собственного эмоционального состояния наблюдается при воспитании их в семье с разделенным уровнем сплоченности и гибкой адаптивностью.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, семейная сплоченность, семейная гибкость, подростковый возраст, стили родительского воспитания.

Annotation. The article presents an analysis of the influence of family cohesion and flexibility on the indicators of emotional intelligence of adolescents. The study involved 70 teenagers, as well as 70 parents of teenagers. Gender has been found to influence the emotional intelligence of adolescents. Boys are more able than girls to control the external manifestations of their emotions. The level of cohesion and flexibility of adolescents' families influences the emotional intelligence of adolescents. In boys, the most developed indicators of emotional intelligence are observed when they are raised in families with a divided level of cohesion and a structured type of flexibility. Less developed - with a divided level of cohesion and a chaotic type of adaptability. Girls have the highest ability to understand their own emotional state when they are raised in a family with a shared level of cohesion and flexible adaptability.

Key words: emotional intelligence, family cohesion, family flexibility, adolescence, parenting styles.

Введение. В настоящее время наблюдается кризис развития семьи, который проявляется в ее нестабильности, дегуманизации, потере социализирующего влияния на подрастающее поколение. Эти негативные тенденции приобрели устойчивый характер в современном обществе и накладывают особый отпечаток на формирование семейной сплоченности и гибкости, что в свою очередь отражается на развитии эмоционального интеллекта подростка. Семейная ситуация создает предпосылки для развития эмоционального интеллекта, детерминирует компетентность человека в неявных, эмоциональных взаимодействиях, в которых нет готовой инструкции для успешного контакта, для ориентировки в которых необходимо иметь особое поле возможностей. На наш взгляд, внимание эмоциональному интеллекту следует уделять и в рамках рассмотрения его развития в семейной системе, поскольку семейная ситуация создает предпосылки для развития эмоционального интеллекта, детерминирует компетентность человека в неявных, эмоциональных взаимодействиях, в которых нет готовой инструкции для успешного контакта, для ориентировки в которых необходимо иметь особое поле возможностей. Поэтому считаем необходимым рассмотрение влияние семейной сплоченности и гибкости на показатели эмоционального интеллекта. В выборке эмпирического исследования приняли участие подростки и их родители. Были получены следующие результаты: были выявлены слабая прямая и обратные связи между переменной эмоционального интеллекта подростков, уровнем сплоченности их семей и шкалами особенностей воспитания подростков в семье. Было выявлено, что пол оказывает влияние на эмоциональный интеллект подростков. Юноши в большей степени способны контролировать свои эмоции. Уровень сплоченности и гибкости семей подростков оказывает влияние на эмоциональный интеллект подростков.

Целью исследования является выявление влияния семейной сплоченности и гибкости на эмоциональный интеллект подростков.

Нами были выдвинуты следующие гипотезы исследования:

1) существует взаимосвязь эмоционального интеллекта подростков с уровнем семейной сплоченности и гибкости;

2) предполагаем, что семейная сплоченность и гибкость оказывают влияние на показатели эмоционального интеллекта.

Изложение основного материала статьи. Для исследования уровня эмоционального интеллекта использовался Опросник Н. Холла оценки эмоционального интеллекта [3]. Для определения стиля родительского воспитания опросник АСВ Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса. Для определения уровня семейной сплоченности и гибкости опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности Д.Х. Олсона» [2].

Результаты взаимосвязи между переменными эмоционального интеллекта подростков, полученные с помощью методики Н. Холла оценки «эмоционального интеллекта» (опросник EQ) и уровнем сплоченности и гибкости их семей, представлены в таблице 1.

Взаимосвязь ме^ду переменными эмоционального интеллекта подростков и уровнем сплочённости и гибкости

их семей

Признаки Сплоченность Гибкость

Переменные эмоционального интеллекта (опросник EQ Н. Холла) Эмоциональная осведомленность гэмп=0,018 р=0,885 гэмп=-0,168 р=0,165

Управление эмоциями гэмп=-0,052 р=0,668 гэмп=-0,117 р=0,333

Самомотивация гэмп=-0,270 р=0,024 гэмп=-0,054 р=0,657

Эмпатия гэмп=-0,273 р=0,022 гэмп=-0,049 р=0,688

Распознавание эмоций других людей гэмп=-0,271 р=0,023 гэмп=-0,052 р=0,67

Примечание: значимые корреляции выделены жирным шрифтом

Из таблицы 1 видно, что были выявлены слабые обратные связи между переменными эмоционального интеллекта подростков «самомотивация» (гв= -0,270; р=0,024), «эмпатия» (ге= -0,273; р=0,022), «распознавание эмоций других людей» (ге= -0,271; р=0,023) с уровнем сплочённости подростков. Выявленные взаимосвязи означает, что, чем в большей степени подростки способны к сознательной саморегуляции эмоций (самомотивация); к пониманию эмоций других людей и сочувствию (эмпатия); а также чем в большей степени подростки характеризуются способностью воздействовать на эмоциональное состояние других людей (распознавание эмоций других людей); тем меньшей запутанностью характеризуется степень сплоченности в семье подростков, при которой членам семьи не свойственна чрезмерная эмоциональная зависимость друга от друга.

Взаимосвязи между другими переменными эмоционального интеллекта подростков и уровнем сплоченности и гибкости их семей обнаружено не было, так как эмпирические значения критерия не достигают уровня статистической значимости (р>0,05).

Для проверки предположения о взаимосвязи эмоционального интеллекта подростков и особенностей их воспитаниях в семье был применен коэффициент корреляции Спирмена с использованием данных, полученных с помощью опросника эмоционального интеллекта ЭмИн (Д.В. Люсин), методики Н. Холла оценки «эмоционального интеллекта» (опросник EQ) и результатов по опроснику стиля родительского воспитания АСВ (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис). Результаты взаимосвязи представлены в таблице 2.

Таблица 2

Взаимосвязь ме^ду переменными эмоционального интеллекта подростков и особенностями их воспитания в

семье

Признаки Переменные эмоционального интеллекта (опросник эмоционального интеллекта ЭмИн (Д.В. Люсин))

Субшкала МП (понимание чужих эмоций) Субшкала МУ (управление чужими эмоциями) Субшкала ВП (понимание своих эмоций) Субшкала ВУ (управление своими эмоциями) Субшкала ВЭ (контроль экспрессии)

Г+ 0,172 -0,139 0,03 0,012 0,098

г- -0,046 -0,16 -0,241й -0,270й -0,219

У+ 0,134 -0,204 0,109 -0,066 0,065

У- 0,266 й -0,164 0,222 -0,087 0,024

т+ 0,139 0,041 0,033 0,186 -0,189

т- 0,136 -0,191 -0,092 -0,243й -0,056

3+ -0,078 -0,051 0,143 0,074 0,085

3- -0,178 -0,282й -0,356 йй -0,096 -0,306й

с+ 0,086 -0,047 -0,005 0,213 0,255 й

с- 0,321й* -0,11 0,005 0,041 -0,137

н -0,165 -0,198 -0,108 -0,314йй -0,176

РРЧ 0,117 -0,249й -0,037 -0,216 -0,09

пдк -0,149 -0,280й 0,088 -0,145 -0,138

вн 0,290й 0,101 -0,164 -0,232 -0,318йй

ФУ -0,087 -0,325:** 0,002 -0,051 0,011

НРЧ -0,155 0,036 0,016 -0,107 -0,07

пик 0,052 -0,201 -0,006 0,043 0,118

вк -0,081 0,267 й 0,280й 0,118 0,352й*

пжк 0,082 -0,198 0,026 -0,043 -0,056

пмк 0,062 0,002 -0,067 -0,059 -0,114

Примечание: значимые корреляции выделены жирным шрифтом; ** — корреляция значима на уровне 0,01; * — корреляция значима на уровне 0,05

Были выявлены слабые связи между переменными эмоционального интеллекта подростков и стилями родительского воспитания.

В исследовании осуществлялась проверка предположения о влиянии пола, уровня гибкости и уровня сплоченности семей на эмоциональный интеллект подростков.

Результаты многофакторного дисперсионного анализа о влиянии пола, уровня гибкости и уровня сплоченности семей на эмоциональный интеллект подростков ((методика оценки «эмоционального интеллекта» Н. Холла (опросник EQ)) представлены в таблице 3.

Таблица 3

Влияние пола, уровня гибкости и уровня сплоченности семей на эмоциональный интеллект подростков

Пол Уровень Уровень гибкости

сплоченности семей семей подростков

подростков

Ж Р Ж Р Ж Р

Эмоциональная осведомленность 0,066 0,798 0,899 0,448 3,643 0,033

Управление эмоциями 1,215 0,274 0,332 0,802 5,180 0,009

Самомотивация 0,339 0,562 4,047 0,023 4,821 0,012

Эмпатия 0,291 0,591 6,393 0,014 4,979 0,010

Распознавание эмоций других людей 0,066 0,798 3,486 0,037 4,907 0,011

Примечание: значимые влияния помечены жирным шрифтом; Р — эмпирическое значение критерия; р — уровень статистической значимости

Было выявлено, что пол не оказывает влияние на шкалы эмоционального нтеллекта подростков. Для проверки предположения о наличии различий подростков в выраженности эмоционального интеллекта был применен Т-критерий Стьюдента. Различий между мальчиками и девочками в шкалах эмоционального интеллекта вывлено не было (р>0,05).

Из таблицы 3 видно, что уровень сплоченности семей подростков оказывает влияние на такие показатели эмоционального интеллекта как «самомотивация» (Бэмп=4,047; р=0,023), «эмпатия» (Бэмп=6,393; р=0,014), «распознавание эмоций других людей» (Бэмп=3,486; р=0,037). Для возможности сделать вывод о том, чем отличаются подростки в выраженности эмоционального интеллекта при различных градациях фактора «уровень сплоченности», был применен критерий множественных сравнений Шеффе. Было выявленно, что подростки, выросшие в семьях с разобщенным (отношения отчуждения) и разделенным уровнем сплоченности (некоторая эмоциональная дистанцированность членов семьи) в большей степени способны к сознательной саморегуляции эмоций (самомотивация) (р=0,004; р=0,016), к пониманию эмоций других людей и сочувствию (эмпатия) (р=0,003; р=0,011), а также способность воздействовать на эмоциональное состояние других людей (распознавание эмоций других людей) (р=0,003; р=0,013), чем подростки, выросшие в семьх со связанным уровнем сплоченности (эмоциональная близость, не достигающая уровня запутанности).

Из таблицы 3 видно, что уровень гибкости семей подростков оказывает влиние на такие показатели эмоционального нтеллекта подростков как «эмоциональная осведомленность» (Бэмп=3,643; р=0,033), «управление эмоциями» (Бэмп=5,180; р=0,009), «самомотивация» (Бэмп=4,821; р=0,012), «эмпатия» (Бэмп=4,979; р=0,01), «распознавание эмоций других людей» (Бэмп=4,907; р=0,011).

Для возможности сделать вывод о том, как именно отличаются друг от друга подростки в выраженности эмоционального интеллектапри различных градациях фактора «уровень гибкости», был применен критерий множественных сравнений Шеффе. Было выявлено, что у подростков, семьи которых характеризуются структурированным уровнем гибкости (роли и внутрисемейные правила стабильны, однако существует возможность их обсуждения), выше способность к осознанию своих эмоций (эмоциональна осведомленность) (р=0,049), чем у подростков, выросших в семьях с хаотичным уровнем гибкости (решения принимаются импульсивно, роли неясны); выше способность к сознательной саморегуляции эмоций (самомотивация)(р=0,047), к пониманию эмоций других людей и сочувствию (эмпатия) (р=0,04), а также способность воздействовать на эмоциональное состояние других людей (распознавание эмоций других людей) (р=0,044), чем у подростков, воспитывающихся в семьях с гибким уровнем адаптации (демократический стиль семейного руководства, открытые переговоры, способность при необходимости менять семейные роли). В свою очередь было выявлено, что у подростков, воспитывающихся в семьях с гибким уровнем адаптивности, выше способность к управлению своим эмоциональным состоянием, эмоциональная отходчивость и неригидность (управление эмоциями) (р=0,049), чем у подростков, выросших в семьях с хаотичным уровнем гибкости (решения принимаются импульсивно, роли неясны).

Результаты многофакторного дисперсионного анализа о взаимовлиянии пола, уровня гибкости и уровня сплоченности семей на эмоциональный интеллект подростков (методика оценки «эмоционального интеллекта» И. Холла (опросник EQ)) представлены в таблице 4.

Взаимовлияние пола, уровня гибкости и уровня сплоченности семей на эмоциональный интеллект подростков

Взаимовлияние Взаимовлияние Взаимовлияние Взаимовлияние

пола и уровня полай уровня уровня пола подростков,

сплоченности семей гибкости семей сплоченности и уровня

подростков подростков гибкости семей сплоченности и

подростков уровня гибкости

семей под ростков

F Р F Р F Р F р

Эмоциональная 1,540 0,215 10,491 0,000 0,141 0,869 6,393 0,014

осведомленность

Управление эмоциями 1,044 0,380 2,441 0,096 2,014 0,143 10,095 0,002

Самомотивация 3,458 0,022 2,026 0,142 6,779 0,002 10,433 0,002

Эмпатия 3,723 0,016 2,127 0,129 7,231 0,002 11,163 0,002

Распознавание эмоций 3,593 0,019 2,078 0,135 7,011 0,002 10,807 0,002

других людей

Примечание: значимые влияния помечены жирным шрифтом; F — эмпирическое значение критерия; р — уровень статистической значимости

Из таблицы 4 видно, что факторы пол и уровень сплоченности семей подростков оказывают совместное влияние на эмоциональный интеллект подростков по шкалам «самомотивация» (Рэмп=3,458; р=0,022), «эмпатия» (Рэмп=3,723; р=0,016), «распознавание эмоций других людей» (Рэмп=3,593; р=0,019). При связанном (эмоциональная близость, не достигающая запутанности) и сцепленном уровне сплоченности семей подростков (чрезмерная эмоциональная близость, спутанность), мальчики превосходят девочек в способности к сознательной саморегуляции эмоций (самомотивация), в понимании эмоций других людей и сочувствии (эмпатия) (р=0,04), а также в способности воздействовать на эмоциональное состояние других людей (распознавание эмоций других людей).

Из таблицы 4 видно, что факторы пол и уровень гибкости семей подростков оказывают совместное влияние на эмоциональный интеллект подростков по шкале «эмоциональная осведомленность» (Рэмп=10,491; р=0,000).

Для возможности сделать вывод о том, как именно отличаются друг от друга подростки в выраженности эмоционального интеллекта при различных градациях фактора «уровень гибкости», был применен критерий множественных сравнений Шеффе. Было выявлено, что у подростков, семьи которых характеризуются структурированным уровнем гибкости (роли и внутрисемейные правила стабильны, однако существует возможность их обсуждения), выше способность к осознанию своих эмоций (эмоциональная осведомленность) (р=0,049), чем у подростков, выросших в семьях с хаотичным уровнем гибкости (решения принимаются импульсивно, роли неясны); выше способность к сознательной саморегуляции эмоций (самомотивация) (р=0,047), к пониманию эмоций других людей и сочувствию (эмпатия) (р=0,04), а также способность воздействовать на эмоциональное состояние других людей (распознавание эмоций других людей) (р=0,044), чем у подростков, воспитывающихся в семьях с гибким уровнем адаптации (демократический стиль семейного руководства, открытые переговоры, способность при необходимости менять семейные роли). В свою очередь было выявлено, что у подростков, воспитывающихся в семьях с гибким уровнем адаптивности, выше способность к управлению своим эмоциональным состоянием, эмоциональная отходчивость и неригидность (управление эмоциями) (р=0,049), чем у подростков, выросших в семьях с хаотичным уровнем гибкости (решения принимаются импульсивно, роли неясны).

У мальчиков наиболее развитые показатели эмоционального интеллекта (эмоциональная осведомленность, управление эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей) отмечаются при воспитании их в семьях с разделенным уровнем сплоченности и структурированном типе гибкости. Менее развитые - при разделенном уровне сплоченности и хаотичном типе адаптивности [1].

У девочек наиболее высокая способность к осознанию собственного эмоционального состояния (эмоциональная осведомленность) наблюдается при воспитании их в семье с разделенным уровнем сплоченности и гибкой адаптивностью. Высокая способность к управлению своим эмоциональным состоянием, эмоциональная отходчивость и неригидность (управление своими эмоциями) отмечается у девочек, выросших в семьях с разобщенным уровнем сплоченности и гибким типом адаптивности. Низкая способность к осознанию собственного эмоционального состояния (эмоциональная осведомленность) и к управлению своими эмоциями наблюдается при разобщенном и сцепленном уровне сплоченности в совокупности с хаотичным типом адаптивности их семей. Наибольшая способность к сознательной саморегуляции эмоций (самомотивация), к пониманию эмоций других людей (эмпатия), а также в умении воздействовать на эмоциональное состояние других людей (распознавание эмоций других людей) наблюдается у девочек, которые воспитывались в семьях с разобщенным уровнем сплоченности и гибким уровнем адаптивности. В наименьшей степени вышеназванные способности отмечаются развитыми у девочек, выросших в семьях при разобщенном, связанном и сцепленном уровне сплоченности и хаотичном типе адаптивности.

Таким образом, гипотезы находят свое подтверждение и отражают наличие связей эмоционального интеллекта подростков с уровнем семейной сплоченности и гибкости, а также семейная сплоченность и гибкость оказывают влияние на показатели эмоционального интеллекта.

Литература:

1. Давыдова,Ю.В. Тендерный аспект изучения эмоционального интеллекта подростков / Ю.В. Давыдов // Вестник РУДН. - Серия: Психология и педагогика.-2010. -N4.-C. 113-118

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Olson, D.H. Circumplex Model VII: validation studies and FACES III. Family Process / D.H. Olson. - 1986. - №25. -P. 337-351

3. Hall, O.S. Adolescence / O.S. Hall. - N.Y.: Appleton, 1904. - Vol. 2. - P. 78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.