Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФУТБОЛУ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

ВЛИЯНИЕ СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФУТБОЛУ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
секционные занятия / футбол / физическое развитие / функциональные показатели / внеучебная деятельность / младший школьный возраст

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ревнивцев Станислав Владимирович, Якимова Елена Алексеевна

В статье рассматриваются особенности влияния секционных занятий по виду спорта «футбол» на показатели физического развития и функционального состояния младших школьников. Отмечается, что использование средств футбола в процессе внеурочной деятельности по физическому воспитанию способствует повышению показателей физического развития и функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Наиболее выраженные изменения отмечаются при блочном построении учебно-тренировочного процесса в рамках секционных занятий по футболу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ревнивцев Станислав Владимирович, Якимова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФУТБОЛУ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»



ВЛИЯНИЕ СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФУТБОЛУ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Ревнивцев Станислав Владимирович, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск

Якимова Елена Алексеевна, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск E-mail: jakimovalena@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности влияния секционных занятий по виду спорта «футбол» на показатели физического развития и функционального состояния младших школьников. Отмечается, что использование средств футбола в процессе внеурочной деятельности по физическому воспитанию способствует повышению показателей физического развития и функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Наиболее выраженные изменения отмечаются при блочном построении учебно-тренировочного процесса в рамках секционных занятий по футболу.

Ключевые слова: секционные занятия, футбол, физическое развитие, функциональные показатели, внеучебная деятельность, младший школьный возраст.

Футбол является важным средством физического воспитания, потому что благодаря своей практике, он способствует выполнению задач физического воспитания: укреплению здоровья; развитию двигательных способностей; приобретению специальных спортивных знаний; воспитанию моральных качеств, воли и эстетических чувств [5].

Кроме этого, футбол дает детям возможность изменить свою жизнь с помощью простого обучения футбольным навыкам: формирует потребность в ведении активного образа жизни; развивает важные коммуникативные навыки; помогает стимулировать социальные навыки; улучшает и обучает командным навыкам и командной работе [4].

Разработка и обоснование новых подходов по использованию игры футбол как средства повышения физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста, их физического развития и оптимизации функционального состояния является актуальным и своевременным как для теории, так и практики физического воспитания подрастающего поколения.

Хорошо известно, что приобщение человека к систематическим занятиям физической культурой активно происходит в младшем школьном возрасте на

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

основе формирующихся возрастных интересов к двигательной деятельности [3].

В процессе проведенного нами исследования была предпринята попытка экспериментальное обоснование эффективности методики блочного построения процесса спортивной подготовки младших школьников в рамках секционных занятий по футболу на базе общеобразовательной школы.

Исследование проводилось в течение 2023-2024 учебного года базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 18» (МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18») г. о. Саранск.

В наблюдении приняли участие обучающиеся 3-х классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18» в возрасте 8-9 лет (общее количество - 31 человек). Из числа школьников, принимавших участие в исследовании, были сформированы 2 группы: контрольная группа (КГ, обучающиеся ЗА класса, 15 человек), экспериментальная группа (ЭГ, обучающиеся ЗБ класса, 16 человек).

Представители КГ и ЭГ на протяжении исследования посещали обязательные уроки физической культуры, проводившиеся в соответствии с Комплексной программой физического воспитания 1-Х1 классов общеобразовательной школы (2011) [2].

Во внеурочное время для школьников КГ и ЭГ было организовано проведение секционных занятий по виду спорта «футбол» на базе общеобразовательной школы.

При этом у представителей КГ учебно-тренировочные занятия проводились по традиционной методике в соответствии программой спортивной подготовки, разработанной для детско-юношеских спортивных школ.

У представителей ЭГ учебно-тренировочный процесс состоял из 6 блоков: 1) техника ведения и отбора мяча; 2) техника отбора мяча; 3) техника перемещения без мяча; 4) техника передачи мяча; 5) техника приема и обработки мяча; 6) техника удара по мячу.

Для каждого из перечисленных блоков были подобраны упражнения и подвижные игры, которые для детей младшего школьного возраста являются одним из наиболее эффективных средств физического воспитания [1].

Экспериментальная методика отличалась от существующей традиционной методики в содержательной части, а структура и общие задачи проводившихся учебно-тренировочных занятий в КГ и ЭГ были идентичными.

В течение педагогического эксперимента - на начальном этапе экспериментального исследования (сентябрь 2023 г.) и после его завершения (май 2024 г.) производилось тестирование физической физического развития и показателей функционального состояния младших школьников, составивших КГ и ЭГ, с целью выявления качественных изменений определяемых показателей (таблица 1).

Результаты первоначального тестирования показали, что физическое развитие участвовавших в педагогическом эксперименте школьников соответствовало возрастным нормам, установленным для Российской

»

108

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Федерации. При этом представители сформированных нами групп практически не имели различий в уровне физического развития и в показателях функционального состояния, что позволило нам считать их исходно идентичными на начальном этапе педагогического эксперимента.

Таблица 1

Динамика показателей физического развития и функционального состояния представителей КГ и ЭГ в течение эксперимента

№ п/п Показатель По л КГ ЭГ Р

исх. кон. исх. кон.

Физическое развитие

1 Масса тела, кг М 30,5±0,66 33,1±1,07* 30,7±0,67 32,2±0,83 >0,05

Д 33,1±0,64 35,6±1,11* 32,8±0,63 34,3±0,89* >0,05

2 Длина тела, см М 131,1±1,41 133,1±1,47 130,8±1,34 134,1±1,53 >0,05

Д 134,9±1,32 136,7±1,41 134,7±1,26 137,9±1,39 >0,05

3 ОГК, см М 63,5±0,73 64,2±0,73 63,2±0,71 65,2±0,75 >0,05

Д 62,1±0,66 63,2±0,68 61,8±0,68 64,1±0,72 >0,05

Функциональное состояние

4 ЧСС, уд/мин М 88,7±1,42 86,9±1,51 89,1±1,34 83,4±1,43* >0,05

Д 87,3±1,31 82,5±1,42* 87,6±1,23 80,2±1,33* >0,05

5 САД, мм рт. ст. М 96,1±1,38 99,2±1,46 95,2±1,34 97,2±1,42 >0,05

Д 95,2±1,39 98,1±1,51 94,1±1,32 96,1±1,46 >0,05

6 ДАД, мм рт. ст. М 53,2±0,96 59,7±0,94* 52,3±1,11 55,3±1,08* <0,05

Д 52,1±1,02 60,1±1,04* 51,2±1,07 54,7±1,05* <0,05

7 Проба Руфье (индекс Руфье), усл. ед. М 7,8±0,56 7,6±1,02 7,7±0,71 5,8±1,12* <0,05

Д 7,9±0,32 7,7±0,95 7,9±0,62 5,6±0,74* <0,05

8 ЖЕЛ, мл М 2130,1 ±58,43 2503,5 ±60,49* 2113,4 ±56,32 2723,8 ±59,43* <0,05

Д 2021,8 ±60,24 2398,4 ±61,3* 2003,5 ±58,71 2594,8 ±61,21* <0,05

9 Проба Генчи, с М 36,1±1,35 38,4±1,67 35,4±1,22 40,6±1,13* <0,05

Д 35,3±0,96 37,5±0,86 35,1±0,88 41,1±2,01* <0,05

10 Динамометрия правой кисти, кг М 15,3±0,42 16,3±0,46* 15,1±0,39 17,3±0,43* <0,05

Д 14,7±0,44 15,2±0,51 14,5±0,42 16,4±0,45* <0,05

11 Динамометрия левой кисти, кг М 14,5±0,49 15,7±0,51* 14,6±0,46 16,7±0,49* <0,05

Д 13,5±0,54 14,5±0,59* 13,7±0,53 15,6±0,58* <0,05

Примечание: знаком «*» отмечены достоверные внутригрупповые различия показателей при первоначальном и повторном тестировании; Р -достоверность межгрупповых различий показателей, полученных при повторном тестировании.

Функциональные показатели представителей КГ и ЭГ на начальном этапе экспериментального исследования также не имели достоверных различий и по средним значениям соответствовали удовлетворительному состоянию функциональных систем организма, в первую очередь, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

По истечении 9 месяцев педагогического эксперимента, в течение которых представители КГ посещали секционные занятия, проводившиеся в соответствии с традиционной программой спортивной подготовки, разработанной для ДЮСШ по виду спорта «футбол», а представители ЭГ посещали учебно-тренировочные занятия, проводившиеся по представленной нами экспериментальной методике, в показателях физического развития и функционального состояния школьников наблюдаемых нами групп произошли некоторые изменения.

Так, результаты повторного тестирования показателей физического развития у представителей КГ обнаружили незначительное их улучшение, которое имело статистически достоверное подтверждение лишь по показателю массы тела, как у мальчиков, так и у девочек (на 8,5 % и 7,6 % соответственно)

В то же время у представителей ЭГ достоверные изменения показателей физического развития за время проведения эксперимента были выявлены также лишь по результатам определения массы тела и лишь у девочек данной группы (в среднем на 4,6 %).

Анализ динамики показателей функционального состояния младших школьников, составивших КГ и ЭГ, показал, что к моменту завершения экспериментального исследования в сформированных нами группах произошли некоторые изменения.

В частности, обнаружено, что в КГ в течение педагогического эксперимента произошло достоверное изменение четырех показателей из восьми у мальчиков («диастолическое артериальное давление» - на 12,2 %; «жизненная емкость легких» - на 18,7 %; «динамометрия правой кисти» - на 6,5 %, «динамометрия левой кисти» - на 8,3 %) и четырех показателей у девочек («частота сердечных сокращений» - на 5,5 %; «диастолическое артериальное давление» - на 15,4 %; «жизненная емкость легких» - на 18,8 %; «динамометрия левой кисти» - на 7,4 %).

По остальным показателя функционального состояния изменения были статистически недостоверными:

- у мальчиков КГ: «частота сердечных сокращений» - на 2,0 %; «систолическое артериальное давление» - на 3,2 %; «проба Руфье» - на 2,6 %; «проба Генчи» - на 6,4 %;

- у девочек КГ: «систолическое артериальное давление» - на 3,0 %; «проба Руфье» - на 2,5 %; «проба Генчи» - на 6,2 %; «динамометрия правой кисти» - на 3,4 %.

Проведение секционных занятий со школьниками ЭГ по методике блочного планирования учебно-тренировочного процесса привело к более выраженным изменениям показателей функционального состояния. Оказалось, что результаты повторного тестирования достоверно превосходили результаты первоначального тестирования по семи показателям из восьми, как у мальчиков данной группы, так и у девочек.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Улучшение показателей функционального состояния у мальчиков и девочек ЭГ составило:

- «частота сердечных сокращений» - 6,4 % и 8,4 % соответственно;

- «диастолическое артериальное давление» - 5,7 % и 6,8 %;

- «проба Руфье» - 24,7 % и 29,1 %;

- «жизненная емкость легких» - 30,5 % и 29,6 %;

- «проба Генчи» - 14,7 % и 17,1 %;

- «динамометрия правой кисти» - 14,6 % и 13,1 %;

- «динамометрия левой кисти» - 14,4 % и 13,9 %.

И лишь по показателю «систолическое артериальное давление» выявленные на завершающем этапе педагогического эксперимента изменения оказались статистически недостоверными: у мальчиков - на 2,1 %, у девочек - на 2,1 %.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что секционные занятия по футболу, проводившиеся по экспериментальной методике, основанной на блочном планировании учебно-тренировочного процесса, в гораздо большей степени способствовали оптимизации деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем школьников ЭГ, по сравнению с их сверстниками, занимавшимися по стандартной программе спортивной подготовки по виду спорта «футбол», разработанной для ДЮСШ.

Наряду с этим, представители ЭГ характеризовались достоверно более значительным приростом функциональных способностей мышц-сгибателей кисти («динамометрия правой кисти», «динамометрия левой кисти»), по сравнению с представителями КГ.

Представленные данные позволяют прийти к заключению, что наиболее благоприятно воздействие секционных занятий футболом отразилось на показателях работоспособности сердца (проба Руфье) и жизненной емкости легких. При этом необходимо отметить, что по результатам выполнения пробы Руфье представители ЭГ к моменту завершения педагогического эксперимента демонстрировали среднюю работоспособность, в то время как на начальном этапе - удовлетворительную. Уровень работоспособности сердца у представителей КГ за время экспериментального исследования не изменился.

Полученные при повторном тестировании показатели функционального состояния участвовавших в наблюдении школьников свидетельствовали о том, что по среднему значению прироста результатов представители ЭГ значительно превосходили своих сверстников из КГ - средний прирост показателей составил:

- в КГ - 19,7 % у мальчиков и 6,1 % у девочек (средний показатель -12,9 %);

- в ЭГ - 33,9 % у мальчиков и 10,9 % у девочек (средний показатель - 22,4

%).

Таким образом, анализ представленных данных позволяет сделать вывод, что секционные занятия по футболу способствуют физическому развитию и улучшению функциональных показателей детей младшего школьного возраста.

»

111

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

При этом более выраженное, статистически достоверное улучшение показателей отмечается при блочном построении учебно-тренировочного процесса.

Литература:

1. Андреев М.М. Развитие физических качеств младших школьников в процессе освоения учебного содержания игры футбол: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Андреев Михаил Михайлович; Московский городской педагогический университет. - Москва, 2011. - 135 с.

2. Комплексная программа физического воспитания 1-1Х классов общеобразовательной школы: программа / Под редакцией В.И. Ляха. - Москва: Просвещение, 2021. - 343 с.

3. Мясникова В.В. Возрастные особенности младших школьников в процессе организации обучения / В.В. Мясникова, Е.А. Селюкова // Матрица научного познания. - 2017. - № 5. - С. 190-196.

4. Петухов Д.В. О роли и значении футбола в системе физического воспитания: педагогический и правовой аспекты / Д.В. Петухов, Н.Г. Вольдимарова // Образование. Наука. Научные кадры. - 2021. - № 2. - С. 243-247.

5. Правдов М.А. Влияние занятий на основе использования элементов игры в футбол на развитие координационных способностей у детей 5-7 лет / М.А. Правдов, Ю.Н. Ермакова, Д.М. Правдов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5 (63). - С. 83-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.