Научная статья на тему 'Влияние санкций на развитие сельхозмашиностроения в России'

Влияние санкций на развитие сельхозмашиностроения в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

88
7
Поделиться
Ключевые слова
СЕЛЬХОЗМАШИНОСТРОЕНИЕ / AGRICULTURAL MECHANICAL ENGINEERING INDUSTRY / ТЕХНИКА / MACHINERY / ПРОИЗВОДСТВО / PRODUCTION / ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / ТЕХНОЛОГИИ / TECHNOLOGIES / РЫНОК / MARKET / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ПРЕДПРИЯТИЯ / ENTERPRISES / ИМПОРТ / IMPORTS / САНКЦИИ / SANCTIONS / MANUFACTURERS

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Гладцын Александр Юрьевич, Синицин Александр Анатольевич

В 2014 г. обновление парка сельскохозяйственной техники и объемы ее приобретения снизились. К такому результату привело влияние значительного количества негативных факторов начиная с последствий неблагоприятных погодных условий прошлого года и заканчивая общим торможением роста российской экономики со всеми вытекающими из этого последствиями. Так, меры поддержки, установленные постановлением Правительства РФ от 11.10.2013 г. № 908 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства», в 2014 г. не осуществлялись. Для повышения эффективности развития агропромышленного комплекса страны крайне важно незамедлительно ускорить техническую и технологическую модернизацию сельскохозяйственных предприятий, обновление парка сельскохозяйственной техники, машин и оборудования. Одним из возможных решений данной задачи может являться развитие инвестиционных проектов по расширению производства высокоэффективной сельскохозяйственной техники (самоходных машин) в стране, расширение ее производства по полному циклу, включая выполнение технологических операций сварки, сборки и покраски техники, локализацию её узлов и компонентов. Наложенные санкции значительно повлияли на экспорт импортной сельскохозяйственной техники. Резко подскочивший курс доллара повлиял на цены в сторону увеличения. Таким образом, российским производителям сельскохозяйственной техники необходимо срочно увеличить выпуск своих тракторов и сельскохозяйственных машин.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Гладцын Александр Юрьевич, Синицин Александр Анатольевич,

THE IMPACT OF SANCTIONS ON THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL MECHANICAL ENGINEERING INDUSTRY IN RUSSIA

The renewal of the agricultural machinery fleet has decreased in 2014. This was caused by a significant number of negative factors as the unfavorable weather conditions of the last year and the overall slowdown in the Russian economic growth with the ensuing consequences. Consequently, the support measures established by the Decree of the Government of the Russian Federation of 11.10.2013, No. 908 "On approval of the Rules of granting and distribution of subsidies from the Federal budget to the budgets of the Russian Federation administrative entities for the provision of technical and technological modernization and development of agricultural production” in 2014” were not implemented. To improve the efficiency of the development of the agro-industrial complex of the country, it is imperative to accelerate technical and technological modernization of agricultural enterprises, to renew the fleet of agricultural machinery and equipment as soon as possible. A possible solution to this problem may be the development of investment projects to expand the production of highly efficient agricultural machinery (self-propelled) in the country, the expansion of its production cycle, including the implementation of technological operations of welding, assembling and painting, and localization of parts and components. The imposed sanctions had a significant impact on the export and import of agricultural machinery. The increased dollar exchange rate affects the prices upwards. Thus the Russian manufacturers of agricultural machinery urgently need to increase the output of their tractors and agricultural machinery.

Текст научной работы на тему «Влияние санкций на развитие сельхозмашиностроения в России»

12. Ноянзина О.Е., Максимова С.Г., Авдеева Г.С., Омельченко Д.А., Гончарова Н.П. Этническая и гражданская идентичность населения современного региона России // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2015. - № 6 (128). -

C. 200-204.

References

1. Avksent'ev V.A., Aksyumov B.V. Portfel' identichnostei molodezhi Yuga Rossii v usloviyakh tsivilizatsionnogo vybora // Sotsis.

- 2010. - № 12. - S. 18-27.

2. Arutyunyan Yu.V. Rossiyane: problemy formirovaniya natsional'no-grazhdanskoi identich-nosti v svete dannykh etnosotsiologii // Obshchestvennye nauki i sovremennost' - 2009.

- № 4. - S. 91-97.

3. Maksimova S.G., Goncharova N.P., Noyanzina O.E., Avdeeva G.S., Omel'chenko

D.A. Patriotizm i natsionalizm: mental'nye reprezentatsii i povedencheskie strategii naseleniya sovremennoi Rossii: monografiya / pod obshch. red. S.G. Maksimovoi. - Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2013. - 321 s.

4. Baklanov I.S., Dushina T.V., Mikeeva O.A. Chelovek etnicheskii: problema etnich-eskoi identichnosti / / Voprosy sotsial'noi teorii.

- 2010. - T. IV. - S. 396-408.

5. Kheld D. i dr. Global'nye transformatsii: Politika, ekonomika, kul'tura / per. s angl. V.V. Sapova i dr. - M.: Praksis, 2004. - 576 s.

6. Omelchenko D., Maximova S., Noyanzina O., Goncharova N., Avdeeva G. National identity and patriotism among Russian youth: representations, feelings and actions // Asian Social Science. - 2015. - Vol. 11 (6). - P. 27-36.

7. Kolosov V.A. Fenomen gosudarstvennoi granitsy // Rossiisko-ukrainskoe pogranich'e: dvadtsat' let razdelennogo edinstva / pod red. V.A. Kolosova, O.I. Vendinoi. - M.: Novyi khronograf, 2011. - 352 s.

8. Morkovkin G.G., Fannenshtil' A.A., De-min V.A. Vliyanie agrarnoi nauki na osnovnye pokazateli razvitiya sel'skokhozyaistvennoi ot-rasli Altaiskogo kraya // Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. — 2010. - № 12 (74). - S. 71-77.

9. Morkovkin G.G., Deev N.G., Demin V.A. Sel'skokhozyaistvennaya nauka na Altae: sta-novlenie i vliyanie na sotsial'noe i ekonomich-eskoe razvitie Altaiskogo kraya: monografiya. — Barnaul: Izd-vo AGAU, 2010. — 255 s.

10. Popov E.A., Maksimova S.G. Sotsio-kul'turnaya situatsiya v sovremennom rossiiskom regione i munitsipal'nom obrazovanii: sotsial'no-ekonomicheskaya, natsional'no-kul'turnaya, du-khovno-konsolidiruyushchaya i etnosotsial'naya spetsifika / / Sotsiodinamika. — 2013. — № 2. — S. 269-321.

11. Maksimova S.G., Noyanzina O.E., Gon-charova N.P. Sotsial'no-ekonomicheskie kriterii vybora strategii sotsiologicheskogo issledovani-ya regionov // Vestnik Altaiskogo gosudar-stvennogo agrarnogo universiteta. — 2013. — № 4 (102). — S. 117-121.

12. Noyanzina O.E., Maksimova S.G., Av-deeva G.S., Omel'chenko D.A., Goncharo-va N.P. Etnicheskaya i grazhdanskaya iden-tichnost' naseleniya sovremennogo regiona Ros-sii // Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. — 2015. — № 6 (128). — S. 200-204.

Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках конкурсной части государственного задания в сфере научной деятельности ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» Код проекта: 1475 «Гражданская и этническая идентичности в системе сохранения социальной безопасности населения приграничных территорий Российской Федерации» +

УДК 631.2.23

А.Ю. Гладцын, А.А. Синицин A.Yu. Gladtsyn, A.A. Sinitsin

ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА РАЗВИТИЕ СЕЛЬХОЗМАШИНОСТРОЕНИЯ В РОССИИ

THE IMPACT OF SANCTIONS ON THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL MECHANICAL ENGINEERING INDUSTRY IN RUSSIA

Ключевые слова: сельхозмашиностроение, техника, производство, товаропроизводители, технологии, рынок, конкурентоспособность, предприятия, импорт, санкции.

В 2014 г. обновление парка сельскохозяйственной техники снизило объемы приобретения. К такому результату привело влияние значительного количества негативных факторов — начиная с последствий неблагоприятных погодных условий

прошлого года и заканчивая общим торможением роста российской экономики со всеми вытекающими из этого последствиями. Так, меры поддержки, установленные постановлением Правительства РФ от 11.10.2013 г. № 908 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства», в 2014 г.

не осуществлялись. Для повышения эффективности развития агропромышленного комплекса страны крайне важно незамедлительно ускорить техническую и технологическую модернизацию сельскохозяйственных предприятий, обновление парка сельскохозяйственной техники, машин и оборудования. Одним из возможных решений данной задачи может являться развитие инвестиционных проектов по расширению производства высокоэффективной сельскохозяйственной техники (самоходных машин) в стране, расширение ее производства по полному циклу, включая выполнение технологических операций сварки, сборки и покраски техники, локализацию её узлов и компонентов. Наложенные санкции значительно повлияли на экспорт импортной сельскохозяйственной техники. Резко подскочивший курс доллара повлиял на цены в сторону увеличения. Таким образом, российским производителям сельскохозяйственной техники необходимо срочно увеличить выпуск своих тракторов и сельскохозяйственных машин.

Keywords: agricultural mechanical engineering industry, machinery, production, manufacturers, technologies, market; competitiveness, enterprises, imports, sanctions.

The renewal of the agricultural machinery fleet has decreased in 2014. This was caused by a significant number of negative factors as the unfavorable

weather conditions of the last year and the overall slowdown in the Russian economic growth with the ensuing consequences. Consequently, the support measures established by the Decree of the Government of the Russian Federation of 11.10.2013, No. 908 "On approval of the Rules of granting and distribution of subsidies from the Federal budget to the budgets of the Russian Federation administrative entities for the provision of technical and technological modernization and development of agricultural production" in 2014" were not implemented. To improve the efficiency of the development of the agro-industrial complex of the country, it is imperative to accelerate technical and technological modernization of agricultural enterprises, to renew the fleet of agricultural machinery and equipment as soon as possible. A possible solution to this problem may be the development of investment projects to expand the production of highly efficient agricultural machinery (self-propelled) in the country, the expansion of its production cycle, including the implementation of technological operations of welding, assembling and painting, and localization of parts and components. The imposed sanctions had a significant impact on the export and import of agricultural machinery. The increased dollar exchange rate affects the prices upwards. Thus the Russian manufacturers of agricultural machinery urgently need to increase the output of their tractors and agricultural machinery.

Гладцын Александр Юрьевич, к.э.н., доцент, ст. преп., каф. «Технический сервис», Нижегородский государственный инженерно-экономический университет. E-mail: Gladtsyn58@mail.ru. Синицин Александр Анатольевич, аспирант, преп., каф. «Технический сервис», Нижегородский государственный инженерно-экономический университет. E-mail: Sinitzin.Alexnder777@yandex.ru.

Gladtsyn Aleksandr Yuryevich, Cand. Econ. Sci., Assoc. Prof., Chair of Technical Service, Nizhny Novgorod State Engineering-Economic University. E-mail: gladtsyn58@mail.ru.

Sinitsin Aleksandr Anatolyevich, post-graduate student, Chair of Technical Service, Nizhny Novgorod State Engineering-Economic University. E-mail: Sinitzin.Alexnder777@yandex.ru.

Введение

Для российского сельхозмашиностроения характерны чрезмерная централизация и монополизация производства. Если в США на предприятиях сельхозмашиностроения с численностью до 500 чел. занято 53% производственных рабочих, то в России таких предприятий практически нет, и наоборот, если в США на предприятиях численностью более 1000 чел. занято 36% работников, то в России - 94,7%.

В Российской Федерации производство сельскохозяйственной техники для растениеводства было сконцентрировано на 19 специализированных предприятиях, кроме этого, на предприятиях привлеченных ведомств выпускалось около 15% от общего объема производства сельхозмашин. Резкий спад покупательской способности сельскохозяйственных товаропроизводителей и сокращение объемов производства сделали неконкурентоспособной продукцию крупных специализированных предприятий с жесткой техно-

логией не только по показателям технического уровня, но и по стоимостным параметрам. В связи с глубоким кризисом отрасли объем обновляемой техники сельскохозяйственного назначения существенно упал. При этом даже резко упавший платежеспособный спрос на сельхозтехнику в настоящее время не удовлетворен. Ограниченная емкость внутреннего рынка обусловлена недостаточно высокими темпами роста экономики страны. Экспорт же сельскохозяйственной техники составляет 20% от объема производства. Поэтому необходим поиск новых рынков для расширения сбыта сельскохозяйственных машин, соответствующих по своим параметрам мировому уровню.

Активную позицию по развитию отечественного сельхозмашиностроения занимает Союз машиностроителей России. Им предложена разработка Стратегии развития сельхозмашиностроения до 2020 г. [4, с. 17], которая поддержана Правительством РФ». С участием комитета по тракторному, сельско-

хозяйственному и лесозаготовительному машиностроению Союза машиностроителей России 9 октября 2010 года состоялся Агро-форум «Совершенствование и эффективность технологий — основа развития и повышения устойчивости агропромышленного комплекса России».

Цель исследования — анализ существующего состояния сельскохозяйственного машиностроения и пути развития.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- проанализировать существующий парк сельскохозяйственной техники;

- проанализировать производство сельхозтехники в России;

- сравнить поступление сельскохозяйственной техники от Российских и иностранных производителей;

- выделить пути развития отечественного машиностроения при выдвинутых санкциях.

Объект и методы исследования

Данные о наличии и готовности сельскохозяйственной техники к сезонным полевым работам по состоянию на 1 февраля 2014 г. представлены в таблице 1.

В 2014 г. обновление парка сельскохозяйственной техники снизило объемы приобретения. К такому результату привело влияние значительного количества негативных факторов — начиная с последствий неблагоприятных погодных условий прошлого года и заканчивая общим торможением роста российской экономики со всеми вытекающими из этого последствиями. Так, меры поддержки, установленные Постановлением правительства РФ от 11.10.2013 г. № 908 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субНаличие и готовность сельскохозяйствен в России по состояни

сидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства», в 2014 г. не осуществлялись.

Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют возможность приобретения техники со скидкой посредством субсидий в соответствии с постановлением правительства РФ от 27.12.2012 № 1432 в размере 15% от цены без учета НДС, но не более определенных размеров, установленных правилами. Но эта поддержка направлена не на сельскохозяйственных товаропроизводителей, а только на машиностроителей, которые могут предложить аграриям лишь то, что есть у них в наличии, а не то, что аграриям требуется. В связи этим субсидии попросту оказались в значительной степени не востребованы: по данным Минсельхоза РФ, остаток средств федерального бюджета, предназначенных сельхозмашиностроителям на возмещение затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной техники, на 09.01.2014 г. составлял 1,9 млрд руб.

Анализ структуры рынка сельскохозяйственных тракторов в РФ сельхозмашиностроителями, располагающимися на территории России, общий объем отгрузки по итогам 2014 г. составил 5792 ед., что на 3709 ед. меньше уровня 2013 г.

Общий объем производства тракторов в России в 2014 г. составил 5624 ед., что на 49,9% меньше уровня 2013 г. (физическое падение объема — 5592 ед.). 86,9% рынка сельскохозяйственных тракторов в России в 2014 г. занимал импорт, в 2014 г. - 80,9%, доля импорта тракторов за год выросла на 6%.

Таблица 1

й техники к сезонным полевым работам на 1 февраля 2014 г.

Наименование Тракторы, ед. Сеялки, ед. Культиваторы, ед.

наличие в т.ч. исправных в % к наличию наличие в т.ч. исправных в % к наличию наличие в т.ч. исправных в % к наличию

Российская Федерация 467638 80,4 217890 79,4 176697 82,4

Центральный федеральный округ 87188 80,4 29407 86,6 33915 86,4

Северо-западный федеральный округ 15433 78,7 1867 68,2 2269 71,4

Южный федеральный округ 91835 87,3 40997 86,8 44420 87,3

Северо-Кавказский федеральный округ 29530 89,3 14707 91,4 15278 91,5

Приволжский федеральный округ 122210 79,6 66978 77,2 51814 78,7

Уральский федеральный округ 29999 71,8 17271 68,1 6135 68,9

Сибирский федеральный округ 74997 75,5 43401 72,4 19361 73,4

Дальневосточный федеральный округ 16446 74,9 3262 70,0 3505 77,9

По итогам 2014 г. физический импорт в Россию тракторов Минского тракторного завода (Белоруссия) сократился на 9,9% — 22732 ед. МТЗ экспортирует свою продукцию через специализированные торговые дома, а также осуществляет крупноузловую сборку тракторов на территории заводов, находящихся в России (табл. 2). Доля Белоруссии в структуре рынка сельскохозяйственных тракторов по итогам 2014 г. достигла 51,4%.

Импорт тракторов в Россию из других стран по итогам 2014 г. составил 15692 ед., что на 4,8% больше, чем в 2013 г. В структуре рынка доля небелорусского импорта составляет 35,5% (плюс 5,36 п.п. к предыдущему году).

Резко изменившиеся политические и экономические условия ведения бизнеса задали точный вектор развития отрасли. Во-первых, сильное влияние оказала девальвация национальной валюты по отношению к доллару и евро, начавшаяся в 2014 г. При таких курсах валют импортная сельскохозяйственная техника становится все менее конкурентоспособной по цене. Покупателям становится невыгодно приобретать иностранную продукцию по столь высокой цене, поэтому они начинают искать альтернативные пути, с большим интересом рассматривая варианты приобретения российской техники как более дешевой, так и реализуемой в национальной валюте. Но не стоит забывать, рост цен на импортные комплектующие, детали, элементы, которые используются при сборке сельхозмашин в России, повышает себестоимость этой продукции. Однако если в сложившихся условиях российская техника подорожает в среднем на 10%, то рост цен на импортные машины может достигать 1,5 раза, поэтому за счет выгодной цены продажи отечественной сельхозтехники стремительно растут.

Поставки в Россию тракторов производства ПО «М

Во-вторых, следствием девальвации национальной валюты, которая повысила конкурентоспособность продукции изучаемой отрасли, стал, по данным Ассоциации «Росагромаш», рост экспорта российской сельхозтехники, по итогам четвертого квартала 2014 г., объем вырос в 1,8 раза, превысив 1 млрд руб. Значительный рост экспортных поставок зафиксирован у производителей зерноуборочных комбайнов — в 2,2 раза, сельскохозяйственных тракторов — в 4,8 раза, а также компаний, реализующих прицепные машины и прочее оборудование, — на 17% [4, с. 25].

Однако рост ставок по кредитам на приобретение сельхозтехники до 27%, фактическое прекращение выдачи кредитов сельхозпроизводителям Россельхозбанком и Сбербанком России, почти двукратное повышение цен на отечественную сталь, а также трехкратный рост ставок по кредитам на пополнение оборотных средств сельхозмашиностроительных предприятий привели к росту себестоимости производства на 32%, что может привести к негативным последствиям, а именно к снижению финансовой устойчивости предприятий, их платежеспособности, а в итоге, к упадку компаний и их возможным остановкам [5].

В свете сложившейся ситуации стратегической важности поддержки отечественного производства, повышения конкурентоспособности российской сельхозмашиностроительной продукции, активного выхода на внешние рынки государство стремится к увеличению средств, направляемых на развитие данной отрасли в качестве предоставляемых субсидий. Так, Правительство России поддержало отечественное сельхозмашиностроение, выделив на реализацию программы в 2015 г. в рамках антикризисного плана дополнительные 2,0 млрд руб. Таким образом, на ее реализацию предусмотрено 3,9 млрд руб.

Таблица 2

нский тракторный завод» в разрезе диллеров, ед.

Наименование 2013 г. 2014 г.

ЗАО «ТД МТЗ-Москва» 3544 5462

ООО «ТД МТЗ-Сибирь» 3689 4388

ООО «ТД МТЗ-Елаз» 4393 3268

ООО «ТД МТЗ-Ставрополь» 3150 2987

ООО «ТД МТЗ-Северо-Запад» 2096 2880

ООО «ТД МТЗ-Краснодар» 2367 1908

ОАО ПО «Елаз» 1525 858

ОАО «Бузулукский механический завод» 1525 702

ОАО «Смолспецтех» 1730 102

ОАО «Сарекс» 1145 100

ОАО «Череповецкий ЛМЗ» 50 60

ЗАО ШМЩЦ «Краснспецбурмаш» 20 13

ЗАО «Агротехснаб» - 4

Всего 25234 22732

Исходя из вышесказанного, для российской отрасли сельскохозяйственного машиностроения наиболее привлекателен переход в модель долгосрочного развития «Глобальный экспортер», так как данное желаемое состояние в наибольшей степени удовлетворяет требованиям современного хода событий и позволяет максимально использовать возможности текущего положения страны на международной арене. При росте отечественного производства переход в данную модель также сопровождается ростом экспорта, что выгодно производителям, так как приводит к росту продаж, устойчивости бизнеса. Соответственно, растут налоговые отчисления, что удовлетворяет интересам государства. Конкуренция отечественной продукции на внешних рынках приведет к росту инвестиций в НИОКР, что повлечет за собой техническую модернизацию оборудования, повышение качественных характеристик, что выгодно для покупателей и самих производителей. Как следствие, развитие отрасли приведет к росту необходимых рабочих мест, что повысит занятость населения, а также к росту производительности труда и заработной платы.

Сегодня сельскохозяйственное машиностроение имеет большие перспективы для активного развития, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию в стране. Только при оперативной мобилизации усилий российских производителей и государства возможна реализация изученных направлений [6, 7].

Для повышения эффективности развития агропромышленного комплекса страны крайне важно незамедлительно ускорить техническую и технологическую модернизацию сельскохозяйственных предприятий, обновление парка сельскохозяйственной техники, машин и оборудования. Одним из возможных решений данной задачи может являться развитие инвестиционных проектов по расширению производства высокоэффективной сельскохозяйственной техники (самоходных машин) в стране, ее производства по полному циклу, включая выполнение технологических операций сварки, сборки и покраски техники, локализацию её узлов и компонентов.

В целях активизации развития отрасли сельскохозяйственного машиностроения и российского агропромышленного комплекса НП «ОПСТ» направило в федеральные министерства предложение рассмотреть ряд нижеперечисленных инициатив, часть из которых, к сожалению, не была полностью реализована до настоящего момента:

1. Внести изменения в Постановление правительства от 27 декабря 2012 г. № 1432 с целью расширения предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники, развивающим программы локализации сельскохозяйственной техники на территории

Российской Федерации. Предоставление субсидий создаст серьезный стимул для локализации максимально широкой номенклатуры сельскохозяйственной техники.

2. Возобновить действие Постановления правительства от 11 декабря 2013 г. № 908 с корректировкой рейтинговой методики оценки сельскохозяйственной техники, в том числе и локализуемой (с учетом фиксируемого периода локализации техники) на территории Российской Федерации.

3. Осуществить субсидирование кредитов, привлеченных на приобретение сельскохозяйственной техники, имеющей соответствующий рейтинг и учитывающие развитие локализации сельскохозяйственной техники на территории Российской Федерации. При этом субсидирование процентной ставки предлагается производить через более широкий круг финансовых организаций с компенсацией процентов по кредитам на уровне 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

4. Уменьшить размер налоговой ставки для сельскохозяйственных товаропроизводителей на величину средств, направленных ими на обновление парка сельскохозяйственной-техники по установленным Минсельхозом Российской Федерации критериям и параметрам.

5. Внедрить механизм налоговой преференции, предусмотренной для предприятий (налогоплательщиков) — участников региональных инвестиционных проектов, развивающих производство, локализацию сельскохозяйственной техники и машин, компонентов к ним и имеющих присвоенный рейтинг сельскохозяйственной техники.

6. Расширить финансовую поддержку экспортных поставок сельскохозяйственной техники, в том числе и за счет предоставления льготного фондирования из федерального бюджета российским банкам и лизинговым компаниям, осуществляющим экспортное финансирование, а также финансирование зарубежных покупателей российской сельскохозяйственной техники [2, 8].

Выводы

Предлагаемые меры позволят уже в среднесрочной перспективе расширить номенклатуру и качество производимой в России современной высокопроизводительной сельскохозяйственной техники. А результатом этого процесса будут ускореняться реализация программы технической модернизации российского агропромышленного комплекса, а также повышение его конкурентоспособности. Наложенные санкции значительно повлияли на экспорт импортной сельскохозяйственной техники. Резко подскочивший курс доллара повлиял на цены в сторону

увеличения. Таким образом, российским производителям сельскохозяйственной техники необходимо срочно увеличить выпуск своих тракторов и сельскохозяйственных машин.

Библиографический список

1. НИР «Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года». - М., 2011. - 89 с.

2. Лачуга Ю.Ф. и др. Стратегия машинно-технологической модернизации сельского хозяйства России на период до 2020 года. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2009. — 80 с.

3. Аналитика. Показатели анализа [Электронный ресурс]: Интерактивная витрина / Федеральная служба государственной статистики (Росстат). — Режим доступа: http: / / cbsd.gks.ru/#.

4. Экспорт российской сельхозтехники вырос в 1,8 раза [Электронный ресурс] / Российская ассоциация производителей сельскохозяйственной техники. — 2015. — Режим доступа: http://www.rosagromash.ru/ru/ presrelease/698-18.

5. Бабкин К.Н. Российская ассоциация производителей сельскохозяйственной техники. — 2015. — Режим доступа: интернет.

6. Крикунов А.Н. Проблемы и перспективы развития рынка тракторной техники // Тракторы и сельскохозяйственные машины. — 2003. — № 6. — С. 2-30.

7. Лиходедова Н.Н. Рынок сельскохозяйственной техники / / Актуальные экономические проблемы деятельности предприятий агропромышленного комплекса: сб. науч. тр. — М.: МГАУ, 2002. — С. 181.

8. Черноиванов В.И., Ежевский А.А., Краснощеков Н.В., Федоренко В.Ф., Букла-гин Д.С. Мониторинг технического уровня и надежности основных видов сельскохозяй-

ственной техники — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2009. - С. 108.

References

1. NIR «Strategiya razvitiya sel'skokho-zyaistvennogo mashinostroeniya Rossii do 2020 goda». - M., 2011. - 89 s.

2. Lachuga Yu.F. i dr. Strategiya mashinno-tekhnologicheskoi modernizatsii sel'skogo kho-zyaistva Rossii na period do 2020 goda / / FGNU «Rosinformagrotekh». - M., 2009. -80 s.

3. Analitika. Pokazateli analiza [Elektronnyi resurs]: Interaktivnaya vitrina / Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki (Rosstat). -Rezhim dostupa: http://cbsd.gks.ru/#.

4. Eksport rossiiskoi sel'khoztekhniki vyros v 1,8 raza [Elektronnyi resurs] / Rossiiskaya as-sotsiatsiya proizvoditelei sel'skokhozyaistvennoi tekhniki. - 2015. - Rezhim dostupa: http: / / www.rosagromash.ru/ru/presrelease/ 698-18.

5. Babkin K.N. Rossiiskaya assotsiatsiya pro-izvoditelei sel'skokhozyaistvennoi tekhniki. -2015. [Elektronnyi resurs].

6. Krikunov A.N. Problemy i perspektivy razvitiya rynka traktornoi tekhniki / / Traktory i sel'skokhozyaistvennye mashiny. - 2003. -№ 6. - S. 2-30.

7. Likhodedova N.N. Rynok sel'skokhozyaistvennoi tekhniki / / Sb. nauch. trudov «Aktual'nye ekonomicheskie problemy deyatel'nosti predpriyatii agropromyshlennogo kompleksa». - M.: MGAU, 2002. - S. 181.

8. Chernoivanov V.l., Ezhevskii A.A., Kras-noshchekov N.V., Fedorenko V.F., Bukla-gin D.S. Monitoring tekhnicheskogo urovnya i nadezhnosti osnovnykh vidov sel'skokho-zyaistvennoi tekhniki. - M.: FGNU «Rosinformagrotekh», 2009. - S. 108.

+ + +

УДК 631.16:658.148:637.146.4

И.В. Ковалева, Ю.В. Хренова, А.А. Ковалев I.V. Kovaleva, Yu.V. Khrenova, A.A. Kovalev

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ РЕГИОНА: ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ INVESTMENT CLIMATE OF THE REGION: THE ASSESSMENT OF DEVELOPMENT PROSPECTS

Ключевые слова: инвестиционный климат, развитие, производство, инвестиции, регион, регулирование учетной ставки, политика ценообразования, налоговая политика, таможенная политика, государственный заказ, финансирование.

В сфере инвестиционной деятельности особую важность приобретает исследование сущности процесса экономической политики инвестирова-

ния, при этом значимы инвестиционный климат региона, факторы и условия, влияющие на его формирование и перспективное развитие. Каждое слагаемое в формировании и развитии инвестиционного климата региона играет определенную роль, порядок их выстраивания имеет условный характер и зависит от приоритетов инвестора. Указанные факторы, оказывающие влияние на инвестиционный климат, являются минимально достаточно значимыми показателями. Алтайский