Influence of sanctions policy on microeconomic indicators Ivanov A. (Russian Federation) Влияние санкционной политики на микроэкономические показатели Иванов А. В. (Российская Федерация)
Иванов Алексей Владимирович /Ivanov Aleksei - магистрант, факультет математической экономики, статистики и информатики, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва
Аннотация: в статье анализируются последствия введения антироссийских санкций США и ЕС и ответных мер со стороны России. Приведенные статистические данные свидетельствуют о сокращении количества предприятий в большинстве отраслей экономики. Настоящий период - время возможностей, развития и утверждения России как независимого государства в политических и экономических вопросах.
Abstract: in article consequences of entering of the anti-Russian sanctions of the USA and the EU and response measures from Russia are analyzed. The provided statistical data testify to reducing number of the entities in the majority of industries of economy. This period - time of opportunities, developments and approvals of Russia, as independent state in political and economic problems.
Ключевые слова: санкционная политика, предпринимательство, малый и средний бизнес, экономическая независимость.
Keywords: sanctions policy, entrepreneurship, small and medium business, economic independence.
Введение США и ЕС опосредованных политическими обстоятельствами антироссийских экономических санкций, а также принятие Россией ответных защитных мер, оказало огромное влияние на развитие экономики страны. На повестку дня фактически был поставлен вопрос о поиске новых путей развития всех сфер экономики, снижении зависимости российской экономики от импорта, повышении конкурентоспособности российской продукции. В настоящее время, когда прошел почти год с момента введения первых санкций, можно подвести некоторые итоги. Среди негативных тенденций развития российской экономики, во многом обусловленных введением санкций, можно выделить:
• рост цен на внутреннем рынке;
• увеличение масштабов оттока капитала;
• растущие ограничения доступа российских компаний к внешним рынкам капитала;
• значительное падение курса рубля и падение цен на нефть;
• увеличение ставок по кредитам;
• сокращение доходов государственного бюджета;
• уменьшение реальных доходов значительной части населения;
• усиление негативных экономических ожиданий;
• замена запрещенных к ввозу зарубежных товаров не товарами российского производства, а контрафактной продукцией;
• рост недобросовестной конкуренции [3, с. 5].
Существенное снижение темпов экономического роста и нарастание нерешенных в России проблем не может не отразиться на хозяйствующих субъектах. Общая ситуация неопределенности и негативные изменения экономической конъюнктуры страны во много обусловлены обоюдными санкциями, которые, с одной стороны,
обнажили, а во многом даже усилили существующие проблемы отечественной экономики, создали новые, но и сформировали возможные пути улучшения экономической ситуации в стране, именно поэтому тема является актуальной [7, с. 2].
Санкции западных стран отразились на развитии российских предприятий. Как свидетельствует мировой опыт, интеграция малого и крупного предпринимательства способствует повышению качества и снижению цен на товары и услуги, повышению гибкости и оперативности, значительному сокращению издержек, включая транзакционные, объединению инновационных возможностей малого и крупного бизнеса, достижение синергетического эффекта и т. д. В современных условиях развитие как малого, так и крупного предпринимательства, в особенности в высокотехнологичной сфере, определяется именно интеграционными объединениями малых и крупных предприятий.
Однако особенностью российского предпринимательства является неразвитость интеграционных связей малого, среднего и крупного предпринимательства.
Сегодня в России более четырех миллионов субъектов предпринимательства, подавляющее большинство из них (более 90 %) - индивидуальные предприниматели (ИП) и микропредприятия (табл. 1).
Таблица 1. Распределение организаций по видам экономической деятельности
на 1 января 2015 г.
Количество В % к количеству
организаций организаций
в % к итогу на 1 на 1
тысяч января 2014 г. октября 2014 г.
Всего 4886.0 100 100.9 100,8
из них:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 149.6 3.1 94.7 99.6
рыболовство, рыбоводство 8.4 0.2 98.8 100,7
добыча полезных ископаемых 17.8 0.4 102.3 101,4
обрабатывающие производства 403.1 8.3 100.3 100,5
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 32.6 0.7 101.0 100,4
строительство 483.6 9.9 104.3 101,3
оптовая и розничная торговля; ремонт
автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного 1697.4 34.7 99.2 100,7
пользования
гостиницы и рестораны 104.8 2.1 105.5 102,2
транспорт и связь 313,4 6.4 104.2 101,3
финансовая деятельность 101.5 2.1 99.8 100,1
операции с недвижимым имуществом 948.4 19.4 102.5 101,0
государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное 96.1 2.0 101,4 101,0
страхование
образование 149.4 3.1 97.8 99.4
здравоохранение и предоставление социальных услуг 83.2 1.7 102,2 100,9
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 295.0 6.0 100,7 100,4
Составлено автором на основании данных [9]
Вклад данного сектора в экономику России в 3-4 раза ниже, чем в развитых странах. Причем, несмотря на усилия по поддержке малого предпринимательства, доля этого сектора в российской экономике в последние годы сокращается (особенно это заметно на примере индивидуального предпринимательства и крестьянских фермерских хозяйств (КФХ)). Отраслевая структура российского малого предпринимательства остается практически неизменной на протяжении многих лет: почти половина субъектов малого предпринимательства занимается оптовой и розничной торговлей товарами, произведенными за пределами нашей страны. Доля субъектов малого предпринимательства в промышленности - менее 10 %, в сельском хозяйстве - около 3%, в инновационной сфере, по разным данным, от 1 до 1,5 % [5, с. 22].
Основные ограничивающие факторы, влияющие на развитие бизнеса, связаны с эффективностью государственного регулирования экономики и предпринимательства:
• рост цен на энергоресурсы (выделили 75 % опрошенных);
• неопределенность экономической обстановки (72 %);
• существующий налоговый режим (69 %);
• инфляционные ожидания (68 %);
• процентные ставки по кредитам (64 %);
• высокие транспортные расходы (57 %) [3, с. 6-7].
В 2014 г. по сравнению с 2013 г. динамика численности организаций (табл. 2) в целом весомо позитивнее, особенно в IV квартале, кроме сектора госуправления и обеспечения военной безопасности.
Таблица 2. Деятельность малых предприятий (без микропредприятий) в I полугодии 2015 года
Число предприятий, тыс. шт. Численность работников списочного состава, тыс. человек Оборот, млн. рублей Инвестиции в основной капитал, млн. рублей
Всего 242,6 6218,2 7886814,4 143444,2
из них:
Центральный федеральный округ 79,2 1940,9 3183014,2 36659,1
Южный федеральный округ 18,2 452,2 574804,0 15050,9
Северо-Кавказский федеральный округ 5,3 169,3 148879,9 8393,9
Приволжский федеральный округ 46,8 1329,4 1348562,1 44440,1
Уральский федеральный округ 20,0 529,9 678064,3 7602,2
Сибирский федеральный округ 28,0 774,2 751550,2 21019,8
Дальневосточный федеральный округ 10,4 292,8 289566,4 4452,0
Крымский федеральный округ 0,9 22,6 15312,9 316,7
Составлено автором на основании [9]
Влияние санкций на экономику России, вероятно, сохранится. Ввиду сохранения геополитической напряженности, международные санкции будут по-прежнему оказывать влияние на российскую экономику, особенно на фоне низких цен на нефть. Рост российской экономики замедлился из-за структурных ограничений и неопределенности, вызванной геополитической напряженностью и санкциями.
Экономические последствия санкций будут развиваться в условиях пониженного спроса на нефть, падения цен на нефть и сокращения экспортных доходов [4, с. 60].
Для поддержки российских предприятий необходима реализация следующих мер:
• обеспечить доступ отечественных производителей сельскохозяйственной продукции в торговые сети. В настоящее время существует правило, в соответствии с которым торговые сети обязаны не менее 10 % продукции принимать от российских товаропроизводителей, однако на практике допуск в торговую сеть обходится российскому производителю в 100 000 евро, что является непреодолимым барьером для представителей малого и среднего бизнеса;
• осуществить контроль за установлением наценок на товары. В современных условиях лишь 10 % от конечной цены продукта получает его непосредственный производитель, все остальное приходится на долю главным образом посредников. В результате конечная цена нередко в 15-20 раз превышает себестоимость, что негативно сказывается на покупательной способности населения, дестимулирует производство отечественной сельскохозяйственной продукции, снижает ее конкурентоспособность;
• с учетом опыта реализации антикризисной программы 2009-2010 гг. целесообразно установить эффективный контроль за банками-получателями бюджетных средств с целью последующего предоставления кредитов предприятиям реального сектора экономики либо применять другие методы (адресное выделение бюджетных средств на поддержку определенных отраслей или секьюритизацию кредитов, когда коммерческий банк получает средства Центрального банка под пакет кредитов (прежде всего, реальному сектору экономики), и Центральный банк контролирует, куда идут выделенные средства);
• для стимулирования малого бизнеса нефтегазовой отрасли целесообразно осуществить передачу на уровень регионов ряда полномочий в сфере недропользования, обеспечить доступ малых и средних предприятий к неиспользуемым крупными компаниями активам и инфраструктуре;
• направить усилия на формирование региональных рынков кредитования малого и среднего бизнеса и т. п.
Санкции коснулись стратегически важных сфер экономики: нефте- и газодобычи, оборонной промышленности, тяжелой промышленности, транспорта и банковского сектора. Наиболее существенно санкции отразились на военно-промышленном комплексе, нефтяном и газовом комплексе, а также на банковской деятельности, так как были не просто приостановлены операции или деловые отношения, но и заморожены или разорваны/пересмотрены перспективные направления деловых отношений. В условиях санкций сотрудничество с большинством развитых государств по экономически и стратегически важным проектам сведено «на нет» или приостановлено. А это фактически означает, что страна оказалась в ситуации нарушения внешнеэкономических связей в настоящем и крушения существовавших перспектив экономического развития в будущем [7, с. 4].
Таким образом, необходимо сформулировать и реализовать комплекс мер по поддержке отечественной экономики и предпринимательства в этих новых условиях. При этом следует исходить из того, что переживаемый Россией период - время возможностей, в том числе и возможностей решения проблем российского предпринимательства, многие из которых обусловлены особенностями отечественной экономики и механизма ее государственного регулирования. Причем решать эти проблемы, усугубленные в настоящее время действием экономических санкций, предстоит в достаточно сжатые сроки. В этом контексте санкции могут и должны стать стимулом для перехода страны на рельсы суверенного социально-экономического развития, для создания экономически и политически независимой России, развивающей собственное производство [3, с. 6-7].
Литература
1. Афонцев С. А. Бизнес в условиях санкций: Есть ли ложка мёда в бочке дегтя? [Электронный ресурс]: Точки роста экономики Большого Урала: IX Ежегодная межрег. конф. Екатеринбург. Режим доступа:
http://urfu.ru/iileadmin/user_upload/common_files/science/conference/Afoncev_S.pdf (дата обращения: 01.11.2015).
2. Барабанов Д. Чем малому и среднему бизнесу запомнится 2014 год и что его ждет в 2015 году [Электронный ресурс]: Аналитический центр ОАО «МСП Банк». URL: http://www.deloros.ru/assets/files/jan15/msp-bank-malyj-i-srednij-biznes-analiz-sostoyaniya-i-prognoz-na-2015g.pdf (дата обращения: 01.11.2015).
3. Гончарова О. Ю. Санкции как стимулирующий механизм предпринимательской деятельности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2015. Том 7, № 2. 12 с.
4. Доклад об экономике России [Электронный ресурс]: World Bank Group, апрель 2015. № 33. URL:
http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/document/eca/russia/rer33-rus.pdf (дата обращения: 01.11.2015).
5. Конопляник А. А. Антироссийские западные санкции-2014 - и их влияние на освоение нефтегазового потенциала российского арктического шельфа // Лекция в рамках курса «Экономика энергетики и устойчивое развитие» (3 модуль «МВА Газпром»), Санкт-Петербург, СПбГЭУ. 2015. 40 с.
6. Кузнецов И. Количество предприятий в минувшем году увеличилось //Экономика и жизнь. 2015. № 8. 4 с.
7. Макарова Е. П. Влияние экономических санкций на деятельность фирм в России // Дальневосточный институт управления (филиал) РАНХиГ, г. Хабаровск. 2015. 15 с.
8. Масютин С. А. Экономические санкции в отношении России: угрозы или возможности для бизнеса // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1. 13 с.
9. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 01.11.2015).