Научная статья на тему 'Рынок труда Российской Федерации в условиях западных санкций'

Рынок труда Российской Федерации в условиях западных санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1244
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / БЕЗРАБОТИЦА / РАБОЧАЯ СИЛА / САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поляк Иван Владимирович, Прядко Ирина Анатольевна

В данной статье детально рассмотрен рынок труда Российской Федерации и негативное воздействие на него ввиду принятых западными странами санкций. Проанализирована политика государства в отношении рынка труда в условиях санкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок труда Российской Федерации в условиях западных санкций»

УДК 331.5.024.52 РЫНОК ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ

ЗАПАДНЫХ САНКЦИЙ

THE LABOR MARKET OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONDITIONS WESTERN SANCTIONS

Поляк Иван Владимирович

Филиал Южного федерального университета, г. Волгодонск

студент

Прядко Ирина Анатольевна

Филиал Южного федерального университета, г. Волгодонск к. э. н., доцент кафедры экономики и управления

Polyak Ivan Vladimirovich

Branch of the Southern Federal University, Volgodonsk

the student Pryadko Irina Anatolyevna

Branch of the Southern Federal University, Volgodonsk k. e. n., Associate Professor, Department of Economics and Management

Аннотация:

В данной статье детально рассмотрен рынок труда Российской Федерации и негативное воздействие на него ввиду принятых западными странами санкций. Проанализирована политика государства в отношении рынка труда в условиях санкций.

Abstract:

This article discussed in detail the labor market of the Russian Federation and the negative impact on him because of the sanctions adopted by the western countries. Analyzed government policy on the labor market in terms of sanctions.

Ключевые слова: рынок труда, безработица, рабочая сила, санкции

Keywords: labor market, unemployment, labor force, sanctions

Уменьшение уровня доверия инвесторов к экономике России, вызванное повышением остроты политической атмосферы в связи с введением со стороны стран Европы и США экономических санкций, осложняет деятельность российских предприятий.

Сильные колебания на валютном рынке коснулись всех российских компаний. Безусловно, это нашло отражение в урезании бюджетов на рекламную кампанию, подбор персонала и прочее. Принятие очередных ограничений в отношении России привело к остановке всех прежде намеченных трат, а в некоторых эпизодах и приостановку бизнеса. [4]

Санкции коснулись оборонной промышленности, нефтедобывающей отрасли, а также значимого для экономики - финансового сектора Российской Федерации. Каждая компания в данных условиях решает вопрос о дальнейшей своей жизни без утрат имеющихся позиций.

Кризис, наблюдаемый в настоящее время, несомненно, приводит к нарушению баланса общественных отношений, что также негативно отражается на рынке труда.

Прежде всего, спад в экономике негативно отражается на условиях труда рабочих, в виде приостановки работ, переводов на иную работу, урезания заработной платы, изменения рабочего режима без согласия сотрудников, «добровольно-принудительной» отправки в отпуска без сохранения зарплаты.

Санкции, принятые в отношении РФ, воздействуют на развитие

экономики страны и порождают на рынке труда определенные изменения.

Политическая обстановка в мире изменяется практически каждый день, вследствие этого сложно судить, чего можно ждать до конца текущего года.

В феврале 2015г. количество рабочей силы составило 75,8 млн. человек, или 52% от суммарного количества населения страны, из них 71,4 млн. человек, или 94,2% рабочей силы были трудоустроены и 4,4 млн. человек (5,8%) не имели работы, но находились в активном ее поиске (согласно методологии МОТ они относятся к категории безработные). В качестве безработных в госучреждениях службы занятости населения состоит на учете 1,0 млн. человек (таблица 1) [7].

Таблица 1 - Изменения количества рабочей силы

Экономически активное население В том числе Уров ень безра бо- тицы % Безработные, зарегистрированны е в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец месяца) Уровень зарегистри рованной безработи цы (на конец месяца), %

занятые безработные

млн. человек в % к соответс твующе му периоду предыдущего года млн. челове к в % к соответс твующе му периоду пре-дыдуще-го года млн. челов ек в % к соответс твующе му периоду пре-дыдуще-го года

млн. челове к в % к соответствующе-му периоду предыдущего года

2014г.

Январь 74,6 99,2 70,4 99,6 4,2 93,4 5,6 0,9 86,8 1,2

Февраль 75,2 99,9 71,0 100,0 4,2 97,5 5,6 1,0 86,8 1,3

Март 75,1 99,8 71,1 100,1 4,0 94,6 5,4 0,9 86,9 1,3

I квартал (в среднем за месяц) 75,0 99,6 70,8 99,9 4,1 95,2 5,5 0,9 86,8 1,3

Апрель 75,0 99,5 71,0 99,8 4,0 95,3 5,3 0,9 88,0 1,2

Май 75,3 99,7 71,6 100,0 3,7 94,8 4,9 0,9 89,6 1,2

Июнь 75,6 100,1 71,9 100,7 3,7 90,2 4,9 0,9 89,6 1,1

II квартал (в 75,3 99,8 71,5 100,1 3,8 93,4 5,0 0,9 89,0 1,2

Экономически активное население В том числе Уров ень безра бо- тицы % Безработные, зарегистрированны е в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец месяца) Уровень зарегистри рованной безработи цы (на конец месяца), %

занятые безработные

млн. человек в % к соответс твующе му периоду пре-дыдуще-го года млн. челове к в % к соответс твующе му периоду пре-дыдуще-го года млн. челов ек в % к соответс твующе му периоду пре-дыдуще-го года

млн. челове к в % к соответствующе-му периоду предыдущего года

среднем за месяц)

Июль 75,9 100,1 72,2 100,5 3,7 92,2 4,9 0,9 90,5 1,1

Август 76,0 99,6 72,4 100,0 3,7 92,5 4,8 0,8 90,4 1,1

Сентябрь 75,7 99,9 71,9 100,2 3,7 93,2 4,9 0,8 90,5 1,1

III квартал (в среднем за месяц) 75,9 99,8 72,2 100,2 3,7 92,6 4,9 0,8 90,4 1,1

Октябрь 75,9 100,2 72,0 100,6 3,9 93,4 5,1 0,8 93,8 1,0

Ноябрь 75,5 100,1 71,6 100,3 3,9 95,7 5,2 0,8 94,1 1,1

Декабрь 75,4 100,4 71,4 100,7 4,0 94,8 5,3 0,9 96,2 1,2

IV квартал (в среднем за месяц) 75,6 100,2 71,7 100,5 3,9 94,7 5,2 0,8 94,7 1,1

Год (в среднем за месяц) 75,4 99,9 71,5 100,2 3,9 94,0 5,2 0,9 90,1 1,2

2015г.

Январь 75,9 100,31} 71,8 100,5' 4,2 97,91} 5,5 0,9 97,31) 1,2

Февраль 75,8 99,31} 71,4 99,11} 4,4 101,51 5,8 1,0 102,11) 1,3

1) Для целей статистического сравнения вышеприведенные показатели по России исчислены без регистрации данных по Республике Крым и г.Севастополю.

Ист.: Госкомстат

В феврале 2015г., по результатам выборочного исследования населения по вопросам занятости, 4,4 млн. человек, или 5,8% рабочей силы, признавались в качестве безработных (согласно методологии МОТ). В качестве безработных в госучреждениях службы занятости населения состояло на учете 1,0 млн. человек, при этом 0,8 млн. человек являлись получателями пособия по безработице (рисунок 1).

В феврале 2015г. средний возраст безработных составил 36,2 года. Из общего числа безработных доля молодежи до 25 лет составляет 22,9%, граждане возрастной категории 50 лет и старше - 20,9%.

Уровень безработицы по методологии МОТ1)

в % от экономически активного населения

2014г. 2015г.

по фактическим данным с исключением сезонного фактора - тренд

Рис. 1. Изменения в уровне безработицы Ист.: Госкомстат

В феврале 2015г. длительность периода нахождения работы безработными в среднем составила у мужчин - 7 месяцев, у женщин 7,4 месяца.

В феврале 2015г. встали на учет в качестве безработных 205,7 тыс. человек, из них устроено на работу в течение месяца 60,8 тыс. человек.

Величина трудоустройства безработных (без учета Республики Крым и г. Севастополя) была на 5,7 тыс. человек, или на 8,7% меньше, чем в феврале 2014 года (рисунок 2).

Движение численности безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения тыс.человек

— —

100 -50 -0 -

-50 - 1-

I II Ш IV V VI VII VIII IX X XI XII I п 2014г. 2015г. 1-1 Численность лиц, признанных безработными в течение месяца I_1 Численность безработных, снятых с учета в течение месяца Изменение (прирост, снижение) численности безработных за месяц

Рис. 2. Динамика количества безработных Ист.: Госкомстат

Нагрузка не занятого в сфере труда населения, которое состоит на учете в госучреждениях службы занятости населения, в феврале 2015г. на 100 имеющихся вакансий составила 99,7 человека.

В сравнении с январем 2015г. количество трудоустроенного населения в феврале 2015г. снизилась на 342 тыс. человек (0,5%), а число безработных граждан - возросло на 243 тыс. человек (5,8%). В сравнении с февралем 2014г. количество трудоустроенного населения снизилось на 621 тыс. человек (0,9%), а число безработных граждан - возросло на 61 тыс. человек (1,5%).

Суммарное количество безработных в 4,5 раза превышает число безработных, которые состоят на учете в госучреждениях службы занятости населения. В конце февраля 2015г. в госучреждениях службы занятости населения число безработных, стоящих на учете составило 991 тыс. человек, что на 7,2% больше в сравнении с январем 2015г. и на 2,1% - в сравнении с февралем 2014г.

Доля женщин из числа безработных, по методологии МОТ, в феврале 2015г. составила 44,6%, доля городских жителей - 67,6%. Уровень безработицы в городах и на селе отражается в преобладании безработицы на селе в

сравнении с уровнем безработицы среди жителей городов. В феврале 2015г. это преобладание составило 1,6 раза (таблица 2).

Таблица 2 - Безработица по половому признаку и типу населенного

пункта

Всего Мужчины Женщины Городское население Сельское население

201 4г.

Январь 5,6 6,1 5,1 4,5 9,1

Февраль 5,6 6,1 5,2 4,7 8,8

Март 5,4 5,9 4,7 4,6 7,8

Апрель 5,3 5,8 4,8 4,3 8,6

Май 4,9 5,2 4,6 4,1 7,6

Июнь 4,9 5,2 4,5 4,1 7,3

Июль 4,9 5,1 4,6 4,1 7,3

Август 4,8 5,1 4,5 4,1 7,3

Сентябрь 4,9 5,1 4,7 4,1 7,6

Октябрь 5,1 5,2 5,0 4,3 7,5

Ноябрь 5,2 5,2 5,2 4,4 7,7

Декабрь 5,3 5,7 4,8 4,4 8,0

201 5г.

Январь 5,5 5,8 5,2 4,7 8,2

Февраль 5,8 6,2 5,4 5,1 8,1

Ист.: "оскомстат

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На 1 марта 2015г., по данным предприятий (не являющихся субъектами малого предпринимательства), общий долг по зарплате по наблюдаемым видам экономической деятельности составил 2875 млн. рублей и в сравнении с 1 февраля 2015г. возрос на 368 млн. рублей (14,7%) (рисунок 3).

На 1 марта 2015г. сумма долга по зарплате в связи с отсутствием у компаний собственных средств составила 2777 млн. рублей, или 96,6% общей суммы долга. В сравнении с 1 февраля 2015г. он увеличился на 307 млн. рублей (12,4%).

Динамика просроченной задолженности по заработной плате1,

на 1 число месяца, млн.рублей

35ÜD -|-

3DÜ0 -

25Ü0 - --- ----- - - ---

2DÜD - ___

15ÜD -1DÜD -5ÜD -

О _|_1-—I —i —i —i —i —i —i —г-*-—I —I —Г-*-—Г-*-—I —I —

I II III IV V VI Vil VIII IX X XI XII I II III

2014г. 2015г.

□ Просроченная задолженность из-за отсутствия собственны* средств организаций

□ Просроченная задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней

Рис. 3. Изменения суммы долга по зарплате

Ист.: Госкомстат

Сумма долга, образовавшаяся из-за несвоевременного получения финансирования из бюджетов всех уровней составила 98 млн. рублей и возросла в сравнении с 1 февраля 2015г. на 61 млн. рублей (в 2,7 раза), при этом сумма долга из федерального бюджета составила 0,7 млн. рублей и возросла в сравнении с 1 февраля 2015г. на 0,5 млн. рублей (в 3,4 раза), бюджетов субъектов Российской Федерации составила 58 млн. рублей (рост на 41 млн. рублей или в 3,5 раза), местных бюджетов - 39 млн. рублей (рост на 19 млн. рублей (в 2,0 раза) (рисунок 4).

В сельском хозяйстве, обрабатывающих и добывающих производствах, охоте и предоставлении услуг в этих областях, рыболовстве и рыбоводстве, лесозаготовках, в компаниях по научным исследованиям и разработкам 100% долга по зарплате сформировано вследствие недостатка у компаний собственных средств.

Структура просроченной задолженности по заработной плате

на 1 марта 2015 года

Б % К ИТОГ/

П Задолженность из-за отсутствия собственны* средств

□ Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из федерального бюджета

■ Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов субъектов Российской Федерации

□ Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из местных бюджетов

Рис. 4. Структура долгов по зарплате Ист.: Госкомстат

На 1 марта 2015г. сумма долга по зарплате была перед 78 тыс. человек (менее 1% персонала по наблюдаемым видам экономической деятельности), из них 43% - сотрудники, занятые в обрабатывающей промышленности; 11% -сельского хозяйства, охоты и предоставления услуг в этих областях, лесозаготовок; 18% - строительства; 5% - производства и распределения электроэнергии, газа и воды; 9% - транспорта; 4% - образования.

На 1 марта 2015г. из суммарного долга по зарплате задолженность компаний, которые находятся в стадии банкротства, составила 1051 млн. рублей (36,5%), из них 439 млн. рублей (41,8%) приходится на предприятия обрабатывающей промышленности, 141 млн. рублей (13,4%) - предприятия, занимающиеся добычей полезных ископаемых, 153 млн. рублей (14,5%) -строительные компании, 104 млн. рублей (9,9%) - предприятия сельского хозяйства, охоты и предоставления услуг в этих областях, лесозаготовок, 118 млн. рублей (11,2%) - транспортные фирмы.

Самая большая величина долга по зарплате вследствие недостатка собственных ресурсов из общей суммы долга приходится на Красноярский край (216,4 млн. рублей, или 7,8%), Мурманскую область (169,8 млн. рублей, или 6,1%), Санкт-Петербург (191,2 млн. рублей, или 6,9%), Хабаровский край (119,7 млн. рублей, или 4,3%), Республику Крым (132,2 млн. рублей, или 4,8%).

В марте также имеется тренд к уменьшению активности работодателей, все же в сравнении с февралем темп снижения затормозился. В течение месяца спрос сократился на 3% (в феврале данный показатель составил 5%). В марте 2015 года в динамике вакансий в течение года было дано на 13% меньше, чем в марте 2014. [5]

Соискательская активность, сильно увеличившаяся в феврале (+20% в сравнении с январем), в марте стала идти на убыль (-8% резюме в течение месяца). Тем не менее, в сравнении с предыдущим годом численность активных соискателей увеличилась на одну пятую (+19%) (рисунок 5).

Рис. 5. Изменения в количестве вакансий и резюме Ист.: Исследовательский центр портала Superjob.ru.

В результате уменьшения соискательской активности конкурс в марте снизился до 4,3 резюме на вакансию. В сравнении с предыдущим годом уровень конкуренции больше на 39%.

Число резюме соискателей не устроенных на работу за последний квартал увеличилось на 6%. Вследствие этого уровень конкуренции среди соискателей,

10

которые не имели постоянной работы на момент размещения резюме, в марте 2015 года составила 3,5 резюме на вакансию, увеличение более чем в два раза в сравнении с предыдущим годом (рисунок 6).

Эксперты регистрируют, что оптимизация персонала происходит прежде всего в производственной сфере: автомобильной промышленности, пищевой промышленности. Сокращение автомобильного рынка вынуждает заводы снижать производство и увольнять рабочих.

Также имеют место эпизоды, связанные с закрытием предприятий, изготовляющих продукты питания. Финская Valio в начале октября 2014г. огласила, что сократит 210 офисного персонала в Петербурге, Москве и регионах из-за изменений в рыночной конъюнктуре и уменьшения объемов реализации.

В сентябре 2014г. 16% предприятий промышленности сократили часть своего персонала, по данным экспертов НИУ ВШЭ.

Наряду с этим эксперты фиксируют: уволенные рабочие находят себе другую работу в неформальном секторе. Вследствие этого и сведения Росстата в отношении безработицы практически не изменяются. Невелико число тех, кто регистрируется на бирже труда и делает себя безработным официально. Специалисты обнаружили, что третья часть жителей малых российских городов оказываются невидимыми для государства, от 50% до 80% населения в трудоспособном возрасте малых городов подыскивают себе работу на стороне, главным образом, самостоятельно и неофициально.

К отраслям, испытывающим спад, относится автопром (производители автомобилей и большое количество поставщиков). Примером может служить закрытие в 2014г. нескольких производственных линий поставщиков автопрома йег-1 в Санкт-Петербурге, а отдельные автопроизводители были поставлены перед необходимостью уволить, по меньшей мере, одну смену (т. е. около 600700 сотрудников).

Соотношение предложения и спроса (количество резюме на вакансию)

резюме всех соискателей на вакансию

резюме нетрудоустроенных соискателей на вакансию

Рис. 6. Изменения спроса и предложения, которые сложились на рынке

труда

Ист.: Исследовательский центр портала Superjob.ru.

Последующее снижение потребительского спроса приведет к спаду в других сферах (производство ТНП, розница, услуги). Сокращение реальных доходов населения в сочетании с инфляцией будут только усиливать негативные процессы.

В январе-феврале 2015 года в ситуации с денежными доходами граждан отмечаются неблагоприятная тенденция. В первые два месяца 2015 года реальная заработная плата граждан уменьшилась на 9,1% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В то же время реальные располагаемые денежные доходы граждан снизились на 0,7%. [6]

Всемирный банк (ВБ) прогнозирует увеличение уровня бедности до 14,2% в России в 2015 году с 11% в 2014 году. Это базовый прогноз ВБ.

«Это будет первое значительное увеличение уровня бедности со времен кризиса 1998-1999 годов: уровень бедности не увеличился за 2008-2009 годов в связи с некоторым ростом располагаемых доходов», - сообщается в докладе ВБ.

В соответствии с данным Росстата, количество граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2014 году в сравнении с

2013 годом увеличилось на 0,3 млн., или на 3,9%, и составило 16,1 млн. человек.

На сегодняшний день существует проблема экономического дисбаланса крупных и малых городов в России. Возможности, имеющиеся в крупных городах, позволяют гражданам найти работу по своей специальности. В крупных регионах на развитие экономики воздействуют номенклатура выпускаемой продукции, а также географическое положение и наличие природных ресурсов. В малых городах обстановка другая, непрерывно ликвидируются предприятия, промышленность отсутствует, это оказывает негативное влияние на рынок труда. [3]

Экономический дисбаланс городских и сельских территорий оказывает негативное влияние на рынок труда особенно сельских территорий. В сельской местности регистрируется наибольшее число безработных, так в феврале 2015 уровень безработицы составлял 8,1%, а в городской - 5,1%.

Достигнуть динамичного развития сельских территорий можно, если на протяжении длительного промежутка времени имеется единство и взаимодействие в воспроизводстве производственных возможностей, человеческих ресурсов и природной среды. [2]

По регионам уровень безработицы очень разнится: различие составляет 26 раз, по округам - почти 3,5 раза. В среднем за декабрь 2014г. - февраль 2015г. самая низкая безработица наблюдалась в Центральном федеральном округе - 3,3%, самая высокая - в Северо-Кавказском федеральном округе (11,1%). В среднем за декабрь 2014г. - февраль 2015г. по регионам самая высокая безработица наблюдалась в Ингушетии (23,1%), Чечне (17,7%) и Тыве (16,0%). Непростая обстановка сложилась также в республиках Карачаево-Черкесия (14,8%), Кабардино-Балкария (11,6%), Калмыкия (11,1%). [8]

Обстановка, сложившаяся на рынке труда в Российской Федерации, достаточно неоднозначная, вследствие действия санкций многие крупные компании вынуждены урезать свои программы по инвестициям, усиливается

неравенство между рынками труда крупных и малых городов.

Таким образом, можно отметить снижение иностранных капиталовложений в экономику Российской Федерации, как прямых, так и портфельных, а также резкий отток капиталов в сочетании с девальвацией национальной валюты, все это заставляет российские компании сокращать свои бюджеты, приостанавливать инвестиционные проекты, оптимизировать штатный персонал. По сравнению с февралем 2014г. число занятых граждан снизилось на 621 тыс. человек (0,9%), число безработных - увеличилось на 61 тыс. человек (1,5%). Также растет длительность периода нахождения работы безработными. Размеры трудоустройства безработных в феврале 2015 года на 8,7% меньше, чем в феврале 2014 года.

Также растут долги по зарплате, на 1 марта 2015г., по данным компаний (не являющихся субъектами малого предпринимательства), общий долг по зарплате по наблюдаемым видам экономической деятельности достиг 2875 млн. рублей и в сравнении с 1 февраля 2015г. возрос на 368 млн. рублей (14,7%). В то же время долг по зарплате по причине отсутствия у предприятий собственных активов на 1 марта 2015г. достиг 2777 млн. рублей (96,6% от общей суммы долга), в сравнении с 1 февраля 2015г. он возрос на 307 млн. рублей (12,4%) - это связано в первую очередь с денежно-кредитной политикой ЦБ РФ, так как увеличение ключевой ставки делает кредиты дорогими, а из-за введенных санкций доступ к дешевым кредитным ресурсам закрыт.

Имеет место тренд по уменьшению активности работодателей, в динамике по году количество вакансий, которое было размещено компаниями, в марте 2015 года на 13% меньше, в сравнении с мартом 2014, а численность активно ищущих работу выросла на одну пятую (+19%). Количество резюме, не нашедших работу граждан, за первый квартал 2015г. выросло на 6%. Из-за чего конкуренция среди граждан, которые не имели постоянной работы в момент размещения резюме, в марте 2015 года составила 3,5 резюме на вакансию, что превышает прошлогодние показатели более чем в два раза. В сентябре 2014г. 16% предприятий промышленности сократили часть своего персонала.

Снижается реальная зарплата россиян, за январь-февраль 2015 года она снизилась на 9,1% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, при этом реальные располагаемые денежные доходы граждан уменьшились на 0,7%, что в свою очередь ведет к сокращению платежеспособного спроса и, следовательно, к сокращению производства и объемов реализации на российских предприятиях.

На сегодняшний день существует проблема экономического дисбаланса крупных и малых городов в России. Экономический дисбаланс городских и сельских территорий оказывает негативное влияние на рынок труда особенно сельских территорий. В сельской местности регистрируется наибольшее число безработных, так в феврале 2015 уровень безработицы составлял 8,1%, а в городской - 5,1%. По регионам уровень безработицы очень разнится: различие составляет 26 раз, по округам - почти 3,5 раза.

Все это говорит о сложной ситуации, которая складывается в экономике Российской Федерации, негативно отражающаяся на рынке труда.

В связи с освещенными выше негативными явлениями в экономике и на рынке труда, Правительством Российской Федерации разработан комплекс мер по поддержанию стабильного развития экономики и социальной сферы в 2015 году (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р) [1]:

1. помощь в обеспечении импортозамещения и экспорта по обширной линейке несырьевой, особенно высокотехнологичной, продукции;

2. поддержка развития малых и средних предприятий посредством уменьшения финансовых и административных затрат;

3. формирование потенциала с целью мобилизации оборотного и инвестиционного капитала с доступной стоимостью в наиболее важных отраслях экономики, в том числе при осуществлении государственного оборонзаказа;

4. покрытие издержек, образовавшихся вследствие действия инфляции, наиболее незащищенным категориям населения (пенсионеры, многодетные семьи);

5. уменьшение напряженной обстановки на рынке труда и содействие результативной занятости;

6. сокращение бюджетных издержек посредством обнаружения и оптимизации неэффективных затрат, сосредоточении ресурсов на основных направлениях развития и исполнении публичных обязательств;

7. рост стабильности банковской системы и формирование механизма оздоровления проблемных системообразующих предприятий;

8. осуществление структурных преобразований, сконцентрированных на диверсификации экономики и формировании условий для стабильного экономического роста на среднесрочную перспективу;

9. результативное использование всех имеющихся инструментов промышленной политики, преимущественно для поддержания импортозамещения и содействия экспорту, в том числе с помощью привлечения существенных объемов прямых иностранных капиталовложений (гарантии, проектное финансирование, фонд поддержки промышленности, государственные закупки, индустриальные парки, государственно-частное партнерство);

10. создание и начало исполнения Национальной технологической инициативы на базе прогрессивных разработок российской и мировой фундаментальной науки, применения формируемой инновационной инфраструктуры (наукограды и технопарки, инновационный центр «Сколково», ведущие университеты, институты инновационного развития);

11. поддержание налоговой системы с синхронным использованием мер налогового стимулирования структурных реформ;

12. дальнейшее осуществление реформ и совершенствование пенсионной системы, обеспечение ее сбалансированности, а также системы социальных

льгот (с помощью увеличения ее адресности);

16

13. действенное увеличение качества системы госуправления и результативности деятельности крупных предприятий, контролируемых государством.

В этой связи Правительством предусмотрены следующие стабилизационные меры для активизации экономического роста (таблица 3).

Таблица 3 - Меры по стабилизации

Мероприятие Объем финансирования Цель

Увеличение капитализации основных (системных) кредитных учреждений посредством средств, выданных госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов» в 2014 году 1 трлн. рублей Капитализация кредитных учреждений с целью сохранения нужного объема кредитования компаний важнейших отраслей экономики

Увеличение капитализации российских банков с применением ресурсов Фонда национального благосостояния для осуществления инфраструктурных проектов до 250 млрд. рублей Поддержка финансирования осуществления важнейших инфраструктурных проектов

Выделение госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» денежных средств посредством ресурсов Фонда национального благосостояния до 300 млрд. рублей Рост величины кредитования компаний в реальном секторе экономики

Повышение в 2015 - 2017 годах величины госгарантий России по кредитам, которые привлекают юр. лица, отобранные в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, для проектного финансирования, выделяемых при условии одобрения Банком России решения о повышении данных лимитов 30 млрд. рублей Поддержание доступности кредитных ресурсов для компаний в реальном секторе экономики при осуществлении проектов на базе проектного финансирования

Повышение величины госгарантий России по кредитам или займам по облигациям, которые привлекают юр. лица, отобранные в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, или конкретными кредиторами, установленными Правительством Российской Федерации, на реализацию инвестпроектов или на прочие 200 млрд. рублей Поддержание доступности кредитных ресурсов для компаний в реальном секторе экономики

Мероприятие Объем финансирования Цель

цели, определенные Правительством Российской Федерации, а также субсидирование реструктуризации текущего долга

Формирование условий для применения при осуществлении конкретных мероприятий ключевой ставки Банка России как основного критерия при расчете величины субсидирования процентной ставки по кредитам и исполнения других мер политики в сфере экономики Поддержание адекватности системы господдержки положению на кредитном рынке

Ист.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р

В рамках программы импортозамещения, поддержки несырьевого экспорта и снижения издержек бизнеса Правительством предусмотрены следующие мероприятия (таблица 4).

Таблица 4 - Меры поддержки импортозамещения, экспорта и снижения

издержек бизнеса

Мероприятие Объем финансирования Цель

Создание механизма выделения из федерального бюджета организациям промышленности, осуществляющим программу импортозамещения, субсидий на возмещение части расходов на выплату процентов по кредитам, взятым в российских кредитных учреждениях на увеличение оборотных активов и (или) финансирование производства в данный период 20 млрд. рублей Поддержание непрерывной работы предприятий промышленности

Субсидирование процентной ставки ЗАО «Росэксимбанк» по кредитам, предоставляемым с целью обеспечения экспорта высокотехнологичной продукции 3 млрд. рублей Повышение уровня поддержки экспорта

Принятие двухлетних «каникул» по платежу в обязательные фонды по страхованию гражданской ответственности собственника опасного объекта за нанесение ущерба вследствие аварии на данном объекте (кроме объектов первого класса опасности) с улучшением за это время самих процедур по страхованию опасных объектов и пересмотра величины страховых тарифов Откладывание принятия дополнительных расходов бизнес единиц

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мероприятие Объем финансирования Цель

Передвижка принятия требований в сфере транспортной безопасности относительно конкретных типов транспортных объектов Откладывание принятия дополнительных производственных расходов бизнес единиц

Ист.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р

В рамках поддержки малого и среднего предпринимательства Правительством предусмотрены следующие мероприятия (таблица 5).

Таблица 5 - Меры помощи малому и среднему бизнесу

Мероприятие Объем финансирования Цель

Повышение в два раза максимальной величины выручки от продажи товаров (работ, услуг) с целью причисления бизнес единиц к категории субъектов малого или среднего предпринимательства: - для микропредприятий - с 60 до 120 млн. рублей; - для малых предприятий - с 400 до 800 млн. рублей; - для средних предприятий - с 1 до 2 млрд. рублей. Увеличение числа динамично развивающихся малых и средних компаний, участвующих в государственных и муниципальных программах поддержки

Увеличение помощи малым инновационным компаниям за счет: - выделения грантов малым инновационным компаниям на финансирование проектов в сфере инноваций, обладающих перспективой коммерциализации; - увеличение объемов осуществления помощи малым инновационных компаниям, осуществляемых Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. 5 млрд. рублей: 2 млрд. рублей 3 млрд. рублей Формирование новых и помощь существующим малым инновационным компаниям, осуществляющим проекты в сфере инноваций, организация и (или) переоснащение рабочих мест в малых инновационных компаниях, получивших помощь

Уменьшение чрезмерного антимонопольного контроля путем: - определения иммунитетов для бизнесменов, не имеющих большой рыночной силы; Сокращение затрат, связанных с исполнением норм антимонопольного законодательства, для малых компаний

Мероприятие Объем финансирования Цель

- уменьшение числа причин, по которым

антимонопольный орган имеет право

проводить внеплановые проверки субъектов

малого предпринимательства без

согласования с прокуратурой.

Передача полномочий субъектам Российской Извлечение

Федерации уменьшать ставки налога для дополнительных

налогоплательщиков, использующих оборотных активов и

упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», с 6 средств на капитальные вложения

процентов до 1 процента. у микропредприятий, использующих упрощенную систему налогообложения

Увеличение списка видов деятельности, для Уменьшение

которых допустимо использование патентной системы налогообложения налогового бремени для бизнесменов, осуществляющих мелкосерийное производство

Передача полномочий субъектам Российской Извлечение

Федерации уменьшать ставки налога для дополнительных

налогоплательщиков, использующих в оборотных активов и

качестве системы налогообложения единый средств на

налог на вмененный доход для отдельных капитальные вложения

видов деятельности, с 15 процентов до 7,5 у микропредприятий,

процента использующих в качестве системы налогообложения единый налог на вмененный доход

Увеличение потенциального доступа малых Повышение спроса на

и средних компаний к закупкам, товары, выпускаемые

исполняемым согласно Федеральному закону малыми и средними

«О закупках товаров, работ, услуг компаниями

отдельными видами юридических лиц»

Использование возможностей по Уменьшение преград

использованию двухлетних «налоговых при старте

каникул» каждым индивидуальным предпринимательской

предпринимателем, который первый раз деятельности

зарегистрирован в данном качестве

Выделение в 2015 году дополнительного Сглаживание рисков

финансирования из федерального бюджета из-за изменений

на господдержку АПК конъюнктуры рынка и

до 50 млрд. природных и

рублей климатических факторов, сохранение объемов по кредитам АПК

Мероприятие Объем финансирования Цель

Предоставление финансовых активов на субсидирование скидки на сельскохозтехнику, продаваемую российскими компаниями сельхозпроизводителям 2 млрд. рублей Увеличение спроса на российскую сельскохозтехнику, уменьшение издержек российских сельхозпроизводителей

Внесение имущественного взноса в уставный капитал ОАО «Росагролизинг» в 2015 году с целью осуществления программы льготного лизинга новой высокопроизводительной сельскохозтехники российского производства и поддержки экспорта 2 млрд. рублей Увеличение спроса на российскую сельскохозтехнику, уменьшение издержек российских сельхозпроизводителей

Ист.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р

Таким образом, весь комплекс мер, разработанный Правительством Российской Федерации, направлен на активизацию предпринимательской деятельности и стабилизацию ситуации на рынке труда в Российской Федерации, а также на преодоление экономического и политического давления со стороны западных стран, существующего в настоящее время. Принятые западными странами экономические санкции, активизируют в стране процессы импортозамещения заграничной продукции конкурентоспособными российскими товарами. В осуществлении данной цели особую роль нужно возложить на экономику сельских территорий, в которых рынок рабочей силы мало мобилен.

Трудности, сложившиеся на рынке труда, главным образом на уровне регионов, не представляется возможным решить самостоятельно, поэтому нужна государственная поддержка в особенности территориям, которые являются дотационными.

Список литературы:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р [Электронный ресурс] URL: http://www.government.ru/ media/ files/7QoLbdOVNPc.pdf

2. Ващенко А.Н., Зубова О.Г., Даева Т.В. Мониторинг инвестиционной активности сельских территорий // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. №1 (26) С. 52-55

3. Шаринова Г.А. Состояние рынка труда в современных условиях на примере Республики Калмыкия // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. №4 (29). С. 158-160

4. Мереминская Е. Еще не безработица. Интернет-газета «Газета.га» от 16.10.2014г. [Электронный ресурс] URL: http://www.gazeta.ru/

5. Основные показатели рынка труда (март 2015) // Исследовательский центр портала Superjob.ru. // Эксперт онлайн [Электронный ресурс] URL: http:// www. superj ob.ru/research/articles/111764/osnovnye-pokazateli-rynka-truda-mart-2015/

6. Трифонова М. Рынок труда уходит в негатив // Эксперт онлайн [Электронный ресурс] URL: http://www.utro.ru/articles/2015/04/03/1239751. shtml

7. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/wages/

8. Шохина Е. Рынок труда уходит в тень // Эксперт онлайн [Электронный ресурс] URL: http://expert.ru/2014/10/21/ryinok-truda-uhodit-v-ten/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.