Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА САМОРЕАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТИ'

ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА САМОРЕАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
260
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА САМОРЕАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТИ»

внешнеэкономической деятельности Белгородской области за последние три года снижаются, в этой связи можно выделить следующие проблемы развития Белгородской области как приграничного региона:

- Чрезмерная зависимость от импорта ряда отраслей экономики.

- Политическая ситуация и западные санкции.

- Низкая конкурентоспособность производимых товаров .

Решению выявленных внешнеэкономических проблем развития Белгородской области будет способствовать:

- повышение конкурентоспособности экономики за счет диверсификация экспортных поставок и перехода к инновационному типу развития экономики;

- развитие импортозамещения отдельных отраслей;

-обеспечение благоприятными условиями предпринимателей малого и среднего бизнеса для увеличения вовлеченности во внешнеэкономические отношения.

Таким образом, развитие внешнеэкономической деятельности Белгородской области как приграничного региона в настоящее время сопряжено с некоторыми проблемами, которые требуют незамедлительного решения.

Использованные источники:

1. Белгородская область в цифрах и фактах: стат. сб. / Белгородстат. — Белгород. — 2015. — 112 с.

2. Развитие внешнеэкономических связей Белгородской области в 2014 году [Текст]: аналитический материал. — 2015. — 76-79 с.

Холкина К. Д. студент 2-го курса Шигабетдинова Г. М., к.пед.н. научный руководитель, доцент Ульяновский государственный технический университет

Россия, г. Ульяновск ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА САМОРЕАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТИ

Антропологический характер современных исследований в настоящее время ориентируется на изучение условий, в которых личность может себя самореализовать. Влияние различных факторов на этот процесс находится в центре изучения и психологии. Именно это обуславливает актуальность нашего исследования.

Предметом исследования является влияние самооценки студентов на их самореализацию в жизненном пространстве.

Целью данной работы является выявление взаимосвязи между самооценкой и самореализацией человека

Теоретический анализ литературы показал, что в данной сфере специализировались такие ученые-психологи как Б.Г. Ананьев, А.Н.

Леонтьев, С.С. Рубинштейн, М.Н. Скаткин. Вопросами, связанными с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих занимались А.И. Липкина, Е.И. Савонько, Е.А. Серебрякова, В.А. Горбачева.

Самооценка (Selbsteinschutzung) в переводе с немецкого языка на русский дословно звучит, как самоценность, т.е. ценность самого себя. Действительно, ощущение ценности себя как такового, осознание своей уникальности даёт человеку возможность успешно двигаться вперёд. Психологами установлено, что формирование самооценки начинается с детства. Ребёнок составляет образ себя из того, как его воспринимают окружающие и в частности его близкие, семья, то, как они доносят до него какой он или она и каким его хотели бы видеть родители. В зависимости от этого, к периоду взросления, у человека складывается определенная оценка себя и своих возможностей: адекватная, когда у индивида более-менее объективно сформировано положительное мнение о своей персоне или неадекватная - представление о себе резко расходится с тем, что о них думают окружающие (преимущественно отклоняя к отрицательной стороне). В ходе работы нами решалась задача изучения влияния самооценки на самореализацию человека в жизненном пространстве. Самореализация - это реализация потенциала личности в полной мере. Безусловно, уровень самооценки оказывает большое влияние на реализацию личностью своего потенциала, однако возможно такое, что уровень самооценки не совпадает с достигнутыми успехами. В этом случае стоит учесть тот факт, что, скорее всего, самореализация человека лежит не в той плоскости наблюдаемых нами явлений.

Для проведения эмпирического исследования была выбрана группа второкурсников в количестве 17 человек (15 девушек и 2 юноши). Возраст студентов в среднем составляет 19 лет.

Исследование проводилось двумя методами: метод тестирования и наблюдения. В ходе тестирования студентам предлагалось ответить на 10 вопросов, определяющих их уровень самооценки. Результаты получились следующими: 35% исследуемых имеют высокий уровень самооценки, 55% -средний и 10% - низкий.

Тестирование показало, что в большей степени студенты вполне адекватно оценивают себя, свои способности и возможности. С помощью метода наблюдения удалось проследить за тем, как студенты с разным уровнем самооценки проявляют себя на учебных занятиях и во внеучебной деятельности. Ребята с высоким и средним уровнем более активны, старательны, чем студенты с низким уровнем самооценки.

Далее сопоставим результаты тестирования студентов и результаты прямого наблюдения. Исходя из полученных данных, большинство студентов, имеющие высокий уровень самооценки, заметно проявляют себя во всех сферах деятельности. Отметим, однако, что среди некоторых студентов, чья самооценка занижена, есть те, у кого довольно высокие

показатели в учёбе и активности в творческой деятельности. По всей вероятности, существуют и другие факторы, кроме самооценки, влияющие на их самореализацию.

Обобщая полученные результаты теоретического материала и эмпирического исследования, приходим к следующему выводу: самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе; выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов деятельности и социального поведения человека. Однако эффективность самореализации зависит не только от реальных внешних условий, но и от того, как человек понимает и оценивает их по отношению к себе. Понимание и оценка обусловлены знаниями и практическим опытом, личностными и профессиональными характеристиками, социальными умениями, поэтому именно самореализационный потенциал выступает показателем психологического здоровья личности и успешности ее деятельности. Потенциальная способность к самореализации студентов проявляется через способность к гибкому поведению, что позволяет видеть свои возможности в актах взаимодействия с окружающей средой, а также через отношение к самоизменению (на основе эмоциональной и самооценочной составляющих деятельности), влекущее за собой самосовершенствование человека.

Использованные источники:

1. Ананьев Б.Г.. О проблеме современного человекознания. М.: Наука , 1977 г., 380 с..

2. Божович Л.И.. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии, 1979 г., №4, с.22-34

3. Зейгарник Б.В. Теория личности К.Левина. М.,1981г., с.169

4. Зимбардо Ф.. Формирование самооценки. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003г

Кон И.С.. Открытие Я. М.: Политиздат , 1978 г., 367 с.

5. Кон И.С.. Категория "Я" в психологии // Психол. ж - л., 1981 г., т.2., № 3, с.25-38

6. Коростылева Л.А.. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений// Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5 под ред. Г.С. Никифорова, Л.А. Коростылевой. С-пб.: Изд-во Спб. унив-та , 2001 г., с.232

7. Рубинштейн С.Л.. Проблемы Общей психологии. М.,1973 г., 416 с.

8. Рубинштейн С.Л.. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии . 1986 г., № 4, с.101-108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.