Научная статья на тему 'Влияние самообразовательной деятельности на формирование стратегической компетенции студентов неязыковых специальностей в процессе обучения английскому языку'

Влияние самообразовательной деятельности на формирование стратегической компетенции студентов неязыковых специальностей в процессе обучения английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегическая компетенция / самообразовательная деятельность / изучение иностранного языка / учебные стратегии / коммуникативные стратегии / strategic competence / self-educational activities / foreign language learning / instructional strategies / communication strategies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солдатова Ольга Сергеевна

Статья посвящена исследованию влияния самообразовательной деятельности на формирование стратегической компетенции в устном общении на английском языке у студентов неязыковых специальностей. Целью исследования являлось определение учебных и коммуникативных стратегий, необходимых для развития у студентов навыков профессионально ориентированного устного общения на иностранном языке. Методология включала анализ научной литературы и выделение основных форм внеаудиторной деятельности и стратегий развития умения профессионально ориентированного устного общения. Результаты исследования показывают, что разнообразные формы внеаудиторных занятий, такие как конференции, групповые кружки и индивидуальные проекты, способствуют формированию стратегической компетенции у студентов. В работе выделены основные формы внеаудиторной деятельности по количеству участников, а также их взаимосвязь с учебным и коммуникативным компонентами стратегической компетенции студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солдатова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF SELF-EDUCATIONAL ACTIVITIES ON FORMATION OF STRATEGIC COMPETENCE OF STUDENTS MAJORING IN NON-LINGUISTIC SPECIALTIES WHILE LEARNING ENGLISH

The article is devoted to the study of the influence of self-educational activities on the formation of strategic competence in oral communication in English among students of non-linguistic specialties. The purpose of the study was to determine the educational and communication strategies necessary for the development of students’ professionally oriented oral communication skills in a foreign language. The methodology included an analysis of scientific literature and the identification of the main forms of extracurricular activities and strategies for developing the skills of professionally oriented oral communication. The results of the study show that various forms of extracurricular activities, such as conferences, group clubs and individual projects, contribute to the development of strategic competence in students. The work highlights the main forms of extracurricular activities by the number of participants, as well as their relationship with the educational and communicative components of students’ strategic competence.

Текст научной работы на тему «Влияние самообразовательной деятельности на формирование стратегической компетенции студентов неязыковых специальностей в процессе обучения английскому языку»

Влияние самообразовательной деятельности на формирование стратегической компетенции студентов неязыковых специальностей в процессе обучения английскому языку

Солдатова Ольга Сергеевна,

кандидат филологических наук, доцент, Российский университет дружбы народов E-mail: soldatovaolga62@inbox.ru

Статья посвящена исследованию влияния самообразовательной деятельности на формирование стратегической компетенции в устном общении на английском языке у студентов неязыковых специальностей. Целью исследования являлось определение учебных и коммуникативных стратегий, необходимых для развития у студентов навыков профессионально ориентированного устного общения на иностранном языке. Методология включала анализ научной литературы и выделение основных форм внеаудиторной деятельности и стратегий развития умения профессионально ориентированного устного общения. Результаты исследования показывают, что разнообразные формы внеаудиторных занятий, такие как конференции, групповые кружки и индивидуальные проекты, способствуют формированию стратегической компетенции у студентов. В работе выделены основные формы внеаудиторной деятельности по количеству участников, а также их взаимосвязь с учебным и коммуникативным компонентами стратегической компетенции студентов.

Ключевые слова: стратегическая компетенция, самообразовательная деятельность, изучение иностранного языка, учебные стратегии, коммуникативные стратегии

о с

U

см о см

со

Введение

Современные условия профессиональной деятельности обуславливают необходимость владения английским языком для доступа к новейшей информации, коммуникации с зарубежными коллегами и представления продуктов и услуг на международных рынках. Соответственно, возникает потребность в качественной англоязычной подготовке студентов, в том числе в овладении ими умениями профессионально ориентированного устного общения на английском языке [14]. Однако, ограниченное количество часов, отводимых на изучение английского в российских вузах, создает противоречие между требованиями рынка труда и уровнем подготовки студентов. Самообразование начинает играть большую роль [2]; повышается актуальность поиска оптимальных подходов к обучению, направленных на формирование стратегической компетенции будущих специалистов, занимающей ведущее место в успешности коммуникации [12].

В свою очередь, стратегическая компетенция предполагает овладение студентами умениями использовать учебные и коммуникативные стратегии [1, 16]. Учебные стратегии сочетают когнитивный, эмоциональный, социальный и деятельност-ный аспекты, используются комплексно с учетом особенностей изучающих язык студентов и контекста [6]. В рамках настоящего исследования выделены две основные группы таких стратегий: стратегии овладения иностранным языком и стратегии организации процесса обучения. Коммуникативные же стратегии направлены на моделирование речи коммуниканта.

Цель статьи заключается в определении возможности самообразовательной деятельности при формировании стратегической компетенции в профессионально ориентированном устном общении на английском языке студентов неязыковых специальностей в единстве его учебного и коммуникативного компонентов.

С учетом цели исследования авторы поставили перед собой исследовательские вопросы:

(1) Какие учебные стратегии могут быть использованы для развития у студентов умений профессионально ориентированного устного общения на английском языке?

(2) Какие коммуникативные стратегии могут быть использованы для развития у студентов умений профессионально ориентированного устного общения на английском языке?

(3) Каковы основные формы внеаудиторной самообразовательной деятельности при формировании стратегической компетенции?

Методика исследования

Для достижения цели и ответов на исследовательские вопросы был применен качественный подход с использованием теоретического обобщения и структурно-логического анализа с выявлением основных форм самообразовательной деятельности студентов при обучении английскому языку. Авторами был проведен отбор научных источников по ключевым словам «стратегическая компетенция», «изучение иностранного языка», «самообразовательная деятельность» с ограничением по дате публикации не старше 15 лет.

Полученные результаты могут послужить основой для разработки эффективных методов обучения и повышения качества языковой подготовки студентов.

Результаты исследования

Результаты теоретического обобщения позволили определить, что для развития у студентов умений профессионально ориентированного устного общения на английском языке целесообразно целенаправленно обучать студентов использовать следующие учебные стратегии (рис. 1).

Рис. 1. Учебные стратегии для развития у студентов умений профессионально ориентированного устного общения на английском языке

Согласно представленной схеме, необходимые учебные стратегии можно разделить на 2 категории: стратегии овладения иностранным языком и стратегии организации обучения. Каждой из них соответствуют указанные подкатегории, в рамках которых можно выделить ряд соответствующих им тактик.

К тактикам запоминания относятся активизация предварительно изученного материала, установление связи между новой и предварительно изученной информацией, ассоциация, рифмовка,

повторение, визуализация, неоднократное написание слова, использование воображения, семантических карт, группирование, соотнесение термина с соответствующим термином родного языка.

Анализ, обобщение, визуализация, выявление смысловых вех и ключевых слов, анализ знаний, соотношение полученных знаний с предыдущими, активизация речевых моделей характерны для использования когнитивных стратегий [8].

Стратегии профессионально ориентированного устного общения на английском языке включают в себя следующие тактики: вероятностное предсказание содержания информации и контекста общения; идентификация полученной в процессе общения лингвистической и экстралингвистической информации; прогнозирование процесса коммуникативного взаимодействия; поиск контекстуальных и внутриязыковых опор; активизация внутренних ресурсов; учет аудитории при выборе структуры дискурса, уточнение коммуникативного намерения, активизация содержательных замен, использование речевых клише, экспериментирование с языковыми единицами, мониторинг успешности общения путем анализа жестов, мимики, действий слушателя/слушателей; активизация лингвосоциокультурных и лингвистических знаний.

Компенсаторные стратегии позволяют коммуникатору компенсировать прерванный вследствие дефицита языковых ресурсов процесс общения. К тактикам этого вида относятся игнорирование незнакомых слов в речи собеседника, упрощение, перефразирование, объяснение, использование мимики, жестов.

Метакогнитивные стратегии, относящиеся к стратегиям организации обучения, включают в себя тактики планирования собственных действий, определения целей, ведения записей, анализа, замены обучающих стратегий в случае необходимости, поиска возможностей для самостоятельной практики, анализа ошибок.

К аффективным тактикам относятся: выбор стратегий в соответствии с индивидуальным стилем обучения, самовознаграждение за положительные результаты, выбор ситуаций, задач в соответствии с интересами. Применение таких тактик обеспечивает создание положительной мотивации у студента на личном уровне [3].

Заключительные, социальные стратегии связаны с коммуникацией студентов. К тактикам этого вида относятся выполнение задач, обсуждение информации с другими, поиск возможностей общения с носителями языка.

Также, используя результаты теоретического обобщения, считаем обоснованным выделение следующих коммуникативных стратегий, в рамках которых можно выделить соответствующие им тактики (рис. 2).

Всего было обозначено 5 видов коммуникативных стратегий, отличающихся качественно по функции внутри коммуникативного процесса. Выделенные тактики основаны на необходимости

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

анализа профессионального дискурса и определения типовых ситуаций общения, которые при-

дется использовать будущим специалистам в процессе устной коммуникации [9, 11].

Рис. 2. Коммуникативные стратегии для развития у студентов умений профессионально ориентированного устного

общения на английском языке

о с

и

см о см

Информативные коммуникативные стратегии используют в качестве тактики передачу или получение необходимой коммуникантам информации, реализуя информационную функцию коммуникации.

К тактикам оценочно-влиятельной стратегии можно отнести воздействие на собеседника, эмоциональную оценку, создание определенной атмосферы разговора и соответствующих коммуникативному процессу ассоциаций и сравнений.

Внутри эмоционально-влиятельных стратегий студент прибегает к тактике выражения своего эмоционального состояния, которая, в последствии, помогает ему повлиять на отношение коммуниканта к себе и общению. В контексте профессионального общения на английском языке эта тактика позволяет увеличить убедительность слов студента.

В регулятивно-побудительных стратегиях выделяются тактики управления поведением партнера или партнеров в общении, а также убеждения и побуждения их к действию.

Конвенционные стратегии направлены на достижение взаимопонимания между участниками коммуникации и частично руководствуются необходимостью обеспечения ясности и логичности речи. Так, к тактикам этого типа относятся установление, поддержка и завершение общения, а также организация речевого высказывания. Эти тактики могут быть применимы студентом в профессиональной коммуникации как осознанно, так и подсознательно.

В результате анализа методической литературы были определены основные формы внеаудиторной самообразовательной деятельности сту-

дентов неязыковых специальностей в процессе обучения английскому языку (рис. 3).

Рис. 3. Основные формы внеаудиторной самообразовательной деятельности

Согласно схеме, внеаудиторные формы самообразовательной деятельности студентов делятся на 3 типа в зависимости от количества участников такого занятия: массовые, имеющие наибольшее количество участников, групповые и индивидуальные, не предполагающие коммуникацию внутри группы.

К массовым формам деятельности относятся проведение конференций, «круглых столов», различных диспутов и дебатов. Помимо того, студентами могут проводиться тематические мероприятия предметной недели, то есть недели профессионального английского языка, а также викторины

и конкурсы, например, конкурс на лучшую презентацию при проведении конференции и т.п.

Групповые формы внеаудиторной самообразовательной деятельности предполагают работу в более малых группах, они могут существовать в виде предметных, научно-исследовательских кружков, клубов по интересу, лингвистических лабораторий и в виде совместного выполнения проектной работы.

В качестве индивидуальных форм внеаудиторной деятельности были выделены подготовка различных докладов, рефератов, рецензий и выступлений и проектная работа, но уже выполняемая студентом лично. Эта форма имеет большое значение не только для расширения знаний студентов, выявления индивидуальных творческих способностей, профессиональной направленно-

сти и склонностей, но и для формирования стратегической компетенции [4, 5]. Эффективной формой самообразования является и использование онлайн-сервисов по самообразованию [18]. Преимуществом таких технологий является высокая мотивация студентов к самообразованию в контексте изучения иностранного языка, индивидуализация процесса обучения, формирование мотивации к самообразованию [10, 13].

Структурно-логический анализ позволил определить возможности той или иной формы самообразовательной деятельности в формировании учебного и коммуникативного компонентов стратегической компетенции студентов неязыковых специальностей в процессе обучения английскому языку (рис. 4, 5).

Рис. 4. Взаимосвязь массовой и групповой форм самообразовательной деятельности и формирования учебного и коммуникативного компонентов стратегической компетенции

Рис. 5. Взаимосвязь индивидуальной формы самообразовательной деятельности и формирования учебного и коммуникативного компонентов стратегической компетенции

На рисунке 4 выделена связь между массовой и групповыми формами самообразовательной деятельности, которые были объединены по признаку наличия нескольких участников, и формирования учебных и коммуникативных стратегий. Так, формам деятельности с несколькими участниками соответствуют следующие стратегии овладения иностранным языком: стратегии профессионально ориентированного устного общения на англий-

ском языке и компенсаторные стратегии. Другой составляющей учебной компоненты стратегических компетенций являются стратегии организации обучения, в контексте массовых и групповых форм деятельности к ним относятся социальные учебные стратегии.

Коммуникативный компонент стратегической компетенции студента проявляется в использовании информативных, оценочно-влиятельных,

эмоционально-влиятельных, регулятивно-побуди-тельных и конвенционных стратегий и соответствующих им тактик во время массовой и групповой формы внеаудиторной деятельности.

На рисунке 5 изображена аналогичная рисунку 4 взаимосвязь, однако уже обозначенная для индивидуальных форм самообразовательной деятельности. Учебные стратегии разделены на 2 подвида, к стратегиям овладения иностранным языком относятся запоминание и когнитивные стратегии, применяемые на индивидуальном уровне. Во втором подвиде в стратегиях организации обучения выделяются используемые студентом лично мета-когнитивные и аффективные стратегии развития навыка профессионального общения на английском языке.

К коммуникативному компоненту стратегической компетенции в контексте индивидуальной деятельности относятся информативные стратегии, направленные на передачу и получение нужной студенту информации самостоятельно.

Обсуждение результатов

С одной стороны, внеаудиторные занятия стимулируют активность и познавательный интерес студентов, а с другой - формируют интерес к самообразованию.

Как показал анализ научной литературы, существуют разные формы проведения внеаудиторных занятий: массовые, групповые, индивидуальные (см. рис. 3).

Организация и проведение массовых внеаудиторных мероприятий способствует развитию у студентов познавательного интереса, внутренней потребности к самообразованию и саморазвитию. К массовым формам можно отнести проведение конференций, «круглых столов», предметной недели (недели профессионального английского языка), викторин, конкурсов, диспутов. Они предусматривают участие неограниченного количества студентов с целью развития у них умения самостоятельного приобретения знаний по профессиональному иностранному языку. В процессе подготовки к массовым внеаудиторным мероприятиям студентам предлагают тематику проблем самостоятельного изучения и рекомендованную литературу [10].

К групповым занятиям относятся предметные, научно-исследовательские кружки, клубы по интересам. В неязыковом вузе эффективной формой внеаудиторных занятий может стать профессионально ориентированный кружок или лингвистическая лаборатория. Как показывает психолого-педагогическая практика, наиболее оптимальное количество участников кружка - 10-12 студентов [7]. Изучение иностранного ° языка в кружке нацелено на развитие личности " студента, его ценностных ориентаций, связанных с будущей профессиональной деятельностью, его стратегической компетенции, что обеспечит успешное иноязычное межличностное и меж-

культурное взаимодействие в профессиональной сфере.

Поскольку на практических занятиях мало времени отводится коммуникативным упражнениям, на занятиях кружка студенты имеют возможность развивать языковые навыки как при работе с профессионально ориентированными текстами, так и при устном обсуждении отдельных тем. Для достижения профессиональной направленности устной речи моделируются речевые ситуации реального общения. Тематически устная речь осуществляется в различных учебных ситуациях.

Главный принцип методики проектов, используемой в индивидуальной и групповой формах деятельности - использование активного разговорного языка, требующего владения языковыми навыками. Проектный подход позволяет студентам применять различные коммуникативные стратегии: развивать навыки публичного языка, реагировать на вопросы, вступать в дискуссию. Студенты учатся работать с иноязычной профессиональной литературой [19], искать необходимую информацию в сети Интернет, обобщать ее. Разработка проектов по профессиональным темам и их презентация позволяют студентам моделировать общение в профессиональном сообществе и укреплять социальные связи [20].

Исследователи считают, что ознакомление и развитие умений применения учебных и коммуникативных стратегий в ходе самообразовательной деятельности студентов целесообразно осуществлять с учетом: 1) специфики дальнейшей профессиональной деятельности; 2) типичных ситуаций общения; 3) целей обучения [15]. Таким образом, возникает задача обеспечить овладение студентами неязыковых специальностей учебными и коммуникативными стратегиями, которые будут способствовать: 1) совершенствованию уровня владения английским языком; 2) достижению коммуникативной цели в процессе профессиональной коммуникации [17].

Заключение

Самообразовательная деятельность студентов неязыковых специальностей в процессе обучения английскому языку включает в себя самостоятельное изучение иностранного языка и овладение навыками использования иностранного языка для профессионального роста. В условиях сокращения аудиторной нагрузки развитие самообразования студентов во внеаудиторное время позволяет повысить эффективность обучения.

Разнообразные формы внеаудиторных занятий (массовые, групповые, индивидуальные) создают условия для формирования стратегической компетенции в профессионально ориентированном устном общении на английском языке студентов неязыковых специальностей в единстве его учебного и коммуникативного компонентов, в соответствии с чем в статье выделены учебные и коммуникативные стратегии.

Таким образом, формирование стратегической компетенции в профессионально ориентированном устном общении на английском языке в процессе самообразовательной деятельности должно предусматривать систематическое и целенаправленное самостоятельное овладение учебными и коммуникативными стратегиями, осуществляемое в зависимости от ситуации общения, индивидуального учебного стиля, мотивации к изучению английского языка, учебного и речевого опыта будущих специалистов.

Перспективами дальнейших исследований считаем разработку и апробацию методики самообразовательной деятельности для формирования стратегической компетенции в профессионально ориентированном устном общении на английском языке будущих специалистов разных областей.

Литература

1. Байханов И.Б. Сквозные компетенции в системе компетенций современного педагога / И.Б. Байханов // Педагогическое образование в России. Екатеринбург, 2022. № 5. С. 17-25. DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_02.

2. Данилова О. А., Кондратьева И.Г. Самообразование учащейся молодежи: исторический аспект // Вестник НЦБЖД. 2019. № 2 (40). С. 19-26.

3. Карцева Е. Ю., Тавберидзе Д.В. Социо-аф-фективные стратегии обучения английскому языку в вузе // Интернет-журнал «Мир науки». 2018. № 6. 132PDMN618.

4. Коротких Е. Г., Носенко Н.В. Стратегии обучения иностранному языку в ситуации академического обмена // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6. № 3. С.462-468.

5. Крылова Е.А. Совершенствование иноязычной самообразовательной компетенции студентов неязыковых вузов в условиях самостоятельной работы на основе мониторинг-технологии (на материале английского языка): Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб, 2016. 24 с.

6. Пахмутова Е. Д., Лаптева И.В., Прожога А.В. Учебные стратегии для непрерывного языкового обучения (неязыковой вуз) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 7-1 (73). С. 197-203.

7. Поспелова Ю. П. О формировании культуры самообразования бакалавра международного профиля как личностно-интегрированного качества специалиста // Среднее профессиональное образование. 2017. № 11. С. 35-42.

8. Римонди Дж. Стратегии обучения иностранному языку в образовательном процессе // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 2 (59). С. 144-154.

9. Сагитова Р. Р., Назмиева Э.И., Андреева Е.А. Моделирование самообразовательной деятельности студентов вуза в процессе обу-

чения иностранным языкам с использованием современных образовательных технологий // Вестник НЦБЖД. 2017. № 4 (34). С. 54-59.

10. Соколова И. И., Корнева И.Г. Формирование навыков самообразования у студентов медиков в процессе изучения английского языка в вузе // Казанский педагогический журнал. 2020. № 5. С. 119-123.

11. Тимофеева Т.И. Формирование коммуникативной компетенции студентов в коммуникативной деятельности в процессе обучения иностранному языку. Ульяновск: УлГТУ, 2011. 136 с.

12. Толстова Н.М. Формирование стратегической компетенции при изучении иностранного языка у студентов неязыковых специальностей // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 4 (23). С. 196-199.

13. Чуксина О.В. Формирование иноязычной самообразовательной компетенции в техническом вузе при работе с журналами по специальности // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Т. 4, № 5. 39PDMN516.

14. Borodina M., Terekhova N., Tuzhikova E., Saen-ko N., Kondratyev E., Elizarova L. Influence of corporate distance training in English on the efficiency of international cooperation development // Revista Conrado. 2023. № 19 (91). P.306-312.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Gadzaova L., Goverdovskaya E., Buralova R., Da-gaeva T., Mutushanova R., Tomaeva D. Sociological and pedagogical perspectives in higher education: Relationship between the educational environment and approaches in contemporary higher education // Conhecimento & Diversidade. 2023. № 15 (38). P. 109-118.

16. Gladysheva E. The concept of creative doing as the basis for the organization of educational and design research work of university students // Revista on Line De Política E Gestao Educacional. 2022. № 22 (00). e022151.

17. Kryucheva Yu., Tolstoukhova I. Modern ways of learning as a means of enhancing the cognitive activity of students // Nuances: Estudos sobre Educado. 2023. № 34 (00). e023006.

18. Tolmachev M., Korotaeva I., Zharov A., Beloglazo-va L. Development of students' digital competence when using the "Oracle" electronic portal // European Journal of Contemporary Education. 2022. № 11 (4). P. 1261-1270.

19. Zaripova A., Pasiukova O., Olshvang O., Zhu-masheva A., Pogozheva Е., Gorokhova A. Development of speaking skills through the use of a thematic dictionary for German and Russian language students // Revista Conrado. 2023. № 19 (S2). P. 370-375.

20. Zueva F., Levina S., Likhodumova I., Kilmaso-va I. Professional identity of teachers as a component of university corporate culture // Revista on Line de Política e Gestao Educacional. 2022. № 26 (00). e022147.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

INFLUENCE OF SELF-EDUCATIONAL ACTIVITIES ON FORMATION OF STRATEGIC COMPETENCE OF STUDENTS MAJORING IN NON-LINGUISTIC SPECIALTIES WHILE LEARNING ENGLISH

Soldatova O.S.

Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University)

The article is devoted to the study of the influence of self-educational activities on the formation of strategic competence in oral communication in English among students of non-linguistic specialties. The purpose of the study was to determine the educational and communication strategies necessary for the development of students' professionally oriented oral communication skills in a foreign language. The methodology included an analysis of scientific literature and the identification of the main forms of extracurricular activities and strategies for developing the skills of professionally oriented oral communication. The results of the study show that various forms of extracurricular activities, such as conferences, group clubs and individual projects, contribute to the development of strategic competence in students. The work highlights the main forms of extracurricular activities by the number of participants, as well as their relationship with the educational and communicative components of students' strategic competence.

Keywords: strategic competence, self-educational activities, foreign language learning, instructional strategies, communication strategies.

References

1. Baykhanov I.B. Cross-cutting competencies in the system of competencies of a modern teacher / I. B. Baykhanov // Pedagogical education in Russia. Ekaterinburg, 2022. No. 5. P. 17-25. DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_02.

2. Danilova O. A., Kondratyeva I.G. Self-education of students: historical aspect // Bulletin of the National Center for Railways. 2019. № 2 (40). P. 19-26.

3. Kartseva E. Yu., Tavberidze D.V. Socio-affective strategies for teaching English language // World of Science. Pedagogy and psychology. 2018. № 6. 132PDMN618.

4. Korotkikh E. G., Nosenko N.V. Strategies for teaching a foreign language in a situation of academic exchange // Professional education in the modern world. 2016. V. 6. № 3. P. 462-468.

5. Krylova E.A. Improving foreign language self-educational competence of students of non-linguistic universities in the conditions of independent work based on monitoring technology (based on the material of the English language): Author's abstract. dis. Ph.D. ped. Sci. St. Petersburg, 2016. 24 p.

6. Pakhmutova E. D., Lapteva I.V., Prozhoga A.V. Instructional strategies for continuous language learning (non-linguistic university) // Philological Sciences. Questions of theory and practice. 2017. № 7-1 (73). P. 197-203.

7. Pospelova Yu.P. On the formation of a culture of self-education for a bachelor of international profile as a personally integrated

quality of a specialist // Secondary vocational education. 2017. № 11. P. 35-42.

8. Rimondi G. Strategies for teaching a foreign language in the educational process // Domestic and foreign pedagogy. 2019. V. 1, № 2 (59). P. 144-154.

9. Sagitova R. R., Nazmieva E.I., Andreeva E.A. Modeling of self-educational activities of university students in the process of teaching foreign languages using modern educational technologies // Bulletin of the National Center for Railways. 2017. № 4 (34). P. 54-59.

10. Sokolova I. I., Korneva I.G. Formation of self-education skills among medical students in the process of studying English at a university // Kazan Pedagogical Journal. 2020. № 5. P. 119123.

11. Timofeeva T. I. Formation of communicative competence of students in communicative activities in the process of teaching a foreign language. Ulyanovsk: Ulyanovsk State Technical University, 2011. 136 p.

12. Tolstova N.M. Formation of strategic competence in learning a foreign language among students of non-linguistic specialties // Vector of Science TSU. Series: Pedagogy, psychology. 2015. № 4 (23). P. 196-199.

13. Chuksina O.V. Formation of foreign language self-educational competence in a technical university when working with journals in the specialty // World of Science. Pedagogy and psychology. 2016. V. 4, № 5. 39PDMN516.

14. Borodina M., Terekhova N., Tuzhikova E., Saenko N., Kondra-tyev E., Elizarova L. Influence of corporate distance training in English on the efficiency of international cooperation development // Revista Conrado. 2023. № 19 (91). P. 306-312.

15. Gadzaova L., Goverdovskaya E., Buralova R., Dagaeva T., Mu-tushanova R., Tomaeva D. Sociological and pedagogical perspectives in higher education: Relationship between the educational environment and approaches in contemporary higher education // Conhecimento & Diversidade. 2023. № 15 (38). P. 109-118.

16. Gladysheva E. The concept of creative doing as the basis for the organization of educational and design research work of university students // Revista on Line De Política E Gestao Educacional. 2022. № 22 (00). e022151.

17. Kryucheva Yu., Tolstoukhova I. Modern ways of learning as a means of enhancing the cognitive activity of students // Nuances: Estudos sobre Educapao. 2023. № 34 (00). e023006.

18. Tolmachev M., Korotaeva I., Zharov A., Beloglazova L. Development of students' digital competence when using the "Oracle" electronic portal // European Journal of Contemporary Education. 2022. № 11 (4). P. 1261-1270.

19. Zaripova A., Pasiukova O., Olshvang O., Zhumasheva A., Pogozheva E., Gorokhova A. Development of speaking skills through the use of a thematic dictionary for German and Russian language students // Revista Conrado. 2023. № 19 (S2). P. 370-375.

20. Zueva F., Levina S., Likhodumova I., Kilmasova I. Professional identity of teachers as a component of university corporate culture // Revista on Line de Política e Gestao Educacional. 2022. № 26 (00). e022147.

o ci u

CM

o

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.