Научная статья на тему 'Влияние русской литературы на формирование духовности россиян'

Влияние русской литературы на формирование духовности россиян Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1126
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / ЛЕСКОВ / LESKOV / ПРАВЕДНИКИ / RIGHTEOUS / ПРАВОСЛАВИЕ / ORTHODOXY / РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / RUSSIAN NATIONAL CHARACTER / РУССКАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / RUSSIAN SPIRITUAL CULTURE / НРАВСТВЕННЫЕ ПОИСКИ / MORAL QUEST / НАЦИОНАЛЬНАЯ СВЯТЫНЯ / NATIONAL SHRINE / РЕЛИГИЯ КАК ПЕРВОИСТОК ДУХОВНОСТИ / RELIGION AS THE PRIMARY SOURCE OF SPIRITUALITY / НРАВСТВЕННЫЕ ЗАПОВЕДИ / MORAL PRECEPTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хайдарова Р. Х., Самигуллина Л. З.

В статье рассматриваются вопросы формирования духовности российского народа, отмечается особое влияние на нее таких факторов, как православие, праведничество, христианское миропонимание, и других общечеловеческих ценностей. Именно с христианством Н.С. Лесков связывал духовную жизнь человека, народную этику, национальное сознание, самосознание, характер. В философии писателя именно человек вне зависимости от его происхождения и социального статуса, цельная личность со своими нравственными устоями является единственной непреходящей ценностью. Среди гнетущего бескультурья, отсталости и нищеты автору удалось рассмотреть выдающуюся одаренность и высокое призвание простого российского народа. Жизнь по законам любви и добра, помощь нуждающимся основные постулаты философской концепции писателя. Авторы статьи исследуют особенности художественного мировосприятия Лескова, отмечают его вклад в русскую литературу и влияние мировоззренческих взглядов писателя на современное российское общество. Пронзительный реализм Лескова, его осведомленность о жизни и быте родного народа вместе с умением раскрыть величие и трагические судьбы национальных самородков всё это ставит автора в ряд выдающихся русских писателей, делает его творчество ярким и значимым для всех эпох.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF RUSSIAN LITERATURE ON RUSSIANS’ SPIRITUALITY FORMATION

This article considers the problems of Russian people’s spirituality formation, it is noted that a special influence is exerted by the factors as orthodoxy, righteous behavior, orthodox world outlook and other universal values. N.S. Leskov connected especially orthodoxy with human’s spiritual life, traditional ethics, national mind, self-consciousness and character. In the author’s philosophy exactly human regardless his origin and social status, personality with moral principles are the only one permanent value. Among the oppressive vulgarity, backwardness and poverty the author could consider the outstanding talent and high vocation of Russian people. Life with the laws of love, goodness and help for indigents are the main postulates of the author’s philosophical concept. The article’s authors investigate Leskov’s creative world outlook peculiarities, mark his contribute in Russian literature and influence of the author’s world outlook views on up-to-date Russian society. The piercing realism by Leskov, his awareness about life and way of native people’s life together with ability to unveil greatness and tragic destinies of national talents, all that factors make the author as the outstanding Russian writer, make his creative work bright and meaningful for all the epochs.

Текст научной работы на тему «Влияние русской литературы на формирование духовности россиян»

№ 3 (44) МАРТ 2014

Р. Х. Хайдарова, ст. преподаватель, Л. З. Самигуллина, ст. преподаватель, кафедра гуманитарных и социально-экономических наук, Филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета, г. Октябрьский, Россия, [email protected]

ВЛИЯНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОСТИ РОССИЯН на примере творчества Н. С. Лескова «Запечатленный ангел»

В статье рассматриваются вопросы формирования духовности российского народа, отмечается особое влияние на нее таких факторов, как православие, праведничество, христианское миропонимание, и других общечеловеческих ценностей. Именно с христианством Н.С. Лесков связывал духовную жизнь человека, народную этику, национальное сознание, самосознание, характер. В философии писателя именно человек вне зависимости от его происхождения и социального статуса, цельная личность со своими нравственными устоями является единственной непреходящей ценностью. Среди гнетущего бескультурья, отсталости и нищеты автору удалось рассмотреть выдающуюся одаренность и высокое призвание простого российского народа. Жизнь по законам любви и добра, помощь нуждающимся — основные постулаты философской концепции писателя.

Авторы статьи исследуют особенности художественного мировосприятия Лескова, отмечают его вклад в русскую литературу и влияние мировоззренческих взглядов писателя на современное российское общество. Пронзительный реализм Лескова, его осведомленность о жизни и быте родного народа вместе с умением раскрыть величие и трагические судьбы национальных самородков — всё это ставит автора в ряд выдающихся русских писателей, делает его творчество ярким и значимым для всех эпох.

Ключевые слова: духовность, Лесков, праведники, православие, русский национальный характер, русская духовная культура, нравственные поиски, национальная святыня, религия как первоисток духовности, нравственные заповеди.

Проблема духовности народа представляет собой большой интерес для современной науки. Вопросы русской духовности рассматривались в работах известных философов и культурологов, таких как Н.А. Бердяев, Д.С. Лихачев, В.Р. Мединский, В.С. Соловьев, отмечавших, что на формирование русского человека испокон веков оказывали влияние такие духовные факторы, как язычество, православие, русская литература, социалистическая и коммунистическая идеологии, русская и зарубежная философия и т. п.

Исследователи утверждают, что еще со времен А.С. Пушкина русские писатели-

реалисты считали личность не только продуктом социальных обстоятельств определенного времени, но и отмечали влияние на нее многовекового исторического развития Российского государства, а также традиционного почитания ею национальных святынь, которые воздействовали на формирование ее внутреннего самосознания несомненно больше, чем окружающая общественная среда.

«Духовное "самостоянье" героя в русской литературе всегда являлось надежным источником противодействия и сопротивления социальным обстоятельствам. Русские писатели не идеализировали человека.

®

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Начиная с Пушкина, русская литература утверждает не гуманизм обожествившего себя человека, а гуманизм, основанный на сознании, что образ человека держится силою более высокой, чем он сам»1.

Другие авторы также убеждены, что исследование духовной целостности народа следует начинать именно с религии как первоис-тока духовности. Религия Руси — православие — «всегда играла определяющую роль в формировании главных жизненных ценностей (представлений о цели и смысле жизни, счастье), ценностей межличностного общения (честность, доброжелательность, гостеприимство), мировоззренческих, моральных, эстетических и других, являясь тем самым одним из главных факторов формирования русской духовной культуры»2.

Великий русский писатель Н.С. Лесков оставил глубокий след в русской литературе именно потому, что сумел передать в своих произведениях характер русского человека, своеобразное лицо России, угадать в ее нищем народе духовную силу, способную на великие свершения. Именно эти черты лесковского творчества имел в виду Л.Н. Толстой, называя Лескова «писателем будущего».

Значение литературы, по мнению Лескова, в том, что она воспитывает «умы и сердца», возбуждает в читателях «добрые чувства и честные мысли», активно переустанавливает ложные точки зрения, упрочивает влияние «человечественных» отношений. Автор считает, что важ- =

на личность художника-создателя, который собственным примером должен воспитывать читателя, оказывать на него положительное влияние. В целом ряде его статей, повестей и рассказов в центре повествования личность художника, его чаще всего трудная и даже трагическая судьба.

Обращаясь к жизни народа, Лесков нашел среди простых людей подлинно ге-

Духовное «самостоянье» героя

в русской литературе всегда являлось надежным источником противодействия и сопротивления социальным обстоятельствам.

Значение литературы, по мнению Лескова, в том, что она воспитывает «умы и сердца», возбуждает в читателях «добрые чувства и честные мысли», активно переустанавливает ложные точки

зрения, упрочивает влияние «человечественных» отношений.

роические личности, и это позволило ему обрести веру в будущее России. Поиски оригинального, своеобразного героя привели писателя к созданию «богатырей духа», носителей основных качеств русского народного характера.

В повестях «Соборяне», «Запечатленный ангел», «Несмертельный Голован», «Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник», в цикле «Печерские антики», в рассказах на мотивы библейских легенд, в исторических хрониках «Старые годы в селе Плодомасове», «Захудалый род», во многих рассказах Лескова 70-х — 80-х годов XIX столетия мы находим типы идеальных людей — представителей разных сословий России. «Праведники» имеют свое особое лицо. Их стремление к добру, к поискам истины, к защите обездоленных активно и страстно. Это не сочувствователи, а борцы, отдающие себя людям до конца. Это люди несгибаемых характеров, широкой натуры, близкие к былинным русским борцам.

С точки зрения обычного человека праведники — это чудаки, они борются со строем, порождающим угнетенных и оскорбленных. Судьба их трагична, но сила духа неколебима: они готовы к жертвам.

Пробудившаяся личность в произведениях Лескова вступает в непримиримый конфликт с деспотическим строем. Эта личность живет не в дворянских просвещенных усадьбах и не только в среде разночинцев — демократов или мыслящей интеллигенции — она в самой гуще народа.

«Праведники» Лескова очень конкретные, живые люди, с горестной и трудной судьбой. Но в них явственно видны и черты, делающие их выразителями дум народных, духовными вождями его.

Герой рассказа «Запечатленный ангел» также не лишен слабости, нередко совершает рискованные и необдуманные поступки, но в то же время он наделен необычайной духовностью, честностью, неподкупностью.

№ 3 (44) МАРТ 2014

ДИСКУССИЯ .

журнал научных публикаций

Никита Рачейсков живет с верой в то, что каждый человек самые ответственные моменты своей жизни проживает по своей «неподкупной совести».

Выросший на почве своего вре мени, Лесков вместе с тем вое принял богатое историческое наследие русской духовной культуры. Зная великое множество сказаний, притч, легенд, былин, песен и анекдотов, он изображал жизнь, слитую воедино с народнопоэтическим миросозерцанием.

«Запечатленный ангел» — это рассказ в рассказе, переданный участниками события, случившегося с артелью староверов-каменщиков под большим городом на Днепре — реке, где «большой и ныне весьма славный каменный мост стоит».

Со святынею, иконой, хранимою в этой артели, связаны основные происшествия, переданные в живом повествовании старовера — артельщика Марка Александровича. Похищение иконы и обретение ее составляют внешний сюжет произведения. Глубинный же смысл его возникает из самого описания характеров и обстоятельств.

Трогательные образы безгневного старца Павмы и отрока Леонтия, совестливого и добродетельного мужа, удивительного художника-изографа Севастьяна и других создают целую галерею тружеников и молитвенников, мастеров-умельцев. Все они одухотворены верою Христовой, ощущением себя с Богом.

Скрытая символика рассказа, повествующего о чудном воссоединении раскольников-староверов с православной церковью, очевидна: к этому приводит словно направляющий действия артельщиков ангел (изображенный на иконе архангел Михаил, покровитель Киева, где, по всей видимости, и происходит действие).

Писателю удалось разглядеть в нищем многострадальном народе те светлые стороны русской жизни, которые свидетельствуют

о величии русского народного духа и дают современному читателю надежду на духовное возрождение российского общества.

Конец рассказа, «чудесное воцерков-ление» артельщиков, вызвал скептическое отношение современников. Однако он не только художественно закономерен, согласно жанру святочного рассказа, но и со-природен коренному взгляду писателя, остро ощущавшего основную задачу России: единство русского народа.

В сознании лесковских праведников, как правило, сливаются обыденные интересы и жажда лучшего; они исполнены стремления к добру и деятельной красоте. Мыслящие своеобычно, но здраво, ищущие правду и одновременно глубоко убежденные в неколебимости нравственной заповеди, они — люди долга, соприродные своему народу и необыкновенно искренно любящие свою родину. Долг для них не пустая формальность, не деяния «по традиции», но дело жизненного убеждения, залог мира в душе. Честность и добросовестность в отношении к своему делу и к окружающим людям идут у них «от сердца». Причем их прирожденное чувство долга не имеет у них ничего общего с рабскою покорностью, ибо при неизменной их скромности всегда сочетается с чувством человеческого достоинства. Некоторые из этих героев не в состоянии подняться до больших обобщений, судят о жизни по своему непосредственному опыту, но неизменно своим личным примером стремятся послужить людям.

Лесковские герои, великие своей человечностью «веселые великомученики любви своей ради», «не уходят от мира», но «неразумно лезут в густейшую грязь земной жизни, где погряз человек»3. В их сознании неизменно живет мечта, «искра божия», идеал. Всё это отражается в их настроениях в соответствии с духом времени — то как святой «завет предков», то как ощущение долга «перед богом и людьми», воплоша-

m

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ющего по существу своему мысль о вечной народной мечте — справедливости.

Вопросы духовности волновали лучшие умы российского общества на всех этапах его развития. В поисках духовной нравственности в современную эпоху оно зачастую обращается к своим первоосновам, которые Н.С. Лесков видел в духовной силе русского человека как в единственном средстве против безверия, лени, распущенности и других пороков. Писателю удалось разглядеть в нищем многострадальном народе те светлые стороны русской жизни, которые свидетельствуют о величии русского народного духа и дают современному читателю

надежду на духовное возрождение российского общества. \

Литература

1. Лебедев Ю.В., Романова А.Н. Методические рекомендации к учебнику Ю.В. Лебедева «Русская литература XIX века. 10 класс». М.: Просвещение, 2004. С. 3.

2. Макаров Д.В. Идея преображения в русской духовной культуре // автореф. дисс. ... д-ра культурологии. М., 2009. С. 6.

3. Горький М. Н.С. Лесков. Электронная библиотека «Классика». URL: http://az.lib.ru/l/ leskow_n_s/text_00392.shtml (дата обращения 06.01.2014).

INFLUENCE OF RUSSIAN LITERATURE ON RUSSIANS' SPIRITUALITY FORMATION

R. H. Haydarova, Senior Lecturer, L. Z. Samigullina, Senior Lecturer, Department of Humanitarian and Socio-Cultural Sciences, Branch of Ufa State Petroleum Technological University, Oktyabrsky, Russia, [email protected] This article considers the problems of Russian people's spirituality formation, it is noted that a special influence is exerted by the factors as orthodoxy, righteous behavior, orthodox world outlook and other universal values. N. S. Leskov connected especially orthodoxy with human's spiritual life, traditional ethics, national mind, self-consciousness and character. In the author's philosophy exactly human regardless his origin and social status, personality with moral principles are the only one permanent value. Among the oppressive vulgarity, backwardness and poverty the author could consider the outstanding talent and high vocation of Russian people. Life with the laws of love, goodness and help for indigents are the main postulates of the author's philosophical concept.

The article's authors investigate Leskov's creative world outlook peculiarities, mark his contribute in Russian literature and influence of the author's world outlook views on up-to-date Russian society. The piercing realism by Leskov, his awareness about life and way of native people's life together with ability to unveil greatness and tragic destinies of national talents, all that factors make the author as the outstanding Russian writer, make his creative work bright and meaningful for all the epochs.

Key words: spirituality, Leskov, righteous, Orthodoxy, the Russian national character, Russian spiritual culture, moral quest, a national Shrine, religion as the primary source of spirituality, moral precepts.

References

1. Lebedev Iu.V., Romanova A.N. Metodicheskie reko-mendatsiik uchebniku Iu.V. Lebedeva «Russkaia literatura ХIХ veka. 10 klass» [Guidelines for the textbook Y Lebedev «Russian literature of the XIX century. Grade 10»]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2004. 68 p.

2. Makarov D.V. Ideia preobrazheniia v russkoi dukhovnoi kul'ture. Avtoreferat diss. dokt. kul'turologii [The idea

of transfiguration in the Russian spiritual culture. Abstract of thesis doctor of cultural studies]. Moscow, 2009. 37 p.

3. Gor'kii M. N.S. Leskov. Elektronnaia biblioteka «Klas-sika». [N.S. Leskov. Electronic library «Classics».]. Available at: http://az.lib.ru/l/leskow_n_s/text_00392.shtml (accessed 06.01.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.