Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РЕЖИМА САМОИЗОЛЯЦИИ НА ПОКАЗАТЕЛИ МИОПИИ У ДЕТЕЙ'

ВЛИЯНИЕ РЕЖИМА САМОИЗОЛЯЦИИ НА ПОКАЗАТЕЛИ МИОПИИ У ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
39
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миопия / дети / заболеваемость / пандемия / самоизоляция / myopia / children / morbidity / pandemic / self-isolation

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жумабекова Салтанат Кажымукановна

С момента первоначальной вспышки в городе Ухань в Китае в декабре 2019 года коронавирус (COVID-19) распространился по всему миру и не показывает никаких признаков замедления (Всемирная организация здравоохранения, 2020). После того, как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) классифицировала его как пандемию, правительства приняли множество мер для управления общественным риском, связанным с COVID-19, включая временное закрытие учебных заведений, кинотеатров, театров, музеев и спортивных сооружений, удаленных работа, блокировка и т. д. В Турции правительство закрыло все школы в стране 16 марта 2020 года в качестве чрезвычайной меры для сдерживания распространения COVID-19 и перешло на дистанционное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жумабекова Салтанат Кажымукановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE SELF-ISOLATION REGIME ON THE INDICATORS OF MYOPIA IN CHILDREN

Our survey shows that since the beginning of the COVID-19 outbreak, children's screen time has doubled. Most parents are aware of the danger that this poses to the health of their children's eyes, and try to find outdoor activities for their child. As for myopia or myopia, less than a quarter of parents say that it affects their child, but almost two-thirds are familiar with it and believe that it is a serious problem for their child. Most parents are right when responding to a series of true / false statements about myopia, but only half of them know that this is due to environmental factors.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РЕЖИМА САМОИЗОЛЯЦИИ НА ПОКАЗАТЕЛИ МИОПИИ У ДЕТЕЙ»

УДК 617-458-9-14-3,12

ВЛИЯНИЕ РЕЖИМА САМОИЗОЛЯЦИИНА ПОКАЗАТЕЛИ МИОПИИ У ДЕТЕЙ

Жумабекова Салтанат Кажымукановна

Казахстанский медицинский университет «ВШОЗ», г.Алматы, Казахстан

Резюме: С момента первоначальной вспышки в городе Ухань в Китае в декабре 2019 года коронавирус (COVID-19) распространился по всему миру и не показывает никаких признаков замедления (Всемирная организация здравоохранения, 2020). После того, как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) классифицировала его как пандемию, правительства приняли множество мер для управления общественным риском, связанным с COVID-19, включая временное закрытие учебных заведений, кинотеатров, театров, музеев и спортивных сооружений, удаленных работа, блокировка и т. д. В Турции правительство закрыло все школы в стране 16 марта 2020 года в качестве чрезвычайной меры для сдерживания распространения COVID-19 и перешло на дистанционное обучение.

Ключевые слова: миопия, дети, заболеваемость, пандемия, самоизоляция

Начиная с 3 апреля 2020 года, правительство ввело временную изоляцию для детей и молодых людей в возрасте до 20 лет (Türkiye Cumhuriyeti Içiçleri Bakanligi, 2020), резко увеличив время, проводимое детьми, как и многие другие люди, дома, что повлияло на их повседневная жизнь значительно. Особенно в городских районах, где дети были вынуждены проводить свой массовый карантин в маленьких квартирах, вдали от их социальных кругов, школ и хобби, нефизическая активность и время у экрана, вероятно, увеличились. Первоначальные отчеты из регионов Китая, пораженных пандемией, показывают, что медиа-развлечения были самым популярным инструментом, используемым родителями для решения проблем своих детей и смягчения последствий (Jiao et al., 2020). Кроме того, поразительным открытием стало то, что рекордное количество людей во всех возрастных группах обращалось к онлайн-видеоиграм (Wilde, 2020). При применении в качестве стратегии выживания в условиях пандемии COVID-19 экранное время может быть связано с определенными негативными рисками для детей. Действительно, было проведено множество исследований, связывающих увеличение времени использования экрана, то есть времени, проведенного за просмотром экранов смартфонов, компьютеров, планшетов, телевизоров и игровых консолей, с ожирением, плохой гигиеной полости рта, плохим общим состоянием здоровья, близорукостью, нездоровым набором веса, и социальные или эмоциональные проблемы, такие как низкое самоуважение (McCurdy, Winterbottom, Mehta, & Roberts, 2010; McDool, Powell, Roberts, & Taylor, 2020; Russ, Larson, Franke, & Halfon, 2009). Родители находятся в лучшем положении, чтобы оказывать поддержку своим детям посредством эффективного общения и взаимодействия, а также отвлекать их от неограниченного и неконтролируемого экранного времени во время массового карантина. Предыдущие исследования показали, что наиболее эффективным средством сокращения времени у детей перед экраном является изменение поведения с помощью родителей (Samaha & Hawi, 2017; Thompson et al., 2018). Хорошая практика воспитания определяется как обеспечение необходимой поддержки для физического, эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка (Baydar, Akçinar, & Imer, 2012; Kahraman, Yilmaz Irmak, & Basokcu, 2017). Здоровое общение с детьми и надлежащая практика воспитания детей являются ключевыми факторами в выявлении физических и психологических проблем в раннем периоде и в помощи детям в расслаблении во время длительной изоляции (Национальная комиссия здравоохранения Китайской Народной Республики, 2020). Хорошие методы воспитания особенно важны во время изоляции детей в доме (Wang, Zhang, Zhao, Zhang, & Jiang, 2020). Термин «практика воспитания» относится к наблюдаемому поведению родителей по отношению к своим детям, которое поддерживает детей в социальной деятельности и в достижении определенных целей (Baydar et al., 2012; Kahraman et al., 2017). С другой стороны, негативные методы воспитания, такие как критика и насилие, увеличивают вероятность возникновения у детей таких поведенческих проблем, как диссонанс, непослушание и агрессия (Kahraman et al., 2017; Raya, Ruiz-Olivares, Pino,

& Herruzo, 2013). Массовый карантин дома может служить возможностью улучшить взаимодействие между родителями и детьми, включить детей в семейные дела и развить их навыки самодостаточности. Правильный подход к воспитанию детей может помочь укрепить семейные связи и удовлетворить психологические потребности детей (Perrin, Leslie, & Boat, 2016; Wang et al., 2020), однако условия жизни в доме внезапно и серьезно изменились из-за вспышки COVID-19, вызывая такие проблемы, как нехватка продуктов питания, приостановка работы, оплачиваемой или неоплачиваемой, принудительное изоляция, необходимость домашнего обучения и неспособность покрыть расходы (Vessey & Betz, 2020). Хотя чем больше времени проводят дома во время пандемии COVID-19, тем больше времени проводят с членами семьи, это также ложится бременем на плечи родителей (Spinelli, Lionetti, Pastore, & Fasolo, 2020). В настоящем исследовании изучается экранное время детей в возрасте 6-13 лет и взаимосвязь между родительскими практиками в семьях и экранным временем детей во время пандемии COVID-19. Определение времени использования экрана и его негативного воздействия на детей, то есть уязвимую группу, послужит ориентиром для семейных практик в случае возможных пандемий в будущем. Малоподвижность и активное использование гаджетов особенно плохо сказывается на детях и их зрении. Согласно результатам недавних исследований из Нидерландов и Китая, во время пандемии резко возросла близорукость, особенно у детей. Ученые называют это явление "карантинной миопией" (Klaver CCW, Polling JR, Enthoven CA. 2021).

Результаты: После того, как ВОЗ классифицировала COVID-19 как пандемию, правительства приняли множество мер для управления общественным риском, связанным с COVID-19, включая временное закрытие учебных заведений, кинотеатров, театров, музеев и спортивных сооружений, удаленных работа, блокировка и т. д., и перешло на дистанционное обучение, резко увеличив время, проводимое детьми, как и многие другие люди, дома, что повлияло на их повседневная жизнь значительно. Особенно в городских районах, где дети были вынуждены проводить свой массовый карантин в маленьких квартирах, вдали от их социальных кругов, школ и хобби, нефизическая активность и время у экрана, вероятно, увеличились. Первоначальные отчеты из регионов Китая, пораженных пандемией, показывают, что медиа-развлечения были самым популярным инструментом, используемым родителями для решения проблем своих детей и смягчения последствий. Кроме того, поразительным открытием стало то, что рекордное количество людей во всех возрастных группах обращалось к онлайн- видеоиграм. При применении в качестве стратегии выживания в условиях пандемии COVID-19 экранное время может быть связано с определенными негативными рисками для детей. Действительно, было проведено множество исследований, связывающих увеличение времени использования экрана, то есть времени, проведенного за просмотром экранов смартфонов, компьютеров, планшетов, телевизоров и игровых консолей, с ожирением, плохой гигиеной полости рта, плохим общим состоянием здоровья, близорукостью, нездоровым набором веса, и социальные или эмоциональныепроблемы, такие как низкое самоуважение.

Родители находятся в лучшем положении, чтобы оказывать поддержку своим детям посредством эффективного общения и взаимодействия, а также отвлекать их от неограниченного и неконтролируемого экранного времени во время массового карантина. Предыдущие исследования показали, что наиболее эффективным средством сокращения времени у детей перед экраном является изменение поведения с помощью родителей. Условия жизни в доме внезапно и серьезно изменились из-за вспышки COVID-19, вызывая такие проблемы, как нехватка продуктов питания, приостановка работы, оплачиваемой или неоплачиваемой, принудительное изоляция, необходимость домашнего обучения и неспособность покрыть расходы

В настоящем исследовании изучается экранное время детей в возрасте 5-17 лет и взаимосвязь между родительскими практиками в семьях и экранным временем детей во время пандемии COVID-19. Определение времени использования экрана и его негативного воздействия на детей, то есть уязвимую группу, послужит ориентиром для семейных практик в случае возможных пандемий в будущем.

Большая половина респондентов были родителями девочек, с доходом семьи от 200 до 300 тысяч в месяц, большинство матерей не работало вовремя карантина, а отцы, наоборот работали, сохранив график, либо перейдяна удаленку (Рисунки 2-5).

Рисунок 2 - Пол ребенка

"до 200 000 тг. тг.

200 001 - 300 000

Рисунок 3 - Доход семьи

23,5%

Рисунок 4 - Занятость матери во время пандемии СОУШ-19

■ не работает (ранее не работал / в отпуске без сохранения заработной платы)

■ перешел на удаленный график работы

Рисунок 5 - Занятость отца во время пандемии COVID-19

Время использования гаджетов детьми во время пандемии С0УШ-19 всреднем равнялось 6 часам, при этом 71% родителей подтвердили, что экранное время их детей увеличилось, и большинство родителей пыталисьвводить правила пользования гаджетами (Рисунки 6-7).

Рисунок 6 - Введение правил пользования гаджетами

'Увеличила ■ Сократила Не

Рисунок 7 - Влияние режима самоизоляции на экранное время детей

При изучении связи между средним экранным временем и количествомдетей дома, а также возрастом ребенка, была обнаружена слабая статистически значимая положительная корреляционная связь с возрастом детей, но с количеством детей статистической связи не было

(Рисунки 8-9).

Рисунок 8 - Связь между средним экранным временем и возрастом ребенка

Рисунок 9 - Связь между средним экранным временем и количеством детей всемье

Как уже говорилось выше, более 70% родителей признали, что с момента начала вспышки коронавируса (СОУШ-19) их ребенок начал тратить больше времени на гаджеты, при анализе выяснилось, что больше всего повысилось время, потраченное на просмотр телевизора (Рисунок 10).

Телевидени Планшет / ¡Рас1

58%

Смартфон

58%

Ноутбук / настольный ПК

57%

Приставки для видеоигр

53%

Гарнитура УР

15%

Рисунок 10 - Гаджеты, на которые дети стали больше времени тратить насамоизоляции

В таблице 1 приведены возрастные особенности проведения времени у гаджетов на самоизоляции.

Таблица 1 - Возрастные особенности проведения времени у гаджетов насамоизоляции

С момента начала вспышки коронавируса Общее Ребенок 5- Ребенок Ребенок

(СОУГО-19) в начале марта вашребенок 10лет 11-13лет 14-17

тратил большеили меньше времени на каждое из следующих действий? лет

Телевидение 70% 75% 73% 67%

Планшет / ¡Раё 58% 72% 60% 47%

Смартфон 58% 55% 72% 74%

Ноутбук / настольныйПК 57% 63% 72% 68%

Приставки для видеоигр 53% 61% 63% 63%

Камеры / видеокамеры 20% 25% 23% 12%

Гарнитура УЯ 15% 18% 20% 14%

Семь из десяти родителей ребенка в возрасте до 18 лет говорят, что их ребенок проводит больше времени за телевизором, более половины говорят то же самое в отношении планшетов (58%), смартфонов (58%), ноутбуков (57%) и видео игры (53%). В таблице 2 приведены градации увеличения времени, проведенного за наиболее используемыми гаджетами.

Таблица 2 - Градации увеличения времени, проведенного за гаджетами

Гаджет Градации Общее 5-10 лет 11-13 лет 14-17 лет

Планшет /¡Раё Гораздо больше времени 32% 41% 33% 24%

Еще немного времени 26% 31% 27% 23%

Примерно то же время 18% 14% 20% 20%

Немного меньше времени 3% 4% 2% 3%

Намного меньше времени 2% 2% 2% 2%

Не применимо / Мой ребенок не 19% 9% 16% 27%

использует это

Смартфон Гораздо больше времени 36% 31% 52% 49%

Еще немного времени 22% 24% 20% 25%

Примерно то же время 18% 18% 18% 20%

Немного меньше времени 3% 4% 3% 1%

Намного меньше времени 2% 3% 1% 1%

Не применимо / Мой ребенок 19% 21% 7% 4%

Ноутбук / Гораздо больше времени 32% 35% 44% 39%

настольныйПК Еще немного времени 25% 28% 28% 28%

Примерно то же время 18% 17% 17% 21%

Немного меньше времени 4% 4% 4% 4%

Намного меньше времени 1% 1% 1% 1%

Не применимо / Мой ребенок 20% 14% 6% 7%

Телевидение Гораздо больше времени 37% 42% 39% 33%

Еще немного времени 33% 34% 34% 34%

Примерно то же время 21% 17% 21% 26%

Немного меньше времени 4% 5% 4% 3%

Намного меньше времени 2% 2% 2% 1%

Не применимо / Мой ребенок не 3% 1% * 3%

использует это

Приставкидля Гораздо больше времени 30% 34% 40% 35%

видеоигр Еще немного времени 23% 27% 23% 28%

Примерно то же время 19% 18% 23% 17%

Немного меньше времени 4% 4% 4% 4%

Намного меньше времени 2% 2% 1% 1%

Не применимо / Мой ребенок не 23% 15% 10% 15%

использует это

По крайней мере, три из пяти родителей говорят, что их ребенок больше времени проводит за просмотром онлайн-фильмов или шоу (69%),участвует в дистанционном или электронном обучении (67%), а также ввидеочате (61%) (Рисунок 11, Таблица 3).

Просмотр онлайн-фильмов / шоу

69°%

Участие в дистанционном или

электронном обучении

67°%

Видеочат

61°%

Воспроизведение видео / онлайн-

57°%

Текстовые сообщения /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

47%

Использование социальных сетей

41%

Рисунок 11 - Виды деятельности, на которые дети потратили большевремени на самоизоляции

Таблица 3 - Виды деятельности, на которые дети потратили больше временина самоизоляции

По сравнению с тем, что Общее Ребенок 5- Ребенок 11- Ребенок 14-

было до начала вспышки 10 13 лет 17 лет

коронавируса (СОУГО-19) в

начале марта, проводил ли ваш ребенок больше или

меньше времени за каждым

из следующих действий?

Просмотр онлайн-фильмов / 69% 75% 72% 66%

шоу

Участие в дистанционном или 67% 75% 80% 79%

электронном обучении

Видеочат / РасеТ1шт§ 61% 66% 63% 64%

Воспроизведение видео / 57% 64% 71% 65%

онлайн-игр

Текстовые сообщения / 47% 42% 65% 67%

сообщения

Использование социальных 41% 38% 49% 64%

сетей

В таблице 3 приведены градации увеличения времени каждого видадеятельности. Таблица 3.1 - Градации увеличения времени каждого вида деятельности

Вид деятельности Градации увеличения Общее 5-10 11-13 14-17

времени лет лет лет

Просмотр онлайн- Гораздо больше времени 36% 40% 41% 33%

фильмов / шоу Еще немного времени 33% 35% 31% 33%

Примерно в то же время 20% 18% 21% 26%

Немного меньше времени 2% 2% 3% 2%

Намного меньше времени 1% 2% 1% *

Не применимо / Мой ребенок 7% 3% 3% 6%

Участие в Гораздо больше времени 48% 54% 63% 59%

дистанционном Еще немного времени 19% 21% 17% 20%

или электронном обучении Примерно в то же время 12% 12% 11% 12%

Немного меньше времени 4% 5% 3% 3%

Намного меньше времени 2% 2% 2% 1%

Не применимо / Мой ребенок 15% 6% 4% 5%

Текстовые Гораздо больше времени 22% 19% 30% 34%

сообщения / сообщения Еще немного времени 25% 24% 35% 33%

Примерно в то же время 19% 20% 18% 26%

Немного меньше времени 2% 3% 2% 3%

Намного меньше времени 2% 1% 3% 1%

Не применимо / Мой ребенок 30% 34% 12% 3%

Воспроизведение Гораздо больше времени 33% 37% 43% 38%

видео / онлайн- Еще немного времени 25% 27% 28% 27%

игры Примерно в то же время 17% 18% 18% 20%

Немного меньше времени 2% 3% 1% 3%

Намного меньше времени 1% 2% 1% 1%

Не применимо / Мой ребенок 22% 14% 9% 11%

Использование социальных сетей Гораздо больше времени 23% 19% 30% 37%

Еще немного времени 18% 19% 19% 27%

Примерно в то же время 17% 14% 21% 26%

Немного меньше времени 3% 4% 2% 2%

Намного меньше времени 1% 2% 2% 1%

Не применимо / Мой ребенок 37% 43% 26% 8%

Видеочат / РасеТ1шт§ Гораздо больше времени 28% 31% 30% 30%

Еще немного времени 33% 36% 33% 34%

Примерно в то же время 19% 16% 20% 25%

Немного меньше времени 4% 4% 3% 3%

Намного меньше времени 1% 2% 1% *

Не применимо / Мой ребенок 15% 11% 12% 8%

Доля родителей, заявивших, что после вспышки COVID-19 проводят более 4 часов в день за электронными устройствами (планшетами / iPad, смартфоны и т. д.) больше на 23% чем до пандемии (Таблицы 4,5).

Таблица 4 - Среднее время, проводимое за электронными устройствами(планшетами / ¡Раё,

Итого за более чем четыре часа Общее Ребенок 5-10 лет Ребенок 11-13 лет Ребенок 14-17 лет

До вспышки СОУШ-19 36% 34% 36% 36%

После вспышки COVID-19 59% 59% 609% 61%

Таблица 5- Изменение времени, проводимого за электроннымиустройствами (планшетами / ¡Раё,

Период Количество Общее Ребенок 5- Ребенок 11- Ребенок 14-

времени 10 13 лет 17 лет

До вспышки Менее 1 часа 7% 7% 7% 6%

СОУШ-19 1-2 часа 23% 23% 24% 20%

2-3 часа 33% 34% 31% 36%

4-5 часов 20% 19% 19% 20%

6+ часов 16% 15% 17% 16%

Не применимо/Не 2% 1% 1% 2%

знаю

После Менее 1 часа 3% 4% 3% 3%

вспышки 1-2 часа 13% 11% 15% 12%

СОУШ-19 2-3 часа 23% 25% 21% 23%

4-5 часов 29% 30% 30% 29%

6+ часов 30% 29% 30% 32%

Не применимо/Не 1% 1% 1% 1%

знаю

Около трех четвертей ищут способы ограничить время, которое ребенок проводит перед экраном (76%), а 81% пытается найти занятия на свежем воздухе, чтобы их ребенок мог развлечься. Родители с ребенком в возрасте от 14 до 17 лет реже говорят, что ищут способы

ограничить время перед экраном (63%) или активным отдыхом (75%).

Большинство родителей согласны с тем, что длительное время перед экраном вредит здоровью глаз их детей, и активно пытаются ограничитьвремя, проведенное за экранами.

Семьдесят восемь процентов родителей согласны с тем, что продолжительное время перед экраном вредит здоровью глаз их ребенка(детей), а 62% согласны с тем, что видеоигры вредны.

Лишь половина из них довольны количеством времени, которое их ребенок проводит за электронными устройствами (52%), но восемь из десяти родителей ожидают, что время, проводимое их семьей за компьютером, уменьшится после снятия ограничений COVID-19 .

Больше родителей говорят, что их ребенок за последние три месяца испытывал дискомфорт в глазах после длительного просмотра экрана (31%), чем до начала вспышки коронавируса (26%) (Рисунок 12, таблица 6).

Я пытался найти занятия на свежем воздухе для своих детей

81%

Я ожидаю, что экранное время моей семьиуменьшится после снятия ограничений

Длительное время перед экраном вредитзрению моего ребенка (детей)

Я активно ищу способы помочь ограничить экранное время

80%

78%

76%

Моя семья стала творчески подходить к занятиям для детей

72%

Я трачу больше времени на просмотр экранов электронных устройств

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

71%

Мой ребенок проводит долгое время, просматривая экраны электронных устройств

Видеоигры вредны для

здоровьяглаз моего ребенка

Трудно найти занятия для моего ребенка, которые не используют экраны электронных устройств

Я доволен количеством времени, которое проводит мой ребенок просматривая экран

В последние 3 месяца мой ребенок жаловалсяна чувство дискомфорта в глазах и ухудшение зрения

До вспышки коронавируса (COVID-19) мой ребенок жаловался на увство дискомфорта вглазах и ухудшение зрения

69%

62%

60%

52%

31%

26%

Рисунок 12 - Мнение родителей о режиме самоизоляции

Таблица 6 - Мнение родителей о режиме самоизоляции (Распределение повозрастам детей

Укажите, насколько сильно вы согласны или не Общее 5-10 11-13 14-17

согласны со следующими утверждениями: отмечены лет лет лет

согласные

Я пытался найти занятия на свежем воздухе для моего 81% 83% 80% 75%

ребенка

Я ожидаю, что экранное время моей семьи уменьшится 80% 81% 81% 84%

после снятия ограничения СОУШ-19

Длительное время перед экраном вредит здоровье глазу моего ребенка (детей) 78% 82% 77% 75%

Я активно ищу способы помочь ограничить экранное 76% 83% 79% 63%

время

Моя семья стала творчески подходить к занятиям в 72% 81% 70% 62%

течение дня

Я трачу больше времени на просмотр экрана 71% 73% 73% 70%

Мой ребенок проводит долгое время, просматривая 69% 72% 71% 75%

Видеоигры вредны для здоровья глаз моего ребенка 62% 68% 60% 58%

Трудно найти занятия для моего ребенка, которые не 60% 63% 66% 62%

используют экраны

Мне комфортно с количеством времени, которое 52% 56% 49% 48%

проводит мой ребенок, просматривая экран

Как семья, мы сплачивались за просмотром видео 48% 63% 51% 37%

За последние три месяца с момента вспышки 31% 37% 28% 25%

коронавируса, мой ребенок отметил дискомфорт в

глазахпосле просмотра экрана в течение длительного

периода

времени

До вспышки коронавируса мой ребенок отмечал 26% 31% 29% 23%

дискомфорт в глазах после просмотра экран в течение

длительного периода времени

В таблице 7 приведены уровень согласия родителей с каждым из утверждений в зависимости от возраста ребенка

Таблица 7 - Уровень согласия родителей с каждым из утверждений

Утверждение Уровень согласия Общее 5-10 лет 11-13 лет 14-17 лет

1 2 3 4 5 6

Мой ребенок проводит долгое время, просматривая экран, не останавливаясь Полностью согласен 25% 27% 25% 28%

Отчасти согласны 43% 45% 46% 47%

Не много не согласен 17% 19% 16% 16%

Категорически не согласен 10% 6% 10% 7%

Не знаю / Не применимо 4% 2% 3% 3%

Моему ребенку сложно найти занятия, в которых не используются экраны Полностью согласен 20% 22% 25% 20%

Отчасти согласны 40% 41% 41% 42%

Не много не согласен 23% 24% 19% 26%

Категорически не согласен 14% 12% 12% 10%

Не знаю / Неприменимо 3% 2% 3% 2%

Я трачу больше времени на просмотр экрана Полностью согласен 27% 30% 25% 24%

Отчасти согласны 44% 42% 48% 46%

Не много не согласен 19% 18% 18% 21%

Категорически не согласен 7% 6% 6% 7%

Не знаю / Не применимо 3% 3% 3% 2%

До вспышки С0УШ-19 мой Полностью согласен 10% 13% 11% 4%

ребенок испытывал Отчасти согласны 17% 18% 18% 19%

дискомфорт в глазах после Не много не согласен 24% 25% 25% 28%

длительного просмотра Категорически не согласен 39% 37% 38% 40%

экрана Не знаю / Не применимо 11% 7% 7% 9%

За последние 3 месяца с Полностью согласен 10% 14% 10% 7%

начала вспышки С0УШ-19 Отчасти согласны 20% 22% 18% 19%

мой ребенок испытывал Не много не согласен 23% 24% 28% 26%

дискомфорт в глазах после Категорически не согласен 36% 34% 37% 37%

продолжительного Не знаю / Не применимо 10% 5% 8% 11%

просмотра экрана

Длительное время перед Полностью согласен 32% 37% 28% 24%

экраном вредит здоровью Отчасти согласны 46% 45% 49% 51%

глаз моего ребенка (детей) Не много не согласен 11% 10% 14% 11%

Категорически не согласен 3% 4% 2% 4%

Не знаю / Неприменимо 8% 4% 7% 10%

Меня устраивает то Полностью согласен 16% 19% 18% 9%

количество времени, Отчасти согласны 36% 37% 32% 38%

которое мой ребенок Не много не согласен 32% 31% 34% 38%

проводит на электронном Категорически не согласен 12% 12% 14% 13%

устройстве, просматривая Не знаю / Не применимо 4% 2% 2% 2%

экран

Я пытался найти занятияна Полностью согласен 35% 42% 33% 24%

свежем воздухе для моего Отчасти согласны 45% 40% 48% 51%

ребенка Не много не согласен 12% 11% 12% 15%

Категорически не согласен 4% 3% 5% 6%

Не знаю / Не применимо 4% 3% 3% 5%

Моя семья стала творчески Полностью согласен 24% 31% 25% 12%

подходить к занятиям в Отчасти согласны 48% 49% 45% 51%

течение дня Не много не согласен 18% 12% 18% 27%

Категорически не согласен 6% 6% 9% 7%

Не знаю / Не применимо 4% 1% 4% 4%

Я активно ищу способы Полностью согласен 30% 38% 30% 16%

ограничить время, Отчасти согласны 46% 44% 50% 47%

проводимое моим Не много не согласен 16% 11% 13% 27%

ребенком перед экраном Категорически не согласен 4% 3% 4% 6%

Не знаю / Не применимо 4% 3% 3% 3%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я ожидаю, что время Полностью согласен 36% 41% 37% 31%

использования экрана в Отчасти согласны 44% 40% 44% 53%

моей семье уменьшится Не много не согласен 10% 10% 10% 10%

после снятия ограничений Категорически не согласен 4% 5% 5% 2%

С0УШ-19 Не знаю / Не применимо 5% 4% 4% 3%

Большинство родителей хорошо осведомлены о факторах риска миопии, за исключением влияния факторов окружающей среды. После наследственности различные виды экранного времени воспринимаются как самые важные факторы (Рисунок 13, таблица 8).

31% 27%

II 20% _

■ _ 12% 11% 70/

I I I ■ ■ . .

7% 5% 1% 6%

Рисунок 13 - Осведомленность о факторах риска миопии Таблица 8 - Осведомленность родителей о факторах риска миопии

Основываясь на том, что вы, Общее Ребенок 5- Ребенок 11- Ребенок 14-

возможно, знаете или во что 10 лет 13 лет 17 лет

верите, какие факторы, по

вашему мнению, являются

наибольшими, способствующими

миопии (близорукости)? Можно

выбрать до трех факторов

Наследственные факторы 53% 50% 48% 63%

Слишком много времени, которое 43% 45% 42% 38%

проводят на электронном

устройстве, просматривая экран

Слишком много времени у 31% 33% 35% 22%

телевизора

Видеоигры 27% 31% 31% 22%

Возраст 20% 18% 20% 22%

Дефицит питания 16% 19% 10% 12%

Чтение книг 12% 12% 10% 14%

Экологические факторы 11% 13% 9% 9%

Недостаток времени на улице 7% 8% 7% 5%

Пол 5% 6% 7% 5%

Национальность 5% 6% 4% 3%

Другое 1% * 1% 1%

Ни один из вышеперечисленных 6% 4% 7% 7%

Около трети родителей отметили, что им хорошо знакомо понятие миопия, такая же доля родителей были плохо знакомы или не знакомы вовсе с этимтермином (Рисунок 14, Таблица 9)

Хорошо осведомлены

В некоторой степени осведомлены

Плохо осведомлены

Рисунок 14 - Осведомленность респондентов о миопии

Насколько вы осведомлены о миопии Общее Ребенок Ребенок Ребенок

(близорукости)? 5-10 лет 11-13 лет 14-17 лет

Хорошо осведомлены 32% 35% 33% 33%

В некоторой степени осведомлены 34% 34% 33% 35%

Плохо осведомлены 18% 16% 14% 20%

Совсем не осведомлены 16% 15% 20% 12%

В общей сложности 22% родителей отметили (Рисунок 15), что у их детей есть миопия, закономерно, доля близоруких была выше среди старшей возрастной группы (Таблица 10).

Рисунок 15 - Доля детей с миопией Таблица 10 - Доля детей с миопией

У вашего ребенка есть миопия (близорукость)? Общее Ребенок 5-10 лет Ребенок 1113 лет Ребенок 1417 лет

Да 22% 21% 28% 32%

Нет 76% 78% 70% 68%

Предпочитаю не говорить 1% 1% 1% 1%

Более половины родителей (62%) считают, что миопия является серьезной проблемой, при этом этот показатель выше в возрастной категории5-10 лет (Таблица 11).

Таблица 11 - Мнение родителей о серьезности проблемы миопии

Независимо от того, страдает ли ваш ребенок близорукостью, насколько серьезной проблемой, по вашему мнению, является миопия? Общее Ребенок 510 лет Ребенок 1113 лет Ребенок 1417 лет

Очень серьезно 20% 25% 17% 13%

В некоторой степени серьезный 42% 40% 43% 48%

Не очень серьезно 25% 25% 26% 24%

Совсем не серьезно 13% 9% 14% 15%

Когда им задают серию вопросов о миопии, 60% или более родителей могут правильно определить, являются ли четыре из пяти истинными или ложными (Рисунок 16).

Миопия - это наследственное состояние Истина

75%

Невозможно замедлить миопию

63°%

Близорукость может привести к другим

глазным болезням - Иернп

63%

Очки - единственное решение при миопии - Ложь

60%

Миопия возникает из-за

факторовокружаюшей спелы

49%

Рисунок 16 - Осведомленность о миопии родителей

Однако родители разделились во мнениях относительно того, правда (49%) или ложь (51%), что миопия возникает из-за факторов окружающей среды (Таблица 12).

Таблица 12 - Резюме правильных ответов

Насколько Вам известно, следующие Общее Ребенок 5- Ребенок Ребенок

утверждения о миопии 10 лет 11-13 лет 14-17 лет

(близорукости)верны или ложны?

Миопия (близорукость) - это 75% 73% 74% 76%

наследственное состояние - Истина

Невозможно замедлить миопию 63% 61% 63% 66%

(близорукость) - Ложь

Близорукость может привести к другим глазным болезням - Истина 63% 67% 66% 57%

Очки - единственное решение миопия 60% 54% 58% 65%

(близорукость) - Ложь

Миопия (близорукость) возникает из-за 49% 53% 48% 44%

факторов окружающей среды - Истина

Выводы:

1.По результатам исследований зарубежных авторов (США, Турция, Сингапур, Канада) уровень миопии в период самоизоляции значительно выросла («карантинная миопия»). Распространенность миопии в фотоэкспериментах 2020 года была выше, чем самая высокая распространенность миопии в 2015-2019 годах у детей в возрасте 6 лет (21,5% против 5,7%), 7 лет (26,2% против 16,2%) и 8 лет (37,2% против 27,7%).

2.По данным нашего исследования с начала вспышки COVID-19 увеличилось «экранное время» детей: 70% родителей детей в возрасте до 16 лет говорят, что их ребенок проводит больше времени за телевизором, более половины говорят то же самое в отношении планшетов (58%), смартфонов (58%), ноутбуков (57%) и видеоигр (53%).

3.Респонденты отметили, что их ребенок за последние три месяца чаще испытывал дискомфорт в глазах после длительного просмотра экрана (31%), чем до начала вспышки коронавируса (26%), при этом 52% довольны количеством времени, проводимым их детьми перед экранами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Технические руководящие указания ВОЗ. Наименование заболевания, вызванного коронавирусом (COVID-19), и вирусного возбудителя. https://www.who.int/ru/emergencies/diseases/novel-coronavirus-

2019/technicalguidance/naming-the-coronavirus-disease-(covid-2019)-and-the-virus-that-causes-it.

2 New Study on COVID-19 Estimates 5.1 Days for Incubation Period. The Johns Hopkins Bloomberg School of Public Health, March 9, 2020: https://www.jhsph.edu/news/newsreleases/2020/new-study-on-COVID-19-estimates-5-days-for-incubation-period.html

3 Lauer SA, Grantz KH, Bi Q, et al. The Incubation Period of Coronavirus Disease 2019 (COVID19) From Publicly Reported Confirmed Cases: Estimation and Application.

6ЗШ-6З1 ОКШАУЛАУ РЕЖИМ1НЩ БАЛАЛАРДАFЫ МИОПИЯ К0РСЕТК1ШТЕРШЕ ЭСЕР1

Жумабекова Салтанат Кажымуканкызы

«КДСЖМ» Казацстандьщ медицина университету Алматы к;., Казахстан

ТYЙiндеме. Бiз журпзген сауалнама керсеткендей, covid-19 басталтаннан берi балалардын, экран уа;ыты ею есе есть Кептеген ата-аналар бул балалардын, кездершщ денсаулытына ;ауш тендiретiнiн бiледi жэне баласына ашык; ауада саба; табута тырысады. Миопия немесе миопия туралы айтатын болса;, ата-аналардыц терттен бiр белiгi бул олардыц баласына эсер етедi дейдь бiрак уштен екiсi бул туралы бiледi жэне бул олардыц баласы Yшiн улкен проблема деп санайды. Ата-аналардыц кепшiлiгi миопия туралы шынайы / жалтан мэлiмдемелерге жауап берген дурыс, бiрак олардыц жартысы тана бул коршатан орта факторларына байланысты екенiн бiледi. Кiлттiк свздер: миопия, дети, заболеваемость, пандемия, самоизоляция

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE INFLUENCE OF THE SELF-ISOLATION REGIME ON THE INDICATORS OF MYOPIA IN CHILDREN

Zhumabekova Saltanat Kazhymukanovna

Kazakhstan's medical university «KSPH», Almaty, Kazakhstan

Summary. Our survey shows that since the beginning of the COVID-19 outbreak, children's screen time has doubled. Most parents are aware of the danger that this poses to the health of their children's eyes, and try to find outdoor activities for their child. As for myopia or myopia, less than a quarter of parents say that it affects their child, but almost two-thirds are familiar with it and believe that it is a serious problem for their child. Most parents are right when responding to a series of true / false statements about myopia, but only half of them know that this is due to environmental factors. Keywords: myopia, children, morbidity, pandemic, self-isolation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.