Научная статья на тему 'COVID-19: японские традиции против нового вызова'

COVID-19: японские традиции против нового вызова Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
315
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
японское общество / пандемия / изменение образа жизни / проблемы социального дистанцирования. / Japanese society / pandemic / lifestyle change / problems of social distancing.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жилина Лариса Владимировна

Мировая экономика пережила за последние десятилетия несколько глобальных кризисов, но ни один из них не менял нашу жизнь так стремительно, как пандемия COVID-19. Пандемия коронавируса с невероятной скоростью разрушает транспортные и производственные цепочки, заставляет государства закрывать границы и перестраивать ключевые общественные институты, а учебные заведения стремительно переходят на удаленное обучение. Международные исследовательские компании включили реакцию общественного мнения на пандемию COVID-19 в свой регулярный мониторинг. Последние результаты, которые мы смогли проанализировать к моменту написания данной работы (май 2020 г.), показывают, что эта проблема, безусловно, вызывает наибольшее беспокойство во всем мире и находится на первом месте опросных рейтингов. И Япония оказалась одной из стран, наиболее обеспокоенных этой проблемой. В условиях карантина, объявленного правительством в апреле 2020 г., страна с устойчивой корпоративной культурой и традициями, которые складывались не один десяток лет, оказалась перед лицом неожиданно сложной проблемы — необходимостью работать дистанционно. Эта же проблема встала перед японской системой образования: несмотря на все усилия, многие японские школы оказались не готовы даже к частичному переходу в онлайн, к тому же многие родители проявляли недоверие к новому формату ведения занятий. В свою очередь, вузы, уже имея определенный опыт дистанционного образования, проявили большую адаптивность к онлайнобучению. Проблемы вузовского образования проявились в первую очередь в невозможности для иностранных студентов, которых японское правительство активно привлекает в страну, продолжать нормальное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COVID-19: Japanese Traditions against a New Challenge

Over the past decades, the world economy experienced several global crises, but none of them changed our lives as rapidly as COVID-19. The coronavirus pandemic is destroying communication and production chains at an incredible speed, forcing states to close their borders and rebuild key public institutions, while educational formats are rapidly switching to distance learning. International research companies have included public opinion responses to the COVID-19 pandemic in their regular monitoring reports. The latest results analyzed by the author (May, 2020) show that this problem certainly causes the greatest concern throughout the world and stands on the top positions of all survey ratings, while Japan turned to be one of the most worried countries. After the lockdown decrees announced by the government in April 2020, Japan, possessing strong corporate culture and decades-long traditions, faced an unexpectedly difficult problem of switching to telework. The same problem faced the Japanese education system – in spite of all efforts, a substantial number of Japanese secondary schools were obviously not even ready for even a partial transition to distance learning, while many parents showed distrust of the new format of teaching. In turn, universities, already having some experience in distance education, have shown greater adaptability to online learning. The problems of higher education were manifested primarily in the inability of foreign students, whom the Japanese government had actively attracted to the country, to continue their education in the normal mode.

Текст научной работы на тему «COVID-19: японские традиции против нового вызова»

ЭКОНОМИКА И ОБЩЕСТВО

Ежегодник Япония 2020. Т. 49. С. 62-85. Yearbook Japan 2020. Vol. 49, pp. 62-85. DOI: 10.24411/2687-1432-2020-10003

COVID-19: японские традиции против нового вызова

Л. В. Жилина

Аннотация. Мировая экономика пережила за последние десятилетия несколько глобальных кризисов, но ни один из них не менял нашу жизнь так стремительно, как пандемия COVID-19. Пандемия коронавируса с невероятной скоростью разрушает транспортные и производственные цепочки, заставляет государства закрывать границы и перестраивать ключевые общественные институты, а учебные заведения стремительно переходят на удаленное обучение.

Международные исследовательские компании включили реакцию общественного мнения на пандемию COVID-19 в свой регулярный мониторинг. Последние результаты, которые мы смогли проанализировать к моменту написания данной работы (май 2020 г.), показывают, что эта проблема, безусловно, вызывает наибольшее беспокойство во всем мире и находится на первом месте опросных рейтингов. И Япония оказалась одной из стран, наиболее обеспокоенных этой проблемой.

В условиях карантина, объявленного правительством в апреле 2020 г., страна с устойчивой корпоративной культурой и традициями, которые складывались не один десяток лет, оказалась перед лицом неожиданно сложной проблемы — необходимостью работать дистанционно. Эта же проблема встала перед японской системой образования: несмотря на все усилия, многие японские школы оказались не готовы даже к частичному переходу в онлайн, к тому же многие родители проявляли недоверие к новому формату ведения занятий. В свою очередь, вузы, уже имея определенный опыт дистанционного образования, проявили большую адаптивность к онлайн-обучению. Проблемы вузовского образования проявились в первую очередь в невозможности для иностранных студентов, которых японское правительство активно привлекает в страну, продолжать нормальное обучение.

Ключевые слова: японское общество, пандемия, изменение образа жизни, проблемы социального дистанцирования.

Автор: Жилина Лариса Владимировна, кандидат исторических наук, доцент факультета Иностранных языков Омского Государственного Университета им. Ф. М. Достоевского, Россия, 644077, Омск, проспект Мира, д. 55a.

ORCID 0000-0002-6337-3870.

E-mail: larissa-zhilina@yandex.ru

COVID-19: Japanese Traditions against a New Challenge

L. V. Zhilina

Abstract. Over the past decades, the world economy experienced several global crises, but none of them changed our lives as rapidly as COVID-19. The corona-virus pandemic is destroying communication and production chains at an incredible speed, forcing states to close their borders and rebuild key public institutions, while educational formats are rapidly switching to distance learning.

International research companies have included public opinion responses to the COVID-19 pandemic in their regular monitoring reports. The latest results analyzed by the author (May, 2020) show that this problem certainly causes the greatest concern throughout the world and stands on the top positions of all survey ratings, while Japan turned to be one of the most worried countries.

After the lockdown decrees announced by the government in April 2020, Japan, possessing strong corporate culture and decades-long traditions, faced an unexpectedly difficult problem of switching to telework. The same problem faced the Japanese education system - in spite of all efforts, a substantial number of Japanese secondary schools were obviously not even ready for even a partial transition to distance learning, while many parents showed distrust of the new format of teaching. In turn, universities, already having some experience in distance education, have shown greater adaptability to online learning. The problems of higher education were manifested primarily in the inability of foreign students, whom the Japanese government had actively attracted to the country, to continue their education in the normal mode.

Keywords: Japanese society, pandemic, lifestyle change, problems of social distancing.

Author: Zhilina Larisa V., PhD (History), Associate Professor, Department of Foreign Languages, F. M. Dostoevsky Omsk State University, Russia, 644077, Omsk, Mira avenue, 55a.

E-mail: larissa-zhilina@yandex.ru

ORCID 0000-0002-6337-3870.

Введение

7 апреля 2020 г., когда количество случаев заражения корона-вирусом SARS-CoV-2 в очередной раз возросло, премьер-министр Японии Абэ Синдзо объявил чрезвычайное положение. Первоначально этот режим был введен только в Токио и шести других районах (Канагава, Сайтама, Тиба, Осака, Хёго и Фукуока), но позже был распространен на всю страну [Prime Minister of Japan 2020]. Японское правительство подготовило беспрецедентно большой экономический пакет в 108 трлн иен (1 трлн долларов), который включает в себя кредиты для малого бизнеса и другие меры по борьбе с коронавирусом. Однако объявление чрезвычайного положения в Японии не дает, например, полиции префектур права предписывать закрытие государственных и частных объектов или устанавливать контрольно-пропускные пункты для проверки транспортных средств, въезжающих и выезжающих с территорий. Губернаторы также не могут официально объявить комендантский час. В принципе, люди, появляющиеся в общественных местах, могут быть остановлены полицией для уточнения, куда они направляются, но им не выписывают штрафов за то, что они покинули свои дома [Johnston 2020]. Каждый житель Японии по-прежнему имеет право свободно выйти из дома в маске или без нее и отправиться куда угодно по своему усмотрению. Однако в ответ на просьбы властей добровольно отменены все массовые мероприятия; в основном прекратили занятия школы, закрыты музеи и кинотеатры, универмаги, многие другие магазины, рестораны, бары, все ночные клубы. Остающиеся заведения общепита закрываются в 20:00, а спиртное прекращают подавать за час до этого. Бизнес ведет себя послушно и ответственно, хотя есть исключения [Головнин 2020].

В регулярном мониторинге наиболее важных проблем «Что беспокоит мир»1 (What Worries the World), который проводит Ipsos Group2, было выяснено, что 61% людей в мире обеспокоены рас-

1 Исследование среди граждан 16-64 лет в 28 странах — участницах опроса.

2 Ipsos Group основана в 1975 г. Штаб-квартира в Париже. В середине 1990-х гг. стала одной из самых крупных исследовательских компаний в Европе и вышла на общемировой рынок. Специализируется на изучении медиа, маркетинговых и социологических исследованиях.

пространением COVID-193, а наиболее озабочены этой проблемой в Малайзии (85%), Великобритании (77%), Австралии (74%) и Японии (72%). Эти показатели стали самыми высокими за время, прошедшее с тех пор, как десять лет назад был запущен опрос What Worries the World. По данным апрельского исследования меньше всего распространение коронавируса волнует Россию (27%) и, что неожиданно, Китай (24% — самый низкий показатель). К слову сказать, в Южной Корее этот вопрос волнует 59% населения страны, в США — 69% [Ipsos 2020e].

Реакция населения на ограничительные меры

Согласно последнему исследованию, большинство людей считает, что границы их стран должны быть закрыты до тех пор, пока не будет локализована вспышка коронавируса: из стран Азиатско-Тихоокеанского региона более всего поддерживают закрытие государственных границ Индия (79%), Вьетнам (79%) Китай (73%), Россия (71%) и Япония (67%) [Ipsos 2020a] (рис. 1).

ДА

В общем, ДА

90% 80% 70% 00% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

>

J'

йГ

Рис. 1. Большинствограждансогласно с закрытием границ Источник: исследования Ipsos [Ipsos 2020a]

3 Другие пять главных проблем: безработица, здравоохранение, бедность / социальное неравенство и финансовая/политическаякоррупция.

Существенной движущей силой роста беспокойства по поводу COVID-19, а следовательно, и желания оградить себя и своих близких от заражения является то, что все больше людей теперь реально осознают: кто-то из их близких может заразиться этим вирусом. Во Вьетнаме таких 67%, в Великобритании — 57%, в Индии, Австралии и Японии — по 51%.

В начале апреля Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) заявила, что в Европе более 95% умерших от COVID-19 были старше 60 лет, но вместе с тем предупредила, что на фоне этого заявления молодые люди не должны испытывать самоуспокоения. Помощник директора по гендерным вопросам, старший политический аналитик некоммерческого аналитического центра глобального развития (Вашингтон, округ Колумбия) Меган О'Доннелл (Megan O'Donnell), проанализировав результаты исследования, сделала вывод, что существуют социальные факторы, определяющие рискованное поведение и зачастую подталкивающие к такому поведению мужчин4, что, в свою очередь, ведет к пренебрежению связанными с COVID-19 рисками для здоровья. В Японии, где только 13% респондентов мужского пола сообщили, что находятся на карантине или в самоизоляции, более 70% смертей от COVID-19 приходится именно на мужчин. Между тем респонденты в возрасте 45 лет и старше в Японии (12%), Германии (64%) и Австралии (66%) реже всего соблюдают социальное дистанцирование и следуют рекомендациям ВОЗ [Ipsos 2020d].

Данные другого опроса, проведенного Институтом общих исследований жизни Хакуходо5, где за основу была взята стобалльная шкала — «степень свободы жизни» японцев до распространения коронавируса6, говорят о том, что граждане Японии считают себя «лишенными свободы» почти наполовину. Эти данные в чем-то объясняют, почему часть японцев не спешит следовать призывам по возможности оставаться дома.

Японцы в возрасте 60-69 лет более высоко (57,6%), по сравнению с другими возрастными когортами, оценивали «степень свободы» во

4 Например, высокую вероятность дорожно-транспортных происшествий среди мужчин О'Доннелл объясняет злоупотреблением психоактивными веществами.

5 Hakuhбdб seikatsusбgб кепкуи|о основан в Токио в 1981 г., имеет институты в Шанхае и Бангкоке. Проводит исследования поведения людей и их образа жизни.

6 В опросе приняло участие 1500 чел. от 20 до 69 лет, проживающих в регионах Токио, Нагоя, Осака и Кобэ.

время действия режима чрезвычайной ситуации [Хакуходо 2020]. Возможно, это объясняется и тем, что многие из них уже вышли на пенсию, проводят много времени дома и им, в отличие от более молодых японцев, не настолько трудно дается соблюдение ограничений, связанных с самоизоляцией. Но довольно высокие показатели демонстрируют и другие возрастные группы: 55,2% японцев 50-59 лет, 53,3% 20-29 лет и 52,8% 40-49 лет считают степень своей свободы достаточно высокой. Самый низкий показатель ощущения «степени свободы жизни» оказался в группе самых экономически активных представителей рынка труда — японцев в возрасте 30-39 лет (52,7%). И, что интересно, японские женщины ниже оценили «степень своей свободы» (53,2%) в условиях пандемии, чем мужчины (55,3%).

Кроме того, большинство жителей Японии (62% — самый высокий показатель в мире), а также Индии (61%), Мексики (59%), Бразилии (56%), Германии (55%), Вьетнама (55%) и Австралии (52%) считают, что социальное дистанцирование (самоизоляция) и ограничения на передвижение не дадут ожидаемого результата для решения проблемы распространения коронавируса, в то время как граждане Китая (61%), Канады (59%), Италии (57%) и Франции (56%) в большинстве своем поддерживают введение ограничений на передвижение и режим социального дистанцирования [Ipsos 2020Ь] (рис. 2).

| Согласен | НЕ согласен НЕ знаю

Австралия Канада Франция Германия Италия Япония Россия Великобритания США Вьетнам Китай Индия Бразилия

Мексика

Рис. 2. Соодачдьноедистшщирование (самоизоляция) и ограничение передвижения не остановят распространение COVID-19 Источник: исследованию Ipsoo [Ipsos 2020b]

Как мы видим, общественность разделилась по поводу того, могут ли изоляция и запреты на поездки предотвратить распространение COVID-19. Вероятно, это может быть одним из объяснений того, что многие японцы игнорировали просьбы своего правительства остаться дома во время больших майских каникул7. «Золотая неделя» стала своеобразным катализатором, тестирующим японскую общественность на желание объединиться против общего врага — пандемии. Это происходило на фоне постоянно звучащих предупреждений работников здравоохранения о росте случаев инфицирования корона-вирусом, который ставит в сложное положение всю медицинскую систему в стране. Эксперты говорят, что ощущение необходимости предотвратить надвигающуюся угрозу коронавируса у японских граждан отсутствует из-за неоднозначных сообщений правительства и из-за недостатка у рядовых японцев стимулов оставаться дома.

Основное, что пытается донести правительство до своих граждан, — важность и первоочередность восстановления экономики, а потом уже безопасность. Премьер-министр С. Абэ не раз подчеркивал в своих выступлениях, что Япония не станет принимать жесткие ограничения в европейском стиле, которые парализуют японскую экономику. По мнению Сэкия Наоя8, «очевидно, что посыл, исходящий от правительства, оказался довольно мягким: пытаясь убедить людей, что необходимо оставаться дома, правительство отдает приоритет экономике, а поскольку японцам все еще не хватает общего чувства кризиса, они, вместо того чтобы сидеть дома, надеются на лучшее и предполагают, что не заразятся» ^ата§исЫ 2020]. Более того, те, кто не внемлет призывам остаться дома, не нарушают закон, поскольку юридически чрезвычайное положение может означать только просьбу со стороны властей о соблюдении определенных правил. А раз так, то и штрафов «нарушители» не платят.

Вместе с тем по результатам опроса, проведенного международной исследовательской компанией Ipsos, 77% японцев отметили, что когда предприятиям разрешат возобновить работу и будут разрешены поездки, то, выходя из дома, они будут испытывать определен-

7 Яп. ^—— ^Goruden' ш-ки — «Золотая неделя», проходит с 29 апреля до 5 мая.

8 Сэкия Наоя — профессор Токийского университета (Отдел междисциплинарных информационных исследований).

ную нервозность9. Больше страхов по этому поводу только у граждан Индии (78%), а меньше всего беспокоятся на этот счет в Германии (44%) (рис. 3).

■ Да ■ Нет Не знаю 100% _

Рис. 3. Будут ли люди испытывать нервозность, выходя из дома, когда предприятиям разрешат возобновить работу Источник: исследования Ipsos [Ipsos 2020с]

Три четвертияионцев, приюшших участие вопросегазеты «Асахи», заявили, рчо вегсорот на улиоу режр, чем обычни.Ночольш чуть более половины считают, что могут выполнить призыв С. Абэ »сотфечсть свои социапьныеконтакгы» [У»та§исЫ 20я0].При этом, ергопяно брнчанякойкомпое

нией YouGov10, несмотря на относительно высокий процент жителей страны,ооторыи боеттт пщчкатить ^^ус,»оеиака1^(^^]^0) 18%оевтон-дентов смоглиюбежать поездок в школу или на работу. Так в чем же в основном ограничивали себя японцы во время объявленного прави-телтсяпоякаяоняино (чрбл. 1)?

9 В Келае (Я2%), Веччк? британч. и Мексике (по ССЧУ» »разиооо иКанаде(68%).

10 УоиОои — глебалепояобщасткеошо чомпсоо», оанимающаеея опрочамиоеще-ственного Сайт компании — https://yougov.co.uk

Таблица 1. Доля японцев, испытывающих ограничения во время режима чрезвычайной ситуации (%)

Виды ограничений Всего Женщины Мужчины

Выход из дома 89,3 93,7 85,0

Путешествия, отдых 88,7 93,4 84,0

Посещение концертов, театров, кинотеатров 86,7 91,7 81,9

Общение с друзьями и знакомыми 85,1 91,4 78,8

Несрочные покупки 84,2 87,8 80,7

Посещение ресторанов 82,7 89,5 75,9

Составлено по: данные Института общих исследований жизни Хакуходо [Хакуходо 2020]

По мнению профессора университета Хоккайдо, эксперта по эпидемиологическому анализу Нисиура Хироси, данные опроса показывают, что в выходные дни число любителей ночной жизни и пассажиров заметно сократилось — цель по социальному дистанцированию была достигнута примерно на 80%. Однако парки и популярные места на открытом воздухе в густонаселенных городах Японии по-прежнему остаются весьма оживленными.

Face-to-face с COVID-19

Несмотря на существующие стереотипы, согласно которым Япония — страна с высокими технологиями, а перенесенные из-за сложной эпидемиологической ситуации в мире Олимпийские игры 2020 г. в Токио должны были продемонстрировать ее возможности как высокотехнологичной державы, многие японцы столкнулись с трудностями удаленной работы из дома именно по техническим причинам. Когда для обуздания распространения коронавируса правительство объявило чрезвычайную ситуацию и попросило граждан работать из дома, толпы японцев устремились в магазины электроники. В это трудно поверить, но факт остается фактом: многим японцам не хватило основных «инструментов», необходимых для работы из

дома. Вопреки ультрасовременному имиджу Japan Inc., с ее роботами, изяществом дизайна и изобилием гаджетов, во многих отношениях страна испытывает именно технологические трудности. Некоторые офисы часто используют факсы вместо электронной почты, а во многих домах отсутствует высокоскоростной доступ в интернет. В правительственном исследовании говорится, что треть (!) домохозяйств все еще использует факсы.

Редко можно найти офис, в котором нет факса, если только это не футуристическая компания, такая как SoftBank, которая не одобряет подобные старомодные практики. Многие уважаемые учреждения избегают электронной почты и делают запросы на информацию или настаивают на получении документации только по факсу. Более того, как оказалось, у многих сотрудников компаний нет ноутбуков, которые они могут взять домой [Denyer 2020], а у самих компаний нет VPN или удаленного доступа к своим серверам. Это значит, что информацию, необходимую для работы, можно получить только лично — в офисе [Jozuka 2020].

Но еще большим препятствием на пути успешного внедрения дистанционной работы оказалась японская корпоративная культура face-to-face, говорят эксперты [Horiuchi 2020]. Нежелание закрывать офисы и работать удаленно свидетельствует не только о культуре интенсивной работы, когда сотрудники должны работать по многу часов в офисах, но и является реальной частью японской корпоративной культуры, когда акцент делается на коллективное принятие решений, что также может вызывать нежелание японцев работать из дома, где они не будут физически окружены коллегами.

В этом отношении по сравнению с другими странами, где сотрудники работают более индивидуально, ситуация в Японии уникальна, поскольку корпоративная культура в Японии такова, что один человек не может принять важное решение в одиночку у себя дома11 — для этого работники целой компании должны собраться вместе и коллегиально обсудить проблему. Вот почему в то время как некоторые государственные служащие по предписанию должны были работать удаленно, многие из них по утрам устремлялись в свои офисы.

11 Будучи замечательными исполнителями и обладая навыками работы в команде, японцы в то же время обладают духом лидерства и нестандартным мышлением в гораздо меньшей степени.

Еще одним препятствием для успешного осуществления дистанционной работы является то, что четверть населения Японии — люди в возрасте 65 лет и старше. Многие пожилые японцы занимают руководящие должности, но при этом, как бы парадоксально это ни звучало, они очень далеки от современных технических новшеств. Например, в 2018 г. занимавший тогда пост министра кибербезопасности 68-летний чиновник признал, что никогда не использовал компьютер в своей профессиональной деятельности. Профессор экономики университета Мэйдзи в Токио Като Xисакадзу, комментируя подобное явление, отметил, что «даже если оборудование станет доступным, многие пожилые люди могут просто-напросто не иметь достаточного опыта или знаний для быстрой адаптации к техническим новшествам, поскольку в Японии существует явный цифровой разрыв» [Jozuka 2020].

Есть и еще один важный нюанс: документы часто должны быть завизированы лично резными печатями ханко12, которые в Японии служат в качестве подписей. Премьер-министр Японии Абэ Синдзо призвал срочно пересмотреть эту традиционную офисную практику — ведь именно из-за нее некоторые работники вынуждены садиться в переполненные поезда и появляться в своих офисах только для того, чтобы завизировать документы своими личными или фирменными печатями. На заседании Совета по экономической и фискальной политике С. Абэ отметил необходимость внесения изменений в «обычай использования печатей и подачи документов» для большего распространения в стране удаленной работы.

По мнению пионера в области телеработы (удаленной работы) президента Telework Management Inc.13 Тадзава Юри14, другой фактор, встающий на пути успешного перехода на дистанционную

12 Традиция использования ханко на официальных документах, которая в Японии насчитывает сотни лет, распространилась среди широкой общественности в XIX в. Для проверки личных или деловых операций часто требуется печать, смоченная красной тушью. Не желая отказываться от этих обычаев, Япония на протяжении десятилетий подвергалась критике за неэффективность работы «белых воротничков». Опрос Токийской торгово-промышленной палаты показал: только 26% из 1333 компаний работали дистанционно.

13 Сайт компании — https://www.telework-management.co.jp/english/

14 Тадзава Юри в 2008 г. основала Telework Management Inc. для внедрения телеработы в среде своих клиентов. Является советником кабинета министров, министерства государственного управления, внутренних дел, почты и телекоммуникаций, министерства здравоохранения, труда и социального обеспечения и т. д.

работу, состоит в том, что работники часто не имеют четко определенного круга служебных обязанностей, как, например, американцы, поэтому компании ожидают, что их сотрудники, работая в команде, будут постоянно общаться друг с другом. Однако именно сейчас телеработа как никогда ранее приобретает особое значение в борьбе с коронавирусом [Kageyama 2020].

Эксперт по корпоративному управлению, глава совета директоров Training Institute of Japan15 Бенес Николас (Benes Nicholas), предложивший бесплатный вебинар по телеработе, был удивлен тому, что интерес японцев к его вебинару оказался поразительно низким. Ведь отсутствие современных IT-систем означает, что в Японии отстают в развитии гибкие методы работы, а существующие офисные правила, методы управления и даже само отношение к удаленной работе становится одной из причин относительно низкой производительности труда. По мнению Бенеса, «телеработа требует, чтобы менеджеры доверяли своим сотрудникам и делегировали им больше полномочий по принятию решений, поскольку на согласования по электронной почте или по скайпу уходит слишком много времени». Тем не менее, традиционно многие японские компании по-прежнему полагаются на нюансы взаимодействия face-to-face.

Хотя некоторые крупнейшие корпорации, такие как Toyota Motor Corp., Sony Corp., Honda и Nissan, и объявили о политике работы «на удаленке» в период пандемии, оказалось, что основная проблема больше связана с малым и средним бизнесом. По данным Японского бюро статистики, в 2019 г. более 70% рабочей силы Японии было занято именно в сфере услуг, а это значит, что для многих телеработа оказалась практически невозможна.

Помимо технических вопросов, почти половина респондентов причиной уклонения от дистанционной работы назвали трудности, с которыми сталкиваются менеджеры при оценке эффективности работы сотрудников, когда они не могут видеть свою команду лично.

В результате всех изменений, которые были запущены в бизнес-среде из-за введения многими странами режима чрезвычайной ситуации, число офисных сотрудников может сократиться в отдельных случаях на треть. В ряде стран это остро поставит вопрос: что же делать

15 Training Institute of Japan — некоммерческая организация, предлагающая управление и обучение управлению.

с невостребованными людьми16? Не исключено, что даже сильные экономики, до настоящего времени избегавшие существенной безработицы, тоже столкнутся с подобной проблемой. В связи с этим нельзя не сказать, что переживания, связанные с безработицей и возможностью потерять работу, стоят у современных японцев на третьем месте (24%)17 после проблем, вызванных пандемией COVID-19 [Ipsos 2020e]. Это также объясняет, почему, несмотря на рост числа инфицированных коронавирусом, городские пригородные поезда заполнены лишь ненамного меньше, чем раньше. Это «белые воротнички» спешат в свои офисы...

Затянувшаяся перемена

Объявляя о мерах по предотвращению распространения пандемии, С. Абэ подчеркнул, что здоровье и безопасность детей имеют наивысший приоритет, и попросил закрыть в стране все учебные заведения. И хотя формально это была только прозвучавшая от правительства просьба (а не принудительное закрытие), почти все префектуры и советы по образованию (BOEs18) выполнили этот запрос. Начиная со 2 марта по всей Японии все начальные, средние и старшие школы были закрыты на весенние каникулы на две недели раньше обычного [Hayden 2020]. Многие японские семьи оказались застигнуты врасплох новостью о том, что все школы Японии закроются [Fritz 2020].

Если часть школ, особенно в регионах, столкнулась с неподготовленностью учителей и используемых онлайн-платформ, то некоторые, напротив, во время карантина пострадали от недоступности высокотехнологичного оборудования: при вынужденном переходе на цифровые технологии разрыв между частными и государственными школами стал еще более очевидным [The Japan Times 2020b].

В то время как многие частные школы начали предлагать ученикам программы онлайн-обучения, выяснилось, что в этом вопросе госу-

16 В настоящее время существуют также ошеломляющие глобальные прогнозы относительно того, сколько рабочих мест может быть потеряно во время этого кризиса. Агентство ООН — Международная организация труда (МОТ) заявило, что в худшем случае может быть потеряно до 25 млн рабочих мест во всем мире. Для сравнения: во время мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. было потеряно около 22 млн рабочих мест.

17 По данным исследования Ipsos What Worries the World, на втором месте стоят вопросы, связанные с социальным неравенством и бедностью — 27%.

18 BOEs — Boards Of Education, советы по образованию.

дарственные школы сильно от них отстают. Более того, если школы в одних префектурах останутся открытыми, а в других будут закрыты (поскольку каждая префектура в индивидуальном порядке принимает решение о работе учебных заведений сообразно ситуации), то между ними возникнет реальная пропасть [The Japan Times 2020b]. По мнению экспертов, в этой ситуации правительство должно взять на себя обязательство оказывать финансовую и техническую поддержку школам по всей стране, чтобы помочь им перейти на цифровые технологии.

Частные школы начали готовить образовательные онлайн-плат-формы еще в конце февраля 2020 г., поэтому когда премьер-министр С. Абэ вынес предписание закрыть со 2 марта все начальные, средние и старшие школы, для большинства частных школ это не стало шоком. Они были морально и технически готовы к этому и начали активно предлагать онлайн учебные материалы, видео презентации и презентации в PowerPoint, подготовили своим ученикам всевозможные предложения по загрузке со школьных платформ заданий по разным предметам и всячески стали поощрять коммуникацию с учителями в интернет-пространстве.

Однако когда дело дошло до государственных школ, мы увидели совсем другую историю. Поскольку с точки зрения дохода семьи и возможности доступа к интернету ситуация с каждым конкретным учащимся различается, то государственные школы и муниципальные советы по образованию, к которым относятся эти школы, изначально не настаивали на том, чтобы родители покупали своим детям компьютеры для учебы с использованием интернет-технологий. Более того, отсутствие учителей, разбирающихся в ИТ, стало еще одним препятствием, которое затруднило создание адекватных учебных материалов в интернет-пространстве. Например, в Соединенных Штатах во время закрытия школ в марте 2020 г. для онлайн-обучения стал широко использоваться канал YouTube и Google Classroom — онлайновый образовательный инструмент, разработанный совместно Google и экспертами в области образования. Но как бы странно это ни звучало, по сравнению с другими развитыми странами высокотехнологичная Япония не очень-то и спешит создавать полноценную среду для онлайн-образования (!).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У японских родителей появился дополнительный повод для беспокойства — влияние на физическое и психическое здоровье детей

Жтина Л.В. СОУЮ-19иЯпония

того, что школы оказались закрыты. 9% японцев волновали и волнуют вопросы, связанные именно с образованием19 [Ipsos 2020е]. Кроме того, из-за кризиса и ситуации с пандемией некоторые японские семьи столкнулись со снижением доходов и потерей работы20. А когда наряде со всеми возникшимр проблемами родтоелям прпшлосьещ2 и помогать дома своим детям с учебой, то бремя их забот стало намного нажемее.

Асто жасдмс уреникиД Ксгма томиРскм компанерТесТед щю-вела анкетирование учащихся средних и старших классов и студентов янпдкрсиретос21, кыяснилось, чте50% 22%нтярштел б соурен-тов университетов тратило время, которое у них появилось в период вынужденных затяжных «домашних каникул», на сон. Больше времени учебе стали уделять около 40% учеников средних классов и только 22% студентов вузов [Nippon.com 2020а] (рис. 4).

Средние классы Старшие классы Н Университет

Рис. 4. На что тратят время ученики школ и студенты

во время пандемии в Японии Источник: Исследования TesTee [№рроп.сош2020а]

%Из евран АТР вопросы, связанные с образованием, больше всего волнуют граждан Китая — 20%, а меньше всего озабочены этой проблемой в Южной Корее — 6%

20 Для сравнения: в странах АТР проблема потери работы больше всего волнует граждан Южной Кореи — 55%, Китая — 35 % и России — 34%.

21 В опросе приняло участие 8П6П чел.

Как считают эксперты, правительство не должно оставлять такие важные вопросы образования на усмотрение местных органов власти, школ и родителей учеников. В сложившейся ситуации, если придется вновь перейти на дистанционное обучение, разрыв между частными и государственными школами, а также между различными префектурами будет только увеличиваться. Если в государственных школах из-за финансовых и временных ограничений нет возможности обеспечить персональным компьютером каждого учащегося, то школам должно быть разрешено использовать имеющиеся у них средства на открытие компьютерных классов для учеников, которые испытывают проблемы с онлайн-доступом из дома, поскольку каждому ребенку надо предоставить равные возможности получения образования.

Непростое положение иностранных студентов

Японское правительство давно проводит политику увеличения числа иностранных студентов в Японии и привлечения в страну молодых талантов со всего света, стремясь повысить конкурентоспособность японских университетов. Согласно отчету министерства юстиции, опубликованному в конце марта 2020 г., благодаря этой государственной политике в 2019 г. число иностранных студентов достигло 345 791. Усилия японского правительства в направлении открытости высшего образования не новы, но в последние годы они стали более активными [Жилина 2019]. Инициатором в этом деле выступает министерство образования, культуры, спорта, науки и техники, продвигающее сектор высшего образования для привлечения большего числа иностранных сотрудников и студентов и проводящее реформы, направленные на создание более конкурентоспособной исследовательской среды. Ведь интернационализация в образовании приводит к завязыванию партнерских отношений между университетами на международном уровне, при этом сами международные партнерства являются своеобразным способом интернационализации [Knight 2003]. Однако вспышка COVID-19 в Японии привела к тому, что сотни тысяч студентов университетов оказались в очень сложном положении. Лекции, которые должны были начаться в апреле22, стали предлагаться онлайн. Кроме того, после объявления чрезвычайной

22 Учебный год в Японии начинается 1 апреля.

ситуации в стране исчезла возможность частичной занятости, которая была хорошим подспорьем и помогала студентам содержать себя, а доходы многих из их родителей существенно сократились по той же причине.

Проведенный среди 1200 студентов университетов опрос показал, что вспышка коронавируса оставила многих без источника дохода или финансовой поддержки, поэтому около 20% из них рассматривают возможность бросить учебу в вузе. До распространения COVID-19 многие студенты работали на условиях частичной занятости в ресторанной и туристической отраслях. Согласно исследованию The Japan Student Service Organization, проведенному среди 7000 иностранных студентов в 2019 г., 75,8% респондентов работали неполный рабочий день, из них П1,8% трудились в ресторанном секторе, который с марта 2020 г. был вынужден ограничивать свою деятельность. Это, в свою очередь, не могло не отразиться на финансовом положении студентов. Кроме того, студенты не подпадают под программы страхования по безработице и не имеют права на предоставляемые домо-хозяйствам с низким доходом социальные пособия. Все это в итоге приведет к тому, что молодые люди не смогут оплатить обучение и будут вынуждены оставить учебные заведения, а значит, не смогут оставаться в Японии [The Japan Times 2020a].

Но университеты не хотят снижать плату за обучение, поскольку это напрямую повлияет на их финансовое положение. И только некоторые из них смогли оказать студентам посильную финансовую поддержку. Например, Университет Васэда каждому своему студенту предоставил материальную помощь в размере 100 тыс. иен, а Университет Мэйдзи Гакуин — 50 тыс. иен, университет Тохоку объявил о создании фонда экстренной помощи ( в том числе для выплат нуждающимся студентам) в размере П00 млн. иен и т. д. К сожалению, принять такие меры поддержки своих учащихся могут только обладающие достаточными финансовыми ресурсами учебные заведения. Несмотря на то, что в рамках новой правительственной программы выдачи наличных населению иностранные студенты имеют право на получение 100 тыс. иен каждый [NHK 2020], они могут столкнуться с трудностями при оформлении многочисленных документов, необходимых для этой процедуры. Многие из них приехали в страну без идентификационных карточек социального страхования и налогообложения (My Number), которые требуются для заполнения

онлайн-заявки. Тем не менее, как и объявлял 8 мая 2020 г. министр образования Хагиуда Коити, японское правительство рассмотрело вопрос о выдаче наличных денег нуждающимся студентам [Nippon. com 2020b]. Кабинет министров утвердил программу предоставления денежных пособий до 200 тыс. иен для 430 тыс. студентов23, которые в условиях пандемии коронавируса испытывают финансовые трудности, возникшие при оплате за обучение.

Пандемия заставляет страны закрывать границы, и в условиях кризиса правительства вполне оправданно стремятся отдавать предпочтение своим гражданам. И в Японии стали раздаваться голоса, что поддерживать надо прежде всего японских граждан, а не иностранных студентов. Но оказание помощи последним не менее важно для экономики страны и ее внешних связей. Молодые люди из других стран, которым была предоставлена возможность учиться в Японии, могут стать бесценным ресурсом для поддержки промышленности и экономики в будущем, ключевыми фигурами, которые после возвращения домой помогут Японии построить более тесные отношения со своими странами.

Заключение

Япония известна в мире как страна традиций. Наиболее полно они проявляются в национальном характере японцев и в стройной системе их ценностных ориентаций. Неблагоприятные природные условия выработали у японцев стойкость к невзгодам, коллективизм, привычку к взаимопомощи в преодолении стихийных бедствий, оптимизм, мобилизационные способности. Для японцев характерны высокий уровень дисциплинированности, уважение к старшим по возрасту и положению, чувство долга по отношению к своей социальной группе. И развитие японского общества осуществляется путем активного использования этих особенностей [Японский феномен 1996, с. 15-16].

Поскольку Япония стала одной из первых стран (вместе с Китаем и Южной Кореей), пострадавших от COVID-19, и страной с самым высоким в мире процентом пожилых людей, которые подвергаются более высокому риску серьезно заболеть и даже умереть от этой

23 В их число вошли не только студенты университетов, но и учащиеся других учебных заведений Японии.

болезни, можно предположить, что страна оказалась «на передовой» в вопросах разработки и реализации мер по предотвращению распространения коронавируса. Все вышеперечисленные качества японцев в полной мере проявляются и в противостоянии пандемии COVID-19. Япония снова показывает себя не только как страна с высоким уровнем санитарии и гигиены, но и, пожалуй, как страна с одним из самых дисциплинированных народов. Японское общество, где традиция соблюдать дистанцию — в самых разных смыслах этого словосочетания — существовала не один век, в последние месяцы в борьбе с пандемией учится ей следовать: старается работать, учиться и жить дистанционно. И это дает Японии возможность выходить из ситуации, возникшей в связи с пандемией, с наименьшими по сравнению с другими странами потерями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Nippon.com 2020a—Корона кю:ко: фуэта но ва нэрудзикан то YouTube [Во время каникул из-за коронавируса стали больше времени тратить на сон и на YouTube]. Nippon.com. 15.04.2020. https://www.nippon.com/ja/ japan-data/h00701/ (дата обращения: 5.05.2020).

Головнин 2020 — Головнин В. И. Формула японского карантина: четкость, дисциплина, помощь. Новая газета. 30.04.2020. https://novayag-azeta.ru/articles/2020/04/30/85169-formula-yaponskogo-karantina-chetkost-distsiplina-pomosch (дата обращения: 5.05.2020).

Жилина 2019 — Жилина Л. В. Японское университетское сообщество в международном окружении: маневры или курс на снижение? Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019. Т. 19. № 1. С. 119-129.

Хакуходо 2020 — Дай иккай сингата коронауирусу ни кансуру сейкацу тё:са 2020.04 [1-й опрос относительно нового коронавируса. Апрель, 2020]. Хакуходо. Апрель 2020. https://www.hakuhodo.co.jp/ uploads/2020/04/20200420.pdf (дата обращения: 5.05.2020).

Японский феномен 1996 — Японский феномен / Научн. рук. и отв. ред. К. О. Саркисов. - Москва: Институт востоковедения РАН, 1996.

Denyer 2020 — Denyer, S. Work from Home, They Said. In Japan, it's not so Easy. The Washington Post. April 6, 2020. https://www.washingtonpost. com/world/coronavirus-japan-telework-business-culture/2020/04/05/a420a39a-74ec-11ea-ad9b-254ec99993bc_story.html (дата обращения: 5.05.2020).

Fritz 2020 — Fritz, M. Coronavirus: Are Japan's School Closures a Political Move to Save the Olympics? DW.com. February 28, 2020. https://www. dw.com/en/coronavirus-are-japans-school-closures-a-political-move-to-save-the-olympics/a-52574748 (дата обращения: 05.05.2020).

Hayden 2020 — Hayden, M. Coronavirus and Foreign Teachers in Japan. With Japan's Schools Shut Down, What Happens to Foreign Teachers? The Diplomat. March 11, 2020. https://thediplomat.com/2020/03/coronavirus-and-foreign-teachers-in-japan/ (дата обращения: 05.05.2020).

Horiuchi 2020 — Horiuchi, J. Corporate Culture Remains Obstacle to Japan Adopting Telework. The Japan Times. January 06, 2020. https://www. japantimes.co.jp/news/2020/01/06/business/japan-corporate-culture-tele-working/#.XrPUmhTVLIU (дата обращения: 05.05.2020).

Ipsos 2020a — Majority of People Want Borders Closed as Fear about COVID-19 Escalates. Ipsos. March 17, 2020. https://www.ipsos.com/en/ majority-people-want-borders-closed-fear-about-covid-19-escalates (дата обращения: 5.05.2020).

Ipsos 2020b — Public Divided on Whether Isolation, Travel Bans Prevent COVID-19 Spread; Border Closures Become More Acceptable. Ipsos. March 24, 2020. https://www.ipsos.com/en/public-divided-whether-isolation-travel-bans-prevent-covid-19-spread-border-closures-become-more (дата обращения: 5.05.2020).

Ipsos 2020c — People are Divided over Whether the Economy Should Open if COVID-19 is not Fully Contained. Ipsos. April 27, 2020. https://www. ipsos.com/en/people-are-divided-over-whether-economy-should-open-if-cov-id-19-not-fully-contained (дата обращения: 5.05.2020).

Ipsos 2020d — Think Seniors are Most at Risk? Women, Younger People More Likely to Self-Isolate Amid COVID-19. Ipsos. April 14, 2020. https:// www.ipsos.com/en/think-seniors-are-most-risk-women-younger-people-more-likely-self-isolate-amid-covid-19 (дата обращения: 5.05.2020).

Ipsos 2020e — What Worries the World. Ipsos. April, 2020. https://www. ipsos.com/sites/default/files/ct/news/documents/2020-04/what-worries-the-world-april-2020-ipsos.pdf (дата обращения: 5.05.2020).

Nippon-com 2020b — The Japanese Government will Consider Cash Handouts to University Students in Need Amid the COVID-19 Crisis, Education Minister Koichi Hagiuda Said Friday. Nippon.com. May 8, 2020. https://www. nippon.com/en/news/yjj2020050800544/ (дата обращения: 13.05.2020).

Johnston 2020 — Johnston, E. What Changes under Japan's State of Emergency Declaration? The Japan Times. April 8, 2020. https://www.japantimes.

co.jp/news/2020/04/08/national/politics-diplomacy/japan-changes-under-state-of-emergency/#.XqvqWPbVLIU (дата обращения: 5.05.2020).

Jozuka 2020 — Jozuka, E. Even in the Coronavirus Pandemic, the Japanese won't Work from Home until Shinzo Abe Makes Them. CNN. April 03, 2020. https://edition.cnn.com/2020/04/02/business/japan-coronavirus-work-lockdown-guilt-hnk-intl/index.html (дата обращения: 5.05.2020).

Kageyama 2020 — Kageyama, Y. Despite Stereotypes, Low-Tech Japan Faces Challenge in Working from Home. The Japan Times. April 27, 2020. https://www.japantimes.co.jp/news/2020/04/27/business/corporate-business/ low-tech-japan-working-from-home-coronavirus/#.XqvSu_bVLIU (дата обращения: 5.05.2020).

Knight 2003 — Knight, J. Internationalization of Higher Education Practices and Priorities. Paris: International Association of Universities (IAU), 2003.

NHK 2020 — Foreign Residents can Receive 100,000-yen Handout. NHK. April 29, 2020. https://www3.nhk.or.jp/nhkworld/en/news/backstories/1057/ (дата обращения: 5.05.2020).

Nippon.com 2020b — Survey Finds Japanese Feel Half as Free as Before COVID-19 Crisis. Nippon.com. April 22, 2020. https://www.nippon.com/en/ japan-data/h00706/ (дата обращения: 5.05.2020).

Prime Minister of Japan 2020 — Basic Policies for Novel Coronavirus Disease Control by the Government of Japan (Summary). Prime Minister of Japan and His Cabinet. March 28,2020. (Revised: 4 May 2020). https://www. mhlw.go.jp/content/10900000/000628609.pdf (дата обращения: 5.05.2020).

The Japan Times 2020a — Extend Support for Foreign Students in Japan. The Japan Times. April 30, 2020. https://www.japantimes.co.jp/opin-ion/2020/04/30/editorials/extend-support-foreign-students-japan/#.Xqvc_ vbVLIU (дата обращения: 5.05.2020).

The Japan Times 2020b — Government's Support for Schools is Essential. The Japan Times. April 16, 2020. https://www.japantimes.co.jp/opin-ion/2020/04/16/editorials/governments-support-schools-essential/#.XqvTEf-bVLIU (дата обращения: 5.05.2020).

Yamaguchi 2020 — Yamaguchi, M. Why Many Japanese People are Ignoring Their Government's Pleas to Stay Home During a Major Holiday Break. Time. April 30, 2020. https://time.com/5830612/japan-coronavirus-golden-week/ (дата обращения: 5.05.2020).

REFERENCES

Dai 1-kai shingata koronauirusu ni kansuru seikatsu chösa (2020, April 20) [1st Consumer Survey on New Coronavirus, April 20, 2020]. Hakuhodo. Retrieved May 5, 2020, from https://www.hakuhodo.co.jp/ uploads/2020/04/20200420.pdf (In Japanese).

Denyer, S. (2020, April 6). Work from Home, They Said. In Japan, it's not so Easy. The Washington Post. Retrieved May 5, 2020, from https:// www.washingtonpost.com/world/coronavirus-japan-telework-business-cul-ture/2020/04/05/a420a39a-74ec-11ea-ad9b-254ec99993bc_story.html

Extend Support for Foreign Students in Japan (2020, April 30). The Japan Times. Retrieved May 5, 2020, from https://www.japantimes.co.jp/opin-ion/2020/04/30/editorials/extend-support-foreign-students-japan/#.Xqvc_ vbVLIU

Foreign Residents can Receive 100,000-yen Handout. (2020, April 29). NHK. Retrieved May 5, 2020, from https://www3.nhk.or.jp/nhkworld/en/ news/backstories/1057/

Fritz, M. (2020, February 28). Coronavirus: Are Japan's School Closures a Political Move to Save the Olympics? DW.com. Retrieved May 5, 2020, from https://www.dw.com/en/coronavirus-are-japans-school-closures-a-political-move-to-save-the-olympics/a-52574748.

Golovnin, V.I. (2020, April 30). Formula yaponskogo karantina: chetkost', distsiplina, pomoshch' [Japanese Quarantine Formula: Clarity, Discipline, Help]. Novaya Gazeta. Retrieved May 5, 2020, from https://novayagazeta.ru/ articles/2020/04/30/85169-formula-yaponskogo-karantina-chetkost-distsipli-na-pomosch (In Russian).

Government's Support for Schools is Essential (2020, April 16). The Japan Times. Retrieved May 5, 2020, from https://www.japantimes.co.jp/opin-ion/2020/04/16/editorials/governments-support-schools-essential/#.XqvTEf-bVLIU

Hayden, M. (2020, March 11). Coronavirus and Foreign Teachers in Japan. With Japan's Schools Shut Down, What Happens to Foreign Teachers? The Diplomat. Retrieved May 5, 2020, from https://thediplomat.com/2020/03/ coronavirus-and-foreign-teachers-in-japan/

Horiuchi, J. (2020, January 6). Corporate Culture Remains Obstacle to Japan Adopting Telework. The Japan Times. Retrieved May 5, 2020, from https://www.japantimes.co.jp/news/2020/01/06/business/japan-corporate-cul-ture-teleworking/#.XrPUmhTVLIU

Wmma fl.B. COVID-19 u flnomn

Johnston, E. (2020, April 8). What Changes under Japan's State of Emergency Declaration? The Japan Times. Retrieved May 5, 2020, from https:// www.japantimes.co.jp/news/2020/04/08/national/politics-diplomacy/japan-changes-under-state-of-emergency/#.XqvqWPbVLIU

Jozuka, E. (2020, April 3). Even in the coronaviruspandemic, the Japanese won't work from home until Shinzo Abe makes them. CNN. Retrieved May 5, 2020, from https://edition.cnn.com/2020/04/02/business/japan-coronavirus-work-lockdown-guilt-hnk-intl/index.html

Kageyama, Y. (2020, April 27). Despite Stereotypes, Low-Tech Japan Faces Challenge in Working from Home, The Japan Times. Retrieved May 5, 2020, from https://www.japantimes.co.jp/news/2020/04/27/business/corpo-rate-business/low-tech-japan-working-from-home-coronavirus/#.XqvSu_ bVLIU

Knight, J. (2003). Internationalization of Higher Education Practices and Priorities. International Association of Universities (IAU).

Korona kyuko, fueta no wa nerujikan to YouTube (2020, April 25). [Students Spend More Time Sleeping and Watching YouTube During "Corona Break"]. Nippon.com. Retrieved May 5, 2020, from https://www.nippon.com/ ja/japan-data/h00701/ (In Japanese).

Majority of People Want Borders Closed as Fear about COVID-19 Escalates (2020, March 17). Ipsos. Retrieved May 5, 2020, from https://www.ipsos. com/en/majority-people-want-borders-closed-fear-about-covid-19-escalates .

People are Divided over Whether the Economy Should Open if COVID-19 is not Fully Contained. Ipsos. (2020, April 27). Retrieved May 5, 2020, from https://www.ipsos.com/en/people-are-divided-over-whether-economy-should-open-if-covid-19-not-fully-contained (accessed: 5 May 2020).

Ministry of Health, Labour and Welfare. (April 27, 2020; Revised: 4 May 2020). Basic Policies for Novel Coronavirus Disease Control by the Government of Japan (Summary). Retrieved May 11, 2020, from https://www.mhlw. go.jp/content/10900000/000628609.pdf.

Public Divided on Whether Isolation, Travel Bans Prevent COVID-19 Spread; Border Closures Become More Acceptable. (2020, March 24). Ipsos. Retrieved May 5, 2020, from https://www.ipsos.com/en/public-divided-whether-isolation-travel-bans-prevent-covid-19-spread-border-closures-become-more

Survey Finds Japanese Feel Half as Free as Before COVID-19 Crisis (2020, April 22). Nippon.com. Retrieved May 5, 2020, from https://www.nip-pon.com/en/japan-data/h00706/

The Japanese Government will Consider Cash Handouts to University Students in Need Amid the COVID-19 Crisis, Education Minister Koichi Hagi-uda Said Friday (2020, May 8). Nippon.com. Retrieved May 13, 2020, from https://www.nippon.com/en/news/yjj2020050800544/

Think Seniors are Most at Risk? Women, Younger People More Likely to Self-Isolate Amid COVID-19 (2020, April 14). Ipsos. Retrieved May 5, 2020, from https://www.ipsos.com/en/think-seniors-are-most-risk-women-younger-people-more-likely-self-isolate-amid-covid-19

What Worries the World. Ipsos. (2020, April, 2020). Retrieved May 5, 2020, from https://www.ipsos.com/sites/default/files/ct/news/documents/2020-04/ what-worries-the-world-april-2020-ipsos.pdf

Yamaguchi, M. (2020, April 30). Why Many Japanese People are Ignoring Their Government's Pleas to Stay Home During a Major Holiday Break. Time. Retrieved May 5, 2020, from https://time.com/5830612/japan-coronavirus-golden-week/

Sarkisov, K.O. (Ed.) (1996). Yaponskii fenomen [Japanese Phenomenon]. Institute of Oriental Studies of RAS. (In Russian).

Zhilina, L. V. (2019). Yaponskoye universitetskoye soobshchestvo v mezh-dunarodnom okruzhenii: manevry ili kurs na snizheniye? [Japanese Universities' Community in International Environment: Maneuvers or Heading Down?] Vestnik RUDN. Mezhdunarodnyye otnosheniya, 19 (1), 119-129. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.