Научная статья УДК 343.914
https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-3-13
Влияние религиозных организаций на процесс исправления осужденных женщин в местах лишения свободы
Ирина Михайловна Черноярова
Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Рязань, Россия [email protected], https://orcid.org/0009-0008-4534-1251
Аннотация. Религиозные организации имеют немаловажное значение в процессе исправления осужденных женщин в местах лишения свободы, которые зачастую в силу принудительной изоляции и психофизиологических особенностей проявляют негативные эмоции, а также демонстрируют агрессивное поведение. Однако в процессе участия в мероприятиях по религиозному воспитанию негативные черты ослабевают, укрепляются культурно-нравственные качества женщин.
Посредством сбора эмпирических данных, а также анализа нормативно-правовой базы, учебной и научной литературы автор приходит к выводу, что религиозные организации являются самостоятельным субъектом профилактики преступлений со стороны осужденных женщин в местах лишения свободы. В процессе позитивного влияния деятельности представителей религиозных организаций отмечается уменьшение психоэмоционального напряжения, межличностных конфликтов, наблюдается повышение уровня духовно-нравственного развития, формирование ответственности осужденных женщин как перед родными и близкими, так и перед обществом в целом. Деятельность представителей религиозных организаций помогает в формировании законопослушной жизни женщины после освобождения и в ее дальнейшей ресоциализации.
Ключевые слова: религиозные организации, осужденные, женщины, места лишения свободы, ресоциализация, процесс исправления
Для цитирования: Черноярова И. М. Влияние религиозных организаций на процесс исправления осужденных женщин в местах лишения свободы // Вестник Сургутского государственного университета. 2024. Т. 12, № 3. С. 120-125. https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-3-13.
Original article
Influence of religious organizations on the reform process of convicted women in places of detention
Irina M. Chernoyarova
Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russia [email protected], https://orcid.org/0009-0008-4534-1251
Abstract. Religious organizations are of no small importance in the process of reform of convicted women in prisons. These women often, due to forced isolation and psychophysiological characteristics, display negative emotions and also demonstrate aggressive behavior. However, participating in religious education activities weakens negative traits and strengthens their cultural and moral qualities.
The author concludes that religious organizations are an independent subject of crime prevention by convicted women based on the legal framework and educational and scientific literature. Additionally, representatives of religious organizations play a positive role in decreasing psycho-emotional stress and interpersonal conflicts, increasing the level of spiritual and moral development, and fostering a sense of responsibility in convicted women towards their family, friends, and society. The activities of representatives of religious organizations help in shaping the law-abiding life of a woman after the discharge and her further resocialization.
Keywords: religious organizations, convicts, women, places of detention, resocialization, reform
process
For citation: Chernoyarova I. M. Influence of religious organizations on the reform process of convicted women in places of detention. Surgut State University Journal. 2024;12(3):120-125. https://doi.org/10.35266/2949-3455-2024-3-13.
ВВЕДЕНИЕ
Религия с давних времен играет важную роль практически в жизни каждого человека и гражданина. Еще с древности с помощью религии объяснялись природные явления, стихийные бедствия, происхождение необычных животных и т. п. Истоки религиозных ритуалов (обрядов и обычаев) уходят своими корнями в далекое прошлое.
Отметим, что в современной России религия все так же имеет большое значение для большинства людей, в том числе находящихся в статусе осужденных в местах лишения свободы.
С точки зрения доктора философских наук, профессора И. Н. Яблокова религия предстает не просто как вид каких-то связей, взаимоотношений и действий людей как некоторое функционирующее образование, форма общественного или индивидуального сознания, а как сфера духовной жизни общества, группы, индивида, способ практически-духовного освоения мира [1, с. 205].
Трудно не согласиться с мнением В. В. Фомина, который в своих научных трудах отмечает, что условия мест лишения свободы оказывают на человека угнетающее воздействие, религия же обладает некой психотерапевтической силой, способствует компенсации состояния индивида посредством утешения, смягчения стресса, может стать моральным стимулом для покаяния [2, с. 103].
История официального сотрудничества пенитенциарного ведомства с Русской Православной Церковью началась еще в XIX веке, когда в 1819 г. в Петербурге было создано «Попечительское о тюрьмах общество», которое содействовало введению церковных служб в пенитенциарных учреждениях.
Современный этап взаимодействия уголовно-исполнительной системы России с религиозными организациями начался в 1989 г.
В 1994 г. между Московской патриархией и МВД России была достигнута договоренность о совместной работе с заключенными. В 1999 г. для наиболее плодотворного взаимодействия Церкви и пенитенциарной системы в деле исправления осужденных было заключено «Соглашение о сотрудничестве» между Русской Православной Церковью и Минюстом России» [3, с. 95].
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Изучение рассматриваемой проблемы потребовало применения таких методов, как анализ, синтез, индукция, дедукция, логический метод. Проведен анализ нормативно-правовой базы, а также учебной и научной литературы. Произведен сбор и анализ эмпирических данных. В период с 2023 по 2024 гг. на базе Академии ФСИН России автором было проанкетировано 577 респондентов в лице сотрудников женских исправительных колоний и колоний-поселений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На сегодняшний день, по данным ФСИН, в учреждениях уголовно-исполнительной системы функционируют 1 508 объектов, используемых для проведения религиозных обрядов и церемоний [4], что, несомненно, свидетельствует о работе по духовному воспитанию осужденных представителями различных конфессий. Их роль не менее важна в процессе исправления и ресоциализации осужденных.
Как отмечает И. Н. Федотова, работа религиозных организаций с осужденными осуществляется по четырем основным направлениям: 1) культовая практика, то есть отправление обрядов; 2) духовно-нравственное просвещение и воспитание верующих; 3) реализация гуманитарных проектов; 4) помощь
в социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В рамках каждого из этих направлений религиозные объединения вносят свой вклад в духовное преображение личности осужденного, что способствует эффективной ресоциализации [5, с. 46].
Женщины в силу психоэмоционального и физиологического состояний более склонны к сохранению и распространению религиозных знаний, опыта, традиций, обычаев. Однако, когда женщина приобретает статус осужденной к лишению свободы, мыслительные процессы женщины чаще всего направлены на негативные проявления. Так, например, В. А. Сушко отмечает, что осужденные женщины в большей степени, чем мужчины, подвержены депрессии, апатии, чувству обреченности, способности поддаваться внушению на бессознательном уровне [6].
В местах лишения свободы зачастую происходит социальная дезадаптация осужденных женщин. Дезадаптация проявляется в: экспрессивности; подверженности чувствам и эмоциям, а не здравому смыслу; отсутствию переживания и сочувствия; склонности к невропатии, безответственности; склонности к аморальному поведению и игнорированию социальных норм, пессимистичности, эмоциональной лабильности, повышенной самоуверенности, замкнутости, преступному поведению [7, с. 161].
В процессе участия в мероприятиях по религиозному воспитанию осужденных женщин в местах лишения свободы укрепляются их культурно-нравственные качества и ослабевают негативные черты. У них отмечается стремление к чистоте, стремление к активной трудовой и творческой деятельности.
Важным моментом является то, что в исправительных учреждениях благодаря религиозным организациям создаются творческие кружки (например, кружок церковного хора, иконописи). Немаловажным является то, что создаются различные библиотеки (православная, исламская, библиотека буддийской литературы и т. д.).
В женских колониях представители традиционных конфессий проводят мероприятия, в рамках которых осуществляются бе-
седы с осужденными. Так, например, в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Бурятия практикуются встречи осужденных с представителями различных конфессий (в частности, с представителями буддизма и РПЦ). В рамках таких встреч проводятся беседы с осужденными женщинами на такие темы, как: семья, ценности и достоинство человеческой жизни, а также беседы по недопущению преступлений. Сотрудники данного исправительного учреждения отмечают, что осужденные женщины всегда ждут мероприятия такого рода, в процессе встреч с представителями различных религиозных течений они могут получить ответы на свои вопросы, исповедаться, поделиться мыслями, проблемами, освободить душу от оков неопределенности. Свобода вероисповедания - важная часть воспитательного процесса, она помогает осужденным ресоциализироваться и вернуться к нормальной жизни [8].
Также в женских исправительных колониях осуществляют свою деятельность верующие прихожане, которые могут быть представителями различных профессий (психологи, художники и т. д.). Это необходимо для того, чтобы осужденные женщины легче вступали в социальные отношения в будущем, после освобождения из мест лишения свободы [9, с. 148].
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 г. предполагает укрепление сотрудничества и расширение участия основных традиционных религиозных организаций в духовно-нравственном просвещении и воспитании подследственных и осужденных [10]. Кроме того, религиозные организации в полной мере могут участвовать в широкомасштабной деятельности, предусмотренной Концепцией, в развитии сотрудничества ФСИН России с институтами гражданского общества, в том числе содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, создание условий для их адаптации в обществе, участие в общественной и правозащитной деятельности, профилактика религиозного экстремизма и межнациональной розни, участие
в воспитательной и социальной работе, что позволит обеспечить более эффективное соблюдение прав осужденных [11, с. 146-147].
На наш взгляд, религия оказывает позитивное влияние на процесс исправления осужденных посредством осуществления деятельности религиозных организаций. В частности, мы можем отметить, что духовно-нравственное воздействие религиозных организаций является весьма значительным для осужденных женщин в местах лишения свободы, оно может стать краеугольным камнем для их раскаяния и исправления.
В поддержку нашей точки зрения отметим, что в рамках проведенного нами опроса в период 2023-2024 гг. посредством анкетирования 577 респондентов в лице сотрудников женских исправительных колоний и колоний поселений различных субъектов Российской Федерации (Волгоградская, Вологодская, Липецкая, Тверская, Калининградская, Свердловская, Челябинская, Иркутская, Красноярская области, Республика Мордовия, Хабаровский и Пермский края) был задан вопрос «Положительно ли влияет осуществляемая деятельность представителей религиозных организаций в рамках профилактики преступности в местах лишения свободы?», где 81,4 % от общего количества респондентов ответили положительно. Итак, религиозные организации можно считать полноправным субъектом профилактики преступлений в местах лишения свободы и осужденных в целом.
Мы считаем, что следует разграничивать общественные и религиозные организации (объединения) несмотря на то, что согласно статье 6 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» они объединены в общее понятие, но при этом данная статья Федерального закона разграничивает их правовое положение, которое отражается в разных нормативно-правовых актах Российской Федерации.
Согласно статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных
лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Согласно статье 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественными объединениями понимаются добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Данный анализ также позволяет нам предполагать, что религиозные организации наряду с общественными организациями являются самостоятельными субъектами профилактики преступлений в местах лишения свободы.
Пункт 7 Раздела I Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы [12], не упоминает религиозные организации в качестве субъекта профилактики правонарушений. Вероятнее всего, законодатель включает «религиозные организации» в понятие общественные организации. По нашему мнению, данный пункт следует дополнить и изложить таким образом: «Профилактика правонарушений проводится сотрудниками заинтересованных подразделений учреждения УИС во взаимодействии с соответствующими подразделениями территориальных органов ФСИН России, правоохранительными органами, государственными, общественными и религиозными организациями».
Кроме этого, стоит подчеркнуть, что статья 6 Федерального закона от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» отмечает ряд субъектов пробации, которыми являются:
- федеральные органы исполнительной власти;
- органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
- учреждения уголовно-исполнительной системы;
- органы службы занятости;
- организации социального обслуживания.
На наш взгляд, перечень субъектов про-
бации является не вполне исчерпывающим. Часть 3 статьи 6 федерального закона «О про-бации» упоминает и иные субъекты по осуществлению мероприятий в рамках проба-ции, в том числе, вскользь, религиозные организации. Мы придерживаемся мнения, что религиозные организации также необходимо включить в перечень субъектов пробации, тем самым предлагаем дополнить часть 1 статьи 6 федерального закона «О пробации».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хотелось бы отметить, что на современном этапе развития общества религиозные организации выполняют ряд важнейших функций. С их участием складывается стиль общественной жизни, они способны выражать интересы определенных групп населения, они способствуют развитию духов-
Список источников
1. Яблоков И. Н. Понятие и функции религии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2011. № 1. С. 204-211.
2. Фомин В. В. Религия и ее влияние на осужденных к лишению свободы // Прикладная юридическая психология. 2019. № 2. С. 101-107.
3. Зауторова Э. В. Особенности религиозного воспитания осужденных женщин (на примере исправительной колонии № 1 г. Вологды) // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6-2. С. 95-96.
4. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. URL: https://fsin. gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20 har-ka%20UIS/ (дата обращения: 09.07.2024).
5. Федотова И. Н. Участие религиозных объединений в ресоциализации осужденных на современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительное право. 2016. № 1. С. 45-49.
6. Янчук И. А. Особенности личности женщин, осужденных к лишению свободы, и их влияние на индивидуализацию исполнения наказания // Пенитенциарная наука. 2018. № 4. С. 61-68.
7. Черноярова И. М. Социальная дезадаптация женщин в местах лишения свободы и ее предупреждение // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 102-3. С. 159-162.
8. УФСИН России по Республике Бурятия. URL: https://03.fsin.gov.ru/news/detail.php?ELEMENT_ ID=751291 (дата обращения: 29.07.2024).
ности, а также участвуют в обеспечении безопасности и стабильности в стране. Деятельность религиозных организаций способствует сохранению исторических и национально-культурных традиций, морали и нравственности в обществе, распространении семейных ценностей и т. д.
Также подчеркнем, что велика заслуга религиозных организаций в том, что они благотворно влияют на складывающуюся обстановку в местах лишения свободы в целом. Так, в частности, со стороны осужденных женщин в местах лишения свободы отмечается уменьшение психоэмоциональных напряжений, межличностных конфликтов, наблюдается повышение уровня духовно-нравственного развития, формирование ответственности как перед родными и близкими, так и перед обществом в целом. Деятельность представителей религиозных организаций помогает в формировании законопослушной жизни женщины после освобождения и в ее дальнейшей ресоциализации.
References
1. Yablokov I. N. Ponyatie i funktsii religii. Gosudarst-vo, religiya, tserkov v Rossii i za rubezhom. 2011;(1): 204-211. (In Russ.).
2. Fomin V. V Religiya i ee vliyanie na osuzhdennyh k lisheniyu svobody. Prikladnaya yuridicheskaya psi-hologiya. 2019;(2):101-107. (In Russ.).
3. Zautorova E. V. Features of religious education of convict women (on example of correctional colony No. 1 Vologda). Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2011;(6-2):95-96. (In Russ.).
4. Kratkaya harakteristika ugolovno-ispolnitelnoy siste-my Rossiyskoy Federatsii. URL: https://fsin.gov.ru/ structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (accessed: 09.07.2024). (In Russ.).
5. Fedotova I. N. Participation of religious associations in the rehabilitation of convicted persons at the present stage of the penal system reforming. Ugolovno-ispolnitelnoepravo. 2016;(1):45-49. (In Russ.).
6. Yanchuk I. A. Features of the personality of women sentenced to imprisonment and their influence on the individualization of the execution of punishment. Penitentiary Science. 2018;(4):61-68. (In Russ.).
7. Chernoyarova I. M. Labor adaptation of convicted women to imprisonment as a step towards reso-cialization. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2023;(102-3):159-162. (In Russ.).
8. UFSIN Rossii po Respublike Buryatiya. URL: https://03.fsin.gov.ru/news/detail.php?ELEMENT_ ID=751291 (accessed: 29.07.2024). (In Russ.).
9. Мкртчян О. Д., Минсафина С. Н. Духовно-нравственное влияние религиозных организаций (объединений) на процесс исправления осужденных в исправительных учреждениях и их подготовку к освобождению из мест лишения свободы // Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной системы России на современном этапе : материалы Всерос. науч. конф., 23 апреля 2021 г., Самара. В 3 ч. Ч. 2. Самара : Самарский юридический институт ФСИН России, 2021. С. 146-150.
10. Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2023 г. : распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р. Доступ из СПС «Гарант».
11. Скоморох О. А. Роль религиозных организаций в современном развитии уголовно-исполнительной системы России // Преступление, наказание, исправление : материалы VI междунар. пенитенциарного форума, 15-17 ноября 2023 г., г. Рязань. Рязань : Академия ФСИН России, 2023. С. 144-150.
12. Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы : приказ Министерства юстиции РФ от 20.05.2013 № 72. Доступ из СПС «Гарант».
9. Mkrtchyan O. D., Minsafina S. N. Duhovno-nravst-vennoe vliyanie religioznyh organizatsiy (obedineniy) na protsess ispravleniya osuzhdennyh v ispravitelnyh uchrezhdeniyah i ih podgotovku k osvobozhdeniyu iz mest lisheniya svobody. In: Proceedings of All-Russian Scientific Conference "roblemy i perspektivy razvitiya ugolovno-ispolnitelnoy sistemy Rossii na sovremennom etape", April 23, 2021, Samara. Pt. 2. Samara: Samarskiy yuridicheskiy institut FSIN Rossii. 2021. p. 146-150. (In Russ.).
10. On approval of the Concept for the development of the penal system of the Russian Federation for the period until 2023: Decree of the Government of the Russian Federation dated April 29, 2021 No. 1138-r. Accessed through Law assistance system "Garant". (In Russ.).
11. Skomorokh O. A. Rol religioznyh organizatsiy v sovre-mennom razvitii ugolovno-ispolnitelnoy sistemy Rossii. In: Proceedings of the VI international Penitentiary Forum "Prestuplenie, nakazanie, ispravlenie", November 15-17, 2023, Ryazan. Ryazan: Akademiya FSIN Rossii, 2023. p. 144-150. (In Russ.).
12. On approval of the Instructions for the prevention of offenses among persons held in institutions of the penal system: order of the Ministry of Justice of the Russian Federation dated May 20, 2013 No. 72. Accessed through Law assistance system "Garant". (In Russ.).
About the author
Информация об авторе И. М. Черноярова - адъюнкт.
Irina M. Chernoyarova - Postgraduate.