Научная статья на тему 'Влияние религии на преступность'

Влияние религии на преступность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
487
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / RELIGION / РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / RELIGIOUS CRIMES / ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА ПРЕСТУПНОСТЬ / THE EFFECT OF RELIGION ON CRIME / РЕЛИГИОЗНАЯ СВОБОДА / RELIGIOUS FREEDOM / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / ИСЛАМ / ISLAM / ХРИСТИАНСТВО / CHRISTIANITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бугаев В.А., Сударикова Т.Е.

В данной статье предпринята попытка исследования отдельных факторов экстремистской и террористической преступности на религиозной почве; мотивации поведения лиц, которые, манипулируя религиозными текстами, ссылаясь на богословские авторитеты, искажая теологическую информацию различных религий, совершают указанные преступления, уничтожая лиц иного вероисповедания. Наша страна уникальна тем, что в ней удается мирно сосуществовать представителям различных религиозных конфессий. Главная задача государства сохранить это мирное сосуществование, несмотря на такие негативные мировые тенденции, как все возрастающее количество преступлений, совершенных на религиозной почве, активизацию деятельности террористов и экстремистов. Религиозная тема приобрела новый контекст после серии террористических актов 11 сентября 2001 года. Именно с этого момента проблема приобрела повышенную актуальность и стала объектом более глубоких исследований. Преступления по мотивам религиозной ненависти и вражды одни из самых сложных и неочевидных, что порождает проблемы их квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of religion on criminality

Our country is unique in that it manages to coexist peacefully representatives of different religious movements. The main task of the state to maintain this peaceful coexistence, despite the increasing number of crimes committed on religious grounds, the revitalization of the terrorists and extremists in the world. Because the religious theme has acquired a new context after a series of terrorist acts of 11 September 2001, from that moment, this issue became the object of serious research. Crimes motivated by religious hatred and enmity one of the most difficult and non-obvious, in connection with which there is a serious problem of qualification of these crimes. In this regard, in this article try to explore what makes people manipulating religious texts, referring to the theological authority, distorting the information received from the teachings of various religions, to commit terrible crimes, destroying all who adhere to another religion.

Текст научной работы на тему «Влияние религии на преступность»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2017. - Т. 3 (69). № 3. - С. 108-113.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО; УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС И КРИМИНАЛИСТИКА

УДК 343.914

ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА ПРЕСТУПНОСТЬ Бугаев В. А., Сударикова Т. Е.

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского

В данной статье предпринята попытка исследования отдельных факторов экстремистской и террористической преступности на религиозной почве; мотивации поведения лиц, которые, манипулируя религиозными текстами, ссылаясь на богословские авторитеты, искажая теологическую информацию различных религий, совершают указанные преступления, уничтожая лиц иного вероисповедания. Наша страна уникальна тем, что в ней удается мирно сосуществовать представителям различных религиозных конфессий. Главная задача государства - сохранить это мирное сосуществование, несмотря на такие негативные мировые тенденции, как все возрастающее количество преступлений, совершенных на религиозной почве, активизацию деятельности террористов и экстремистов. Религиозная тема приобрела новый контекст после серии террористических актов 11 сентября 2001 года. Именно с этого момента проблема приобрела повышенную актуальность и стала объектом более глубоких исследований. Преступления по мотивам религиозной ненависти и вражды - одни из самых сложных и неочевидных, что порождает проблемы их квалификации.

Ключевые слова: религия, религиозные преступления, влияние религии на преступность, религиозная свобода, терроризм, экстремизм, ислам, христианство.

Анализ современного состояния преступности в России и мире позволяет сделать вывод, что без религиозного, философского и научного подхода к данной проблеме конструктивно изучить это многогранное явление в жизни общества невозможно. Особенностью современного российского общества является исторически сложившаяся многоукладность вероисповедания народов, населяющих нашу страну, что имеет определённое влияние на уровень преступности в ней. Религиозная многоконфессиональность российской политической нации имеет наряду с позитивными аспектами и отдельные негативные. В условиях стабильного развития государства влияние религиозного вероисповедания на отношения внутри российского общества практически не отмечается. Однако на переломных кризисных этапах развития государства, обостряются, в том числе, религиозные противоречия ортодоксальных религиозных течений. Причём они используются для радикализации настроений в определённых реакционно настроенных группах населения.

Исследуя разные источники, мы пришли к выводу, что основной причиной совершения преступлений на религиозной почве является неспособность самого общества регулировать межконфессиональные отношения. Именно это дает возмож-

ность радикалам использовать религиозные взгляды и убеждения в своих преступных целях.

В настоящее время правоохранительные органы сталкиваются с увеличившимся количеством правонарушений со стороны ортодоксальных религиозных деструктивных организаций и тоталитарных сект. Для предупреждения и пресечения преступлений, связанных с религиозным экстремизмом и терроризмом необходима координация совместных усилий как правоохранительных органов, так и общественных, религиозных и иных организаций гражданского общества. В связи с этим МВД РФ все чаще взаимодействует с представителями традиционных религиозных конфессий. К примеру, уже подписано Соглашение о сотрудничестве с Русской Православной Церковью [6, с. 40].

Позитивный аспект взаимодействия с Церковью признают и специалисты ФСИН РФ. Неоднократно было отмечено положительное влияние религии на морально-психологическую обстановку в исправительных учреждениях. Профилактика преступности должна происходить через воспитание и просвещение, направленных на утверждение в обществе истинных духовных и нравственных ценностей. Именно поэтому Православная Церковь все чаще активно взаимодействует со школой, СМИ и правоохранительными органами.

Необходимо отметить, что признаком состава любого преступления, совершённого на религиозной почве, является умышленная форма вины. Такие преступления посягают на религиозную свободу граждан, на религиозную безопасность российского общества. Следует отметить, что религиозная безопасность является составной частью духовной безопасности, а, следовательно, и общественной безопасностью в целом.

Очень точно определил понятие религиозной безопасности в своей монографии В. Г. Беспалько: «Религиозная безопасность - состояние политико-правовой защищенности и социальной стабильности религиозных отношений, в том числе религиозного мира, свободы совести и вероисповедания, невмешательства государства и кого бы то ни было в дела Церкви, недопустимость распространения в России деструктивных культов, деятельности тоталитарных сект, проявления религиозного экстремизма» [2, с. 201].

Бесспорно, РФ является светским государством, однако факт возрастания в мире религиозного экстремизма требует от него борьбы с данным видом социального зла. По данным ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» МВД в первом полугодии 2016 года отмечается рост преступлений террористической и экстремистской направленности.Так, за указанный период зарегистрировано 1313 преступлений террористического характера, что на 66,6 % больше, чем за январь-апрель этого же года и 830 преступлений экстремистской направленности, что на 10 % больше, чем за указанный период того же года [5, с. 47-48].

Президент РФ В. В. Путин в своем послании Федеральному Собранию особо отметил, что кое-кто не гнушается и самыми грязными технологиями, пытаясь разжечь в нашей многонациональной демократической стране межнациональную и межконфессиональную рознь. В связи с чем необходимо ускорить принятие попра-

вок в законодательство, ужесточающих ответственность за экстремистские действия

[7, с. 2].

Следовательно, мы видим необходимость совершенствования уголовного законодательства в целях охраны прав и законных интересов граждан, организаций, всего общества. Однако без поддержки народа государство не сможет в полной мере решать задачи противодействия преступности с помощью одного уголовного законодательства.

Приоритетным для мировой цивилизации является обращение к духовной нравственности и возрождению правового наследия прошлого, к традициям великих мировых религий. Необходимо научиться относиться к уголовному закону как к нравственной ценности, уметь видеть в каждом совершенном преступлении нарушение нравственного запрета.

Начало XXI века ознаменовано 2000-летием христианства, именно с этого периода появляется ряд работ о соотношении духовности, нравственности и права.В XXI веке религия по-прежнему является важным фактором, влияющим на духовную жизнь всего многонационального народа с разным вероисповеданием. Если мы обратимся к библейской истории, то увидим, что первым грехом был мятеж прародителей человечества против Бога. Следовательно можно сделать вывод, что потребность правового регулирования в сфере религиозных отношений(в том числе уголовно-правовой аспект) возникла еще в древности. Попытки вмешательства политических сил в сферу религии можно найти во многих памятниках отечественного права.

Самая главная взаимосвязь христианства и права - в единстве охраняемых интересов. Во второй заповеди сказано: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». В полной мере права и свободы человека признала действующая Конституция РФ, в статье 2 указано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» [1, с. 2]. Таким образом, действующий Основной закон, как и религиозная доктрина, отдает приоритет интересам человека. Все действия, направленные против человека, должны быть признаны нелегитимными, а исходя из религии -греховными.

В современном обществе прослеживается явный кризис в духовной и социальной жизни,что оказывает отрицательное влияние на уровень преступности. Проблема современного общества - конфликт ценностей и культур. И невозможно в этом вопросе не согласиться с мнением русского футуролога Э. Тофлера, который рассматривает экстремизм как конфликт ценностей и культур [9, с. 94]. В этом плане представляет интерес позиция Ю. М. Антоняна, который о причинах этнорелигиозного терроризма говорил следующее: «Современный этнорелигиозный терроризм представляет собой главным образом столкновение двух мировых культур - ислама и христианства, Востока и Запада, если понимать их не географически, а как ареалы распространения определенных цивилизаций. Это столкновение двух ментально-стей, двух мировосприятий, двух отношений к жизни и труду» [9, с. 94].

Под лозунгами ислама с середины 90-х годов исламистский экстремизм, крайним выражением которого является терроризм, оказывает влияние на политическую

жизнь многих стран, включая Россию. Для того, чтобы понять природу современного терроризма, необходимо изучить и понять суть исламского вероучения как с религиозной, так и с правовой точек зрения. Единого определения терроризма в законодательстве разных стран мы не найдем. Достаточно полно, на наш взгляд, определение терроризма дал В. П. Емельянов - это публично совершаемые общеопасные действия или угрозы, направленные на устранение всего населения либо различных социальных групп, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого-либо решения, либо отказ от него в интересах террористов [4, с. 138].

Для того, чтобы рассмотреть исламское право как юридическое явление необходимо разобраться в таких понятиях, как шариат и фикх. Исламская традиция рассматривает шариат как совокупность обращенных к людям предписаний, установленных Аллахом и переданных им через своего Посланника пророка Мухаммада.

Шариат предоставляет возможность самостоятельно подходить к решению мирских дел, так как в священных текстах отсутствуют детальные нормы. Именно благодаря этому появилась наука о нормативной стороне шариата - фикх. Однако, к сожалению, фикх часто далеко отходит от исходного значения. Шариат провозглашает ряд ценностей, таких как религия, жизнь, разум, честь и достоинство.

Фикх должен ориентировать на такие начала, как умеренность, избежание крайностей, исключение вреда. Необходимо понимать, что многие правила ведения войны, отношения к иноверцам вырваны из исторического контекста и не отражают современных реалий и больше не обосновывают нетерпимость и жестокость исламских радикалов. Экстремисты считают, что вправе совершать насилие над теми, кто не подчиняется воле Аллаха. Оправдывают они такое право, ссылаясь на слова пророка Мухаммада: «Если кто-нибудь из вас увидит нечто запрещенное шариатом, то пусть изменит его своей рукой, а если не сможет сделать этого рукой, то пусть остановит грех своим языком, а если и так не сможет, то хотя бы своим сердцем, и это будет самым слабым проявлением веры!» [8, с. 234]. Мы видим, что для обоснования своих действий террористы акцентируют внимание на первой части высказывания - предотвращении отклонений от шариата «рукой», т. е. насильственным путем.

Известные мусульманские мыслители поясняют, что смысл шариата не в буквальной трактовке его предписаний, а в том, чтобы постичь его главные цели, осознать пользу практического применения положений Корана и сунны пророка Му-хаммада. В этом плане следует отметить, что террористы грубо попирают нормы шариата, которые, даже в ходе войны, запрещает убивать женщин и детей, т. е. с точки зрения международного права - всех некомбатантов.

Ислам осуждает фанатизм и экстремизм в вопросах религии, в подтверждение чего можно привести слова пророка Мухаммада: «Не переходите пределов в религии; воистину, тех, кто был до вас, погубила чрезмерность в религии» [8, с. 277]. В Коране подчеркивается, что Аллах видит все, что делают люди. Православная же церковь говорит, что Бог видит все добрые дела и прегрешения человека, знает любую его тайную мысль. Важная составная часть как ислама, так и христианства -Божий суд, на котором праведники будут награждены, а грешники осуждены.

Что касается современного культурно-религиозного состояния и климата в Российском обществе, то мы полагаем, что в регулировании взаимоотношений между властью и религией прослеживаются позитивные тенденции. Конституция РФ поставила свободу совести на важное место в системе гражданских прав и свобод. Введен запрет на установление в качестве государственной или обязательной какой-либо религии, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Позитивные сдвиги в области противодействия религиозной преступности просматриваются с момента вступления в полномочия В. В. Путина. Уже 10 января 2000 года своим Указом новый Президент утвердил «Концепцию национальной безопасности РФ». Согласно данной Концепции интерес российского общества состоит в «духовном обновлении России». В 2005 году был опубликован доклад Министерства юстиции о возможных ограничениях въезда иностранных миссионеров путем сокращения выдачи въездных виз иностранным религиозным деятелям и об усложнении процедуры регистрации религиозных объединений [3, с. 38].

Однако представляется, что есть основания пересмотра ряда уголовно-правовых норм с целью их совершенствования в противодействии экстремизму и терроризму. В частности:

1. было бы полезным дополнить составы умышленных преступлений против жизни и здоровья квалифицирующим признаком «в связи с отправлением или под видом отправления религиозного обряда»;

2. криминализировать насильственные понуждения граждан к:

- выражению, изменению религиозных убеждений или отказу от них;

- участию в деятельности религиозного или иного общественного объединения или выходу из него;

- участию в религиозных обрядах, церемониях.

Религия может быть частью правосознания (как в русском православии), право может принимать форму религии (как в католицизме и протестантизме), право может быть частью религии (как в исламе), но как бы мы ни выстраивали отношения между правом и религией несомненно одно: говорить о праве, профилактике преступлений безотносительно к религии невозможно.

Нормальное функционирование гражданского общества в любом государстве, межконфессиональный мир представляют собой главную ценность. Одним из условий установления такого мира является создание и совершенствование системы профилактических мероприятий религиозного экстремизма и терроризма с привлечением общественности.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. -М.: Эксмо, 2015. - 63 с.

2. Беспалько В. Г. Религиозные преступления в Моисеевом уголовном праве и их проекции в российском законодательстве X-XXI вв.: Монография. - М.: ИНФРА - М., 2016. - 232 с.

3. Горностаева Л. Г. Мировые религии: морально - правовой дискурс: Монография - М.: РАП, 2013. -326 с.

4. Маникеева А. Ф. Религиозная ненависть или вражда как мотив совершения преступления: уголовно - правовой и криминологический аспекты: автореф.дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. Наук

(12.00.08) / Маникеева Алсу Флюровна; Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина. - Казань, 2005. - 24 с.

5. МВД РФ. Состояние преступности в России за январь-июнь 2016 / ФКУ «Главный информационно

- аналитический центр». - Москва, 2016. - 46 с.

6. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - Москва, 2000. - 16 с.

7. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 г.

8. Рахманова Е. Н. Права человека. Преступность. Глобализация. Опыт комплексного криминологического исследования: Монография. - М.: Российская академия правосудия, 2009. - 192 с.

9. Криминология. Учебник / О. В. Старков, Л. Д. Башкатов. Юридический центр Пресс.- СПб., 2004. -63 с.

Bugayev V. A., Sudarikova T. E. Influence of religion on criminality // Scientific notes of V. I. Ver-nadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2017. - Т. 2 (68). № 3. - Р. 104-109.

Our country is unique in that it manages to coexist peacefully representatives of different religious movements. The main task of the state to maintain this peaceful coexistence, despite the increasing number of crimes committed on religious grounds, the revitalization of the terrorists and extremists in the world. Because the religious theme has acquired a new context after a series of terrorist acts of 11 September 2001, from that moment, this issue became the object of serious research. Crimes motivated by religious hatred and enmity one of the most difficult and non-obvious, in connection with which there is a serious problem of qualification of these crimes. In this regard, in this article try to explore what makes people manipulating religious texts, referring to the theological authority, distorting the information received from the teachings of various religions, to commit terrible crimes, destroying all who adhere to another religion.

Keywords: religion, religious crimes, the effect of religion on crime, religious freedom, terrorism, extremism, Islam, Christianity.

Spisok literaturyi

1. The Russian Constitution: adopted by popular vote December 12, 1993 goda. - M .: Eksmo, 2015. - 63 p.

2. V. G. Bespal'ko Religious crimes in criminal law of Moses, and their projection in the Russian legislation X

- XXI centuries .: Monograph. - M .: INFRA - M., 2016. - 232 c.

3. LG Gornostaeva World Religions: moral - legal discourse: Monograph - M .: RAP 2013.

4. Manikeeva, A. F. Religious hatred or enmity as a motive of committing a crime: criminal - legal and criminological aspects: Avtoref.dis. onsoisk. scientists. step. cand. jurid. Sciences (12.00.08) / AlsuManikeevaF-lyurovna; Kazan State University. IN AND. Ulyanov - Lenin. - Kazan, 2005. - 24c.

5. Interior Ministry. State crime in Russia in January - June 2016 / PKU "Main Information - Analytical Center". - Moscow, 2016. - 46 c.

6. Bases of the Social Concept of the Russian Orthodox Church. - Moscow, 2000. - 16 c.

7. Address by the President of Russia Vladimir Putin to the Federal Assembly: Address of the President to the Federal Assembly on April 26, 2007.

8. Rakhmanov E. N. Human rights.Crime.Globalization. Experience of complex criminological research: Monograph. - M .: Russian Academy of Justice, 2009 - 192 p.

9. Starks, OV Kriminoteologiya / OV Starks, LD Bashkatov: Legal Center Press; St. Petersburg, 2004. - 63 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.