Научная статья на тему 'Влияние религии на преступность'

Влияние религии на преступность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2902
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НАПРЕСТУПНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ СВОБОДА / ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ИСЛАМ / ХРИСТИАНСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бугаев В.А., Сударикова Т.Е.

Наша страна уникальна тем, что в ней удается мирно сосуществовать представителямразличных религиозных течений.Главная задача государства сохранить это мирноесосуществование, несмотря на отрицательные мировые тенденции: все возрастающееколичество преступлений, совершенных на религиозной почве, активизацию деятельноститеррористов и экстремистов. Религиозная тема приобрела новый контекст после сериитеррористических актов 11 сентября 2001 года: именно с этого момента проблема приобрелаповышенную актуальность и стала объектом более глубоких исследований. Преступленияпо мотивам религиозной ненависти и вражды одни из самых сложных и неочевидных, всвязи, с чем возникает серьезная проблема их квалификации. В связи с этим в данной статьенеобходимо попытаться исследовать, что заставляет людей, манипулируя религиознымитекстами, ссылаясь на богословские авторитеты, искажая теологическую информациюразличных религий, совершать особо тяжкие преступления, уничтожая всех, ктопридерживается иного вероисповедания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние религии на преступность»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2016. - Т. 2 (68). № 4. - С. 44-49.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО; УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС И КРИМИНАЛИСТИКА

УДК 343.914

ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА ПРЕСТУПНОСТЬ Бугаев В. А., Сударикова Т. Е.

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского

Наша страна уникальна тем, что в ней удается мирно сосуществовать представителям различных религиозных течений.Главная задача государства - сохранить это мирное сосуществование, несмотря на отрицательные мировые тенденции: все возрастающее количество преступлений, совершенных на религиозной почве, активизацию деятельности террористов и экстремистов. Религиозная тема приобрела новый контекст после серии террористических актов 11 сентября 2001 года: именно с этого момента проблема приобрела повышенную актуальность и стала объектом более глубоких исследований. Преступления по мотивам религиозной ненависти и вражды - одни из самых сложных и неочевидных, в связи, с чем возникает серьезная проблема их квалификации. В связи с этим в данной статье необходимо попытаться исследовать, что заставляет людей, манипулируя религиозными текстами, ссылаясь на богословские авторитеты, искажая теологическую информацию различных религий, совершать особо тяжкие преступления, уничтожая всех, кто придерживается иного вероисповедания.

Ключевые слова: религия, религиозные преступления, влияние религии на преступность, религиозная свобода, терроризм, экстремизм, ислам, христианство.

Анализируя проблему преступности в современной России и мире, мы видим необходимость религиозного, философского и научного подхода к данной проблеме для того, чтобы конструктивно изучить это многогранное явление в жизни общества. Особенностью современного российского общества является исторически сложившееся отсутствие единого вероисповедания, что имеет определённое влияние на уровень преступности в нашей стране.

Исследуя разные источники, мы пришли к выводу, что основной причиной совершения преступлений на религиозной почве является неспособность самого общества регулировать межконфессиональные отношения. Именно это дает возможность радикалам использовать религиозные взгляды и убеждения в своих преступных целях.

Сегодня правоохранительные органы сталкиваются с увеличившимся количеством правонарушений со стороны ортодоксальных деструктивных религиозных организаций и тоталитарных сект. В связи с этим МВД РФ все чаще взаимодействует с представителями традиционных религиозных конфессий. К

45

примеру, уже подписано Соглашение о сотрудничестве с Русской Православной Церковью [6, с. 40].

Для предупреждения и пресечения преступлений необходима координация совместных усилий для решения задач борьбы с преступностью, в т. ч. с религиозным экстремизмом.

Позитивный аспект взаимодействия с Церковью признают и специалисты ФСИН РФ. Неоднократно было отмечено положительное влияние религий на морально-психологическую обстановку в исправительных учреждениях. Профилактика преступности должна происходить через воспитание и просвещение, направленных на утверждение в обществе истинных духовных и нравственных ценностей. Именно поэтому Православная Церковь все чаще активно взаимодействует со школой, СМИ, и, конечно же, правоохранительными органами.

Необходимо помнить, что всякое религиозное преступление не просто виновно, оно совершается только умышленно. Религиозные преступления посягают на религиозную свободу граждан, на религиозную безопасность российского общества.

Религиозная безопасность является составной частью духовной безопасности, а, следовательно, и общественной безопасностью в целом.

Очень точно определил понятие религиозной безопасности В. Г. Беспалько в своей монографии: «Религиозная безопасность - состояние политико-правовой защищенности и социальной стабильности религиозных отношений, в том числе религиозного мира, свободы совести и вероисповедания, невмешательства государства и кого бы то ни было в дела Церкви, недопустимость распространения в России деструктивных культов, деятельности тоталитарных сект, проявления религиозного экстремизма» [2, с. 201].

Конечно же, РФ является светским государством, однако факт возрастания в мире религиозного экстремизма требует от государства борьбы с данным видом социального зла. По данным ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» МВД за январь-июнь 2016 год зарегистрировано 1313 преступлений террористического характера, что на 66,6 % больше, чем за январь-апрель 2016 года, и 830 преступлений экстремистской направленности, что на 10 % больше, чем за январь-апрель 2016 года [5, с. 47-48].

Президент РФ В. В. Путин в своем послании Федеральному Собранию особо отметил, что кое-кто не гнушается и самыми грязными технологиями, пытаясь разжечь в нашей многонациональной демократической стране межнациональную и межконфессиональную рознь. В связи с чем необходимо ускорить принятие поправок в законодательство, ужесточающих ответственность за экстремистские действия [7, с. 2].

Следовательно, мы видим необходимость совершенствования уголовного законодательства в целях охраны прав и законных интересов граждан, организаций, всего общества. Однако без поддержки народа, государство не сможет в полной мере решать задачи противодействия преступности с помощью одного уголовного законодательства.

Приоритетным для мировой цивилизации является обращение к духовной нравственности и возрождению правового наследия прошлого, к традициям великих мировых религий. Необходимо научиться относиться к уголовному закону

46

как к нравственной ценности, уметь видеть в каждом совершенном преступлении нарушение нравственного запрета.

Мы знаем, что начало XXI века ознаменовано 2000-летием христианства, именно с этого периода появляется ряд работ о соотношении духовности, нравственности и права.

В XXI веке религия по-прежнему является важным фактором, влияющим на духовную жизнь всего многонационального народа с разным вероисповеданием.

Если мы обратимся к библейской истории, то увидим, что первым совершенным преступлением было религиозное преступление - мятеж прародителей человечества против Бога. Следовательно, можно сделать вывод, что потребность уголовно-правового регулирования в сфере религиозных правоотношениях возникла еще в древности. Попытки вмешательства политических сил в сферу религии можно найти во многих памятниках отечественного права.

Самая главная взаимосвязь христианства и права - в единстве охраняемых интересов. Ведь христианство пришло на землю в виде творения человека и для человека. Во второй заповеди сказано: «Возлюби ближнего своего как самого себя». В полной мере права и свободы человека признала действующая Конституция РФ, в статье 2 говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»[1, с. 2]. Таким образом, начиная с 1993 года, право, как и религия, отдает приоритет интересам человека. Все действия, направленные против человека, должны быть признаны нелегитимными, а исходя из религии - греховными.

Сейчас прослеживается явный кризис в духовной и социальной жизни общества, что оказывает отрицательное влияние на уровень преступности. Проблема современного общества - конфликт ценностей и культур. И невозможно в этом вопросе не согласиться с рассуждением русского футуролога Э. Тофлера, который рассматривает экстремизм как конфликт ценностей и культур [9, с. 94]. Ценно размышление Ю. М. Антоняна о причинах этнорелигиозного терроризма: «Современный этнорелигиозный терроризм представляет собой главным образом столкновение двух мировых культур - ислама и христианства, Востока и Запада, если понимать их не географически, а как ареалы распространения определенных цивилизаций. Это столкновение двух ментальностей, двух мировосприятий, двух отношений к жизни и труду» [9, с. 94].

Под лозунгами ислама с середины 1990-х годов исламский экстремизм, крайним выражением которого является терроризм, оказывает влияние на политическую жизнь большинства стран, включая Россию. Для того, чтобы понять природу современного терроризма, необходимо изучить и постараться понять суть исламского вероучения как с религиозной, так и с правовой точки зрения. Единого определения терроризма в законодательстве разных стран мы не найдем. Достаточно полно, на наш взгляд, определение терроризма дал В. П. Емельянов: «Терроризм - это публично совершаемые общеопасные действия или угрозы, направленные на устранение всего населения либо различных социальных групп, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого-либо решения, либо отказ от него в интересах террористов» [4, с. 138].

47

Для того, чтобы рассмотреть исламское право как юридическое явление, необходимо разобраться в таких понятиях, как щариат и фикх. Исламская традиция рассматривает шариат как совокупность обращенных к людям предписаний, установленных Аллахом и переданных им через своего Посланника пророка Мухаммада.

Шариат предоставляет возможность самостоятельно подходить к решению мирских дел, так как в священных текстах отсутствуют детальные нормы. Именно благодаря этому появилась наука о нормативной стороне шариата - фикх. Однако, к сожалению, фикх часто далеко отходит от исходного значения. Шариат провозглашает ряд ценностей, таких как религия, жизнь, разум, честь и достоинство.

Фикх должен ориентировать на такие начала, как умеренность, избежание крайностей, исключение вреда. Необходимо понимать, что многие правила ведения войны, отношения к иноверцам вырваны из исторического контекста, не отражают современных реалий и больше не обосновывают нетерпимость и жестокость исламских радикалов. Экстремисты считают, что вправе совершать насилие над теми, кто не подчиняется воле Аллаха. Оправдывают они такое право, ссылаясь на слова пророка Мухаммада: «Если кто-нибудь из вас увидит нечто запрещенное шариатом, то пусть изменит его своей рукой, а если не сможет сделать этого рукой, то пусть остановит грех своим языком, а если и так не сможет, то хотя бы своим сердцем, и это будет самым слабым проявлением веры!» [8, с. 234]. Мы видим, что для обоснования своих действий террористы акцентируют внимание на первой части высказывания - предотвращении отклонений от шариата «рукой», т. е. насильственным путем.

Известные мусульманские мыслители поясняют, что смысл шариата не в буквальной трактовке его предписаний, а в том, чтобы постичь его главные цели, осознать пользу практического применения положений Корана и сунны пророка Мухаммада.

Террористы являются первыми нарушителями шариата, ведь он, даже в ходе законной войны, запрещает убивать женщин, детей и, вообще, исходя из терминологии международного права, - всех некомбатантов.

Ислам осуждает фанатизм и экстремизм в вопросах религии, в подтверждение этого можно привести слова пророка Мухаммада: «Не переходите пределов в религии; воистину, тех, кто был до вас, погубила чрезмерность в религии» [8, с. 277]. В Коране подчеркивается, что Аллах видит все, что делают люди. Православная же церковь говорит, что Бог видит все добрые дела и прегрешения человека, знает любую его тайную мысль. Важная составная часть как ислама, так и христианства - Божий суд, на котором праведники будут награждены, а грешники осуждены.

В свете последних событий многие задумываются о том, не случатся ли подобные социальные конфликты в России? Мы считаем, что в регулировании взаимоотношений между властью и религией прослеживаются позитивные тенденции. Конституция РФ поставила свободу совести на важное место в системе гражданских прав и свобод. Введен запрет на установление в качестве государственной или обязательной какой-либо религии, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

48

Позитивные сдвиги в области противодействия религиозной преступности просматриваются с момента вступления в полномочия В. В. Путина. Уже 10 января 2000 года своим Указом новый Президент утверждает «Концепцию национальной безопасности РФ». Согласной данной Концепции, интерес российского общества состоит в «духовном обновлении России». В 2005 году был опубликован доклад Министерства юстиции о возможных ограничениях въезда иностранных миссионеров путем сокращения выдачи въездных виз иностранным религиозным деятелям и об усложнении процедуры регистрации религиозных объединений[3, с. 38].

Все же еще есть куда совершенствовать законодательство, особенно уголовное, тщательно изучив проблемы религии, а именно:

1. было бы полезным дополнить составы умышленных преступлений против жизни и здоровья квалифицирующим признаком «в связи с отправлением или под видом отправления религиозного обряда»;

2. криминализировать насильственные понуждения граждан к:

- выражению, изменению религиозных убеждений или отказу от них;

- участию в деятельности религиозного или иного общественного объединения или выходу из него;

- участию в религиозных обрядах, церемониях.

Религия может быть частью правосознания (как в русском православии), право может принимать форму религии (как в католицизме и протестантизме), право может быть частью религии (как в исламе), но как бы мы ни выстраивали отношения между правом и религией, несомненно одно: говорить о праве, профилактике преступлений безотносительно к религии невозможно.

Мы пониманием, что на данном этапе мировой порядок представляет собой главную ценность. Одним из главных условий установления такого мира является создание и совершенствование системы профилактических мероприятий с привлечением общественности.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.-М.: Эксмо, 2015.- 63 с.

Литература и периодические издания

2. Беспалько В. Г. Религиозные преступления в Моисеевом уголовном праве и их проекции в российском законодательстве X-XXI вв.: Монография. - М.: ИНФРА, 2016. - 232 с.

3. Горностаева Л. Г. Мировые религии: морально-правовой дискурс : Монография - М.: РАП, 2013.

4. Маникеева А. Ф. Религиозная ненависть или вражда как мотив совершения преступления: уголовно-правовой и криминологический аспекты: автореф.дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук (12.00.08). - Казань, 2005. - 24с.

5. МВД РФ. Состояние преступности в России за январь-июнь 2016 / ФКУ «Главный информационно - аналитический центр». - Москва, 2016. - 46 с.

6. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - Москва, 2000. - 16 с.

7. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 г.

8. Рахманова Е. Н. Права человека. Преступность. Глобализация. Опыт комплексного криминологического исследования: Монография. - М.: Российская академия правосудия, 2009 - 192 с.

9. Старков, О. В. Криминотеология. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. - 63с.

49

Bugayev V. A., Sudarikova T. E. Features of female crime // Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2016. - T. 2 (68). № 4. - P. 44-49.

Our country is unique in that it manages to coexist peacefully representatives of different religious movements. The main task of the state to maintain this peaceful coexistence, despite the increasing number of crimes committed on religious grounds, the revitalization of the terrorists and extremists in the world. Because the religious theme has acquired a new context after a series of terrorist acts of 11 September 2001, from that moment, this issue became the object of serious research. Crimes motivated by religious hatred and enmity one of the most difficult and non-obvious, in connection with which there is a serious problem of qualification of these crimes. In this regard, in this article try to explore what makes people manipulating religious texts, referring to the theological authority, distorting the information received from the teachings of various religions, to commit terrible crimes, destroying all who adhere to another religion.

Кeywords: religion, religious crimes, the effect of religion on crime, religious freedom, terrorism, extremism, Islam, Christianity.

References

Normativno-pravovyie akty

1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii : prinyata vsenarodnyim golosovaniem 12 dekabrya 1993 goda.- M.: Eksmo, 2015.- 63 s.

Literatura i periodicheskie izdaniya

2. Bespalko V. G. Religioznyie prestupleniya v Moiseevom ugolovnom prave i ih proektsii v rossiyskom zakonodatelstve X - XXI vv.: Monografiya. - M.: INFRA, 2016. - 232 s.

3. Gornostaeva L. G. Mirovyie religii: moralno-pravovoy diskurs: Monografiya - M.: RAP, 2013

4. Manikeeva, A. F. Religioznaya nenavist ili vrazhda kak motiv soversheniya prestupleniya: ugolovno-pravovoy i kriminologicheskiy aspekty: avtoref.dis. na soisk. uchen. step. kand. yurid. nauk (12.00.08). -Kazan, 2005. - 24 s.

5. MVD RF. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za yanvar - iyun 2016 / FKU «Glavnyiy informatsionno -analiticheskiy tsentr». - Moskva, 2016. - 46 s.

6. Osnovyi sotsialnoy kontseptsii Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi. - Moskva, 2000. - 16 s.

7. Poslanie Prezidenta Rossii Vladimira Putina Federalnomu Sobraniyu RF: Poslanie Prezidenta RF Federalnomu Sobraniyu ot 26 aprelya 2007 g.

8. Rahmanova E. N. Prava cheloveka. Prestupnost. Globalizatsiya. Opyit kompleksnogo kriminologicheskogo issledovaniya: Monografiya. - M.: Rossiyskaya akademiya pravosudiya, 2009 - 192 s.

9. Starkov, O. V. Kriminoteologiya. - SPb.: Yuridicheskiy tsentr Press, 2004. - 63 s.

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.