Научная статья на тему 'Влияние регуляторов роста на зараженность озимой ржи бурой ржавчиной и мучнистой росой'

Влияние регуляторов роста на зараженность озимой ржи бурой ржавчиной и мучнистой росой Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
233
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние регуляторов роста на зараженность озимой ржи бурой ржавчиной и мучнистой росой»

УДК 631.811.98

Влияние регуляторов роста на зараженность озимой ржи бурой ржавчиной и мучнистой росой

Н.В. СМОЛИН,

заведующий кафедрой Аграрного института Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева

А.С. САВЕЛЬЕВ, преподаватель

Ущерб от этих болезней в Мордовии может достигать 15-25 %, а на фоне интенсивных технологий и еще больше (Назарова и др., 1992).

Применение химических препаратов эффективно, но по известным причинам нежелательно. Нужны средства, обладающие более постоянным, длительным и безопасным защитным эффектом. К ним относятся биологически активные вещества, оптимизирующие функциональное состояние растений и тем самым индуцирующие высокий уровень устойчивости их к патогенам и другим неблагоприятным факторам среды.

В 2004-2006 гг в мелкоделяночных опытах было изучено действие регуляторов роста и агрохимикатов иммуноцитофит, гумат натрия, силикат натрия*, Це Це Це 460, тидиазурон*, циркон, цитодеф* и эпин-экстра на пора-женность озимой ржи сорта Эстафета Татарстана ржавчиной и мучнистой росой. Предшественником озимой ржи в 2004 г. был клевер 2-го года пользования, в 2005 - люцерна 7-го года пользования, в 2006 - озимая рожь.

Обработку растений препаратами проводили в фазе конца кущения - начала выхода в трубку ранцевым опрыскивателем в вечернее время в дозах, рекомендованных производителями. Тидиазурон и цитодеф использовали в концентрации 108 моль/л, концентрация силиката натрия (5 %) была выбрана в ходе предварительных исследований. Контрольные делянки опрыскивали водой.

Диагностику зараженности растений проводили в фазе молочной спелости зерна. С каждой повторности исследуемого варианта брали по 100 растений, исследовали три верхних листа. Для определения зараженности ржавчиной определяли число пустул на 1 см2 поверхности листа, зараженность мучнистой росой оценивали в процентах (Поляков и др., 1984).

До обработки очаги ржавчины и мучнистой росы отсутствовали. На перезимовавших листьях имелись некротические пятна и побурения эпидермиса, концы листьев были сухими, с видимыми следами снежной плесени ^ивапит пма!е). На вновь отросших листьях отмечали незначительные повреждения листовыми блош-

* В России не зарегистрирован.

ками и трипсами. Пустулы бурой ржавчины и налет мучнистой росы обнаруживали в фазе начала выхода в трубку на всех делянках, но степень поражения была низкой.

Метеорологические условия 2004, 2005 гг. отличались избыточным и неравномерным увлажнением. Основная масса осадков выпала в период активной вегетации культуры в мае-июле. В 2006 г период активного роста ржи был засушливым.

Регуляторы роста в большинстве случаев обладают не фунгицидной, а фунгистатической активностью. Они не обеспечивают устойчивость к патогену, а способствуют снижению вредоносности болезни. Обработку препаратами вели до выдвижения 3-го (от колоса) листа. Сравнивали системное действие препаратов. Зараженность листьев разного возраста значительно изменялась. Нижние испытывали инфекционную нагрузку более длительный срок. Относительно времени обследования их зараженность была, как правило, более высокой.

Однако замечено, что пустул ржавчины на 2-м от колоса листе в контроле во все годы исследований было меньше, чем на флаговом. Это не связано с выпадением осадков (метеорологические условия в годы исследований значительно различались) или спорулиру-ющей активностью патогенов (во время появления флагового листа 2-й лист уже испытывал инфекционную нагрузку). Вероятно, это объясняется приобретением системной устойчивости у растений к моменту появления 2-го листа и снижением возрастной устойчивости ко времени появления флагового (Дьяков и др., 2001). Поэтому правильнее сравнивать изменение зараженности по отношению к контролю в пределах одного яруса листьев.

В 2004 г существенную роль в снижении зараженности мучнистой росой сыграло опрыскивание иммуноци-тофитом (д.в. арахидоновая кислота) и силикатом натрия. Так, зараженность 3-го листа снизилась соответственно на 17 и 16 %, 2-го - на 7 и 13 %. Обработка растений гуматом натрия уменьшила степень поражения 3-го листа на 12 %.

Препараты значительно повлияли на зараженность бурой ржавчиной. Сравнивая изменение зараженности листьев разного возраста можно судить о скорости наступления ответа на действия препарата и его про-лонгированности. Так, гумат натрия снижал число пустул ржавчины на 3-м листе на 59, иммуноцитофит - на 86 %. Снижение зараженности более молодого флагового и 2-го листьев было существенным, но заметно меньшим - 25 и 23 %. Силикат натрия стабильно снижал зараженность листьев разного возраста: 3-го - на 54 %, 2-го - на 38, флагового - на 44 %. Вероятно, доступность формы внесения позволила растениям поглощать кремний более длительный срок или реутилизи-ровать уже накопленный.

Це Це Це 460 снижал число пустул ржавчины (на 3-м листе - на 24 % сильнее, чем на более молодых листьях;

на 2-м - на 31, на флаговом - на 38 %), а эпин (д.в. эпиб-рассинолид), наоборот - на более старых (на 3-м - на 43 %, на 2-м - на 38, на флаговом - всего на 25 %).

Изучаемые препараты практически не влияли на ширину листовой пластинки. Можно отметить увеличение этого показателя на 15 % у флагового листа при внесении циркона (д.в. смесь гидроксикоричных кислот) и силиката натрия, а также у 2-го листа (на 23 %) при опрыскивании эпином.

В 2005 г. мы дополнили список исследуемых средств препаратами с цитокининовой активностью.Тидиазурон (производное дифенилмочевины) является близким аналогом природного цитокинина. Нас также заинтересовал сравнительно новый отечественный препарат цитодеф.

Эти препараты не оказали существенного влияния на изменение ширины листовой пластинки и число пустул ржавчины на флаговом листе. Гумат натрия не влиял на изменение числа пустул ржавчины, но активно сокращал зараженность мучнистой росой. Иммуноцитофит снижал зараженность 3-го листа ржавчиной и существенно - мучнистой росой. При этом наблюдалось значительное последействие препарата. Схожим было действие силиката натрия и Це Це Це 460.

Тидиазурон, существенно уменьшив зараженность подфлагового листа мучнистой росой, повысил инфици-рованность ржавчиной. Циркон достоверно подавлял зараженность мучнистой росой, но увеличивал интенсивность заражения ржавчиной. Цитодеф существенно не влиял на патогенез растений озимой ржи.

Наиболее эффективным иммунокорректором оказался препарат эпин-экстра: степень поражения мучнистой росой флагового листа сокращалась на 10 %, 2-го листа - на 28, 3-го - на 26 %, а число пустул ржавчины на 3-м листе уменьшилось на 88 %.

В 2006 г. действие регуляторов роста на патогенез несколько отличалось от предыдущих лет, но имели место и проявившиеся ранее закономерности. В период активной вегетации осадков было меньше, чем в предыдущие годы. Отмечено сокращение ширины листовой пластинки у листьев всех ярусов и числа пустул ржавчины на 3-м листе, а зараженность мучнистой росой возросла, что связано с отсутствием капельно-жидкой влаги для прорастания уредоспор (конидии мучнистой росы могут прорастать в таких условиях).

Опрыскивание растений гуматом натрия и Це Це Це 460 уменьшало ширину листовой пластинки у листьев всех ярусов, тидиазуроном и цитодефом - у 3-го листа. Силикат натрия, наоборот, увеличивал ширину 3-го листа на 20 %, циркон - 2-го листа на 28 %.

Гумат натрия, силикат натрия, тидиазурон, цитодеф сильнее снижали уровень зараженности мучнистой росой более молодых листьев. В меньшей степени влияли на зараженность 3-го листа иммуноцитофит и эпин, однако их воздействие также распространялось на подфла-говый и флаговый листья.

Ретардант усилил зараженность флагового листа муч-

нистой росой. По-видимому, в засушливых условиях у растений озимой ржи удлинился период репарации, что привело к ослаблению патогенеза. В вариантах с применением циркона степень поражения растений мучнистой росой была на уровне контроля.

Опрыскивание растений силикатом натрия способствовало уменьшению числа пустул ржавчины на 3-м листе на 55 %, на 2-м - на 72, на флаговом - на 82 %. В вариантах с применением циркона число пустул ржавчины на флаговом листе стало меньше на 58 %, на 2-м листе - на 61 %. Эпин стабильно снижал число пустул ржавчины на листьях всех ярусов на 26-28 %.

Неоднозначным было действие гумата натрия и иммуноцитофита. На 3-м листе отмечено значительное снижение числа пустул ржавчины - соответственно на 42 и 45 %, на 2-м листе сопротивляемость резко падала -число пустул увеличивалось на 44 и 61 %. На флаговом листе число пустул вновь снижалось - на 39 и 33 %. Можно предположить, что сразу после обработки растений препараты мобилизовали защитную систему. Затем наступила фаза ремиссии, а неблагоприятные условия не позволили растениям быстро восстановить запас сил, в результате - снижение иммунитета.

Как и в предыдущие годы, хлорхолинхлорид сильнее способствовал снижению зараженности более молодых листьев верхних ярусов. Наиболее значимым было воздействие на флаговый лист: число пустул ржавчины уменьшилось на 36 %.

Сильнее снижали зараженность озимой ржи бурой ржавчиной и мучнистой росой силикат натрия и эпин-эк-стра.

Несомненное участие кремния в патогенезе инфекционных болезней подтверждается многими исследователями. Кремний пропитывает и упрочняет ткани растений, снижает потерю воды и замедляет развитие грибных инфекций. Стимулирующее действие растворимого кремния, по-видимому, связано с усилением потребления фосфора и молибдена, а также переносом марганца в растительных тканях. Предполагается, что кремний усиливает фосфорилирование и синтез сахаров, что увеличивает поступление энергии для метаболических процессов и повышение интенсивности роста растений (Ка-бата-Пендиас и др., 1989; Колесников и др., 1997).

Изучение действия регуляторов роста в полевых условиях зачастую приводит к неоднозначным, а иногда и противоречивым результатам, так как их эффективность во многом зависит от почвенно-климатических факторов региона, погодных условий в годы проведения эксперимента. Благодаря своей полифункциональности экзогенные фитогормоны могут воздействовать на течение физиологических процессов растений, усиливать или уменьшать рост, изменять толерантность растений к фитопатогену.

Полученные нами данные свидетельствуют о влиянии ряда регуляторов роста на изменение интенсивности зараженности листьев мучнистой росой и бурой ржавчи-

ной. Наиболее эффективно снижали уровень зараженности этими болезнями и негативное воздействие факторов окружающей среды эпин-экстра, иммуноцитофит гумат натрия, Це Це Це 460.

Исключительно позитивная роль силиката натрия говорит о необходимости широкого внедрения кремниевых удобрений в производство зерновых культур и дальнейшего исследования воздействия кремния на растения.

Однако положительное влияние исследуемых препаратов ограничивается фунгистатической активностью. Они могут быть использованы в профилактических целях для снижения уровня зараженности озимой ржи грибными патогенами.

Неоднозначность результатов применения цитодефа и циркона на зараженность ржи требует дальнейшего изучения этих препаратов.

УДК 632.95

Прогрессивные формы пестицидных препаратов и способы их применения

В.П. ТРОПИН,

старший научный сотрудник ВНИИХСЗР

Эффективность пестицидных препаратов зависит не только от их действующих веществ. Немалую роль играют препаративная форма, во многом определяющая содержание композиции, стабильность рабочих суспензий и растворов, уровень потерь распыляемых капель, качество нанесения на обрабатываемую поверхность. Прогресс в повышении активности целого ряда применявшихся, да и используемых сейчас пестицидов, в частности фунгицидов контактного действия (поликарбацин, ХОМ, оксихом, сера), сдерживался в основном несовершенными препаративными формами (смачивающиеся порошки, пасты, растворы, некоторые эмульгирующиеся концентраты и др.), которые обладали низкой дисперсностью и стабильностью суспензий и плохо смачивались, имели низкую адгезию (прилипаемость), что требовало проводить обработки с нормами расхода 200-500 л/га и более.

Попытки решить эти проблемы неоднократно предпринимались во Всероссийском НИИ химических средств защиты растений, где в свое время впервые был создан (и выпускался в ВПО «Каустик») новый оригинальный гербицидный суспензионный концентрат фенацит, ск (450 г/л) для борьбы с сорняками в посевах сахарной и столовой свеклы. Из-за отсутствия основных видов сырья его производство было прекращено. Совместно с ВИЗР был разработан суспензионный концентрат титу-сим, 400 г/л на основе тиабендазола для обработки методом УМО (80-120 мл/т) клубней картофеля.

В современных условиях, когда отечественные препараты разрабатываются в основном из действующих веществ зарубежных фирм, важно оптимизировать состав композиций и создать новые формы препаратов, обеспечивающие максимальный эффект действующих веществ. Ученым ВНИИХСЗР удалось разработать новую форму фунгицидного препарата - высокоэффективный универсальный суспензионный концентрат сера + ХОМ, 450 г/л, изготовленный по новой технологии и обоснованной рецептуре, не имеющий аналогов, с высокими физико-химическими показателями качества.

Еще раньше нами совместно с Н.М. Голышиным на примере смачивающихся порошков препарата хом, полученных с разной степенью дисперсности, было выявлено, что его фунгицидная активность четко зависит от возрастающей величины удельной поверхности частиц ^ уд. см2/г). До этого не было известно, что сами действующие вещества фунгицидов обладают скрытой поверхностной энергией. Нам удалось в новом суспензионном концентрате освободить эту энергию путем эффективного диспергирования и увеличения удельной поверхности частиц до S уд. = 25000-26000 см2/г.

Следует отметить, что в баковых смесях сера и хом не проявляли высокую биологическую активность. И только новая готовая форма препарата дает основание утверждать, что комбинация сера + ХОМ, ск. 450 г/л обладает физико-биологическим синергизмом, коэффициент которого находится в пределах 1,50-1,89 относительных единиц.

На этот препарат получен патент и зарегистрировано новое название «Флокус», ск, 450 г/л. Были проведены его испытания на смородине, картофеле, цветах и винограде против основных заболеваний с высокими биологическими показателями. На картофеле трех сортов в ОПХ «Ильинское» (опыты ВНИИКХ) он показал хорошие результаты против фитофтороза и макроспориоза. Уровень биологической активности составил 90-100 % на листьях и 79-100 % на клубнях. Получена прибавка урожая 33,3-34,5 % к контролю.

Успешными были испытания (совместно с СКЗНИИ садоводства и виноградарства) этого суспензионного концентрата на виноградниках в Краснодарском крае для защиты от милдью и оидиума.

Следует заметить, что в созданные нами суспензионные концентраты включены антииспарительные добавки, позволяющие применять их путем как обычного опрыскивания (с нормами расхода рабочей жидкости 200400 л/га), так и малообъемного (25-50 л/га), а также, возможно, УМО и с применением авиационной техники. Ранее был разработан первый отечественный антииспаритель АИ-4П, который применялся в баковых смесях со смачивающимся порошком хом и другими фунгицидами методом малообъемного опрыскивания для защиты различных сельскохозяйственных культур.

Таким образом, новый универсальный фунгицид сера + ХОМ («Флокус») выгодно отличается от своих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.