Научная статья на тему 'Влияние региональных условий на адаптационные процессы трудовых мигрантов (на примере Волгоградской области)'

Влияние региональных условий на адаптационные процессы трудовых мигрантов (на примере Волгоградской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
606
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
Ключевые слова
МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТРУДОВОЙ МИГРАНТ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНА / MIGRATORY LEGISLATION / WORKING MIGRANT / SOCIAL ADAPTATION / SOCIAL STABILITY / SOCIAL CONDITIONS / FEATURES OF REGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Игнатова Ю. Е., Николенко Н. А.

Изучено региональное миграционное законодательство, проанализировано положение трудовых мигрантов в регионе, рассмотрено влияние социальных условий Волгоградского региона на процесс социальной адаптации трудовых мигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF REGIONAL CONDITIONS ON ADAPTABLE PROCESSES OF LABOR MIGRANTS (CASE STUDY OF THE VOLGOGRAD REGION)12Vlgograd State University

The article deals with the regional migratory legislation, analyses the position of labor migrants in the region, and considers the influence of social conditions on the process of social adaptation of labor migrants in the Volgograd region.

Текст научной работы на тему «Влияние региональных условий на адаптационные процессы трудовых мигрантов (на примере Волгоградской области)»

© Игнатова Ю.Е., Николенко Н.А., 2011

УДК 323.3(470.45)

ББК 60.546.7(2Рос=4Вот)

ВЛИЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ НА АДАПТАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Ю.Е. Игнатова, Н.А. Николенко

Изучено региональное миграционное законодательство, проанализировано положение трудовых мигрантов в регионе, рассмотрено влияние социальных условий Волгоградского региона на процесс социальной адаптации трудовых мигрантов.

Ключевые слова: миграционное законодательство, трудовой мигрант, социальная адаптация, социальные условия, особенности региона.

Россия, появившаяся на международной миграционной сцене в конце 1980-х гг., за прошедшие десятилетия превратилась в активного участника мировых миграционных процессов, выступая одновременно как крупный принимающий центр, страна выезда и транзита мигрантов. Действия многих факторов, включая демографическую и геополитическую ситуацию, более стабильное экономическое положение РФ по сравнению с другими странами СНГ, демографические проблемы, связанные с абсолютным уменьшением численности населения, «прозрачность» границ со странами СНГ, наличие в РФ больших национальных диаспор указывают на то, что РФ еще долгое время останется принимающей страной. Наблюдается приток населения из стран ближнего зарубежья на территорию России в поисках новой работы и возможности реализации стремления улучшить свое материальное положение. На субъекты Российской Федерации, входящие в состав Южного федерального округа, в последние годы приходилось до 15 % общероссийского миграционного прироста. В частности, Волгоградская область является одним из регионов, испытывающим активное миграционное давление.

При этом, как свидетельствует статистика, подавляющее большинство мигрантов являются гражданами СНГ, среди которых лидируют жители Средней Азии. Прибытие мигрантов вызывает необходимость наряду с существующим общероссийским законодательством, регулирующим положение трудовых мигрантов и порядок привлечения иностранной рабочей силы в страну, принимать подзаконные акты на региональном уровне. Принятие региональных законодательных актов, безусловно, стабилизировало регулирование миграционных процессов, скоординировало деятельность органов, занятых в работе с мигрантами. Немаловажным стало законодательное закрепление прав и социальных гарантий мигрантов. Особенное внимание следует обратить на увеличение ответственности работодателей за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по отношению к иностранным работникам. Таким образом, органы власти области исходят из необходимости привлечения иностранных рабочих, а не ограничения их притока, поскольку осознается реальная необходимость использования иностранной рабочей силы. Проанализировав действующее региональное законодательство в области трудовой миграции и использовании иностранной рабочей силы, можно отметить, что оно в достаточно полной мере определяет правовое положение трудовых мигрантов, затрагивает

регулирование взаимоотношений мигрантов и работодателей. Но остается проблема правовой грамотности мигрантов и информированности самих работодателей, что существенно затрудняет реализацию вышеперечисленных законодательных актов. В свою очередь, оказываемые юристами консультации по вопросам применения миграционного законодательства и принимаемые ими решения носят рекомендательный характер, поэтому, несмотря на четко прописанные в законодательстве права мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность, и обязанности работодателей, предоставляющих им рабочие места, механизм реализации данного законодательства зависит и от тех, и от других.

В то же время недостаточно проработанный механизм реализации миграционного законодательства не является препятствием для ежегодного прибытия в Волгоградский регион значительного числа мигрантов, основной массой среди которых являются представители стран Средней Азии. Согласно данным Управления Федеральной миграционной службы России по Волгоградской области о количестве иностранных граждан, прибывших на территорию г. Волгограда и Волгоградской области в течение последних трех лет, прослеживается тенденция увеличения количества граждан, прибывающих из стран СНГ, в том числе из Средней Азии. Важным является то, что в связи с упрощением процедуры регистрации на уровне федерального законодательства число легальных и легализовавшихся трудовых мигрантов возросло. Очевидно, что мигранту для осуществления трудовой деятельности стало проще законодательно оформить свое пребывание и работать на законном основании на территории Российской Федерации.

Значимым фактором, привлекающим иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности в России, является и ее экономическая привлекательность с точки зрения более высокого по сравнению со странами исхода уровня жизни. Следующим фактором, влияющим на приток трудовых мигрантов, выступает ситуация на рынке труда. Здесь наблюдается устойчивый спрос на иностранную рабочую силу в России, сохраняющиеся возможности занятости для иностран-

цев в легальном и нелегальном (теневом) секторах экономики.

С точки зрения региональных особенностей немаловажное значение имеет географическое расположение Волгоградской области, входящей в состав Южного федерального округа, позволяющее принимать на себя или пропускать через свою территорию различные этнические группы мигрантов из сопредельных стран СНГ, в том числе и из стран Средней Азии. На этом основании Волгоградский регион можно сравнить со своеобразным миграционным «фильтром», который «абсорбирует» значительную часть мигрантов [1].

Кроме того, следует обратить внимание и на влияние природного фактора. Климатические условия принимающего трудовых мигрантов Волгоградского региона являются достаточно благоприятными как для проживания, так и для осуществления трудовой деятельности, поскольку мигранты задействованы преимущественно в сельскохозяйственном производстве, занимаясь в основном выращиванием овощей. Коренных жителей области, как правило, данные рабочие места не привлекают по следующим причинам:

- низкий уровень заработной платы и несвоевременная ее выплата (после завершения сезонных работ либо частичной реализации урожая);

- тяжелые физические условия труда, чаще всего немеханизированного;

-отсутствие транспортных средств для подвоза работников к полям;

- сезонный характер работ.

Вместе с тем следует отметить, что наряду с положительными моментами привлечение в регион иностранной рабочей силы имеет и ряд отрицательных. Среди них следует выделить:

- создание демпинговых условий в сфере оплаты труда, в том числе для местного населения;

- отсутствие налоговых перечислений в консолидированный бюджет и внебюджетные фонды со стороны работодателей региона;

- «оседание» иностранных рабочих на территории области после окончания срока действия официального разрешения на работу;

- возможность завоза на территорию Волгоградской области особо опасных инфекций, поскольку в течение года порой происходит негласная замена одного иностранного рабочего, прошедшего медицинское обследование, другим, его не прошедшим;

- сложность осуществления контроля за состоянием окружающей среды, ухудшающейся в связи с недостаточностью средств утилизации отходов жизнедеятельности иностранных рабочих.

Кроме того, в ряде районов Волгоградской области в результате миграции изменились исторически сложившиеся этнические пропорции населения, нарушился формировавшийся веками межэтнический баланс, что создало условия для дестабилизации этнодемографи-ческой ситуации в регионе, привело к заметному росту межэтнической напряженности, возникновению предпосылок к конфликтам на этнической основе. Причинами конфликтов выступают обособленный образ жизни мигрантов, существенные социокультурные различия, которые способствуют обострению противоречий между мигрантами и местным населением. Изменение этнической структуры населения на фоне вышеупомянутых нарастающих различий в этнокультурной и этнопсихологической сферах создают питательную среду для усиления мигрантофобии.

В то же время потребность экономики страны в дополнительных трудовых ресурсах (использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов) вызывает необходимость управленческого регулирования притока мигрантов, в том числе и решения вопросов формирования установок толерантного сознания как у местного населения, так и у мигрантов.

К сожалению, несмотря на упрощение процедуры регистрации и снятия некоторых ограничений, произошедшее резкое увеличение числа легальных и легализовавшихся мигрантов не достигло 100 %. Сохраняется высокий уровень нелегальной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства, включая трудовую миграцию. Нелегальная трудовая миграция вызывает обострение конкуренции на рынке труда, особенно в строительстве и сельскохозяйственном производстве, подпи-

тывает межнациональную напряженность, а это не может не сказываться на положении внутри региона.

В настоящее время миграционная ситуация в Волгоградской области складывается под влиянием неразвитости системы иммиграционного контроля. К примеру, пост иммиграционного контроля размещен только в международном аэропорту Волгограда; на сухопутной границе данные посты отсутствуют, несмотря на то, что решение об их создании было принято Правительством Российской Федерации еще в 1997 году. Система пунктов пропуска через российско-казахстанскую государственную границу находится в стадии становления (данные пункты отдалены от границы на расстояние от 4 до 16 км; граница не подготовлена в инженерном отношении), что не может не снижать эффективности организации пограничного контроля, осуществляемого силами Волжского погранотряда (в/ч 2021). На основании данных обстоятельств формирование полной, объективной картины о масштабах внешней легальной миграции в регион затруднено. Но, несмотря на это, даже официальные данные позволяют утверждать, что трудовые мигранты (как особая социальная группа) составляет достаточно значимую долю среди населения Волгоградской области. Так, например, в 2000 г. было зарегистрировано более 2 тыс. трудовых мигрантов, 2006 г. - более 5 тыс., а в 2008 г. - уже более 15 тысяч.

Таким образом, в регион прибывает большое количество трудовых мигрантов, которые занимают трудовые ниши, не востребованные местным населением. Но остается нерешенным множество вопросов, касающихся их взаимоотношений с работодателями, местным населением и органами власти. В целях решения возникающих актуальных проблем государственная миграционная политика и законодательство на региональном уровне постоянно совершенствуются.

Процесс социальной адаптации мигрантов подпадает под воздействие как позитивных, так и негативных факторов, снижающих ее эффективность, что в полной мере подтвердило и проведенное в 2009 г. автором данной статьи социологическое исследование, в ходе которого было опрошено 200 трудовых миг-

рантов, прибывших в Волгоградский регион из Средней Азии.

Результаты исследования также показали, что процесс социальной адаптации мигрантов следует рассматривать в контексте социальных и политических процессов в стране, а его эффективность способствует цивилизованному сближению представителей разных этнических групп и является одним из условий формирования стабильного единого пространства безопасности.

Существующая нормативная база в основном способна решать вышеуказанные проблемы, но механизм реализации разработан недостаточно полно. В связи с рекомендательным характером принимаемых решений они являются скорее декларативными, чем выполняющимися реально. На адаптационных процессах не может не сказываться отсутствие программы помощи в адаптации мигрантам. На это указывают не только сами мигранты, но и работодатели, а также сотрудники Управления Федеральной миграционной службы, непосредственно взаимодействующие с прибывающими иностранными гражданами. С другой стороны, низкая правовая грамотность мигрантов (незнание миграционного и трудового законодательства) не позволяет им защищать свои права, требовать обеспечение социальных гарантий и ответственности работодателей. А работодатели, не получая поддержки со стороны государственных органов, вопросы трудоустройства и размещения мигрантов вынуждены решать самостоятельно.

Существующие проблемы вызывают необходимость принятия миграционной программы именно на региональном уровне, поскольку высокая численность мигрантов в Волгоградском регионе предполагает обязательное регулирование миграционных процессов. Механизм реализации законодательной базы, регулирующей правовое положение трудовых мигрантов, должен быть усовершенствован таким образом, чтобы четко определенные взаимные права и обязанности мигранта со всеми субъектами его взаимодействия могли проявляться в реальной практике.

Защита прав мигрантов должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством и нормами международ-

ного права. Прием, временное размещение, организация расселения, оказание помощи, содействие в трудоустройстве и обустройстве на новом месте жительства не должны быть возложены только на работодателей. В этом процессе должны принимать активное участие государственные органы, наделенные правами по осуществлению данных мероприятий. Выполнение отмеченных требований невозможно без оптимального распределения средств, выделяемых из федерального бюджета на решение проблем миграции, и жесткого контроля по их использованию.

Возвращаясь к проблеме взаимоотношений местного населения с мигрантами, еще раз подчеркнем, что эффективность процессов социальной адаптации мигрантов обусловливается величиной социально-культурной дистанции между населением принимающей среды и мигрантами. Анализ же качественного состава мигрантов, прибывающих в Волгоградский регион, подтверждает факт преобладания в их числе граждан Узбекистана и Таджикистана, имеющих общее историческое прошлое с Россией, что позволяет в определенной степени сократить имеющуюся культурную дистанцию между мигрантами и коренными жителями.

Кроме того, прибывающие в регион трудовые мигранты являются в основном гражданами трудоспособного возраста (в рамках социологического исследования был выявлен их возрастной диапазон, не превышающий в большинстве случаев 45-летнего рубежа), которые способны выполнять физическую работу, связанную с немеханизированным трудом, не пользующуюся популярностью у местного населения. Возрастные показатели оказывают также влияние на демографическую ситуацию в регионе, что, в свою очередь, способно несколько снизить демографическое давление на местное население трудоспособного возраста. Все эти моменты должны быть доведены до сознания общественности и способствовать цивилизованному сближению представителей разных этнических общностей.

Следует также подчеркнуть, что уровень адаптированности мигрантов к условиям социальной среды региона, по нашему мнению, можно определить как достаточно высокий.

Мигранты в большинстве случаев выполняют работу, соответствующую полученному образованию и уровню квалификации, отмечают удовлетворенность заработной платой и условиями труда, а также возможность самореализации в сфере трудовой деятельности. Более того, часть респондентов (опрошенных мигрантов) выразили желание получить образование и повысить квалификацию с целью иметь возможность проявить себя в других формах трудовой деятельности, требующих повышения интеллектуальных затрат и уменьшения физических.

Таким образом, оценивая характер взаимоотношений мигрантов с местным населением, можно отметить положительные аспекты взаимодействия. Мигранты занимают рабочие места, не востребованные местными жителями, поэтому острой конкуренции на рынке труда не происходит. В процессе контактов местного населения и мигрантов открытого противодействия мигрантам не существует, антимигрантские настроения не носят массовый характер, а представляют собой единичные случаи. В этой связи мигранты ощущают личную безопасность и определенную экономическую стабильность. Следствием толерантного отношения местного населения стало желание части мигрантов остаться в данном регионе и получить гражданство РФ. Так, определенная часть респондентов планирует перевезти семью на территорию Волгоградского региона или в будущем создать семью, сочетаясь в браке с представителями коренного населения РФ. Наряду с сохранением собственной национальной идентичности, поддержанием контактов с диаспорами происходит также усвоение мигрантами норм принимающего сообщества. В то же время мигранты указывают на необходимость оказания им помощи не только по трудоустройству и размещению, но и в изучении русского языка, традиций, образцов поведения.

Однако при всех положительных моментах, способствующих ускоренной адаптации мигрантов в Волгоградском регионе, продолжают оставаться проблемы, которые затрудняют этот процесс. Не вызывает сомнений факт, что мигранты нуждаются в обеспечении определенного жизненного уровня, который необходим для поддерживания здоровья

и благосостояния их самих и их семей, предоставляющего возможность обеспечения на случай безработицы, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от них обстоятельствам [2]. Но данные социальные права в полной мере могут быть предоставлены благодаря реализации законодательных актов, направленных на выполнение этих задач. В то же время почти все категории респондентов, взаимодействующих с мигрантами, указывая на необходимость привлечения иностранной рабочей силы в регион, отмечают отсутствие взаимодействия между заинтересованными структурами. Следовательно, проблема разработки и реализации современной миграционной политики с учетом адаптационных программ, в том числе и психолого-реабилитационных, апробированных на практике методик, становится все более актуальной. Необходимо экономически и политически правильно распорядиться таким бесценным в нынешних условиях социальным потенциалом, каким являются мигранты. Нельзя допустить, чтобы представители данной социальной группы попадали в ситуацию маргинализации в силу потери своих «территориальных корней» и неприятия культуры принимающего сообщества. Необходимо также учитывать, что привязанность к определенному месту жительства оказывает влияние на психическое здоровье человека, его этику, чувство хозяина, восприятие природы, а также внутреннее пространство (чувство дома). Благоприятные условия для проживания мигрантов и реализации их трудовых и образовательных намерений являются предпосылками «выхода на проблемы этноса, продолжения рода, создания семьи» [3]. И в этой связи необходимо подчеркнуть, что поскольку качество и темпы социальной адаптации сильно зависимы от внутренних установок мигранта относительно своей социальной идентификации и в значительной степени детерминированы его субъективной оценкой и позитивным настроем на взаимодействие с новым для него социумом, влияние этих аспектов на дальнейшую судьбу мигранта очевидно [4].

В этой связи наиболее важным моментом является информационная работа с мигрантами, обучение русскому языку, повыше-

ние профессиональной квалификации и правовой грамотности, а поскольку наиболее тяжело проходят первые два года жизни мигрантов на новом месте, то особую поддержку им следует оказывать именно в этот период.

Подводя итог вышесказанному, отметим: осуществление данного комплекса мер, на наш взгляд, будет способствовать эффективной социальной адаптации трудовых мигрантов в Волгоградском регионе, обеспечению его социальной стабильности и процветанию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авксентьев, В. А. Феномен этнопрофес-сионализма и этнические процессы на Северном Кавказе / В. А. Авксентьев // Проблемы населения

и рынков труда России и Кавказского региона / Ин-т географии РАН, Ставропол. гос. ун-т. - Ставрополь : Ставропольсервисшкола, 1998. - С. 54-60.

2. Всеобщая декларация прав человека : утверждена и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т. 5. Политические документы. - М. : Мысль, 1997. - С. 420-421.

3. Дубовой, Л. М. Психологические проблемы компактно проживающих вынужденных мигрантов / Л. М. Дубовой, В. В. Константинов // Психологические проблемы профилактики экстремизма в российском обществе : Всерос. науч.-практ. конф., Пенза, декабрь 2002 г. : сб. материалов / под ред. Л. М. Дубового. - Пенза : 11ГПУ, 2002. - С. 16-17.

4. Гриценко, В. В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России : монография / В. В. Гриценко ; РАН, Ин-т психологии. - М. : Ин-т психологии РАН, 2002 - С. 189-190.

INFLUENCE OF REGIONAL CONDITIONS ON ADAPTABLE PROCESSES OF LABOR MIGRANTS (CASE STUDY OF THE VOLGOGRAD REGION)

Yu.E. Ignatova, N.A. Nikolenko

The article deals with the regional migratory legislation, analyses the position of labor migrants in the region, and considers the influence of social conditions on the process of social adaptation of labor migrants in the Volgograd region.

Key words: migratory legislation, working migrant, social adaptation, social stability, social conditions, features of region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.