ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)
Регулирование и стандартизация отчетности
ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ РЫНКА НА ОТЧЕТНОСТЬ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ Татьяна Николаевна ГУПАЛОВА
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева, Москва, Российская Федерация [email protected]
История статьи:
Принята 08.09.2015 Принята в доработанном виде 30.10.2015
Одобрена 01.12.2015 УДК 657.3
Ключевые слова: ценность, прибыль, баланс, стратегия
Аннотация
Предмет. В зависимости от этапов развития рынков в статье обозначены четыре этапа развития отчетности хозяйствующих субъектов от рабовладельческой формации до настоящего времени. Когда развитие рынка подошло к этапу полного насыщения и была осознана важная роль знаний, то это потребовало соответствующего переосмысления подходов к методологии отчетности. Помимо традиционного интереса пользователей отчетности к земле, труду и капиталу стала востребована информация о знаниях как о важном капиталообразующем факторе информационного общества. Отчетность о ресурсах и капиталах организации в связи с этим должна представляться интегрированными показателями эффективности деятельности в плоскости использования знаний для отражения инновационной стратегии развития хозяйствующих субъектов.
Цели. Выявление влияния этапов развития рынка на потребности пользователей отчетности в информации и разработке этапов формирования отчетности хозяйствующих субъектов. Методология. В работе с помощью методов анализа, синтеза, группировки и сравнения представлены обзор и систематизация различных научных точек зрения в отношении отчетности хозяйствующих субъектов.
Результаты. Потребность в информации о благосостоянии для определения путей развития и решения тактических вопросов деятельности хозяйствующих субъектов определилась еще при зарождении рынка. Развитие рынка требовало рационального объяснения происходящих процессов, поэтому для каждого этапа рынка характерна основополагающая экономическая теория, объясняющая факторы накопления богатства и указывающая желательные элементы в отчетности для отражения этих факторов. Представленный результат исследования может применяться в научной, учебной и методической работе ученых, студентов, бакалавров, магистров, аспирантов, преподавателей.
Выводы. Разработаны этапы в методологии формирования отчетности хозяйствующих субъектов. Выявлена их взаимосвязь с потребностями общества в отчетной информации. Доказана необходимость формирования современной отчетности в концепции ценности. Определена сосредоточенность информационных запросов современных пользователей отчетности на эффективности использования капиталообразующих факторов.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
Развитие рынка проходило в несколько этапов [1, с. 121; 2, с. 43-63]1. По приоритетной цели рынка, которую можно определить как реализацию максимального количества товаров (продуктов, работ, услуг), целесообразно выделить четыре этапа развития рынка (табл. 1):
1) этап зарождения рынка (до XVII в.), характеризуется периодом производства скоропортящейся сельскохозяйственной продукции для семейного потребления, основу экономики в данном периоде составляли семейные виллы, интенсивно использующие живой труд;
2) этап ненасыщенного рынка (XVII в.- 20-е гг. XX в.) с тенденцией к быстрому, опережающему росту спроса над предложением стандартизированных товаров (услуг) на местном
1 Развитие агропродовольственного рынка в России: проблемы теории и практики. М.: ТЕИС, 2008. 239 с.
рынке, основой экономики стали
производственные организации, интенсивно использующие овеществленный труд;
3) этап частичного насыщения рынка (1920-1970 гг.) - период, когда целью рынка становится производство модифицированных товаров (услуг), производится долго не портящаяся сельскохозяйственная продукция с генетически модифицированными свойствами для территориально удаленного потребления, производственно-финансовые организации становятся основой экономического развития;
4) этап полного насыщения рынка (1970 гг.- по н.в.), когда спрос практически перестал расти, а предложение устойчиво опережает спрос и нужны инновационные товары и услуги, востребована интенсификация знаний, экологически чистая сельскохозяйственная продукция и продукция с
иными полезными свойствами, произведенными в организациях, опирающихся на научные знания и передовые технологии.
Развитие рынка требовало объяснения происходящих процессов с позиции экономической теории, поэтому для каждого этапа развития рынка характерна основополагающая теория, длительный исторический период объясняющая факторы накопления богатства и указывающая желательные элементы в отчетности хозяйствующих субъектов для отражения этих факторов (табл. 2).
На этапе зарождения рынка Платоном (427-347 гг. до н.э.) была создана философская теория идей (диалог «Государство»), ключевой в которой была идея блага как ценности.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) с позиции экономики определил, что благом является накапливание запасов продуктов (естественных благ) и денег (искусственных благ), для чего наиболее выгодны специализированные сельскохозяйственные виллы [4, с. 5].
Подобные воззрения были развиты в сочинениях таких экономистов, как Катон Марк Порций-Цензор (134-49 г. до н.э.), Варрон Марк Теренций (116-27 г. до н.э.), Колумелла Люциус Джуниус и Плиний (I в. н.э.) [5].
Достижения в сельском хозяйстве древних государств служили идеалами развития экономики очень долгое время, обосновывая достойные способы приумножения богатства исключительно через развитие земледелия [6, с. 21-23; 7, с. 20]. И пока рынок не перешел с этапа зарождения на этап ненасыщенного рынка, пользователи отчетности удовлетворялись информацией о наличных запасах естественных и искусственных благ и долгах, для чего достаточно было приходо-расходных ведомостей.
Право на ведение деятельности имели только свободные граждане, поэтому такая информация также была важна как элемент отчетности.
В целом, несмотря на смену экономических формаций, выделенных К. Марксом [8, с. 394-401] по признаку изменения отношений к собственности (от первобытно-общинного строя к рабовладельческому и феодальному строю), видна однородность этого огромного исторического периода по господствующим в обществе воззрениям на экономическую ценность, поэтому можно рассматривать весь период от возникновения общины до XVII в. единым и по информационным запросам пользователей
отчетности, и по требованиям к элементам отчетности.
Но когда стало возможно массовое производство товаров и услуг, рынок вступил на новый этап развития, что ознаменовалось производством в ущерб потреблению, выделением слоя предпринимателей, массовым раскрепощением крестьянства, в отчетности стали важны не только право ведения бизнеса, блага и долги, но и потребовалось отделение благ собственников хозяйствующего субъекта от благ самого субъекта. Теория А. Смита [9], изложенная в книге «Исследование о природе и причинах богатства наций» (1776), наиболее ярко развитая Д. Рикардо [10] и К. Марксом [11], наилучшим образом соответствовала этапу ненасыщенного рынка. Человек был признан не политическим животным, как ранее, а рациональным экономическим существом.
Эгоистичный интерес производителей и покупателей А. Смит поставил выше общественных интересов, признав за человеком больше духовной составляющей, чем Аристотель [4], но отказался учитывать влияние социума на деятельность субъектов рынка: Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах [9, с. 17].
В теории предельной полезности К. Менгера (1840-1921) также говорится, что ценность есть значение, которое для нас имеют конкретные блага или количества благ вследствие того, что в удовлетворении своих потребностей мы сознаем зависимость от наличности их в нашем распоряжении [12, с. 125].
Позже Людвиг фон Мизес обратил внимание, что после А. Смита вплоть до середины XX в. экономисты, в сущности, сосредоточились на изучении не реальных живых людей, а фантомов, «экономических» людей, чему способствовали «методы современного бухгалтерского учета, отчетности и коммерческой статистики» [13, с. 23]. Баланс хозяйствующих субъектов включал в себя все интересующие пользователей отчетности элементы на ненасыщенном этапе рынка. Частичное насыщение рынка как промышленными, так и агропродовольственными товарами отразилось в том, что в 1920-х гг. стало востребовано экономическое прогнозирование с элементами вероятностного, оценочного характера
воздействия времени и институтов на траекторию прироста богатства.
Д.М. Кейнс (1883-1946) в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) указал, что «функция совокупного предложения в основном зависит от технических условий предложения» и связал экономический рост с увеличением выручки за счет прироста инвестиций [14, с. 91]. Он выступил против бережливости, одобренной трудовой теорией стоимости, против приоритета ликвидности активов над финансовой эффективностью их использования, мешающего инвесторам вкладывать средства на долгосрочную перспективу и поддерживать спрос на рынке. Соответственно возникла необходимость таких отчетных элементов, как выручка, капитал, прибыль, доходы, расходы, активы, обязательства, инвестиции.
Д. Норт и Р. Фогель критиковали классическую теорию за то, что она «является неподходящим средством для анализа... и выработки рекомендаций, стимулирующих экономический рост и развитие» [15, с. 707-708], что было поддержано многими представителями
кейнсианской школы, такими как С. Харрис, А. Хансен, Р. Харрод, А. Лернер, О. Ланге, А. Бергсон, Е. Домар, Дж. Стрейчи и др.
П.Э. Самуэльсон предложил теорию неоклассического синтеза для преодоления кризисных процессов в экономике через связь между инвестициями и прибылью, что легло в основу концепции финансовой отчетности на частично насыщенном рынке.
Важность знаний, помимо плодородия почвы, труда и капитала, отмечалась учеными еще на этапе ненасыщенного рынка. В частности, Т. Маколей (1800-1859) в «Истории Англии» сообщает о политическом объединении в 1603 г. Шотландии и Ирландии с Англией, что «по своему пространству Шотландия и Ирландия приблизительно равнялись друг другу, а вместе взятые почти не уступали Англии, но по... степени культуры стояли далеко ниже этой страны. Рост Шотландии задерживался бесплодием почвы, а Ирландия среди всеобщего рассвета была окутана густым мраком средневековья» [16, с. 5].
Н.А. Полевой (1796-1846) отмечал, ч т о просвещение есть главнейшее основание благосостояния каждого государства, так как оно составляет часть народного богатства, более важную, нежели богатство вещественное; оно есть невещественный капитал, без коего капитал вещественный не только маловажен, но и
совершенно ничтожен [17, с. 10]. Но только после Второй мировой войны, когда в США, европейских странах и в Японии был сделан упор на продажах инновационных товаров (работ, услуг) с большим удельным весом знаний в структуре ценности, пользователи отчетности стали интересоваться отражением знаний в отчетности хозяйствующих субъектов.
Осмысление роли знаний позволило Д. Беллу сделать вывод о том, что производительные силы важнее производственных отношений в качестве критерия периодизации этапов развития отношений в обществе1.
И. Масуда также считал, что «производство информационного продукта, а не продукта материального будет движущей силой образования и развития общества» [18]. Поскольку современное общество отличается от предыдущих по уровню развития и распространению знаний, то важнейшей его характеристикой становится асимметричность информации, за исследование которой Дж. Стиглиц [1], М. Спенс [2] и Дж. Акерлоф [19] получили Нобелевскую премию. Соответственно поскольку любой хозяйствующий субъект в условиях рынка представляет собой не что-то внешнее по отношению к заинтересованным пользователям отчетности и их деятельности, но проявляется в
жизнедеятельности лиц, вовлеченных в информационный обмен с ней [20, с. 85], то отчетность должна отражать информационные запросы ее пользователей, взаимосвязанных с хозяйствующим субъектом через общность ценностей (табл. 3).
Источником высокой производительности труда долгое время признавалось обновление внеоборотных активов, на что указал И.В. Сталин на совещании стахановцев в 1935 г.: «Без новой техники, без новых заводов и фабрик, без нового оборудования стахановское движение не могло бы у нас зародиться. Без новой техники можно поднять технические нормы в один-два раза - не больше. Если стахановцы подняли технические нормы в пять и в шесть раз, то это значит, что они опираются целиком и полностью на новую технику» [21, с. 87].
В теории цикличности кризисов М. Туган-Барановский обосновывал, ч т о правильное распределение производства
1 Bell D. The comming of post-industrial society // Newsweek, February 19, 1973.
URL: http:www.os3.nl/_media/2011-2012/ daniel_bell_-the_coming_of_post-industrial_society.pdf
способствует достижению полного соответствия между спросом и предложением и нужно лишь избавиться от господства свободной конкуренции [22, с. 438]. Именно такая точка зрения стала восприниматься в застойные годы как единственно правильная [23,с.15]. То особое значение, которое марксисты придавали классовой борьбе, постоянно затемняло более мощный, более глубокий конфликт, возникший между требованиями производителей... более высокой заработной платы, прибыли и пенсий, с одной стороны, и противоположных требований потребителей (включая сюда и тех же производителей), стремящихся к низким ценам. Всепоглощающая забота о деньгах, товарах и вещах присуща не капитализму или социализму, а индустриализму [24, с. 85-86].
После того как цивилизация вступила в постиндустриальную фазу развития, интересы пользователей отчетности сосредоточились не на отклонениях между плановыми и фактическими показателями выпуска и себестоимости продукции (работ, услуг), о которых писали А. Берли и Г. Минз [25, с. 285-287], а на рисках для бизнеса [26], информационных ресурсах для выработки решений [27] и на достижении эффективности развития хозяйствующих субъектов.
В целом информация о вложенных в продукцию (работы, услуги) знаниях, определяющих качество
произведенных товаров и влияющих на эффективность деятельности хозяйствующих субъектов и модификацию их капиталов, стала приоритетной для заинтересованных
пользователей отчетности на этапе полностью насыщенного рынка. При этом концентрация усилий ученых на проблемах отражения в отчетности прибыли на вложенный капитал за счет снижения всех возможных затрат увело теорию отчетности от изучения роли знаний в формировании ценности и влияния инноваций на результаты деятельности отчитывающихся субъектов.
Переключение внимания заинтересованных пользователей отчетности от финансовой эффективности продажи стандартизированной продукции (работ, услуг), предложенной для частично насыщенного рынка, на эффективность в условиях информационно насыщенного рынка порождает проблему несоответствия потребности в стратегически нацеленной отчетной информации методологии формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, ориентированной на устаревший этап развития рынка. Поэтому целесообразно включить в отчетность хозяйствующих субъектов показатели
эффективности деятельности, инновационности производимых товаров (работ, услуг), защиты от асимметрии информации.
Таблица 1
Этапы развития рынка по критерию приоритетной цели
Приоритетная цель рынка Зарождение рынка Этапы развития рынка
Ненасыщенный рынок Частично насыщенный рынок Полностью насыщенный рынок
1. Максимизация продаж товаров сельского хозяйства Скоропортящаяся сельскохозяйственная продукция для семейного потребления Сельскохозяйственная продукция для потребления на местном рынке Долго не портящаяся сельскохозяйственная продукция с модифицированными свойствами для территориально удаленного потребления Сельскохозяйственная продукция с заранее известными полезными инновационными свойствами для местного и территориально удаленного потребления
2. Максимизация продаж промышленных товаров Продукция ремесленного производства Продукция машинного производства (машиностроительной, ткацкой, перерабатывающей, горнодобывающей промышленно сти) Продукция высокотехнологичных отраслей промышленности (химической, военной, фармацевтической, космической), с использованием модифицированных материалов Продукция с использованием инновационных материалов и методов производства, которую можно считать массовыми предметами роскоши
3. Максимизация продаж работ, Индивидуализированные работы, гужевые Стандартизированные работы, морские Общественные работы, туризм, Экзотический и деревенский туризм,
услуг грузоперевозки грузоперевозки телевидение, финансовые услуги, железнодорожные грузоперевозки интернет, услуги в виртуальном пространстве, реклама, самообслуживание, мелкооптовые продажи, воздушные грузоперевозки
4. Максимизация продаж товаров (работ, услуг) Индивидуализированные товары (работы, услуги) Стандартизированные товары (работы, услуги) Модифицированные товары (работы, услуги) Инновационные товары (работы, услуги)
5. Период до XVII в. XVII в. - 20-е гг. XX в. 20-70-е гг. XX в. с 70-х гг. XX в. по н.в.
Таблица 2
Взаимосвязь господствующих на различных этапах развития рынка экономических учений с элементами отчетности
Экономические воззрения Этапы развития рынка
Зарождение рынка Ненасыщенный Частично Полностью
рынок насыщенный рынок насыщенный рынок
1. Основное 329 г. до н.э. - 1776 г. - А. Смит 1936 г. - Дж.М. Кейнс 1973 г. - Д. Белл
экономическое Аристотель «Исследование о «Общая теория «Грядущее
учение «Политика» [4] природе и причинах богатства наций» [9] занятости, процента и денег» [14] постиндустриальное общество» [19]
2. Теория II в. до н.э. - I в. н.э. 1867 г. - «Трудовая 1955 г. - теория 1978 г. - теория
- теория крупного теория ценности» неоклассического информационной
землевладения Катона, Варрона, Д. Рикардо - К. Маркса [10; 11] синтеза П.Э. Самуэльсона [16] асимметрии Дж. Стиглица,
Колумеллы, Плиния М. Спенса,
[5] Дж. Акерлофа [1, 2, 21]
3. Постулаты Человек - Человек - абсолютно Человек - ограниченно Человек - социальное
политическое рациональное рациональное существо
животное экономическое существо экономическое существо
Накопление в ущерб Производство в ущерб Производство в ущерб Потребление в ущерб
потреблению потреблению накоплению накоплению
Богатство - это Ценности создаются Не существует Традиционные модели
запасы трудом, а сберегаются проблемы общего не могут правильно
естественных и накапливаются перепроизводства - описать мир, в котором
(рабов, продуктов) бережливостью предложение само существуют
и искусственных (денег) благ создает спрос в том смысле, что совокупная цена спроса равна совокупной цене предложения для всех уровней производства несовершенства в обмене информацией -основного ресурса, имеющего всевозрастающую ценность
Земля и труд - Труд облегчается Снижение заработной До определенной
важные факторы и сокращается платы сокращает степени
накопления запасов благодаря применению совокупный спрос все члены организации
надлежащих машин в обществе и тем самым угрожает сужением возможностей сбыта для предприятий и те, кого она обслуживает, испытывают на себе последствия успеха или неудачи организации
4. Постулаты Господство на море Капитал делится Избыток сбережений - Рациональное неведение
позволяет на основной и причина нарушений подкрепляется
контролировать запасы на суше оборотный, товарный и денежный равновесия в рыночной экономике, сбоев в производстве и занятости асимметричностью информации
Граждане должны Власть над трудом Частичное Капиталы являются
иметь достаток других людей дает перераспределение источниками ценности,
во всем необходимом товар национального дохода которые в той или иной
и не иметь досуга, в пользу форме становятся
чтобы не стремиться малозажиточных слоев, ресурсами,
к государственным у которых меньше вкладываемыми
делам склонность к сбережению, чем у богатых, способствует в бизнес-модель организации
росту склонности
к потреблению
Потребности людей Труд - единственный Для общества в целом Гуманистические
должны источник и мерило не существует такого ценности должны
удовлетворяться меновой ценности понятия, как приниматься в расчет
различно в товаров ликвидность Машины как наиболее
соответствии с вложенного капитала - важная форма капитала
различиями необходимы крупные вытесняются
общественного бюджетные инвестиции теоретическими
положения знаниями
Прибыль есть Выручка состоит Запас знаний работников
накопленный труд из двух компонент - из суммы, которая при данном уровне занятости расходуется на потребление, и того, что идет на инвестиции является источником будущих доходов организации
5. Необходимые Права, блага, долги Права, блага Выручка, капитал, Модификации капитала,
элементы собственников, прибыль, доходы, вложенные знания,
в отчетности блага организации, расходы, активы, качество товара,
долги обязательства, инвестиции гуманистические ценности
Таблица 3
Изменение информационных потребностей пользователей отчетности по мере развития рынка
Философия потребностей Зарождение рынка Этапы развития рынка
Ненасыщенный рынок Частично насыщенный рынок Полностью насыщенный рынок
1. Исходные предпосылки экономической философии продаж у хозяйствующих субъектов Лучше всего продается то, что произведено землей и трудом Лучше всего продается то, что произведено трудом и капиталом Лучше всего продается то, что произведено капиталом Лучше всего продается то, что произведено землей, трудом, капиталом и знаниями
Продажи ради удовлетворения потребностей реального человека Продажи ради удовлетворения потребностей экономического человека Продажи ради удовлетворения потребностей экономического человека Продажи ради удовлетворения потребностей и экономического, и реального человека
Продажа того, что есть в природе Продажа того, что можно получить из природы, не заботясь о ее состоянии Продажа того, что дает максимальную отдачу на вложенный капитал (без заботы о природе) Продажа того, что произведено не в ущерб природе
Необходимость накопления запасов благ Необходимость увеличения прибыли Необходимость стимулирования потребления Необходимость гуманизма
Больше - лучше Больше - лучше Больше - лучше Больше - не всегда лучше
Высшая ценность -наличие благ Высшая ценность -высокая валовая прибыль Высшая ценность -высокие проценты на вложенный капитал Высшая ценность -высокая эффективность деятельности
2. Информационные потребности пользователей отчетности Сосредоточенность пользователей отчетности на информации о сумме накопленных благ Сосредоточенность пользователей отчетности на информации о сумме накопленной прибыли Сосредоточенность пользователей отчетности на информации о сумме процентов на вложенный капитал Сосредоточенность пользователей отчетности на информации об эффективности деятельности
Список литературы
1. Стиглиц Дж. Цена неравенства. Чем расслоение общества грозит нашему будущему / пер. с англ. М.: Эксмо, 2015. 512 с.
2. Гайсин Р.С., Светлов Н.М. Стоимость и ценность: пути синтеза классической и неоклассической теорий // Философия хозяйства. 2014. № 5. С. 102 - 124.
3. Развитие агропродовольственного рынка в России: проблемы теории и практики: сборник по материалам «круглого стола» в рамках конференции «Ломоносовские чтения» / под ред. C.B. Киселева. М.: ТЕИС, 2008. 239 с.
4. Аристотель. Политика / пер. С.А. Жебелева. М.: Академический проект, 2015. 318 с.
5. Катон, Варрон, Колумелла, Плиний о сельском хозяйстве. Рязань: Александрия, 2009. 624 с.
6. Богданов Н. Рассуждение о приумножении народного богатства посредством усовершенствования земледелия и распространения между сельскими жителями полезных и необходимых для них сведений, сочиненное Николаем Богдановым, полковником Корпуса инженеров путей сообщения. СПб.: Имп. вольн. экон. о-во, 1833. 24 с.
7. Тюменев А. Введение в экономическую историю Древней Греции. Москва; Петроград: Книгоиздательское товарищество «Книга», 1923. 21 с.
8. Маркс К. Капитал: Критика политической экономии / предисл. Ф. Энгельса. Т. 1., кн. 1. М.: Политиздат, 1988. 891 с.
9. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007. 960 с.
10. РикардоД. Начала политической экономии / пер. Н.В. Фабриканта. М.: К.Т. Солдатенков, 1895.
11. Маркс К. Наемный труд и капитал / с введ. Фридриха Энгельса / пер. с нем. Б. Кричевского. Женева,
12. Менгер К. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2005. 496 с.
13. МизесЛ. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. М.: Дело, СаЫ1аху, 1993. 240 с.
14. КейнсДж.М. Общая теория занятости, процента и денег / пер. с англ. проф. Н.Н. Любимова. М.: Гелиос АРВ, 2012. 352 с.
15. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. Т. 5, кн. 1. М.: Мысль, 2004. 767 с.
16. Маколей Т.Б. Английская революция 1649 г. (Из «Истории Англии» Маколея) / пер. с англ. М.: Труд,
17. Полевой Н.А. Речь о невещественном капитале (capital immateriel) как одном из главнейших оснований государственного благосостояния и народнаго богатства. Типография Августа Семена при Императорской медико-хирургической академии. 1828. 33 с.
18. Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. Washington, World Future Society, 1981. P. 29.
19. Akerlof G. The Market for «lemons»: quality uncertainty and the market mechanism // The Quarterly Journal of Economics, 1970. № 3.
20. Хоружий Л.И. Проблемы теории, методологии, методики и организации управленческого учета в сельском хозяйстве. М.: Финансы и статистика, 2004. 496 с.
21. Сталин И.В. Сочинения. Беседа об учебнике «Политическая экономия» 29 января 1941 года (конспективная запись). Т. 14. 2-е изд. М.: СОЮЗ, 2007. 802 с.
22. Туган-Барановский М.И. Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь. Спб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1894. 512 с.
23. Гэлбрейт Дж.К., Меньшиков С.М. Капитализм, социализм, сосуществование / пер. с англ. М.: Прогресс, 1988. 198 c.
24. Тоффлер Э. Третья волна / пер. с англ. К.Ю. Бурмистрова и др. М.: АСТ, 2009. 784 c.
324 с.
1894. 52 с.
1906. 116 c.
25. The Modern Corporation and Private Property. By Adolf A. Berle, Jr. and Cardiner C. Means. New York: The Macmillan Company, 1932. 396 p.
26. Карзаева Н.Н. Риски бизнеса как объект финансового учета // Бухучет в сельском хозяйстве. 2015. № 7. C. 64-70.
27. Хоружий Л.И., Слепнева Т.Н. Подход к интегральной отчетности в условиях глобализации / Аграрная наука, творчество, рост: материалы Международной научно-практической конференции. Ставрополь: АГРУС, 2013. 352 с.
ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)
Regulation and Standardization of Reporting
THE IMPACT OF THE MARKET DEVELOPMENT ON FINANCIAL REPORTING OF BUSINESS ENTITIES Tat'yana N. GUPALOVA
Russian Timiryazev State Agrarian University, Moscow, Russian Federation [email protected]
Article history:
Received 8 September 2015 Received in revised form 30 October 2015 Accepted 1 December 2015
Keywords: value, profit, balance, strategics
Abstract
Importance The article points out four phases corporate reporting passed in the process of its development, i.e. from slave owning entities up to the present days.
Objectives The research figures out how the market development phases influenced needs of financial reporting users in information, and outlines financial reporting steps. Methods Using methods of analysis, synthesis, grouping and comparison, I overview and systematize various scientific stances on corporate financial reporting.
Results There is a need in the financial standing information so to find proper ways of developing and addressing tactical issues of business entities. The market development required explaining the current processes. That is why each market phase implies a relevant economic theory, protracted historical period that clarify factors of wealth and indicate preferable reporting items for reflecting these factors.
Conclusions and Relevance I articulated steps in the corporate financial reporting methodology and identified how they related with social needs in reporting data. I prove the need to timely form financial statements as part of the value concept. The findings may be applied for scientific, educational and methodological purposes.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Stiglitz J.E. Tsena neravenstva. Chem rassloenie obshestva grozit nashemu budushchemu [The Price of Inequality: How Today's Divided Society Endangers Our Future]. Moscow, Eksmo Publ., 2015, 512 p.
2. Gaisin R.S., Svetlov N.M. Stoimost' i tsennost': puti sinteza klassicheskoi i neoklassicheskoi teorii [Cost and value: ways of synthesizing the classical and neoclassical theories]. Filosofiya khozyaistva = Philosophy of Economy, 2014, no. 5, pp. 102-124.
3. [The development of the agricultural food market in Russia: theoretical and practical considerations].
Lomonosovskie chteniya: materialy nauchnoi konferetsii [Proc. Sci. Conf. Lomonosov Readings]. Moscow, TEIS Publ., 2008, 239 p.
4. Aristotle. Politika [Politics]. Moscow, Akademicheskii proekt Publ., 2015, 318 p.
5. Cato, Varro, Columella, Plinius. O sel'skom khozyaistve [Russian edition. On agriculture]. Ryazan, Aleksandriya Publ., 2009, 624 p.
6. Bogdanov N. Rassuzhdenie o priumnozhenii narodnogo bogatstva, posredstvom usovershenstvovaniya zemledeliya i rasprostraneniya mezhdu sel'skimi zhitelyami poleznykh i neobkhodimykh dlya nikh svedenii, sochinennoe Nikolaem Bogdanovym, polkovnikom Korpusa inzhenerov putei soobshcheniya [Discourse on multiplying the national wealth by improving arable farming and disseminating useful and necessary information among rural population, as created by Nikolay Bogdanov, Colonel of the Corpus of Transportation Engineers]. Saint Petersburg, Imperatorskoe vol'noe ekonomicheskoe obshchestvo Publ., 1833, 24 p.
7. Tyumenev A. Vvedenie v ekonomicheskuyu istoriyu drevnei Gretsii [Introduction to the economic history of ancient Greece]. Petrograd, Moscow, Kniga Publ., 1923, 21 p.
8. Marx K. Kapital: Kritikapoliticheskoi ekonomii [Das Kapital. Kritik der politischen Ökonomie]. Moscow, Politizdat Publ., 1988, vol. 1, 891 p.
9. Smith A. Issledovanie o prirode i prichinakh bogatstva narodov [An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations]. Moscow, Eksmo Publ., 2007, 960 p.
10. Ricardo D. Nachala politicheskoi ekonomii [On the Principles of Political Economy and Taxation]. Moscow, K.T. Soldatenkov Publ., 1895, 324 p.
11. Marx K. Naemnyi trudi kapital [Lohnarbeit und Kapital]. Geneva, B. Krichevskogo Publ., 1894, 52 p.
12. Menger C. Izbrannye raboty [Selected works]. Moscow, Territoriya budushchego Publ., 2005, 496 p.
13. Mises L. Byurokratiya. Zaplanirovannyi khaos. Antikapitalisticheskaya mental'nost' [Bureaucracy. Planned Chaos. The Anti-Capitalistic Mentality]. Moscow, Delo, Catallaxy Publ.,1993, 240 p.
14. Keynes J.M. Obshchaya teoriya zanyatosti, protsenta i deneg [The General Theory of Employment, Interest and Money]. Moscow, Gelios ARV Publ., 2012, 352 p.
15. Mirovaya ekonomicheskaya mysl'. Skvoz'prizmu vekov. V 5 tomakh. Tom 5. Kn. 1: Vsemirnoe priznanie. Lektsii nobelevskikh laureatov [Global economic thought. Through the Centuries. In 5 Volumes. Volume 5. Book 1: International recognition. Lectures of Nobel Prize Winners]. Moscow, Mysl' Publ., 2004, 767 p.
16. Macaulay T.B. Angliiskaya revolyutsiya 1649 g. Iz "Istorii Anglii" Makoleya [The English Revolution of 1649. In: The History of England]. Moscow, Trud Publ., 1906, 116 p.
17. Polevoi N.A. Rech' o neveshchestvennom kapitale (capital immateriel), kak odnom iz glavneishikh osnovanii gosudarstvennogo blagosostoyaniya i narodnogo bogatstva, chitannaya na torzhestvennom akte, posle otkrytykh ispytanii v Moskovskoi prakticheskoi kommercheskoi akademii, iyulya 9 dnya, 1828 goda, Nikolaem Polevym, deistvitel'nym chlenom sostoyashchego pri onoi akademii Obshchestva lyubitelei kommercheskikh znanii, deistvitel'nym chlenom Moskovskago obshchestva istorii i drevnostei rossiiskikh, Sanktpeterburskago vol'nago obshchestva lyubiteley rossiiskoi slovesnosti i Kazanskago obshchestva lyubitelei otechestvennoi slovesnosti [Discourse on immaterial capital as one of the most important bases for the national well-being and wealth as delivered at a ceremonial convocation, tested in the Moscow Academy of Practical Commerce, on the 9th day of July 1828 by Nikolay Polevoi, a full member of the Society of Commercial Knowledge Supporters, which is organized at the Academy, a full member of the Moscow Society of the Russian History and Ancient Times, Saint Petersburg Free Society of the Russian Philologists, and Kazan Society of National Philologists]. Moscow, Tipografiya Avgusta Semena pri Imperatorskoi mediko-khirurgicheskoi akademii Publ., 1828, 33 p.
18. Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. Washington, World Future Society, 1981, p. 29.
19. Akerlof G. The Market for "Lemons": Quality Uncertainty and the Market Mechanism. The Quarterly Journal of Economics, 1970, vol. 84, no. 3, pp. 488-500.
20. Khoruzhii L.I. Problemy teorii, metodologii, metodiki i organizatsii upravlencheskogo ucheta v sel'skom khozyaistve [Problems of the theory, methodology, methods and organization of management accounting in agriculture]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2004, 496 p.
21. Stalin I.V. Beseda ob uchebnike "Politicheskaya ekonomiya" 29 yanvarya 1941 goda (konspektivnaya zapis'). V kn.: Sochineniya. V 14 tomakh [The discussion of the Political Economy Coursebook, 19 January 1941 (short report). In: Works. 14 volumes]. Moscow, SOYUZ Publ., 2007, 802 p.
22. Tugan-Baranovskii M.I. Promyshlennye krizisy v sovremennoi Anglii, ikh prichiny i vliyanie na narodnuyu zhizn' [Industrial Crises in Contemporary England: Their Causes and Influences on the Life of the People]. Saint Petersburg, Tip. I.N. Skorokhodova Publ., 1894, 512 p.
23. Galbraith J.K., Men'shikov S. Kapitalizm, sotsializm, sosushchestvovanie [Capitalism, Communism and Coexistence]. Moscow, Progress Publ., 1988, 198 p.
24. Toffler E. Tret'ya volna [The Third Wave]. Moscow, AST Publ., 2009, 784 p.
25. Berle A.A.Jr., Means C.C. The Modern Corporation and Private Property. New York, Macmillan Company, 1932, 396 p.
26. Karzaeva N.N. Riski biznesa kak ob"ekt finansovogo ucheta [Business risks as a financial accounting item]. Bukhuchet v sel'skom khozyaistve = Accounting in Agriculture, 2015, no. 7, pp. 64-70.
27. Khoruzhii L.I., Slepneva T.N. [An approach to integral reporting under globalization]. Agrarnaya nauka, tvorchestvo, rost: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Agricultural Science, Creative Thinking, Growth]. Stavropol, AGRUS Publ., 2013, 352 p.