Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ОРГАНИЗОВАННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ МАЛЬЧИКОВ 6-7 ЛЕТ'

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ОРГАНИЗОВАННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ МАЛЬЧИКОВ 6-7 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / АДАПТАЦИЯ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MORPHOFUNCTIONAL INDICATORS / PSYCHOPHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS / ADAPTATION / SPORTS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жомин Константин Михайлович

В работе представлены данные о влиянии различных видов спортивной и спортивнооздоровительной деятельности на морфофункциональные и психофизиологические показатели организма мальчиков 6-7 лет. Определено влияния дополнительной организованной двигательной активности на физиологическую и социально-психологическую адаптацию к образовательному процессу. Полученные данные свидетельствуют о том, что мальчики, занимающиеся спортивной и спортивно-оздоровительной деятельностью - плаваньем, каратэ, спортивной гимнастикой имеют более высокий уровень исследуемых показателей физического развития, функциональных возможностей, физической подготовленности, психофизиологических характеристик и социальнопсихологического статуса, чем у их сверстников без дополнительной организованной двигательной активностью. Таким образом, занятия плаваньем, каратэ или спортивной гимнастикой будут способствовать более быстрой адаптацией к начальной школе. При этом скорость адаптационных процессов социально-психологической или физиологической адаптации будет зависеть от конкретного вида двигательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жомин Константин Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF VARIOUS TYPES OF ORGANIZED MOTOR ACTIVITY ON MORPHOFUNCTIONAL AND PSYCHO-PHYSIOLOGICAL INDICATORS OF BOYS AGED 6-7

Data on influence of different types of sports and sports activity on morphofunctional and psychophysiological indicators of the organism of boys of 6-7 years old are provided in the study. The effects of additional organized motor activity on physiological and socio-psychological adaptation to the educational process have been determined. The obtained data demonstrate that the boys who are engaged in sports and sports activity - swimming, karate, artistic gymnastics have higher level of the studied indicators of physical development, functionality, physical fitness, psychophysiological characteristics and the social and psychological status, than at their peers without additional organized physical activity. Thus, swimming, karate or artistic gymnastics classes will promote faster adaptation to primary school. The rate of adaptation processes of socio-psychological or physiological adaptation will depend on a specific type of motor activity.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ОРГАНИЗОВАННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ МАЛЬЧИКОВ 6-7 ЛЕТ»

решений при проведении занятий по учебным дисциплинам на которых она должна формироваться согласно требований основных профессиональных образовательных программ вузов Министерства обороны Российской Федерации;

- оказание устойчивого мотивационного воздействия на обучаемых для их стимулирования и поддержания у них поведенческой активности в получении знаний, умений, навыков, необходимых для принятия ими оптимальных управленческих решений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гусев, В.В. Управление качеством подготовки военного специалиста: опыт системного моделирования : монография / В.В. Гусев. - Орел : [б. и.], 1997. - 238 с.

2. Мескон М. Основы менеджмента: учебник для вузов / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедо-ури. - Москва : Издательский дом Вильямс, 2008. - 672 с.

3. Федорова, Е.Е. Проблемы адаптации студентов к профессиональной деятельности в вузе / Е.Е. Федорова // Педагогика. - 2007. - № 5. - С. 71- 75.

4. Юрцев, И. В. Педагогическое стимулирование курсантов к преодолению трудностей взаимодействия в процессе обучения в военном вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Юрцев Игорь Валентинович. - Кострома, 2012. - 27 с.

REFERENCES

1. Gusev, V.V. (1997), Quality management training of a military specialist: system modeling experience, Orel.

2. Meskon, M. (2008), Fundamentals of management, Williams Publishing House, Moscow.

3. Fedorova, E.E. (2007), "Problems of adaptation of students to professional activities in high school", Pedagogy, No. 5, pp. 71-75.

4. Yurtsev, I.V. (2012), Pedagogical stimulation of cadets to overcome the difficulties of interaction in the process of training at a military university, dissertation, Kostroma.

Контактная информация: vsarm@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 03.07.2020

УДК 796.015.82

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ОРГАНИЗОВАННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ МАЛЬЧИКОВ 6-7 ЛЕТ

Константин Михайлович Жомин, кандидат биологических наук, доцент, Новосибирский государственный педагогический университет

Аннотация

В работе представлены данные о влиянии различных видов спортивной и спортивно-оздоровительной деятельности на морфофункциональные и психофизиологические показатели организма мальчиков 6-7 лет. Определено влияния дополнительной организованной двигательной активности на физиологическую и социально-психологическую адаптацию к образовательному процессу. Полученные данные свидетельствуют о том, что мальчики, занимающиеся спортивной и спортивно-оздоровительной деятельностью - плаваньем, каратэ, спортивной гимнастикой имеют более высокий уровень исследуемых показателей физического развития, функциональных возможностей, физической подготовленности, психофизиологических характеристик и социально-психологического статуса, чем у их сверстников без дополнительной организованной двигательной активностью. Таким образом, занятия плаваньем, каратэ или спортивной гимнастикой будут способствовать более быстрой адаптацией к начальной школе. При этом скорость адаптационных процессов социально-психологической или физиологической адаптации будет зависеть от конкретного вида двигательной деятельности.

Ключевые слова: морфофункциональные показатели, психофизиологические характеристики, адаптация, спортивная деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p131-136

EFFECT OF VARIOUS TYPES OF ORGANIZED MOTOR ACTIVITY ON MORPHOFUNCTIONAL AND PSYCHOPHYSIOLOGICAL INDICATORS OF BOYS

AGED 6-7

Konstantin Mikhailovich Zhomin, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Novosibirsk State Pedagogical University

Abstract

Data on influence of different types of sports and sports activity on morphofunctional and psychophysiological indicators of the organism of boys of 6-7 years old are provided in the study. The effects of additional organized motor activity on physiological and socio-psychological adaptation to the educational process have been determined. The obtained data demonstrate that the boys who are engaged in sports and sports activity - swimming, karate, artistic gymnastics have higher level of the studied indicators of physical development, functionality, physical fitness, psychophysiological characteristics and the social and psychological status, than at their peers without additional organized physical activity. Thus, swimming, karate or artistic gymnastics classes will promote faster adaptation to primary school. The rate of adaptation processes of socio-psychological or physiological adaptation will depend on a specific type of motor activity.

Keywords: morphofunctional indicators, psychophysiological characteristics, adaptation, sports activity

ВВЕДЕНИЕ

Под развитием человека принято понимать процесс физического и социально-психического становление индивидуума, в него входит как качественные, так и количе -ственные изменения под воздействием внутренних и внешних факторов. Физическое развитие включает в себя изменение морфологических характеристик организма, его функциональных свойств, совершенствование психофизических качеств. Под психическим развитием принято понимать закономерный процесс изменений психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях. При этом проявление физического и социально-психологического развития на этапах жизнедеятельности индивидуума может характеризовать его адаптационные процессы к различным видам деятельности, в том числе и образовательным [1, 2].

На момент зачисления в начальную школу, обучающиеся должны качественно владеть некоторыми видами двигательных умений и навыков, способствующие адаптации к новым реалиям образовательного процесса. Всё это будет способствовать более успешному осваиванию школьной программы [3, 4]. Поскольку известно, что двигательная активность является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится ясным, насколько актуален вопрос о физическом воспитании детей дошкольного возраста [5 ].

В связи с вышеизложенным была предпринята попытка проведения исследования с целью выявления влияния различных видов спортивно-оздоровительной и спортивной деятельности на морфофункциональные и психофизиологические характеристики детей 6-7 лет.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании принимали участие мальчики 6-7 лет общей численностью 59 человек, которые были поделены на четыре группы. С первой по третью группу были включены обучающиеся, занимающиеся разными видами спорта в спортивных секциях карате (17 чел.), плавание (13 чел.), гимнастика (10 чел.), в четвертую группу вошли дети,

не имеющие занятий дополнительной организованной двигательной активности - контрольная группа (10 чел.). Общий объем организованной двигательной активности (ДА) в группах спортивно-оздоровительной и спортивной деятельности составил 4 раза в неделю по 1-1,5 академических часа, в контрольной группе - 2 раза в неделю по 1 часу только в рамках программы физического воспитания детского сада. Исследование проводилось с согласованием всех этических норм. На начало исследования мальчики не имели стажа занятий в дополнительных спортивно-оздоровительных секциях.

В исследовании проводилась оценка антропометрического развития, которая включала изучение показателей роста тела (РТ), массы тела (МТ), обхвата грудной клетки (ОГК), индекса Кетле. Исследовалась кардиореспираторная система по величинам жизненной емкости легких (ЖЕЛ), пробе Штанге, цирку ляторно-респираторному коэффициент Скибинского (ЦРКС), частоте сердечных сокращений (ЧСС), индексу Руфье. Оценивали развитие физических качеств: гибкости (наклон вниз), координации (проба Ромберга), силы (динамометрия), определяли индекс Шаповаловой. Изучали когнитивные функции по тестам Корректурная проба (объем и концентрация внимания), оценка механической памяти, тревожность по Филиппсу, тест «Лесенка». Все исследования проводились по стандартным и общепринятым методикам. Оценка морфофункциональных показателей проводилась с сентября 2017 года (подготовительная группа детского сада) по октябрь 2018 года (первый класс общеобразовательной школы); социально-психологическую характеристику детей исследовали с сентября по октябрь 2018 года (первая четверть первого класса).

Полученный материал обработан общепринятыми методами математической статистики. Различия показателей между выборками оценивали по ^критерию Стьюдента, по результатам однофакторного дисперсионного анализа (АМОУА) для непараметрических и независимых выборок и критерию Вилкоксона-Манна-Уитни для независимых выборок. Все расчёты были выполнены с использованием пакета программы 81аЙ811ка -6.0.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Физкультурно-спортивная деятельность оказывает существенное влияние на мор-фофункциональные и психофизиологические характеристики организма человека. Оценка физиологических и социально-психологических критериев, будут способствовать изучению влияния физкультурно-спортивной деятельности к различным условиям среды.

Согласно полученным результатам исследования было выявлено, что мальчики 6 лет (первый этап), существенно не отличались по показателям физического развития и кардиореспираторной системы. При этом стоит отметить, что значительное большинство исследуемых характеризовались средним уровнем физического развития. Показатели дыхательной и сердечно-сосудистой системы также не имели существенных отклонений от норм детей данной возрастной группы.

За период наблюдения было установлено, что разные виды дополнительной организованной двигательной деятельности не одинаково влияют на физическое развитие и кардиореспираторную систему занимающихся. Так мальчики всех обследуемых групп характеризовались достоверным повышением плотности телосложения по индексу Кетле, что может быть связано с изменением компонентного состава тела. Масса тела в группах, занимающихся спортивной гимнастикой, каратэ и плаванием существенно увеличилась, скорее всего, за счет увеличения объема мышц, поскольку в этих группах наблюдался достоверный прирост силовых показателей. Тогда как у мальчиков контрольной группы, в этом показателе никаких значимых изменений не произошло (таблица 1). Анализ функций внешнего дыхания, выявил достоверное улучшение показателей этой системы у мальчиков, занимающихся плаванием и каратэ, при этом в других группах также наблюдалось положительная динамика, но не существенная (р >0,05). Это можно проследить по

величинам жизненной емкости легких и пробы с задержкой дыхания на максимальном вдохе.

Таблица 1 - морфофункциональные показатели мальчиков 6-7 лет, с разной организованной двигательной активностью (М±т)_

Показатели

Группы по ДА т m Индекс Кетле, кг/м2 ЖЕЛ, л Проба Штанге, с ЦРКС, у. е. Индекс Руфье, у.е.

Спортивная 1 15,99 ±0,73 1,65±0,06 24,2 ±0,7 356,8 ±23,6 13,8 ±0,3

гимнастика 2 17,8 ±0,54* 1,74±0,05 25,1 ±0,7 415,5±27,3 12,0 ±0,5*

Каратэ 1 15,11 ±0,69 1,61±0,05 24,3 ±0,6 346,3±25,3 13,7 ±0,4

2 17,83 ±0,41* 1,79±0,04* 28,0 ±1,4* 433,9 ±57,5 13,1 ±0,4

Плавание 1 15,38±0,86 1,58±0,05 24,2±0,7 341,7±15,6 13,3 ±0,7

2 17,36 ±0,62* 1,85±0,03* 30,1 ±1,2* 526,7±26,7* 10,7 ±0,5*

Контрольная 1 15,22 ±0,86 1,61±0,05 24,0 ±0,8 387,0±15,4 14,1 ±0,3

группа 2 16,5 ±0,51* 1,66±0,03 24,3 ±0,9 344,7 ±12,3* 13,6 ±0,4

Примечание: * - достоверные различия между показателями 1 и 2 этапов при р<0,05.

Согласно данным функционального состояния мальчиков по циркуляторно-респираторному коэффициенту Скибинского и индексу Руфье обнаружено, что занятия плаваньем и в несколько меньшей степени спортивной гимнастикой способствуют совершенствованию аэробных возможностей организма (таблица 1). Так у пловцов наблюдалось достоверное улучшение всех изучаемых показателей кардиореспираторной системы, а у гимнастов в показателях ЖЕЛ и проба Штанге. При этом улучшение наблюдалось и в других обследуемых группах, но не существенное. Одним из критериев физиологического состояния у занимающихся может служить оценка психофизических качеств, а конкретно их сопоставление с морфофункциональными характеристиками (таблица 2).

Таблица 2 - показатели физической подготовленности мальчиков 6-7 лет, с разной организованной двигательной активностью (М±т)_

Показатели

Группы по ДА S m Гибкость, см Проба Ромберга, с Индекс Шаповаловой, у.е. Динамометрия, кг

Спортивная 1 8,21 ±0,47 7,12 ±0,07 74,76±3,49 8,41±0,13

гимнастика 2 3,7 ±0,73* 10,32 ±0,07* 103,5 ±7,33* 8,68±0,12*

Каратэ 1 8,80±0,38 7,12±0,08 73,54±3,22* 8,44±0,12

2 7,3±0,54* 8,45 ±0,13* 140,33±4,81* 8,94±0,10*

Плавание 1 8,67±0,47 7,09 ±0,14 76,25±4,03 8,19±0,11

2 6,2 ±0,68* 7,29±0,09 92,98 ±7,2* 8,72±0,12*

Контрольная 1 8,50 ±0,38 7,03 ±0,12 74,18 ±2,79 8,11±0,13

группа 2 7,9±0,54 7,10 ±0,29 84,4 ±4,41 8,22±0,07

Примечание: * - достоверные различия между показателями 1 и 2 этапов при р<0,05.

Так из таблицы 2 следует, что у всех мальчиков в процессе дополнительных занятий спортивно-оздоровительной деятельностью наблюдалось достоверное улучшение гибкости и силовых показателей по индексу Шиповаловой и кистевой динамометрии, а также координационных способностей (проба Ромберга) в группах гимнастики и единоборства. При этом известно, что значимое улучшение физической подготовленности и морфофункциональных показателей свидетельствуют об эффективности исследуемой деятельности. Вместе с этим, отмечается - если психофизические качества возрастают, но это сопровождается сохранением или даже ухудшением морфологических и функциональных показателей, то такой вид воздействия на организм может оказаться пагубным [6]. Также стоит отметить, что почти все показатели этой системы находились в пределах нормы данной возрастной группы, однако в большинстве случаев на нижней его границе. Исключение составляло низкий уровень по координационным способностям мальчиков 6-7 лет.

Оценка социально-психологической адаптации также свидетельствует о приспособительных функциях организма. В литературе ряд авторов отмечает, что к началу образо-

вательного процесса у первоклассников наблюдается сниженные показатели когнитивной функции, а процесс социально-психологической адаптации завершится к концу первой четверти. В других работах указывается, что этот процесс может длиться от двух недель до полугода [5].

При исследовании социально-психологической адаптации оказалось, что к началу учебного года у всех исследуемых первоклассников наблюдались сниженные показатели концентрации внимания, объем внимания и механической памяти. Данные изучаемых величин находились примерно на уровне ниже средних показателей данной возрастной группы. Динамика исследования концентрации внимания выявила, что у всех обследуемых первоклассников количество ошибок при выполнении Корректурной пробы значительно снизилось, при этом группы мальчиков, занимающиеся спортивной гимнастикой и каратэ стали характеризоваться существенно лучшими данными концентрации внимания относительно других групп и нормы этого показателя (таблица 3).

Таблица 3 - Показатели когнитивной функции мальчиков 6-7 лет, с разной организованной двигательной активностью (М±т)_

Показатели

Группы по ДА т m Концентрация внимания, Объем внимания, кол. Объем механической

кол. ош. знаков память, балл

Спортивная 1 11,1±0,3 389±11 5,1±0,4

гимнастика 2 7,9±0,5* 440±8* 5,4±0,2

Каратэ 1 12,7±0,4 420±11 4,6±0,3

2 6,9±0,5* 438±12 4,8±0,4

Плавание 1 12,3±0,4 411±12 4,4±0,3

2 9,5±0,3* 450±7* 5,2±0,2*

Контрольная 1 11,8±0,7 387±14 4,6±0,4

группа 2 10,0±0,6* 419±138 5,0±0,4

Примечание: * - достоверные различия между показателями 1 и 2 этапов при р<0,05.

За четверть обучения в первом классе было выявлено, что дополнительные занятия гимнастикой, плаваньем и в меньшей степени каратэ вели к оптимизации показателей объема внимания. Также наблюдалась тенденция к повышению объема механической памяти, однако, достоверные изменения были выявлены только у мальчиков, занимающихся плаванием (таблица 3).

Анализ уровня тревожности выявил факт оптимизации внутригруппового распределения в группах со спортивной и спортивно-оздоровительной деятельностью. Это может свидетельствовать о лучшей устойчивости к стрессовым ситуациям и возможности к более продолжительной и продуктивной образовательной деятельности школьника. Стоит отметить, что в контрольной группе также наблюдалась тенденция к оптимизации уровня тревожности, хотя и не так явно выраженная, как в других группах.

Проведенный внутригрупповой анализ по тесту «лесенка» для определения самооценки мальчиков, показал, что на начальном этапе большинство исследуемых (6082%) ставили себя на 4, 3, 2 ступени теста «лесенка». Вместе с тем, уже через месяц обучения в первом классе, наблюдались существенные сдвиги в самооценки школьников, особенно у занимающихся дополнительной организованной двигательной активностью. Так большинство мальчиков, занимающихся спортивной и спортивно-оздоровительной деятельностью, стали отличаться высокой степенью самооценки (более 50% почти во всех группах - 1 ступенька), при этом лиц с уровнем самооценки ниже 3 ступеньки не было. В контрольной группе 50% испытуемых ставили себя на 4 уровень самооценки, а остальные на 3, 2 и 1 уровень (20%; 20% и 10%, соответственно).

ВЫВОДЫ

Таким образом, можно заключить, что спортивная и спортивно-оздоровительная деятельность ведет к более высокому уровню большинства изучаемых показателей

морфофункционального статуса и психофизиологических характеристик. А также к более быстрому и успешному процессу адаптации мальчиков к начальной школе по сравнению с не занимающимися. При этом как на физиологическую, так и на социально-психологическую адаптацию оказывает влияние вид организованной двигательной активности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Башкирцева, С.А. Проблемы адаптации детей дошкольного возраста к школе / С.А. Башкирцева, О.В. Семений, // Интеллектуальный потенциал XXI века : ступени познания. - 2014. -№ 24. - С. 47-49.

2. Жомин, К.М. Влияние спортивно-оздоровительной деятельности на адаптацию детей к общеобразовательной школе / К.М. Жомин, В.Б. Рубанович // СМАЛЬТА. - 2019. - № 4. - С. 38-43.

3. Агеева, Г.Ф. Стимулирование двигательной активности детей дошкольного возраста средствами физического воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук. / Агеева Гульназ Фаритовна. - Набережные Челны, 2013. - 23 с.

4. Кузнецова, М.С. Адаптация детей 6-7 лет к школе / М.С. Кузнецова // Школа Науки. -2019. - № 6 (17). - С. 26-28.

5. Зюрин, Э.А. Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием как фактор реализации комплекса ГТО в образовательной организации в системе непрерывного образования ребенка / Э.А. Зюрин, Е.Н. Петрук, И.И. Абдюков // Вестник спортивной науки. -2017. - № 4. - С. 49-54.

REFERENCES

1. Bashkirtseva, S.A. and Semeniy, O.V. (2014), "Problems of adaptation of children of preschool age to school", Intellectual potential of the XXI century: stages of knowledge, No. 24, pp. 47-49.

2. Zhomin, K.M. and Rubanovich, V.B. (2019), "Influence of sports and health-improving activities on adaptation of children to general education school", SMALTA, No. 4, pp. 38-43.

3. Ageeva, G.F. (2013), Stimulation of motor activity of children ofpre-school age by means of physical education, dissertation, Naberezhnye Chelny.

4. Kuznetsova, M.S. (2019), "Adaptation of children of 6-7 years old to school", School of Science, No. 6 (17), pp. 26-28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Zurin, E.A., Petruk, E.N. and Abdyukov, I.I. (2017), "Continuity between pre-school and primary general education as a factor in the implementation of the GTO complex in the educational organization in the system of continuous education of the child", Journal of sports science, No. 4, pp. 49-54.

Контактная информация: kos-jom83@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.07.2020

УДК 796.012.11

ПОДДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КОНДИЦИЙ МОРСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В

УСЛОВИЯХ РЕЙСА

Анатолий Александрович Зайцев, доктор педагогических наук, профессор, Олег Николаевич Косенков, кандидат педагогических наук, доцент; Борис Владиславович Сорока, кандидат педагогических наук, доцент, Калининградский государственный технический

университет

Аннотация

Предложен способ снижения влияния гиподинамии на организм морских специалистов в условиях рейса на основе тренировки силовых качеств в ограниченном пространстве. Основой комплексов силовых упражнений являются упражнения с собственным весом. Ведущими силовыми качествами являются силовая выносливость и максимальная сила. Предложены организационные условия самостоятельных занятий силовыми упражнениями.

Ключевые слова: морские специалисты, гиподинамия, силовые качества, тренировка в ограниченном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.