Научная статья на тему 'Влияние различных видов информации на вероятонстную нейродинамическую структуру ЭЭГ полушарий и умственную деятельность студентов'

Влияние различных видов информации на вероятонстную нейродинамическую структуру ЭЭГ полушарий и умственную деятельность студентов Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
130
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЙРОДИНАМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЭЭГ / ВЕРБАЛЬНАЯ И ЗНАКОВО-СИМВОЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / NEURODINAMICAL STRUCTURE OF ELECTROENCEPHALOGRAPHY / VERBAL AND SYMBOLIC INFORMATION / INTELLECTUAL WORK CAPACITY

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Гондарева Людмила Николаевна, Ивочкин Александр Борисович, Кологреева Елена Владимировна

Исследование нейродинамической структуры ЭЭГ у студентов естественных и математических специальностей показало, что особенности нейродинамической структуры ЭЭГ имеют непосредственное отношение к умственной работоспособности (УР) и характеризуются половым диморфизмом. Высокая УР наблюдается у математиков, причем у юношей уровень УР сопровождается высокой активностью альфа-ритма. Уровень УР у девушек-математиков поддерживается за счет концентрации внимания и памяти, а также активации тета-ритма, что свидетельствует об энергетической информационной мобилизации. У биологов УР в целом ниже, чем у математиков. У девушек УР поддерживается за счет высокой пропускной способности мозга и концентрации внимания. У юношей биологов пониженная УР сопровождается высокой бета-активностью и снижением активности тета-ритма, что говорит об умственном напряжении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Гондарева Людмила Николаевна, Ивочкин Александр Борисович, Кологреева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF DIFFERENT INFORMATION TYPES ON THE PROBABILISTIC NEURODINAMICAL STRUCTURE OF ELECTROENCEPHALOGRAPHY OF HEMISPHERE AND STUDENTS INTELLECTUAL FUNCTIONING

A study of neurodynamic structure of electroencephalography of science and mathematic specialties has shown that neurodynamic structure of electroencephalography features are of direct relevance to the intellectual functioning and characterized by sexual dimorphism. A very high intellectual work capacity was observed in mathematicians; moreover intellectual work capacity of young males is accompanied by alpha rhythm activity. Intellectual functioning level in a female mathematicians is supported by attention and memory concentration, as well as theta rhythm activation that indicates energetic and informational mobilization. Intellectual work capacity of biologists is lower than mathematicians have. Female intellectual work capacity is supported by high-throughput

Текст научной работы на тему «Влияние различных видов информации на вероятонстную нейродинамическую структуру ЭЭГ полушарий и умственную деятельность студентов»

УДК 612.86/87\004.58.613.865

© 2011 Л.Н. Гондарева, А.Б. Ивочкин, Е.В. Кологреева

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИНФОРМАЦИИ НА ВЕРОЯТОНСТНУЮ НЕЙРОДИНАМИЧЕСКУЮ СТРУКТУРУ ЭЭГ ПОЛУШАРИЙ И УМСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Исследование нейродинамической структуры ЭЭГ у студентов естественных и математических специальностей показало, что особенности нейродинамической структуры ЭЭГ имеют непосредственное отношение к умственной работоспособности (УР) и характеризуются половым диморфизмом. Высокая УР наблюдается у математиков, причем у юношей уровень УР сопровождается высокой активностью альфа-ритма. Уровень УР у девушек-математиков поддерживается за счет концентрации внимания и памяти, а также активации тета-ритма, что свидетельствует об энергетической информационной мобилизации. У биологов УР в целом ниже, чем у математиков. У девушек УР поддерживается за счет высокой пропускной способности мозга и концентрации внимания. У юношей биологов пониженная УР сопровождается высокой бета-активностью и снижением активности тета-ритма, что говорит об умственном напряжении.

Ключевые слова: нейродинамическая структура ЭЭГ, вербальная и знаково-символьная информация, умственная работоспособность.

Несмотря на многочисленные исследования нейрофизиологических и нейродинамиче-ских особенностей умственной деятельности, индивидуальный подход остается недостаточно разработанным. По данным многих авторов, отмечается влияние качества информации в зависимости от ее вида и пола [8, 3]. Отмечается, что женщины лучше воспринимают вербальную (речевую) информацию, а мужчины - знаково-символьную, математическую информацию. Эти же авторы связывают левое полушарие преимущественно с переработкой вербальной информации, а правое - с переработкой знаково-символьной математической информации. Качество умственной деятельности, включающее в себя стадии переработки информации, оперативной памяти, внимания, принятия решения имеет выраженную индивидуальную зависимость.

При умственной деятельности происходит активация различных участков коры и подкорковых образований, что проявляется в изменении структуры ЭЭГ. Известно, что ЭЭГ не только отражает нейродинамические процессы мозга, но и является активным регулирующим механизмом, обеспечивающим сенсорную и сенсомоторную интеграцию, регуляцию кортикальной возбудимости, поиск необходимых паттернов при обработке и кодировании информации, обеспечении интегративной деятельности мозга [1, 5, 9]. В настоящее время считается, что альфа-активность различных зон коры полушарий, безусловно, связана с памятью, вниманием, интеллектуальной деятельностью и умственной работоспособностью [7, 10]. Общеизвестно значение альфа-ритма как надежного индикатора функционального состояния мозга. Приведенные данные свидетельствуют о важной роли альфа-ритма ЭЭГ, хотя многие авторы учитывают соотношение всех ритмов.

Целью нашей работы является изучение половых особенностей нейродинамической структуры ЭЭГ обоих полушарий и сопоставление показателей внимания, памяти, пропускной способности мозга с умственной работоспособностью студентов при вербальном и знаково-символьном воздействии информации.

Объем и методы исследований. Обследованы 26 студентов естественных и математических специальностей Ульяновского государственного университета. Из них 15 биологов (6 юношей, 9 девушек) и 11 математиков (5 юношей, 6 девушек). Обследовались студенты однократно в течение семестра. У всех испытуемых проводили запись ЭЭГ в лобнозатылочном отведении справа и слева. Психофизиологическое обследование включало определение кратковременной и долговременной памяти на числа и слова (КПч, КПс, ДПч, ДПс), образно-пространственной кратковременной памяти (ОПП) [6]. Определяли у испытуемых процессы восприятия информации и ее скорости переноса в зрительном анализаторе, рассчитывали пропускную способность (S) в битах/с, индекс внимания (ИВ), показатель внимания (ПВ), умственную работоспособность (УР) по корректурной пробе, использовалась буквенная таблица Анфимова [4].

Обработку ЭЭГ проводили методом комбинаторного анализа, который состоит в анализе статистических закономерностей перехода волн ЭЭГ в другие и определения вероятности этих переходов [2]. По каждому из основных нейроритмов (бета-, альфа-, тета-) подвергали анализу сумму вероятностей взаимного следования бета-, альфа-, тета-волн в ЭЭГ правого и левого полушария ^ß, ра, р9), а также сумму вероятностей следования бета-, альфа, тета-волн после любого из перечисленных нейроритмов ЭЭГ правого и левого полушария (i) (piß, pia, pi9).

Результаты и их обсуждение. Из полученных данных следует, что при сравнительном анализе у испытуемых юношей математиков с преимущественным предъявлением знаковосимвольной информации наблюдается высокая умственная работоспособность. Пропускная способность мозга у них низкая. У девушек-математиков умственная работоспособность ниже, чем у юношей, но пропускная способность мозга выше и достигает 11,2±3,9. По суммарной вероятности взаимодействия и взаимоследования бета-, альфа- и тета-волн в ЭЭГ правого и левого полушарий можно заключить, что наибольшая активность альфа-ритма наблюдается у юношей математиков (р<0,05 для Pij).

Наблюдается тенденция роста представительства бета-волн у молодых людей. Показатели Pij выше, чем у девушек (р<0,05). Суммарная тета-активность выше у девушек (Р9=0,28±0,07 Pij=0,18±0,05), чем у юношей (р9=0,34±0,03 и Pij=0,29±0,03). Анализируя показатели памяти и внимания у этих групп выявлено, что память (КПс,ч; ДПс,ч; ОПП) и внимание (ИВ, ПВ) у девушек математиков несколько выше, чем у юношей.

При сравнительном анализе у студентов естественных специальностей с преимущественным предъявлением вербальной информации показано, что умственная работоспособность у девушек выше, чем у юношей, причем у юношей естественников наблюдается самый низкий показатель умственной работоспособности по сравнению с другими группами. Пропускная способность у девушек выше (13,3±2,63), чем у юношей (10,8±1,99). По суммарной вероятности взаимодействия и взаимоследования бета-, альфа- и тета-волн в ЭЭГ правого и левого полушарий показано, что у девушек биологов наблюдается низкая альфа-активность ра=0,47±0,02, у юношей альфа-активность выше ра=0,55±0,04.

Уровень Pij одинаков как у юношей, так и у девушек. P и Pij у юношей естественных специальностей выше, чем у девушек. Наблюдается рост активности тета-ритма, причем эти отличия достоверны (р<0,05). Pij у девушек выше (0,17±0,02), чем у юношей (0,13±0,02). По показателям памяти и внимания у этих групп выявлено, что КПс, ч, ДПс,ч, ОПП, ИВ, ПВ у

девушек естественных специальностей лучше, чем у юношей, но показатель ДПс у девушек ниже, чем у юношей.

Также был проведен сравнительный анализ вышеуказанных показателей отдельно в группе юношей и в группе девушек математического и экологического факультетов. Так у юношей-математиков наблюдаются более высокие показатели умственной работоспособности, чем у юношей естественных специальностей, причем эти отличия достоверны (р<0,05). Показатели пропускной способности мозга у биологов выше, чем у математиков (р<0,01). По суммарной вероятности взаимодействия и взаимоследования бета-, альфа- и тета-волн в ЭЭГ правого и левого полушарий показано, что активность бета-ритма у экологов выше, отличия достоверны (р<0,05). Показатель альфа-активности у юношей математиков выше, чем у биологов. Наблюдается рост Ру у математиков, отличия достоверны (р<0,05). У студентов-математиков показатели тета-ритма (Р9=0,28±0,07 и Ру=0,18±0,05) выше, чем у юношей-экологов (Р9=0,15±0,02 и Ру=0,13±0,02). По показателям памяти и внимания выявлены следующие отличия. У юношей-биологов выше КПс, ДПс, ДПч, ИВ, ПВ, а студентов-математиков выше ДПс и ОПП.

При сравнении групп девушек математиков и экологов обнаружено, что показатель умственной работоспособности у математиков выше, чем у экологов. Показатели пропускной способности мозга у экологов выше (13,3±2,63), чем у математиков (11,2±3,9). По суммарной вероятности взаимодействия и взаимоследования бета-, альфа- тета-волн показано, что у девушек экологов наблюдается тенденция активации бета-ритма, у них выше Ру (р<0,01). Повышена альфа-активность у математиков, показатель Ру у математиков выше, чем у биологов. Уровень тета-активности у девушек отличается по показателю Ру, у математиков он выше (р<0,01). У девушек математиков наблюдаются высокие показатели КПс, ч, ДПс, ОПП, ПВ. У студенток-биологов выше ДПч и ИВ.

Выводы

1. При сравнительном анализе всех исследуемых групп показано, что высокая умствен-

ная работоспособность наблюдается у юношей математиков на фоне высокой альфа-активности и уровня ОПП, но при этом пропускная способность мозга, память и внимание невысоки.

2. На втором месте по показателю умственной работоспособности находятся девушки

математики, у которых отмечается высокий уровень тета-активности, что свидетельствует об энергетической информационной мобилизации. Активность бета-ритма значительно ниже. Пропускная способность мозга и ПВ, ОПП, ДПс, КПс, КПч выше, чем у юношей. Повышены ПВ, ОПП, ДПс, КПс, КПч.

3. На третьем месте по показателю умственной работоспособности находятся девушки

экологи, но у них самая низкая альфа-активность. Пропускная способность мозга у них самая высокая, что сопровождается концентрацией внимания и повышением тета-активности.

4. Самая низкая умственная работоспособность наблюдается у юношей биологов, альфа-

активность у которых выше, чем у девушек, но Ру низкая. Показатели бета-ритма и Ру высокие, что говорит о неспецифической активации коры, повышении кортикального тонуса, увеличении тревожности. Уровень тета-активности при повышенном уровне активации коры свидетельствует о возрастающем умственном напряжении, ухудшении функционального состояния и работоспособности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адрианов О.С. Ассоциативные системы мозга и экстрополяционное поведение. М, 1987. С.24-52.

2. Бекшаев С.С., Василевский Н.Н., Суворов Н.Б. Комбинаторный подход к анализу взаимной статистической зависимости ритмом ЭЭГ // Адаптивные реакции мозга и прогнозирование. Л, 1978. С.117-123.

3. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедетер Л. Мозг, разум, поведение. Пер. с англ. М.: Мир. С. 173-194.

4. Горшков С.И. и др. Методики исследования в физиологии труда. М.: Медицина. С.9.

5. Данилова Н.Н. Функциональное состояние: механизмы и диагностика. М,1985. 387 с.

6. Ильюченок Р.Ю. Память и адаптация. Новосибирск, 1979. 46с.

7. Каиманн Р. Здоровье, развитие, личность. М.: Медицина, 1990. 161 с.

8. Коновалов В.Х., Отмахова Н.А. Особенности межполушарных взаимодействий при запечатлении информации // Вопросы психологии. 1984. Т.4 . С. 96-102.

9. Ливанов М.Н. Пространственная организация процесса головного мозга. М.: Медицина, 1972. 156 с.

10. Мальцева И.В., Маслабоев И.В. Параметры альфа-ритма и продуктивность запоминания // Физ.чел. 1996. Т.22. №3. С.11-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.