Научная статья на тему 'Влияние различных факторов на ренту сельскохозяйственных угодий'

Влияние различных факторов на ренту сельскохозяйственных угодий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
451
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА / СЕЛЬХОЗУГОДЬЯ / РЕНТНЫЙ ДОХОД / LAND RENT / FARM LANDS / RENT INCOME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дубачинская Наталья Николаевна

Дан анализ ренты по первому и второму турам (2000 г., 2006 г.) государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных земель, отмечено увеличение рентного дохода по годам. Установлено влияние природных, производственных и методических факторов на земельную ренту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF DIFFERENT FACTORS ON FARM LANDS RENT

Rent analysis of the first and second rounds (2000, 2006) of state cadastre evaluation of farm lands has been submitted and an increase of rent income by the years is pointed out. The influence of natural, production and methodical factors on land rent has been ascertained.

Текст научной работы на тему «Влияние различных факторов на ренту сельскохозяйственных угодий»

Влияние различных факторов на ренту сельскохозяйственных угодий*

Нат.Н. Дубачинская, соискатель, Оренбургский ГАУ

В современных условиях одним из факторов, влияющих на эффективность сельскохозяйственного производства, являются земельные отношения. В связи с аграрной реформой в РФ, приватизацией земель, появлением товаропроизводителей различных форм собственности возникает необходимость в регулировании оценки земель. В России и других странах мира эта оценка выражается земельным кадастром.

Впервые необходимость проведения земельного кадастра была предусмотрена законодательством ещё в середине 20-х годов XX столетия, когда декретом Совнаркома РСФСР от 9 октября 1925 г. «О мерах по улучшению землеустройства» Народному комиссариату земледелия было предложено разработать и преподать в руководство земельным органам подробные правила о сравнительной расценке земель, а также произвести опыт предварительного кадастра земель по землеустройству, однако начатые работы были прекращены и возобновились после принятия Закона РСФСР «Об охране природы в РСФСР» от 27 октября 1960 г., который обязывал проведение земельного кадастра [1].

В связи с аграрной реформой в Российской Федерации принят ряд законов по оценке земель сельскохозяйственного назначения. В их основу положена кадастровая оценка. Важнейшие составные части земельного кадастра-бонити-ровка почв и экономическая оценка земли, в основу которой положена рента. Общепринятое определение земельной ренты состоит в том, что она представляет собой вид дохода, связанного с присвоением и использованием земли как основного производственного ресурса в сельском хозяйстве, и выражает взаимосвязь интересов собственников и арендаторов этих ресурсов.

К. Маркс отмечал: «Какова бы ни была специфическая форма ренты, всем её типам обще то обстоятельство, что присвоение ренты есть экономическая форма, в которой реализуется земельная собственность, и что земельная рента, в свою очередь, предполагает земельную собственность...» [2].

По мнению Э.А. Сагайдак, в условиях рынка важное значение приобретает внедрение экономического механизма реализации отношений земельной собственности. Основой построения его выступает теория ренты, обеспечивающая создание системы платы за землю на базе на-

учно обоснованных принципов формирования, изъятия и распределения земельной ренты. Однако в настоящее время, как утверждает автор, многие вопросы теории и практики рентных отношений остаются дискуссионными. Поэтому особую актуальность приобретает исследование сущности и процесса формирования земельной ренты, разработка методологических подходов по построению рентного механизма регулирования сельскохозяйственного производства в рамках многоукладной, рыночной экономики [3]. Возрастает значение монопольной ренты. В условиях рынка рентные отношения находят свое проявление:

— в земельном налоге, отражающем отношения по поводу владения национальным достоянием — землей между обществом и её собственниками;

— в арендной плате за землю, как выражении отношений по поводу использования земельных угодий между собственниками земли и арендаторами;

— в цене земли, как категории, характеризующей процесс купли-продажи земельных участков, а также возмещения ущерба сельскохозяйственным производителям при отчуждении их земель в другие отрасти народного хозяйства.

В соответствии с методикой по кадастровой оценке земель в основу налогообложения принята абсолютная рента и дифференциальная [4]. Дифференциальный рентный доход — дополнительный (сверхнормативный) доход, образующийся на землях относительно лучшего качества и местоположения.

В сельском хозяйстве наряду с дифференциальной рентой формируется абсолютная рента. Согласно принятому методическому подходу, абсолютная рента взимается в размере одного процента от общего дохода, независимо от качества земельных угодий [4].

В связи с этим важно, чтобы рента была объективной в хозяйствах всех форм собственности.

Анализируя данные государственной кадастровой оценки земель по субъектам РФ, следует отметить, что абсолютный и дифференциальный рентный доход, исходя из данных по первому и второму туру (2000 г., 2006 г.), увеличивается по годам (табл. 1).

Расчётный рентный доход в 2006 г. был выше по сравнению с 2000 г. по РФ в 1,9 раза, Уральскому району — в 1,6 раза, Приволжскому

* Работа выполнена при поддержке РГНФ № 12-12-56007а

федеральному округу и Оренбургской области — в 2 и 1,8 раза.

На современном этапе рента во многом зависит от определения уровня цен на сельскохозяйственную продукцию и возделываемые культуры, а также на материально-технические средства труда, затрачиваемые на производство продукции на лучших и худших по качеству сельскохозяйственных землях.

С учётом разнообразия природных и социально-экономических условий, ориентацией на приоритет использования новейших достижений научно-технического прогресса, технологий, уровня интенсификации товаропроизводителей различных форм собственности сумма рентного дохода по выше приведённым субъектам варьирует в 2000 г. от 227 до 335 руб/га, в 2006 г. от 421 до 623 руб/га.

В настоящее время основная часть посевных площадей принадлежит сельхозорганизациям. Так, по данным Росстата, посевные площади сельскохозяйственных организаций в 2011 г. составляли 74% от общего массива посевных площадей под сельхозкультуры, крестьянские (фермерские) хозяйства — 21,5%, хозяйства населения имели всего 0,5% (табл. 2). Однако и хозяйства населения, и сельхозорганизации за указанный период реализовали одинаковое количество продукции растениеводства и животноводства — 43,44%, крестьянские (фермер-

ские) хозяйства — всего 8,9% от хозяйств всех категорий (табл. 3).

В целом темп роста продукции сельского хозяйства по всем категориям хозяйств РФ значительно увеличился. В 2011 г. по отношению к 2000 г. производство продукции растениеводства и животноводства в сельскохозяйственных организациях возросло в 4,9 раза, в крестьянских (фермерских) хозяйствах — в 12,9 раза.

Анализ ренты сельскохозяйственных угодий в динамике по природно-сельскохозяйственным районам Оренбургской области показал, что в зависимости от почвенно-климатических условий провинций, зоны, сумма ренты государственной кадастровой оценки земель в 2004 г. составляла от 19 до 470 руб/га, в 2011 г. — от 527 до 2588 руб/га (табл. 4).

Увеличение ренты за этот период отмечалось в 2,5—12,7 раза, а в юго-восточной сухостепной зоне — в 27,7 раза, что требует детальных дальнейших исследований, в том числе и совершенствования методических подходов.

С изменением ренты увеличивается кадастровая стоимость участка и соответственно налог на землю. Следует отметить, что по природносельскохозяйственным зонам оценка плодородия почв варьирует от 36 до 75 баллов, а сумма ренты увеличивается от сухостепной к степной и лесостепной зоне.

1. Показатели кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов Российской Федерации (2000; 2006 гг.) [5, 6]

Наименование субъекта Российской Федерации Оценочная продуктивно сть Оце- ночные затраты, руб/га Цена производства оценочной продук- тивности, руб/га Расчётный рентный доход, руб/га Кадастровая стоимость руб/га На дату проведения кадастровой оценки

ц к. ед. на 1 га руб/га диффе- ренци- альный рентный доход всего

Российская Федерация 10,7 11,1 1269 2648 890 1923 953 2058 323 556 335 623 11040 20570 2000* 2006**

9,0 1089 787 842 249 261 8620 2000

Уральский район 9,3 2169 1669 1785 411 428 14132 2006

Приволжский 9,5 1059 779 833 226 238 7860 2000

федеральный округ 10,3 2368 1789 1915 454 480 15833 2006

6,9 801 547 585 215 227 7490 2000

Оренбургская область 6,9 1522 1054 1127 395 421 13890 2006

2. Посевные площади сельскохозяйственных культур по категориям хозяйств РФ [7] в 2011 г. (млн га)

Вся посевная площадь В том числе

зерновые и зернобобовые культуры технические культуры картофель и овощебахчевые культуры кормовые культуры

Хозяйства всех категорий 76,7 43,6 11,8 3,1 18,1

в т.ч.: сельскохозяйственные организации 56,7 32,1 8,5 0,4 15,7

хозяйства населения 3,5 0,5 0,0 2,4 0,5

крестьянские (фермерские) хозяйства* 16,5 11,0 3,3 0,3 1,9

Примечание: * — включая индивидуальных предпринимателей

3. Продукция сельского хозяйства по категориям хозяйств РФ [7]

(в фактически действовавших ценах, млрд руб.; до 2000 г. — трлн руб.)

1992 1995 2000 2005 2008 2009 2010 2011

Хозяйства всех категорий

Продукция сельского хозяйства 2,7 203,9 742,4 1380,9 2461,4 2515,9 2618,5 3451,3

в том числе: растениеводства 1,3 108,3 394,7 669,8 1306,4 1238,9 1179,8 1853,7

животноводства 1,4 95,6 347,7 711,1 1155,0 1277,0 1438,7 1597,6

Сельскохозяйственные организации

Продукция сельского хозяйства 1,8 102,3 335,6 615,6 1183,7 1141,5 1165,2 1645,2

в том числе: растениеводства 0,9 48,8 189,0 294,4 637,6 542,8 477,4 859,7

животноводства 0,9 53,5 146,6 321,2 546,1 598,7 687,8 785,5

Хозяйства населения

Продукция сельского хозяйства 0,9 97,6 383,2 681,0 1068,5 1184,7 1266,4 1499,5

в том числе: растениеводства 0,4 56,8 188,5 311,4 501,5 552,9 571,3 751,6

животноводства 0,5 40,8 194,7 369,6 567,0 631,8 695,1 747,9

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Продукция сельского хозяйства 0,03 4,0 23,6 84,3 209,2 189,7 186,9 306,6

в том числе: растениеводства 0,02 2,7 17,2 64,0 167,3 143,2 131,1 242,4

животноводства 0,01 1,3 6,4 20,3 41,9 46,5 55,8 64,2

4. Показатели государственной кадастровой оценки земель по природно-сельскохозяйственным районам (ПСХР) Оренбургской области

в динамике по годам [8]

Земельно-оценочный район по ПСХР Балл бонитета сельскохозяйственных угодий Расчётный рентный доход, тыс. руб/га Кадастровая стоимость, тыс. руб/га

2004 г. 2007 г 2011 г 2004 г. 2007 г. 2011 г.

Северный лесостепной 75 0,470 0,977 2,588 15,509 32,232 85,407

Центральный степной 62 0,284 0,626 1,363 10,687 20,671 44,979

Юго-Западный степной 57 0,249 0,464 0,629 8,226 15,328 20,757

Южный сухостепной 46 0,111 0,2 49 0,399 3,667 8,244 13,161

Центральный низкогорно-степной 47 0,139 0,447 1,774 4,592 14,759 58,558

Восточный степной 45 0,095 0,214 0,636 3,149 7,073 20,988

Юго-Восточный сухостепной 36 0,019 0,057 0,527 0,628 1,881 17,391

Я - 0,99 0,84 0,74

Анализ показал, что в 2004 г. прослеживается высокая корреляционная зависимость ренты от балла бонитета почв (Я=0,99). Однако в последующие годы корреляционная связь снижается до Я=0,74.

Таким образом, земельная рента сельскохозяйственных угодий зависит от многих факторов. Большую роль играют природно-климатические факторы. Методика определения ренты в разных регионах требует совершенствования с учётом разнообразия природных и социально-экономических условий, ориентации на приоритет использования новейших достижений научно-технического прогресса, технологий, уровня интенсификации товаропроизводителей различных форм собственности на всех уровнях субъектов РФ.

Литература

1. Солнцев С.И. Земельная рента и крестьянское хозяйство. Л.: ГИОА, 1929. С. 18, 32-34.

2. Маркс К. Капитал Т. III. Ч. II // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25. Ч. II. С. 183.

3. Сагайдак Э.А. Рентные отношения в системе экономического регулирования сельхозпроизводства // АПК: экономика, управление. 2007. № 2. С. 15-18.

4. Методические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения. Приказ Минэкономразвития России N 145 от 1 июля 2005 г.

5. Кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов Российской Федерации. Роснедвижимость. М., 2001.

6. Базовые показатели кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов Российской Федерации. Роснедвижимость. от 19.09.2006 N А0/0781 М., 2006.

7. Россия в цифрах 2011: Краткий статистический сборник. М.: Ростат, 2011. С. 449-450.

8. Постановление Правительства Оренбургской области от 10 октября 2007 г. N 358-п и от 13 октября 2011 г. N 1003-п

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.