phy, principles and practice" - Kazan. Linova Media - 2012.- 527 p. - 84 C.
13. Ariff, Mohamed. Economics and Ethics in Islam. In Readings in the Concept and Methodology of Islamic Economics, edited by Aidit Ghazali and Syed Omar, 96-119. Kuala Lumpur (Malaysia): Pelanduk Publications, 1989.
14. ZE Badarudin, Mohamed Ariff, AM Khalid (2013): Post-Keynesian money endogeneity evidence in G-7 economies / // Journal of International Money and Finance. Vol. 33. PP. 146-162.
15. Chapra M.U. What is Islamic economics? [Electronic resource]. URL: http://bev.berkeley. edu/ipe/readings/IslamicEconomics.pdf
16. Information note. Organization of Islamic Cooperation. Page 3 [electronic resource]. - Access: www.kazansummit.ru
17. Ali Karadag: Islamic banking will help the Russian economy. [Electronic resource]. - Mode of access: http: //islamdag.ru/analitika/16582
18. V. Malakhov cultural differences and political borders in the era of global migration / Malakhov. - M .: New Literary Review; Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences, 2014; Prostakov S. share of Muslims in the population of Europe grew by 50% in 20 years. 07/03/2014. -Access: http://rusplt.ru/fact/facts_8512.html
19. Minnikhanov said that Western sanctions increase the attractiveness of Islamic banking in Russia. [Electronic resource]. - Mode of access: http: //m.business-gazeta.ru/news/311351
20. R. Minnikhanov International Economic Summit Kazansummit - Russia is the main
platform for operation with the countries of the Islamic world. - Access: http://kazan.bezforma-ta.ru/Nstnews/dlya-raboti-so-stranami-islamsko-go/34206899/
21. S.S. Kairdenov Islamic banking products: the perception of customers in secular states / S.S. Kairdenov, O.Yu. Patlasov // Science of Man. Humanities research. - 2013. - № 4 (14). - S. 2533.
Серик Сырлыбаевич Каирденов (Кокше-may, Акмолинская область, Казахстан), магистр юриспруденции, Кокшетауский государственный университет имени Ш. Уалиханова (02000, Казахстан, Акмолинская область, г. Кокшетау ул. Абая 76, e-mail: s_ kairdenov@mail.ru.
Олег Юрьевич Патласов (Омск, Россия), доктор экономических наук, профессор, Омский региональный институт, Омская гуманитарная академия (644105, Россия, Омская область, г. Омск, ул. Челюскинцев 4-я, д.2А, e-mail: opatlasov@mail.ru ).
Serik Kairdenov (Kokshetau, Akmola region, Kazakhstan), Master of Law, Kokshetau State University named after Ualikhanov (02000, Kazakhstan, Akmola region, Kokshetau, st. Abaya 76, e-mail: s_kairdenov@mail.ru).
Oleg Yu. Patlasov (Omsk, Russian Federation) - Dr. Econ. Sci, Omsk Regional Institute, Omsk Humanitarian Academy (644105, Russia, Omsk region, Omsk, st. Cheluskincev 4-ya, 2A, e-mail: opatlasov@mail.ru).
Ill III II III III II III III III II III III III II III III II III III III II III III II III III III II III III II III III III II III III II III III III Millie
УДК 656.13
ВЛИЯНИЕ РАССТОЯНИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ НА ЗАТРАТЫ ПО АРЕНДЕ ГРУППЫ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ГОРОДАХ
К.П. Крылова, Е.Е. Витвицкий,
Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), Россия, г. Омск
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы теории и практики аренды группы автотранспортных средств при перевозке торговых грузов на маятниковом маршруте с обратным не груженым пробегом в городах. Перевозку осуществляют автотранспортные средства одинаковой грузоподъемности, одной марки, способ выполнения погрузочно-разгрузочных работ - вручную. Установлена зависимость затрат на аренду группы автотранспортных средств от изменения расстояния перевозок торговых грузов.
Ключевые слова: затраты, аренда, группа автотранспортных средств, расстояние перевозок грузов.
ВВЕДЕНИЕ
Таблица 1 - Исходные данные
Вариант современной практики перевозок грузов, когда арендатор обращается к предприятию-собственнику автотранспортных средств (АТС) и на свое усмотрение заказывает тот подвижной состав, который ему нужен, ориентируясь только на стоимостные показатели, кузов и грузоподъемность, соответствует наблюдениям [1]. В практике АТС работают на разных расстояниях [2, 5]. Интересы практики и теории требуют, до опыта, знания зависимости затрат на аренду группы АТС от изменения расстояния перевозок торговых грузов.
Установление зависимости затрат по аренде группы автотранспортных средств от расстояния перевозок грузов. Решение данной задачи рассмотрим на примере работы группы арендных АТС грузоподъемностью 1,5 тонн при перевозке торговых (продовольственных, промышленных) грузов (первого класса) в городских условиях эксплуатации, диапазон пробега с грузом примем от 1 до 90 км, с шагом 1 км.
Заказчику требуется группа фургонов (Аэ) на базе ГАЗ-3302 на 8 часов работы (Тн). Арендатор сообщает арендодателю, что погрузка одного и того же груза будет осуществляться с одного пункта (пост один), а разгрузка будет осуществляться у арендатора (пост ббин), известно время погрузки-разгрузки (Эпр=0,53 ч) и расстояние, на котором планируется перевозка груза. Подача АТС под погрузку осуществляется «цепочкой» с учетом макси маль-ного ритма грузовых работ [2, 3], то есть без простоев. Данная производственная ситуация напоминает практику, идентифицированную в теории ГАП, как «малая ненасыщенная АТ-СПГ», маятниковый маршрут с обратным не груженым пробегом, поэтому расчеты технико-эксплуатационных показателей (ТЭП), выработки, времени возможной работы (Тм1) каждого АТС с учетом ритма прибытия АТС под погрузку-разгрузку, выполним с использованием модели описания функционирования малой ненасыщенной АТСПГ [2, 3, 4]. Р равен максимальному времени погрузки или разгрузки АТС. В данном примере R принимаем равным 0,265 ч.
Исходные данные при расстоянии перевозок груза /з=1 км представлены в табл. 1.
Привед ем пример расчета для 1г=1 км:
Длина маршрута (I км):
I = I +1 = 1 + 1 = 2 ,
м г х
Наименование показателей Условное обозначение Величины показателей
Номинальная грузоподъемность АТС, т q 1,50
Статический коэффициент использования грузоподъемности У 1,00
Плановое время в наряде,ч Тн 8,00
Времяна погруз-ку-разгрузкуАТС, ч Эпр 0,53
Средняя техническая скорость АТС, км/ч Ут 25,00
Время езд ки, оборота АТС (Э , ч):
I
t = — + г = — + 0,53 = 0,61,
е,о V пр 25 т
Выработка АТС в тоннах за ездку, оборот
О = а •у = 1,5 • 1 = 1,5 ,
е,о
Выработка АТС в тонно-километрах за ездку, оборот (Рео, т км):
р = а .у • I = 1,5 • 1 • 1 = 1,5 ,
е,о г
Пропускная способность грузового пункта (А,ед.):
2
А =
е
t
Я
тах
0,61 0,265
= 2,
Возможное время работы каждого АТС в малой ненасыщенной АТСПГ (Т ., ч):
Т = Т -Я • (/ -1) = 8 -0,265 • (1 -1) =8 , м1 м тах
Т = 8 - 0,265 • (2 - 1) = 7,735 , м2
где \ - порядковый номер прибытия АТС в пункт погрузки.
Где Тм определяется:
Т = Т -1 = 8 - 0 = 8 , м н н1
Число ездок каждого АТС за в ремя внаря-де ед.):
2,1 =
2 е2 =
Т
м1
м2
е, о
8
0,61
7,735 0,61
= 13,
= 12 ,
Остаток времени в наряде после выполнения целого числа ездок (ДТ , ч):
АТ = Т -
м1 м
Т
м
0,(51
• 0,61 = 8 - "7,9)3 = 0,07,
АТ = 7:735 -м2
7,735 0,61
•0,61 = 7,735 -7,32 = 0,415,
Ездка, вы полняемая за остаток времени, после выполнения целого количества ездок оборотов (г ', ед.):
АТ
1, есла --^>1,
2„ =
2е 1 = 2е2 = 0
+ х
V пр
т
0, в противном случае.
Выра^тка в тоннах даждого АТС за вре мя в АТАПГ (О т):
1е1
13
1е2 12
^денъИ = ИЭ" = И1>5-1 = 18,
Выработка в тонно-кило1У^е;т|:^сЗд каждого /\ТСзд время в Д\ТСПР (Р ,т-км):
~ 4 ДвНЫ' '
Ze1 13
ИГ •к =ИИЭИ ■
1 1
Ъе 2 12
Р^^ИЭУ ^ = СИ И -1 = 18,
Пробе г АТС в АТСПГ (Эа л1, к м):
I = I • -1 = 2 • 13 -1 = 25,
.мал! м е\ х '
I 2 = I • г 2 -1 = 2-12 -1 = 23 ,
мал 2 м е2 х '
Фактическое время работы АТС в АТСПГ
си,, ^
Т =
1 м.ф.1
т.
I..
V.
V.
2е1 2 5 13
+ = 25 +И0,53 = 7,89 ,
1
Ъе2
+И'= 1
25
23 25
1
+
И 0,53 = 7,28,
Выработка в тоннах группы АТС в малой ненасыщенной АТСПГ ^ , т):
бн = ИС Qг = 19,5 +18 = 37,5 ,
Выработка в тонно-километрах группы АТС в малой ненасыщенной АТСПГ (Рн, т км):
А
Ри =СЭ Р2 = 19,5 +18 = 37,5,
Пробег группы АТС, в малой ненасыщенной АТСПГ О. , км):
4 мал' '
А
£ МШ=Ъ =25 + 23 = 48.
Под 1мал понимается суммарный пробег АТС без нуле=ых прюбегов, так как арендованный транспорт подается в пункт погрузки к назначенному времени и с пункта последней разгрузки = aпpaвляреcя на место постоянного базирования.
Суммарное время работы группы АТС в малой ненасыщенн ой АТСПГ(Т , ч):
1 4 мал' '
тжф2 =7,89 + 7,28 = 15,17 .
1
Результаты расчета ТЭП работы арендных АТС приведены втабл. М.
Где: Копл - коэффициент использования оплаченного времени, определяемый как отношение Тм.ф.1 / Тм1.
х
х
х
х
Таблица 2 - Результаты расчета работы группы АТС в малой ненасыщенной АТСПГ при /г = 1 км
№ АТС Тм1, ч Ге1 ед. ДТм, ч ге', ед. Qдeньi,, т. Рдены, ткм 1мал^ км Тм.ф^ ч. Копл
1 8,000 13,000 0,070 0,000 1Ы,П00 1Ы,П00 2П,000 7,8Ы0 0,Ы86
2 7,73П 12,000 0,01П 0,000 18,000 18,000 23,000 7,280 0,Ы01
I 1П,73П 2П,000 - - 37,П00 37,П00 08,000 1П,170 Копл. ср=0,Ы60
Оплата за работу арендного АТС производится от времени прибытия в пункт погрузки и до момента окончания последней разгрузки.
Фактически отработанное время перевозок грузов (Тм.ф.Т) каждого АТС вмалой АТСПГ не округляем, поскольку на практике возможно , как округление до 0,П ч, так и тарификация па каждые 10-1П минут.
Как рекомендовал автор модели малой АТСПГ, д.т.н., проф. Николин В.И, для проверки расчетов требуется построение расписания. При построении расписания учитывается следующее [1]:
1. Время на нулевыо пробеги не уч итыва-ется, так как АТС подаетыоо к меступогрузки, указанному клиентом в заявке (заказе).
2. Под погрузку АТС подаются последовательно друг за другом, с начала рабочей смены.
3. Обед водителя может быть как в пунктах погрузки, разгрузки, так и в пунктах питания на маршруте.
4. Если разгрузка АТС не может быть завершена до 17:00, погрузка на эту ездку не производится.
В результате построения расписания результаты расчета работы группы АТС в малой АТСПГ могут не измениться (таблица 3).
Расчет затрат по аренде АТС, предоставленных по часовым тарифам на смену, выполнен по формуле 1:
с =У Т -Т + Т ■ А, ар М1 ар под
(1)
где: Тар -стоимость одного часа аренды АТС руб./ч;
Тпод - стоимость подачи АТС к месту по-грузки,руб.;
А - количество поданных к погрузке АТС,
ед.
Так как многие предприятия при аренде заказчиком АТС на время более трех часов не взимают плату за подачу АТС, представим расчет затратпо арендеАТС поформуле2:
С ' =£ т -т ,
ар М1 ар (2)
Согласно тарифа м предпр ияти а«Авто-Гис» [6], стоимость одного часа работы АТС грузо-подъемно стью 1,5 т с»ставляет400 руб/ч, стоимость подочи 5/) руб. Таким образом :
С = 15,17 - 400 + 50 - 2 = 6168 руб.
ар
С ' = 15,17 - 400 = 6068 руб.
ар
Расчеты ТЭП работы арендных АТС в малой ненасыщенной АТСПГ, при Lг в интервале от 2 до Ы0 км, выполнены аналогично вышеизложенному расчету и представлены в табл. 3.
По данным табл. 3 построена зависимость затрат по аренде группы АТС от изменения расстояния перевозок торговых грузов (рис. 1).
Рисунок 1 - Зависимость Сар = П(/_) при /г = 1, 2, 3...90 км, Мг=1 км
По результатам представленным в таблице 3, на основе регрессионного анализа в MSEXCEL получена функциональная зависимость затрат по аренде группы АТС от расстояния перевозок торговых грузов при 1г = 1,2,3...Ы0 км (рис.1), представляющая собой полином 3-й степени, уравнение которой имеет вид:
С =Д,2171г3-33,03а1г2+100Д,21г+1Ы0П,7 (3)
ао ' ' ' > V У
Таблица 3 - Исследование влияния расстояния перевозок торговых грузов на затраты
по аренде АТС ^=1,Пт) в городах (с учетом затрат на подачу)
1г, Дэ', Аэ, ед. Ze, ед. Qдeнь¡, Тм.ф.Т, Сар, руб. 1г, Аэ', Аэ, ед. Ze, ед. Qдeнь¡, Тм.ф.Т, Сар, руб.
км. ед. т ч км. ед. т ч
1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
1 2,00 2,00 25,00 37,50 15,17 6168,00 46 15,00 10,00 16,00 24,00 48,96 20084,00
2 2,00 2,00 21,00 31,50 14,33 5832,00 47 16,00 10,00 16,00 24,00 49,84 20436,00
3 2,00 2,00 19,00 28,50 14,39 5856,00 48 16,00 10,00 15,00 22,50 46,35 19040,00
4 3,00 3,00 26,00 39,00 21,62 8798,00 49 16,00 10,00 15,00 22,50 47,15 19360,00
5 3,00 3,00 23,00 34,50 20,79 8466,00 50 17,00 10,00 14,00 21,00 43,42 17868,00
6 3,00 3,00 22,00 33,00 21,50 8750,00 51 17,00 10,00 13,00 19,50 39,53 16312,00
7 4,00 4,00 26,00 39,00 27,22 11088,00 52 17,00 10,00 13,00 19,50 40,17 16568,00
8 4,00 4,00 24,00 36,00 26,80 10920,00 53 18,00 10,00 13,00 19,50 40,81 16824,00
9 4,00 4,00 22,00 33,00 26,06 10624,00 54 18,00 10,00 12,00 18,00 36,60 15140,00
10 5,00 5,00 27,00 40,50 33,91 13814,00 55 18,00 10,00 12,00 18,00 37,16 15364,00
11 5,00 5,00 24,00 36,00 31,64 12906,00 56 18,00 10,00 11,00 16,50 32,71 13584,00
12 5,00 5,00 23,00 34,50 31,87 12998,00 57 19,00 10,00 11,00 16,50 33,19 13776,00
13 5,00 5,00 22,00 33,00 31,94 13026,00 58 19,00 10,00 10,00 15,00 28,50 11900,00
14 6,00 6,00 25,00 37,50 37,89 15456,00 59 19,00 10,00 10,00 15,00 28,90 12060,00
15 6,00 6,00 24,00 36,00 37,92 15468,00 60 20,00 10,00 10,00 15,00 29,30 12220,00
16 6,00 6,00 23,00 34,50 37,79 15416,00 61 20,00 10,00 10,00 15,00 29,70 12380,00
17 7,00 7,00 25,00 37,50 42,49 17346,00 62 20,00 10,00 10,00 15,00 30,10 12540,00
18 7,00 7,00 24,00 36,00 42,24 17246,00 63 21,00 10,00 10,00 15,00 30,50 12700,00
19 7,00 7,00 23,00 34,50 41,83 17082,00 64 21,00 10,00 10,00 15,00 30,90 12860,00
20 8,00 8,00 26,00 39,00 48,98 19992,00 65 21,00 10,00 10,00 15,00 31,30 13020,00
21 8,00 8,00 25,00 37,50 48,53 19812,00 66 21,00 10,00 10,00 15,00 31,70 13180,00
22 8,00 8,00 24,00 36,00 47,92 19568,00 67 22,00 10,00 10,00 15,00 32,10 13340,00
23 8,00 8,00 22,00 33,00 44,78 18312,00 68 22,00 10,00 10,00 15,00 32,50 13500,00
24 9,00 9,00 25,00 37,50 52,61 21494,00 69 22,00 10,00 10,00 15,00 32,90 13660,00
25 9,00 9,00 23,00 34,50 49,19 20126,00 70 23,00 10,00 10,00 15,00 33,30 13820,00
26 9,00 9,00 23,00 34,50 50,67 20718,00 71 23,00 10,00 10,00 15,00 33,70 13980,00
27 10,00 10,00 24,00 36,00 53,76 22004,00 72 23,00 10,00 10,00 15,00 34,10 14140,00
28 10,00 10,00 24,00 36,00 55,28 22612,00 73 24,00 10,00 10,00 15,00 34,50 14300,00
29 10,00 10,00 23,00 34,50 53,95 22080,00 74 24,00 10,00 10,00 15,00 34,90 14460,00
30 11,00 10,00 22,00 33,00 52,46 21484,00 75 24,00 10,00 10,00 15,00 35,30 14620,00
31 11,00 10,00 21,00 31,50 50,81 20824,00 76 24,00 10,00 10,00 15,00 35,70 14780,00
32 11,00 10,00 20,00 31,50 52,09 21336,00 77 25,00 10,00 10,00 15,00 36,10 14940,00
33 11,00 10,00 20,00 30,00 50,20 20580,00 78 25,00 10,00 10,00 15,00 36,50 15100,00
34 12,00 10,00 20,00 30,00 51,40 21060,00 79 25,00 10,00 10,00 15,00 36,90 15260,00
35 12,00 10,00 20,00 30,00 52,60 21540,00 80 26,00 10,00 10,00 15,00 37,30 15420,00
36 12,00 10,00 20,00 30,00 53,80 22020,00 81 26,00 10,00 10,00 15,00 37,70 15580,00
37 13,00 10,00 19,00 28,50 51,51 21104,00 82 26,00 10,00 10,00 15,00 38,10 15740,00
38 13,00 10,00 19,00 28,50 52,63 21552,00 83 27,00 10,00 10,00 15,00 38,50 15900,00
39 13,00 10,00 19,00 28,50 53,75 22000,00 84 27,00 10,00 10,00 15,00 38,90 16060,00
40 14,00 10,00 17,00 25,50 47,41 19464,00 85 27,00 10,00 10,00 15,00 39,30 16220,00
41 14,00 10,00 17,00 25,50 48,37 19848,00 86 27,00 10,00 10,00 15,00 39,70 16380,00
42 14,00 10,00 17,00 25,50 49,33 20232,00 87 28,00 10,00 10,00 15,00 40,10 16540,00
43 14,00 10,00 17,00 25,50 50,29 20616,00 88 28,00 10,00 10,00 15,00 40,50 16700,00
44 15,00 10,00 17,00 25,50 51,25 21000,00 89 28,00 10,00 10,00 15,00 40,90 16860,00
45 15,00 10,00 16,00 24,00 48,08 19732,00 90 29,00 10,00 10,00 15,00 41,30 17020,00
Коэффициент детерминации уравнения (3) Rм показывает долю меры разброса (дисперсии) зависимой переменной (в нашем примере, затрат по аренде группы АТС), объясняемую рассматриваемой моделью [7].
Для статистической оценки точности уравнения связи используется также средняя ошибка аппроксимации [8]. Чем меньше теоретическая линия регрессии (рассчитанная по уравнению) отклоняется от фактической (эмпиричной), тем меньше средняя ошибка аппроксимации. В нашем примере она составляет 7,49%, что вполне допустимо.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коэффициент детерминации уравнения достаточно высокий ^м=0,8956), что говорит о хорошей способности уравнения. Средняя относительная ошибка аппроксимации (7,49%) позволяет утверждать, что регрессионная зависимость влияния расстояния перевозок грузов на затраты по аренде группы АТС на маятниковом маршруте с обратным не груженым пробегом в малой ненасыщенной АТСПГ адекватно описывает исследуемый процесс.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Крылова К. П., Витвицкий Е.Е. Анализ результатов исследования работы группы арендных автотранспортных средств / К. П. Крылова, Е. Е. Витвицкий // Развитие теории и практики автомобильных перевозок,
транспортной логистики : сборник научных трудов кафедры «Организация перевозок и управление на транспорте» в рамках Международной научно-практической конференции «Архитектурно-строительный и дорожно-транспортный комплексы: проблемы, перспективы, новации», 7-9 декабря М016 г. / под ред. Е. Е. Витвицкого. - Электрон. дан. -Омск: СибАДИ, М016. - С. М15-М19.
М. Николин В. И. Автотранспортный процесс и оптимизация его элементов / В.И. Николин. - М.: Транспорт, 1990. - 191 с.
3. Николин В. И. Справочник по коммерческой эксплуатации грузовых автомобилей (Часть 1) / В. И. Николин, А. В. Терентьев, М. Г. Рихтер. - Омск, 1991. - 11М с.
4. Витвицкий Е.Е. Теория транспортных процессов и систем (Грузовые автомобильные перевозки) / Е.Е. Витвицкий. - Учебник. М изд. испр. и доп. - Омск : СибАДИ,М014. - М16 с.
5. Афанасьев Л.Л. Автомобильные перевозки / Л.Л. Афанасьев, С.М. Цукерберг. -М.: Транспорт, 1973. - 3М0 с.
6. Грузотакси [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: СЭЭр://авто-гис.рф.
7. Завадский Ю.В. Статистическая обработка эксперимента в задачах автомобильного транспорта / Ю.В.Завадский. - М.: МАДИ. - 198М. - 15 с.
8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Г.В.Савицкая. - 7-е изд., испр. - Мн.: Новое знание, М00М. - 704 с.
INFLUENCE OF TRANSPORTATION DISTANCE ON THE COST OF RENTAL GROUP VEHICLES IN THE CITY
K.P. Krylova, E.E. Vitvitskiy,
Annotation. The article considers the theory and practice of rental group vehicles in the transportation of commercial cargo on the pendulum route with reverse not loaded mileage in the cities. Transportation is carried out by vehicles of the same capacity and same brand, a method of accomplishment of handling works- manually. Dependence of the cost of rental group vehicles from the change of transportation distance is established. Check installed dependencies on the adequacy to process of costs forming is executed.
Keywords: dependence of costs, rent, group of vehicles, distance of cargo transportation, adequacy.
REFERENCES
1. Krylova K. P., Vitvitskiy E.E. Analiz re-zul'tatov issledovanija raboty gruppy arend-nyh avtotransportnyh sredstv / K. P. Krylova, E. E. Vitvitskiy // Razvitie teorii i praktiki avtomo-bilnyih perevozok, transportnoy logistiki: sbornik
nauchnyih trudov kafedryi «Organizatsiya perevozok i upravlenie na transporte» v ramkah Mezh-dunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Arhitekturno-stroitelnyiy i dorozhno-transportny-iy kompleksyi: problemyi, perspektivyi, novatsii» (7-9 December), Omsk, "SibADI", 2016, pp. 215219.
2. Nikolin, V.I. Avtotransportnyj process i opti-mizacija ego jelementov / V.I. Nikolin. - M.: Transport, 1990. -343 p.
3. Nikolin V. I. Spravochnik po kommerches-koy ekspluatatsii gruzovyh avtomobiley (Part 1) / V. I. Nikolin, A. V. Terentev, M. G. Rihter. - Omsk, 1991. - 112 p.
4. Vitvitskiy E.E. Teoriya transportnyh pro-cessov i sistem (Gruzovye avtomobilnye perev-ozki) / E.E. Vitvitskiy - Uchebnik. 2 izd. ispr. i dop. - Omsk : SibADI,2014. - 216 p.
5. Afanasev L.L. Avtomobilnye perevozki / L.L.Afanasev, S.M. Tsukerberg. - M.: Transport, 1973. - 320 p.
6. Gruzotaksi [Jelektron. resurs]. - Rezhim dostupa: http://avto-gis.rf.
7. Zavadskij Ju.V. Statisticheskaja obrabotka jeksperimenta v zadachah avtomobilnogo transporta / Ju.V.Zavadskij. - M.: MADI. - 1982. -15 p.
8. Savitskaya G.V. Analiz hozjajstvennoy de-jatelnosti predprijatija: Ucheb. posobie / G.V.Sav-itskaya. - 7-e izd., ispr. - Mn.: Novoe znanie, 2002. - 704 p.
Крылова Кристина Петровна (Омск, Россия) - аспирант группы ТТТ-14 АСП1 ФГБОУ ВО «СибАДИ» (644080, г. Омск, пр. Мира, д.5, e-mail: kaf_oput@sibadi.org).
Витвицкий Евгений Евгеньевич (Омск, Россия) - д.т.н., профессор, зав. кафедрой «ОПиУТ» ФГБОУ ВО «СибАДИ» (644080, г. Омск, пр.Мира, д.5, (3812) 65-37-04, e-mail: kaf_oput@sibadi.org).
Kristina P. Krylova (Omsk, Russian Federation) - graduate of group TTT-14 ASP1, Federal State Institution of Higher Education "Siberian State Automobile and Highway Academy (SibADI)" (644080, Mira, 5 prospect, Omsk, Russian Federation, e-mail: kaf_oput@sibadi.org).
Eugenie E. Vitvitskiy (Omsk, Russian Federation) - Dr. Sci. Sciences, Professor, Head of Department "Organization of transportation and transport management» Federal State Institution of Higher Education "Siberian State Automobile and Highway Academy (SibADI)" (644080, Mira, 5 prospect, Omsk, Russian Federation, e-mail: kaf_oput@sibadi.org, 8 (3812) 65-37-04).
Ill III II III III II III III III II III III III II III III II III III III II III III II III III III II III III II III III III II III III II III III III II III MM
УДК 331.103
СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
М. С. Мизя, В. Ф. Потуданская Омский государственный технический университет, Россия, г. Омск
Аннотация. В статье рассматриваются концепции формирования социотехнологических систем, быстрореагирующего производства и бирюзовых организаций с точки зрения рекомендаций по организации труда работников. Сравнение концепций выполнено по направлениям повышения уровня качества трудовой жизни работников, выступающего в роли вектора развития организации труда. Аргументировано, что современные изменения социокультурных и технологических условий функционирования предприятий вызывают необходимость трансформации организации труда работников для обеспечения раскрытия трудового потенциала.
Ключевые слова: организация труда, бирюзовая организация, быстрореагирующее производство, социотехнологическая система, содержание труда.
ВВЕДЕНИЕ
Функционирование предприятия в условиях инновационной экономики связано с непрерывным процессом технологических и социальных преобразований его внутренней среды. Инновации создаются как внутри предприятия за счет инновационной активности персонала,
так и за его пределами, что требует их адаптации к уже имеющейся производственной системе. Ключевым элементом процессов разработки, адаптации и внедрения инноваций в технологический процесс выступает работник, оказывающий поддержку или сопротивление преобразованиям. Для наиболее эффективного использования потенциала работника в