УДК 37.036 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-157-163
ББК 74.200.54
ВЛИЯНИЕ РАДИО-И ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПЕРЕДАЧ В ПОВЫШЕНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
THE INFLUENCE OF RADIO AND TV PROGRAMS IN INCREASING THE AESTHETIC CULTURE OF SCHOOL STUDENTS
Аскерзаде Гафар Алескер оглы
Доцент кафедры гуманитарных наук Азербайджанского Технического Университета, доцент, доктор философии по педагогике
E-mail: [email protected]
Asgarzadeh Gafar A.
Assistant Professor at the Department of Humanities, Azerbaijan Technical University; Associate Professor, PhD in Pedagogy
E-mail: [email protected]
Аннотация. Радио- и телевизионные программы обладают сильным влиянием на эстетическое воспитание школьников. Молодежь в XXI в., в отличие от своих предшественников, формируется по большей части за счет информации, полученной с цветных экранов. В этом свете тесная взаимосвязь педагогов и работников радио и телевидения даст положительные результаты в деле воспитания современного подрастающего поколения. Телевидение, которое является очень сложным, но вместе с тем существенным средством обучения, играет важную роль в образовании старшеклассников, особенно в повышении их эстетической культуры. И это одна из важнейших реалий современности: телевидение по-прежнему оказывает сильное влияние на
Abstract. Radio and television programs have a strong influence on the aesthetic education of schoolchildren. Young people in the 21st century, unlike their predecessors, are formed through information received from color screens and radio broadcasts. In this light, the close collaboration of teachers and radio and television workers will have a positive impact on the education of the modern younger generation. Television, which is very complex, but also a rich means of education, plays an important role in educating school students, especially in raising their aesthetic culture. It is one of the most important facts of the modern time. Television still has a strong impact
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Аскерзаде Г. А., 2021
умы детей младшего дошкольного возраста, развивает их духовно, информирует, формирует их отношение к окружающей среде и людям. В настоящее время очень актуальна проблема влияния телепрограмм на эстетическое воспитание и эстетическую культуру старшеклассников, потому что мы воспитываем человека для демократического общества, для будущего нашей государственности.
on the minds of young preschool children, developing them in a spiritual way, informing them, shaping their attitude to the environment and people. At present, the issue of television programs influencing the aesthetic education and aesthetic culture of school students is relevant, because we are bring up a person for the democratic society, for the future of our statehood.
Ключевые слова: телевидение, радио, эстетическая культура, воспитание, интеллект, информация, педагогика.
Keyword: television, radio, aesthetic culture, upbringing, intelligence, information, pedagogy.
Для цитирования: Аскерзаде Г. А. Влияние радио- и телевизионных передач в повышении эстетической культуры школьников // Проблемы современного образования. 2021. № 4. С. 157-163. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-157-163.
Cite as: Asgarzadeh G. A. The influence of radio and TV programs in increasing the aesthetic culture of school students. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2021, No. 4, pp. 157-163. DOI: 10.31862/22188711-2021-4-157-163.
Воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач развитого демократического общества. Наука уделяет большое внимание анализу процесса воспитания, обоснованию задач, содержанию, принципам, формам и методам формирования эстетических и этических качеств подрастающего поколения. За последние годы руководством Азербайджанской республики в сфере образования и воспитания успешно решены многие теоретические проблемы формирования личности: создана научная теория нравственного воспитания, оказывающая действенную помощь школе, семье и общественности в воспитании; выработана система нравственного воспитания учащихся различных возрастных групп; разработаны примерные программы и содержание воспитания школьников.
Телевидение и радио, как средство массовой информации, занимает особое место в деле эстетического воспитания подрастающего поколения, так как они прививают культуру. Оно очень рано, еще до школы, начинает оказывать сильное воздействие на сознание ребенка, развивает его духовно, дает информацию, формирует отношение к людям, вещам и окружающей среде [1, с. 407]. Проблема формирования ценностных ориентаций детей посредством телевидения и радио в настоящее время является актуальной, поскольку речь идет о воспитании человека будущего, человека развитого демократического общества.
Телевизионные и радиопередачи оказывают большое влияние на нравственное и эстетическое воспитание. В плане формирования ценностных ориентаций школьников это влияние постоянно изучается. Телевидение - это учитель, от которого можно
многому научиться и взрослому человеку. Современное телевидение является сильнейшим средством нравственного воспитания человека [2, с. 12]. Воспитание посредством телевидения и радио зависит не только от педагогов, но и в значительной степени от семьи. Родители же не всегда задумываются о воспитательном воздействии этого средства массовой информации, а подчас и не умеют направить восприятие телевизионных и радиопередач в нужное русло. Поэтому они не всегда достигают нужного воспитательного эффекта.
Школа не учит понимать произведения телевизионного и радиоискусства, не формирует в достаточной степени способность верно судить об идейных, нравственных, эстетических достоинствах произведений. При этом часто не учитывается, что школьники - плохие критики, их жизненный опыт не велик, ценностные установки не прочны, а художественный вкус еще не развит. Важнейшим специфическим моментом в эстетическом восприятии учащимися искусства является фактор не только непосредственного, но и опосредствованного - через педагога - восприятия, то есть участие посредника, что характеризует «социальную специфику детства». Особенно важна роль посредника для адекватного восприятия художественной информации по ТВ и радио [3, с. 25].
Школьники пока еще мало получают даже самых элементарных знаний о телеинформации, о художественной природе радио и телевидения, об их специфике, им никто не помогает в выборе программ. В результате выбор школьником телевизионных программ происходит стихийно. Стихийность связей школьника с радио- и телевизионными программами сдерживает воспитательные возможности передач.
Подростки активно проникают в социальную жизнь общества, устанавливают с ней определенные связи и взаимоотношения, постигают смысл деятельности и поступков. В данный возрастной период происходит чрезвычайно интенсивное усвоение ребенком этических правил, норм и принципов, формирование связанных с ними нравственных привычек поведения и нравственных качеств личности [4, с. 28].
В художественных передачах, особенно в телекомпозициях о музыке и музыкантах, телевизионных передачах, подготовленных музеями изобразительных искусств, дается разнообразная информация об искусстве. Эта информация включает в себя биографии деятелей искусства - художников, скульпторов, композиторов, музыкантов, художников, певцов, основные страницы их жизни и творчества, а также судьбы их современников, устанавливается связь с эпохой. Усваивая эту информацию, школьники узнают больше и изъявляют готовность встретиться с тем или иным деятелем искусства. Художественная информация, получаемая из телепередач, повышает интерес к искусствоведению, расширяет кругозор школьников, побуждает их к творчеству, что, в свою очередь, обуславливает повышение их эстетической культуры.
Благодаря телевидению, помимо доступности, каждое профессиональное художественное произведение, выполненное на высоком уровне, формирует эстетическое отношение, а главное - творческие способности.
Путешествие школьников по миру с помощью телевидения положительно сказывается на развитии их эстетического вкуса в целом. Художественные телепередачи в широком творческом и тематическом диапазоне не только вводят людей в мир прекрасного,
но и закладывают внутренние основы эстетики, стимулируют творческую деятельность подрастающего поколения.
Известно, что телевидение сочетает в себе разные виды и жанры искусства - театр, литературу, музыку, кинематографию и изобразительное искусство. Телевидение со своими собственными специфическими средствами имеет ряд уникальных возможностей в создании художественного образа. В большинстве случаев эффективность эстетического восприятия достигается тогда, когда эмоциональное выражение образа гармонично разделено между словесным и визуальным образом.
Художественные телепередачи раскрывают перед школьниками красоты жизни, природы и общественной жизни. К ним относятся передачи из музеев и выставок, салонов классической музыки, телепередачи, посвященные героизму в труде, спорте, науке, а также человеческим отношениям. Искусство создает в ребенке ощущение духовного величия, что является одним из важнейших аспектов личности человека. Приближение к искусству, образное представление о красоте жизни формирует эстетическое удовольствие и наслаждение школьников.
Художественные телепередачи формируют не только понимание красоты окружающей среды, но и творческое отношение к ней. Эта функция телевидения играет важную роль с точки зрения эстетического воздействия.
Такие жанры, как художественная информация - поэзия и музыка, театр и кино, танцы, живопись, скульптура, архитектура, прикладное искусство, - знакомят школьников с историей разных народов, опытом национальных культур. Освоение национальной культуры увеличивает духовный потенциал личности.
Художественные телепередачи стимулируют интерес школьников к различным видам и жанрам искусства, усиливают понимание эстетического бытия мира, а также способность молодого человека к самостоятельному развитию. Основная трудность в повышении интереса школьников к искусству связана с отсутствием системности в организации этого процесса и педагогического руководства по восприятию художественной информации, являющейся целенаправленной формой приобретения учащимися необходимых знаний об искусстве.
Воспитательные возможности телевидения становятся более эффективными, если их использовать целенаправленно в общей системе нравственного воспитания, организуемой школой во взаимосвязи с семьей. Именно школа должна научить умению адекватно усваивать зрительную и звуковую информацию. Опыт подсказывает, что, в первую очередь, необходимо устранить стихийность выбора радио- и телевизионных программ и приобщить школьников к определенной культуре восприятия.
Вместе с тем следует добиваться единства и согласованности школы и семьи, исходя из того, что прослушивание и просмотр вещательных программ в основном происходит дома. Все это может способствовать формированию культуры связей между старшеклассниками и радио и телевидением, повышению воспитательного фактора в радио- и телевизионных вещательных программах.
Одна из задач педагога в работе со школьниками состоит в нахождении путей, которые позволили бы полученную информацию по радио- и телевизионному каналам превратить в средство морального совершенствования, перенести эстетические понятия в жизнь.
Формирование личности средствами радио и телевидения должно проходить в тесной связи со всей остальной учебно-воспитательной работой, органично включаться в процесс воспитания и повышения эстетической культуры школьников. Кроме того, именно школа призвана проводить педагогическую пропаганду информации в воспитательных целях [4, с. 7].
Ценностные ориентации применительно к радио- и телевизионному искусству и школьному возрасту - это установка личности на программы, содержащие в себе полезность, способствующие развитию личности школьника и направляющие ее в конечном счете на конкретно-практические цели или идеалы, вытекающие из ценностей демократического общества.
Ценность - это понятие, выражающее положительную или отрицательную значимость для предмета или явления. Осознание положительного или отрицательного в предмете или явлении - это основной путь накопления ценностных представлений. Система ценностных представлений формируется в процессе обучения и воспитания. На основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации личности, накапливается собственный опыт, стимулируется непосредственное участие личности в практической жизни.
Ценностные ориентации являются одним из важнейших компонентов социальной направленности личности, так как характеризуют отношение человека к различным ценностям материального или духовного порядка. Прежде всего, мы имеем в виду формирование у школьников ориентаций на такие ценности нравственно-эстетического плана, как преданность идеалам, патриотизм, гуманность, справедливость, ответственность, дисциплинированность, доброту, достоинство, честь, понимание красоты человеческих отношений, знание человеческой души. Поэтому в педагогике важно знать, какими путями формируются эти ценностные ориентации, чтобы воспитать человека целенаправленного, активного, сознательно относящегося к ценностям, которые дороги обществу. Таким образом, формирование ценностных ориентаций имеет важное социальное и педагогическое значение.
Есть необходимость в разработке системы эффективных методологических приемов по подготовке старшеклассников к правильному восприятию фильма в кино и на телеэкране, определения основных принципов педагогического руководства процессом восприятия учащимся художественного кино и форм его практического использования в качестве средства воспитательного воздействия.
Однако многие вопросы воспитания, в том числе эстетического воспитания и повышения эстетической культуры средствами радио и телевидения, и особенно применительно к подростковому возрасту, не получили пока достаточного рассмотрения и нуждаются в специальном исследовании. Кроме того, на наш взгляд, недостаточно раскрыта взаимосвязь школы и родителей в воспитании подростков средствами радио и телевизионного искусства.
Нравственное и эстетическое распутье телевизионного эфира отражает противоречивость современной культуры в целом: небывалая мощь средств и результатов человеческой деятельности сочетается в ней с падением уровня позитивных ценностей, испокон века задававших человеческим деяниям смысл. Ведь любой человек нуждается в обретении внутренней устойчивости, жизненной прочности и многого ждет в этом отношении от искусства вообще и экранного искусства в частности. Не раз в истории искусство
помогало человеку устанавливать (то есть объяснять и прояснять) отношения с окружающей действительностью и искать равновесия в своем внутреннем мире [5, с. 1].
Изучая роль телевидения в эстетическом воспитании подростков, необходимо руководствоваться известными положениями педагогики о том, что человек воспитывается «не частями и по частям», что стержневые качества личности представляют собой органическое единство сознания, чувств, поведения, а схема ценностных ориентаций, взглядов и убеждений ребенка возникает под влиянием всей учебно-воспитательной работы школы, активной деятельности самих детей, под воздействием всей нравственной социальной среды на каждом шагу приобретаемого ими жизненного опыта [6, с. 12].
Руководствуясь этими принципиальными положениями, необходимо понимать, что радиовещание и телевидение - это специфические воспитательные средства. Влияние их на формирование ценностных ориентаций, развитие сознания, убеждений, усвоение моральных норм и принципов, на поступки и поведение слушателя и зрителя не является прямолинейным.
Во-первых, радио и телевидение чаще всего говорят языком образов художественного произведения, избегая прямого дидактизма, морализирования.
Во-вторых, вещательные программы, как правило, непосредственно не организуют поведение личности, ее практическую жизнедеятельность и труд. Они в большей степени формируют нравственные установки, понятия, представления, чувства и нормы у школьников, выступают в их поведении как средства косвенного внутреннего побуждения к тем или иным поступкам.
Это отмечается и многими гражданами Азербайджанской Республики.
В качестве важных мер можно признать следующие:
• Разработка специальной методики определения результатов влияния телепередач на повышение эстетической культуры школьников.
• Выработка основных критериев оценки нравственного и эстетического воспитания, осуществляемого через телевидение.
• Разработка специфической методики для использования СМИ, особенно телевидения, как неотъемлемой части учебно-воспитательного процесса для школ.
• Устранение изолированности телевидения в сфере повышения эстетической культуры и формирования ценностной ориентации в школах, особенно у старшеклассников.
• Усовершенствование методики воспитания у учащихся культуры телезрителя.
• Систематическое использование на уроках радио- и телевизионных передач.
• Разработка программы по содержательному и систематическому использованию радио- и телевизионных передач в воспитательной работе педагогических коллективов с учащимися.
• Уделение особого внимания художественно-литературным передачам, которые служат повышению эстетической культуры подрастающего поколения.
Список литературы
1. Аскерзаде Г., Таваккюль оглы А. История Азербайджанской журналистики. Баку: АВС 2015. 455 с.
2. Абека-Ньюнде С. Роль телевидения в формировании личности молодого человека: автореф. ... канд. филос. наук. М., 1980. 15 с.
3. Власкина Г. Я. Эстетическое воспитание старшеклассников средствами телевидения и радио: дис. ... канд. пед. наук. М., 1985. 205 с.
4. Скуратовская М. Л. Влияние телевидения и интернета на развитие детей и подростков: [докл. на II съезде Междунар. обществ. движения «За нравственность!», 06.06.2015, Рига]. URL: https://whatisgood.ru/theory/science/vliyanie-televideniya-i-intemeta-na-razvitie-detej-i-podrostkov/ (дата обращения: 08.04.17).
5. Печатнов Е. В. Телевидение как средство воспитания подростков // Журнал РОНО. 2011 (июнь). Вып. 10. URL: http://erono.ru/art/?ELEMENT_ID=928 (дата обращения: 10.04.17).
6. Утилова Н. И. Телевизионное пространство и время. Эстетическая роль монтажа. М.: ИПК работников ТВ и PB, 2000. 88 с.
7. Антология педагогической мысли Азербайджана / сост. А. А. Агаев, А. Ш. Гашимов. М.: Педагогика, 1989. 297 с.
References
1. Askerzade G., Tavakkyul ogly A. Istoriya Azerbaydzhanskoyzhurnalistiki. Baku: AVS poligraf, 2015. 455 p.
2. Abeka-Nyunde S. Rol televideniya v formirovanii lichnosti molodogo cheloveka. Extended abstract of PhD dissertation (Philosophy). Moscow, 1980. 15 p.
3. Vlaskina G. Ya. Esteticheskoe vospitanie starsheklassnikov sredstvami televideniya i radio. PhD dissertation (Education). Moscow, 1985. 205 p.
4. Skuratovskaya M. L. Vliyanie televideniya i interneta na razvitie detey i podrostkov: [dokl. na II syezde Mezhdunar. obshchestv. dvizheniya "Za nravstvennost!", 06.06.2015, Riga]. Available at: https://whatisgood.ru/theory/science/vliyanie-televideniya-i-interneta-na-razvitie-detej-i-podrostkov/ (accessed: 08.04.17).
5. Pechatnov E. V. Televidenie kak sredstvo vospitaniya podrostkov. Zhurnal RONO. 2011 (June), Iss. 10. Available at: http://erono.ru/art/?ELEMENT_ID=928 (accessed: 10.04.17).
6. Utilova N. I. Televizionnoe prostranstvo i vremya. Esteticheskaya rol montazha. Moscow: IPK rabotnikov TV i PB, 2000. 88 p.
7. Agaev A. A., Gashimov A. Sh. (comps.) Antologiya pedagogicheskoy mysli Azerbaydzhana. Moscow: Pedagogika, 1989. 297 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 4
Статья поступила в редакцию 20.10.2020 The article was received on 20.10.2020