УДК 613.633:613.632: [546.815+546.471-07:616.36-099
А. И. Бурханов, Г. М. Пичхадзе
ВЛИЯНИЕ ПЫЛИ СВИНЦОВО-ЦИНКОВОГО КОНЦЕНТРАТА
НА ПЕЧЕНЬ
Карагандинский педагогический институт 1
В комплексе факторов производственной среды предприятий горнорудной промышленности и цветной металлургии ведущая роль принадлежит пыли сложного химического состава, содержащей значительное количество металлов различной токсичности и направленности действия [1, 3, 4].
Особенностью витающей пыли полиметаллических рудников Казахстана является содержание высокотоксичных металлов (свинца, цинка, мышьяка, селена и др.), обладающих выраженным гепатотропным действием. Исходя из вышеизложенного, особый интерес для оценки действия полиметаллических пылей имеют исследования по изучению функционального состояния печени, играющей важную роль в процессах депонирования, обезвреживания и выделения чужеродных веществ.
Цель работы — в эксперименте на белых крысах изучить характер действия пыли свшщово-цннкового концентрата на печень.
Изучаемая пыль является основным сырьем для получения цветных и редких металлов в Казахстане и имеет следующий состав: соединения свинца 50%, цинка 15%, мышьяка 8%, селена 1 %, а также примеси кадмия, индия, таллия, теллура и др.
Эксперимент проведен на 140 белых крысах, которые были разделены на 3 группы. Животных 1-й группы (60 крыс) подвергали длительной (9 мес) ингаляционной затравке пылью в концентрации 80 мг/м3 с ежемесячным снятием показателей функционального состояния важнейших систем организма; крыс 2-й группы (20) в течение 1 мес подвергали ингаляционному воздействию пыли в концентрации 10 мг/м3, 60 крыс 3-й группы служили контролем.
Для оценки функционального состояния печени были изучены экскреторная (бромсульфалеиновая проба), антитоксическая (проба Квика — Пытеля и тиопенталовый наркоз) и белковая (общий белок и электрофоретическая формула) функции. Структурные изменения выявляли морфологически при окраске ткани печени гематоксилин-эозином, Суданом III и Суданом IV. Для суждения о некоторых сторонах механизма действия с использованием микрометодов [7] определяли активность следующих лизосомальных ферментов: кислой фосфатазы, кислой рибонуклеазы, дезокси-рибонуклеазы и суммы катепсипов.
Опыты показали, что пыль свинцово-цинкового концентрата в концентрации 80 мг/м3 вызывает выраженные изменения со стороны печени (см. таблицу). Уже через 2 мес затравки обнаружено нарушение экскреторной функции,
1 Работа выполнена в лаборатории промышленной ток-
сикологии Института гигиены труда и профзаболеваний ЛИ
Казахской ССР.
проявляющееся достоверным повышением задержки бром-сульфалеина в крови. Следует отметить, что содержание красителя в крови увеличивалось по мере возрастания сроков воздействия, достигая максимальных величин в конце опыта. Подобный эффект обусловлен, в частности, снижением уровня альбуминов, соединявшихся в печени с красителем. Как показали опыты с внутрибрюшинным введением пыли, несмотря на то что содержание общего белка в крови изменялось незначительно (в период опыта от 8,2 до 8,8 г%), в электрофоретической формуле наблюдалась днспротеинемия с гипоальбуминемией (уровень альбуминов снизился с 39,6 до 35,4 %) и гиперглобулинемией (содержание глобулинов увеличилось с 14,3 до 15,9%). Снижение уровня альбуминов говорит о нарушении их синтеза в печеночных клетках, а увеличение глобулиновых фракций связано с усилением деятельности клеток ретикулоэндотели-алыюй системы в ответ на раздражение поврежденной печени [5]. Снижение синтеза гиппуровой кислоты (с 59 до 53 %) и увеличение длительности тиопенталового сна (с 42 до 78 мин), выявляемые в ранние сроки, свидетельствуют о нарушении антитоксической функции. Морфологические исследования показали, что токсический эффект, проявляющийся признаками зернистой и белковой дистрофии, обусловлен внутриклеточной локализацией металлов (РЬ, А?, Бе), обладающих выраженных гепатотропным действием.
Результаты опытов свидетельствуют о том, что пыль свшщово-цннкового концентрата вызывает выраженные изменения со стороны важнейших функций печени. Выявленный эффект, на наш взгляд, обусловлен действием комплекса металлов( РЬ, 2п, Ав, Бе, Сс1 и др.), приводящим к развитию морфофункциональных нарушений.
Определение ахтивности лизосомальных ферментов в гомогенате печени крыс, подвергавшихся месячному ингаляционному воздействию концентрации 10 мг/м3, выявило достоверное повышение уровня рибонуклеазы на 54 %), дезоксирибонуклеазы (на 42%), кислой фосфатазы (на 24'%) ч суммарных катепсинов (на 57%) по сравнению с их уровнем у животных контрольной группы. Нарастание активности кислой фосфатазы, очевидно, связано с нарушением структурной целостности мембран, которые являются основным местом локализации данного фермента. Подтверждением этому служит существенное увеличение в печени животных активности мембранно-связанных ферментов: кислой рибонуклеазы, кислой дезоксирибонуклеазы, кислой дезоксирибонуклеазы и суммы катепсинов.
Повышенная активность лизосомальных ферментов позволяет считать, что высокотоксичные металлы пыли вызывают нарушение клеточных мембран и оказывают выраженный токсический эффект на клеточный метаболизм. По
Динамика изменений показателей функционального состояния печени белых крыс, подвергавшихся ингаляционной затравке
свннцово-цинковой пылью
Показатель Групга животных Срок исследования, мес
1 2 4 6 9
Бромсульфалеиновая проба, % ретенции Проба Квика—Пытеля, % Тиопенталовый сон, мин Контрольная Опытная (1-я) Контрольная Опытная (1-я) Контрольная Опытная (1-я) 14±3,2 18±2,8 61 ±0,3 59±1,6 36±4,0 42±4,8 13±2,8 27±1,9* 62±0,6 57±0,9* 38±2,8 49±8,2 15±3,0 29+2,6* 57±0,8 53±0,1* 39±3,6 56+9,4* 16±3,4 36±5,5* 59±1,2 54±1,6* 44±4,6 68±7,1* 18±2,8 39±4,2* 61 ±2,4 53±1,8* 40±3,2 78±8,0*
Примечание. Звездочка — различия достоверны по сравнению с контролем (Я < 0,05).
мнению большинства авторов, металлы обладают способностью вызывать деструкцию мембраны, возникающую либо вследствие прямого первичного повреждения структуры ее элементов, либо первично вызванных нарушений клеточного метаболизма [2, 8]. Проникнув внутрь гепатоцитов, металлы разрушают структурные образования клетки и нарушают метаболические процессы в ней. Повышенная активность лизосомальных гидролаз способствует также развитию вторичных реакций токсического эффекта, что в сочетании с изменением деятельности других ферментов приводит к нарушению функционального состояния печени [6].
Следовательно, нарушения со стороны функционального состояния печени у рабочих, имеющих контакт с токсичной полиметаллической пылью, могут служить ранним диагностическим признаком профессиональных заболеваний.
Литература
1. Бурханов А. И. Гигиена труда в современном производстве редких металлов: Дис... д-ра мед. наук.— М., 1984.
2. Давлетов Э. Г.// Труды Ленинград, сан.-гигиен, мед. ин-та— 1975. — Т. 111, —С. 109—112.
3. Кочеткова Т. И. и др.//Объединенный съезд гигиенистов, эпидемиологов, микроб::ологов и инфекциснистов Казахстана: 1-й: Тезисы докладов.— Алма-Ата, 1960.— Т. 1, —С. 113—116.
4. Луценко Л. А. и др.//Вопросы гигиенической оценки органических и минеральных пылей сложного химического состава.— М., 1976. — С. 9—19.
5. Мак-Мюррей У. Обмен веществ у человека: Основы учения о взаимосвязи биохимии с физиологией и патологией: Пер. с англ.— М., 1980.
6 .Меркурьева Р. В. // Гиг. и сан,— 1979.— №10. — С. 17—20.
7. Покровский А. А., Тутельян В. А. Лизосомы. — М , 1976.
8. Талакин Ю. Н. // Гнг. и сан. — 1979. — № 9. — С. 17— 19.
Лостуиила 12.05.86
УДК 613.5:699.844:534.836.2
С. Г. Галета, А. Н. Пономаренко, Г. Н. Гусаков, В. Д. Емельянова, В. П. Матвиенко, С. А.Закройщик
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ШУМОЗАЩИТНЫХ ЗДАНИЙ ( В г. ЖДАНОВЕ
Донецкий медицинский институт им. М. Горького
Одним из наиболее интенсивных вредных факторов внешней среды в условиях крупных городов является шум, основным источником которого служит городской транспорт. Интенсивность движения транспорта постоянно повышается, уровень шума на магистралях достигает больших величин и в связи с этим растет количество жалоб населения на ухудшение комфорта в квартирах жилых до-мбв, размещенных вдоль городских магистралей.
Борьба с транспортным шумом в отечественной и мировой практике ведется по 4 основным направлениям: технологическому, архитектурно-планированному, строительно-акустическому и административно-организационному. В последние годы в нашей стране находят широкое применение различного рода архитектурно-планировочные и строительные мероприятия по защите населения от шума. Велась работа в этом направлении и в г. Жданове. На первом этапе было проведено акустическое исследование городских транспортных магистралей и составлена общегородская карта уровней шума улично-дорожных сетей. На основании этих исследований саиитарно-эпидемиологической службой, архитектурными и другими компетентными организациями города был разработан и утвержден план первоочередных и перспективных шумозащитных мероприятий, одним из которых является строительство специальных шумозащитных домов.
Ждановский филиал института «Донбассгражданпро-ект» разработал проект экспериментального 3-секционного шумозащитного 9-этажного жилого дома с 1- и 3-комнат-ными квартирами с привязкой здания в 20 м от одной из городских магистралей, эквивалентный уровень шума на которой составлял 79 дБА. Внутренняя планировка дома предусматривает ориентацию на магистраль лестничных маршей, подсобных помещений и одной жилой комнаты (дневного пребывания) в 3-комнатной квартире. Все остальные жилые помещения, в том числе и однокомнатные квартиры, ориентированы в сторону звуковой тени. Кроме этого, в проекте использовано шумозащитное окно с шумопоглощающей способностью 25 дБА. Наружная и внутренняя створки форточки в таких окнах расположены на разных уровнях и оборудованы жалюзийными решетками и приспособлением для вертикального подъема — опускания стекол в них.
Актуальность и перспектива широкого внедрения в
практику градостроительства шумозащитных жилых домов в условиях г. Жданова поставили перед нами первостепенную задачу — дать комплексную гигиеническую оценку условиям проживания в первом экспериментальном доме. С этой целью изучены акустический режим, микроклимат и состояние воздушной среды в жилых помещениях, проведен анкетный опрос жителей дома.
Исследование уровней шума проводили одновременно на автомагистрали и в 3-комнатных квартирах рядовой и торцевой секций на 1—2, 4—5 и 8—9-м этажах в соответствии с нормативно-инструктивными документами [1—3}. Уровни шума определяли в комнатах, ориентированных на автомагистрали и в сторону звуковой тени.
В результате проведенных исследований установлено, что при эквивалентном уровне звука на автомагистрали 79 дБА в дневное время (часы пик) эквивалентный уровень звука в жилых комнатах, ориентированных в сторону звуковой тени, при открытой форточке по горизонтали и вертикали здания не превышал 35—28 ДБА. В 99 % жилых комнат, ориентированных на автомагистраль, при этих же условиях уровень ззука не превышал 40 дБА. И только в тех помещениях, где были допущены строительные недоработки, уровень звука достигал 50 дБА. Перепады уровней звука по горизонтали и вертикали здания в жилых помещениях установлены в пределах 3—7 дБА, что согласуется с данными других исследователей [2, 4, 5].
Проведенные исследования показали, что планировка квартир не вызывает существенных неудобств для жильцов. Следовательно, функционально-бытовые условия в экспериментальном доме по данным анкетного опроса оценены положительно. Показатели микроклимата и состояния воздушной среды регистрировались на уровне верхних пределов норм. В 15 % исследованных проб воздуха жилых помещений на окисляемость установлено некоторое (на 7—10%) превышение допустимых нормативов. Изменения показателей микроклимата и воздушной среды в изучаемом экспериментальном доме согласуется с изменениями, наблюдаемыми в домах повышенной этажности [4, 6].
Результаты проведенных исследований позволяют заключить, что строительство шумозащитных домов предложенной планировки вполне оправдано в условиях г. Жданова. Эффект шумозащиты резко увеличится при условии