Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПУБЛИЧНОЙ СФЕРЫ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ВЛИЯНИЕ ПУБЛИЧНОЙ СФЕРЫ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиакультура / медийное пространство / публичная сфера / виртуальные цифровые технологии / языковая культура / media culture / media space / public sphere / virtual digital technologies / language culture

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рыбасова Юлия Юрьевна, Новгородова Елена Евгеньевна

Актуальность статьи обусловлена тем, что в современной информационно-цифровой среде пересматриваются позиции влияния публичной сферы на совершенствование языковой культуры медийного пространства. Ученые, исследователи делают очень многое для того, чтобы в рамках глобальных перемен аудитория получала новости, проверенные и доказанные фактами. Цель статьи заключается в том, чтобы создать информационное пространство, которое будет модернизировать и развивать языковую культуру публичной сферы. Авторами предложен материал одного из практических семинаров по дисциплине «Медиакультура», где рассмотрены вопросы взаимосвязи медиа и языка, их влияние на символический капитал с точки зрения зарубежных исследователей и качества приносимой прибыли в арт-искусство. Предложена самостоятельная работа студентов по анализу применения виртуальных цифровых технологий и авторского составления информационно-цифровых каталогов в библиотеках, Интернет-сетях и в других информационных средствах. В сложившейся современной информационной ситуации каждый пользователь в медийном пространстве выбирает важную ему информацию. Статья предназначена для теоретиков и практиков в области культурологии, политологии, языкознания и представителей публичной сферы, которых интересуют проблемы языковой культуры в информационно-цифровом пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE PUBLIC SPHERE ON THE IMPROVEMENT OF LANGUAGE CULTURE IN THE MODERN DIGITAL SPACE

The relevance of the article is due to the fact that in the modern information and digital environment, the positions of the influence of the public sphere on the improvement of the language culture of the media space are being revised. Scientists and researchers are doing a lot to ensure that, within the framework of global changes, the audience receives news verified and proven by facts.The purpose of the article is to be able to create such an information space that will modernize and develop the language culture of the public sphere. We have proposed the material of one of the practical seminars on the discipline «Media Culture», where the issues of the relationship between media and language, their impact on symbolic capital, from the point of view of foreign researchers and the quality of the profit in art art are considered. The independent work of students on the analysis of the use of virtual digital technologies of the topics of the practical seminar and the author's compilation of information and digital catalogs in libraries, Internet networks and other information media is proposed. In the current information situation, each user of the media space chooses the information that is important to him. The article is intended for theorists and practitioners in the field of cultural studies, political science, linguistics and representatives of the public sphere who want to learn how to correctly apply language culture in the information and digital space.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПУБЛИЧНОЙ СФЕРЫ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

5. Gil'meeva R.H. Sistema jetnokul'turnogo obrazovanija v mnogonacional'noj respublike Tatarstan. V sbornike: Jetnicheskaja kul'tura v sovremennom mire. Materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 100-letiju obrazovanija Chuvashskoj avtonomnoj oblasti. Redkollegija: L.P. Kurakov [i dr]. 2020. S. 1217.

6. Nacionalizm v mirovoj istorii./ Pod red. V. Tishkova, V. Shnirel'mana. Moskva: Nauka, 2007. S. 105-122.

7. Zhanar Nursultan. Issledovanie vospitanija chuvstva jetnicheskoj identichnosti i obrazovanija soznanija nacional'nogo edinstva sredi molodezhi / / Innovacii v nauke. 2021. № 6. S. 215-216 (na kitajskom).

8. Lin' Vjej, Jan Ljanshjen, Gao Licze. Gosudarstvennaja identichnost', nacional'naja identichnost' i stroitel'stvo mnogoobraznoj i edinoj kitajskoj kul'tury // Nauchnyj zhurnal «Krasnoe znamja». 2015. № 11. S. 22-24 (na kitajskom).

9. Ljuj Bin'. Issledovanie vospitanija chuvstva kitajskoj nacional'noj identichnosti v prepodavanii istorii v starshih klassah // Pedagogicheskij universitet provincii Huajbjej. 2021. 51 s. (na kitajskom).

10. Maslennikov A.A. Psihologicheskie osobennosti grazhdanskoj identichnosti studentov raznoj jetnokonfessional'noj napravlennosti // Rossijskij psihologicheskij zhurnal. 2012. № 2. S. 48-54.

11. Sarkarova N.A. Kriterii razlichenija jetnicheskoj i nacional'noj identichnosti // Manuskript. 2021. №5. S. 928932.

12. Sedova L.I. Nacional'naja identichnost': tendencii transformacii / / Gumanitarnyj vektor. 2022. № 2. S. 69-81.

13. Smit Je.D. Nacionalizm i istoriki / / Nacii i nacionalizm / pod red. B. Andersona. Moskva : Praksis, 2002. S. 236264.

14. Sjuj Fan, Lju Min'. Issledovanie putej realizacii obrazovanija jetnicheskoj identichnosti sredi molodezhi - na primere prepodavanija kitajskoj zhivopisi // Obrazovanie v provincii Hjenan' (vysshee obrazovanie). 2018. № 04. S. 37-39 (na kitajskom).

15. Trofimov A.M. Psihicheskie obrazy v strukture psihicheskih processov (Vidy i vidovye harakteristiki psihicheskih obrazov): monografija / A.M. Trofimov. 2-e izd., ster. Moskva: FLINTA, 2023. 184 s.

16. Huan Czunsjan', Tan Ran. Nacional'naja identichnost' i soznanie rodiny — Formirovanie zapadnyh nacional'nostej v istorii kitajskogo iskusstva v HH veke / / Periodicheskoe izdanie «Izobrazitel'noe iskusstvo». 2023. № 01. S. 6-16 (na kitajskom).

17. Chzhan Lu, Juj Huacjun', Li Dunshjen, Pedagogicheskoe obespechenie vospitatel'nyh vozmozhnostej discipliny «Istorija iskusstv» v uslovijah distancionnogo obuchenija // Pedagogicheskij zhurnal. 2022. Tom 12. № 5A. S. 701-708.

18. Chzhan Cziczjao. Vopros aktual'nosti teorii «mnogoobrazie v edinstve» Fjej Sjaotuna // Vestnik universiteta nacional'nostej provincii Jun'nan' (Filosofija i obshhestvennye nauki). 2019. № 2. S. 8-16 (na kitajskom).

19. Chzhjen Shjenchzhun, Dou Vjen'jan, Chzhao Chao i dr. Obsuzhdenie strategij formirovanija jetnicheskoj identichnosti v rusle kitajskoj kul'tury — na primere studentov vuzov iz chisla nacional'nyh men'shinstv Sin'czjana // Komparativistika: innovacii v kul'ture. 2018. № 2(09). S. 48-50 (na kitajskom).

УДК 316.77 EDN TGACMX

Ю.Ю. Рыбасова, Е.Е.Новгородова

ВЛИЯНИЕ ПУБЛИЧНОЙ СФЕРЫ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Актуальность статьи обусловлена тем, что в современной информационно-цифровой среде пересматриваются позиции влияния публичной сферы на совершенствование языковой культуры медийного пространства. Ученые, исследователи делают очень многое для того, чтобы в рамках глобальных перемен аудитория получала новости, проверенные и доказанные фактами. Цель статьи заключается в том, чтобы создать информационное пространство, которое будет модернизировать и развивать языковую культуру публичной сферы. Авторами предложен материал одного из практических семинаров по дисциплине «Медиакультура», где рассмотрены вопросы взаимосвязи медиа и языка, их влияние на символический капитал с точки зрения зарубежных исследователей и качества приносимой прибыли в арт-искусство. Предложена самостоятельная работа студентов по анализу применения виртуальных цифровых технологий и авторского составления информационно-цифровых каталогов в библиотеках, Интернет-сетях и в других информационных средствах. В сложившейся современной информационной ситуации каждый пользователь в медийном пространстве выбирает важную ему информацию. Статья предназначена для теоретиков и практиков в области культурологии, политологии, языкознания и представителей публичной сферы, которых интересуют проблемы языковой культуры в информационно-цифровом пространстве.

Ключные слова: медиакультура, медийное пространство, публичная сфера, виртуальные цифровые технологии, языковая культура

Для цитирования: Рыбасова Ю.Ю., Новгородова Е.Е. Влияние публичной сферы на совершенствование языковой культуры в современном цифровом пространстве // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 3. С.157-162, EDN TGACMX.

Julia Yu. Rybasova, Elena E. Novgorodova THE INFLUENCE OF THE PUBLIC SPHERE ON THE IMPROVEMENT OF LANGUAGE CULTURE IN THE MODERN DIGITAL SPACE

Abstract The relevance of the article is due to the fact that in the modern information and digital environment, the positions of the influence of the public sphere on the improvement of the language culture of the media space are being

revised. Scientists and researchers are doing a lot to ensure that, within the framework of global changes, the audience receives news verified and proven by facts.The purpose of the article is to be able to create such an information space that will modernize and develop the language culture of the public sphere. We have proposed the material of one of the practical seminars on the discipline «Media Culture», where the issues of the relationship between media and language, their impact on symbolic capital, from the point of view of foreign researchers and the quality of the profit in art art are considered. The independent work of students on the analysis of the use of virtual digital technologies of the topics of the practical seminar and the author's compilation of information and digital catalogs in libraries, Internet networks and other information media is proposed. In the current information situation, each user of the media space chooses the information that is important to him. The article is intended for theorists and practitioners in the field of cultural studies, political science, linguistics and representatives of the public sphere who want to learn how to correctly apply language culture in the information and digital space.

Keywords: media culture, media space, public sphere, virtual digital technologies, language culture

For citation: Rybasova Ju. Yu., Novgorodova E. E. The influence of the public sphere on the improvement of language culture in the modern digital space / / Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 3. C.157-162, TGACMX.

Введение

В современных условиях цифровизации вновь встает вопрос о том, насколько важно сегодня совершенствовать языковую культуру и как она может изменить проблемы, которые мешают ее продвижению в современном цифровом пространстве. Языковая культура и медиасреда приобретают глобальный характер и влияют на публичную сферу в условиях информационно-цифровой среды.

В условиях современного цифрового пространства Институт права цифровой среды НИУ ВШЭ проводил исследования в 20202022 гг. Целью явилось определение приоритетных направлений правового регулирования цифровой трансформации в Российской Федерации и внедрение в нормотворчество системы оценки гуманитарного воздействия (2022-2025). В докладах к XXIII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества были озвучены следующие тезисы. В разделе I «Приоритетные направления правового регулирования цифровой трансформации в РФ» в пункте 16 говориться о том, что правовой институт государственных (муниципальных) информационных систем должен развиваться в единой связи с другими информационными системами, в которых информация должна отвечать требованиям публичной сферы, которая создает все условия для совершенствования языковой культуры в современном цифровом пространстве. Для этого необходимо ввести в законодательство институт публичных информационных систем. Его главной функцией станет объединение общественно значимых информационных систем с единой экосистемой и усилит роль обмена информацией, где широко будут учитываться, в рамках публичной сферы социально-культурные и языковые факторы, влияющие на совершенствование цифрового

пространства культуры языка и культуры общества [11, С.18].

Материалы и методы исследования

Послужил теоретический анализ культурологических, философских, социально-политических, правовых и педагогических трудов, посвященных вопросу изучения влияния публичной сферы на совершенствование языковой культуры в современном цифровом пространстве.

Литературный обзор

В процессе изучения научной литературы по теме нашего исследования мы опирались на труды таких авторов, как С.М. Воробьев, О.В. Мельникова, П.В.Ивлев, которые в своих рассуждениях апеллируют к приоритетным направлениям правового регулирования цифровой трансформации и регламентации их в рамках системы оценок гуманитарно-языкового воздействия [4]. А.В. Лобунова в своей статье «Межкультурная коммуникация в условиях цифровизации и медиатизации» говорит о том, что особенность межкультурной языковой коммуникации в цифровом пространстве и медиатизации проявляется через виртуальное общение с помощью компьютерной среды мобильной связи, что расширяет культурные взаимоотношения между людьми разных языковых культур [6].

Результаты

Современное общество находится в таком медиапространстве, которое включает в себя новую социальную и языковую культуру человека. Феноменом современной культуры выступает диалектика информационно-цифрового пространства, где активно взаимодействуют между собой все формы общения, а личность стремится с помощью них развивать и совершенствовать свой внутренний мир. Язык - это особое средство, данное человеку от природы, которое является главным инструментом взаимодействия и взаи-

мопонимания в публичной сфере общества. Язык - это интеллектуальная деятельность, орудие размышления и движение мысли (ме-дийности). Авторы А.И. Куляпин и А.А. Чува-кин в своей статье «Филология и коммуникативные науки во встречном движении: от Бахтина до наших дней» рассуждают о творчестве М.С. Бахтина. Михаил Михайлович Бахтин в своих научных трудах раскрывает идею о множественности языка, который побуждает человека к тому, чтобы он (человек) попытался подняться над ним, но не может, так как не в состоянии это сделать. Поэтому он (человек) вынужден остаться внутри языкового пространства, так как язык - это путь к познанию, к культуре, к публичности и выразительности мыслей и идей через средства массовой информации [5].

Язык - это средство приобретения знаний, где мыслительные действия направлены на постижение истины предмета изучения, а знание - это результат выражения наших суждений, диалог событийности, духовности и нравственности. Как утверждал русский философ, культуролог и искусствовед М.М. Бахтин в своем труде «Проблемы творчества Достоевского», язык диалога - это «коренная форма личности и сути гуманитарного мышления» [1]. Расшифровывая эту мысль, важно отметить, что человек как общественно-публичное существо развивается и достигает совершенства благодаря общению с другими людьми. Автор статьи «Медиалект: язык в формате медиа» А.В. Полонский говорит о том, что язык многообразен и включен во все формы общественно-медийного пространства публичной сферы. Язык как хранитель духовной традиции в понятиях, образах и поведенческой стабильности культуры, выполняя важные связи в публичной сфере благодаря современной цифровизации, создает новые медийные траектории развития и модернизации изменений системы ценностей, представлений, точек зрений и их плюральности. Современное информационно-цифровое пространство помогает понять и применить на практике каждый фрагмент языка во всех четырех направлениях публичной сферы (общества) [7].

Публичная сфера в цифровом пространстве сегодня оказывает большое влияние. Человеку как личности приходиться много работать над своими знаниями, умениями и навыками, чтобы не выпасть из информационно-цифровой среды. Н.С. Болотнова, автор и исследователь данного вопроса, в своей научной

статье рассуждает о публичной языковой личности и дает такие характеристики, как общественная и коммуникативная активность, узнаваемость, авторитетность в публичной сфере, культурная осведомленность и влияние на публичное сознание. Ученый говорит, что речевое поведение современного человека как носителя культурной информации совместно с общей и речевой культурой, с определенными формами и условиями общения влияет на аудиторию [2].

Современные медийные средства усиливают динамику суждений дискуссий, диалогов в рамках публично обсуждаемых тем, которые по содержанию разнятся, и поэтому важно и необходимо находить правильную информацию, которая бы не вводила в заблуждение. Публичная сфера предоставляет защитную функцию в виде нормотворческих материалов и способствует тому, чтобы языковая культура не стала массовой и фейковой.

В настоящее время имеет место быть распространение фейковой информации, которая пагубно может повлиять на языковую культуру в рамках публичной сферы и помешать современному информационно-цифровому пространству. В виде предупреждения могут выступить нормотворческие материалы.

Статья 15.4 «Порядок ограничения доступа к информационному ресурсу организатора распространения информации по сети «Интернет» Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149 - ФЗ, где говорится о том, что распространение такой информации запрещено, в том числе и в Интернет [9].

Один из самых лучших способов предотвращения вмешательства фейковых новостей в языковую культуру публичной сферы - это наполнить информационно-публичное пространство правильно выверенными информационными данными. Этому поспособствуют следующие пути:

1. Традиционно, с помощью средств массовой информации умело распространить официальные пресс - релизы.

2. Уметь правильно и согласованно создать организационную среду с важными публичными людьми, которые смогут помочь не дать ходу фейковой информации.

Такую работу можно провести следующим образом:

- социальные сети должны быть наполнены подтвержденной теорией и практикой информацией;

- подавать информацию, при этом не принижая достоинства языковой культуры через медийные учетные записи;

- информация также может поступать через крупные неофициальные социальные группы, которые пользуются доверием в сфере публичных отношений.

Примером тому могут стать партнерские связи и этому должны поспособствовать цифровая информационно-культурная политика, которая проявляет интерес в качестве совершенствования и развития языковой культуры в современном цифровом пространстве.

Публичная сфера как среда совершенствования языковой культуры продвигает себя через цифровые формы медийного пространства. Цифровизацию можно понимать как ин-тернетно-локальную территорию, на которой происходит процесс модернизации языковой культуры.

Обсуждение

В рамках изучения курса «Медиакультура» по теме «Медиакультура как тип культуры информационного общества» со студентами мы рассуждаем о том, насколько важно сегодня говорить о диалоге культуры языка и медиа, языке культуры в символах и медийно-сти и в чем их особенность, социально-культурном капитале и языковом богатстве.

Во время занятия мы применяем цифровую технологию виртуальной реальности, с помощью которой студенты составляют поисково-аналитическую дорожную карту [3]. В нее они включают следующие маршруты с такими остановками, как понятие информационного общества, информации, массовой культуры; публичность языка культуры и его особенности; культурная типология с точки зрения М. Маклюэна и М. Кастельса; медиа-культура современного общества в воззрениях Ж. Бодрийяра и П.Вирильо; медиакультуры и символического капитала П. Бурдье.

Остановимся на размышлениях П. Бурдье о медиакультуре в рамках применения символического капитала, когда культура языка получила способность приносить прибыль в виде символов тому человеку, который ее воспроизводит. Так с точки зрения французского социолога, философа и поэта Ж. Бод-рийяря, наше настоящее не имеет расслоения и расширения границ «символического обмена» и тотального символического производства брендов, образов, статусов, имиджей, в

которых заложено условная ценность, заданная культурой языка [10]. В связи с этим обменной территорией выступают такие публичные сферы, как город, регион, образовательное учреждение. Здесь культура языка проявляет себя в арт-проектах, архитектуре, музеях праздника, фестивалях и становится главным медийным источником совершенствования публичной сферы через информационно-цифровое пространство. В данном случае культура понимается как идейное направление применения символического обмена, так как она есть источник инновационной мысли, дающая путь развития публичной сфере и человеку, живущему в нем.

Далее студенты начинают поиск виртуальных зарисовок символических продуктов. Прежде необходимо отметить, что на данной остановке П. Бурдье, выступает проводником медиакультуры и символического капитала. Символический капитал - это известное или значимое место, которое приносит прибыль. Если переложить на культуру языка, то какой-нибудь продукт арт-искусства позволит символическому капиталу стать конвертируемым, получить признание публики и принести доход. Студенты составляют небольшие сценарные записки, в которых предлагают свою продукцию арт-искусства, например, в виде проведения художественных галерей, театральных ярмарочных постановок, экскурсий по историческим местам города, национальных праздников. Результатом такой работы становится написание интернетных заметок в электронный журнал «Арт - искусство».

В виде примеров символического капитала мы приводим культурно-художественные достопримечательности столицы Республики Татарстан Казани. Территория Кремля - это историческая часть, которая раскроет нам особенности быта людей, проживавших здесь. Архитектурные здания и постройки расскажут о тех великих людях, которые помогали сохранять историю и расширять границы Казани. Символ Казани - башня Сююмбике - будет повествовать о публично-политических отношениях Московии и Казанского ханства. Посещение Благовещенского собора, мечети Кул Шариф и Богородицкого монастыря позволит напомнить не только о многоконфес-сиональности нашей столицы, но и культуре языков народов, проживающих на земле Республики Татарстан.

Площадка нашего города принимает разные формы проведения мероприятий. Это

тоже может подтвердить прибыльную часть символического капитала. Габлулла Тукай -татарский поэт, проживший всего 26 лет, оставил в наследие самый сильный символический капитал - язык татарского народа в стихах, поэмах, песнях. Его по праву называют «татарским Пушкиным». Героическая деятельность Мусы Джалиля и его главный труд «Моабитская тетрадь», особенная составляющая символического капитала - героизм и патриотизм.

Демонстрацией символического капитала являются площадки проведения фестивалей, например, «Аксенов-фест», фестиваль, посвященный русскому писателю, драматургу, сценаристу, переводчику. Это праздничное действо проходит с 20 по 23 сентября каждого года, где продуктами художественной культуры символического капитала выступают праздник, посвященный творчеству писателя, открытые фотовыставки. Так, например, в 2023 году выставка проходила под названием «Редкий кадр». В последующих дня было представлено творчество молодых современных писателей, репортеров. Итогом обычно становится музыкально-джазовый концерт.

Особенным продуктом символического капитала является Международный оперный фестиваль имени Ф.М. Шаляпина и Международный форум Kazan Digital Week.

Если обратить внимание на последний предложенный продукт - Международный форум Kazan Digital Week, то его особенность в том, что на площадке, где он проходит, очень многое приносит прибыль во все сферы общества, и публичную в том числе.

Формат Международного форума Kazan Digital Week, который проводит организационно-подготовительную работу для решения вопросов глобального характера всех сфер общества, выбирает разные технологии цифрового пространства, прорабатывая актуальные вопросы по продвижению продуктов разных отраслей, которые должны быть на-

ционализированы и стать взаимозаменяемыми и высокотехнологичными в современных условиях информационно-цифрового пространства.

Хранилищем этого символического капитала станет медиатека, которую студенты сами создадут. Теоретик современности, испанский социолог, постмарксист Мануэль Кас-тельс утверждал, что, живя в современном информационном обществе, важно умело пользоваться средствами массой информации, особенно цифровизацией (аудивизуали-зацией), которые совершенствуют языковую культуру и создают хорошую почву для развития информационно-цифрового пространства публичной сферы [8].

Заключение

Анализ изучения и исследования проблемы влияния публичной сферы на совершенствование языковой культуры в современном цифровом пространстве заключается в том, что информационно-цифровые технологии набирают оборот качественного развития и совершенствования реализации информации и ее языковой базы для улучшения и продвижения качественных продуктов культуры языка, и повышения качества для публичной сферы получения правильной информации.

В сложившейся современной информационной ситуации каждый пользователь в медийном пространстве выбирает важную ему информацию. Это зависит от того, какое образование он имеет и как применяет на практике. Однако в век виртуальных технологий важно не потерять языковую культуру, в которой заключены общечеловеческие и общекультурные нормы и ценности.

Для этого публичная сфера должна от лица государства и других социальных институтов предлагать разнообразие программ, способствующих созданию таких художественно-творческих продуктов, продвижение которых сыграет большую роль в совершенствовании современного цифрового пространства.

Литература

1. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского // Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. Москва: Русские словари, 2000. Т. 2. С. 7-175, 428-543.

2. Болотнова Н.С. Публичная языковая личность и медиасреда: проблема речевого воздействия // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 9 (162). С. 42-48.

3. Боровая А.Б. Цифровые технологии в развитии языка и культуры в современной России // Коммуникология: электронный научный журнал. 2020. Т.5. № 3. С. 78-82.

4. Воробьев С.М. Цифровая трансформация современного российского государства: актуальные вопросы правовой регламентации/С.М. Воробьев, О.В. Мельникова, П.В. Ивлев // Пенитенциарная наука. 2022. №1(57). С. 8-18.

5. ^ляпин A.И., Чувакин A.A. Филология и коммуникативные науки во встречном движении: от Бахтина до наших дней / / Филология и человек. 2013. № 2. С. 1-16.

6. Лобунова АВ. Mежкультурная коммуникация в условиях цифровизации и медиатизациим // ^ммуни-кология:электронный журнал. Т.5. № 2. 2020. С.33-37.

7. Полонский A^. «Mедиалект: язык в формате медиа» // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2018. Т. 37. № 2. С.1-11.

8. Сергина H.E. Понятие сетевого общества M. ^стельса // Вестник Mайкопского государственного технологического университета. 2019. № 2 (41). С. 161-168.

9. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (последняя редакция) -https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения 01.04.2024).

10. Федотова H.T. Роль медиакоммуникаций в формировании символического капитала места // Mеждународный журнал исследований культуры. 2017. № 2(27). С. 65-69.

11. Якушев M^., Журавлёв M.C, Ибрагимов Р.С., Mайоров АВ. Приоритетные направления правового регулирования цифровой трансформации в Российской Федерации. Внедрение в нормотворчество системы оценки гуманитарного воздействия (2022-2025 годы): докл. к XXIII Ясинской Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Mосква, 2022 г. I M^. Якушев (рук. авт. кол.), M.C Журавлёв, Р.С. Ибрагимов, АВ. Mайоров; ^ц. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Mосква: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. 69 с.

References

1. Bahtin M.M. Problemy tvorchestva Dostoevskogo // Bahtin M.M. Sobr. soch.: V 7 t. Moskva: Russkie slovari, 2000. T. 2. S. 7-175, 428-543.

2. Bolotnova N.S. Publichnaja jazykovaja lichnost' i mediasreda: problema rechevogo vozdejstvija // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2015. № 9 (162). S. 42-48.

3. Borovaja A.B. Cifrovye tehnologii v razvitii jazyka i kul'tury v sovremennoj Rossii // Kommunikologija: jelektronnyj nauchnyj zhurnal. 2020. T.5. № 3. S. 78-82.

4. Vorob'ev S.M. Cifrovaja transformacija sovremennogo rossijskogo gosudarstva: aktual'nye voprosy pravovoj reglamentacii/S.M. Vorob'ev, O.V. Mel'nikova, P.V. Ivlev / / Penitenciarnaja nauka. 2022. №1(57). S. 8-18.

5.Kuljapin A.I., Chuvakin A.A. Filologija i kommunikativnye nauki vo vstrechnom dvizhenii: ot Bahtina do nashih dnej // Filologija i chelovek. 2013. № 2. S. 1-16.

6. Lobunova A.V. Mezhkul'turnaja kommunikacija v uslovijah cifrovizacii i mediatizaciim // Kommunikologija:jelektronnyj zhurnal. T.5. № 2. 2020. S.33-37.

7. Polonskij A.V. «Medialekt: jazyk v formate media» // Voprosy zhurnalistiki, pedagogiki, jazykoznanija. 2018. T. 37. № 2. S.1-11.

8. Sergina N.E. Ponjatie setevogo obshhestva M. Kastel'sa // Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2019. № 2 (41). S. 161-168.

9. Federal'nyj zakon «Ob informacii, informacionnyh tehnologijah i o zashhite informacii» ot 27.07.2006 № 149-FZ (poslednjaja redakcija) -https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (data obrashhenija 01.04.2024).

10. Fedotova N.G. Rol' mediakommunikacij v formirovanii simvolicheskogo kapitala mesta // Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul'tury. 2017. № 2(27). S. 65-69.

11. Jakushev M.V., Zhuravljov M.S., Ibragimov R.S., Majorov A.V. Prioritetnye napravlenija pravovogo regulirovanija cifrovoj transformacii v Rossijskoj Federacii. Vnedrenie v normotvorchestvo sistemy ocenki gumanitarnogo vozdejstvija (2022-2025 gody): dokl. k XXIII Jasinskoj (Aprel'skoj) mezhdunar. nauch. konf. po problemam razvitija jekonomiki i obshhestva, Moskva, 2022 g. / M.V. Jakushev (ruk. avt. kol.), M.S. Zhuravljov, R.S. Ibragimov, A.V. Majorov; Nac. issled. un-t «Vysshaja shkola jekonomiki». Moskva: Izd. dom Vysshej shkoly jekonomiki, 2022. 69 s.

УДК 372.881.111 EDN UWKHIG

И. Г. Кондратьева, А. В. Фахрутдинова

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Развитие современных информационно-коммуникационных технологий обучения приводит к одновременной трансформации не только форм, но и содержания учебного материала, и интенсификации образования в высшей школе. Данная работа посвящена месту и роли деятельностного подхода при организации речевого взаимодействия обучающихся в процессе изучения иностранного языка в вузах. Развитию иноязычной коммуникации способствует мотивированное использование иноязычной речи в ситуациях профессионального общения; организованная предметно-ориентированная деятельность студентов на коммуникативной основе. Положительная динамика показателей развития иноязычной речевой деятельности студентов проведенного в рамках исследования подтвердила правомочность выдвинутых положений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.