психология личности
Федотова Е.М.
влияние психодинамических свойств личности преподавателей высшей школы на развитие их конфликтологической культуры
Конфликт является объективной закономерностью функционирования любой профессиональной среды. Показателями конфликтов высшей школы выступают высокий уровень напряженности труда преподавателя, устойчивый характер межличностных конфликтов типа «преподаватель-преподаватель», «преподаватель-студент», повышенный эмоциональный фон профессионального взаимодействия, стрессонасыщенность преподавательской деятельности, оценивание результатов деятельности и высокий уровень социальных контактов.
Поскольку главными действующими лицами, субъектами конфликтного противоборства являются люди с их специфическими внутренними условиями, интересами, установками, направленностью активности, нормами регуляции поведения и деятельности, поэтому влияние личностного фактора на конфликтное поведение признается в настоящее время многими исследователями (А.Я. Анцупов, В.В. Бойко, Н.В. Гришина, А.С.Гусева, В.Н.Князев, А.Г.Ковалев, Б.В. Коваленко, В.С. Мерлин, Т. С. Сулимова и др.)
Анализ психолого-педагогической литературы, а также результаты наших исследований выявили, что возникновение конфликтов обусловлено проявлением индивидуально-психологических особенностей личности преподавателей. Структуру психодинамических свойств индивида составляют темперамент, сенситивность, характер, эмоциональный интеллект, направленность личности и способности.
Темперамент является свойством личности, которое формируется через личный опыт человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной степени определяет стиль его деятельности. Сочетание свойств нервной системы - силы, уравновешенности и подвижности - позволили выделить четыре основных типа темперамента: меланхолик, сангвиник, флегматик, холерик.
Понятие сензитивности также выступает качеством индивида. Оно выражается в чрезмерной чувствительности, легкой ранимости, склонности к 98
сомнению и значительному переживанию. Уровень сензитивности личности определяется силой влияния внешних факторов.
эмоциональный интеллект признается важным качеством для преподавателей, обеспечивая низкую конфликтность, возможность понимать эмоции других людей, управлять отношениями и устранять конфликты. Более подробно вопрос влияния эмоционального интеллекта и характера на конфликты рассматривался нами в указанных статьях библиографического списка.[2,5] .
Осознание и понимание значимости перечисленных выше личностных качеств важно для их целенаправленного развития. Данная тенденция характеризуется тем, что на первый план выходят особенности личности конфликтующих и возможности снижения конфликтности в образовательном учреждении высшей школы посредством понимания, регулирования и саморегулирования внутренних личностных факторов.
нами был проведен констатирующий эксперимент для изучения индивидуально-психологических особенностей личности преподавателей высшей школы и проверки предположения о влиянии этих особенностей на конфликтологическую культуру преподавателя вуза. к исследованию с использованием диагностики Б.н. Смирнова «Психологическая характеристика темперамента» были привлечены преподаватели нескольких вузов нижнего новгорода. Общая численность испытуемых составила 60 человек: 30 мужчин и 30 женщин в возрасте 23-80 лет.
Данная методика выявляет показатели по основным свойствам темперамента: экстраверсия-интроверсия, ригидность-пластичность, темп реакции (быстрый - медленный), активность ( высокая- низкая).
Таблица 1
результаты корреляционного анализа связей показателей дисгармонии межличностных отношений с психодинамическими свойствами личности преподавателей (п=60)
Психодинамические свойства экстраверсия ригидность эмоциональная возбудимость Темп реакции Активность
напряженно сть -0,07 0,06 -0,00 0,11 0,06
Отчужденность 0,02 -0,02 -0,16 0,10 0,01
конфликтность -0,02 -0,11 -0,25* 0,08 0,03
Агрессия -0,04 -0,01 -0,06 0,08 0,06
Примечание * - p<0,05
как видно из табл.1 статистически достоверная обратная взаимосвязь имеется только между показателями «конфликтность» и «эмоциональная
возбудимость» (г=-0,25, р<0,05). В связи с тем, что показатели «конфликтности» у преподавателей в среднем ниже средненормативных, и говорить о высокой конфликтности не приходится, то вернее будет утверждение: чем выше эмоциональная возбудимость преподавателя, тем ниже уровень его конфликтности. Обратная связь между этими показателями объясняется тем, что в тесте Смирнова Б.Н. понятие «эмоциональная возбудимость» описывается как уязвимость, деликатность, восприимчивость к отрицательным сигналам из вне, стыдливость, неуверенность, боязливость, напряженность эмоций. В то время как низкая конфликтность характеризуется как компромиссное поведение, несдержанность в проявлении дружелюбия, нерешительность и избегание конфронтации между людьми по причине быть отвергнутым.
Таблица 2
Результаты корреляционной связи эмоциональной возбудимости преподавателей с другими психодинамическими свойствами преподавателей (п=60)
Психодинамические свойства Экстраверсия Ригидность Темп реакции Активность
Эмоциональная возбудимость 0,062 0.277* 0,084 0,008
Уровень статистической значимости - p<0,05 - -
В табл.2 представлена достоверная прямая связь между эмоциональной возбудимостью и ригидностью; ригидность является свойством характера человека, которое проявляется в прочном сохранении и стойкости какого-либо психоэмоционального состояния или сознательной установки. Такая личность малоизменчива в своих привычках, эмоционально впечатлительна, склонна к упорству и отстаиванию своих взглядов и принципов.
Однако интерес представляет, как взаимосвязана эмоциональная возбудимость с другими психодинамическими свойствами в выборках «мужчин-преподавателей» и «женщин- преподавателей».
Анализ данных, представленных в табл.3, показывает, что эмоциональная возбудимость у мужчин и женщин преподавателей связаны с различными психодинамическими свойствами. У женщин - это ригидность, а у мужчин -экстраверсия и темп реакции. Всё это позволяет предположить, что низкая конфликтность у мужчин и женщин преподавателей обусловлена разными индивидуально-динамическими особенностями.
Таблица 3
Результаты корреляционной связи эмоциональной возбудимости преподавателей с другими психодинамическими свойствами мужчин-преподавателей(п=30) и женщин преподавателей (п=30)
Психодинамические свойства Экстраверсия Ригидность Темп реакции Активность
Эмоциональная возбудимость 0,33 -0,23 0,07 -0,508 0,35 -0,11 0,01 0,03
Уровень статистической начимости р<0,05 - - р<0,01 р<0,05 - - -
В процессе корреляционного анализа табл.4 нами была выявлена статистически достоверная обратная связь между фактором эмоционального интеллекта «распознание эмоций других» и психодинамическим свойством «активность». При изучении характера данной связи у мужчин-преподавателей и женщин - преподавателей было обнаружено, что этот вид связи имеет более выраженный характер у женщин-преподавателей (г=-0,364, р<0,01) нежели у мужчин-преподавателей (г=-0,234, р<0,1).Приведенные данные свидетельствуют о невысокой чувствительности женщин-преподавателей с активной психикой к различению эмоциональных состояний других людей.
Таблица 4
результаты корреляционного анализа связей факторов эмоционального интеллекта с психодинамическими свойствами личности преподавателей ( п=60)
Психодинамические свойства Экстраверсия Ригидность Эмоциональная возбудимость Темп реакции Активность
Эмоциональная осведомленность 0,038 0,08 -0,0366 -0.109 -0,11
Управление эмоциями -0,079 -0,149 -0,00 0,160 -0,11
Самомотив ация -0,112 -0,09 -0,124 0,022 0,00
Эмпатия -0,237 -0,033 -0,141 0,034 -0,216
Распознание эмоций других 0,166 -0,086 -0,065 -0.176 -0,305*
Примечание * - р<0,05
Преподаватель высшей школы - главная фигура образовательного процесса и его профессиональная деятельность направлена на обучение, воспитание и развитие личности человека, как активного субъекта общества. Однако
101
подавляющее число преподавателей, особенно технических вузов, не имеют соответствующую психолого-педагогическую подготовку. Это их же выпускники, не изучающие в достаточной мере психолого-педагогические дисциплины. нет достойных знаний психологии и педагогики и у специалистов с производства, приглашаемых в вуз на педагогическую работу.
Очевидно, что успешное решение задач, направленных на урегулирование и преодоление конфликтов в рамках высшей школы, в значительной мере, зависит от разработки и внедрения специальной программы, ориентированной на конфликтологическую подготовку преподавателей. Главную роль могут сыграть организация и систематическое проведение специальных психологических курсов и семинаров, целью которых является повышение профессиональной и конфликтологической компетентности преподавателей.
литература
1. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 752 с.
2. Кручинин, В. А. Межличностные конфликты преподавателей высшей школы / В. А. Кручинин, Е. М. Федотова // Гуманизация образования. - 2015. -№ 6. - С. 26-30.
3. Практическая психология для преподавателей. - Москва : Филинъ, 1997. - 388 с.
4. Симонов, П. В. Темперамент. Характер. Личность / П. В. Симонов, П. М. Ершов. - Москва : Наука, 1984. - 163 с.
5. Федотова, Е. М. Особенности эмоционального интеллекта преподавателя высшей школы / Е. М. Федотова // Приволжский научный журнал / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Нижний Новгород, 2015. - № 4. - С. 189-193.
Тягунова Е.А.
опыт эмпирического исследования лидерской мотивации студентов вуза
Для выявления содержательного наполнения лидерской мотивации у студентов вуза нами была применена процедура корреляционного анализа, проведенная между двумя группами данных, соответствующих показателям социометрического статуса в группе и развитию мотивов личности студентов, образовавших выборку испытуемых. Полученные результаты статистической обработки позволили установить, что в состав лидерской мотивации входят 102