Научная статья на тему 'Полодиморфические особенности в структурах нервной системы и темперамента'

Полодиморфические особенности в структурах нервной системы и темперамента Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
415
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полодиморфические особенности в структурах нервной системы и темперамента»

уже позиция многих. Общество не может договориться о единодушии стандартов поведения, языка, образа действий.

Ценности в значительной мере определяют жизненные стили, выбираемые личностью. Их также можно отнести к сфере частной жизни человека. У. Груен говорит о том, что для разных групп людей существуют специфические «карманные» ценности. Предполагается, что в будущем люди будут делать выбор ценностей иначе, чем нынешнее поколение. Стиль жизни включает целый ряд компонентов: место проживания, место досуга, образование, манеры, одежду, занятия, мебель, тип поведения, тезаурус (вплоть до жаргона), психологическую дистанцию, религиозные предпочтения.

При рассмотрении частной сферы человека исследователь сталкивается с широким кругом теоретических, методологических и методических проблем, без осмысления которых невозможно продвижение к пониманию ее специфики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бубер Мартин. Два образа веры. М., 1995.

2. Лэйнг Р.Д. «Я» и Другие / Перевод с англ. Е. Загородной. - М: Независимая фирма «Класс», 2002. - 192 с.

3. Человек в кругу семьи / Под ред. Ю.Л. Бессмертного. - М., 1996.

4. Тоффлер Э. Футурошок. - СПб.: Лань, 1997. - С. 343

А.Ф. Иорданов ПОЛОДИМОРФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В СТРУКТУРАХ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ТЕМПЕРАМЕНТА

В настоящее время в научном сообществе психологов мало кто сомневается в том, что половые различия в сфере психики во многом обусловлены особенностями социально-культурных воздействий. Однако признание указанных средовых факторов доминантными в генезисе половых различий вытеснило, на наш взгляд не вполне обоснованно, на периферию концепции, разрабатываемые в контексте биологически ориентированных подходов. Между тем ряд экспериментальных данных, полученных в последние годы, свидетельствует о значимости базальных природных факторов в формировании гендерных ролей и моделей поведения [3].

Предметом нашего исследования были проявления полового диморфизма в свойствах нервной системы, относящихся к уровню «человек - организм», и в свойствах темперамента (уровень «человек - индивид») в юношеском возрасте, поскольку нервная система и темперамент являются наиболее биологически обусловленными и наиболее устойчивыми индивидуально-психологическими характеристиками человека.

При анализе половых различий мы оперировали двумя характеристиками -разностью средних значений показателей свойств нервной системы и темперамента и плотностью корреляционных зависимостей в структурах нейро и психодинамики. Исследование проводилось в Пятигорском государственном лингвистическом университете, респондентами выступили студенты 1 курса в количестве 70 человек (40 девушек и 30 юношей).

Диагностика свойств нервной системы проводилась по опросникам Я. Стре-ляу, А.И. Щебетенко (ОС НДУ ИИ); свойств темперамента - по опросникам А.И. Щебетенко (ОС ПДУ ИИ), В.М. Русалова (ОСТ) и Г. Айзенка (ЕР1).

Совокупный перечень используемых в исследовании показателей:

1) сила процесса возбуждения, 2) сила процесса торможения, 3) подвижность нервных процессов, 4) уравновешенность нервных процессов (по опроснику Я. Стреляу), 5) сила процесса возбуждения, 6) чувствительность (характеристика нервной системы со стороны нижних порогов), 7) сила процесса торможения, 8) подвижность нервных процессов, 9) преобладание второй сигнальной системы, 10) уравновешенность нервных процессов (по опроснику А.И. Щебетенко); 11) предметная эргичность, 12) социальная эргичность, 13) пластичность, 14) социальная пластичность, 15) темп, 16) социальный темп, 17) эмоциональность,18) социальная эмоциональность (по опроснику В.М.Русалова), 19) сензитивность, 20) эмоциональная возбудимость, 21) тревожность, 22) темп реакции (психический темп), 23) активность, 24) реактивность, 25) соотношение реактивности и активности, 26) резистентность, 27) интроверсия как субъективация, 28) психодинамическая общительность, 29) ригидность (по опроснику А.И.Щебетенко), 30) экстраверсия - интроверсия, 31) нейротизм (по методике Г.Айзенка).

После нормализации полученных значений показателей были вычислены средние величины (М) и средние ошибки (+т) в группах испытуемых. На следующем этапе производилась оценка достоверности различий по 1-критерию Стьюдента между показателями юношей и девушек на двух исследуемых уровнях. Полученные данные представлены в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Среднеарифметические межгрупповые различия испытуемых по нормированным

значениям показателейнейродинамического уровня

№ Показатели свойств Юноши Девушки Достоверность

X X 1 р

1 Сила процесса возбуждения 49,067 53,633 3,29 0,003

2 Сила процессов торможения 54,267 58,0 0,94 0,357

3 Подвижность нервных процессов 50,667 58,9 2,71 0,011

4 Уравновешенность 0,93 0,972 0,55 0,583

5 Сила процессов возбуждения 0,347 0,396 1,19 0,243

6 Чувствительность 0,445 0,535 1,63 0,113

7 Сила процессов торможения 0,481 0,478 0,02 0,984

8 Подвижность нервных процессов 0,394 0,504 2,69 0,012

9 Преобладание 2-й сигнальной системы 0,309 0,308 0,03 0,975

10 Уравновешенность 0,417 0,457 1,42 0,167

Анализ табл. 1 позволяет выявить достоверные различия между юношами и девушками по трем показателям, характеризующим свойства нервной системы, а именно: по силе процесса возбуждения, подвижности нервных процессов (опросник Я.Стреляу), подвижности нервных процессов (опросник А.И. Щебетенко). Причем степень проявления указанных физиологических характеристик, выраженная в условных единицах, у девушек значительно больше, чем у юношей. Следовательно, в юношеском возрасте женский организм отличается большей силой возбудительного процесса, что проявляется в более высоком уровне работоспособности (в физиологическом смысле). Однако роль этого свойства нервной системы, влияющего на работоспособность, отнюдь не однозначна. Она изменяется в зависимости от характера деятельности. Так, по данным В.И. Рождественской, в условиях монотонной деятельности индивиды со слабой нервной системой способны демонстрировать в среднем достаточно высокую эффективность [2]. Всякий же учебный процесс содержит элементы монотонности, а часто является полностью монотонным (например, изучение грамматического аспекта). Поэтому есть все основания предполагать,

что в лингвистическом вузе при изучении иностранных языков студенты обоих полов, несмотря на различия в выраженности показателя силы возбуждения, существенно не отличаются друг от друга по степени продуктивности усвоения учебного материала. Тем не менее от силы процесса возбуждения зависит, насколько быстро и в чем проявляется утомление, какие способы помогают человеку бороться с утомлением, какой режим работы для него наиболее благоприятен. Словом, приблизительно равная результативность мужчин и женщин в условиях монотонной работы обеспечивается, видимо, при помощи определенных различий в организации этой деятельности.

Что касается симптомокомплекса проявлений подвижности нервных процессов, то девушки быстрее реагируют на все новое в окружающей обстановке, легче вырабатывают и изменяют жизненные стереотипы (например, привычки, навыки), быстрее переходят от одного состояния к другому. Такая же тенденция прослеживается у женщин в отношении протекания эмоций и чувств, яркости их выражения. В совокупности все эти темповые особенности, очевидно, обеспечивают женскому полу лучшую приспособляемость к изменяющейся внешней среде по сравнению с мужчинами, у которых скорость и легкость смены нервных процессов значительно меньшие.

Остальные показатели свойств нейродинамического уровня, то есть: сила торможения, уравновешенность-неуравновешенность нервных процессов, чувствительность со стороны нижних порогов, преобладание 2-ой сигнальной системы - у юношей и девушек статистически значимо не различается.

По другим данным существует представление о большем развитии тормозного процесса у девочек, чем у мальчиков [1]. Однако в студенческом возрасте указанное различие сглаживается. У юношей происходит увеличение возможностей нервной системы за счет роста тормозного процесса, усиления его регулирующей роли в различных проявлениях, прежде всего в способности управлять своим поведением.

Интересно также отметить тот факт, что у студентов лингвистического вуза вне зависимости от пола преобладает художественный (по И.П. Павлову) тип высшей нервной деятельности, для которого характерны "картинность" в речи и образно-эмоциональное мышление, основанное на развитом воображении. Обычно люди такого склада предпочитают заниматься гуманитарными науками, в частности, изучать культуру других народов, выраженную в языке и литературном творчестве. А умение оценивать достоинства художественного произведения - это способность эстетически осваивать изображаемую действительность. Кажется вполне корректным предположение о влиянии специального типа нервной системы на успешность овладения определенными учебными дисциплинами.

Итак, полученные результаты, с одной стороны, свидетельствуют об отсутствии статистически значимых различий между группами испытуемых по силе торможения, уравновешенности, чувствительности, специальному типу нервной системы. С другой стороны, в нейродинамических структурах нервной системы обнаруживаются отчетливые половые различия по силе возбуждения и подвижности нервных процессов.

На психодинамическом уровне, по данным табл.2, несмотря на большую выраженность средних величин у девушек, чем у юношей, ни по одной из 8 шкал опросника структуры темперамента В.М. Русалова различия между полами не достигают статистически значимого уровня.

Несколько иную картину дает проверка достоверности различий между показателями формально-динамических свойств по ОС ПДУ ИИ А.И. Щебетенко, основанному на концепции темперамента, разработанной В.С. Мерлиным. Фактор поло-

вого диморфизма отчетливо себя проявил при р < 0,05 по эмоциональной возбудимости (пок. 20), по активности волевой целенаправленной деятельности (пок. 23) и по психодинамической общительности (пок. 28). Указанные характеристики темперамента оказались более выраженными в женской выборке.

Таблица 2.

Среднеарифметические межгрупповые различия испытуемых по нормированным ______________значениям показателей психодинамического уровня_______________

№ Показатели свойств Юноши Девушки Достоверность

X X 1 р

11 Предметная эргичность 4,533 5,933 1,8 0,082

12 Социальная эргичность 7,733 8,633 1,37 0,181

13 Пластичность 5 133 6,3 1,73 0,094

14 Социальная пластичность 5,767 5,967 0,25 0,804

15 Темп 7,533 7,767 0,29 0,771

16 Социальный темп 6,9 7,733 1,35 0,185

17 Эмоциональность 5,8 7,133 1,81 0,08

18 Социальная эмоциональность 7,233 7,767 0,73 0,471

19 Сензитивность 0,456 0,54 1,35 0,189

20 Эмоциональная возбудимость 0,472 0,579 2,12 0,043

21 Тревожность 0,461 0,454 0,14 0,887

22 Темп реакции 0,448 0,539 1,45 0,159

23 Активность 0,434 0,574 2,64 0,013

24 Реактивность 0,394 0,421 0,56 0,581

25 Соотношение реактивности и активности 0,433 0,448 0,25 0,8

26 Резистентность 0,361 0,416 1,73 0,095

27 Интроверсия как субъективация 0,439 0,46 0,59 0,557

28 Психодинамическая общительность 0,414 0,585 2,44 0,021

29 Ригидность 0,38 0,387 0,15 0,885

30 Экстраверсирсия-интроверсия 12,533 14,3 1,49 0,147

31 Нейротизм 14,433 15,667 1,137 0,265

Так, сравнение полов по эмоциональной возбудимости подтвердило традиционный стереотип массового сознания о более высокой эмоциональной чувствительности, впечатлительности женщин. Для возникновения эмоций у представительниц женского пола достаточно довольно слабого воздействия, и скорость образования эмоциональной реакции у них гораздо выше, чем у мужчин. Последние менее эмоционально чувствительны за счет большей биологической предрасположенности к терпимости по отношению к болевым раздражителям в состоянии аффекта; меньшей чувствительности к страху, неизвестности; слабого проявления эмоциональной реакции в ответ на угрозу и т.д. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у женщин значительно весомее роль эмоционального регулирования поведения в разных видах деятельности по сравнению с мужчинами.

Нуждается в некоторой корректировке существующий в психологической литературе стереотип о большей активности мужчин. Одной из форм психологических проявлений общей активности является активность волевой целенаправленной деятельности, которая, по результатам нашего исследования, в студенческом социуме на начальном этапе обучения оказалась более выраженной у девушек.

Тем самым девушки в большей степени, чем юноши, для самоутверждения и самореализации в интеллектуальной, в двигательной (в том числе речедвигательной) и в социальной (общение) сферах опираются на энергию воли. Волевая регуляция не отделима от сознательного, целенаправленного поведения, поэтому сту-

дентки в целом чаще проявляет такие качества, как организованность, дисциплинированность, прилежание и настойчивость в достижении целей. Как следствие, они активнее в учебной деятельности, так как успешность усвоения учебных дисциплин, возможность реализовать свои способности для них на первом курсе в большей мере, чем для юношей, связаны именно с проявлением упорства и воли, особенно при освоении низкостимульного монотонного материала (например, выполнение важных и обязательных, но подчас не интересных упражнений). Юношам, возможно, психологически труднее смириться со сравнительно долгим ожиданием результатов прилагаемых усилий, что приводит к снижению волевой активности в длительной работе.

С учетом половой принадлежности характеризуется специфическими особенностями также проявление психодинамической общительности. Гаррулитарность, в отличие от общительности как свойстве личности, регулирует динамику коммуникативной активности - частоту установления социальных контактов, широту круга общения и т.д. Мера взаимодействия с другими людьми с точки зрения ее динамической напряженности оказалась более выраженной у девушек. Это косвенное подтверждение того, что для них межличностные отношения субъективно значимее, чем для юношей. Расширение границ круга общения при одновременной интенсификации в таких важных точках жизненного пути, как поступление и учеба в вузе, является, видимо, в большей степени "женским" адаптивным механизмом, позволяющим в новых условиях проявить себя, утвердиться в коллективе. Однако сама по себе интенсивность общения не может всегда рассматриваться в качестве фактора продуктивности, например, делового взаимодействия, которое даже при интенсивном характере социальных контактов порой оказывается безрезультатным.

Что касается юношей, то пониженная коммуникативная активность частично объясняется их ориентированностью на реализацию собственной индивидуальности через автономность, независимость в общении. Они, в отличие от девушек, не столь чувствительны в этом возрасте к психологическим реакциям на себя со стороны окружения, меньше нуждаются для сохранения эмоциональной стабильности во внешней обратной связи, во внешних стимулах (сочувствии, одобрении, поддержке и т.д.).

Различия между полами по показателям сензитивности, психодинамической тревожности, психического темпа, реактивности, соотношения реактивности и активности, резистентности, интроверсии как субъективации, ригидности, экстра-интроверсии по Г.Айзенку, нейротизму по Г.Айзенку оказались статистически не значимыми. Вследствие этого, с одной стороны, невысокий уровень тревожности и нейротизма, достаточно выраженные темповые характеристики, низкая реактивность, а также пластичность являются факторами, благоприятствующими приспособлению к усложненным требованиям высшей школы. Так, первокурсники вне зависимости от пола в целом демонстрируют оптимизм, приемлемую скорость умственных и психомоторных действий, терпимость к корректирующим воздействиям преподавателей; в условиях, объективно требующих самосовершенствования, расширения интеллектуального потенциала, проявляют определенную гибкость при усвоении новых для себя мыслительных навыков и алгоритмов. С другой стороны, низкие значения показателей резистентности и соотношения реактивности и активности свидетельствуют о том, что на начальном этапе обучения у студентов возникают проблемы, связанные с явно недостаточной сопротивляемостью утомлению, неблагоприятным внешним и внутренним воздействиям. В конечном итоге случайные события, собственные настроения и желания часто отвлекают от начатой деятельности, ранее намеченных целей; дела откладываются "на потом", следствием чего является снижение работоспособности.

Корреляционный анализ показателей свойств нейродинамического уровня у юношей зафиксировал на нейродинамическом уровне 27 значимых корреляций, что составляет 60% от теоретически ожидаемого их количества. Корреляционный анализ показателей свойств нейродинамического уровня у девушек показал, что у них на нейродинамическом уровне выявлено 15 статистически значимых корреляций (33% от максимально возможного их количества).

На психодинамическом уровне у юношей обнаружена 71 корреляция, что составляет 33,8% от теоретически ожидаемого их количества, у девушек - 99 значимых корреляций, что составляет 47,1% от теоретически ожидаемого их количества.

Сравнение матриц интеркорреляций показателей свойств нейродинамическо-го уровня у юношей и девушек выявило следующее:

1. На нейродинамическом уровне между полами выявлены как сходство, так и различия.

2. В обеих выборках оказались совпадающими 11 корреляций, что составляет 24% от максимально возможного их количества.

3. У юношей свойства нейродинамического уровня оказались гораздо более взаимосвязанными, чем у девушек. Этот факт подтверждается еще и тем, что у юношей связи между показателями свойств нервной системы выявлены только од-но-многозначные, а у девушек - одно-многозначные и однозначные.

4. С точки зрения степени интегрированности отдельных показателей свойств нервной системы у юношей и у девушек максимумы и минимумы не совпадают. У юношей сила возбуждения (пок. 1 и пок. 5) коррелирует за исключением преобладания второй сигнальной системы (пок. 9) со всеми исследованными нами показателями свойств нервной системы. У девушек наиболее взаимосвязанными с другими показателями оказались чувствительность (пок. 4) и подвижность нервных процессов (пок. 8). Таким образом, эти свойства выполняют роль организаторов нейро-динамического уровня интегральной индивидуальности. Значит, вполне допустимо предположение о наличии механизмов половых различий на нейродинамическом уровне, связанных с разной приспособительной значимостью отдельных свойств нервной системы.

Сравнение матриц интеркорреляций показателей свойств темперамента у юношей и девушек показало:

1. На психодинамическом уровне между полами выявлены как сходство, так и различия.

2. В обеих выборках совпадают 58 корреляций, что составляет 28% от максимально возможного их количества.

3. У девушек свойства психодинамического уровня более взаимосвязаны, чем у юношей. Это проявляется в количестве корреляционных зависимостей на значимом уровне (у девушек - 47,1% от максимально возможного числа сопоставлений, у юношей - 33,8%) и в характере самих этих связей (у девушек - одно-многозначные, у юношей - одно-многозначные и однозначные).

4. Показатели, имеющие наибольшее количество корреляционных связей: у девушек - это психический темп (пок. 22), у юношей - экстра-интроверсия (пок. 30).

Основываясь на полученных результатах, правомерно предположить, что с точки зрения регулирующего воздействия на целостность структур интегральной индивидуальности у юношей ведущую роль играют свойства нервной системы, у девушек - свойства темперамента.

Таким образом, проведенное исследование можно считать еще одним доказательством существования устойчивых половых различий в свойствах нервной сис-

темы и темперамента и объяснением природы этих различий преимущественно врожденными биологическими программами развития.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Игнатьев Е.И. Экспериментальное изучение простейших компонентов воли у школьников // Вопросы психологии личности: Сб. / Под ред. Е.И. Игнатьева. -М., 1970.

2. Рождественская В.И. Индивидуальные различия работоспособности. - М.,

1980.

3. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. - М., 1989.

Э.Г. Исаева

ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА НАУЧНОЙ РЕФЛЕКСИИ

Осуществленный анализ литературы, относящийся к важнейшим теоретикоэкспериментальным предпосылкам, конкретизирующим проблему внутриличност-ной конфликтности, и лонгитюдное системное экспериментальное исследование ее проявлений, приводит к аргументации следующих положений.

Разработки в области биологии, физиологии, невропатологии, философии, социологии значительно обогатили психологию личности огромным количеством новых фактов и обобщений, создав преамбулу теории внутриличностной конфликтности. Авторы обозначенных направлений исследовали феномены, имеющие родственную связь с процессуальными характеристиками внутриличностной конфликтности: приспособление, активность, адаптация, изменчивость. Они утверждали, что приспособленность обеспечивается относительной стабильностью внутреннего состояния системы и амплитудой колебаний внешней среды, не превышающей информационный диапазон системы. За счет приспособляемости информационный диапазон расширяется до адаптивного. Основой формирования и развития адаптации живых систем выступает опережающий характер и адекватность отражения живыми системами условий окружающей их среды (Ж. Бюффон, Ж.Б. Ламарк, Ж. Сент-Илер).

Основным в понимании адаптации таких физиологов, как И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.В. Введенский, А.А. Ухтомский, И.В. Давыдовский, было положение о единстве организма и среды, выдвинутое И.М. Сеченовым (1860). Ими же рассматривались и механизмы нарушения и восстановления этого единства. Н.В. Введенский, ученик И.М. Сеченова, заложив основы учения о парабиозе (1901), раскрыл специфику процессов индивидуальной адаптации, осуществляемых с участием коры головного мозга (1952).Исследования А.А. Ухтомского дали толчок к решению вопроса о поведенческих физиологических механизмах адаптации, которая рассматривается на основе эволюционно-исторического подход. Методологическую основу учения И.П. Павлова составлял принцип исторической детерминированности отношения организма к среде, а также любой формы реактивности воздействиями внешней среды. Рефлекторная теория вскрыла основные механизмы саморегуляции, координации и интеграции функций, определила общие закономерности приспособления высших животных к условиям их существования, определив диапазон уравнивания организма со средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.