Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДИСБАЛАНСОВ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДИСБАЛАНСОВ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
демография / внутрирегиональная миграция / рынок труда / пространственные дисбалансы. / demography / intraregional migration / labor market / spatial imbalances

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д. В. Тютин

В статье рассмотрены вопросы влияния внутрирегиональной миграции на формирование пространственных дисбалансов региона. Региональная политика социально-экономического развития, направленная на формирование центров роста, неизбежно приводит к обратным эффектам на периферийных территориях, поскольку последние становятся донорами трудовых ресурсов. Ухудшение демографической ситуации в этих территориях приводит к стагнации на рынке труда, снижению деловой активности. Растущие центры и стагнирующая периферия определяют дифференциацию показателей социального и экономического развития, формируют предпосылки усиления пространственных дисбалансов. Это не означает, что региональная политика должна исключить возможности концентрированного роста на отдельных территориях, но предъявляет к ней требование формирования мер социального сглаживания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PROCESSES OF IN-REGIONAL MIGRATION ON THE FORMATION OF SPATIAL IMBALANCES OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE KALUGA REGION)

The article discusses the impact of intraregional migration on the formation of spatial imbalances in the region. The regional policy of socio-economic development, aimed at the formation of growth centers, inevitably leads to the opposite effects in the peripheral territories, as the latter become donors of labor resources. The deterioration of the demographic situation in these territories leads to stagnation in the labor market and a decrease in business activity. Growing centers and stagnating periphery determine the differentiation of indicators of social and economic development, form the prerequisites for increasing spatial imbalances. This does not mean that regional policy should exclude the possibility of concentrated growth in certain territories, but it requires it to form social smoothing measures.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДИСБАЛАНСОВ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ)»

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДИСБАЛАНСОВ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ)

Д.В. Тютин, канд. экон. наук, доцент

Калужский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Калуга)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10241

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы влияния внутрирегиональной миграции на формирование пространственных дисбалансов региона. Региональная политика социально-экономического развития, направленная на формирование центров роста, неизбежно приводит к обратным эффектам на периферийных территориях, поскольку последние становятся донорами трудовых ресурсов. Ухудшение демографической ситуации в этих территориях приводит к стагнации на рынке труда, снижению деловой активности. Растущие центры и стагнирующая периферия определяют дифференциацию показателей социального и экономического развития, формируют предпосылки усиления пространственных дисбалансов. Это не означает, что региональная политика должна исключить возможности концентрированного роста на отдельных территориях, но предъявляет к ней требование формирования мер социального сглаживания.

Ключевые слова: демография, внутрирегиональная миграция, рынок труда, пространственные дисбалансы.

Одним из трендов пространственного развития регионов, сформировавшимся в постиндустриальной экономике является ориентация на качество и перемещение человеческого капитала. Человек становится ключевой компетенцией территорий, а другие ресурсы развития, в первую очередь - капитал, перераспределяются в соответствии с направлениями движения миграционных потоков. Пол Кругман (Р. Кгц§шап) в своих исследованиях разделяет ресурсы развития на факторы первого и второго порядков. К факторам первого порядка он относит наличие природных ресурсов и концентрацию населения, а к факторам второго порядка - деятельность государства, государственную политику и политику местных властей, обеспечивающую состояние деловой среды и возможности мобилизации их, эффективность факторов первого порядка [1].

Рассматривая вопросы эффективности экономики, П. Кругман указывает на важность сочетания производственных факторов - труда и капитала, которые обеспечивают производительность в экономике. Однако еще большее значение приобрета-

ет так называемая «перераспределительная эффективность», которая характеризует возможность свободного перемещения ресурсов - труда и капитала между территориями в поисках более высокой их эффективности. И факторы второго порядка начинают играть в этих процессах наибольшую значимость, усиливая конкуренцию территорий за эффективные источники роста.

Местные правительства, стремясь обеспечить высокий уровень деловой активности, инвестиционный рост и социальное развитие территорий, начали проводить экспансивную политику, направленную на привлечение наиболее качественных трудовых ресурсов, которые должны были обеспечивать потребности перспективных бизнесов. Это предопределило «центрально-периферийную» модель пространственного развития, описанную в работах Дж. Фридмена (1 Бпеёшапп) [2]. Очевидным преимуществом данной модели является концентрация ресурсов социально-экономического роста на определенной территории с последующим распространением его эффектов на периферийные зоны.

Результативность этой политики, на наш взгляд, существенно зависит от силы этих эффектов, а также от готовности местных властей территорий периферийных зон воспользоваться пропульсивными и кумулятивными эффектами, исходящими от центра. Степень данной восприимчивости и готовность тиражировать эффекты социально-экономического развития будет зависеть от качества человеческого капитала на данных территориях. Очевидно, что реализация политики концентрированного роста в экономических центрах будет приводить к оттоку ключевого ресурса территорий - жителей. В этой связи, возникающие процессы внутрирегиональной миграции способны порождать существенные дисбалансы пространственного развития территорий. Предпосылки для формирования этих дисбалансов определяются демографическими изменениями на периферийных территориях:

1. Изменение численности и структуры населения. Стягивание человеческих ресурсов в центры экономической активности будет усиливать процессы депопуляции на периферийных территориях, а также ведет к ухудшению демографической структуры за счет сокращения лиц трудоспособного и моложе трудоспособного возраста и повышения удельного веса в структуре жителей лиц третьего возраста.

2. Динамика показателей естественного прироста. Структурные демографические сдвиги, связанные с повышением доли лиц старшего и сокращением молодого возраста, в перспективе обеспечат отрицательные показатели естественного прироста.

3. Изменение спроса и предложения на рынке труда. Ухудшение демографической структуры приводит к снижению социальной активности [3], стагнации на рынке труда; ограничивает интерес инвесторов, не способствует росту числа рабочих мест, в т.ч. высокопроизводительных.

4. Влияние на показатели деловой активности и бюджетной обеспеченности территории. «Плохая» демография сдерживает развитие рынка труда и рост деловой активности, снижает доходы территории, негативно влияет на формирование доходной части бюджета [4].

5. Изменение социальных инфраструктур и структур повседневности. Снижение доходов бюджетов ограничивает возможности местных властей по поддержанию и развитию социальной инфраструктуры, реализации проектов, направленных на формирование комфортной среды в поселениях.

Развитие указанных тенденций ведет к усилению дифференциации социально-экономического развития муниципальных образований, росту пространственных дисбалансов в регионе. В данном исследовании представим анализ влияния процессов внутрирегиональной миграции на формирование пространственных дисбалансов в Калужской области. Муниципальные образования региона были структурированы в зависимости от демографических показателей развития методами статистической группировки. Результаты статистической группировки муниципальных образований Калужской области по демографическим показателям представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты статистической группировки муниципальных образований Калужской

области по демографическим показателям

Все муниципальные образования Калужской области разделены на три группы: зеленую, желтую, красную. Зеленую группу составили городские округи Калуга и Обнинск. На долю этих муниципальных образований приходится 46,7% жителей области; эти территории имеют лучшие показатели естественного и миграционного прироста. Вторую (желтую) группу муниципальных образований сформировали территории, имеющие удобное экономико-географическое расположение (расположены в северной части региона, граничащей с Московской областью) и локализующие крупные региональные проекты (например, Боровский и Людиновский

районы - площадки особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Калуга»). Красную группу составили сельские муниципальные образования, в которых проблемы демографического развития являются наиболее острыми. Полученные результаты показывают, что на протяжении последнего времени в Калужской области реализовывалась центрально-периферийная модель пространственного развития. Концентрация экономической активности в городах и нескольких муниципальных районах области определили неравномерность системы расселения, усугубили демографическую ситуацию на отдельных территориях (рис. 2).

МР Юхновский МР Хвастовический МР Ферзиковский МР Ульяновский МР Тарусский МР Сухиничский МР Спас-Деменский МР Перемышльский МР Мосальский МР Мещовский МР Медынский МР Куйбышевский МР Износковский МР Жиздринский МР Думиничский МР Барятинский МР Бабынинский МР Козельский МР Людиновский МР Кировский МР Дзержинский МР Малоярославецкий МР Жуковский МР Боровский ГО Обнинск ГО Калуга

0 50000 100000 150000 200000 250000 300000 350000 400000

■ Моложе трудоспособного возраста, чел. ■ Трудоспособного возраста, чел.

■ Старше трудоспособного возраста, чел.

Рис. 2. Результаты статистической группировки муниципальных образований Калужской

области по демографическим показателям

Безусловно, нельзя однозначно утвер- проектов регионального развития в модели ждать, что сложившаяся демографическая «центр - периферия». Однако, в перспек-ситуация в сельских муниципальных обра- тиве реализация подобных проектов, на зованиях была предопределена региональ- наш взгляд, должна сочетаться с мерами ной инвестиционной политикой, однако, региональной политики, направленными вывод о том, что реализация крупных ин- на реабилитацию депрессивных террито-вестиционных проектов способствовала рий, сглаживание пространственных дис-оттоку населения из сельской местности балансов за счет мер социального регули-представляется обоснованным. рования, улучшение делового климата,

Полученные результаты исследования поддержки самозанятых в сельской мест-не ставят под сомнение вопрос о целесо- ности, проектов агропромышленной и по-образности реализации инвестиционных требительской кооперации.

Библиографический список

1. Krugman P. R. Geography and Trade. Cambridge, MIT Press, 1991.

2. Friedmann J. Regional development policy. Boston, Mass. Inst. Techn, 1966.

3. Tyutin, D., Emelyanova, E., Lesina, T., Kharchikova, N., Maslennikova, N., & Aygumov, T. (2019). Economics and democracy: The problems of democratic maturity of local communities in the context of regional spatial disbalances. Amazonia Investiga, 8(21), 551-557. Retrieved from https://amazoniainvestiga.info/index.php/amazonia/article/view/135

4. Tyutin D.V., Gorbatov A.V., Gomaleev A.O., Maslennikova N.V., Ulibina L.K. Directions of State Regional Policy of Spatial Development. International Journal of Engineering and Advanced Technology (IJEAT), 2019, volume-8 issue-5, pp. 2064-2074.

INFLUENCE OF PROCESSES OF IN-REGIONAL MIGRATION ON THE FORMATION OF SPATIAL IMBALANCES OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE KALUGA REGION)

D.V. Tyutin, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga branch of RANEPA (Russia, Kaluga)

Abstract. The article discusses the impact of intraregional migration on the formation of spatial imbalances in the region. The regional policy of socio-economic development, aimed at the formation of growth centers, inevitably leads to the opposite effects in the peripheral territories, as the latter become donors of labor resources. The deterioration of the demographic situation in these territories leads to stagnation in the labor market and a decrease in business activity. Growing centers and stagnating periphery determine the differentiation of indicators of social and economic development, form the prerequisites for increasing spatial imbalances. This does not mean that regional policy should exclude the possibility of concentrated growth in certain territories, but it requires it to form social smoothing measures.

Keywords: demography, intraregional migration, labor market, spatial imbalances.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.