Научная статья на тему 'Влияние процессов стратегического планирования на развитие министерства информационных технологий и связи Челябинской области'

Влияние процессов стратегического планирования на развитие министерства информационных технологий и связи Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / FORECASTING / PLANNING / STRATEGY / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / DIGITAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толстоухов Денис Вячеславович, Грищук Владимир Андреевич

В статье рассмотрены и проанализированы основы стратегического планирования в Российской Федерации, а также аспекты, влияющие и способствующие развитию органа исполнительной власти министерства информационных технологий и связи Челябинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Толстоухов Денис Вячеславович, Грищук Владимир Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of strategic planning processes on the development of the ministryof information technologies and communication of the Chelyabinsk region

The article reviewed and analyzed the basics of strategic planning in the Russian Federation, as well as aspects that influence and contribute to the development of the executive body, namely the Ministry of Information Technologies and Communications of the Chelyabinsk Region.

Текст научной работы на тему «Влияние процессов стратегического планирования на развитие министерства информационных технологий и связи Челябинской области»

УДК 316.42 ББК 66.75

DOI 10.24411/2618-9852-2019-14303

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МИНИСТЕРСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СВЯЗИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Д. В. Толстоухов, В. А. Грищук

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия.

В статье рассмотрены и проанализированы основы стратегического планирования в Российской Федерации, а также аспекты, влияющие и способствующие развитию органа исполнительной власти — министерства информационных технологий и связи Челябинской области.

Ключевые слова: прогнозирование, планирование, стратегия, социально-экономическое развитие, цифровая экономика.

INFLUENCE OF STRATEGIC PLANNING PROCESSES ON THE DEVELOPMENT OF THE MINISTRY OF INFORMATION TECHNOLOGIES AND COMMUNICATION OF THE CHELYABINSK REGION

D.V. Tolstoukhov, V.A. Grishchuk

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia

The article reviewed and analyzed the basics of strategic planning in the Russian Federation, as well as aspects that influence and contribute to the development of the executive body, namely the Ministry of Information Technologies and Communications of the Chelyabinsk Region.

Keywords: forecasting, planning, strategy, socio-economic development, digital economy.

Для понимания данной темы необходимо раскрыть базовые определения понятий. В общепринятом понимании план — это последовательность определенных и конкретных мероприятий, сроков и средств выполнения контрольных точек и результатов. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172 определяет стратегическое планирование как «деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение

национальной безопасности Российской Федерации»1.

Планирование включает в себя прежде всего установление задач и целей, разработку планов, программ и стратегий. Данные документы стратегического планирования служат достижению целей, в которых определяются необходимые ресурсы и их распределение по целям и задачам, а также указываются исполнители.

Планы и прогнозы в государственных организациях чаще всего формируются из целей, которые установлены вышестоящими органами власти, а в конечном счете — народом на основе демократического выбора.

Говоря о стратегическом планировании, стоит отметить, что оно определяет основные направления деятельности организаций и обеспечивает

1 О стратегическом планировании в Российской Федерации : Федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172.

достижение установленных целей путем использования имеющихся ресурсов и создания новых за определенный период времени. Процесс стратегического планирования — это прежде всего цикл, который состоит из следующих этапов:

• миссия организации,

• цели организации,

• оценка и анализ внешней среды,

• управленческое обследование сильных и слабых сторон,

• анализ стратегических альтернатив,

• выбор стратегии, реализация стратегии,

• оценка стратегии.

На сегодняшний день в Челябинской области разработана стратегия социально-экономического развития области до 2035 г., которая утверждена 31 января 2019 г. Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области № 1748. Данный документ является логическим продолжением стратегии до 2020 г. и основан на Федеральном законе от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Законе Челябинской области от 27 ноября 2014 г. № 63-30 «О стратегическом планировании в Челябинской области».

Стратегия является логическим продолжением Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года (далее — Стратегия-2020), утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 26 марта 2014 г. № 1949. Она обеспечивает преемственность стратегических приоритетов, целей и задач развития Челябинской области, осуществляет переход к новому этапу ее развития с использованием современных механизмов управления, основанных на передовом опыте российских регионов.

Основные целевые индикаторы по принятым сценариям Стратегии-2020 на данный момент достигнуты не в полном объеме, величина отклонения в основном составляет более 10 про-центов1.

Главной стратегической целью является повышение качества жизни населения и конкурентоспособности экономики. Основной задачей является реализация проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный». Достижение целей социально-экономического развития города возможно лишь на базе эффективной экономики и укрепления его бюджетно-финансового потенциала, что является стратегической миссией.

Участниками стратегического планирования в Челябинской области являются:

1 Стратегия социально-экономического развития области до 2035 года (утверждена 31 января 2019 года Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области № 1748).

1) губернатор Челябинской области — участвует в формировании документов стратегического планирования;

2) Законодательное Собрание Челябинской области — осуществляет законодательное регулирование в сфере стратегического планирования в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3) Правительство Челябинской области — участвует в обеспечении реализации единой государственной политики в сфере стратегического планирования, организует разработку проектов нормативных правовых актов Челябинской области в указанной сфере и осуществляет методическое обеспечение стратегического планирования;

4) исполнительные органы государственной власти Челябинской области — разрабатывают в пределах своих полномочий документы стратегического планирования Челябинской области, обеспечивают координацию разработки и корректировки документов стратегического планирования;

5) Контрольно-счетная палата Челябинской области — осуществляет полномочия в сфере стратегического планирования в соответствии с Законом Челябинской области «О Контрольно-счетной палате Челябинской области»;

6) иные органы и организации в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Челябинской области2.

Согласно Стратегии, одним из основных направлений развития Челябинской области является цифровая инфраструктура экономики, которая обеспечивает внедрение современных цифровых технологий во все социально-экономические сферы Челябинской области для повышения ее эффективности. С недавнего времени, направление цифровой экономики стало приоритетным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В стране реализуется программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Челябинская область не стала исключением. На территории субъекта действует Региональная программа цифрового развития экономики Че-

2 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 г.

лябинской области, которая непосредственно коррелируется со стратегией и государственной программой, где заложены основные показатели и мероприятия, способствующие внедрению новейших цифровых технологий на территории области в том числе и в деятельность органов власти. На федеральном уровне программа разрабатывается и курируется Министерством цифрового развития и массовых коммуникаций РФ, а на территории Челябинской области — министерством информационных технологий и связи.

Для того, чтобы достичь определенного результата необходимо планирование, с помощью которого можно на основе опыта поставить конкретную цель и сформировать комплекс мероприятий, направленных на достижение приоритетов социально-экономической политики и целей социально-экономического развития Российской Федерации, решение задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Министерство информационных технологий и связи Челябинской области не является исключением. В настоящей стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2035 г. заложены мероприятия, которые осуществляются данным органом исполнительной власти.

Возникает вопрос, влияет ли планирование и прогнозирование на развитие не только жизни общества, но и самого органа власти? Ответ очевиден — да. Деятельность министерства информационных технологий и связи Челябинской области направлена на внедрение цифровой экономики, чему свидетельствуют разделы цифро-визации, включенные в стратегию Челябинской области до 2035 г. Согласно п. 98, целью является обеспечение внедрения современных цифровых технологий в экономику Челябинской области для повышения ее эффективности1.

К задачам относится следующее:

1) создание ИКТ-инфраструктуры для обеспечения предоставления гражданам, субъектам предпринимательства и органам исполнительной власти Челябинской области доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг по хранению и обработке данных;

2) внедрение цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей граждан, субъектов предпринимательства и органов исполнительной власти Челябинской области в использовании преимущественно отечественного программного обеспечения;

1 Стратегия социально-экономического развития области до 2035 года...

3) оказание содействия организациям сферы информационных технологий в развитии цифровой экономики в Челябинской области.

Меры и механизмы реализации данных задач:

1) создание ИКТ-инфраструктуры для обеспечения предоставления гражданам, субъектам предпринимательства и органам исполнительной власти Челябинской области доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг по хранению и обработке данных:

а) обеспечение доступности услуг по хранению и обработке данных на всей территории Челябинской области для граждан, субъектов предпринимательства и органов исполнительной власти Челябинской области: развитие услуг аутсорсинга физической инфраструктуры (IaaS) и облачных технологий (SaaS); создание единого ресурса (окна) для любой жизненной ситуации; аутсорсинг информационных баз и интернет-сервисов, технологий обработки структурированных и неструктурированных данных больших объемов (Big Data);

б) развитие ИКТ-инфраструктуры государственных и муниципальных центров обработки данных, обеспечивающих эффективное функционирование государственных и муниципальных ИКТ-систем, включая подсистемы АПК «Безопасный город», платформы «Умный город»;

2) внедрение цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей граждан, субъектов предпринимательства и органов исполнительной власти Челябинской области в использовании преимущественно отечественного программного обеспечения:

а) обеспечение возможности использования данных в отечественных цифровых платформах, в том числе путем финансирования в рамках государственных программ Челябинской области;

б) внедрение отечественной цифровой платформы сбора, обработки и распространения пространственных данных для нужд, обеспечивающих потребности граждан, субъектов предпринимательства и органов исполнительной власти Челябинской области;

в) внедрение отечественной цифровой платформы сбора, обработки и распространения данных дистанционного зондирования Земли для нужд, обеспечивающих

потребности граждан, субъектов предпринимательства и органов исполнительной власти Челябинской области и т. д.1 Основываясь на задачах и механизмах их реализации, министерству информационных технологий и связи Челябинской области необходимо иметь соответствующие инструменты и ресурсы, отвечающие современным требованиям и технологиям.

В связи с этим для реализации своих задач, направленных на достижение целей и поставленных задач в долгосрочной перспективе, ответственному органу исполнительной власти необходимо развиваться в направлениях стратегического планирования. На сегодняшний день, у Министерства информационных технологий и связи Челябинской области есть подведомственная организация — Областное государственное бюджетное учреждение «Челябинский региональный центр навигационно-информа-ционных технологий» (далее — ОГБУ ЧРЦНИТ). Учреждение создано в соответствии с распоряжением Правительства Челябинской области от 07 июня 2012 г. № 123-рп с целью интеграции создаваемых на территории Челябинской области государственных информационных ресурсов, информационных и телекоммуникационных систем, а также организации их обслуживания и актуализации информации, в том числе обеспечения создания и эффективного использования

1 Стратегия социально-экономического развития области до 2035 год...

региональной навигационно-информационной инфраструктуры, включая использование инфраструктуры пространственных данных, внедрения спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности, обеспечивающей потребности широкого круга конечных пользователей.

Тем самым мы видим, что деятельность органов исполнительной власти тесно связана со стратегическим планированием, что не может не сказаться на деятельности организации. На примере министерства информационных технологий и связи Челябинской области данная организация деятельности способствует развитию и разработке различных программных обеспечений и информационных систем, с помощью которых деятельность Министерства автоматизируется и становится гораздо эффективней, что в свою очередь, влияет на скорость и качество решения задач, поставленных в стратегических планах, и предоставления государственных услуг для населения.

Безусловно возникают проблемы, связанные с большим количеством документооборота, длительным процессом согласования документов стратегического планирования.

Для решения данных проблем необходимо создать информационную систему, в которой смогут работать все органы власти, которая поспособствует сокращению длительности согласования и внесения корректировок в документы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баринов, В. А. Экономика фирмы: стратегическое планирование : учеб. пособие / В. А. Бари-нов. — М : КНОРУС, 2009. — 230 с.

2. Маркова, В. Д. Стратегический менеджмент : курс лекций / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова — М : Инфра-М ; Новосибирск : Сибир. соглашение, 2012. — 287 с.

3. Омеличева, Т. С. Стратегическое планирование : учеб. пособие / Т. С. Омеличева. — Ухта : УИИ, 2011. — 74 с.

4. Поделинская, И. А. Стратегическое планирование : учеб. пособие / И. А. Поделинская, М. В. Бянкин. — Улан-Удэ, 2014. — 61 с.

5. Парахина, В. Н. Стратегический менеджмент : учебник / В. Н. Парахина, Л. С. Максименко, С. В. Панасенко. — 2-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2010. — 497 с.

6. Стратегическое планирование : учебник / под ред. Э. А. Уткина. — М. : Тандем : Эксмо, 2013. — 440 с.

7. Аакер, Д. Стратегическое рыночное управление / Д, Аакер ; пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптурев-ского. — СПб. : Питер, 2010. — 496 с.

8. Баринов, В. А. Стратегический менеджмент : учебник / В. А. Баринов, В. Л. Харченко. — М. : Инфра-М, 2016. — 247 с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Толстоухов Денис Вячеславович — магистрант Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. dtolstoukhov15@gmail.com

Грищук Владимир Андреевич —кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. Vova_303@mail.ru

REFERENCES

1. Barinov V.A. Ekonomika firmy: strategicheskoe planirovanie [Firm Economics: strategic planning]. Moscow, KNORUS Publ., 2009. 230 p. (In Russ.).

2. Markova V.D., Kuzneczova S.A. Strategicheskij menedzhment [Strategic management]. Moscow, Infra-M Publ., Novosibirsk, Sibirskoe soglashenie Publ., 2012. 287 p. (In Russ.).

3. Omelicheva T.S. Strategicheskoe planirovanie [Strategic planning]. Uhta, UII Publ., 2011. 74 p. (In Russ.).

4. Podelinskaya I.A., Byankin M.V. Strategicheskoe planirovanie [Strategic planning]. Ulan-Ude, 2014. 61 p. (In Russ.).

5. Parahina V.N., Maksimenko L.S., Panasenko S.V. Strategicheskij menedzhment [Strategic management]. Moscow, KNORUS Publ., 2010. 497 p. (In Russ.).

6. Strategicheskoe planirovanie [Strategic planning]. Moscow, Tandem Publ., Eksmo Publ., 2013. 440 p. (In Russ.).

7. Aaker D. Strategicheskoe rynochnoe upravlenie [Strategic market management]. St. Petersburg, Piter Publ., 2010. 496 p. (In Russ.).

8. Barinov V.A., Harchenko V.L. Strategicheskij menedzhment [Strategic management]. Moscow, Infra-M Publ., 2016. 247 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.