Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ КОНЦЕНТРАЦИИ СМИ НА ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ'

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ КОНЦЕНТРАЦИИ СМИ НА ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАРЫНОК / МЕДИЙНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ / ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Маркина Юлия Валерьевна

Процессы глобализации и интегрирования России в мировую экономику естественным образом вынудили многие сферы деятельности, в том числе и отечественный медиарынок, перестраиваться в соответствии с международными правилами и стандартами. Всего за несколько лет данных преобразований в стране сложилась своя национальная медиаиндустрия, и своя структура медиасобственности. Цель данной статьи - рассмотреть функционирование современной российской медиасистемы с точки зрения правовых и экономических аспектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF MEDIA CONCENTRATION PROCESS ON THE LEGAL ASPECTS OF ITS FUNCTIONING

The processes of globalization and integration of Russia into the world economy naturally led many areas of activity, including the domestic media market, which has been reconstructed in accordance with international rules and standards. In just a few years these changes has developed in the country its own national media industry and its media ownership structure. The purpose of this article is to review the functioning of the contemporary Russian media systems from the point of view of the legal and economic aspects.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ КОНЦЕНТРАЦИИ СМИ НА ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ»

стихах душа узнаёт себя, о чём-то догадывается, на что-то надеется, в них, вероятно, она и утоляет свою боль, обволакивая её музыкой» [2, с. 577].

Список литературы

1. Адамович Г.В. Стихи, поза, переводы / Вступ. статья, сост. и прим. О.А. Коростелёва. - СПб.: Издательство «Алетейя», 1999. - 560 с.

2. Адамович Г.В. Собрание сочинений. Литературные заметки. Кн. 1 («Последние новости» 1928-1931). -СПб.: Алетейя, 2002. - 786 с.

3. Блок А.А. Стихотворения. Поэмы. Театр. - М.: Художественная литература, 1968. - 840 с. - (Библиотека всемирной литературы).

4. Иванов Г.В. Собрание сочинений. В 3-х т.: Т. 1. Стихотворения. - М.: «Согласие», 1993. - 656 с.

5. Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. Маскарад. Герой нашего времени. - М.: Художественная литература, 1972. - 768 с. - (Библиотека всемирной литературы).

6. Мандельштам О.Э. Собрание сочинений в 4 томах. - М.: Арт-Бизнес-Центр, 1993-1994. Т. 1. Стихи и проза. 1906-1921, 1993. - 368 с. Т. 3. Стихи и проза. 1930-1937, 1994. - 528 с.

7. Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений. Письма. В 6 томах. Т. 2. - М.: Издательский Центр «Классика», 2003. - 640 с.

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ КОНЦЕНТРАЦИИ СМИ НА ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Маркина Юлия Валерьевна

кандидат филол. наук, доцент, Ростовский государственный, экономический университет (РИНХ),

г. Ростов-на-Дону

IMPACT of MEDIA CONCENTRATION PROCESS on the LEGAL ASPECTS of its FUNCTIONING

Markina Yulia Valerievna, PhD in Philological Science, Assistant Professor, Rostov State Economic University, Rostov-on-Don АННОТАЦИЯ

Процессы глобализации и интегрирования России в мировую экономику естественным образом вынудили многие сферы деятельности, в том числе и отечественный медиарынок, перестраиваться в соответствии с международными правилами и стандартами. Всего за несколько лет данных преобразований в стране сложилась своя национальная медиаиндустрия, и своя структура медиасобственности. Цель данной статьи - рассмотреть функционирование современной российской медиасистемы с точки зрения правовых и экономических аспектов.

Ключевые слова: медиарынок; медийная концентрация; правовая деятельность СМИ; медиасобственность. ABSTRACT

The processes of globalization and integration of Russia into the world economy naturally led many areas of activity, including the domestic media market, which has been reconstructed in accordance with international rules and standards. In just a few years these changes has developed in the country its own national media industry and its media ownership structure. The purpose of this article is to review the functioning of the contemporary Russian media systems from the point of view of the legal and economic aspects.

Keywords: media market; media concentration; the legal activities of the media; media ownership.

На современном этапе вследствие кардинальных структурных изменений на отечественном информационном отечественный рынке прослеживаются такие тенденции, как концентрация СМИ в руках отдельных владельцев, создание финансово-информационных монополий, поглощение крупными медиахолдингами средних и мелких газет или телекомпаний, особенно региональных, а также вмешательство издателя или собственника СМИ в редакционную политику издательства.

Рассматривая вопрос о юридическом регулировании организационно-правовых форм средств массовой коммуникации, следует отметить, что законодательство проводит различие между возможными формами редакций СМИ/издателей СМИ, как субъектов хозяйственной деятельности и редакций СМИ как субъектов специфических отношений (конституционно-правовых), связанных с поиском, производством и распространением массовой информации.

Организационно-правовое оформление деятельности редакции и издателя, как участников хозяйствен-

ного оборота (как «бизнес-единиц») регулируется общими нормами гражданского законодательства. Данный факт означает, что редакция и издатель могут существовать в качестве гражданина-предпринимателя, любого вида коммерческой организации (общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества, товарищества, унитарного предприятия и пр.), а также в виде некоторых видов некоммерческих организаций. Следует отметить, что образование редакции или издателя в качестве некоммерческой организации делает невозможным «портфельные» инвестиции, осуществляемые путем приобретения акций или паев в уставном (складочном) капитале организации. Имеется в виду Гражданский кодекс Российской Федерации и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие отельные формы организации юридических лиц: Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон «Об общественных организациях».

Организационно-правовое оформление деятельности редакции как «творческой единицы» регулируется

нормами специального законодательства о СМИ. В законе РФ «О средствах массовой информации» допускается образование редакции, как в форме организации в соответствии с общими нормами гражданского права, так и ее существование в качестве «объединения граждан» - журналистского коллектива. В последнем случае редакция не может самостоятельно выступать в гражданском обороте, а ее внутренняя организация, а также взаимоотношения издателя с учредителем регулируются уставом редакции или заменяющим устав договором, содержание которых также регулируется нормами специального законодательства о СМИ.

Оценивая реальное соотношение государственного и частного сектора средств массовых коммуникаций, и в целом, говоря о структуре отрасли, не следует основываться только на формально-юридических моментах. Формально «частные» СМИ, организованные в виде обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, не редко либо полностью или в значительной части принадлежат государству или местному самоуправлению, а также, хотя и не принадлежат государству, но значительной степени могут финансироваться им с помощью дотаций и различных мер по «государственной поддержке». Данное обстоятельство представляется значимым, когда речь заходит, например, о возможностях инвестирования в масс медиа.

Следовательно, изучая организационно-правовые формы, следует учитывать специфику российского законодательства, рассматривающее акционерные общества и иные коммерческие организации, где доля местного самоуправления составляет более 50%, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия как отдельные от государства субъекты хозяйственного оборота (так называемые «самостоятельные хозяйствующие субъекты») [1].

Говоря о предпочтениях в выборе организационно-правовых форм организации, имеющие статус редакций и издателей, следует разделить на: 1) медиаструктуры, ориентированные на рыночную экономику и ведение бизнеса в информационной сфере; 2) медиаструктуры, не ориентированные на существование в рыночных отношениях. Для первых характерен выбор организационно-правовых форм, предоставляющих максимальные удобства для инвестирования - формы коммерческих организаций (общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества). Для вторых основным мотивом в выборе организационно-правовой модели выступает возможность получения различного рода привилегий и дотаций со стороны государства или местного самоуправления. «Такие редакции избирают формы государственных и муниципальных предприятий, учреждений культуры, автономных некоммерческих организаций, либо коммерческих организаций с контрольным пакетом акций, принадлежащим государству или местному самоуправлению» [2]. Условность такого деления состоит в том, что в целом ряде случаев СМИ приобретаются определенными структурами для обслуживания политических интересов, что более характерно для электронных СМИ.

Образование в России медиахолдингов, если не касаться вопросов, связанных с недобросовестной конкуренцией, можно рассматривать как позитивную тенденцию по нескольким причинам: образование медиахол-

дингов позволяет аккумулировать ресурсы для инвестирования в редакционный процесс, а также в полиграфию и распространение. В настоящее время существует целый ряд примеров, когда крупные медиаструктуры создают (прежде всего, в регионах) собственную полиграфическую базу и системы распространения печатной продукции. В тоже время, медиахолдинги могут более успешно конкурировать с региональными изданиями, получающими дотации от государства и местного самоуправления и противостоять тем внерыночным конкурентным преимуществам, которыми обладают последние [3].

Применительно к процессам медийной концентрации можно выделить три концепции контроля. В соответствии с первой концепцией юридическое или физическое лицо осуществляет контроль над массово-информационным предприятием только в том случае, если его акционерный капитал и/или право голоса позволяют такому лицу оказывать значительное воздействие на состав или решения совета директоров данного предприятия. Регулятивные органы, как правило, используют эту концепцию контроля, которая аналогична концепции, используемой в торговом праве, при подготовке проектов, правил, направленных на предотвращение концентрации.

В соответствии со второй концепцией, лицо осуществляет контроль над массово-информационным предприятием, когда оно способно по своему желанию управлять делами этой организации любыми способами, будь то прямо или косвенно. Для определения того, имеет ли какое-то лицо подобную власть над предприятием, наряду с принадлежащим ему акционерным капиталом и правом голоса во внимание принимаются и другие характеристики данного предприятия. Эти, факторы включают личные связи с руководством, финансовые связи с предприятием и договорные связи с предприятием.

Третья, более широкая концепция является более точным показателем того, кто фактически контролирует массово-информационное предприятие. Например, согласно данного подхода общенациональная радиостанция, заключившая сетевой договор на предоставление большей части своих программ и значительной части финансирования небольшой местной радиостанции, может фактически контролировать эту небольшую местную станцию. И это действительно так, если общенациональная станция принимает за местную станцию ключевые решения, касающиеся содержания вещания или рекламной политики. Согласно первой концепции контроля общенациональная радиостанция не обладала бы контролем над местной станцией, поскольку первая не имеет ни права голоса, ни акций последней.

В течение долгого времени законодателями прилагаются усилия введения отдельных правил, ограничивающих процессы медийной концентрации. Эти законодательные предложения направлены в основном «или на ограничения возможности учреждения средств массовой информации одним лицом либо группой взаимосвязанных лиц, или на ограничение возможности владения акциями (паями) различных организаций, осуществляющих производство и выпуск средств массовой информации, одним лицом или группой взаимосвязанных лиц» [4].

В сентябре 2000 г. Президентом РФ была подписана Доктрина информационной безопасности РФ (Доктрина), развивающая положения Концепции национальной безопасности России относительно информационной

сферы. В шестом разделе данного документа «Особенности обеспечения информационной безопасности РФ в различных сферах общественной жизни» говорилось, что большую опасность в сфере духовной жизни представляет «деформация системы массового информирования как за счет монополизации СМИ, так и за счет неконтролируемого расширения сектора зарубежных средств массовой информации в отечественном информационной пространстве» [5].

Поводом к принятию подобных поправок послужило пришествие на российский медиарынок, прежде всего, таких зарубежных медиамагнатов как Тед Тернер и Руперт Мердок. Оба медиасобственника, уже имея опыт работы с российскими СМИ («Наше радио», ТВ-6), стали вести независимо друг от друга переговоры о покупке телеканала НТВ в 2001 году.

Спустя 15 лет данный тезис остается столь же актуальным. Несмотря на выявление серьезной ситуации еще в 2000 г., темпы развития монополизации и концентрации на отечественном медиарынке стремительно растут. На информационном рынке функционируют сотни издательских домов, крупнейшими из которых являются ООО «Пронто-Москва» (выпускает 108 газет), ЗАО ИД «Проф-медиа» (90 газет), Редакция газеты «Московский комсомолец» (78 газет), ЗАО «Аргументы и факты» (74 газеты), ИД «Жизнь» (60 газет), ЗАО «ИнтерМедиаГрупп» (62 газеты). Рост суммарного годового тиража на отечественном рынке журналов, а также выпуск новых изданий обеспечивают в настоящее время главным образом такие крупнейшие издательские дома, как: Independent Media (41 журнал), Burda (28 журналов), EDIPRESSE -KONLIGA (31 журнал), Эгмонд Россия Лтд. (16), ОВА-пресс, СК-ПРЕСС (14 журналов), Mediasign (14 журналов), Hachette Fili-pacchi Shkulev (10 журналов). Радиорынок поделен между такими крупными холдингами, как «Газпром-Медиа, «Русская Медиагруппа», «Проф-Медиа» «News Media».

В 1990-е годы Россия широко открыла своё информационное пространство для западных инвесторов. Зарубежные СМИ получили возможность формировать у российской аудитории как общественные установки, так и нравственные идеалы, дабы отечественные компании находились в неравных условиях конкуренции с западными медиагруппами. И на сегодняшний день сложилась ситуация, когда на отечественном медиарынке присутствует значительное число зарубежных собственников. Например, респектабельная качественная экономическая газета «Ведомости» принадлежит финской компании «Sanoma Independent Media», американской «Dow Jones» и английской «Financial Times Group». Немецкий медиа-концерн «Axel Springer» издает журнал «Forbes». Газеты «Деловая газета», «Деловой Петербург» издаёт шведская медиагруппа «Bonnier Group». В медиахолдинге «РБК» доля более 50% принадлежит кипрской компании «Pragla Limited». Издания «Женские советы. Самая», «Сад своими руками», «Мама, это Я!», «Похудей!», а также разнообразные журналы по вязанию и рукоделию выпускает швейцарский Издательский Дом «Эдипресс-Конлига».

Журналы «Даша», «Лиза», «Добрые Советы», «Отдохни!», «Oops!», «Автомир», «Playboy» и более 40 изданий с кроссвордами выпускает немецкий медиаконцерн Burda. Сегодня ИД «Burda» -лидер отечественного рынка периодики по продажам журналов, выпуская более 80 периодических изданий и охватывая 35 млн. аудиторию.

Один из ведущих медиахолдингов России Hearst Shkulev Media/ИнтерМедиаГруп (HSM) находится в совместном владении американской медиакомпании «Hearst Corp.» и финской медиагруппы «Sanoma». В ме-диаактивы Hearst Shkulev Media входят такие бренды, как «Marie Claire», «Maxim», «Elle», «Psychologies», «Антенна-Телесемь», «Счастливые Родители/Parents», «Ва-банкъ», «StarHit», «Домой. Строительство и ремонт». Совокупная аудитория гендерно-ориентированных журналов медиа-группы Hearst Shkulev Media/ИнтерМедиаГруп по данным TNS Russia на сентябрь 2013 г. - февраль 2014 г.- 16,2 млн. чел., совокупный тираж - 11 млн. экз. Компания имеет 55 региональных представительств в России и странах СНГ [6].

Журналы«National Geographic», «Women's Health», «Men's Health» принадлежат Sanoma Independent Media (SIM) - крупнейшему игроку на российском медиарынке, компания основана в 1992 г. группой голландских инвесторов. Журналы «Vogue», «Glamour», «GQ», «Allure», «Tatler», выпускает ИД Condé Nast (в России с 1998 г.), принадлежащее американской медиагруппе Advance Publications. Совокупная аудитория журналов ИД Condé Nast в России — 3,5 млн. человек.

В сентябре 2014 г. в Государственной Думе РФ был предложен законопроект, ограничивающий долю иностранного участия в российский СМИ до 20 %.Закон должен вступить в силу в 2016 г. На данный момент в законе о СМИ установлен 50% барьер, действующий для иностранцев - учредителей эфирных телеканалов и радиостанций. Какие цели ставит иностранный капитал, проникая в российское медиапространство. Безусловно, это получение прибыли, в чем нет ничего предосудительного. Однако рассматривая вопрос о том, на кого зарегистрирован бизнес, зачастую выясняется, что бизнес этот не так прозрачен, часть - это использование офшорных юрис-дикций.

Международная практика показывает, что, например, в США и Испании иностранный капитал имеет ограничение - 25%, в большинстве европейских стран соотношение варьируется от 20% до 40%. В Великобритании доля в электронных СМИ завышена до 40% благодаря многочисленным медиаактивам г-на Р. Мердока, гражданина Австралии и с 1985 г. гражданина США. Однако в области печатных СМИ может превышать 70%. Например, российский бизнесмен А.Лебедев имеет 70% в газетах «Independent» и «Evening Standard». В Канаде доля иностранного участия в медиаконцерне не может быть более 33%, В Японии ограничение - 20%. Южная Корея и Китай вовсе не допускают зарубежный капитал в свои СМИ, хотя сами китайцы скупают доли в различных американских СМК [7].

Таким образом, резюмируя вышесказанное, медийная концентрация на отечественном рынке России оказалась очень динамично развивающимся феноменом. За последние двадцать лет российская медиаиндустрия в результате политических, экономических и социальных реформ подверглась кардинальной трансформации.

Законы рынка, несомненно, оказали воздействие на развитие средств массовой коммуникации, которые, будучи одновременно и производственным предприятием и инструментом формирования общественного мнения в руках своего владельца, стали развиваться в свою очередь по тем же экономическим закономерностям.

Всего за несколько лет в стране сложились мощные экономические группировки, распределившие между собой основные объекты медиасобственности. Вследствие перехода на рыночные отношения в медийной сфере образовались монополистические объединения и предприятия с вертикальной или горизонтальной структурой. С одной стороны, формирование медиахолдингов с экономической точки зрения - это наиболее эффективная и предпочтительная форма [8]. В рамках одного медиахолдинга оборот финансов позволяет избежать лишних расходов на производство, распространение и рекламу продукции, и также сосредоточить наибольшую прибыль. В-третьих, единая информационная политика (взаимная реклама СМИ, входящих в холдинг, «промоушн», единый стиль компаний) проводится во всех структурах.

Литература

1. Окрепилова И.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование // СПБ.: Изд-во СПб. гос. ун-та экономики и финансов, 2003. С. 25 - 56.

2. Смирнов С.С. Медиахолдинги России: национальный опыт концентрации СМИ. М.: Медиамир, 2014. С. 45 - 60.

3. Иваницкий А. Владение вертикальное и горизонтальное /А. Иваницкий // Газета. 2002. 28 мая.

[Электронный ресурс]. - URL: http:// cheloveknauka.com/osobennosti/

4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Подписана Президентом РФ 9 сентября 2000 г. // Российская газета. 2000. 28 сентября. [Электронный ресурс]. URL: http:/ /base.garant.ru/182535/

5. Богдадьев А.С. Медиарынок и проблема реализации доктрины информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9: филология. Востоковедение. Журналистика. -№2.- 2006. [Электронный ресурс]. - URL:http:/ /cyberleninka.ru/article/

6. Шкулёв В. О компании [электронный ресурс]. - URL: http://www.hearst-shkulev-media.ru/ company/ about/

7. Ограничение на участие иностранцев в СМИ. Досье ИТАР-ТАСС. [Электронный ресурс]. - URL: http://itar-tass.com/info/

8. Гарабова М.И. Особенности функционирования российских СМИ в условиях их монопозации и концентрации (1996-2001 гг.): автореферат дис.... канд. филол. наук 10.01.10. М., 2005. - 24 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://cheloveknauka.com /osobennosti/

ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ «ЛЮБОВЬ» И ЕГО

ЛЕКСИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ

Мкртчян Т.Ю.,

кандидат филол. наук, доцент, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

LINGUOCULTURAL EMOTIONAL CONCEPT "LOVE" AND ITS LEXICAL VERBALIZATION

Mkrtchyan T.Y., сandidate of Science, associate professor of Southern Federal University, Rostov-on-Don

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию ЛЮБВИ как когнитивной единицы. В работе описываются характерные черты и важные особенности ЛЮБВИ как лингвокультурного эмоционального концепта. В статье представлен обзор работ, описывающих различные способы языкового выражения исследуемого концепта.

ABSTRACT

The article is dedicated to the study of LOVE as a cognitive unit. Basic features and peculiarities of LOVE as a cultural and emotional concept, found in different languages, are given due attention to. The article presents a survey of linguistic works on verbalization of various lexical means of the concept under study.

Ключевые слова: концепт «любовь», лингвокультурный концепт, эмоциональный концепт, любовный дискурс, лексическая репрезентация, тропы.

Keywords: concept "love", linguocultural concept, emotional concept, discourse of love, lexical verbalization, figures of speech.

Являясь неотъемлемым компонентом духовной культуры, общечеловеческой универсалией, любовь привлекает внимание философов, психологов, социологов, а также, будучи одним из ключевых концептов языковой культуры представляет несомненный интерес и для отечественных и зарубежных лингвистов. Лингвистический анализ работ, посвященных исследованию концепта «любовь», показывает, что рассматриваемый концепт изу-

чался с позиций этимологии, семантики, литературоведения и т.д.[1, с.349-350]. В данной статье мы обратимся к лингвокультурной стороне данного феномена и способам его вербализации на лексическом уровне.

Любовь, рассматриваемая как лингвокультурный эмоциональный концепт, обладает универсальным характером. Эмоциональная составляющая концепта «Любовь» исследуется в ряде лингвистических работ. Примером могут служить работы Е.Ю. Мягковой и Л.Г. Бабенко,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.