Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 1 (139).
Экономика. Вып. 17. С. 64-69.
М. В. Ульянова
влияние процессов глобализации НА ОСВОЕНИЕ минерально-сырьевых РЕСуРСОВ РОССИИ
Обозначены проблемы развития минерально-сырьевого комплекса России. Показано влияние глобализации на динамику развития мирового энергетического рынка. Обоснована необходимость разработки новой системы государственной экспертизы, учета и отчетности о запасах и ресурсах полезных ископаемых. Обозначены стратегические цели, общие принципы государственной политики России в области развития минерально-сырьевого комплекса. Предложен комплекс мер по совершенствованию государственной политики в области использования и воспроизводства минерального сырья.
Ключевые слова: минерально-сырьевой комплекс, глобализация, геолого-экономическая экспертиза.
Глобализация стала одной из наиболее влиятельных сил, определяющих характер развития мировой системы. Этот процесс затрагивает практически все сферы общественной жизни, включая экономику, политику, идеологию, социальную сферу, культуру, экологию, безопасность. В условиях глобализации экономика любой страны органично связана с мировой экономикой, поэтому экономическое развитие в национальных рамках и внешнеэкономические связи становятся звеньями одной цепи. Всё сказанное относится и к России.
Посредством либерализации национальных финансовых рынков глобализация оказывает влияние на динамику развития мирового энергетического рынка, следствием чего, в конечном счете, является реструктуризация угольной отрасли и либерализация газового рынка и рынка электроэнергетики во многих странах. Возможный результат такого развития — после формирования глобального финансового рынка — создание на этом фундаменте единого мирового энергетического рынка.
Последние десятилетия сделали явными проблему роста дефицитности природносырьевых ресурсов планеты и, соответственно, ужесточения на мировом рынке борьбы за контроль над их источниками.
Трансформация мирохозяйственных связей, обусловленная глобализацией, меняет структуру и управляемые параметры мировой системы. На динамику этих изменений, которые всё сильнее ощущают на себе все страны, в т. ч. и Россия, влияют ограничения, предопределенные исходы, случайности, движущие силы и ключевые игроки. Одной из основных
тенденций в развития мировой системы является рост ее зависимости от источников дешевых минерально-сырьевых ресурсов. Отсюда кризисы, связанные с нехваткой нефти, усиление борьбы за энергоресурсы, время от времени переходящей из политической в военную плоскость.
Россия по-прежнему является одним из крупнейших мировых производителей минерального сырья и занимает ведущее место в мире по его экспорту. Созданная в стране минерально-сырьевая база играет важную роль в минерально-сырьевом комплексе (МСК) мира. В нашей стране открыто и разведано около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых, из которых более трети введены в промышленное освоение. Крупные и уникальные месторождения содержат почти 70 % запасов и обеспечивают половину добычи минерального сырья. Месторождения России содержат свыше 10 % мировых разведанных запасов нефти, одну треть газа, 11 % угля, 26 % железных руд, значительную часть разведанных запасов цветных и редких металлов. По объему разведанных запасов никеля, платиноидов и платины, алмазов, ряда других полезных ископаемых Российская Федерация занимает первое-третье место в мире. Имеются крупные запасы апатитов, калийных солей, плавикового шпата и других неметаллических минеральных ресурсов.
По наиболее проработанным экспертным оценкам, валовая ценность разведанных и оцененных запасов полезных ископаемых в ценах мирового рынка составляет порядка 30 трлн долл. США (в т. ч. извлекаемая
ценность разведанных и оцененных запасов основных групп полезных ископаемых — более 19 трлн долл. США).
В России возрастающий экспорт сырья, как правило, сопровождается резким снижением объемов его внутреннего потребления, что не только усиливает диспропорции между производством и внутренним потреблением, но и всё сильнее приближает структуру экономики к модели экспортно-сырьевого типа. Например, сегодня из нашей страны экспортируется около 50 % нефти и нефтепродуктов. Экспорт, с одной стороны, позволяет России поддержать производственные мощности, снизить социальную напряженность во многих регионах, наполнить бюджет, с другой — затягивающаяся на годы экспортная ориентация важнейших отраслей и производств лишает перспективы структурные преобразования в экономике и делает ее еще более зависимой от мирового рынка.
Таким образом, экономическое развитие России в значительной степени зависит от ситуации на внешних рынках. Высокая доля нефти и газа в ВВП страны говорит о том, что российская экономика весьма чувствительна к изменениям мировых цен на энергоносители, поэтому Россия добивалась темпов роста в экономике свыше 5 % только тогда, когда повышались цены на нефть и некоторые другие виды сырья.
Минерально-сырьевой потенциал России в целом достаточен для проведения независимой и эффективной экономической политики. Минерально-сырьевой комплекс, несмотря на его огромный потенциал и более высокую устойчивость к выживанию по сравнению с другими отраслями экономики в условиях ее реформирования, оказался в критическом состоянии по причинам отсутствия долгосрочной государственной стратегии изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и технического перевооружения предприятий.
Дополнительными факторами критического состояния МСК России на современном этапе являются: истощение сырьевых баз действующих предприятий, прогноз выбытия добывающих мощностей в 2005-2010 гг. при существующих низких темпах ввода в эксплуатацию новых месторождений и значительном сокращении объемов геологоразведочных работ.
Роль России в мире как в настоящее время, так и в перспективе в значительной мере определяется ее богатейшим минерально-сырьевым потенциалом и эффективной стратегией его использования. Создание условий для рационального использования недр, соблюдение баланса интересов государства и недропользователя, объективная экономическая оценка запасов полезных ископаемых в недрах и их достоверный государственный учет являются важнейшими задачами органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования. Основополагающую роль в их решении играет государственная экспертиза выявленных и разведанных в недрах запасов полезных ископаемых. В процессе экспертизы оценивается достоверность широкого комплекса геолого-экономической документации. На основании заключений экспертизы принимаются решения о постановке запасов на государственный баланс и вовлечении месторождений в промышленное освоение.
Сегодняшняя деятельность органов геологоэкономической экспертизы осуществляется при отсутствии централизованного управления, единой системы и единого комплексного подхода к экспертизе запасов полезных ископаемых, в условиях территориальной разобщенности и несогласованности принимаемых решений. Практика работы экспертных органов показала, что во многих случаях имеет место декларативность экспертизы из-за отсутствия механизма оценки количественных характеристик геологоэкономической изученности месторождений и уровня риска их вовлечения в освоение.
Вхождение России в мировой рынок обусловливает необходимость разработки новой системы государственной экспертизы с учетом гармонизации отечественных стандартов в области классификации, учета и отчетности о запасах и ресурсах полезных ископаемых с требованиями международных организаций, регулирующих мировые финансовые и инвестиционные процессы. Указанные негативные факторы в ближайшей перспективе могут привести к существенному сбою в работе МСК и — как результат — к замедлению экономического развития и угрозе энергетической безопасности страны.
Эффективная политика России в сфере национальной минерально-сырьевой безопасности
требует также учета последствий глобализации минерально-сырьевых ресурсов и определения роли страны в будущем мировом минеральносырьевом обеспечении.
Позитивная тенденция стабилизации экономики и поставленные перед Правительством РФ задачи удвоения ВВП делают необходимой оценку влияния процессов глобализации на развитие МСК страны. Формируя более 40 % поступлений в доходную часть бюджета страны и обеспечивая более 80 % валютных доходов государства, хозяйственные структуры МСК осуществляют добычу полезных ископаемых на сумму более 4,5 трлн р. в год. Таким образом, можно утверждать, что МСК является ресурсным фундаментом государства, создавая базовые условия для осуществления структурного реформирования и модернизации экономики, обеспечивая ускоренный рост ВВП и повышение благосостояния населения.
По оценкам международных экспертов, общая (абсолютная) стоимость разведанных и предварительно оцененных минеральных ресурсов на территории Российской Федерации по категориям А + В + С 1 + С 2 составляет около 28,5 трлн долл. США, прогнозных запасов — около 140 трлн долл. США. Несмотря на столь значительный стоимостной потенциал МСК, сырьевой комплекс находится в очень
непростой ситуации. Это обусловлено тем, что более 70 % всех минеральных ресурсов расположены на территории азиатской части страны, так называемой сибирской кладовой, как правило, в местах не обеспеченных необходимой транспортной и энергетической инфраструктурой, характеризующихся дефицитом трудовых ресурсов. Усугубляется данная ситуация и тем, что на протяжении 1990-х гг. прирост выбывающих запасов полезных ископаемых обеспечивался только на 60-70 %, что привело к сокращению базы разведанных запасов, в зависимости от вида сырьевого ресурса, на 15 % и более.
Учитывая высокие темпы экономического развития Китая и тенденции его вытеснения европейским сообществом с сырьевого рынка африканских стран, можно предположить, что для обеспечения их ресурсной поддержки данное государство вынуждено будет начать
поиск и освоение новых сырьевых рынков. В первую очередь это будут сырьевые рынки Центральной Азии, представленные бывшими республиками Советского Союза, сырьевые рынки Монголии и юга азиатской части России. Из анализа технологий проникновения Китая на сырьевые рынки сопредельных стран, необходимо отметить, что усиление влияния Китая в государствах центральной Азии
Доля Российской федерации в структуре глобального мСК, %
Вид сырья Ресурсы Запасы Добыча Потребление
Газ 45 32 25,1 16,8
Алмазы 45 30 24 9,5
Бериллий 30 2 7 2
Тантал 26 48,6 1 2
Ниобий 24 50,3 1 0,5
Палладий 22,7 31,4 44,3 -
Уголь 17,4 10,3 5,4 4,8
Никель 15 27 24,6 1,8
Нефть 13 4,7 8,8 -
Редкоземельные элементы 12 18 2,1 0,9
Серебро 11 10 2,3 1,5
Золото 8 8 5 1
Уран 8 5 7 2
Платина 7,8 12,5 15,9 4
Медь 5 5 4,9 1,2
Бокситы 0,8 0,9 3,4 2,1
в течение 1990-х гг. осуществлялось по следующей схеме:
1. На базе привлечения государственного капитала и диверсификации деятельности совместных торговых предприятий Китай начинает активно участвовать в разведке и разработке полезных ископаемых, зачастую на основе приобретения геологической информации, наработанной центрально-азиатскими республиками еще в советский период.
2. К концу 1990-х гг. приоритетным направлением экономического сотрудничества Китая со странами Центральной Азии стало расширение транспортного сообщения, особенно в топливно-сырьевой сфере. Это затрагивает как модернизацию железнодорожного сообщения в целях расширения пропускной способности магистралей, так и строительство новых железнодорожных и автомобильных магистралей.
3. Ведется интенсивное внедрение Китая в топливно-сырьевую сферу государств Центральной Азии. Китаем приобретен 60 %-й пакет акций «Актюбинскнефти» (третье по величине месторождение Казахстана), ведутся работы по реабилитации Узеньского месторождения (второе по запасам нефти в Казахстане); осуществляется строительство нефтепровода из Западного Казахстана в Китай (до Карамая, Синьцзян-Уйгурский АР КНР) протяженностью 2600 км, а также нефтепровода от Узеня до границ с Туркменистаном. Китайской национальной нефтегазовой корпорацией предполагается вложить в течение 20 лет около 9,5 млрд долл. США в развитие нефтегазового сектора стран Центральной Азии. В Туркменистане Китай принимает участие в реабилитации крупного нефтяного месторождения Котудерп. Прорабатывается проект строительства газопровода Туркменистан-Китай-Япония протяженностью около 8 тыс. км, мощностью 30 млрд куб. м и стоимостью строительства около 10 млрд долл. США.
Высокая скорость проникновения Китая на сырьевые рынки государств Центральной Азии во многом обусловлена тем, что в свое время на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР был организован производственно-строительный корпус (ПСК). Более 20 % вклада в ВНП северо-западных районов Китая формируется за счет деятельности
ПСК специализированной военизированной структуры, обеспечивающей решение экономических и социально-политических проблем автономного района. К настоящему времени ПСК насчитывает около 2,5 млн человек и обеспечивает годовое валовое производство на сумму около 25 млрд юаней. Хозяйственноэкономическая специфика данной структуры, ее военная дисциплина, наличие положительного опыта торгово-экономических связей и применение эффективных технологий частного менеджмента позволяют предположить, что данный корпус может быть наиболее подготовлен для формирования кадрового резерва при осуществлении экономической, а затем и демографической экспансии на сырьевые рынки северных и западных соседей Китая, в т. ч. и сырьевые рынки юга Сибири и Дальнего Востока.
Республика Алтай, занимая особое геополитическое положение на стыке границ с тремя сопредельными государствами (Монголией, Китаем и Казахстаном) и обладая значительными запасами практически нетронутых разработкой минерально-сырьевых ресурсов, может стать точкой концентрированного и первоочередного приложения усилий этих государств в борьбе за освоение ими новых ресурсных рынков на территории юга Сибири. Тем более что информационные базы по геологическим изысканиям и оценке запасов минерально-сырьевых ресурсов на территории Горного Алтая с распадом Советского Союза остались на территории Казахстана. В связи с этим необходимо предусмотреть ряд упреждающих действий по продвижению общероссийских интересов на территорию данного субъекта Федерации. К первоочередным задачам обозначения их присутствия следует отнести экономическое укрепление приграничных территорий. В Республике Алтай это развитие туризма, освоение гидроэнергетических ресурсов и МСК.
Учитывая тенденции экономической борьбы на мировом рынке сырьевых ресурсов, ситуацию, сложившуюся в МСК РФ при расширяющемся интересе Китая к новым сырьевым рынкам на территории СНГ, целесообразно рассматривать в качестве приоритетного направления развития МСК освоение Россией минерально-сырьевой базы в Монголии
и южных областях Сибири и Дальнего Востока.
Наличие минеральных ресурсов Монголии исследовалось российскими геологами начиная с 1900 г. С 1925 г. и особенно после 1945 г. монгольскими и советскими геологами были начаты интенсивные и систематические поиски и добыча полезных ископаемых. Вблизи Улан-Батора, в Налайхе, была начата добыча бурого угля, в бассейне реки Еро добывалось золото, в Зуунбаяне — нефть. К 1980 г. в Эрдэнэте началась добыча меди и молибдена. В Восточной Гоби и Хэнтэе добывался флюорит экспортного качества. В других районах разрабатывались месторождения урана, олова, вольфрама, свинца, серебра и различных стройматериалов. Имеющаяся сегодня геологическая информация позволяет сделать вывод о значительных запасах золота на территории Монголии, где, кроме медно-молибденовых, широко распространены многочисленные свинцово-цинковые месторождения и проявления. Результатами проведенных в последнее время исследований является вывод о том, что центральная и южная части Монголии перспективны в отношении оруднения цветных металлов.
Также выявлены значительные проявления руд цветных металлов в приграничных зонах Российской Федерации и Монголии. Интенсивное освоение Россией минеральносырьевого рынка Монголии в условиях нарастающего дефицита минеральных ресурсов лежит в русле процессов глобализации, полностью соответствует стратегическим интересам Российского государства и обеспечит возможность покрытия сложившегося дефицита балансовых запасов МСК. Интенсивное развитие производительных сил в южной части Сибири позволит вначале экономически, а затем и демографически укрепить приграничные территории, участвовать в процессе освоения минерально-сырьевой базы Монголии, а также защитить собственный МСК в стратегически важных направлениях от возможной экономической, а затем и демографической экспансии со стороны южного соседа. Перенос экономических интересов России на минеральносырьевой рынок Монголии путем создания при поддержке государства мощной горнодобывающей компании на юге Сибири будет соответствовать долгосрочным стратегическим
интересам России в XXI в. и даст возможность избежать незавидной судьбы утраты контроля за собственными сырьевыми рынками, постигшей многие центрально-азиатских республики СНГ.
Одной из форм государственной поддержки при ускорении развития МСК на юге азиатской части России могли бы стать государственные гарантии банкам, инвестирующим средства в его развитие, обеспеченные стабилизационным фондом Российской Федерации. Вовлечение стабилизационного фонда страны в залоговый оборот для реализации крупных инвестиционных проектов в Сибири, направленных на развитие реального сектора экономики, позволит оживить банковскую систему, не вызовет инфляционных процессов, даст ряд мультипликативных эффектов, положительно влияющих на перерабатывающий сектор экономики, и создаст эффективный механизм экономической защиты от взятия под контроль южным соседом минерально-сырьевого рынка Сибири, что соответствует долговременным интересам экономического укрепления России.
На современном этапе совершенствования государственной политики в области использования и воспроизводства минерального сырья целесообразны:
—комплексные изменения в государственной политике использования недр;
—совершенствование законодательства, государственного управления и контроля в этой области;
—создание эффективного механизма привлечения инвестиций в МСК России;
—выработка стратегии развития минеральносырьевого и топливно-энергетического комплексов в средне- и долгосрочной перспективе.
Стратегическими целями России в области развития МСК и регулирования недропользования должны стать:
—обеспечение устойчивого экономического развития России, повышения благосостояния ее граждан;
—обеспечение геополитических интересов России на мировой арене как ведущей мировой державы;
—использование сырьевых ресурсов России в интересах как нынешнего, так и будущего поколения.
Общими принципами государственной политики в области минерального сырья и недропользования являются:
—управление развитием и использованием МСК страны в соответствии с долгосрочной государственной стратегией, среднесрочными и текущими программами изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы на основе долгосрочного (25-50 лет) прогнозирования уровней потребления основных видов минерального сырья;
— формирование балансов потребления и производства минерального сырья и отказ от заявительного принципа на получение прав пользования недрами, предоставление таких прав на конкурсной, аукционной основе в соответствии с утвержденными федеральными и региональными программами;
—обеспечение национального режима недропользования для иностранных инвесторов;
—закрепление ресурсов углеводородного сырья континентального шельфа России в качестве национального резерва — ресурсного фонда будущих поколений (за исключением спорных участков зон делимитизации) с особым устанавливаемым федеральным законом порядком принятия решений по вводу таких участков недр в эксплуатацию;
— совершенствование налогового законодательства в направлении, обеспечивающем функционирование МСК России в условиях
обостряющейся конкуренции на мировых рынках минерального сырья, справедливое распределение индивидуальных рентных возможностей каждого месторождения между государством и недропользователем (налоговое зонирование территории, специальное налоговое законодательство для МСК России);
—разработка комплекса внешнеполитических, экономических мер и создание условий для обеспечения доступа российских компаний к недрам государств — продуцентов минерального сырья, прежде всего государств, имеющих задолженность перед Россией;
—создание систем долгосрочного (25-50 лет) прогнозирования уровней потребления основных видов минерального сырья;
— формирование необходимых и достаточных объемов складских запасов минерального сырья;
—переход национальной экономики на ресурсосберегающий технологический уклад, обеспечение более полного извлечения минерального сырья, качества его переработки на основе последовательного повышения платности первичных ресурсов;
—дальнейшее разграничение компетенции (сфер ответственности) федерального центра, регионов и недропользователей за состояние, изучение и использование минеральносырьевой базы России, государственного фонда недр.