Научная статья на тему 'Об эффективном использовании минерально-сырьевого потенциала недр России'

Об эффективном использовании минерально-сырьевого потенциала недр России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2401
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫЕ РЕСУРСЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПОЛИТИКА НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ / МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ КОМПЛЕКС / РЕГИОНЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петров Олег Владимирович

В статье представлены сравнительные оценки минерально-сырьевого комплекса России и других стран. При этом минерально-сырьевые ресурсы рассматриваются как важнейший реальный потенциал для экономического развития страны. В настоящее время требуется смещение акцентов от технико-экономической к социально-экономической оценке минерально-сырьевых ресурсов. В этой связи важнейшей целью политики недропользования является обеспечение рационального и эффективного использования природно-ресурсного потенциала России с целью удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики страны и экспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об эффективном использовании минерально-сырьевого потенциала недр России»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 2 (183).

Экономика. Вып. 23. С. 20-28.

О. В. Петров

ОБ ЭФФЕКТИВНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО ПОТЕНЦИАЛА НЕДР РОССИИ

В статье представлены сравнительные оценки минерально-сырьевого комплекса России и других стран. При этом минерально-сырьевые ресурсы рассматриваются как важнейший реальный потенциал для экономического развития страны. В настоящее время требуется смещение акцентов от технико-экономической к социально-экономической оценке минерально-сырьевых ресурсов. В этой связи важнейшей целью политики недропользования является обеспечение рационального и эффективного использования природно-ресурсного потенциала России с целью удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики страны и экспорта.

Ключевые слова: минерально-сырьевые ресурсы, национальная экономика, политика недропользования, минерально-сырьевой комплекс, регионы, социально-экономическая эффективность, государственная политика.

Вопросы взаимосвязи социально-экономического развития с наличием и использованием минерально-сырьевого фактора являются предметом дискуссий как на теоретическом, так и на практическом уровне.

Многие экономисты склонны рассматривать отношение государства к богатствам российских недр как одну из основных причин нашей технической и технологической отсталости.

Однако существует реальная практика позитивного развития стран, имеющих высокий уровень добывающего сектора в экономике и являющихся успешными в мировой хозяйственной системе (США, Канада, Австралия, Норвегия).

Обеспеченность страны природными ресурсами — важнейший экономический и политический фактор развития общественного производства. Структура природных ресурсов, размеры их запасов, качество, степень изученности и направления хозяйственного освоения оказывают непосредственное влияние на экономический потенциал страны. Хозяйственное освоение природных ресурсов создает реальные возможности привлечения крупномасштабных инвестиций. Наличие богатых и эффективных природных ресурсов дает широкий простор для социальноэкономического развития регионов страны.

В современном мире природные богатства того или иного государства, его географическое расположение на карте мира в значительной мере предопределяют направления и движущий вектор магистрального социально-экономического развития этого государства. Если в начале прошлого столетия влияние этих двух факторов было незначительным, но по мере научнотехнического развития, расширения межгосу-

дарственных связей и обострения противоречий в развитии мировой экономики влияние этих факторов усиливается и становится преобладающим.

В последние годы спектр концепций поддержания роста в ресурсно-зависимой экономике достаточно широк: от многочисленных критиков «ресурсного проклятия» до сторонников сырьевой теории роста.

До середины XX столетия доминировало представление, что экспорт природных ресурсов является важнейшим средством роста экономики Канады, отсюда и термин «теория сырьевого роста» в отношении развития Канады.

В 1950-1960-е гг. большинство экономистов считают, что наличие богатых запасов полезных ископаемых способствует быстрому росту экономики. Сторонники сырьевой теории роста утверждали, что в отсталых районах экономический рост обычно начинается с бума в сфере добычи природных ресурсов, который привлекает труд и капитал. По мере его продолжения прибыли сырьевого сектора реинвестируются в местную инфраструктуру и в отрасли, создающие добавленную стоимость [1]. Однако в 1980-е гг. данное представление было вытеснено новой теорией, получившей название «ресурсное проклятие». Нефтяной бум 1972-1974 гг. привел к появлению многочисленных статей, в которых следствием ресурсного изобилия были названы растрата ресурсов и громадные долги.

Термин «ресурсное проклятие» был предложен английским экономистом Ричардом Аути в начале 1990-х гг. для описания беспрецедентного падения уровня жизни в странах-экспортерах нефти в 1970-1980-е гг. За два с лишним десяти-

летия, прошедших с начала введения нефтяного эмбарго в 1973 г., вызвавшего резкое повышение цен на нефть, до их рекордного падения в 1998 г.. валовой внутренний продукт на душу населения в странах ОПЕК снижался на 1,3 % в год, тогда как в остальных развивающихся странах рос больше чем на 2 % в год.

И сейчас нет единства мнений по поводу того, каков же механизм «ресурсного проклятия». Одни исходят из того, что доходы бюджета сырьевых стран мало предсказуемы, а это мешает добиться долгосрочного стабильного роста. Другой часто обсуждаемый эффект — «голландская болезнь», когда рост доходов в добывающих отраслях приводит к стагнации перерабатывающей промышленности. Еще один механизм проявления «ресурсного проклятия» связан с недостаточным развитием в богатых ресурсами странах человеческого потенциала.

Существует мнение, что добыча и переработка минерального сырья и горнорудное производство — это удел развивающихся стран, однако на шесть стран: Австралию, Китай, США, Россию, Канаду, Южно-Африканскую Республику приходится более половины (по стоимости) добываемого в мире минерального сырья. Они обеспечивают современную промышленность подавляющим большинством видов полезных ископаемых. Это минерально-сырьевые гиганты, потенциал которых активно вовлечен в мировую экономическую систему и является гарантией нормального функционирования всего мирового промышленного производства. Высокий уровень развития в большинстве таких стран достигнут за счет интенсификации добычи и переработки собственных природных ресурсов [2].

Таким образом, следует говорить о необходимости дифференцированного подхода к оценке влияния минерально-сырьевого комплекса (МСК) в зависимости от ряда факторов. В каждой стране роль МСК определяется многими факторами, общими из которых являются:

- состояние собственной минеральносырьевой базы (МСБ);

- степень рационального использования минеральных ресурсов;

- глубина переработки минерального сырья в стране;

- уровень спроса и потребления минеральной продукции;

- социально-политические условия (национально-этнические, занятость населения на тер-

риториях освоения, распределение доходов от недропользования и др.);

- степень вовлеченности национальной экономики в мировые интеграционные процессы;

- уровень экономического развития страны;

- системообразующая роль минеральных ресурсов при освоении крупных запасов сырья в районах нового хозяйственного освоения;

- глобальные тенденции развития мировой экономики.

В тех случаях, когда развитие ресурсного сектора на экспорт стимулировало рост отраслей, производивших средства производства для сырьевого сектора (нижних этажей производственного цикла), и отраслей, связанных с переработкой сырья (верхних этажей), экономика, основанная на ресурсном экспорте, постепенно диверсифицировалась. Наоборот, если связи ресурсного сектора с остальной экономикой были слабыми (например, когда средства производства ввозились из-за рубежа), возникало только анклавное экспортное производство, и страна попадала в ловушку сырьевой специализации.

Большинство крупных предприятий горнодобывающей, металлургической, нефтегазовой отраслей промышленности во всем мире являются градообразующими. Поэтому свертывание их производства создает крупные социальные и экономические проблемы.

Экономическое развитие страны и региона определяется не столько количеством добытого сырья, сколько умением рационально, грамотно и инновационно им пользоваться. В пример можно привести ту же Норвегию. По мере падения добычи ее сырьевые компании переходят все больше на производство наукоемкой, технологичной и ресурсосберегающей продукции.

Устойчивое развитие предполагает, как известно, единство решения экологических, социальных, политических и экономических проблем. При этом на этапе экстенсивного роста минеральные ресурсы выступают мощным ускорителем социально-экономического прогресса. Высокий уровень экономического развития в большинстве развитых стран достигнут за счет интенсификации добычи и переработки собственных природных ресурсов. В частности, освоение минеральных ресурсов фактически является одним из главных стимулов в экономическом развитии территорий Сибири и Дальнего Востока.

Минерально-сырьевым ресурсам (МСР) России также отводится ключевая роль в реализации концептуальных положений национальной экономической безопасности страны [3].

Сравнительные оценки МСК России с другими странами

Современное положение настоятельно требует смещения от технико-экономической к социально-экономической оценке минерально-сырьевых ресурсов. Социальная ценность в конечном счете означает вклад от освоения и добычи того или иного минерально-сырьевого ресурса в решение социально-экономических проблем и страны в целом, и конкретной сырьевой территории.

Развитие перерабатывающих отраслей промышленности, в том числе на основе передовых технологий, немыслимо без широкого использования минерального сырья как исходного продукта. Наиболее развитые в промышленном отношении страны одновременно являются и странами с максимальным потреблением на душу населения первичных энергоресурсов и продукции минерально-сырьевого комплекса. Объемы потребления минерального сырья на душу населения положительно коррелируют с уровнем экономического развития стран. Развитые страны (США, Англия, Германия, Франция, Япония), на долю которых приходится 16 % населения Земли, используют более половины добываемых в мире полезных ископаемых. Картина для отдельных видов сырья еще более впечатляющая. Развитые страны потребляют более 80 % урана, около 77 % меди, 72 % свинца, 59 % цинка, 67 % никеля, от 50 до 80 % олова, вольфрама, молибдена, более 50 % фосфатного сырья.

По добыче минерального сырья на душу населения Россия не отстает от развитых государств — примерно 700 долл. в год по сравнению с 500 долл. с США. Но США ввозят примерно столько же сырья, сколько добывают сами, в год потребляется примерно в 7 раз больше нефти, чем в России, хотя по численности населения мы отстаем от США в 2 раза.

По высокой доле экспорта сырьевых товаров в ВВП страны Россия стоит в одном ряду с такими странами, как Саудовская Аравия, Бруней, Кувейт, Бахрейн, Венесуэла, Чили, ЮАР и др. Промышленность многих сырьевых стран носит односторонний характер, но уровень жизни там

высокий за счет небольшого количества населения и высокой горной ренты. Норвегия продает 90 % добытого газа и нефти, но занимает первое место в мире по выработке электроэнергии на душу населения (29 тыс. кВтч — в 2 раза больше, чем в США). Вырученные от продажи сырья деньги возвращаются в экономику инвестициями в наукоемкое производство и социальную сферу.

Занимая лидирующие позиции по обеспеченности МСР, при расчете на душу населения и на 1 км2 площади Россия находится в 3-4 десятках добывающих стран. За последние 10 лет существенно снизились показатели абсолютного потребления продукции из минеральных ресурсов. Например, в общемировом объеме в 1991 г. Россия потребляла 10,1 % алюминия, а в настоящее время — всего лишь 1,1 %, потребление меди снизилось с 5,8 % до 0,7 %, а никеля — с 18,9 до 1,6 % [4. С. 114-134].

Важным фактором в анализе спроса минерально-сырьевой продукции является интенсивность использования. США, например, имея всего 1,9 % мировых подтвержденных запасов нефти, ежегодно добывают ее больше, чем Россия, у которой более 13 % мировых запасов. В США ежегодно добывают почти столько же, сколько и в России, природного газа, тогда как запасы его составляют 3,4 % от мировых, против 34 % у России. Угля в США добывают практически в 3 раза больше, чем в России [Там же]. Экономическое развитие страны и региона определяется не столько количеством добытого сырья, сколько умением рационально, грамотно и инновационно им пользоваться.

Действительно, по разведанным запасам газа, никеля, серебра, золота, платиноидов, алмазов Россия занимает первые места в мире. Но перерабатывать сырье в полной мере страна не в состоянии: для этого нужно в 2 раза больше энергии. В России на душу населения вырабатывается чуть больше 5 тыс. кВтч электроэнергии. По этому показателю страна не входит даже в двадцатку ведущих стран мира [5. С. 112-121]. Многие из месторождений имеют неблагоприятное географическое положение. Себестоимость добычи даже золота в северных регионах выше, чем его можно приобрести на Лондонской бирже металлов.

Таким образом, в настоящее время четко просматривается тенденция дифференциации стран на преимущественно потребляющие

и преимущественно производящие минеральное сырье. Борьба за источники дешевого сырья, увеличение дисбаланса цен между промышленной продукцией и сырьем, на котором во многом базируется экономическое процветание и высокий жизненный уровень стран Запада, становятся определяющим фактором не только для мировой экономики, но и геополитики. В этой ситуации для России стабилизирующая роль минеральносырьевого комплекса для экономики существенно возрастает.

В России минеральные ресурсы представляют собой важнейший фактор формирования бюджета, благополучия населения страны и конкурентоспособности национальной экономики. Сегодня освоение и воспроизводство минеральных ресурсов создает социально-экономические условия устойчивого экономического роста страны и ее регионов.

В недрах России сосредоточено 30 % мировых запасов природного газа, 50 % алмазов, 25 % запасов никеля, 17 % олова, 10 % нефти. Как следствие, Россия занимает лидирующие позиции в сфере добычи основных видов полезных ископаемых. До последнего времени освоение минеральных ресурсов в национальной экономике определяло: более 50 % доходной части бюджета, более 70 % экспорта и валютной выручки, 100 % стабилизационного фонда, около 60 % объемов производства промышленной продукции.

Кроме того, освоение МСР определяет развитие всех базовых отраслей российской экономики, способствует созданию новых рабочих мест и является необходимым условием для совершенствования военно-промышленного комплекса государства и создания необходимого стратегического запаса и потенциала; создает необходимые предпосылки для дальнейшего развития инфраструктуры России, укрепления национального присутствия в отдаленных регионах и защиты отечественных геополитических интересов.

Российский минерально-сырьевой комплекс играет важную роль во всех сферах жизнедеятельности государства:

- обеспечивает устойчивое снабжение отраслей экономики минерально-сырьевыми ресурсами и способствует формированию прочной промышленной базы, удовлетворяющей потребности как промышленности, так и сельского хозяйства. Предприятия, входящие в состав МСК, обеспечивают более 50 % валового внутреннего продукта страны. Добыча сырья

предъявляет спрос десяткам смежных отраслей промышленности. Металлургические грузы составляют около 35 % грузооборота отечественных железных дорог, черная и цветная металлургия расходуют 25 % ресурсов топлива и энергии, потребляемой промышленностью [6. С. 92]. Мультипликативный эффект от освоения минеральных ресурсов отражается на работе всех базовых отраслей российской экономики и, как следствие, способствует созданию новых рабочих мест, улучшению условий труда, адаптации различных слоев населения и социальных групп к новым экономическим отношениям, повышению качества жизни;

- добыча и переработка полезных ископаемых составляет основу экономики благополучных территорий Российской Федерации. Объемы экспортных поступлений в бюджет государства прямо или косвенно обеспечиваются в основном за счет разработки минерально-сырьевых богатств страны, именно минерально-сырьевой комплекс России формирует стабилизационный фонд России;

- составляет основу оборонного могущества страны. Развитая сырьевая база является необходимым условием для совершенствования военно-промышленного комплекса государства. Освоение минеральных ресурсов создает необходимые предпосылки для дальнейшего развития инфраструктуры, сохранения территориального единства страны за счет присутствия в отдаленных регионах и защиты отечественных геополитических интересов. Стратегическое значение МСР неизбежно придает геологии роль инструмента выработки и соблюдения государственных геополитических интересов России. Это касается как стратегии освоения крупнейших месторождений на территории России, так и закрепления российских приоритетов на континентальном шельфе в Каспийском, Черном, Баренцевом, Охотском и Беринговом морях, в Мировом океане, Арктике и Антарктике. Добывающие предприятия в удаленных необжитых районах создают условия для развития производственной и социальной инфраструктуры, повышения занятости местного и мигрирующего населения в основном производстве и сфере услуг, увеличивают поступление средств в бюджеты всех уровней, укрепляют национальную безопасность через присутствие государственных и негосударственных структур и населения в удаленных пограничных районах;

- составляет основу крупного отечественного бизнеса, соответствуя основной мировой тенденции развития. Важным фактором развития МСБ являются также позиции России на мировом рынке минерального сырья. Минеральносырьевые предприятия занимают ведущие места не только в российской экономике. Из 200 крупнейших мировых компаний к сырьевому сектору относятся 90, на долю которых приходится 80 % общего объема реализации продукции. В условиях переходной экономики появляется еще одна функция, стимулирующая в условиях глобализации мировой экономической системы переход к корпоративному сотрудничеству и развитие адекватной рыночной инфраструктуры;

- занимает важное место в социально-экономическом развитии отдельных территориальноадминистративных единиц, обеспечивает социальную стабильность. Топливно -энергетический комплекс России является важнейшим инфраструктурным фактором, обеспечивающим насущные потребности населения и государства в тепле и электроэнергии, газе, угле и моторном топливе. В России практически все крупные компании, входящие в состав МСК или же связанные с ним, являются градообразующими. В ряде регионов России добывающая промышленность является профилирующей и, включая обслуживающие отрасли, обеспечивает до 75 % рабочих мест. Ключевое значение имеют стабилизация и улучшение социально-экономического положения в кризисных субъектах Российской Федерации (Северный Кавказ), районах особых геополитических интересов (Курильские острова, Чукотка, Чукотский автономный округ, Магаданская обл. и др.), в депрессивных районах Крайнего Севера, включая территории проживания малочисленных народностей Сибири и Дальнего Востока, поскольку такие районы, как правило, не обладают более эффективной, чем добывающая, промышленностью. Таким образом, развитие данного сектора экономики будет обеспечивать повышение уровня благосостояния населения и снижение социальной напряженности;

- способствует развитию международных интеграционных процессов. Российский экспорт нефти и газа в немалой степени формирует конъюнктуру мирового энергетического рынка и играет важную роль в обеспечении энергетической безопасности Европы, где доля российского газа составляет свыше 60 %. Анализ текущего состояния, проблем и тенденций развития мине-

ральных ресурсов важен как для формирования собственно энергетической стратегии России, так и для энергетического и политического диалога «Россия — Европейский Союз». Россия занимает особое место среди поставщиков энергии с точки зрения объемов, запасов, географии (особая роль в транзите энергоресурсов) и надежности (стабильности) поставок. В условиях, когда одной из главных проблем для мирового сообщества стала проблема безопасности — в самых разных аспектах ее понимания, включая проблему энергетической безопасности, — Россия становится ключевым игроком глобальной экономики и политики. С другой стороны, велика роль энергетических ресурсов в формировании новых энергетических центров на востоке России и в выходе на рынок сбыта энергетических ресурсов, которые могут быть использованы в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и странах Северо-Восточной Азии (СВА), что в целом определяет долгосрочную перспективу социально-экономического развития нашей страны, а также общую геополитическую обстановку на континенте.

В региональном плане минеральные ресурсы:

- составляют основу ВРП и социальной стабильности регионов России;

- создают предпосылки реализации национальных мегапроектов: строительство Восточного нефтепровода (ВСТО), Балтийской трубопроводной системы, транспортного коридора «Урал промышленный — Урал полярный»;

- являются сильнейшим элементом политического влияния в мире.

Освоение МСР России характеризуется высокой концентрацией производства и в значительной степени монопольным характером:

- основная добыча по 10 видам полезных ископаемых (в том числе по газу, полиметаллам, хромитам, платиноидам и др.) осуществляется практически одной корпорацией;

- два предприятия добывают 100 % алмазов;

- девять предприятий добывают более 80 % нефти.

Существенное влияние развития МСК испытывают как смежные отрасли, так и регионы. Подавляющее большинство горнодобывающих компаний являются в регионах градообразующими и бюджетообразующими.

Социально-экономические эффекты освоения минеральных ресурсов для развития регионов определяются:

- вкладом горнодобывающей промышленности в валовой региональный продукт и в объемы промышленного производства, например в таких субъектах Федерации, как Магаданская, Амурская области, Республика Хакасия более 40 % ВРП образуется за счет эксплуатации минерально-сырьевого комплекса, а доля МСК в промышленной продукции данных регионов составляет, соответственно, 74, 56 и 53 %;

- поступлениями в бюджеты регионов (например, в Курской, Тюменской, Оренбургской, Магаданской областях, Республике Татарстан более 20 % доходов региональных бюджетов составляют поступления от освоения МСБ, в Томской области — более 30 %, в Республике Саха (Якутия) — более 40 %);

- обеспечением занятости населения в традиционных и новых горнодобывающих регионах страны (например, только в добывающих отраслях промышленности таких субъектов, как Кемеровская, Магаданская области, Чукотский АО работает более 10 % занятого в экономике этих регионов населения; в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах — более 20 %). При этом необходимо принимать во внимание мультипликационный эффект, которым обладает освоение МСБ в сфере занятости (одно рабочее место, созданное в добывающих отраслях промышленности способствует созданию в среднем 5-6 рабочих мест в сопряженных отраслях экономики);

- развитием межрегиональной кооперации, смежных отраслей промышленности (потребителей сырья, производителей технологий, оборудования, сервиса). Ярким примером здесь может служить Липецкая область. Не имея своей минерально-сырьевой базы, тем не менее за счет развития кооперационных связей с регионами Сибири и Дальнего востока в Липецкой области создан развитый производственный комплекс, обеспечивающий до 75 % объемов промышленного производства, половину ВРП и более 20 % доходов регионального бюджета;

- развитием транспортной, энергетической, социальной инфраструктуры. Как свидетельствует практика, освоение минерально-сырьевой базы субъектов Федерации Сибири и Дальнего Востока помогает развивать инфраструктуру этих регионов, повышая, в свою очередь, их инвестиционную привлекательность.

Проведенный анализ показал, что ярко выраженный ресурсный уклон имеют 27 субъектов

Федерации, которые обеспечивают 90 % минерально-сырьевого потенциала недр.

В регионах есть субъекты Федерации с высоким и выше среднего уровнем освоения минерально-сырьевой базы (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Ненецкий АО, Мурманская, Иркутская, Томская, Свердловская, Челябинская области, Республика Саха (Якутия)).

Есть субъекты, которые имеют дальнейшие перспективы освоения минерально-сырьевых ресурсов (Чукотский АО, Омская, Новосибирская, Амурская области, Еврейская Автономная область). При этом социально-экономическое развитие этих регионов требует, с одной стороны, ускоренного воспроизводства и освоения минерально-сырьевой базы, с другой стороны, широкому вовлечению минерально-сырьевой базы в хозяйственный оборот будет способствовать создание инфраструктуры осваиваемых участков недр. Несомненно, намеченное Правительством РФ инфраструктурное освоение Сибири и Дальнего Востока, Полярного Урала даст ускорение геологическому изучению недр, что позволит ожидать открытие новых перспективных к освоению месторождений полезных ископаемых.

Прогнозные расчеты свидетельствуют, что освоение перспективных месторождений в центрах экономического развития Сибирского федерального округа может принести в региональные бюджеты к 2030 г. (в ценах 2006 г.) более 60 млрд р. налоговых доходов, Дальневосточного федерального округа — более 100 млрд р.

На основе данных геологической изученности регионов, стоимостного анализа МСБ и оценки влияния ее освоения на социально -экономическое развитие регионов, а также страны в целом впервые были выделены 28 перспективных центров экономического развития (ЦЭР), большая часть которых находится в районах нового освоения на территории Полярного Урала, Сибири, Дальнего Востока. Идея выделения ЦЭРов на данных территориях созвучна подходам к развитию промышленнных агломераций Нобелевского лауреата 2008 г. — профессора Принстонского университета Пола Кругмана, согласно теории которого при определенных условиях возникает так называемое «ядро», куда, в конечном счете, стекаются капиталы и люди. Сетевые взаимодействия ускоряют внедрение инноваций и приводят к быстрому развитию

агломераций. Результатом формирования ЦЭРов должно стать:

- повышение доходов в бюджет путем широкого вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов,

- масштабное освоение новых территорий и ускорение развития экономически отсталых регионов,

- формирование и дальнейшее укрепление интеграционных социально-экономических связей с другими регионами,

- повышение минерально-сырьевой независимости и экономической безопасности России.

Исследуя роль минерально-сырьевого сектора в экономике ресурсодобывающих стран, мы показали, что существует два принципиально разных способа его воздействия на экономику. Первый способ характеризуется экспортной ориентированностью горнорудной промышленности, когда из страны вывозится подавляющее количество природных ресурсов и их влияние на ВВП ограничивается долей экспортных поступлений. Сектор определяет лишь структуру занятости в стране и налоговых поступлений в бюджет. Это не самый эффективный путь развития. Альтернативный способ используют страны с развитым минерально-сырьевым комплексом (США, Канада), где производят глубокую переработку значительной части минеральной продукции. В этом случае эффект комплекса, распространяясь по сопряженным цепочкам, многократно усиливается в транспортной и перерабатывающей отраслях, в сфере услуг. Значительно возрастает добавленная стоимость продукции и услуг, инициированных первичным сектором экономики, к которому относится горнорудная промышленность. Для примера приведем оценки мультипликаторов добычи полезных ископаемых на ВВП для ЮАР и Канады. Для первой коэффициент мультипликации составляет 6,5, а для второй — 9,3. Таким образом, с позиции обеспечения социально-экономического развития регионов второй способ использования МСК, безусловно, более предпочтителен, поскольку обеспечивает не только внешний (подверженный значительным конъюнктурным изменениям) спрос на сырьевую продукцию, но и на внутренний спрос — на продукцию глубокой переработки МСР и услуги сопряженных отраслей.

Таким образом, можно утверждать, что социально-экономическое развитие, геополитическое положение и роль России в мировом сообществе

в настоящее время и в перспективе в значительной мере определяются ее минерально-сырьевым потенциалом и государственной стратегией его освоения и использования. Потенциальная ценность балансовых запасов полезных ископаемых России позволяет рассматривать МСК в качестве ресурсного фундамента государства, формирующего базовые условия для осуществления структурного реформирования и модернизации экономики, обеспечивая ускоренный рост ВВП и повышение благосостояния населения.

В то же время преобладающая экспортная сырьевая ориентация при отсутствии механизмов влияния на мировой и региональные рынки усугубляет опасную зависимость экономики сырьевых регионов и страны в целом от внешней конъюнктуры, ослабляет возможность комплексного развития собственных высокотехнологичных перерабатывающих производств и при резком снижении мировых цен приводит к масштабным негативным социальным последствиям в регионах России и глубокому кризису одновременно во всех технологически связанных отраслях: геологоразведке, добыче, переработке, машиностроении, строительстве, транспорте, энергетике, о чем свидетельствует современная кризисная ситуация.

Нет сомнения в том, что эксплуатация сырьевых ресурсов и в дальнейшем будет играть роль одного из главных движущих факторов социально-экономического развития сырьевых регионов. При этом степень влияния ресурсного фактора напрямую будет зависеть от того, в какой мере удастся сохранить конкурентоспособность добычи полезных ископаемых, а также от возможностей вовлечения в хозяйственный оборот новых месторождений.

Государственная политика в сфере освоения минеральных ресурсов взаимосвязана с другими видами государственной политики, а именно:

- региональной экономической политикой через поддержание и развитие минеральносырьевого сектора экономики; направления и формы интеграции минерально-сырьевого сектора с другими отраслями хозяйства как внутри субъекта Федерации, так и в рамках межрегионального экономического взаимодействия; диверсификацию экономики добывающих территорий в направлении повышения значения отраслей и производств, связанных с выпуском продукции с повышенной добавленной стоимостью;

- социальной политикой в отношении: поддержания занятости трудоспособного населения как в рамках минерально-сырьевого сектора, так и в отраслях-смежниках, поставляющих необходимое оборудование и выполняющих сервисные и вспомогательные работы; обеспечения достойных условий труда и жизнедеятельности на данных территориях; защиты исконных прав коренных народов на ведение традиционных образа жизни и хозяйственной деятельности на территориях, передаваемых для поисков, разведки и последующей разработки полезных ископаемых;

- технической и технологической политикой в минерально-сырьевом секторе экономики региона благодаря: использованию передовых и современных методов и технологий поиска, разведки и освоения месторождений полезных ископаемых; повышению технического уровня в отраслях и производствах, связанных с обеспечением поиска, разведки и добычи полезных ископаемых; антимонопольной политике в ведущих секторах экономики, направленной на поддержание конкурентной среды не только в минеральносырьевой сфере, но и в обслуживающих и вспомогательных отраслях экономики добывающих территорий;

- природоохранной политикой с помощью: реализации рациональных стратегий освоения и разработки месторождений полезных ископаемых, которые обеспечивали бы долгосрочные экономические интересы территории; сохранение и поддержание окружающей среды в состоянии, пригодном для проживания людей и др.; устранения и предотвращения негативных экологических последствий на территории;

- внешнеэкономической политикой с целью удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики страны и экспорта, повышения конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке и принципиальных структурных преобразований.

В этой связи важнейшей целью политики недропользования является обеспечение рационального и эффективного использования природно-ресурсного потенциала России с целью удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики страны и экспорта.

Достижение цели должно обеспечивать осуществление принципиальных структурных преобразований, исключающих неэффективное ресурсорасточительное природопользование, соз-

дание экономических механизмов комплексного решения задач рационального использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, включая государственную поддержку новых методов и способов изучения, прогнозирования, мониторинга состояния природной среды, совершенствование взаимоувязанных систем кадастров на основе цифровых геоинформацион-ных систем.

Минерально-сырьевые ресурсы — важнейший реальный потенциал для экономического развития страны. Успешное функционирование МСК, особенно в последнее время, обеспечивает государству возможность решать социальнополитические задачи, обслуживать внешний долг, инвестировать в реальный сектор, осуществлять техническое перевооружение и развитие всего народного хозяйства, продолжать конверсию и обеспечивать тем самым увеличение доли высокотехнологичной продукции, конкурентоспособной на мировых рынках.

Всестороннее содействие развитию отечественной перерабатывающей промышленности на базе добывающего комплекса — главный резерв превращения России в ведущую экономическую державу с высоким уровнем жизни для большинства населения. Государство должно всячески способствовать развитию перерабатывающей промышленности на базе добывающего комплекса.

Государственная политика России в области минерального сырья должна учитывать как текущие тактические задачи, так и быть направлена на решение стратегических целей. Минеральное сырье может служить фактором экономического развития только при последовательном и сбалансированном развитии добывающего, социального и технологического секторов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение необходимо подчеркнуть, что важнейшей проблемой, стоящей перед органами государственной власти, является обеспечение рационального использования минеральных ресурсов в интересах всего общества, а не нескольких корпоративных групп (Норникель, Русал, Лукойл и др.).

Ожидания, что в условиях рынка интересы Федерации, регионов, горнодобывающих компаний и др. сами постепенно уравновесятся, не оправдались. Решение этой задачи государством возможно лишь путем гармоничного сочетания, с одной стороны, региональной социальноэкономической политики, с другой — полити-

ки в области рационального недропользования и воспроизводства МСБ.

Это требует:

- совершенствования системы налогообложения путем изменения порядка распределения доходов между субъектами Федерации и «Центром», которые в настоящее время не позволяют сырьевым регионам в сколько-нибудь значительных размерах использовать текущие доходы от освоения минерально-сырьевой базы для формирования финансовых источников долговременного экономического роста;

- реформирования институциональной базы, связанной с использованием МСР данной территории, в частности, в вопросах регулирования использования недр естественными монополиями; создания конкурентной среды и антимонопольной деятельности; упорядочения взаимоотношений между территориями и недропользователями с вертикально интегрированными компаниями, постепенно утрачивающими интерес к истощающимся ресурсам; привлечения иностранных инвестиций;

- системной увязки региональных схем развития и размещения производительных сил, инве-

стиционных программ и программы воспроизводства минерально-сырьевой базы России.

Список литературы

1. Watkins, M. H. A Staple Theory of Economic Growth / M. H. Watkins // Canadian Journal of Economics and Political Science. 1963. Vol. 29. May.

2. Ставский, А. П. О рейтинге стран-произво-дителей твердых видов минерального сырья / А. П. Ставский // Минерал. ресурсы России: экономика и упр. 1998. № 1.

3. Указ Президента Российской Федерации от 10 янв. 2000 г. № 24; Решение Совета Безопасности Российской Федерации от 28 марта 2001 г. «О сырьевой безопасности России в XXI веке».

4. Ягольницер, М. А. Роль минеральносырьевого сектора экономики в постиндустриальном развитии / М. А. Ягольницер, Т. В. Ситро // ЭКО. 2001. № 3.

5. Захарова, Т. В. Служат ли минеральные ресурсы фактором экономического роста? / Т. В. Захарова // ЭКО. 2002. № 7. С. 112-121.

6. Ягольницер, М. А. Роль минерально-сырьевого комплекса в экономике России / М. А. Ягольницер, Т. В. Ситро // ЭКО. 2002. № 7. С. 89-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.