Научная статья на тему 'Влияние процессов глобализации на формирование этноцентризма'

Влияние процессов глобализации на формирование этноцентризма Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
624
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобализация / этнокультура / культура / этноцентризм / социальные проблемы / экономические проблемы / политические проблемы / ethnic cultures / the exchange / the values accepted / the social needs / globalization / ethnocentrism / social problems / economic problems / political problems

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Березина Анна Валерьевна

В данной статье рассматриваются взгляды на процесс глобализации и ее влияние на этнокультуры и формирование этноцентризма. Автор опирается в основном на работы, опубликованные в англоязычных изданиях Европы и Соединенных Штатов Америки. Данные работы представляют наибольший интерес, так как их авторы опираются на первоисточники и приводят огромный фактологический материал. Автор показывает, что, рассматривая глобализацию в этнокультурном аспекте, исследователи не едины в своем мнении. До сих пор не существует четко принятого опре-деления категории «глобализация», нет общепринятого понятия категории «культура». Данное положение дел затрудняет проведение совместных исследований и разработок, тем не менее политологи, экономисты и социологи отмечают, что следствиями глобализации являются не только аспекты гомогенизации, а даже, наоборот, усиление этноцентризма через процессы поляризации и гибридизации. В ряде работ утверждается, что следствием культурной поляризации может явиться прекращение взаимодействия элементов различных региональных культур, их обособление. Культурологи выделяют следующие факторы, определяющие динамику этноцентризма: социальные, политические и экономические, гендерные и возрастные. Они могут как уменьшать, так и увеличивать тенденцию к этноцентризму. Исследования показывают, что этноцентризм может одновременно проявляться в двух и более взаимодействующих культурах. Приток ми-грантов выделяется как один из существенных факторов развития этноцентризма, что, в свете современных событий, актуализирует по данному направлению исследовательскую работу. Сама же миграция уже является следствием социально-политических и экономических изменений в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF GLOBALIZATION ON THE FORMATION OF ETHNOCENTRISM

The paper covers views on globalization and its impact on the formation of ethnic culture and ethnocentrism. The author relies mainly on contemporary English-language publications in Europe and the United States. These works are of the greatest interest, because their authors rely on primary sources and convey extensive factual material. The author shows that the researchers aren't unanimous in their opinions when looking at globalization through an ethno-cultural aspect. Until now, there is no clearly ac-cepted definition of the category of "globalization". there is no generally accepted notion of the category of "cul-ture". This situation makes it difficult to conduct joint research and development. However, political scientists, economists and sociologists point out that the conse-quences of globalization are not the only aspects of the homogenization, but on the contrary, increased ethno-centrism through the processes of polarization and hy-bridization have an influence. In a number of the works it is alleged that the consequence of the cultural polariza-tion may be the termination of the interaction of elements of different regional cultures and their separation. Researcher pick out the following factors as determining the dynamics of ethnocentrism: social, political and eco-nomic factors, gender and age. They can reduce and in-crease the tendency to ethnocentrism. Studies show that ethnocentrism can become apparent simultaneously in two or more interacting cultures. The influx of migrants stands out as one of the essential factors in the devel-opment of ethnocentrism that, in the light of recent events in this field, updates, makes this research topical. Migration itself is already the result of socio-political and economic changes in the world.

Текст научной работы на тему «Влияние процессов глобализации на формирование этноцентризма»

Социологические, философские и политологические науки Sociologica, Philosophicall and Political Science

УДК 304.2

БЕРЕЗИНА Анна Валерьевна,

Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург, Россия

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОЦЕНТРИЗМА

В данной статье рассматриваются взгляды на процесс глобализации и ее влияние на этнокультуры и формирование этноцентризма. Автор опирается в основном на работы, опубликованные в англоязычных изданиях Европы и Соединенных Штатов Америки. Данные работы представляют наибольший интерес, так как их авторы опираются на первоисточники и приводят огромный фактологический материал.

Автор показывает, что, рассматривая глобализацию в этнокультурном аспекте, исследователи не едины в своем мнении. До сих пор не существует четко принятого определения категории «глобализация», нет общепринятого понятия категории «культура». Данное положение дел затрудняет проведение совместных исследований и разработок, тем не менее политологи, экономисты и социологи отмечают, что следствиями глобализации являются не только аспекты гомогенизации, а даже, наоборот, усиление этноцентризма через процессы поляризации и гибридизации. В ряде работ утверждается, что следствием культурной поляризации может явиться прекращение взаимодействия элементов различных региональных культур, их обособление. Культурологи выделяют следующие факторы, определяющие динамику этноцентризма: социальные, политические и экономические, гендерные и возрастные. Они могут как уменьшать, так и увеличивать тенденцию к этноцентризму. Исследования показывают, что этноцентризм может одновременно проявляться в двух и более взаимодействующих культурах. Приток мигрантов выделяется как один из существенных факторов развития этноцентризма, что, в свете современных событий, актуализирует по данному направлению исследовательскую работу. Сама же миграция уже является следствием социально-политических и экономических изменений в мире.

Ключевые слова: глобализация, этнокультура, культура, этноцентризм, социальные проблемы, экономические проблемы, политические проблемы.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-152-155

BEREZINA A.V.,

The Ural State Forest Engineering University, Ekaterinburg, Russia

INFLUENCE OF GLOBALIZATION ON THE FORMATION OF ETHNOCENTRISM

The paper covers views on globalization and its impact on the formation of ethnic culture and ethnocentrism. The author relies mainly on contemporary English-language publications in Europe and the United States. These works are of the greatest interest, because their authors rely on primary sources and convey extensive factual material.

The author shows that the researchers aren't unanimous in their opinions when looking at globalization through an ethno-cultural aspect. Until now, there is no clearly accepted definition of the category of "globalization". there is no generally accepted notion of the category of "culture". This situation makes it difficult to conduct joint research and development. However, political scientists, economists and sociologists point out that the consequences of globalization are not the only aspects of the homogenization, but on the contrary, increased ethnocentrism through the processes of polarization and hybridization have an influence. In a number of the works it is alleged that the consequence of the cultural polarization may be the termination of the interaction of elements of different regional cultures and their separation. Researcher pick out the following factors as determining the dynamics of ethnocentrism: social, political and economic factors, gender and age. They can reduce and increase the tendency to ethnocentrism. Studies show that ethnocentrism can become apparent simultaneously in two or more interacting cultures. The influx of migrants stands out as one of the essential factors in the development of ethnocentrism that, in the light of recent events in this field, updates, makes this research topical. Migration itself is already the result of socio-political and economic changes in the world.

Keywords: ethnic cultures, the exchange, the values accepted, the social needs, globalization, ethnocentrism, social problems, economic problems, political problems.

1. Введение

В последние годы мир претерпел ряд кардинальных трансформаций, называемых модным термином «глобализация». Критическая важность термина отражается в его популярности. Но, несмотря на наличие множества посвященных глобализации работ, ни в отношении содержания термина, ни в отношении периодизации обозначаемого им явления и его последствий согласия нет. В то время как часть исследователей подчеркивает положительные последствия глобализации, другие предупреждают о ее потенциальной опасности. Дж. Мительман указывает на глубокую связь глобализации с вопросами «взаимопроникновения производственных отраслей через национальные границы, распространения финансовых рынков, диффузии одинаковых потребительских товаров, многочисленными миграциями ... и развивающимся всемирным предпочтением демократии» [4]. Его поддерживает Д. Хелд: «Глобализацию можно рассматривать как расширение, усиление, ускорение и растущее влияние в мире взаимосвязанности и взаимозависимости» [2]. Неоспоримо, что последствия глобализации напрямую связываются с тенденцией развития этнокультур.

Понятие «культура» в гуманитарных науках одно из значимых. И хотя определяется оно по-разному, в данной работе мы руководствуемся следующим: «культура - это исторически транслируемый рисунок значений, воплощенных в символах, система наследуемых выраженных в символических формах представлений, с помощью которых люди общаются, увековечивают и развивают свои знания о жизни и отношение к ней».

- 152 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015_________________________

2. Постановка задачи

В современном мире исследование культуры обрело новую динамику вследствие изучения феномена глобализации, что кардинально изменило основную структуру культурологической проблематики. Поэтому большое количество исследований было посвящено проблемам, связанным со становлением культур именно в эпоху глобализации, накоплен огромный теоретический и фактологический материал. Одним из ключевых стал вопрос о воздействии глобализации на национальные культуры. В итоге мы сталкиваемся не только с различными аналитическими точками зрения на данное явление, но и противоречащими друг другу прогнозами. Например, тезис «гомогенизации» утверждает, что глобализация устраняет разнообразие местных культур, ведет к их разрушению путем «омассовления» или замещения универсальной массовой культурой. Придерживающиеся этой точки зрения, как правило, связывают ее с американскими и западными влияниями, используя концепцию «культурного империализма». Так, Л. Скляр предполагает, что глобализация распространяет информацию о культурных ценностях, согласующихся с капитализмом, и ставит под угрозу существование местных культур.

3. Теории этнокультурной «гибридизации» и «поляризации»

Тем не менее, есть иные оценки глобализации, предполагающие ее следствием «гибридизацию» или «поляризацию» культур. Так, Р. Холтон выделяет три перспективы влияния культурной глобализации: гомогенизация, поляризация и гибридизация [3]. Исследования показывают, что этнокультуры в современном мире сохраняют свою уникальность по-прежнему. Культурные различия не исчезают даже в условиях сверхмощного давления глобализации и массовой культуры. У. Ханнерц подчеркивает интерактивные функции культур в местном и глобальном контекстах [1]. Таким образом, положение о культурной гомогенизации заменяется теорией гибридизации культур. Теория этнокультурной поляризации подчеркивает в то же время силу каждой культуры даже в условиях глобализационных процессов. В ряде исследований прогнозируется пессимистический результат взаимодействия культур в эпоху глобализации, как результат, выражающийся в интенсификации между ними конфликта, так как каждая этнокультура начинает защищать свою первозданность. По мнению же C. Хантингтона, тесный контакт между культурами может привести к «столкновению цивилизаций» [6] и прекращению взаимодействия элементов различных региональных культур (культурной поляризации).

Анализируя взаимодействие этнокультур, С. Мачида опирается на исследование культурных стереотипов и выявляет ослабляющие или усиливающие этноцентризм аспекты глобализации. В первую очередь, считает он, это социальные, политические и экономические факторы.

Итак, при исследовании этнических процессов в период глобализации, можно предположить два возможных сценария. Первый сценарий предполагает, что глобализация ослабляет тенденцию к этноцентризму среди представителей той или иной этнокультуры. Согласно теориям гомогенизации и гибридизации, некоторые культурные элементы могут легко внедряться в другие этнокультуры, получать развитие на другой этнической основе. Этот процесс может протекать относительно быстро. Транснациональные корпорации (ТНК) для удобства продвижения своих корпоративных интересов легко создают «культуру потребления» путем эффективного использования информационных стратегий. Там, где внедрение культуры потребления проходит наиболее успешно, люди даже не замечают иностранного происхождения культурных элементов, воздействию которых они ежедневно подвергаются. Если иностранные культуры глубоко проникают в местный контекст до такой степени, что становятся частью местной культуры, люди чувствуют себя комфортно, несмотря на зарубежное влияние. В этой связи возможно предположить, что глобализация уменьшает тенденцию к этноцентризму, снижает антипатию по отношению к другим культурам.

В отличие от первого сценария второй рисует довольно пессимистический результат глобализации, сосредоточив внимание на ее разрушительных последствиях. Если феномен поляризации реален, то мы можем ожидать от представителей местных культур агрессивных реакций. В частности, люди попытаются провести более четкую грань между их собственной этно-культурой и другими, которые они воспринимают как нарушения. Чувствуя угрозу своим нацио-

- 153 -

Социологические, философские и политологические науки Sociologica, Philosophicall and Political Science

нальным культурам, их представители ощущают крайнюю обеспокоенность их выживанием, попытаются исключить влияние других культур, укрепляя тем самым этноцентристскую тенденцию. Это может быть и в том в случае, когда люди сталкиваются не только с влиянием более сильных в экономическом, социальном и политическом плане культур.

Например, в любой стране может серьезно осложнить социальную обстановку приток мигрантов. Это происходит в результате того, что при наличии дополнительных трудовых ресурсов падает цена на наемный труд, а потребление товаров и услуг возрастает, происходит перераспределение трудовых ресурсов, что ведет к росту преступности как со стороны иммигрантов, так со стороны и коренного населения. Таким образом, усиление социальных глобализационных процессов, которое по необходимости сопровождается миграцией рабочей силы, не будет способствовать принятию этносом культурных аспектов, связанных с социальной глобализацией, а создаст почву для роста этноцентризма.

Мы также видим, как касающиеся индивидуализма, прав человека и демократии идеи, как отмечает Ф. Фукуяма, были широко приняты во всем мире, укоренились благодаря системе формального образования, сыгравшей решающую роль в распространении этих норм [5]. Предполагается, что получившие высшее образование люди, способны смотреть на вещи с разных точек зрения, что заставляет их скептически относиться к традиционной власти. Таким образом, образование ослабляет тенденцию к этноцентризму.

Кроме того, навязанная через СМИ реклама товаров и услуг задает новые образы социальной успешности и идеального человека, нереальные в реализации, но, так или иначе, влияющие на ценности, усваиваемые индивидом, а в сумме - и на этнокультуру. Следовательно, распространение новых идей и информации может существенно трансформировать местную культуру и обычаи, не вызывая при этом видимого сопротивления.

Анализируя современные экономические процессы и оценивая глубину интеграции стран в мировую экономику, мы видим, как национальная экономика государств подвергается давлению со стороны ТНК в вопросе принятия либеральной экономической политики, как экономические проблемы вызывают существенный рост национализма и как экономическая глобализация оказывает существенное влияние на динамику этноцентризма.

Столь же немаловажным оказывается влияние политической глобализации. А. Дрейер описывает политическую глобализацию, приводя такие факторы, как наличие иностранных посольств, членство в международных организациях, участие государств в операциях ООН по поддержанию мира, а также ряд ратифицированных государствами международных договоров. Политическая глобализация может также повлиять на культурные отношения людей. Например, концепция «мирового сообщества» или «мирового государства» предполагает, что межправительственные организации играют решающую роль в распространении норм о правах человека и демократии во всем мире. Тем более как в случае с Европейским Союзом (ЕС), вопрос политической интеграции глубоко связан с проблемой национальных культур. Таким образом, политическая глобализация также является важным фактором, определяющим этноцентризм.

Обращаясь к субъективным факторам, мы не можем оставить без внимания гендерный вопрос. Женщины, как правило, более этноцентрически направлены, чем мужчины. Вполне возможно, что и в условиях глобализации женщины проявляют больше заботы о своих культурах. Немаловажен и возрастной аспект. Отмечается, что молодые люди являются более открытыми в отношении новых ценностей и идей. В соответствии с этой точкой зрения, для ТНК целевым является «молодежный рынок», так как молодые восприимчивы к рекламе, запускаемой ТНК. Предполагается, что молодые люди менее этноцентричны.

4. Заключение

Можно заключить, что проблема влияния глобализации на этнокультуры в основном рассматривается на локальном уровне, но нет согласия относительно влияния глобализации на этнокультуры в мировом масштабе. Понимание глобализации по-прежнему остается неполным, и, отражая сложные грани этого явления, авторы представляют разноречивые точки зрения относительно его воздействия на этнокультуры. При наличии множества позиций по данному вопросу, выделяем две конкурирующие гипотезы:

1. Глобализация ведет к росту этноцентризма и, таким образом, к росту социаль-

ной, экономической и политической напряженности и расколу.

- 154 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015________________________

2. Глобализация ведет к ослаблению этнических процессов, гомогенизации и ги-

бридизации, возникновению новой метакультуры.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Hannerz U. Cultural Complexity: Studies in the Social Organization of Meaning. New York: Columbia University Press, 1992.

2. Held D. Cosmopolitanism: Ideas, Realities and Deficits. In Governing Globalization: Power, Authority and Global Governance. Eds. D. Held and A. McGrew. Malden: Blackwell Publishers Inc. 2002.

3. Holton R. Globalization’s Cultural Consequences. Annals of the American Academy of Political and Social Sciences -2000. - С. 140-152.

4. Mittelman J. The Dynamics of Globalization. In Globalization: Critical Reflections. Ed. James Mittelman. Boulder, CO: Lynne Rienner, 1996.

5. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - М: Ермак; АСТ, 2005. - 592 с.

6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: АСТ, 2006, - 261с.

REFERENCES

1. Hannerz U. Cultural Complexity: Studies in the Social Organization of Meaning. New York: Columbia University Press. 1992.

2. Held D. “Cosmopolitanism: Ideas, Realities and Deficits. InGoverning Globalization: Power, Authority and Global Governance. Eds. D. Held and A. McGrew. Malden: Blackwell Publishers Inc. 2002.

3. Holton R. Globalization’s Cultural Consequences.Annals of the American Academy of Political and Social Sciencesyu -2000. P. 140-152.

4. Mittelman J. The Dynamics of Globalization. InGlobalization: Critical Reflections. Ed. James Mittelman. Boulder, CO: Lynne Rienner, 1996.

5. Fukuyama F. End of the history and a last man [Konets istorii i posledniy chelovek]. Moscow: Yermak, AST, 2005, 592 p. (in Russ.)

6. Khantington S. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order [Stolknoveniye tsivilizatsiy]: Moscow: AST, 2006, 261 p. (in Russ.)

Информация об авторе

Березина Анна Валерьевна, старший преподаватель кафедры философии ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет», г. Екатеринбург

Получена: 21.10.2015

Для цитирования статьи: Березина А. В., Влияние процессов глобализации на формирование этноцентризма.

Краснодар: Историческая и социально-

образовательная мысль. 2015. Том 7. №6. Часть 2. с- doi-

Information about the author

Berezina Anna.V., Senior Lecturer at the Department of Philosophy, The Ural State Forest Engineering University, Ekaterinburg, Russia

Received: 21.10.2015

For article citation:Berezina A..V., Influence of globalization on the formation of ethnocentrism. [Vliyaniye protsessov globalizatsii na formiro-vaniye etnotsentrizma]. Krasnodar. Is-toricheskaya i sotsial’no-obrazovatelnaya mys’l = Historical and Social Educational Ideas. 2015. Tom 7. No. 6 vol-2. Pp. - . doi:

- 155 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.