Научная статья на тему 'Влияние процессов динамической дифракции  на тонкую структуру спектров брэгговского  отражения в области аномального рассеяния'

Влияние процессов динамической дифракции на тонкую структуру спектров брэгговского отражения в области аномального рассеяния Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Ведринский Р. В., Козырев В. Э., Новакович А. А., Гончар А. А.

Рассчитаны аномальные спектры брэгговского дифракционного отражения рентгеновского излучения от плоских монокристаллов германия и титаната свинца с толщиной 0,5 мкм. Расчеты выполнены как с учетом, так и без учета эффектов динамической дифракции рентгеновского излучения вблизи Ge и Ti Ккраев поглощения, соответственно. Анализ полученных результатов показал, что учет эффектов динамической дифракции существенно изменяет интенсивность отраженной волны в области аномального рассеяния, в особенности для титаната свинца, но эти эффекты практически не сказываются на тонкой структуре спектров отражения (число особенностей и расстояние между ними почти не меняются). Объяснено, почему тонкая структура аномальной брэгговской дифракции менее контрастна, чем тонкая структура соответствующих спектров поглощения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Ведринский Р. В., Козырев В. Э., Новакович А. А., Гончар А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of the dynamic diffraction on the fine structure of the anomalous Bragg diffraction spectra

Anomalous Bragg diffraction spectra are calculated for Ge and PbTiO3 plain single crystals with 0.5 micron thickness. Calculations are performed near Ge and Ti K edges, correspondingly, including the effects of x-ray dynamical diffraction and without including these effects. It is found that the dynamical diffraction strongly decreases an intensity of reflected x-ray wave, especially for the PbTiO3 crystal but these effects do not influence on the fine structure of the spectra (number of features and separation between them do not change). An explanation is proposed to a fact that the anomalous Bragg diffraction spectra are more smooth than corresponding x-ray absorption spectra.

Текст научной работы на тему «Влияние процессов динамической дифракции на тонкую структуру спектров брэгговского отражения в области аномального рассеяния»

Влияние процессов динамической дифракции на тонкую структуру спектров брэгговского отражения в области

аномального рассеяния

Ведринский Р.В. ([email protected]), Козырев В.Э., Новакович А.А., Гончар А.А.

Ростовский государственный университет

За последнее время существенно вырос интерес к исследованию брэгговской дифракции в области аномального рассеяния рентгеновского излучения, где энергии квантов близки к энергиям ионизации остовных атомных уровней [1, 2]. В этой области спектра наблюдается ряд эффектов, не имеющих места в области нормального рассеяния, таких как возникновение тонкой структуры спектров аномальной дифракции - БАББ [3], отражение с поворотом плоскости поляризации, появление брэгговских рефлексов, запрещенных в области нормального рассеяния [4]. При исследовании эффектов аномального рассеяния используются монокристаллические образцы, в которых также возможны эффекты динамической дифракции рентгеновского излучения. Важно знать, в какой мере последние эффекты влияют на тонкую структуру спектров аномальной дифракции. Ниже этот вопрос исследуется на примерах кристаллического германия и кристалла РЬТЮ3.

Кристалл германия имеет кубическую решетку со структурой алмаза и параметром ячейки 5,657 А. Расчеты проводились для идеальной монокристаллической пластинки толщиной 0,5 мкм с поверхностью, перпендикулярной оси [001]. Исследовалась интегральная интенсивность разрешенного (004) брэгговского рефлекса в зависимости от частоты рентгеновского излучения вблизи Ое К- края поглощения. Аномальный вклад в атомный фактор рассеяния (АФР), обусловленный резонансным рассеянием (РР) рентгеновских квантов на Ое ^ оболочке, рассчитывался по программе XKDQ, разработанной в НИИ физики Ростовского госуниверситета [5]. Нормальный и аномальный нерезонансный вклады в АФР определялись из таблиц. Результаты расчетов представлены на рис. 1, где по оси абсцисс показаны энергии фотоэлектронов, отсчитанные от МТ нуля кристаллического потенциала, а по оси ординат - интегральные интенсивности рефлекса 1(Е), рассчитанные в атомных единицах для единичного потока падающего излучения. На панели а линия 1 получена с учетом как динамической дифракции, так и РР, линия 2 - с учетом динамической дифракции, но без учета РР, линия 3 - в приближении геометрической теории дифракции с учетом РР, а линия 4 - в том же приближении, но без учета РР. Линия 5 показывает интегральную интенсивность (004) рефлекса, экспериментально полученную для реального толстого кристалла [6]. Линии 5 и 1 совмещены по шкале ординат в длинноволновой области спектра. На панели б рисунка 1 в произвольных единицах показан К- спектр поглощения германия, рассчитанный по программе XKDQ (линия 6), где он сопоставлен с экспериментальным спектром [7] (линия 7). Расчетный и экспериментальный спектры поглощения совмещены по главному максимуму. Экспериментальный брэгговский спектр согласован со спектром поглощения по шкале энергии рентгеновских квантов, а расчетные спектры отражения согласованы со спектром поглощения по энергии фотоэлектронов, отчитываемой от МТ нуля кристаллического потенциала. При расчете интенсивности брэгговского отражения в приближении геометрической теории дифракции учитывалось поглощение падающей волны в кристалле.

Кристалл РЬТЮ3 при комнатной температуре тетрагональный с параметрами ячейки а = Ь = 3,904 А, с = 4,15 А [8]. Атом титана смещен из центра ТЮ6 октаэдра по оси

4-го порядка на 0,3 А. Исследования проведены для монокристаллической а-доменной пластинки толщиной 0,5 мкм с поверхностью, перпендикулярной оси [100], для двух случаев: (1) ось с кристалла лежит в плоскости рассеяния и (2) ось с перпендикулярна этой плоскости. Вектор электрического поля рентгеновского излучения в обоих случаях перпендикулярен плоскости рассеяния. Рассчитывалась полная интенсивность (200) брэгговского рефлекса вблизи Т К- края поглощения. Полученные результаты представлены на рис. 2.1 и 2.2. На обоих рисунках на панелях а показаны расчетные спектры брэгговского отражения, на панелях б - расчетные Т К- спектры поглощения. По осям абсцисс на рис. 2.1 и 2.2 отложены энергии фотоэлектронов, отсчитываемые от МТ нуля кристаллического потенциала. Нумерация линий на рис. 2.1 а и 2.2 а такая же, как на рис. 1 а: линии 1 получены с учетом как динамической дифракции, так и РР, линии 2 - с учетом динамической дифракции, но без учета РР, линии 3 - в приближении геометрической теории дифракции с учетом РР, линии 4 - в этом же приближении, но без учета РР. Как и в случае спектров германия при расчете интенсивности брэгговского отражения в приближении геометрической теории дифракции учитывалось поглощение падающей волны в кристалле, которое в случае кристалла титаната свинца намного сильнее из-за большого вклада от атома свинца.

Полученные результаты позволяют сделать ряд выводов:

1. Хорошее согласие расчетных и экспериментальных спектров аномального брэгговского отражения для кристалла германия позволяет заключить, что одноэлектронные методы расчета позволяют правильно описать не только тонкую структуру К- спектров поглощения в кристаллах, но и структуру спектров брэгговского отражения вблизи К-края поглощения. Уменьшение интенсивности экспериментального спектра отражения в кристалле германия за К- краем поглощения объясняется сильным уменьшением в этой области спектра длины пробега рентгеновских фотонов и, тем самым, уменьшением толщины слоя реального кристалла, в котором формируется спектр отражения.

2. Тонкая структура спектров аномального брэгговского отражения вблизи К- края поглощения существенно менее контрастна, чем тонкая структура К- спектров поглощения. Это объясняется тем, что аномальная составляющая спектров отражения формируется за счет как мнимой, так и вещественной частей амплитуды аномального резонансного атомного рассеяния, которые имеют особенности при различных значениях энергии, что в большинстве случаев приводит к сглаживанию результирующей тонкой структуры. Напротив, К- спектры поглощения определяются только мнимой частью аномальной резонансной амплитуды рассеяния, что и предопределяет их большую контрастность.

3. При толщине кристалла германия 0,5 мкм эффекты динамической дифракции слабо влияют на интенсивность нормального брэгговского рассеяния, но они заметно изменяют интенсивность аномального рассеяния. В то же время эти эффекты практически не влияют на тонкую структуру спектров аномального брэгговского отражнения, не изменяя ни число особенностей в спектре, ни их относительные энергии. Несколько иная ситуация наблюдается для кристалла РЬТЮ3: вывод о том, что эффекты динамической дифракции слабо влияют на тонкую структуру спектров аномального брэгговского отражения, сохраняет силу, но интенсивность как нормального, так и аномального отражения сильно изменяется при учете эффектов динамической дифракции.

Энергия, эВ

ш

С.

Щ 5 4 =г

со 4 -

х

§34

О

I24

Ф 1 _ X

Ш л 0

ш О

т

т

-30 -20

■10 0 10 20 Энергия, эВ

30

40

Рис. 1. Интегральные интенсивности (004) рефлекса для кристалла германия вблизи Ge К-края поглощения (а) и Ge К- спектр поглощения (б). Нумерация кривых пояснена в тексте.

Энергия, эВ

о: ф

=г со

со

X

о

о -8-

ф

ф

т

ф

О

8

76543 -21 -

-40

I ■ I ' I

-30 -20 -10

т

0

т

т

т

1

10 20 30 40

Энергия, эВ

Рис.2.1. Интегральные интенсивности (200) рефлекса для а-доменного кристалла РЪТЮ3 (а) и ^ К- спектр поглощения (б). Нумерация кривых пояснена в тексте. Вектор электрического поля рентгеновской волны перпендикулярен осям а и с кристалла.

Энергия, эВ

q: ш

=г со

со

X

о о

I-

о -8-

ш

ш О

6 -

5-

4-

3 -

2-

1 -

? 0-I

-40 -30

-20

1—1—I—1—Г~

10 0 10

Энергия, эВ

20

~Г"

30

40

Рис.2.2. Интегральные интенсивности (200) рефлекса для а-доменного кристалла РЬТЮз (а) и Ti К- спектр поглощения (б). Нумерация кривых пояснена в тексте. Вектор электрического поля рентгеновской волны перпендикулярен осям a и b кристалла.

Литература

1. Resonant Anomalous X-ray Scattering Theory and Applications, edited by G. Materlink, C. J. Sparks, and C. Fisher. - Amsterdam: North-Holland, 1994, - 255 c.

2. В. А. Беляков, В. Е. Дмитриенко. Поляризационные явления в рентгеновской оптике. // Успехи физических наук, 1989 г. Том 158, выпуск 4, с. 679.

3. A. Kirfel, A. Petkov, K. Eihhorn. Anisotropy of Anomalous Dispersion in X-ray Diffraction. // Acta Crystallogy, Sect. A: 1991, A47, 180-195.

4. D. Templeton, L. Templeton. X-ray Birefringence and Forbidden Reflections in Sodium Bromide. // Acta Crystallogy, Sect. A: 1985, A42, p 478.

5. J. Kokobun, K. Ishida, D. Cabaret, F. Mauri, R.V. Vedrinskii, V.L. Kraisman, A.A. Novakovich, E.V. Krivitskii, V.E. Dmitrienko. Resonant diffraction in FeS2: Determination of the X-ray polarization anisotropy in iron atoms. // Phys. Rev. B. 2004, v. 69, p 245103.

6. Detlefs, C., Physica B 345, 45, 2004.

7. A. Kirfel, J. Crybos, V. E. Dmitrienko. Phonon-electron interaction and vibration correlations in germanium within a broad temperature interval. // Phys. Rev. B 2002, v. 66, p 165202.

8. Иона Ф., Ширане Д. Сегнетоэлектрические кристаллы, М.: Мир, 1965.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.