Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ НА БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ'

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ НА БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые технологии / государственное управление / цифровая трансформация / экономическое развитие / цифровизация государственных услуг / сектора экономики / государственное управленческое решение / Национальный проект «Цифровая экономика». / digital technologies / public administration / digital transformation / economic development / digitalization of public services / economic sectors / public management decision / National project «Digital economy».

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.М. Ищенко, Р.А. Молкоедов

В исследовании раскрываются некоторые аспекты актуальности реализации новой формы взаимодействия региональных органов исполнительной власти (далее — РОИВ) с бизнесом с помощью цифровых решений в соответствии с принципами и стандартами клиентоцентричности. Обосновывается значимость цифровой трансформации РОИВ, способствующей оптимизации оказания государственных услуг и снижению нагрузки на бизнес. Рассматривается влияние процесса цифровизации на взаимодействие между РОИВ и предпринимательским сообществом. Анализируются изменения в механизмах взаимодействия, возникающие в результате внедрения цифровых технологий, и оцениваются их воздействие на развитие бизнес-среды. Работа также выявляет преимущества и недостатки цифровой трансформации в сфере взаимодействия между властью и бизнесом, а также предлагает рекомендации по оптимизации этого процесса и улучшению условий для развития предпринимательства. Анализируются основные изменения, которые происходят в организациях в результате внедрения цифровых технологий, а также выявляются плюсы и минусы данного процесса. Исследование позволяет выявить возможности оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности работы региональных органов исполнительной власти в условиях цифровой транс-формации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — М.М. Ищенко, Р.А. Молкоедов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF DIGITALIZATION OF REGIONAL EXECUTIVE AUTHORITIES ON BUSINESS PROCESSES

The study reveals aspects of the implementation of a new form of interaction between regional executive authorities and business using digital solutions in accordance with the principles and standards of client-centricity. The importance of digital transformation of executive authorities is substantiated, which contributes to optimizing the provision of public services and reducing the burden on business. The impact of the digitalization process on interaction between regional executive authorities and business community is also considered. The changes in mechanisms of interaction resulting from the introduction of digital technologies are analyzed and their impact on the development of business environment is assessed. The work also identifies the advantages and disadvantages of digital transformation in the sphere of interaction between government and business, and offers recommendations on optimizing this process and improving the conditions for the development of entrepreneurship. The main changes that occur in organizations as a result of the introduction of digital technologies are analyzed, as well as the pros and cons of this process are identified. The study reveals the possibilities of optimizing business processes and improving the efficiency of regional executive authorities in the context of digital transformation.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ НА БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ»

УДК 338.24.021.8

М.М. Ищенко

кандидат экономических наук, доцент, Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Москва

РА. Молкоедов аспирант,

Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Москва

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

НА БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ

MM. Ishchenko

PhD in Economic Sciences, Associate Professor, V.V. Zhirinovsky University of World Civilizations, Moscow

E-mail: mmargo.i@mail.ru RA. Molkoedov Postgraduate,

V.V. Zhirinovsky University of World Civilizations, Moscow

E-mail: rmolkoedov@mail.ru

THE IMPACT OF DIGITALIZATION OF REGIONAL EXECUTIVE AUTHORITIES ON BUSINESS PROCESSES

Аннотация. В исследовании раскрываются некоторые аспекты актуальности реализации новой формы взаимодействия региональных органов исполнительной власти (далее — РОИВ) с бизнесом с помощью цифровых решений в соответствии с принципами и стандартами клиентоцентрич-ности. Обосновывается значимость цифровой трансформации РОИВ, способствующей оптимизации оказания государственных услуг и снижению нагрузки на бизнес. Рассматривается влияние процесса цифровизации на взаимодействие между РОИВ и предпринимательским сообществом. Анализируются изменения в механизмах взаимодействия, возникающие в результате внедрения цифровых технологий, и оцениваются их воздействие на развитие бизнес-среды. Работа также выявляет преимущества и недостатки цифровой трансформации в сфере взаимодействия между властью и бизнесом, а также предлагает рекомендации по оптимизации этого процесса и улучшению условий для развития предпринимательства.

Анализируются основные изменения, которые происходят в организациях в результате внедрения цифровых технологий, а также выявляются плюсы и минусы данного процесса. Исследование позволяет выявить возможности оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности работы региональных органов исполнительной власти в условиях цифровой трансформации.

Ключевые слова: цифровые технологии, государственное управление, цифровая трансформация, экономическое развитие, цифровизация государственных услуг, сектора экономики, государственное управленческое решение, Национальный проект «Цифровая экономика».

Abstract. The study reveals aspects of the implementation of a new form of interaction between regional executive authorities and business using digital solutions in accordance with the principles and standards of client-centricity. The importance of digital transformation of executive authorities is substantiated, which contributes to optimizing the provision of public services and reducing the burden on business.

The impact of the digitalization process on interaction between regional executive authorities and business community is also considered. The changes in mechanisms of interaction resulting from the introduction of digital technologies are analyzed and their impact on the development of business environment is assessed. The work also identifies the advantages and disadvantages of digital transformation in the sphere of interaction between government and business, and offers recommendations on optimizing this process and improving the conditions for the development of

entrepreneurship.

The main changes that occur in organizations as a result of the introduction of digital technologies are analyzed, as well as the pros and cons of this process are identified. The study reveals the possibilities of optimizing business processes and improving the efficiency of regional executive authorities in the context of digital transformation.

Key words: digital technologies, public administration, digital transformation, economic development, digitalization of public services, economic sectors, public management decision, National project «Digital economy».

Цифровая трансформация государственных учреждений на различных уровнях управления, будь то федеральный, региональный или муниципальный, ускорилась благодаря стечению факторов, включающих в себя: широкое внедрение интернет-сервисов, подкрепленное проникновением Интернета, растущие ожидания удобного доступа к государственным услугам, поддерживаемые цифровым поколением и гражданами, осведомленными о цифровых технологиях, растущую потребность в управлении расходами на предоставление услуг (как прямых, так и косвенных) и неспособность предоставления некоторых видов государственных услуг в необходимом масштабе и с должной эффективностью посредством физического канала обслуживания.

Цифровизация государственных услуг имеет большое значение для экономического развития государства и отдельных территорий. Она позволяет сократить бюджетные издержки, оперативно предоставлять государственные услуги бизнесу, обеспечивать права личности и повышать прозрачность системы государственного управления. Актуальность внедрения цифровых технологий в органах власти раскрывается в большом числе научных публикаций и исследовательских работ различных авторов [1, с. 24-27; 7, с. 184; 8, с. 21-25].

Развитие цифровых технологий в государственном управлении рассматривается как одно из приоритетных направлений последнего десятилетия, всесторонне подкрепляемое системой административных мер стратегического значения. Несмотря на многообразие подходов со стороны государства, обращает на себя внимание разобщенность отдельных элементов строящегося механизма внедрения цифровой парадигмы.

Результаты исследования

Происходящая цифровизация государственного управления в системе органов публичной власти основывается на гибком подходе и активном внедрении платформенных решений в функционирование единой цифровой среды в гражданском обороте.

Последние стратегические документы, определяющие вектор развития Российской Федерации на ближайшие годы, уделяют немало внимания внедрению современных информационных технологий в различных сферах, в том числе во взаимодействии РОИВ и бизнес-сообщества.

В 2017 году Указом Президента была утверждена Стратегия развития информационного общества, а в 2019 году началась реализация Национального проекта «Цифровая экономика». Оба документа зафиксировали важность модернизации и перевода в электронный формат системы предоставления государственных и муниципальных услуг для создания максимально эффективной и комфортной для граждан системы.

Развитие системы оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде сопровождается множеством нововведений, начиная от внедрения новых информационных систем и заканчивая изменениями в законодательной базе, зачастую оказывающими влияние на процессы и практику работы с документами.

В общемировой практике основной целью цифровизации государственных процессов является снижение издержек и административной нагрузки.

Ни для кого не является секретом то, что устаревшие методы работы с документами замедляют процесс. РОИВ, использующие старомодные методы связи и хранение бумажных документов, превращают даже самые простые задачи в дорогосто-

ящие и отнимающие много времени как для них, так и для бизнеса.

Таблица 1 Оценка эффективности и результативности руководителей цифровой трансформации (далее — РЦТ) субъектов Российской Федерации* в 2023 году1

Место РОИВ Балл

1 Ямало-Ненецкий автономный округ 28,79 +3

2 ХМАО-Югра 28,42 +1

3 Тульская область 27,18 +1

4 Республика Татарстан 26,92 4

5 Белгородская область 26,85 2

6 Ростовская область 25,91 +9

7 Липецкая область 24,830

8 Вологодская область 23,57 +21

9 Московская область 22,84 +5

10 Сахалинская область 22,80 +12

* Город Москва не принимал участие в рейтинге РЦТ

Важным аспектом цифровизации является использование больших данных и аналитики [9, с. 27-34]. Это позволяет РОИВ анализировать информацию о потребностях бизнеса, выявлять тенденции и разрабатывать стратегии развития. Использование современных технологий, таких как искусственный интеллект, машинное обучение и аналитика данных позволяет повысить качество предоставляемых услуг и взаимодействия с государственными органами, ускорить получение необходимых разрешений, сократить издержки бизнеса на обработку документации.

Путь к предоставлению цифровых государственных услуг, развитию электронного документооборота и внедрению веб-конференций у всех разный и не всегда гладкий. Сбои происходят не только по технологическим причинам, но и из-за организационных, структурных и кадровых проблем внутри учреждений.

В 2020-2021 гг. произошли позитивные изменения в российских подходах к внедрению разработок и инвестиций в сферу искусственного интеллекта. Из рис. 1 видно, что

в 2021 году Российская Федерация по количеству инвестиций в исследования искусственного интеллекта и расходам на его развитие заняла 8-е место из 12 стран [3].

Процесс перевода государственных услуг в электронный вид идет непрерывно, растет и доля услуг, которые можно не просто заказать, но и получить не выходя из дома.

В первую очередь, автоматизированные информационные системы и информационные ресурсы создаются в приоритетных областях муниципалитетов, они являются основой для пилотных проектов и решений. Также можно отметить услуги, оказываемые с использованием цифровых технологий, такие как онлайн-консульта-ции, тестирование и другие.

Согласно исследованию ИСИЭЗ НИУ ВШЭ при необходимом объеме инвестиций цифровизация станет одним из ключевых факторов экономического роста (см. рис. 2) [2]. К 2030 году рост ВВП будет более чем наполовину связан с цифровизаци-ей и обеспечен не только за счет развития индустрии информации, но и в результате повышения эффективности и конкурентоспособности других секторов экономики. Так, в целом за период с 2017 по 2030 год вклад индустрии информации в рост ВВП составит почти 4%, а цифровизации секторов экономики — около 30%.

К сдерживающим и тормозящим факторам внедрения цифровых технологий в субъектах Российской Федерации можно отнести следующие [6, с. 368, 11, с. 193199]:

— неразвитость и несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей использование цифровых технологий;

— недостаточный уровень квалификационной и профессиональной подготовки кадров РОИВ, занимающихся реализацией проектов в сфере циф-ровизации, отсутствие желания что-либо менять;

— изменение и динамичность требований при реализации проектов по цифровизации;

— экстремально централизованный

1 По данным Минцифры России // URL: https://cipr.ru/ (дата обращения: 12.02.2024).

88 ВЕСТНИК УНИВЕРСИТЕТА МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Том 15 № 2 (43) 2024

подход при реализации проектов по цифровизации и, как следствие, неравномерное распределение человеческого ресурса;

— частичные ошибки или полное отсутствие стратегического планирования;

— размытость стратегического планирования при его реализации.

Необходимо четко представлять негативные и позитивные последствия действий, предпринимаемых в процес-

се разработки стратегических документов и нормативно-правовой базы с целью улучшения качества работы РОИВ посредством внедрения цифровых технологий, обращать пристальное внимание на причины проявления различных нестандартных ситуаций в государственных органах, своевременно выявлять потребности бизнес-сообщества. Регулировать цифровые ограничения и нормотворчество, адаптируясь к современным реалиям [10, с. 22-36].

Китай США Япония Германия Индия Южная Корея Франция Росиия Великобритания Бразилия Канада Тайвань

621,5

щмишшшшш^^ 598,7

яваааятаввавааая

ШШЙШЙ 91,47

182,36

127,25

93,48

Ш 67,03

¡шямва 60,57 51,61

шш 38,15 32,19 31,72

0 100 200 300 400 500

Рис. 1. Анализ внедрения разработок и инвестиций в сферу искусственного интеллекта в 2021 году, млрд долл. США

600

700

70 60 50 40 30 20 10 0

[<-.^1 Вклад цифровизации секторов экономики ЩЦЩ Вклад индустрии информации

Рост ВВП за счёт прочих факторов

9=5?

. К *

Г^ £1 ^

—и—^

Ш

1&

I

Щ

ш

2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 Рис. 2. Вклад цифровизации в экономический рост (накопленным итогом с 2017 по 2030 г.), %

Уровень компетенции государственных служащих должен соответствовать требованиям, предусмотренным для работы с цифровыми технологиями для повышения эффективности работы сектора госуправления. Необходимо использование ряда элементов нового государственного менеджмента в системе государственной кадровой политики [5, с. 8].

С появлением персонализированного предоставления услуг, пионерами которого стали такие компании как Яндекс, Сбер и Вконтакте, в последние годы ожидания граждан от внедрения аналогичных функций государственными службами возросли [4, с. 35-44].

Вывод

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что цифровая трансформация государственного управления является важным фактором экономического развития субъектов Российской Федерации. Внедрение новых технологий может позволить значительно повысить эффективность государственного управления, ускорить принятие решений и улучшить качество государственных услуг, предоставляемых бизнесу.

Внедрение различных онлайн-серви-сов и других инновационных технологий способствует оптимизации и автоматизации ряда функций, выполняемых государственными служащими, повышает скорость и качество решений государственных органов, а также снижает затраты времени и ресурсов на организацию и обработку информации. Кроме того, внедрение подобных технологий может улучшить доступ бизнеса к государственным услугам и возможность получения информации в режиме онлайн из любой точки страны.

Важным аспектом цифровой трансформации государственного управления является повышение прозрачности и подотчетности деятельности РОИВ. Доступ к информации о работе государственных учреждений может существенно снизить уровень коррупции и повысить доверие граждан к властям.

Однако следует учитывать, что внедрение новых технологий требует значи-

тельных инвестиций, обучения сотрудников и обновления инфраструктуры. При принятии решения о развитии информационных технологий в РОИВ важно обращать внимание на инфраструктурные особенности субъектов Российской Федерации и рассматривать вопрос в контексте экономического развития каждого субъекта.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Арабян М.С. Применение перспективных информационных технологий в сфере таможенного администрирования / М.С. Арабян, Т.В. Скудалова, О.А. Репушевская // Таможенное дело. — 2022. — № 3. — С. 24-27.

2. Дранев Ю.Я., Кучин И.И., Фадеев МА. Вклад цифровизации в рост российской экономики // ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. — 2018. — URL: https:// issek.hse.ru/news/221125086.html (дата обращения: 06.02.2024).

3. Каспарьянц Д. Анализ рынка искусственного интеллекта в 2021 году / Д. Каспарьянц // Научно-технический центр входит в состав ФГУП «Главный радиочастотный центр». — 2021. — URL: https://rdc.grfc.ru/2021/11/artificial-intelligence-market-analysis/ (дата обращения: 04.02.2024).

4. Лебедева М.Е. Цифровая зрелость банковского сектора в различных странах: базовые условия для дальнейшего развития / М.Е. Лебедева, С.С. Тростьянский // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2021. — № 4 (130). — С. 35-44.

5. Понкин И.В. Теория государственного управления: Учебник / И.В. Понкин; предисл. А.Б. Зе-ленцова. — М.: ИНФРА-М, 2019. — С. 8.

6. Попов Л.Л. Ренессанс государственного управления в России: избранное / Л.Л. Попов. — М.: Норма; НИЦ ИНФРА-М, 2015. — С. 38-43.

7. Потапова Е.Г., Потеев П.М., Шклярук М.С. (Ред.) Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить. — М.: РАНХиГС, 2021. — 184 с.

8. Репушевская ОА. Приоритетные направления таможенных органов по обеспечению экономической безопасности / О.А. Репушевская, Т.В. Скудалова // Russian Journal of Management. 2021. — Т. 9. — № 1. — С. 21-25.

9. Скудалова Т.В. Финансовая безопасность в условиях цифровой экономики / Т.В. Скудалова, О.А. Репушевская, Я.Э. Нуриева // Таможен-

ное регулирование. Таможенный контроль. — 2021. — № 2. — С. 27-34.

10. Смотрицкая И.И. Современные тенденции цифровой трансформации государственного управления / И.И. Смотрицкая, С.И. Черных // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2018. — № 5. — С. 22-36.

11. Холодная Е.В. О некоторых перспективах развития электронного государственного управления в условиях цифровой трансформации / Е.В. Холодная // Гуманитарные и юридические исследования. — 2018. — № 4. — С. 193199.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.