ВЛИЯНИЕ ПРОГРАММ АКТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ НА КОРПОРАТИВНЫЙ
ИМИДЖ ОРГАНИЗАЦИИ
К.А. Надуваев
Научный руководитель: О.С. Медведева, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-1-183-147-152
Аннотация. Вопросы сохранения и поддержания профессионального здоровья работников в последнее время приобретают особую значимость и обусловлены происходящими изменениями. Среди наиболее значимых можно отметить последствия глобализации, приведшие к преобразованию всего мира и той среды, в которой осуществляет свою деятельность организация. Для современной ситуации характерными чертами становятся неустойчивость, неопределенность, гибкость, приспособляемость, высокая скорость перемен и т.д. Также следует отметить изменение возрастных характеристик людей трудоспособного возраста за счет увеличения возраста выхода на пенсию. В данной статье рассматривается влияние программ активного долголетия на корпоративный имидж организации.
Ключевые слова: программа активного долголетия, корпоративный имидж, корпоративное здоровье, КСО, возраст.
По прогнозам ООН к 2050 году численность населения мира в возрасте 65 лет и старше более чем удвоится [3]. Поэтому уже сейчас необходимо менять традиционные представления о роли возраста в труде, проектировать новые подходы к организации труда, оценке деятельности работников и т. д. В этой связи становится своевременным поиск ответа на вопрос -каким образом возможно сохранить профессиональное здоровье работника и за счет этого продлить период активной работоспособности. Актуальность проблемы влияния программ активного долголетия сотрудников выходит на новый уровень, так как современные организации стремятся развивать систему управления здоровьем персонал в связи с ростом продолжительности и качества жизни, чтобы максимально использовать человеческие ресурсы персонала компании, реализовывать потенциал ценных кадров.
В современных социально-экономических условиях сохранение трудового долголетия является приоритетным направлением деятельности специалистов по охране и медицине труда. Гарантии здравоохранения и создание безопасных условий труда установлены законодательно и могут быть закреплены коллективным договором. По сути, здоровье населения -это основной показатель социального благополучия общества во всём мире. Здоровые люди - залог процветания нации [9].
Демографическое старение является важнейшей тенденцией в 21 веке. Программы активного долголетия актуализируется во всех развитых странах, включая и России, как реакция на феномен демографического старения, увеличения продолжительности жизни (табл. 1) и кризиса современных пенсионных систем [5].
Таблица 1. Продолжительность жизни в России
Годы Всего (лет) Мужчины (лет) Женщины (лет)
2015 71,39 65,92 76,71
2016 71,87 66,50 77,06
2017 72,70 67,51 77,64
2018 72,91 67,75 77,82
2019 73,34 68,24 78,17
2020 73,87 68,87 78,66
Как видно из статистических данных, средняя продолжительность жизни в России, как в целом, так и у мужчин, и у женщин, увеличивается с каждым годом. Это обусловлено, в первую очередь, повышением уровнем медицины, уменьшением детской смертности и более комфортными условиями существования и обеспечение щадящих условий работы [12].
Однако в последние годы в России не хватает комплексного подхода к проблеме феномена активного старения с учетом изменяющихся потребностей населения и возможностей долголетия [1-2]. В развитых странах реализация программ активного долголетия имеют комплексный характер, программы успешно осуществляются в течение уже последних 20 лет.
Рис. 1. Динамика средней продолжительности жизни в России за 2015-2020 гг.
Активное долголетие является процесс оптимизации возможностей здоровья, участия активного населения с целью повышения качества жизни данной категории людей в процессе старения. Трудовая активность является ключевой среди всех видов социальной активности, так как именно она обеспечивает человеку самостоятельный доход как важный элемент безопасности.
Использование программ активного долголетия в деятельности компании является частью социальной ответственности предприятия, которое направлено на формирование позитивного корпоративного имиджа организации. Социальная ответственность предприятия (СОП) - добровольная деятельность предприятия в соот-
ветствии с законодательством, направленная на собственное устойчивое развитие для увеличения доходности, благосостояния работников, жителей региона, где работает предприятие, отрасль, к которой оно принадлежит и страна в целом путем выполнения экономических, социальных и экологических программ [8]. Теоретическое обоснование СОП базируется на концептуальных подходах (концепций) по особенностям функционирования и управления социальной ответственностью предприятия.
С точки зрения пользы для компаний, идея использования корпоративной системы управления здоровьем (а именно внедрение программ активного долголетия) имеет несколько важных ролей (рис. 2) [4].
c л
Мощная мотивация
r \
✓ «Особенная» корпоративная культура \
/ \
f \
Стиль организации как привлекательного работодателя у
/ ^
Социальная ответственность работодателя л
у
Рис. 2. Эффекты для корпоративного имиджа организации от применения программ
активного долголетия
Более подробно эффекты для корпоративного имиджа организации от применения программ активного долголетия представлено в таблице 2.
Таблица 2. Характеристика эффектов для корпоративного имиджа организации от применения программ активного долголетия_
Эффект Характеристика
Мощная мотивация Забота о здоровье персонала, включающая программы внутри организации, является частью социального пакета работника, а это является одним из важнейших факторов привлекательности компании как работодателя. Также внедрение корпоративной системы управления здоровьем способствует повышению лояльности как самого сотрудника к компании, в которой он работает, так и его семьи к его месту работы, что является стратегически важным элементом мотивации работника и долгосроч-ности работы в данной организации. Т.к. человек примерно половину своего времени бодрствования проводит на работе, то она должна отвечать таким параметрам, как безопасность, комфорт, одобрение со стороны близких.
«Особенная» корпоративная культура Концепция управления здоровьем сотрудников создает отличительную внутриорга-низационную культуру, имеющую свои особенности, непохожую на другие. Часто различные программы и мероприятия, реализующиеся в рамках корпоративной системы управления здоровьем, обладают командообразующим, сплачивающим эффектом, который позволяет создать благоприятный социальнопсихологический климат в коллективе, наладить взаимосвязи и коммуникацию внутри организации.
Имидж организации как привлекательного работодателя Компании, которые особую роль отдают идее управления здоровьем своих сотрудников и здоровому образу жизни, по сравнению с другими организациями, равными им по остальным условиям, будут более привлекательным местом работы для соискателей.
Социальная ответственность работодателя Пропагандируя идею заботы о здоровье сотрудников, организация берется за важное и кропотливое занятие на долгосрочной основе. Но прикладывать такие усилия необходимо, потому что в компании у человека формируются определенные привычки, зависящие от корпоративной культуры и традиций. Возлагая на себя социальную ответственность, компания стремится к долгосрочному эффекту, такому как, например, снижение количества дней по больничному листу. Также большую роль играет действующий социальный пакет, который предоставляет своим работникам компания. Именно он служит эталоном идеи корпоративного управления здоровьем и отражает то, какие преимущества имеет компания как работодатель, который заботится о здоровье своего персонала. Следует сделать вывод, что работа над содержанием социального пакета напрямую относится к той корпоративной системе управления здоровья, которая существует в организации на данный момент и влияет на удовлетворенность и мотивированность сотрудников
Создание корпоративных программ активного долголетия оказывает влияние на показатели работоспособности. Программы активного долголетия способствуют повышению мотивации и заинтересованности сотрудников в жизни компании, а также позволяют максимально раскрыть потенциал работников.
Многоценные специалисты выбирают организации, в которых кроме раскрытия своего потенциала и комфортности работы в коллективе и офисе, есть возможность следить за своим здоровьем, а также быть уверенным в заинтересованности компании в росте сотрудника, несмотря на возрастные изменения.
Корпоративные программы активного долголетия - это инвестиционный проект, участниками которого выступают работодатель. Целью корпоративных программ активного долголетия на рабочем месте является повышение экономической эффективности поведения сотрудников. В долгосрочной перспективе компании,
внедряющие корпоративные программы активного долголетия работников становятся потенциально более устойчивыми и эффективными (например, ИКЕА, которая функционирует более 70 лет). Программы активного долголетия используют в разных компаниях, в особенности скандинавских странах, например, в Швеции на примере компании IKEA - реализуются программы активного долголетия и доплаты за стаж. В результате получает следующие показатели: текучесть кадров в IKEA намного меньше, чем в среднем по рынку, более 50 процентов персонала работают в IKEA более 12 лет. Российские пользователи в настоящее время уделяют больше внимания площадкам, которые дают возможность сократить количество информации и при этом повысить качество общения [10].
В России большое количество крупных компаний также стали реализовывать корпоративные программы активного долголетия (рис. 3) [11].
ПАО «Газпром нефть»
программа «Академия здоровья», направленная на пропаганд1,' здорового образа жизни, формирование ответственного отношения к собственному здоровью среди работников компании, создание здорового климата б коллективе и повышение эффективности деятельности
V У
программа по организации и проведению диспансеризации работников компании, направленна на раннее выявление сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний; по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний; «Живите
ООО «Газпром трансгаз Югорск»
V_/
ОАО «РЖД»
г
программа по пропаганде и популяризации здорового образа жизни, а также программа «Профилактика наркомании».
программа «Поддержка здоровья и здорового образа жизни» в целях охраны здоровья и продления профессионального долголетия работников.
ПАО «СБЕРБАНК
программа «Здоровье:», направленная на укрепление здоровья сотрудников посредством формирования здорового образа жизни и раннего выявления заболеваемости. В течение двух лет реализации программы «Здоровье:» удалось достичь существенного снижения количества дней временной
Рис. 3. Корпоративные программы активного долголетия крупных отечественных
компаний
Корпоративное управление активным тивную культуру компании и создают ин-долголетием открывает путь долгосрочно- дивидуальность у компании. Внедрение го эффекта, определяющего стабильность корпоративных активного долголетия при-организации. Использование указанных звано помогать работодателям в решении программ помогает работодателям повы- открытых и наболевших кадровых вопросить свой имидж, способствуют развитию сов. HR-бренда компании, укрепляют корпора-
Библиографический список
1. Федеральный проект «Старшее поколение». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mintrud.gov.rU/ministry/programms/demography/3 (дата обращения: 23.06.2020). Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/37/2 (дата обращения: 25.11. 2021).
2. Концепция политики активного долголетия. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://conf.hse.ru/mirror/pubs/share/360906541.pdf (дата обращения: 30.11.2021).
3. Харланова Е.М. Неформальное образование в социальной работе. - 2018. - 199 с.
4. Сорокин Г.Г. Институт геронтообразования как агент социальной адаптации старшего поколения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2015. -№ 2 (38). - С. 120-126.
5. Баринова Т.М., Гарипова И.О., Каранова В.В., Леонова Н.П., Шкатова Е.А. Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам. 2011. -С. 112.
6. Мокрогуз Е.Д. Обучение людей третьего возраста в контексте непрерывного образования // Universum: психология и образование. - 2016. - №9 (27). - С. 11-13.
7. Горчакова А.Е. Неформальное образование граждан пожилого возраста как эффективный инструмент развития активного долголетия // Молодой ученый. - 2020. -№ 47 (337). - С. 478-481.
8. Ласкин А.А. Отечественный и зарубежный опыт учреждений социального обслуживания в аспекте реализации концепции активного долголетия // Молодой ученый. - 2019. -№6 (244). - С. 168-171.
9. Медведева О.С. Роль социального маркетинга в формировании взгляда населения о здоровом образе жизни / О.С. Медведева, Н.К. Кузнецова // Калужский экономический вестник. - 2018. - №2. - С. 65-69.
10. Медведева О.С. Возможности таргетированной рекламы в социальных сетях / О.С. Медведева, Д.В. Билюнас // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2019. - № 3-2. - С. 112-117.
11. Рыбаков И. А. Экономическая эффективность программ по укреплению корпоративного здоровья, а также профилактических программ на рабочем месте для сотрудников с краткосрочной временной нетрудоспособностью // Биозащита и биобезопасность. -2015. - № 1 (22). - С. 10-17.
12. Продолжительность жизни по данным Росстат. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosinfostat.ru/prodolzhitelnost-zhizni/ (дата обращения 25.12.2021)
THE IMPACT OF ACTIVE LONGEVITY PROGRAMS ON THE CORPORATE
IMAGE OF THE ORGANIZATION
K.A. Naduvaev,
Supervisor: O.S. Medvedeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga state University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. The issues of preserving and maintaining the professional health of employees have recently become particularly important and are due to the ongoing changes. Among the most significant are the consequences of globalization, which have led to the transformation of the whole world and the environment in which the organization operates. For the current situation, instability, uncertainty, flexibility, adaptability, high speed of change, etc. become characteristic features. It should also be noted that the age characteristics of people of working age have changed due to an increase in the retirement age. This article examines the impact of active longevity programs on the corporate image of the organization.
Keywords: active longevity program, corporate image, corporate health, CSR, age.