чем дать заключение о возможном разведении этих сточных вод, были поставлены опыты по хлорированию. Хлорирование проводили (Л. Н. Гурфейн) раствором хлорной извести при температуре 18—20° и 2—5°, при контакте 30 минут и 2 часа разведенной сточной водой меховой фабрики, стерильной невской водой с подсевом нехлороупорной кишечной палочки (до 10 000 в 1 мл воды).
Результаты этих опытов показали, что наличие даже незначительного количества этой сточной жидкости (1 : 1000) действительно мешает ее обеззараживанию хлором. Прорывы кишечной палочки (титр коли меньше 100) были обнаружены более чем в 20% исследованных проб при наличии остаточного хлора в пределах санитарной нормы. При повышении концентрации остаточного хлора от 1,1 до 3 мг/л п-рорывы кишечной палочки не наблюдались.
Провоцирования запаха ни в одном из опытов не наблюдалось.
Таким образом, все физико-химические бактериологические и токсикологические исследования показали, что порогом разведения неочищенной стойкой жидкости меховой фабрики в водоеме первой категории нужно считать разведения 1 : 1000. Поэтому если водоем не обеспечивает такого разведения, то, согласно Н 101-54, перед спуском в водоем эти воды следует подвергать очистке, тем более что эти разведения (1 : 1000) мешают проводить нормальное обеззараживание воды хлором.
ЛИТЕРАТУРА
Александров И. С. и Цибина М. Г., в кн.: Труды Ленингр. научн.-ис-след. ин-га гигиены труда и профзаболеваний, т. XI, ч. I, стр. 48—53, Л., 1947.— Ковалевский, Меховые и овчинношубные предприятия. Производственные сточные воды, Медгиз, в. 3, 1952.—-Чельшова О. Н., в кн.: Труды Ленингр. ин-та по кзуч. проф. заболеваний, т. IV, стр. 295—305, Л., 1929.
Поступила 20/ХИ 1954 г.
-й- -А- -й-
ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ НА КОРОТКИЕ ТРУБЧАТЫЕ КОСТИ КОНЕЧНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
Проф. М. Г. Привес, К. И. Машкара, М. Э. Кальвейт, Н. В. Крылова
Из кафедры нормальной анатомии Ленинградского медицинского института имени
И. П. Павлова
Решающее значение трудовой деятельности в процессе эволюции человека с гениальной простотой было вскрыто Ф. Энгельсом, выдвинувшим положение о том, что человека в известной степени создал труд. Влияние труда, конечно, не потеряло своего значения и для организма современного человека.
Однако в то время как изучению патологических явлений, возникающих под влиянием воздействия различных форм труда на организм человека, уделялось и уделяется большое внимание, вопрос о нормальных изменениях, появляющихся в костной системе от воздействия профессиональной нагрузки или спорта, до сих пор еще мало изучен. А между тем, принимая во внимание наличие большого разнообразия форм труда, надо полагать, что формирующее влияние его на костную систему рабочих различных профессиональных групп не может быть одинаковым.
Начало систематического изучения воздействия физических упражнений на организм было положено основателем функциональной анатомии П. Ф. Лесгафтом и его последователями (В. О. Поповым, Е. А. Котиковой, А. К- Ковешниковой, Б. А. Долго-Сабуровым и др.). Ими была
отмечена значительная приспособительная способность костей, проявляющаяся как реакция организма животного на усиленную механическую нагрузку и выражающаяся в изменении формы и строения костей.
Выявлением характерных изменений скелета человека, вызванных воздействием определенных физических упражнений, а также отдельных видов труда, занимается с 1949 г. кафедра нормальной анатомии I Ленинградского медицинского института имени акад. И. П. Павлова. Предполагая, что более выраженные изменения должна вызывать тяжелая физическая нагрузка, мы избрали объектом своих исследований лиц, профессия которых связана с усиленными упражнениями верхних и нижних конечностей.
Обследовано всего 1089 человек, которых можно разделить на 2 большие группы. Первую группу составили рабочие, в трудовом процессе которых особенно сильно нагружаются кисти. Это грузчики (мужчин 59 и женщин 43), а также шоферы (100 мужчин) (исследования К. И. Маш-кара). Ввиду того что управление автомашиной обусловливает не только значительную нагрузку на кисти, но также и усиленную работу ногами, мы исследовали у шоферов также и стопы. Вторая группа состоит из лиц, профессия которых обусловливает усиленную нагрузку на стопы. Это — текстильщицы (162 человека), шоферы (180 человек), артисты балета (мужчин 153, женщин 226) (исследования М. Э. Кальвейт и Н. В. Крыловой).
Возраст рабочих колеблется от 24 до 43 лет; стаж работы был не менее 3 лет. Лица, занимающиеся тандем, были в возрасте от 10 до 42 лет; их стаж не менее 5 лет.
Кроме обследования общего состояния, у всех лиц первой группы измеряли сантиметровой лентой окружность обеих кистей, ручным динамометром определяли мышечную силу каждой кисти. С помощью переносного рентгеновского аппарата РУ-560 делали снимки обеих кистей обследуемых первой группы, а у лиц второй группы — снимки обеих стоп в подошвенной проекции. С этой целью выезжали на места работы обследуемых, где одновременно изучали условия труда и механизм движений.
Для сравнения полученных результатов изучения кистей рабочих мы обследовали ряд лиц такого же возраста и соответствующего роста, занимающихся нефизическим трудом (100 человек), а также лиц, работающих в сидячем положении (200 человек), у которых исключается значительная нагрузка на стопы.
Из всех костей дистальных отделов конечности мы избрали предметом изучения трубчатые кости стопы и кисти в силу того, что форма и положение их позволяют производить достаточно точные измерения. Измерения различный отделов костей на рентгеновских пленках производили при помощи миллиметровой линейки. В основу измерений была взята методика, принятая в лаборатории проф. Д. Г. Рохлина. Всего сделано около 30 000 измерений.
При анализе рентгеновских снимков костей обследованных лиц первой группы оказалось, что длина костей рабочих каждой из профессиональных групп превышает длину этих костей у лиц, занимающихся нефизическим трудом. Однако у рабочих различных профессий общее удлинение лучей кисти происходит неодинаково. Так, для грузчиков характерно относительно большее удлинение I луча в целом и особенно первой пястной кости, что, видимо, обусловлено усиленной нагрузкой на первый палец этих рабочих, в трудовом процессе которых основным элементом является сильный захват и удержание тяжелых предметов при их перемещении. Работа шоферов значительно отличается от работы грузчиков. Сжимание колеса штурвала обусловливает большую нагрузку на локтевой край кисти водителя, что и получает свое отражение в большем удлинении у них костей III—IV лучей по сравнению с остальными.
Таблица 1
Абсолютные размеры длины костей кисти всех обследованных мужчин
Название Группа Луч
кости обследованных I III IV V
Пястная Грузчики ..... 47,69 68,91 65,73 58,60 56,04
кость
Шоферы...... 46,85 68,56 66,99 59,70 55,37
Контрольная группа 45,32 67,20 64,31 56,66 54.01
Основная фа- Грузчики ..... 31,54 39,21 44,98 42,43 33,36
ланга
Шоферы...... 31,11 39,34 44,69 42., 58 33,41
Контрольная группа 29.47 38,55 42,00 40,77 32,39
Средняя фа- Грузчики ..... _ 23,64 29,03 28,09 19,77
ланга
Шоферы...... — 23,85 29,04 28,59 20,03
Контрольная группа — 23,19* 28,23 26,90 19,28
Концевая фа- Грузчики ..... 23,45 17,63 18,76 19,15 17,56
ланга
Шоферы...... 23,68 17,92 18,61 19,18 17,99
Контрольная группа 22,63 17,21 18,47 18,89 17,33
Палец Грузчики ..... 54,99 80,49 98,78 89,68 70,80
Шоферы...... 54,80 81,13 92,35 90,36 71,44
Контрольная группа 52,10 78,96 88.71 86,58 69,01
Луч Грузчики . . 102,68 149,40 158,51 148,29 126,85
Шоферы...... 101,65 149,69 159,34 149,45 126,82
Контрольная группа 97,43 146,16 153,02 143,24 123,03
Из данных табл. 1 видно, что длина I луча преобладает у грузчика, в то время как длина III—IV лучей больше у шофера.
В табл. 2 приводится индекс длины всех костей кисти всех обследованных мужчин этой группы в процентах от длины I пястной кости. При ознакомлении с приведенными цифрами обнаруживается, что данный индекс наиболее низок у грузчиков по сравнению с шоферами и с лицами контрольной группы.
Сопоставляя абсолютные и относительные размеры ширины трубчатых костей кисти, можно уловить заметное увеличение размеров костей кисти рабочих — мужчин и женщин по сравнению с размерами костей у лиц контрольной группы. У грузчиков преобладает ширина эпифизов пястных костей, а у шоферов — эпифизов основных фаланг, что, видимо, также зависит от отличительных особенностей трудового процесса у каждой из этих групп. У шоферов расширение диафизов более выражено у лучей локтевого края кисти, что соответствует большей нагрузке на III — IV — V лучи кисти. У грузчиков же большего увеличения достигает ширина костей II луча, как это можно видеть в табл. 3. Ввиду невозможности получить правильное, совершенно одинаковое во всех случаях положение на снимке I пальца, мы были вынуждены исключить его из этих исследований.
Таблица 2
Индекс длины костей в процентах от длины I пястной кости кисти всех обследованных
мужчин
Группа обследованных Луч
Название кости II III IV V
Пястная кость Грузчики ...... 144,52 138.96 123,08 117,73
Шоферы...... 146,36 142,42 126,19 118,12
Контрольная группа 148,27 142,14 125,38 119,39
Основная фаланга Грузчики ...... 82,41 94,10 88,87 69,69
Шоферы...... 84,00 95,49 89,41 71,45
Контрольная группа 84,89 92,77 90,39 71,38
Средняя фаланга Грузчики ...... 49,60 60,89 58,82 41,51
Шоферы...... 51,07 62,86 60,98 42,81
Контрольная группа 51,12 62,39 59,44 42,38
Концевая фаланга Грузчики ...... 36,81 36,91 39,98 36,99
Шоферы...... 38,36 39,92 40,59 38,21
Контрольная группа 38,16 37,88 41,80 38,21
Палец Грузчики ...... 168,82 191,91 187,68 148,20
Шоферы...... 173,18 197,05 192,88 152,54
Контрольная группа 174,18 193,06 191,03 151,99
Луч Грузчики ..... 313,34 330,87 310,77 285,94
Шоферы...... 318,16 344,81 319,72 876,97
Контрольная группа 322,46 335,20 317,03 271,38
Таблица 3
Индекс ширины диафиза в процентах от длины костей кисти
_Луч_
Название кости Группа обследованных II III IV V
Пястная кость Грузчики ...... 14,87 15,72 15,05 16,21
Шоферы...... 14,68 15,76 16,43 18,82
Контрольная группа . 14,55 15,31 14,53 16,10
Основная фаланга Грузчики ...... Шоферы...... Контрольная группа . 29,18 29,15 27,91 26,54 27,38 25,89 27,39 27,11 25,63 28,69 28,99 28,10
Толщина компактного вещества трубчатых костей кисти изменяется также неодинаково у рабочих каждой из групп, обследованных нами. Наибольшего увеличения толщины компактный слой достигает
у грузчиков мужчин, что видно из табл. 4, в которой приведены индексы толщины компактного слоя III пястной кости и III основной фаланги в процентах от ширины диафиза кости у всех обследованных.
Таблица 4
Индекс толщины компактного вещества диафиза III пястной кости и III основной фаланги в процентах от ширины диафиза (всех обследованных)
Мужчины Женщины
Название кости контроль- шоферы контроль-
ная грузчики ная грузчики
группа группа
III пястная кость .... III основная фаланга . . 50,33 39,83 51,10 39.99 53,40 43,76 47,31 38,50 52,01 43,58 \
Утолщение компактного вещества костей кисти грузчика совпадает с преобладанием у него и других показателей. Объем кисти грузчика в среднем превышает объем кисти шоферов на 0,2—0,3 см и на 0,5 см лиц контрольной группы. Сила мышц кисти также оказалась наибольшей у грузчиков. Она превосходит силу мышц кисти шоферов на 2 кг, а силу кисти лиц контрольной группы на 4 кг.
Сила мышц кисти грузчицы на 10 кг больше, чем у женщин контрольной группы.
Нами подмечено также, что изменение трубчатых костей правой и левой кисти не у всех рабочих происходит в одинаковой степени. У грузчиков, характер труда которых обусловливает активное одновременное участие обеих кистей, без преобладания какой-либо одной из них, мы не могли отметить значительной разницы в размерах костей правой и левой кистей.
Это различие наглядно выступает при сравнении данных измерения обеих кистей шофера. Обнаружено преобладание ширины (эпифиза и диафиза) пястных костей правой кисти шофера над левой. Такое же преобладание костей правой кисти выявляется и при сопоставлении индекса толщины компактного вещества костей обеих кистей, что видно из табл. 5. Этот факт, по нашему мнению, стоит в тесной связи с неоднородностью и неравномерностью нагрузки на обе руки водителя.
Таблица 5
Индекс толщины компактного вещества пястных костей и основных фаланг правой и левой кисти шоферов в процентах к ширине диафиза луча
Кисть Луч
II III IV V
пястная кость основная фаланга пястная кость основная фаланга пястная кость основная фаланга пястная кость основная фаланга
Правая Левая 52,17 50,88 41,66 42,90 53,23 48,84 48,01 44,40 42,51 37,34 39.82 38,06 34,81 32,85 34,11 30,84
Таким образом, удалось выявить некоторые закономерные связи между видом труда и характером изменений, наступающих в трубчатых костях кистей рабочих.
tt—I'UIHUHJ и uinmiixwiT-W»^ T»t>4. u ..ra. Медицински
f Б HOTFKA Имистерс а 'яр»»—xpt«.
Для кисти грузчика характерно общее увеличение всех размеров, особенно удлинение костей I пальца, что зависит от усиленной нагрузки на этот палец в процессе труда этих рабочих. Равномерное активное участие в трудовом процессе обеих рук грузчика обусловливает равномерное увеличение костей правой и левой кисти.
У шофера грузовой машины увеличение размера трубчатых костей кисти более выражено в костях III—IV лучей, что, видимо, зависит от большей нагрузки на локтевой край кисти водителя в процессе управления им автомашиной. Неравномерность и неоднородность нагрузки на обе кисти шофера приводят к заметному преобладанию размеров правой кисти по сравнению с левой.
Изменения костей стопы мы изучали на текстильщицах, шоферах, артистах балета и футболистах. В трудовом процессе ватерщиц имеет место частое нажимание педали левой ногой. У этих работниц отмечено увеличение ширины диафиза плюсневых костей левой стопы по сравнению с правой. Кроме того, у них почти совсем исчезает обычная для лиц контрольной группы неравномерность толщины компактного вещества мало- и болынеберцовой стороны плюсневых костей за счет преобладания болынеберцовой стороны. У ватерщиц толщина компактного Еещества II—III плюсневых костей почти одинакова с обеих сторон, что, на наш взгляд, является следствием усиленной и неравномерной нагрузки на обе стопы этих работниц.
У шоферов, согласно исследованиям О. Л. Кузнецова и его сотрудников (1930), левая нога нагружается более правой. На своем материале мы получили подтверждение этого положения. Нами обнаружена большая ширина диафиза и толщина компактного вещества плюсневых костей левой стопы шофера по сравнению с правой. Данные исследования оказались неодинаковыми у водителей грузовых автомашин и _у шоферов автобусов. В то время как у первых преобладание было не Есегда отчетливо выражено, у вторых оно выступало с большей очевидностью. Мы полагаем, что данное различие так же, как и явное преобладание крупноячеистой структуры губчатого вещества головок плюсневых костей у шоферов автобусов, стоит в связи с особенностями работы этих двух различных групп шоферов. Надо полагать, что частые остановки автобуса обусловливают большую нагрузку на стопы его водителя.
Изучение снимков стоп футболистов обнаруживает равномерное развитие плюсневых костей обеих стоп с хорошо выраженной толщиной компактного вещества без преобладания в какой-либо одной из них. Ширина диафиза плюсневых костей у футболистов больше ширины этих костей у лиц контрольной группы. Толщина компактного вещества значительна, особенно у второй плюсневой кости. Равномерность увеличения размеров костей у футболистов объясняется равномерной нагрузкой на обе стопы. Также равномерно выглядит и структура губчатого вещества головок плюсневых костей; в ней преобладает крупноячеистая над средней и мелкоячеистой структурой.
У артистов балета описанные выше явления рабочей гипертрофии особенно сильно выражены. В плюсневых костях этих лиц наиболее показательно увеличение ширины диафиза этих костей и утолщение компактного вещества, которое в некоторых случаях достигает 5—14 мм и обусловливает значительное сужение костномозгового пространства. Наибольших изменений достигают I—II—III плюсневые кости, что, видимо, объясняется условиями нагрузки на стопу в классическом танце при стоянии на носках, когда тяжесть всего тела ложится главным образом на эти лучи стопы.
Ввиду того что в эту группу вошли лица юношеского и отроческого возраста, нам удалось подметить некоторые изменения хода возрастной эволюции скелета стопы. Так, сесамовидные кости стопы, которые, по.
данным Д. Г. Рохлина, рентгенологически прослеживаются у мальчиков только в 13—37%, были обнаружены нами у всех мальчиков, начиная с 10-летнего возраста, занимающихся танцем в течение 1—2 лет.
/
Выводы
1. Влияние различных видов физической нагрузки на трубчатые кости кисти и стопы неодинаково у лиц различных профессий. Наибольшая физическая нагрузка вызывает появление более выраженных явлений рабочей гипертрофии в особенно нагружаемых отделах конечностей.
2. Различное увеличение длины костей кисти у лиц различных профессиональных групп вызывает изменение пропорций кисти рабочих. Так, общее удлинение лучей кисти грузчика в большей степени выражено у I луча, а у шофера —III—IV лучей. Это обстоятельство, на наш взгляд, зависит от характера труда и особенностей нагрузки на кисть рабочего при различных видах работы.
3. Неравномерность и неоднородность нагрузки на кисти вызывает неравномерность размеров коротких трубчатых костей правой и левой конечностей, что отмечается у шоферов, у которых преобладают размеры правой по сравнению с менее нагружаемой левой кистью при одновременном увеличении у них размеров плюсневых костей более нагруженной левой стопы по сравнению с правой. Аналогичные явления подмечены в костях сильнее нагружаемой левой стопы ватерщиц. Равномерность развития плюсневых костей футболистов является следствием однородности нагрузки на обе стопы при этом виде спорта.
4. У лиц, занимающихся танцами, помимо выраженных явлений рабочей гипертрофии плюсневых костей по сравнению с другими обследованными, выявлены изменения в характере возрастной эволюции скелета стопы в сторону ускорения окостенения сесамовидных костей.
5. Исследование характерных приспособительных изменений в скелете лиц различных профессиональных групп имеет практическое значение. При распознавании некоторых заболеваний оно способствует уточнению границ между нормой и патологией и намечает также возможность улавливать переход от нормальных изменений в скелете человека к явлениям перетренированности. Это позволит при помощи своевременной перестройки физических упражнений и трудового процесса предупредить переход явлений обратимых, какими Является перетренирован-кость, к необратимым, т. е. к патологии.
ЛИТЕРАТУРА
Д о л г о-С а б у р о в Б. А., Изв. Научн. ин-та им. П. Ф. Лесгафта, 1930, т. XVI, в. 1—2, стр. 123—159. — К о вешни ко в а А. К. и К о тиков а Е. А., Изв. Науч. ин-та им. П. Ф. Лесгафта, 1934, т. XVII—XVIII, стр. 45—62. — К о т и к о в а Е. А., Изв. Науч. ин-та им. П. Ф. Лесгафта, 1927, т. XIII, в. 1, стр. 65—80. — Лес-га фт П. Ф., Известия бнол. лаборатории, 1898, в. 4. стр. 41—48. — Он же, Труды Об-ва русских врачей в СПБ, в. 2, стр. 579—595, СПБ, 1880. — Попов В. О., Изменения формы костей под влиянием ненормальных механических условий в окружающей среде. Дисс., СПБ, 1880. — Рохлин Д. Г. и Левенталь Э. Е., Возрастные особенности костной системы на основании рентгенографических данных, ч. 1, Л., 1933.
Поступила 18/VII 1954 г.