№ 1 (26), 2008
' 'Кул ътурная жизн ь Юга России " ^
совместно с представителями военного комиссариата, управления по делам ГО и ЧС, ветеранских организаций; поездки по местам боевой славы, в города-герои России и бывшего СССР; военные сборы; теоретические и практические занятия, тренинги, соревнования с широким представлением действий в экстремальных ситуациях; викторины, конкурсы, концертные программы, показательные выступления по военно-патриотической тематике и т. д. В рамках этой школы организовано сотрудничество с лучшими воинскими подразделениями страны. Положительные результаты данной работы проявляются в том, что студенты с большим энтузиазмов участвуют в военно-патриотической деятельности, проявляют инициативу и творчество во всех делах; среди них практически нет молодых людей, стоящих на учете в детской комнате милиции, употребляющих наркотики. Многие выпускники школы мужества поступают в военные училища, добросовестно служат в российской армии, органах внутренних дел, МЧС.
Главной целью школы этикета является овладение будущими специалистами культурой общения с учетом тендерного принципа. Практические занятия здесь проводят профессионалы: препода-
ватели хореографии, музыки, делового этикета, официанты, парикмахеры, стилисты, визажисты, дизайнеры, а также служители церкви. Занятия часто проходят вне колледжа - в ресторанах, магазинах, парикмахерских, танцевальных залах. Деловые игры, тренинги, экскурсии, диспуты, конференции, презентации, защита проектов, практикумы - вот далеко не полный перечень используемых преподавателями форм. Воспитательная работа складывается в этой тендерной школе из следующих разделов: «Мужчина и женщина: правила общения», «Служебный этикет», «Правила хорошего тона», «Этика супружеских и семейных отношений».
В заключение отметим, что в Губкинском горном колледже накоплен ценный опыт работы по воспитанию тендерной культуры будущего специалиста, который требует дальнейшего исследования.
Литература
1. Введение в тендерные исследования: учеб. пособие / под ред. И. В. Костиковой. М., 2000.
2. Андреева Н. И. Тендерная культура в современном российском обществе. М., 2002.
Е. Н. ГУСАРОВА
ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ
Креативность отражает свойство человека создавать новые понятия и формировать новые навыки. Основные факторы интеллектуальных способностей, характеризующие креативность, - это беглость мышления, его четкость, оригинальность, чувствительность к проблемам и др. Традиционная педагогика системно не ориентирована на развитие креативности, лежащей в основе творческих способностей личности. Формирование последних протекает спонтанно и приобретает профессиональную направленность только при обучении в вузе.
В нашей статье представлены данные и сравнительный анализ по диагностике креативности среди учащихся гуманитарных классов и студентов, выбравших профессию педагога-психолога. Всего нами обследовано 70 человек, из них старшеклассников - 41 и студентов 2-го курса - 29. Для изучения уровня развития творческих способностей старшеклассников было проведено тестирование учащихся СОШ№ 71 г. Краснодара: 10-го класса (21 чел.), средний возраст учащихся - шестнадцать лет; 11-го класса (20 чел.), средний возраст - семнадцать лет, в том числе мальчиков - 21, девочек - 20. Для изучения творческих способностей и перспектив их развития у студентов нами обследованы группы будущих педагогов-психологов 2-го курса Краснодарского государственного университета культуры и искусств. Количество обследованных - 29 человек, из них
юношей - 3, девушек - 26. Средний возраст группы - восемнадцать лет шесть месяцев.
Для проведения исследования был выбран тест Торранса. Концепция творческого мышления П. Торранса содержит такие показатели, как беглость (быстрота) - способность высказывать максимальное количество идей (независимо от их качества); гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей; оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (что может проявляться в ответах, решениях, не совпадающих с общепринятыми); разработанность - умение добавить значимую деталь (идею), дополняющую исходную стимуль-ную фигуру как в границах ее контура, так и за его пределами.
Результаты, определяющие творческие способности старшеклассников и студентов, представ-
^ "Культурная жизнь Юга России "
№ 1 (26), 2008
лены нами в виде таблицы 1. Разница в уровнях креативности заметна, несмотря на небольшую разницу в возрасте испытуемых - 1,5 года. Такой количественный и качественный скачок способностей не может быть объяснен лишь разницей в возрасте. Подобные изменения возможны только в условиях сознательно организованной системы развития.
Выявилось, что практически у всех учащихся (70%) средние показатели по всем характеристикам (без значимых различий) и лишь 10% старшеклассников имеют высокий потенциал. Старшеклассники обладают теми качествами, которые позволяют творить, но у них есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, имеющийся потенциал позволит им творчески проявить себя, если для этого будет мотивация.
Для изучения мотивационной сферы старшеклассников были проведены анкетирование и дополнительное тестирование, которые включали следующие показатели: любознательность, вера в себя, постоянство, амбициозность, слуховая память, зрительная память, способность абстрагироваться, степень сосредоточенности.
Все ученики обладают высокой любознательностью и верой в себя, они непостоянны, находятся в поисках нового. В данном случае потребность занять себя приводит к тому, что учащиеся «пробуют всё» и, не доведя до конца одно дело, переходят к другому. Их высокая амбициозность обусловлена самолюбием. Все их действия производятся для собственного блага, у них плохо развито чувство альтруизма. Они недооценивают ситуацию и не могут обойтись без помощи и поддержки друзей и близких.
Слуховая память хорошо развита у 30% учащихся, в основном у девочек. Этот вид памяти связан с запоминанием и воспроизведением разнообразных звуков (например, музыкальных, речевых). Зрительная память преобладает над слуховой у 65% старшеклассников. Она связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картинку в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитие у человека способности к воображению.
У 70% учащихся отмечается высокое стремление к независимости, хотя они применяют общий теоретический опыт старших в своей жизни. У данной группы довольно высокая способность абстрагироваться - выделять главное, обособлять одни свойства от других, при этом у них средняя степень сосредоточенности. Подростки, с одной стороны, могут длительное время заниматься определенным делом, затрачивая большое количество энергии и сил, с другой - выполняют работу быстро, не вникая в детали, от чего ее качество ухудшается.
Результаты бесед с учащимися показали, что многие из них читают книги, пробовали себя в написании рассказов, сочинении стихотворений, придумывали свои собственные, никому не понятные слова. Можно отметить также, что старшеклассникам присущ юношеский максимализм, который ведет к протесту против старших (например, многие подростки хотят одеваться так, как нравится им, а не их родителям, по-своему расставлять мебель).
Таким образом, можно сделать вывод, что сегодняшний старшеклассник не обладает высоким творческим потенциалом, слабо ориентирован в своей будущей профессиональной деятельности.
При обследовании студентов выявилась значимая дифференциация в структуре творческих способностей.
Исследования показали, что большинство студентов (72%) имеют высокую беглость. Беглость, или продуктивность, не является специфическим показателем творческого мышления и полезна в первую очередь тем, что позволяет понять другие показатели по группе.
У студентов тестируемой группы показатели уровня гибкости распределились следующим образом: 52% - средние, 41% - высокие. Гибкость указывает на разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала и / или низкой мотивации.
Более половины студентов (56%) имеют средние показатели оригинальности. Отметим, что
Таблица 1 Уровень развития творческих способностей в зависимости от возраста
Группы Уровень творческих способностей
исследуемых Низкий Средний Высокий
уровень уровень уровень
Старшеклассники 20% 70% 10%
Студенты 2-го курса 14% 48% 38%
Таблица 2 Структура развития творческого мышления студентов
Показатель творческого мышления Уровень
Выс. Ср. Низ.
Беглость 72% 21% 7%
Гибкость 41% 52% 7%
Оригинальность 19% 56% 25%
Разработанность 15% 72% 13%
№ 1 (26), 2008
"Культурная жизнь Юга России " ^
оригинальность характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Тот, кто получает высокие значения этого показателя, обычно характеризуется высокой интеллектуальной активностью. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов.
Высокая разработанность ответов характерна для студентов с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Низкие показатели разработанности присущи отстающим, недисциплинированным и нерадивым студентам. Чаще всего в этой группе встречаются средние показатели - у 72% опрошенных.
Количество студентов, у которых имеются высокие баллы по таким показателям творческого мышления, как беглость, гибкость, оригинальность, составляет 20% от общего числа. В группе нет студентов с низкими значениями по этим показателям.
В целом можно охарактеризовать данную выборку как среднетворческую. Студенты обладают умением распределять время на решение задач, могут быстро перейти от одной деятельности к другой, обладают средневысокой гибкостью, но сниженной оригинальностью. Будущие педагоги-психологи уже на 2-м курсе владеют способностью выдвигать идеи, отличающиеся от общеизвестных, общепринятых или твердо установленных, однако средние баллы разработанности говорят о возможном отставании в учебе из-за отрицательных особенностей: не доводить дело до конца и не принимать во внимание детали.
Творческие способности студентов нуждаются в развитии по определенным направлениям. Прежде всего, у них необходимо формировать умение мыслить нестандартно, «не по плану», подбирать несколько ответов на каждый вопрос, а не принимать лишь очевидные, т. е. развивать
коммуникативную компетентность. Им следует научиться дорабатывать мелочи, разбивать и классифицировать материал, развивать конструктивность. Этим целям могут служить игровые технологии: игра помогает создать активную творческую атмосферу, способствует развитию воображения, метафорического мышления, учит умению использовать символику языка и действия. Участникам предлагаются задания, как можно менее связанные между собой логически. Например, они должны представить нарицательные имена существительные в единственном числе (хлеб, грязь, театр, звезда). За 15-20 минут студентам необходимо придумать и показать театральный этюд, который объединяет данные слова (в том же порядке) в логически связанное действие с конфликтом.
Сравнительный анализ развития творческих способностей учащихся старших классов и студентов 2-го курса - будущих педагогов-психологов показал, что творческие способности эффективнее развиваются в системе высшего образования (табл. 1). Особенно активно на развитие креативных качеств личности воздействует система гуманитарного образования в вузе, направленная на формирование профессиональных способностей. Тем не менее этого недостаточно: современная система обучения требует от педагога умения решать нестандартные задачи, преодолевать скованность мышления, его рутинность, что заставляет искать новые подходы, использовать новые технологии обучения, позволяющие формировать творческие способности будущих педагогов-пси-хологов.
Общий анализ полученных нами данных позволяет сделать выводы о необходимости глубокой целенаправленной работы по формированию у студентов творческого мышления, навыков устного изложения, умений анализировать и оценивать, вести профессиональное общение, так как именно в данных направлениях у педагогов-психологов возникает наибольшее количество проблем.