Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ВЫБОР СТРАТЕГИИ ПОСТРОЕНИЯ ГАРМОНИЧНЫХ ЦВЕТОВЫХ СОЧЕТАНИЙ'

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ВЫБОР СТРАТЕГИИ ПОСТРОЕНИЯ ГАРМОНИЧНЫХ ЦВЕТОВЫХ СОЧЕТАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦВЕТОДИДАКТИКА / ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ / ЦВЕТОВЫЕ СОЧЕТАНИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грибер Юлия Александровна, Самойлова Татьяна Аркадьевна

Введение. Поскольку в окружающем нас мире мы в большинстве случаев имеем дело не с отдельными цветами, а с цветовыми сочетаниями, изучению правил построения цветовой гармонии и принципов цветовых комбинаций отводится важное место в программах профессионального художественного образования во всем мире. Цель статьи заключается в том, чтобы проверить, меняет ли профессиональное художественное образование выбор стратегии построения гармоничных цветовых сочетаний, и установить параметры выявленных различий. Материалы и методы. Исследование проводилось методом эксперимента, в котором приняли участие 100 человек в возрасте от 18 до 60 лет (средний возраст: 25.0 лет; SD = 7.2; 23 мужчины, 77 женщин). Все они родились и выросли в России. Половина участников имела художественное образование, вторая половина - нет. В качестве основы для разработки экспериментальных стимулов использовались цветовые таблицы «Справочника по цвету» Михаила Матюшина. Участников просили выбрать цвет для неокрашенной средней полосы таблицы, а затем сравнить получившееся у них цветовое сочетание с оригиналом - соответствующей таблицей из «Справочника по цвету». Результаты. Анализ 467 цветовых выборов и 929 валидных сравнений, предложенных участниками, показал, что непрофессионалы чаще всего согласовывали выбираемые оттенки с заданным цветовым контекстом по тону. Оттенки, предложенные участниками без художественного образования, были во всех таблицах светлее, чем оттенки, выбранные профессионалами. Участники с художественным образованием думали над выбором цвета дольше, чем непрофессионалы, но в результате чаще оставались довольны сделанным выбором. Обсуждение результатов. Выявленные различия объясняются принципиально разными стратегиями выбора оттенков участниками с художественным образованием и непрофессионалами. Непрофессионалы, как правило, выбирали оттенок по принципу сходства с заданным цветовым контекстом. Профессионалы использовали принцип контраста, комплементарные цвета и противопоставление теплых оттенков холодным. Заключение. Выявленные различия могут быть использованы в совершенствовании программ профессиональной подготовки дизайнеров, архитекторов, специалистов по компьютерной графике. Исследование должно быть продолжено в отношение кросс-культурных различий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грибер Юлия Александровна, Самойлова Татьяна Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF PROFESSIONAL ART EDUCATION ON THE CHOICE OF HARMONIOUS COLOUR COMBINATIONS

Introduction. People in the world around us mostly deal with colour combinations instead of single colours, therefore the professional art education programmes worldwide prioritise the study of the colour harmony rules and colour combination principles. The purpose of the article is to test whether professional art education has an impact on the choice of strategy for constructing harmonious colour combinations, and to establish the parameters of identified differences. Materials and methods. The research was carried out as an experiment involving 100 participants aged 18 to 60 (average age 25.0 years; SD = 7.2; 23 males, 77 females). All of them were born and raised in Russia. Half of the participants had art education, the other half - did not. The colour charts of the Reference Book of Colour by Mikhail Matyushin were used as a basis for the development of experimental stimuli. The participants were asked to choose a colour for the uncoloured stripe in the middle of the chart and subsequently to compare the resulting colour combination with the original - the corresponding chart from the Reference Book of Colour. Results. The analysis of 467 colour choices and 929 valid comparisons, suggested by the participants, showed that the non-professionals most often matched the chosen colours with the given colour context in terms of hue. The colours suggested by the participants without art education were lighter in all charts than those chosen by the professionals. The participants whith art education reflected on the choice of colour longer than the non-professionals, but finally were more satisfied with their selection. Discussion. The revealed differences can be explained by fundamentally different colour selection strategies by art-educated and non-professional participants. The non-professionals, as a rule, chose colours under the principle of similarity with the given colour context. The professionals used the principle of contrast, complementary colours and contrasting warm shades with cold ones. Conclusion. The identified differences can be used for improvement of professional training programmes for designers, architects and computer graphics specialists. It seems to be expedient to continue the research in terms of cross-cultural differences.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ВЫБОР СТРАТЕГИИ ПОСТРОЕНИЯ ГАРМОНИЧНЫХ ЦВЕТОВЫХ СОЧЕТАНИЙ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-05/ Дата публикации: 31.10.2022 УДК 376

Ю. А. Грибер, Т. А. Самойлова

Влияние профессионального художественного образования на выбор стратегии построения гармоничных цветовых сочетаний

Введение. Поскольку в окружающем нас мире мы в большинстве случаев имеем дело не с отдельными цветами, а с цветовыми сочетаниями, изучению правил построения цветовой гармонии и принципов цветовых комбинаций отводится важное место в программах профессионального художественного образования во всем мире. Цель статьи заключается в том, чтобы проверить, меняет ли профессиональное художественное образование выбор стратегии построения гармоничных цветовых сочетаний, и установить параметры выявленных различий.

Материалы и методы. Исследование проводилось методом эксперимента, в котором приняли участие 100 человек в возрасте от 18 до 60 лет (средний возраст: 25.0 лет; SD = 7.2; 23 мужчины, 77 женщин). Все они родились и выросли в России. Половина участников имела художественное образование, вторая половина - нет. В качестве основы для разработки экспериментальных стимулов использовались цветовые таблицы «Справочника по цвету» Михаила Матюшина. Участников просили выбрать цвет для неокрашенной средней полосы таблицы, а затем сравнить получившееся у них цветовое сочетание с оригиналом - соответствующей таблицей из «Справочника по цвету».

Результаты. Анализ 467 цветовых выборов и 929 валидных сравнений, предложенных участниками, показал, что непрофессионалы чаще всего согласовывали выбираемые оттенки с заданным цветовым контекстом по тону. Оттенки, предложенные участниками без художественного образования, были во всех таблицах светлее, чем оттенки, выбранные профессионалами. Участники с художественным образованием думали над выбором цвета дольше, чем непрофессионалы, но в результате чаще оставались довольны сделанным выбором.

Обсуждение результатов. Выявленные различия объясняются принципиально разными стратегиями выбора оттенков участниками с художественным образованием и непрофессионалами. Непрофессионалы, как правило, выбирали оттенок по принципу сходства с заданным цветовым контекстом. Профессионалы использовали принцип контраста, комплементарные цвета и противопоставление теплых оттенков холодным.

Заключение. Выявленные различия могут быть использованы в совершенствовании программ профессиональной подготовки дизайнеров, архитекторов, специалистов по компьютерной графике. Исследование должно быть продолжено в отношение кросс-культурных различий.

Ключевые слова: художественное образование, цветодидактика, цветовая гармония, цветовые сочетания, экспериментальное исследование

Ссылка для цитирования:

Грибер Ю. А., Самойлова Т. А. Влияние профессионального художественного образования на выбор стратегии построения гармоничных цветовых сочетаний // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 89-105. сМ: 10.32744^.2022.5.6

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-05/ Accepted: 14 May 2022 Published: 31 October 2022

Yu. A. Griber, T. A. Samoylova

Impact of professional art education on the choice of harmonious colour combinations

Introduction. People in the world around us mostly deal with colour combinations instead of single colours, therefore the professional art education programmes worldwide prioritise the study of the colour harmony rules and colour combination principles. The purpose of the article is to test whether professional art education has an impact on the choice of strategy for constructing harmonious colour combinations, and to establish the parameters of identified differences.

Materials and methods. The research was carried out as an experiment involving 100 participants aged 18 to 60 (average age 25.0 years; SD = 7.2; 23 males, 77 females). All of them were born and raised in Russia. Half of the participants had art education, the other half - did not. The colour charts of the Reference Book of Colour by Mikhail Matyushin were used as a basis for the development of experimental stimuli. The participants were asked to choose a colour for the uncoloured stripe in the middle of the chart and subsequently to compare the resulting colour combination with the original - the corresponding chart from the Reference Book of Colour.

Results. The analysis of 467 colour choices and 929 valid comparisons, suggested by the participants, showed that the non-professionals most often matched the chosen colours with the given colour context in terms of hue. The colours suggested by the participants without art education were lighter in all charts than those chosen by the professionals. The participants whith art education reflected on the choice of colour longer than the non-professionals, but finally were more satisfied with their selection.

Discussion. The revealed differences can be explained by fundamentally different colour selection strategies by art-educated and non-professional participants. The non-professionals, as a rule, chose colours under the principle of similarity with the given colour context. The professionals used the principle of contrast, complementary colours and contrasting warm shades with cold ones.

Conclusion. The identified differences can be used for improvement of professional training programmes for designers, architects and computer graphics specialists. It seems to be expedient to continue the research in terms of cross-cultural differences.

Keywords: art education, colour didactics, colour harmony, colour combinations, experimental research

For Reference:

Griber, Yu. A., & Samoylova, T. A. (2022). Impact of professional art education on harmonious colour combinations. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 59 (5), 89105. doi: 10.32744/pse.2022.5.6

_Введение

е окружающем нас мире определенные цвета крайне редко встречаются изолированно от других. Цвет интерьера или колористика города складываются из такого огромного числа цветоносителей, что, на первый взгляд, вряд ли вообще поддаются какому-то системному анализу [2]. В большинстве случаев мы имеем дело с цветовыми сочетаниями, которые способны вызывать у человека заметные аффективные реакции [15], влиять на его самочувствие, настроение и когнитивные функции [16; 17]. По этой причине изучению правил построения цветовой гармонии и принципов цветовых комбинаций отводится важное место в программах профессионального художественного образования во всем мире [13; 28].

Особый интерес в контексте совершенствования цветодидактики представляют авторские «формулы» построения цветовой гармонии [7; 30]. На начальных этапах художественной подготовки они помогают лучше понять и запомнить основные принципы цветовых сочетаний, а со временем становятся для специалистов, постоянно работающих с цветом, такими же простыми и употребительными, как обычные правила грамматики или синтаксиса [26].

Проведенные исследования показывают, что подобные стратегии построения цветовой гармонии зачастую строятся на принципиально различных, а в некоторых случаях даже противоречащих друг другу утверждениях [25]. Так, по мнению Й. Итте-на [4], цвета являются гармоничными, если они дают при смешивании нейтральный серый. С точки зрения А.Г. Манселла [18] и В. Оствальда [21], гармоничные цвета находятся на определенном расстоянии друг от друга в цветовом пространстве (например, различаются по яркости, но одинаковые по тону и насыщенности). Совершенно другие стратегии поиска цветовой гармонии предлагаются в более поздних работах: А. Хард и Л. Сивик [12] рассматривают в качестве способов построения цветовых сочетаний различные группы цветовых атрибутов в Естественной системе цвета (Natural Color System, NCS); Л. Оу и М.Р. Луо [23] - определенные комбинации показателей тона (hue), светлоты (lightness) и насыщенности (chroma) в цветовой системе CIELAB; А. Немчич [19] - различные осевые сечения цветовой системы Coloroid.

Ситуация осложняется еще и тем, что практикующие художники, дизайнеры и архитекторы далеко не всегда формулируют подобные правила эксплицитно. Во многих случаях они просто «встраивают» их в различные инструменты, предназначенные для работы с цветом (гармонизаторы, справочники, цветовые палитры и т.п.), транслируя в неявной, но доступной для реконструкции и количественного анализа форме (см. например, исследования принципов цветовой гармонии в цветовых палитрах Ле Корбюзье [27]). Научный поиск идеальных «формул» цветовой гармонии не завершен. Исследование ее зависимости от индивидуальных и культурных эстетических факторов [20], от перцептивных, контекстуальных и временных обстоятельств продолжается [11].

Подобные профессиональные знания ощутимо влияют на восприятие цвета [31], цветовые ассоциации и предпочтения [9; 29], на образ мышления и повседневное общение [1]. Однако до сих пор открытым остается вопрос о том, действительно ли профессиональное художественное образование меняет критерии выбора цвета для построения гармоничных цветовых сочетаний и механизм использования уже заданного цветового контекста для создания цветовой гармонии.

Чтобы проверить, влияет ли профессиональное художественное образование на выбор стратегии построения гармоничных цветовых сочетаний, и установить параметры выявленных различий, мы разработали дизайн онлайн-эксперимента и протестировали две группы участников.

_Материалы и методы

Участники

В эксперименте приняли участие 100 человек в возрасте от 18 до 60 лет (средний возраст: 25.0 лет; SD = 7.2; 23 мужчины, 77 женщин). Все они родились и выросли в России. Половина участников имела художественное образование, вторая половина - нет.

Экспериментальные стимулы

В качестве основы для разработки экспериментальных стимулов использовались цветовые таблицы «Справочника по цвету» Михаила Матюшина [5]. В истории отечественного цветоведения справочник стал одним из наиболее известных инструментов, предназначенных для создания гармоничных цветовых сочетаний в архитектурном ди-

V VI I V V V 14/

зайне интерьера и экстерьера, текстильной, фарфоровой, обойной, полиграфической и других отраслях промышленности. Задуманный в конце 1920-х годов как дидактический инструмент и руководство для практического применения, он предназначался для того, чтобы выстроить «связь между абстрактным цветом в науке и конкретным цветом в практике» [5, с. 28].

Справочник был впервые опубликован в Ленинграде в 1932 году и переиздан в 2007 году. Он включал 4 раздела (Тетради), которые содержали 34 цветовых таблицы. В оригинале таблицы были выполнены вручную по трафарету гуашью группой молодых художников из числа учеников М. Матюшина. В бригаду художников входили Ирина Вальтер, Ольга Ваулина, Софья Власюк, Валида Делакроа, Татьяна Сысоева и Елена Хмелевская.

Все таблицы имели одинаково простую геометрическую структуру. Каждая представляла собой сочетание трех цветов («цветовое трезвучие», «цветовой аккорд» [5, с. 10]). Это:

1. главный действующий цвет (цвет основы);

2. зависимый от него цвет среды, который обязательно возникает вокруг основного цвета в нейтральной среде, всегда сопровождает его, поддерживая и делая его ярче;

. «сцепляющий» их средний цвет, который связывает основной цвет и среду, создает и поддерживает равновесие между ними, не нарушая при этом пространственной выразительности основного цвета, как ведущего.

Соотношение высоты полос и, соответственно, площади цветовых полей составляло 3:1:6, то есть цвет среды по площади был в два раза больше, чем цвет основы и в шесть раз больше, чем цвет средней полосы; полоса основы - больше, чем сцепление, в три раза (см. рис. 1).

Рисунок 1 Структура (слева) и пример цветовой таблицы (справа) из «Справочника по цвету»

Для создания экспериментальных стимулов мы выбрали из «Справочника по цвету» 10 цветовых таблиц [5, Таблицы 25-30] и сохранили их в формате JPEG с максимальным разрешением. Все выбранные таблицы были опубликованы в последней, четвертой, тетради и содержали оттенки, привычные для сложившейся в России практики оформления архитектуры. Поскольку справочник был рассчитан, в первую очередь, на практическое применение, авторы старались максимально приблизить цвета этой тетради к малонасыщенным тонам, распространенным в окраске фасадов зданий [5, с. 11]. Эти стимулы использовались в Эксперименте 2.

Для Эксперимента 1 мы «убрали» во всех выбранных таблицах цвет средней полосы (заменили его на белый). Верхний и нижний цвета при этом остались неизменными. Поскольку в пяти таблицах сочетания верхнего и нижнего цветов повторялись (Таблицы 28, 29 и три варианта таблицы 30 отличались только средней полосой [5, Таблицы 28-30]), у нас получилось всего 5 цветовых стимулов с неокрашенной средней полосой.

_Процедура эксперимента

Идея эксперимента заключалась в том, чтобы попросить современных респондентов выбрать цвет для неокрашенной средней полосы таблицы вместо М. Матюшина, а затем сравнить получившееся у них цветовое сочетание с оригиналом - соответствующей таблицей из «Справочника по цвету».

В Эксперименте 1 мы показывали каждому участнику в случайном порядке на экране компьютера 5 цветовых таблиц. Каждая таблица демонстрировалась отдельно. Цвет верхней и нижней полос был закреплен, его участник изменить не мог. Задача заключалась в том, чтобы с помощью курсора выбрать в предложенной палитре цвет для неокрашенной полосы в центре. Оттенок нужно было подобрать таким образом, чтобы сочетание всех трех оттенков получилось как можно более гармоничным.

Палитра эксперимента располагалась справа от цветовой таблицы, с которой работал участник. Она состояла из двух частей (см. рис. 2). Сначала, двигая цвет по кругу, нужно было выбрать тон оттенка. Потом, перемещая курсор по внутреннему квадрату - уточнить его яркость и насыщенность. В процессе выбора участник мог «примерять» различные оттенки и оценивать, как будет выглядеть цветовая таблица если средняя

полоса окрасится в соответствующий цвет. Когда участник был полностью доволен выбором, он должен быть нажать кнопку «Продолжить», чтобы перейти к следующей странице. Выбранный цвет записывался в базу данных в формате #Иех.

Рисунок 2 Выбор цвета участником опроса

В Эксперименте 2 мы попросили участников сравнить каждую из составленных ими цветовых таблиц с соответствующим ей оригиналом - таблицей из «Справочника по цвету» М. Матюшина - и определить, какой из вариантов им нравится больше. Для этого на экране компьютера мы показывали каждому участнику две таблицы рядом. Таблицы демонстрировались в случайном порядке. Собственные варианты участников и таблицы М. Матюшина могли располагаться слева или справа. Положение случайным образом определял компьютер. Каждый участник должен был оценить 10 пар цветовых таблиц.

В обоих экспериментах время выбора не было ограничено. Участник мог искать нужный вариант столько, сколько считал нужным. Продолжительность каждого выбора регистрировалась и рассчитывалась как временной интервал с момента, когда участник открыл соответствующую страницу, до момента, когда он подтвердил свой выбор, нажав кнопку «Продолжить».

На заключительном этапе исследования участников просили заполнить небольшую анкету, в которой они должны были сообщить свой возраст, пол, место рождения, страну постоянного проживания, родной язык, наличие художественного образования и известных им нарушений цветового зрения.

Во время эксперимента участник сидел за столом в помещении с дневным светом. Все стимулы демонстрировались на нейтральном сером фоне (RGB: 128 128 128).

Продолжительность исследования одного участника в среднем составляла от 20 до 30 минут.

Программная реализация онлайн-эксперимента

Архитектура веб-приложения онлайн-эксперимента включала три слоя: слой пользовательского интерфейса, слой веб-фреймворка и слой хранения ответов респондентов (см. рис. 3).

Слой пользовательского интерфейса был реализован, главным образом, средствами HTML5 и JavaScript, которые работают в любом современном браузере, делая он-лайн-эксперимент кроссплатформенным для любого пользовательского устройства с браузером. Установка палитры выбора цвета на страницу веб-проекта была выполнена подключаемым модулем Farbtastic с помощью JavaScript. Модуль связывался с

текстовым полем и при выборе цвета обновлял его значение в формате HEX. Цветовые таблицы на страницах опроса формировались динамически средствами элемента Canvas (HTML5) для оформления прямоугольных полей и языком сценариев Java Script для установки соответствующего цвета каждого поля.

Слой

пользовательского IHTMLS, JavaScript интерфейса

Слой веб■ фреймворка

Django Web Framewo

I django

Слон хранения ответов

Таблица ответов опроса

Рисунок 3 Архитектура веб-приложения онлайн-эксперимента

Слой веб-фреймворка опроса использовал в качестве посредника между интерфейсным уровнем визуализации и базовым веб-сервером инфраструктуру Python Django (https://www.djangoproject.com ).

Слой хранения ответов представлял собой таблицу в реляционной СУБД SQLite.

Обработка ответов выполнялась средствами Python и включала преобразование содержащихся в базе цветов из формата HEX в LCH, а затем их визуализацию полярными точечными диаграммами. Конвертация цвета проводилась библиотекой обработки изображений Scikit-image.

Для построения точечных диаграмм использовался объект Scatterpolar интерактивной библиотеки построения графиков Plotly. Точечные диаграммы создавались в полярных координатах, где каждая точка плоскости определялась двумя числами -углом и расстоянием, соответствующими цилиндрической цветовой модели LCh. Имена радиальных и угловых координат задавались как аргументы R и © (theta).

_Результаты исследования

Тон, насыщенность и светлота оттенков «Справочника по цвету»

Чтобы проверить, влияет ли заданная цветовая композиция на цветовой выбор участников эксперимента, сначала мы провели анализ хроматических характеристик цветовых таблиц «Справочника по цвету», которые в нашем эксперименте использовались в качестве стимулов (см. табл. 1).

Анализ показал, что 10 цветовых таблиц Тетради IV построены всего для 5 основных цветов. Все эти цвета представляют собой разные по светлоте (L=34.47^86.78) красно-коричневые ненасыщенные оттенки (С=8.93^36.92), три из которых (таблицы 25, 27 и 28) практически полностью совпадают по тону (h°=84.28^85.39), а два других (таблицы 26 и 30) на цветовом круге расположены в пределах 30-градусной дуги в диапазоне между красным и желтым (h°=44.73^77.74).

Таблица 1

Координаты L*, С* и h* оттенков таблиц «Справочника по цвету»

Функция Таблица Цвет L* С* h*

25 60.79 36.92 85.39

26 72.09 8.93 77.74

Основные цвета 27 76.34 10.06 84.28

28 86.78 35.69 84.53

29 86.78 35.69 84.53

30 34.47 24.05 44.73

25 59.23 5.89 227.74

26 68.15 3.84 215.71

Цвета среды 27 80.42 27.94 112.56

28 71.78 3.33 239.97

29 71.78 3.33 239.97

30 65.77 15.95 175.45

25 57.02 13.47 335.01

26 78.36 16.09 294.08

27 87.06 44.12 102.19

28(1) 78.15 5.72 220.98

«Сцепляющие» 28(2) 90.35 30.00 115.13

цвета 29(1) 77.74 20.15 43.63

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29(2) 82.13 17.25 311.97

30(1) 67.31 24.64 300.65

30(2) 61.57 28.92 262.88

30(3) 61.42 61.14 52.28

Цвета среды представляют собой преимущественно светлые оттенки (среднее значение L=69.52) с низкой насыщенностью (среднее значение С=10.05), два из которых (таблицы 27 и 30) на цветовом круге располагаются между зеленым и желтым (И0=112.56 и 175.45 соответственно), а остальные четыре (таблицы 25, 26, 28 и 29) - в пределах 20-градусной дуги в диапазоне между синим и зеленым (^=215.71^239.97).

«Сцепляющие» цвета, в основном, сконцентрированы в двух квадрантах, граничащих с красным. Преимущественно они представляют собой светлые оттенки (среднее значение L=74.11) с различной насыщенностью (С=5.72^61.14).

Тон и насыщенность оттенков, выбранных участниками

На следующем этапе мы удалили из базы данных все неполные ответы и подвергли многоступенчатому анализу 467 цветовых выборов и 929 валидных сравнений, которые в ней остались.

Сопоставление оттенков по тону показало, что непрофессионалы в большинстве случаев использовали эту характеристику, чтобы «подстроить» выбираемый оттенок под заданный цветовой контекст. Оттенки, которые выбирали участники без художественного образования (рис. 4-8 справа), на цветовом круге располагались очень близко к закрепленным в таблицах оттенкам основы и среды (рис. 4-8 слева и справа). Цветовые выборы профессионалов по тону оказались более рассеянными, чем выборы участников без художественного образования (рис. 4-8 в центре).

Подавляющее большинство всех предложенных участниками вариантов были «теплыми» красными, желтыми и зелеными оттенками из верхней части цветового круга. Реже всего участники из обеих групп предлагали сине-зеленые оттенки (см. рис. 4-8 нижние левые квадранты цветового круга). У непрофессионалов непопулярными были также фиолетовые оттенки (рис. 4-8 нижние правые квадранты цветового круга).

Участники с художественным образованием для всех таблиц выбрали более насыщенные оттенки, чем непрофессионалы (среднее значение С*= 21.2^29.5 и 17.2^24.4 соответственно).

Матюшин Профессионалы Непрофессионалы

Рисунок 4 Тон и насыщенность (С) оттенков таблицы 25 (слева); проекция на цветовой круг С^^

Матюшин Профессионалы Непрофессионалы

Рисунок 5 Тон и насыщенность (С) оттенков таблицы 26; проекция на цветовой круг С^^

СО м у е & V*.

е 1 .20 44 ЬО ВО 100 • ф

Матюшин Профессионалы Непрофессионалы

Рисунок 6 Тон и насыщенность (С) оттенков таблицы 27; проекция на цветовой круг С^^

Матюшин Профессионалы Непрофессионалы

Рисунок 7 Тон и насыщенность (С) оттенков таблиц 28 и 29; проекция на цветовой круг С^^

Матюшин Профессионалы Непрофессионалы

Рисунок 8 Тон и насыщенность (С) оттенков Таблицы 30; проекция на цветовой круг С^^

Светлота оттенков, выбранных участниками

Подавляющее большинство оттенков, предложенных как профессионалами, так и участниками без художественного образования, были значительно темнее тех, что выбрал М. Матюшин (красный пунктир на рис. 9). Оттенки, предложенные участниками без художественного образования, были во всех таблицах светлее, чем оттенки, выбранные профессионалами (среднее значение L*= 60.0^72.9 и 59.6^68.2 соответственно).

----»

Таблица 25

Таблица 26

Таблица 27

=4=

Таблица 28

Таблица 29

Таблица 30

Рисунок 9 Светлота оттенков, выбранных профессионалами (синий) и респондентами без художественного образования (оранжевый); светлота оттенков, выбранных М. Матюшиным, обозначена красным («сцепляющий цвет»), зеленым (цвет основы) и серым (цвет среды) пунктиром

Сравнение собственных таблиц и таблиц, составленных М. Матюшиным

Несмотря на то, что выбор участников во многих случаях принципиально отличался от цветового решения М. Матюшина, собственный цветовой выбор в большинстве случаев нравился им больше, чем выбор художника. Во всех без исключения случаях непрофессионалам таблицы М. Матюшина нравились гораздо чаще, чем те, что составили они сами (см. рис. 10).

Таблица 25

Таблица 30 (3)

Таблица 30(2}

/ \

50% 40% 30% 20% 10% уа%

Таблица 26

Таблица 27

I

Таблица 30(1)

ГУ

;

/

Таблица 28 (1)

4( Профессионалы Непрофессионалы

Ф

■'»»Г»**

Таблица 29(2}

Таблица 28 (2)

Таблица 29(1)

Рисунок 10 Количество выборов таблиц Матюшина при сопоставлении

с собственными

Продолжительность выбора цвета и сравнения таблиц

Две группы заметно различались по продолжительности выбора. Профессионалы в среднем выбирали подходящий цвет на 25 секунд дольше, чем непрофессионалы

(см. рис. 11). Особенно большой оказалась разница между продолжительностью выбора цвета для Таблиц 30 (56 с) и 27 (44 с). Таблица 26 была единственной, с цветом которой профессионалы определились быстрее (в среднем на 5 с).

Таблица 25

25а

Таблица 26

щ

Таблица 27

25а

I

Таблица 28/29

щ

Таблица 30

-¡за

Рисунок 11 Продолжительность выбора цвета профессионалами (синий) и непрофессионалами (оранжевый)

Продолжительность сравнения составленных самостоятельно цветовых таблиц с таблицами М. Матюшина у профессионалов и непрофессионалов была примерно одинаковой и в среднем составляла 9 секунд (см. рис. 12).

о

Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица 25 26 27 28(1) 28(2] 29(1) 29(2) 30(1) 30(2) 30(3)

^^—Профессионалы ^^—Непрофессионалы

Рисунок 12 Продолжительность сравнения цветовых таблиц профессионалами

и непрофессионалами

_Обсуждение результатов

Большинство участников нашего эксперимента не были знакомы с цветовыми таблицами «Справочника по цвету» М. Матюшина и никогда не видели их прежде. Однако как профессионалы, так и участники без художественного образования, отнеслись к заданиям творчески и выполняли их с большим интересом. Эти наблюдения согласу-

ются с выводами авторов других экспериментов, в которых участникам предлагалось выбрать цвет [6]. Исследователи связывают это с тем, что «игры» с цветом в заданном цветовом контексте, как в нашем эксперименте, могут оказывать непосредственное влияние на лимбическую систему и вызывать удовольствие [8].

Несмотря на то, что участники без художественного образования старались найти подходящий цвет «интуитивно» [14], мы обнаружили довольно хорошую согласованность их цветовых выборов для каждой из пяти таблиц. Они оказались «чувствительны» к хроматическим характеристикам заданных оттенков и, осуществляя поиск, часто останавливались на оттенках из одинаковых групп.

Более того, наше исследование показало, что уже имеющееся соотношение тонов в гораздо большей степени влияет на цветовой выбор участников эксперимента без художественного образования, чем на профессионалов. Выбирая цвет для неокрашенной средней полосы, непрофессионалы намного чаще останавливались на оттенках того же тона, что и у полос с заданным цветом, - красно-коричневых, желто-зеленых, оранжевых. Похожая стратегия построения гармоничных цветовых сочетаний отмечена и в ранее проведенных исследованиях, когда участники экспериментов чаще других выбирали оттенки, подобные по тону, для цветовых комбинаций [25] и абстрактных картин [6]. Даже художники предпочитали искать гармоничные цвета среди тех, которые уже присутствовали в цветовой композиции [22].

В пользу того, что непрофессионалы «подстраивали» свой выбор под уже имевшийся цветовой контекст по тону, говорит и тот факт, что оттенки из холодных частей цветового спектра (синие, сине-зеленые, фиолетовые) они использовали гораздо реже, хотя установлено, что синий цвет в большинстве культур является наиболее предпочтительным [24; 29].

Наоборот, участники с художественным образованием, чаще выбирали для средней полосы оттенки, не совпадающие по тону с уже имеющимся цветовым контекстом. Из-за этого на цветовом круге их ответы выглядят более рассеянными (см. рис. 4-8 в центре), особенно в тех случаях, когда два заданных оттенка исходной таблицы по тону достаточно близки друг к другу (см. рис. 4-8 слева).

Интересным моментом в исследовании различий выборов по тону стал анализ не только тех оттенков, которые предлагались в качестве гармоничных, но и тех, которых в ответах участников эксперимента не оказалось [27]. У участников без художественного образования - это оттенки фиолетового. Наоборот, для профессионалов фиолетовые оттенки были привлекательными. В то время как участники эксперимента без художественного образования, в основном выбирали цвета из квадрантов, граничащих с желтым (верхняя часть цветового круга на рис. 4-8), цвета, которым отдали предпочтение профессионалы, были сконцентрированы в квадрантах, граничащих с красным (правая часть цветового круга на рис. 4-8). Именно в этих двух квадрантах преимущественно располагались и оттенки, которые выбрал для своих таблиц сам М. Матюшин (см. табл. 1).

Все эти различия объясняются принципиально другой стратегией выбора оттенков участниками с художественным образованием. В то время, как непрофессионалы, как правило, выбирали оттенок по принципу сходства с заданным цветовым контекстом, профессионалы использовали принцип контраста. Они дополняли цветовые комбинации оттенком, комплементарным к какому-то из уже имевшихся: для красного выбирали зеленый, для оранжевого - синий, для желтого - фиолетовый [4; 18]. В ряде случаев профессионалы строили баланс в цветовом сочета-

нии на более широком противопоставлении теплых оттенков холодным, создавая таким образом контраст, который выходит за рамки чистой оптики в сферу психологии и цветовых ассоциаций [27].

Участники с художественным образованием более смело экспериментировали не только с тоном, но и с другими характеристиками выбираемых оттенков -их насыщенностью и яркостью, к которым непрофессионалы в нашем исследовании оказались менее «чувствительны». Предложенные профессионалами оттенки во всех таблицах были более плотными и темными (см. рис. 4-9), в то время как участники без художественного образования выбирали более сдержанные цвета. Такая тенденция объясняется «давлением» традиционной парадигмы описания и анализа цвета, в соответствии с которой тон (положение цвета в спектре) считается главным атрибутом цвета, в то время как все другие его характеристики (в частности - светлота и насыщенность) считаются второстепенными и менее важными. Такая схема анализа до недавнего времени доминировала в анализе цветовых предпочтений, цветовых ассоциаций, в описании связанных с цветом эмоций [10] и заметно повлияла на повседневный дискурс [3].

В целом участники с художественным образованием думали над выбором цвета дольше, чем непрофессионалы, но в результате чаще оставались довольны сделанным выбором.

Заключение

Проведенный эксперимент показывает, что профессиональное художественное образование достаточно заметно влияет на выбор стратегии построения гармоничных цветовых сочетаний.

Совершая свой выбор интуитивно, участники без художественного образования чаще всего согласуют оттенок с уже имеющимися по тону. Профессионалы выбирают цвет более смело и рассудительно. Кроме тона, они учитывают насыщенность и яркость оттенков заданного цветового контекста и делают выбор, используя принцип контраста.

Выявленные различия могут быть использованы в совершенствовании программ профессиональной подготовки дизайнеров, архитекторов, специалистов по компьютерной графике.

Исследование должно быть продолжено в отношение кросс-культурных различий. Основываясь на результатах проведенных ранее экспериментов [6], есть все основания предполагать, что культурный опыт будет оказывать заметное влияние на выбор цветовых сочетаний, причем для наблюдателей, профессионально не связанных с цветом, этот фактор может оказаться более значимым, чем для непрофессионалов.

_Финансирование

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00407, https://rscf.ru/project/22-18-00407/ в Смоленском государственном университете.

ЛИТЕРАТУРА_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Грибер Ю. А. Влияние профессионального образования на цветовой лексикон и модели цветонаименования // Перспективы науки и образования. 2021. № 3 (51). С. 70-85. https://doi.Org/10.32744/pse.2021.3.5

2. Грибер Ю. А. Цвет изнутри: новый вектор исследования городской колористики // Проект Байкал. 2022. № 1 (71). С. 144-149. https://doi.org/10.51461/projectbaikal.71.1956

3. Грибер Ю. А. Цвет, удобный для жизни // Проект Байкал. 2021. № 18 (67). C. 82-87. https://doi.org/10.51461/projectbaikal.67.1759

4. Иттен Й. Искусство цвета. СПб.: Издатель Дмитрий Аронов, 2018. 96 с.

5. Матюшин М. В. Справочник по цвету. Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. М.: Издатель Д. Аронов, 2007. 72 с.

6. Braun D. I., Doerschner K. Kandinsky or me? How free is the eye of the beholder in abstract art? // i-Perception. 2019. No. 10 (5). P. 1-29. https://doi.org/10.1177/2041669519867973

7. Burchett K. E. Color harmony // Color Research and Application. 2002. No. 27. P. 28-31. https://doi.org/10.1002/ col.10004

8. Conway B. R. Color consilience: Color through the lens of art practice, history, philosophy, and neuroscience // Annals of the New York Academy of Sciences. 2012. No. 1251. P. 77-94. https://doi.org/10.1111/j.1749-6632.2012.06470.x

9. Cubukcu E., Kahraman I. Hue, saturation, lightness, and building exterior preference: An empirical study in Turkey comparing architects' and nonarchitects' evaluative and cognitive judgments // Color Research and Application. 2008. No. 33. P. 395-405. https://doi.org/10.1002/col.20436

10. Elliot A. J., Maier M. A. Color psychology: Effects of perceiving color on psychological functioning in humans // Annual Reviews of Psychology. 2014. No. 65. P. 95-120. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-010213-115035

11. Griber Yu. A., Selivanov V. V., Weber, R. Color in the educational environment for older people: recent research review // Perspectives of Science and Education. 2020. No. 47 (5). P. 368-383. https://doi.org/10.32744/pse.2020.5.26

12. Hard A., Sivik L. A theory of colors in combination—a descriptive model related to the NCS color-order system // Color Research and Application. 2001. No. 26 (1). P. 4-28. https://doi.org/10.1002/1520-6378(200102)26:1<4::AID-C0L3>3.0.C0;2-T

13. Janssens J. G., Mikellides B. Color research in architectural education—A cross-cultural explorative study // Color Research and Application. 1998. No. 23. P. 328-334. https://doi.org/10.1002/(SICI)1520-6378(199810)23:5<328::AID-C0L9>3.0.C0;2-Y

14. KoenderinkJ., Doorn A. van, Gegenfurtner K. Colors and things // i-Perception. 2020. No. 11 (6). P. 2041669520958431. https://doi.org/10.1177/2041669520958431

15. Li K. R., Yang Y. Q., Zheng Z. Q. Research on color harmony of building façades // Color Research and Application. 2020. No. 45 (1). P. 105-119. https://doi.org/10.1002/col.22448

16. McLachlan F., Leng X. Colour here, there, and in-between - placemaking and wayfinding in mental health environments // Color Research and Application. 2020. № 46 (1). P. 125-139. https://doi.org/10.1002/col.22570

17. Min Y. H., Lee S. Does interior color contrast enhance spatial memory? // Color Research and Application. 2019. No. 45. P. 352-361. https://doi.org/10.1002/col.22463

18. Munsell A. H. A grammar of color. New York: Van Nostrand Reinhold, 1921.

19. Nemcsics A. Experimental determination of laws of color harmony. Part 1: harmony content of different scales with similar hue // Color Research and Application. 2007. No. 32 (6). P. 477-488. https://doi.org/10.1002/col.20357

20. O'Connor Z. Colour harmony revisited // Color Research and Application. 2010. No. 35 (4). P. 267-273. https://doi. org/10.1002/col.20578

21. Ostwald W. Color science. Vol. 1. London: Windsor Newton, 1932.

22. Ou L. C. Color emotion and color harmony // Handbook of color psychology / ed. by A. J. Elliot, M. D. Fairchild, A. Franklin. Cambridge, England: Cambridge University Press, 2015. P. 401-418.

23. Ou L., Luo M. R. A colour harmony model for two-colour combinations // Color Research and Application. 2006. № 31 (3). P. 191-204. https://doi.org/10.1002/col.20208

24. Palmer S. E., Schloss K. B. An ecological valence theory of human color preference // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2010. No. 107 (19). P. 8877-8882. https://doi.org/10.1073/pnas.0906172107

25. Schloss K. B., Palmer S. E. Aesthetic response to color combinations: Preference, harmony, and similarity // Attention, Perception, & Psychophysics. 2011. No. 73. P. 551-571. https://doi.org/10.3758/s13414-010-0027-0

26. Serra J., Gouaich Y., Manav B. Preference for accent and background colors in interior architecture in terms of similarity/contrast of natural color system attributes // Color Research and Application. 2022. No. 47 (1). P. 135-151. https://doi.org/10.1002/col.22698

27. Serra J., Llopis J., Torres A., Giménez M.D. Color combination criteria in Le Corbusier's Purist architecture based on Salubra claviers from 1931 // Color Research and Application. 2016. No. 41 (1). P. 85-100. https://doi.org/10.1002/ col.21940

28. Serra L. J. Color for Architects. New York, NY: Princeton Architectural Press, 2019.

29. Taylor C., Clifford A., Franklin A. Color preferences are not universal // Journal of Experimental Psychology: General. 2013. No. 142 (4). P. 1015-1027. https://doi.org/10.1037/a0030273

30. Westland S., Laycock K., Cheung V., Henry P., Mahyar F. Colour harmony // Colour: Design & Creativity. 2007. No. 1. P. 1-15.

31. Witzel C., Gegenfurtner K. R. Color perception: Objects, constancy, and categories // Annual Review of Vision Science. 2018. No. 4. P. 475-499. https://doi.org/10.1146/annurev-vision-091517-034231

REFERENCES

1. Griber Y. A. Influence of vocational education on color vocabulary and color naming patterns. Perspectives of Science and Education, 2021, no. 3 (51), pp. 70-85. https://doi.org/10.32744/pse.2021.3.5 (in Russ.)

2. Griber Y. A. Color from within: A new vector in the studies of urban coloristics. Project Baikal, 2022, no. 19 (71), pp. 144-149. https://doi.org/10.51461/projectbaikal.71.1956 (in Russ.)

3. Griber Y. A. A livable colour. Project Baikal, 2021, no. 18 (67), pp. 82-87. https://doi.org/10.51461/projectbaikal.67.1759 (in Russ.)

4. Itten J. The Art of Color. St. Petersburg, Dmitry Aronov Publisher, 2018. 96 p. (in Russ.)

5. Matyushin M. V. A Reference Book of Color: The Laws Governing Variability of Color Combinations. Moscow, Publisher D. Aronov, 2007. 72 p. (in Russ.)

6. Braun D. I., Doerschner K. Kandinsky or me? How free is the eye of the beholder in abstract art?. i-Perception, 2019, no. 10 (5). P. 1-29. https://doi.org/10.1177/2041669519867973

7. Burchett K. E. Color harmony. Color Research and Application, 2002, no. 27, pp. 28-31. https://doi.org/10.1002/col.10004

8. Conway B. R. Color consilience: Color through the lens of art practice, history, philosophy, and neuroscience. Annals of the New York Academy of Sciences, 2012, no. 1251, pp. 77-94. https://doi.org/10.1111/j.1749-6632.2012.06470.x

9. Cubukcu E., Kahraman I. Hue, saturation, lightness, and building exterior preference: An empirical study in Turkey comparing architects' and nonarchitects' evaluative and cognitive judgments. Color Research and Application, 2008, no. 33, pp. 395-405. https://doi.org/10.1002/col.20436

10. Elliot A. J., Maier M. A. Color psychology: Effects of perceiving color on psychological functioning in humans. Annual Reviews of Psychology, 2014, no. 65, pp. 95-120. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-010213-115035

11. Griber Yu. A., Selivanov V. V., Weber, R. Color in the educational environment for older people: recent research review. Perspectives of Science and Education, 2020, no. 47 (5), pp. 368-383. https://doi.org/10.32744/pse.2020.5.26

12. Hard A., Sivik L. A theory of colors in combination—a descriptive model related to the NCS color-order system. Color Research and Application, 2001, no. 26 (1), pp. 4-28. https://doi.org/10.1002/1520-6378(200102)26:1<4::AID-C0L3>3.0.C0;2-T

13. Janssens J. G., Mikellides B. Color research in architectural education—A cross-cultural explorative study. Color Research and Application, 1998, no. 23, pp. 328-334. https://doi.org/10.1002/(SICI)1520-6378(199810)23:5<328::AID-C0L9>3.0.C0;2-Y

14. KoenderinkJ., Doorn A. van, Gegenfurtner K. Colors and things. i-Perception, 2020, no. 11 (6), pp. 2041669520958431. https://doi.org/10.1177/2041669520958431

15. Li K. R., Yang Y. Q., Zheng Z. Q. Research on color harmony of building façades. Color Research and Application, 2020, no. 45 (1), pp. 105-119. https://doi.org/10.1002/col.22448

16. McLachlan F., Leng X. Colour here, there, and in-between - placemaking and wayfinding in mental health environments. Color Research and Application, 2020, no. 46 (1), pp. 125-139. https://doi.org/10.1002/col.22570

17. Min Y. H., Lee S. Does interior color contrast enhance spatial memory?. Color Research and Application, 2019, no. 45, pp. 352-361. https://doi.org/10.1002/col.22463

18. Munsell A. H. A grammar of color. New York: Van Nostrand Reinhold, 1921.

19. Nemcsics A. Experimental determination of laws of color harmony. Part 1: harmony content of different scales with similar hue. Color Research and Application, 2007, no. 32 (6), pp. 477-488. https://doi.org/10.1002/col.20357

20. O'Connor Z. Colour harmony revisited. Color Research and Application, 2010, no. 35 (4), pp. 267-273. https://doi. org/10.1002/col.20578

21. Ostwald W. Color science. Vol. 1. London, Windsor Newton, 1932.

22. Ou L. C. Color emotion and color harmony. Handbook of color psychology / ed. by A. J. Elliot, M. D. Fairchild, A. Franklin. Cambridge, England: Cambridge University Press, 2015, pp. 401-418.

23. Ou L., Luo M. R. A colour harmony model for two-colour combinations. Color Research and Application, 2006, no. 31 (3), pp. 191-204. https://doi.org/10.1002/col.20208

24. Palmer S. E., Schloss K. B. An ecological valence theory of human color preference. Proceedings of the National Academy of Sciences, 2010, no. 107 (19), pp. 8877-8882. https://doi.org/10.1073/pnas.0906172107

25. Schloss K. B., Palmer S. E. Aesthetic response to color combinations: Preference, harmony, and similarity. Attention, Perception, & Psychophysics, 2011, no. 73, pp. 551-571. https://doi.org/10.3758/s13414-010-0027-0

26. Serra J., Gouaich Y., Manav B. Preference for accent and background colors in interior architecture in terms of similarity/contrast of natural color system attributes. Color Research and Application, 2022, no. 47 (1), pp. 135-151. https://doi.org/10.1002/col.22698

27. Serra J., Llopis J., Torres A., Giménez M.D. Color combination criteria in Le Corbusier's Purist architecture based on Salubra claviers from 1931. Color Research and Application, 2016, no. 41 (1), pp. 85-100. https://doi.org/10.1002/col.21940

28. '^Serra L. J. Color for Architects. New York, NY: Princeton Architectural Press;"2019.

29. Taylor C., Clifford A., Franklin A. Color preferences are not universal. Journal of Experimental Psychology, 2013, no. 142 (4)., pp. 1015-1027. https://doi.org/10.1037/a0030273

30. Westland S., Laycock K., Cheung V., Henry P., Mahyar F. Colour harmony. Colour: Design & Creativity, 2007, no. 1, pp. 1-15.

31. Witzel C., Gegenfurtner K. R. Color perception: Objects, constancy, and categories. Annual Review of Vision Science, 2018, no. 4, pp. 475-499. https://doi.org/10.1146/annurev-vision-091517-034231

Информация об авторах Грибер Юлия Александровна

(Россия, Смоленск) Доцент, доктор культурологии, профессор кафедры социологии и философии, директор «Лаборатории цвета»

Смоленский государственный университет E-mail: y.griber@gmail.com ORCID ID: 0000-0002-2603-5928 Scopus Author ID: 56809444600 ResearcherlD: AAG-4410-2019

Самойлова Татьяна Аркадьевна

(Россия, Смоленск) Доцент, кандидат технических наук, доцент кафедры прикладной математики и информатики Смоленский государственный университет E-mail: tatsamoilova24@gmail.com ORCID ID: 0000-0003-3273-3412 Scopus Author ID: 57201373908

Information about the authors

Yulia A. Griber

(Russia, Smolensk) Associate Professor, Dr. Sci. (Culture), Professor of Sociology and Philosophy Department, Director of Color Laboratory Smolensk State University E-mail: y.griber@gmail.com ORCID ID: 0000-0002-2603-5928 Scopus Author ID: 56809444600 ResearcherlD: AAG-4410-2019

Tatiana A. Samoilova

(Russia, Smolensk) Associate Professor, Cand. Sci. (Tech.), Associate Professor of Applied Mathematics and Computer Science Department Smolensk State University E-mail: tatsamoilova24@gmail.com ORCID ID: 0000-0003-3273-3412 Scopus Author ID: 57201373908

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.